Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основания использования киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи 16
1. Анализ понятия «толерантность» в научной литературе 16
2. Формирование толерантности у учащейся молодежи как социально-педагогическая проблема 48
3. Возможности и специфика киноискусства как средства воспитания толерантной личности 76
4. Содержание и организация воспитания толерантности у учащейся молодежи в рамках деятельности дискуссионного киноклуба 98
Глава II. Процесс реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи...; 119
1. Педагогические условия, способствующие эффективности реализации возможностей киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи 119
2. Содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у учащейся молодежи на основе произведений киноискусства 138
3. Оценка результатов опытно-экспериментальной работы 160
Заключение 177
Список литературы 181
Приложение 203
- Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
- Возможности и специфика киноискусства как средства воспитания толерантной личности
- Педагогические условия, способствующие эффективности реализации возможностей киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема воспитания толерантности стала особенно актуальной в конце XX столетия, что было обусловлено значительными социальными трансформациями в стране и в мире. Войны, национальные конфликты, ксенофобия, экстремизм, различные формы дискриминации - все это и сегодня продолжает дискредитировать совокупный итог социального развития современного мира, подрывать демократические принципы его существования, приводит к нарушению прав человека, покушается на многообразие, являющееся важнейшим фактором общественного развития. В России в последние десятилетия одновременно, но не синхронно, происходят изменения во всех сферах жизни - духовной, политической, экономической, что нередко порождает разногласия и социальную напряженность. В этих условиях именно толерантность может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия человеческого сообщества.
Слово «толерантность» стало международным и вошло в обиход благодаря усилиям ЮНЕСКО в области нормализации международных отношений. Чаще всего под толерантностью понимают терпимость, уважение, доверие, готовность принимать «инаких» такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В то же время, содержание понятия «толерантность» продолжает уточняться и конкретизироваться применительно к различным аспектам его проявления.
Актуализация проблем толерантности отражена в международных документах ООН: «Декларации принципов толерантности» (1995 г.), «Декларации тысячелетия» (2000 г.), в государственной целевой программе РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» (2002 г.). Однако утвердившаяся в официальных документах толерантность все еще далека от того, чтобы- стать общепринятым принципом взаимоотношений в социуме.
Историко-педагогическим основанием данной работы явились труды Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ф. Вольтера, И.-Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Важнейшим принципом формирования толерантной личности выступает принцип гуманизма, который развил в своих трудах еще Я.А. Коменский. Он поставил глобальную цель перед человечеством - совершенствование социума через совершенствование личности.
Западные исследователи в основном акцентируют внимание на толерантности как на политическом феномене и рассматривают ее как проблему прав и свобод личности, нередко практически отождествляя толерантность с равенством (Г. Бастид, П. Джонсон, Й. Йовел, Т. Нельсон).
Роль и место толерантности в современном российском обществе раскрываются в работах А.Г. Асмолова, Г.А. Бакиевой, P.P. Валитовой, B.C. Гершунского, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, В.А. Петровского, В.А. Тишкова, В.В. Шалина и др., которые рассматривают ее как социальную норму, принцип межличностных и межгрупповых отношений, условие сохранения человеческого разнообразия, права на непохожесть.
В педагогическую науку и практику понятие толерантности вошло сравнительно недавно, образуя новые воспитательно-образовательные-проблемы и задачи. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к утрате нравственных ориентиров у подрастающего поколения, росту проявлений нетерпимости, жестокости, ненависти к «инаким». Появилась необходимость нового содержания образования, основанного на понимании общности и единства человеческих сообществ. По утверждению Б.С. Гершунского, воспитание толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке. Вопросам формирования толерантности у различных категорий граждан посвящены исследования С.К. Бондыревой, С.Л. Братченко, Б.З. Вульфова, Б.С. Гершунского, Г.Д. Дмитриева, Л.М. Ивановой, П.Ф. Комогорова, Н.В. Мольденгауэр, З.Ф. Мубиновой, Г.У. Солдатовой, А.Ф. Шакировой и др. Психологи и педагоги чаще всего рассматривают толерантность как личностное качество человека, способность индивида воспринимать без агрессии мнения, особенности поведения и внешности, отличающиеся от собственных.
