Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основания включения модуля «основы православной культуры» в содержание светского школьного образования 15
1.1. Исторические предпосылки формирования в светской школе содержания учебного модуля «Основы православной культуры» 15
1.2. «Православная культура» как объект изучения в содержании школьного культурологического образования 34
ГЛАВА 2. Методика изучения модуля «основы православной культуры»: теоретические основы 51
2.1. Культурологический подход к построению содержания модуля «Основы православной культуры» 51
2.2. Выбор методики изучения модуля «Основы православной культуры» 65
ГЛАВА 3. Познавательный интерес школьников к православной культуре 77
3.1. Познавательный интерес к православной культуре как одно из условий духовно-нравственного воспитания учащихся 77
3.2. Педагогическое исследование «Интерес учащихся 4-5 классов к изучению православной культуры» 87
3.3. Факторы повышения эффективности формирования познавательного
интереса учащихся к православной культуре в светской школе 128
Заключение 142
Список литературы 144
Приложение 167
- Исторические предпосылки формирования в светской школе содержания учебного модуля «Основы православной культуры»
- «Православная культура» как объект изучения в содержании школьного культурологического образования
- Культурологический подход к построению содержания модуля «Основы православной культуры»
- Педагогическое исследование «Интерес учащихся 4-5 классов к изучению православной культуры»
Введение к работе
Предлагаемая диссертационная работа посвящена исследованию места и роли православной культуры в современной светской школе России, а также культурологическому подходу к изучению православной культуры. Рассматриваются теоретические основания включения модуля «Основы православной культуры» в светское школьное образование, методика изучения данного модуля и проблема повышения познавательного интереса учащихся к православной культуре.
Актуальность исследования. В настоящее время намечаются пути выхода из системного кризиса образования, одним из которых является переход высших и средних образовательных учреждений на новые Федеральные государственные образовательные стандарты.
Одной из важных составляющих кризиса российского школьного образования является кризис воспитания, выражающийся в потере учащимися нравственных ориентиров жизненного выбора. Необходимость воссоздания системы нравственного воспитания школьников отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах «второго поколения», Законе РФ «Об образовании», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «Национальной доктрине образования до 2025 г.», «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
В процессе глобализации воспитание национального самосознания и национальной идентичности школьников возможно, прежде всего, через знание культуры своей страны. Такие исследователи, как Т.А. Берсенева, И.В. Метлик, Л.А. Харисова, игумен Г. Шестун и др., связывают решение задачи по созданию системы нравственных ориентиров в школьном образовании с обращением к историческим истокам российского образования - православной культуре. Изучение религиозной культуры в современной светской школе позволяет реализовать ценностный потенциал духовных традиций культуры России в нравственном воспитании учащихся.
Для поиска оптимальных форм и содержания изучения религиозной культуры в светской школе Министерством образования и науки РФ был запланирован и проведён эксперимент по введению в школы 19 регионов России новой образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики». В состав данной области входят шесть модулей: основы православной, иудейской, мусульманской, буддийской культур, религиоведение, светская этика. Результаты эксперимента будут служить основанием для заключения, насколько эффективным является воспитание учащихся на универсальных ценностях традиционных для России религиозных культур.
Изучение религиозной культуры в светской школе связано с реализацией принципов толерантности, заключающихся в понимании общенациональных идеалов и уважении культурных традиций различных этнических и
конфессиональных групп. На основе освоения учащимися ценностей своей этнической культуры происходит приобщение ко всей российской культуре.
Включение в содержание светского школьного образования учебного материала по православной культуре актуализирует научные исследования в области теории и практики изучения православной культуры. Уровень развития современной науки позволяет разработать теоретическую базу для формирования содержания модуля «Основы православной культуры». Но в настоящее время ещё не создана теория и методика изучения православной культуры в светской школе. Это определяет необходимость поиска инновационных форм, методов и содержания духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении православной культуры. Требуется выбрать целесообразный подход к изучению православной культуры в светской школе, основанный на принципах историзма, толерантности и светскости российского образования. Таким подходом (наряду с философско-мировоззренческим и др.) является культурологический подход.
Культурологический подход к изучению православной культуры в светской школе ещё не был предметом диссертационного исследования.
Объект исследования - религиозная культура в содержании современного российского светского школьного образования.
Предмет исследования - методика изучения православной культуры в современной светской школе России.
Цель исследования - выявить теоретические основания методики изучения православной культуры в светской школе на основе культурологического подхода, обеспечивающей повышение познавательного интереса учащихся к изучению православной культуры.