Однако практика показывает, что в процессе стихийной социализации толерантность как социальная норма усваивается далеко не всеми молодыми людьми. Более того, уровень толерантности как качества личности у довольно значительного их числа не может не вызывать беспокойства, что нашло отра-жение в социологических исследованиях и публицистике последних лет. Поэтому формирование у подростков и молодежи толерантного сознания и поведения представляет собой серьезную социально-педагогическую проблему, ко- і торая нуждается в осмыслении в контексте социального воспитания подрастающего поколения. Последнее, вслед за Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, М.М. Плоткиным, М.В. Шакуровой и др., рассматривается нами как целенаправленный, организованный и контролируемый процесс социального формирования человека, как его позитивная, т.е. адекватная общественным ценностям и потребностям социализация, осуществляемая различными институтами общества, в первую очередь, учреждениями системы образования.
Актуальность данной социально-педагогической проблемы обусловила необходимость поиска эффективных средств воспитания толерантности у учащихся. И.В. Абакумова, В.Н. Гуров, Е.И. Дворникова, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев/П.Н. Ермаков, B.C. Кукушкин, В.А. Тишков, Е.Н. Яркова и др. акцентируют внимание на формировании толерантности посредством поликультурного образования. Многие ученые в качестве средств формирования толерантности рассматривают диалоговые формы воспитания: беседы, семинары, дискуссии (Н.А. Асташова, С.Л. Братченко, Е.О. Галицких, Л.М. Иванова, Ю.П. Ивкова, И.Г. Пчелинцева, И.З. Сковородкина, Л.В. Строганова и др.), обосновывают возможности тренингов (Л.В. Зарецкая, Ю.П. Ивкова, СБ. Митрофанова, Е.В. Смирнова, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, Г.М. Шеламова и др.).
За последнее десятилетие накоплен значительный эмпирический опыт воспитания толерантности. Однако в целом «педагогика толерантности» (термин В.А. Тишкова) носит сегодня информативно-словесный или тренинговый характер. Как отмечает С.Л. Братченко, многие ученые-практики пытаются «натаскать» на толерантность, научить произносить «правильные слова». Такой подход к воспитанию морально-нравственных качеств личности является поверхностным, по существу, декларативным. Предлагаемые современными учеными средства не могут в полной мере решить задачу воспитания такого глубинного качества, как толерантность, так как воздействуют в основном на разум, на автоматизм поведения, а не на чувства воспитуемых. По мнению С.К. Бондыревой, сегодня необходим поиск принципиально новых и глубокая корректировка прежних средств воспитания с учетом новых задач и психофизиологических особенностей воспитуемых [223, с. 18].
Мы полагаем, что эффективным средством воспитания толерантности у учащейся молодежи может стать кино как массовое и востребованное молодежной аудиторией искусство, обладающее значительным художественно-воспитательным потенциалом, являющееся в настоящее время одним из наиболее влиятельных факторов социализации подростков и молодежи.
Теоретическая база для использования кино в образовательно-воспитательном процессе была создана в отечественной педагогике еще в 60-70 гг. прошлого столетия и получила в настоящее время развитие в русле мировых образовательных тенденций как теория медиаобразования (О.А. Баранов, И.В. Вайсфельд, И.Н. Гращенкова, И.С. Левшина, В.А. Монастырский, О.Ф. Нечай, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков и др.). В то же время нельзя не отметить, что педагогическая практика (за исключением отдельных энтузиастов) воспитательные возможности киноискусства явно недооценивает, если не сказать - игнорирует, определив ему место в сфере домашнего досугового потребления. Нам представляется, что освоение киноискусства в контексте социального воспитания молодежи и использование его в качестве одного из средств воспитания толерантности могло бы обогатить содержание и повысить эффективность этого процесса. Однако специальных исследований, посвященных проблеме использования киноискусства в качестве средства воспитания толерантности у учащейся молодежи, до настоящего времени проведено не было.
Таким образом, актуальность предпринятого нами исследования обусловлена наличием ряда противоречий:
- между преимущественной ориентацией теории и практики воспитания толерантности у подростков и молодежи на информационно-познавательные, вербально-понятийные или тренинговые средства и недооценкой в этом плане эмоционально-воспитательных ресурсов искусства;
- между социально-педагогическим потенциалом киноискусства как фактора социализации и средства эмоционально-воспитательного воздействия на личность и отсутствием научного обоснования возможностей и педагогических условий его реализации в процессе воспитания толерантности у учащейся молодежи.
Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы возможности киноискусства как средства воспитания толерантности и каковы педагогические условия его эффективного использования в названном качестве в социально-воспитательной работе с учащейся молодежью.
В современной науке (педагогической, психологической, социологической, философской, искусствоведческой) создана научная база, сформулирован круг идей, положений, продуктивных подходов, делающих своевременной постановку данной проблемы и позволяющих найти ее решение.
В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи».
Объект исследования: процесс формирования толерантности у учащейся молодежи.
Предмет исследования: киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи.
Цель исследования:, обосновать возможности киноискусства как средства воспитания толерантности и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в воспитательной работе с учащейся молодежью.
Гипотеза исследования строится на предположениях:
- о значительном социально-педагогическом потенциале киноискусства как фактора социализации и средства воспитания толерантности, механизмами реализации которого в процессе восприятия и осмысления фильма являются идентификация зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатиче-ское проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающее зрителя опытом жизни людей, непохожих на него («инаких»);
- о том, что содержание воспитания толерантности как интегративного личностного качества должно отражать ее структурные компоненты (образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный, поведенческий), обеспечивая таким образом их развитие, и что наиболее адекватной формой организации этой работы на основе киноискусства в молодежной аудитории является дискуссионный киноклуб; - о педагогических условиях, способствующих эффективности реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у
учащейся молодежи, к которым мы относим:
а) составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблема тике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям;
б) формирование базовых компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино;
в) педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на предкоммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра;
г) реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории;
д) сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма.
Задачи исследования:
- уточнить содержание понятия «толерантность» и определить критерий и показатели ее сформированности как качества личности;
- выявить возможности киноискусства как средства воспитания толерантной личности;
- разработать содержание воспитания толерантности у учащейся молодежи в рамках деятельности дискуссионного кино клуба;
- обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективности реализации возможностей киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии, психологии и педагогики о взаимосвязи и взаимозависимости явлений социальной действительности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии индивида; о единстве сознания и деятельности; о личности как субъекте деятельности и общения; о социальной среде и различных институтах общества как факторах социализации.
Методологическую функцию в исследовании осуществляли системный подход, предполагающий анализ объектов и явлений действительности как целостных, интегративных образований, характеризующихся взаимосвязью и соподчиненностью входящих в них элементов; личностно-деятелъностный подход, опирающийся на идею о том, что все психические процессы, свойства и состояния принадлежат конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия, а также на положение о единстве сознания и деятельности, воспитания и развития личности; социально-педагогический подход, основывающийся на закономерностях жизнедеятельности человека в условиях социума и ориентированный на гармонизацию отношений личности и общества, человека и среды; культурологический подход, исходящий из закономерности нарастания многообразия культур и идеи «диалога культур» как условия понимания себя и Другого.
Теоретическую" базу исследования составляют:
- ведущие положения методологии современной педагогики (Ю.К. Бабан-ский, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.А. Липский, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников и др.).
- положения о сущности, процессе и факторах социализации человека (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, С.А. Беличева, Л.Г. Буева, Н.Ф. Голованова, М.З. Ильчиков, И.С. Кон, А.И. Кравченко, В.М. Медков, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, Д.И. Фельдштейн, Т. Шибутани и др.).,
- теоретические основы социальной педагогики (А.И. Арнольдов, Б.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.Н. Галагузова, М.П. Гурьянова, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, P.M. Куличенко, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Г.Н. Филонов и др.).
- концептуальные положения о формировании толерантности (А.Г. Асмо-лов, Г.А. Бакиева, С.К. Бондырева, Л.С. Братченко, P.P. Валитова, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, Д.В. Зиновьев, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский, А.А. Леонтьев, Г.У. Солдатова, В.А. Тишков, Л.А. Шайгерова, В.В. Шалин и др.).
- положения эстетики, искусствознания и теории художественного воспитания о функциях искусства и его роли в духовно-нравственном и социальном становлении человека (А.И. Арнольдов, Ю.Б. Борев, Д.Б. Кабалевский, М.С. Ка-ган, А.Н. Малюков, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.Н. Столович и др.). Особое значение для исследования имели работы по кинопедагогике, содержащиеся в них положения о специфике использования киноискусства в воспитательных целях (О.А. Баранов, И.В. Вайсфельд, И.С. Левшина, В.А. Монастырский, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.).
Методы исследования.