Задачи исследования:
проанализировать и обобщить научно-исследовательскую и учебно-методическую литературу по проблемам изучения православной культуры в современной светской школе;
обосновать необходимость применения культурологического подхода для изучения модуля «Основы православной культуры»;
раскрыть сущность основных категорий «православная культура», «культурологический подход», «познавательный интерес»;
разработать методику изучения православной культуры в светской школе;
сформировать содержание учебного модуля по изучению православной культуры в системе школьного культурологического образования;
проверить гипотезу исследования в ходе педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования состоит в том, что изучение православной
культуры в светской школе на основе культурологического подхода и методов эвристического обучения обеспечивает:
повышение уровня познавательного интереса учащихся к православной культуре;
формирование положительной мотивации к изучению православной культуры;
условия для приобщения учащихся к ценностям православной культуры в процессе познавательной деятельности.
Уровень познавательного интереса учащихся к изучению православной культуры зависит от их уровня знаний о православной культуре.
Степень научной разработанности проблемы. Исходя из цели, задач и структуры данной работы, были взяты фундаментальные идеи философско-культурологических, антрополого-педагогических и научно-методических исследований.
Теоретические основания разработки культурологического подхода к изучению православной культуры в светской школе содержатся в ряде работ: философско-культурологических (Г.П. Выжлецова, К.Г. Доусона, М.С. Кагана, А.А. Королькова, о. Андрея Кураєва, Д.С. Лихачёва, Э.С. Маркаряна, о. Александра Меня, М.С. Уварова, А.Я. Флиера, о. Павла Флоренского, М. Элиаде,) , антрополого-педагогических (B.C. Библера, А.П. Валицкой), научно-методических (Т.Б. Алексеевой, Д.К. Бурлака, Н.Б. Крыловой, И.В. Метлика, Л.М. Мосоловой, Г.Б. Поляковой, В.М. Розина, С.Н. Токарева, Л.А. Харисовой, Г.К. Щедриной) и др.
Общепедагогическим аспектам проблемы диссертационного
исследования посвящены труды Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, Т.А. Барышевой, Л.И. Гриценко, М.А. Данилова, О.Б. Даутовой, Ф.А.В. Дистервега, Д. Дьюи, В.Б. Ежеленко, В.И. Загвязинского, Л.В. Занкова, В. Зеньковского, И. Ильина, Б.М. Неменского, П.И. Пидкасистого, А.И. Пискунова, И.П. Подласого, Я. Скалковой, М.Н. Скаткина, В.А. Тихонова, К.Д. Ушинского и др. При разработке, проведении и обработке педагогического исследования автор опирался на работы Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, Т.В. Корниловой, А.Д. Наследова, Е.В. Сидоренко, А.В. Хуторского.
При рассмотрении проблемы познавательного интереса и учебной мотивации школьников использовались труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Т.Д. Дубовицкой, А.Г. Машевского, А.С. Роботовой, С.Л. Рубинштейна, В.А. Филипповой, Г.И. Щукиной и др.
Для нахождения теоретических оснований содержания изучения православной культуры в светской школе был обобщён и проанализирован значительный по объему пласт научной литературы (работы С. Аверинцева, М.В. Алпатова, Н.А. Барской, Дж. Беквиса, И. Бенчева, К.В. Бобкова, Ю.Г. Боброва, Ф.К. Буслаева, В.В. Бычкова, Г.К. Вагнера, А.П. Голубцова, А. Грабара, О.В. Губаревой, Э. Виоле ле Дюка, Н.П. Кондакова, В.Н. Лазарева, В.В. Лепахина, A.M. Лидова, О. Лосского, Э. Панофски, Н.В. Покровского, О.В. Стародубцева, Л. Такташовой, Е. Трубецкого, В.И. Тюлькина, Б.А. Успенского, Л.А. Успенского, о. Павла Флоренского, прот. Георгия Флоровского, Е.В. Шевцова, О.Е. Этингоф и др.), который может быть разделён на три периода: дореволюционный, советский и современный.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Наличие традиций изучения христианской культуры в светских школах досоветской России и практик введения различных вариантов изучения православной культуры в современной светской школе обострили
методологические вопросы о включении религиозной культуры в содержание школьного образования.
2. Одной из перспективных методологических стратегий изучения
религии как феномена культуры явилось применение культурологического
подхода к изучению религиозной культуры в современной светской школе.
Культурологический подход представляет собой совокупность
методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной
и психической жизни человека как явления культуры через характеристику
исследуемого типа культуры, рассмотрение взаимосвязи данной сферы с
системообразующими культурными понятиями и её исследование в контексте
истории культуры. Любая изучаемая область должна рассматриваться в связи с
культуротворческой деятельностью человека. Культурологический подход
предполагает изучение православной культуры в контексте истории культуры,
анализ роли и функции православной культуры в современной культуре
России.