Для- решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретический анализ научной литературы (философской, социологической, психологической, педагогической, искусствоведческой);
- эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ, беседа, обобщение практического опыта);
- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Тамбовское областное государственное, образовательное учреждение среднего профессионального образования «Приборостроительный колледж». На разных этапах им было охвачено 325 учащихся. В основном эксперименте приняли участие 125 человек.
Организация и этапы исследования. Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.
Первый этап (2003-2005 гг.) — теоретико-поисковый - включал изучение состояния проблемы воспитания толерантности у учащейся молодежи, анализ научной литературы и практического опыта, определение концептуальных подходов и исходных параметров исследования, его предмета, цели, задач, гипотезы и категориального аппарата; теоретическое обоснование содержания понятия «толерантность», критерия и показателей ее сформированности, выявлении возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности, а также совокупности педагогических условий, способствующих эффективной реализации этих возможностей в социально-воспитательной работе с учащейся молодежью.
Второй этап (2005-2007 гг.) - опытно-экспериментальный. На данном этапе были предприняты организационные меры, необходимые для подготовки и проведения констатирующего и формирующего экспериментов, разработаны их содержание и методика, осуществлена опытно-экспериментальная проверка сформулированных в гипотезе позиций, в частности педагогических условий, призванных обеспечить эффективность реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи.
Третий этап (2007—2008 гг.) — обобщающий — состоял в подведении итогов опытно-экспериментальной работы, анализе ее результатов, уточнении теоретических выводов, основных идей и положений, завершении оформления текста диссертации.
Научная новизна исследования:
- на основе анализа широкого круга типичных проявлений интолерантно сти в современном социуме уточнено и дополнено содержание понятия «толе 4 рантность», определяемое многообразием ее аспектов, (видов толерантности),
охарактеризованы основные виды толерантности (межличностная, интеллектуальная, этническая, конфессиональная, межкультурная, тендерная, сексуальная, медицинская, возрастная, социальная);
- определены критерий («отношение к Иному») и показатели (признание прав Иных, готовность к позитивному взаимодействию с ними; отсутствие стереотипов, мифов, предрассудков в отношении к Иным; широта диапазона принятия различных проявлений «инакости»; способность эмоционального постижения Иного (эмпатийность); терпимость к жизненным проявлениям «инакости»), позволяющие оценить уровень толерантности личности;
- раскрыты возможности киноискусства как средства воспитания толерантной личности, заключающиеся в таких механизмах социализации, реализующихся в процессе восприятия и осмысления кинопроизведения, как идентификация с героями фильма и авторской позицией, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий фильма, обогащающее зрителя опытом жизни непохожих на него людей («инаких»);
- разработано содержание воспитания толерантности у учащейся молодежи как совокупность направлений педагогической деятельности, обеспечивающей развитие структурных компонентов этого личностного качества и осуществляемой в рамках дискуссионного клуба - наиболее адекватной формы организации воспитательной работы с молодежью на основе киноискусства; - обоснованы педагогические условия, способствующие эффективности реализации возможностей киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи: составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблематике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям; формирование компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино; педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на пред-коммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра; реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории; сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие социально-педагогической теории, в той части, которая посвящена социальному воспитанию молодежи, в частности формированию у молодых людей толерантности как личностного качества, отражающего уровень гуманизации отношений в современном социуме.
Дополнены и конкретизированы существующие теоретические представления о средствах социального воспитания, в качестве одного из которых может быть использовано киноискусство, обладающее значительным социально-педагогическим потенциалом как фактор социализации и эмоционально-воспитательного воздействия на личность.
Результаты исследования уточняют и обогащают научные представления о содержании понятия «толерантность», различных аспектах ее проявления, видах толерантности и соответственно о задачах, содержании и формах педагогической деятельности, направленной на воспитание толерантности у молодежи; расширяют представления о педагогических условиях, обеспечивающих эффективность процесса воспитания толерантности у молодежи; обогащают критериальный аппарат выявления уровня толерантности личности.
Практическая значимость исследования состоит в принципиальной возможности использования содержащихся в нем теоретического и методического материалов и выводов для воспитания толерантности у учащейся молодежи средствами киноискусства. Материалы диссертации создают теоретические предпосылки для практического освоения дополнительных ресурсов воспитательной работы, в частности, для реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи и содержат конкретные рекомендации по организации воспитательной работы на основе произведений киноискусства в рамках деятельности молодежного дискуссионного киноклуба.
Материалы диссертации также могут быть использованы в социально-воспитательной работе с учащимися общеобразовательных школ и студентами вузов, в деятельности молодежных досуговых объединений и учреждений дополнительного образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием разнообразных источников информации; применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования; длительностью поискового процесса; корректной организацией опытно-экспериментальной работы и возможностью ее повторения; использованием математического и статистического аппарата при обработке данных; количественным и качественным анализом полученных результатов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Толерантность — это интегративное качество личности, проявляющееся в способности индивида принимать других людей во всем их своеобразии, при знавать их индивидуальность, уважать убеждения, мнения, взгляды, образ жизни, способы самовыражения и творчества, независимо от физического и умственного состояния людей, национальности, вероисповедания, пола, возраста, социального статуса, сексуальной ориентации и др.
Содержание понятия «толерантность» определяется многообразием ее аспектов, сфер проявления в условиях социума, которые выступают как виды толерантности; к основным видам толерантности относятся межличностная, интеллектуальная, этническая, конфессиональная, межкультурная, тендерная, сексуальная, медицинская, возрастная и социальная толерантность.
2. В качестве критерия оценки сформированности толерантности выступает отношение к Иному, которое проявляется в следующих показателях, позволяющих выявить высокий, средний, низкий или очень низкий уровень толерантности личности: - признание и уважение прав Иных, готовность к позитивному взаимодействию с ними;
- отсутствие стереотипов, мифов, предрассудков в отношении к Иным;
- широта диапазона принятия различных проявлений «инакости»;
- способность эмоционального постижения Иного (эмпатийность);
- терпимость к жизненным проявлениям «инакости».
3. Киноискусство обладает значительным социально-педагогическим потенциалом как фактор социализации и средство воспитания толерантности, механизмами реализации которого в. процессе восприятия- и осмысления фильма являются идентификация зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающее зрителя опытом жизни людей, непохожих на него («инаких»).
4. Содержание воспитания толерантности обусловлено структурой данного качества личности, такими ее компонентами, как образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный, поведенческий, и включает такие направления воспитательной деятельности, как расширение кругозора учащихся, углубление их знаний из области науки, истории, культурологии, медицины, религиоведения в аспекте отношения к «инаким»; развитие интеллектуальной самостоятельности и критичности мышления, разрушение негативных стереотипов, мифов, предрассудков; расширение диапазона принятия учащимися других людей, отличающихся от них по каким-либо параметрам; развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию другим; формирование терпимого отношения к жизненным проявлениям «инакости».
Наиболее адекватной формой организации этой деятельности с учащейся молодежью на основе произведений киноискусства является дискуссионный киноклуб.
5. Педагогическими условиями, способствующими эффективности использования возможностей киноискусства как средства формирования толерантности у учащихся, являются:
- составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблема тике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям; - формирование базовых компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино;
- педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на предкоммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра;
- реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории;
- сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи исследования обсуждены и получили одобрение на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ имени Г.Р. Державина «Державин-ские чтения» (г. Тамбов); на Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие дополнительного образования детей в условиях модернизации российского образования: теория и практика» (г. Тамбов, 19-25 мая 2005 г.), «Научно-методическое обеспечение создания инновационно-образовательной среды: региональный аспект» (г. Тамбов, 25-31 октября 2005 г.), «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (г. Тамбов, 22-28 мая 2006 г.), «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (г. Тамбов, 24-29 мая 2007 г.), «Образовательное пространство региона: проблемы, поиски, перспективы» (г. Тамбов, 22-23 ноября 2007 г.).
Основные результаты исследования внедрены в практику воспитательной деятельности Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Приборостроительный колледж».
Структура диссертации
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
Понятие толерантности формировалось на протяжении столетий, и этот процесс продолжается до сих пор. Развитие идеи толерантности можно проследить в истории философской мысли. Еще в 1667 году в условиях сильной церковной цензуры о ней писал Дж. Локк в «Письмах о терпимости» и «Очерках о терпимости». Среди зарубежных исторических деятелей самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности, пожалуй, был Ф: Вольтер. В «Трактате о веротерпимости» (1763) он не критикует конкретные религии, но показывает, что, несмотря на то, что все конфессии по сути милосердны, в них достаточно предрассудков и нетерпимости. По его мнению, «верхом безумия следует считать, убеждение, что все люди обязаны думать одинаково об отвлеченных предметах» [47, с. 216]. Важнейшим результатом: деятельности Ф: Вольтера стало признание .толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между людьми. Через 11 лет после смерти философа в. 1789 г. Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив свободу мысли и слова.
О терпимости к «инаким» писали в своих трудах Я.А. Коменский, И.-F. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. В русской философии эта проблема трактуется неоднозначно. Одни ученые (Н;А. Бердяев и др.) понимали толерантность как свободу, другие (И.А. Ильин и др.) - говорили о ней как о патриотизме и даже национализме. Но все исследователи едины в том, что толерантность - это духовная категория личности.
В 90-х годахХХвекапонятие «толерантность» стали все чаще использовать, говоря о путях решения мировых политических проблем-этнических;и религиозных конфликтов, терроризма и т.д. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Одновременно признание толерантности является условием эффективной борьбы с расизмом, потому что гражданские, политические и экономические правачеловека тесно связаны с социальными и культурными правами.
Само понятие «толерантность» вошло в широкий обиход относительно недавно в связи с усилиями ЮНЕСКО в области нормализации международных отношений. Осенью 1995 года члены Организации Объединенных наций, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции, утвердили идеалы толерантности и приняли Декларацию принципов толерантности, утвержденную резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. В статье I декларации раскрывается понятие «толерантность» — это «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения- и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая.потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [статья 1.1] .
В-зарубежной литературе исследуются, различные формы и методы воспитания толерантного сознания (от школьных программ до государственных политических стратегий). Их анализ показывает, что, как правило; речь идет о внимании к относительно замкнутым сообществам, отличающимся от господствующего большинства выбором веры, цветом кожи, ограниченными физическими возможностями и др. Современные западные исследователи акцентируют внимание на толерантности как на политическом феномене, и рассматривают ее как проблему прав и свобод личности. Например, И. Иовел фактически отождествляет толерантность с равенством: «толерантность подчеркивает особый вид равенства - равенства с теми, кто нас раздражает, либо оспаривает наши взгляды, наши интересы или нашу идентичность» [224, с. 120]. И. Иовел пишет также: «Мы можем отвергать и даже осуждать, не будучи интолерантными, чужие представления, ценности, интересы, предпочтения, - в политике, сексе, семейной жизни, религии и т. д. Однако мы должны безоговорочно принимать равный нормативный статус «другого», который дает ему право придерживаться своих взглядов и даже распространять их...» [224, с. 120-121].
Нередко за рубежом (и особенно в США) толерантность связывают с термином «политическая корректность». Он появился в Соединенных Штатах в 1989 году, когда свыше 200 колледжей и университетов приняли кодексы, запрещающие дискриминацию на основании цвета кожи. Политкорректность стала чем-то вроде общественного индикатора, социокультурной установки и речевого кода. Сторонники политкорректности выступают за терпимость по отношению к многообразию культурных, расовых, половых, идеологических и альтернативных стилей жизни. Однако политическая- корректность часто подвергается критике за то, что ее требования порой оказываются излишне жесткими или неуместными: к примеру, «политкорректно» сглаживать различия нормы и патологии и отрицать самое понятие «отклонение»; «политкорректно» отрицать критику и критичность вообще - ведь кого-либо когда-либо это может обидеть. С.К. Бондырева приводит пример как такая «уравниловка» порою обретает карикатурные формы: «есть конкурсы красоты для девушек и молодых женщин - основания для этих конкурсов очевидны. Но яростные приверженцы политкорректности считают обязательным проведение конкурсов и для детей, и для мужчин, и для пожилых женщин, а некоторые считают, что проведение конкурсов красоты вообще «неполиткорректно», поскольку те, кто не имел бы на них шансов, будут этим самым фактом ущемлены. Более того, некоторые из них предлагают запретить куклу Барби: уж больно она красива, и, дескать, у девочек, отличающихся не в лучшую сторону своими внешними качествами, это может вызвать негативные реакции и даже формировать комплекс неполноценности» [223, с. 24].
В России в последнее время также заговорили о политкорректности, но больше в прессе, чем в научных кругах. В печати уже возражали против употребления слова «больной» в применении к пациентам, так как, по мнению приверженцев политкорректности, это слово оскорбляет здоровых, закрепляет за истинно больными ярлык неизлечимости, неприятно напоминает о страданиях. Предлагают также заменить должность, «продавец» на «работника прилавка» или «товароведа».
Возможности и специфика киноискусства как средства воспитания толерантной личности
То, что искусство может служить средством обучения и воспитания, было замечено еще в древности. Аристотель отмечал, что искусство, показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, вызывает эмоции, заставляет людей сопереживать, и этим как бы очищает их внутренний мир. Философ развивал свои предположения на материале воздействия на зрителя трагического произведения. Он разработал и ввел категорию катарсиса — очищения посредством переживания, сострадания. Аристотель придавал эмоциям и чувствам большое значение: он рассматривал их как связующее звено в процессе познания все более сложных объектов и как мотивирующее основание. Например, древний философ отмечал, что побудителем познания является чувство удивления: «...ибо теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивляются тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном...» [2, с. 9]. Ту же мысль позднее развивали И. Петрици и Р. Декарт. Л.Н. Толстой отмечал, что сила искусства в его эмоциональной действенности. А задачу искусства писатель видел в том, чтобы сделать понятным и доступным то, что могло быть непонятно и недоступно в виде рассуждений [227]. В качестве основного признака искусства Л.Н. Толстой выделял заразительность, суть которой в том, что человек, прочтя, услыхав, увидав, испытывает состояние души, которое соединяет его с художником и с другими людьми, воспринимающими искусство.
А.Н. Малюков, рассуждая о том, что для человека не-столько важны сами знания, сколько степень их значимости для личности, называет искусство областью, где «эмоциональные переживания составляют едва ли не сердцевину, нерв самого явления» [127, с. 11]. «Сколько переживаний заключено в художественных произведениях! Кладезь мудрости, бесценный опыт, накопленный веками, и нет края у этой сокровищницы. Общение с художественными образами передает взрослеющей и развивающейся личности жизненный и художественный опыт человечества, передает его такими средствами, которыми в других условиях, пожалуй, трудно передать, если вообще возможно. А здесь это происходит естественно, с интересом, увлеченно» [127, с. 11].
Мы делаем акцент именно на обогащении эмоционального опыта человека с помощью произведений искусств. Под эмоцией, как. правило, понимают отражение отношения субъекта к объекту. Значение эмоций в жизни человека трудно переоценить. Эмоции есть важнейшее средство общения и регулятор социального поведения личности. К изучению концепта «эмоция», «чувство» обращались многие зарубежные и отечественные ученые - представители разных отраслей науки: Л.М; Аболин, В:В. Бойко, Г.Б. Вершинина, В.К. Вйлюнас, Л.Є. Выготский, Е.М.. Галкина-Федорук, С.В. Гиппиус, А.В; Запорожец, К. Изард, А.В; Коробкова, Н.А. Лукьянова, Р.Є. Немов, В.П. Толстых, П;В; Симонов, П.М. Якобсон и многие другие. В;К.. Вйлюнас утверждает: «в, определенном отношении - как самая интимная; специфическая характеристика-она (эмоция; - Е.Ж.) может быть даже превосходит по своему значению компонент интеллекта» [44 с. 6]. Л;М:. Аболин, исследуя, проблему возникновения эмоций в эволюционном-плане, приходит к выводу,-что «вг созидательной активности человека эмоции, эмоциональность столь же первородное качество, каким является; и сама.целесообразность» [2, с. 8], «...человек не:имеет других средств суждения о значении — достоинствах и недостатках, совершенствах и несовершенствах предметов окружающего мира, кроме различных оттенков переживаний (например приятного и неприятного). Можно сказать, что все суждения о значении предметных условий окружающей; действительности: составляются на основании эмоций» [2, с. 13]. В;Л: Прокофьева отмечает,- что регулирующее влияние эмоций испытывает на себе мыслительная деятельность, «которая отвечает тем или иным потребностям, и побуждениям и которая? рассматривается как живая человеческая деятельность, имеющая то же принципиальное строение, что и деятельность практическая» [170$ с. 11]. Следовательно, делает вывод ученый, разрабатываемые педагогические средства должны быть эмоциональными, чтобы эмоционально зарядить тех, кому они адресуются.
Педагогические условия, способствующие эффективности реализации возможностей киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи
Анализ научной литературы позволил предположить, что реализация потенциальных возможностей киноискусства для воспитания толерантности у учащейся молодежи должна быть обеспечена рядом педагогических условий. Условие мы понимаем как обстоятельство, от которого что-либо зависит, обстановку, в которой происходит, осуществляется что-либо. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [243, с. 497]. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих характер протекания и результат педагогического процесса. Педагогическое условие (а точнее, - система условий) специально создается, конструируется педагогом с целью повлиять на протекание процесса. То есть от специального создания и соблюдения определенных педагогических условий зависит эффективность процесса воспитания и повышается его результативность в целом. Обоснование педагогических условий, способствующих эффективности реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи, является задачей настоящего параграфа.
Обосновывая названные педагогические условия, мы исходили из предположения, что стихийное общение учащихся с кинематографом не позволяет в достаточной мере использовать его воспитательный потенциал. Потенциальные возможности киноискусства не реализуются в молодежной среде автоматически. Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности кино в работе с молодежью, должна быть выбрана такая форма, которая позволит сделать контакты с серьезным кинематографом регулярными, организованными и осмысленными. Именно такой формой, как уже было отмечено, является киноклуб.
Одной из задач нашей опытно-экспериментальной работы явилась организация дискуссионного киноклуба в учебном заведении. Исходным педагогическим условием организации его воспитательной деятельности и эффективного использования киноискусства в целях формирования толерантного сознания учащихся является составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблематике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям.
Обоснуем эти критерии. К психолого-педагогическим отнесем доступность фильма для учащихся, проблемностъ произведения, возможность идентифицировать себя с героями киноленты.
Под доступностью понимается соответствие фильма возрастным особенностям и жизненному опыту юных зрителей. Повествование должно осуществляться в доступной молодым людям, неподготовленным к восприятию сложного кинематографического языка, художественной форме. Для создания у воспитанников мотивации к посещению киноклуба первые несколько фильмов, которые посмотрят члены досугового объединения, должны быть яркими, эффектными, стопроцентно «проходными» в подростковой аудитории. Это совсем не означает, что зрителям надо показывать легкие, развлекательные киноленты. Первые фильмы могут иметь меньшую эстетическую ценность, чем последующие, но-тем не менее затрагивать важные для молодежи вопросы и побуждать ребят к их обсуждению. Главная задача первых просмотров - заинтересовать ребят, создать позитивную установку на времяпрепровождение в киноклубе и показать, что фильмы могут служить поводом для размышлений, интересных дискуссий. Но для того, чтобы просмотренное произведение могло стать поводом для дискуссии оно должно быть проблемным.
Кино даст больший воспитательный эффект, если предоставит зрителю возможность идентифицировать себя с героями фильма, являющимися объектами интолерантного отношения со стороны окружающих. Желательно, чтобы главный герой был положительным, значимым, нравящимся; для того чтобы во время просмотра сработали психологические механизмы идентификации, подражания, сопереживания.
К морально-эстетическим критериям, которым должна отвечать кинопрограмма, относятся гуманистическая направленность фильмов, входящих в ее состав, и достаточно высокий художественный уровень каждой киноленты.
При этом целесообразно включать в репертуар клуба не только произведения высокого искусства, но и фильмы, относящиеся к разряду массовой культуры, отличающиеся высоким профессиональным уровнем. Это позволит постепенно подготовить юных зрителей к знакомству с более сложными по языку и смыслу произведениями киноискусства. Мы разделяем мнение В .А. Монастырского, что в воспитании подростков и молодежи не стоит пренебрегать лучшими образцами массовой» культуры. «Пусть это не поисковое, новаторское кино, не высокое искусство, но чтобы со временем дорасти до понимания последнего юному зрителю нужно вырваться из плена ширпотреба и, возможно, сначала освоить как этапную ступеньку высококачественный, массовый кинематограф, выработать избирательность, навыки культуры просмотра, потребность в рефлексии по поводу увиденного» [137, с. 28].
Безусловно, программа киноклуба должна включать не только фильмы, обнажающие противоречия, заостряющие проблему и тем самым стимулирующие дискуссию, но и картины, в основе которых человеческая история, человеческая судьба, аппелирующие, прежде всего, к чувствам зрителя, рассчитанные на его сопереживание. Здесь не может быть каких-то однозначных предписаний. Составление программы — творчество педагога, он формирует ее, подбирая фильм к фильму, можно сказать, штучно. Педагог выбирает из нескольких тематически близких фильмов тот, который, по его мнению, больше подходит для данной конкретной аудитории, будет ей понятней, интересней. Важно так построить программу киноклуба, чтобы зрители не ощущали тематического однообразия, дидактической навязчивости, чтобы проблема толерантности раскрывалась разными своими гранями.