Православная культура как объект изучения в содержании школьного культурологического образования рассматривается как способ деятельности православного человека, включающий смыслы, цели, ценности, технологии и результаты деятельности (высокая духовная культура, произведения искусства, предметы материальной культуры). Познавательный интерес к православной культуре понимается как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
При изучении православной культуры в светской школе целесообразно учитывать следующие педагогические принципы: научности, светскости, историзма, духовности, природосообразности, культуросообразности, инкультурации, целостности, системности, контекстности, функциональности, «диалога культур», толерантности, сознательности, познавательной активности, эвристичности, доступности и наглядности. При этом ведущими факторами, обеспечивающими приобщение учащихся к ценностям православной культуры через формирование познавательного интереса учащихся, являются метапредметный подход, методы и формы эвристического обучения, диалоговые методы личностно-ориентированного обучения, визуализация учебного материала.
Необходимость формирования наглядных представлений учащихся о русской православной культуре обусловлена тем, что для учащихся 4-5 классов большое значение имеет визуализация образов православной культуры. Одним из вариантов решения данной задачи является разработка автором содержания учебного модуля «Основные образы православного искусства в культуре России».
В ходе педагогического исследования в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга и Курска было установлено, что мотивация учащихся 4-5 классов к изучению православной культуры зависит от их уровня знаний о православной культуре. Уровень познавательного интереса учащихся, а в
дальнейшем - положительной мотивации к изучению православной культуры зависит от уровня знаний школьников о православной культуре.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
обобщён опыт изучения православной культуры в российской светской школе, выделены шесть основных исторических этапов её изучения, рассмотрено современное состояние проблемы, выявлены исторические предпосылки формирования содержания учебного модуля «Основы православной культуры»;
теоретически обоснована значимость применения культурологического подхода к изучению православной культуры в современной светской школе России;
- понятие «православная культура» было рассмотрено как объект
изучения в содержании школьного культурологического образования;
- выделены основные педагогические принципы изучения православной
культуры в современной светской школе и факторы повышения эффективности
формирования познавательного интереса учащихся к изучению православной
культуры;
- на основе культурологического подхода разработано содержание
учебного модуля «Основные образы православного искусства в культуре
России»;
- проведено педагогическое исследование на региональном уровне, в ходе
которого была выявлена взаимосвязь уровня интереса и уровня знаний о
православной культуре учащихся 4-5 классов общеобразовательных школ
Санкт-Петербурга и Курска.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на системном подходе, который позволил провести культурологический анализ места и роли изучения православной культуры в современной светской школе России. В исследовании также были применены историко-культурный и сравнительно-исторический методы для выявления исторических предпосылок формирования содержания учебного модуля «Основы православной культуры».
Личностно-ориентированный подход и методы эвристического обучения были важны для создания методики изучения православной культуры. Для разработки, проведения и обработки педагогического исследования были выбраны методы эмпирического исследования: эксперимент, тестирование, опрос, количественный, сравнительный, генетический. Данные, полученные в результате опроса и тестирования, обрабатывались с помощью описательной статистики, критерия ф* (углового преобразования Фишера), коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Источниковую базу исследования составила законодательно-нормативная, философская, культурологическая, историческая, педагогическая, учебно-методическая, искусствоведческая литература по предмету исследования, а также экспериментальные данные педагогического исследования «Интерес учащихся 4-5 классов к изучению православной культуры».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые дано научное обоснование понятия «православная культура» как объекта изучения в содержании школьного культурологического образования.
В ходе педагогического эксперимента диссертационного исследования установлена зависимость уровня познавательного интереса учащихся, а в дальнейшем - положительной мотивации к изучению православной культуры от уровня знаний школьников о православной культуре. Выявлены теоретические основания и пути повышения познавательного интереса учащихся к изучению православной культуры, что вносит определённый вклад в развитие теории и практики школьного культурологического образования.
Впервые в рамках культурологического подхода определены перспективные методологические стратегии изучения религиозной культуры в современной светской школе, основные педагогические принципы и ведущие факторы, обеспечивающие повышение эффективности процесса приобщения учащихся к ценностям православной культуры через формирование познавательного интереса учащихся к изучению религиозной культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертационной работы могут быть применены в системе школьного культурологического образования в качестве теоретической и методической основы при разработке содержания и методики изучения учебных дисциплин «Основы православной культуры» и «Мировая художественная культура. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы при выполнении обобщающих научных исследований по теории и методике культурологического образования, при подготовке учебников и методических пособий, для создания элективных и факультативных курсов в системе общего и профильного образования школьников.
Апробация результатов исследования. Экспериментальная апробация исследования осуществлялась в феврале - марте, ноябре - декабре 2010 г., феврале - марте 2011 г. на базе общеобразовательных школ № 174, № 255, № 411, № 554, № 636 и гимназий № 114, № 116, № 168, № 177, № 446, № 524 г. Санкт-Петербурга, школы № 1 г. Выборга, школ № 6, № 7, № 17, № 18, № 45 г. Курска, школы с. Клюква (Курская область) и в МОУ СОШ Замостянская г. Суджа.
Основные положения диссертации были представлены для обсуждения на научных конференциях: Международная конференция «Homo Eurasicus в глубинах и пространствах истории» (Санкт-Петербург, 2008); Шестая и Седьмая Всероссийские научно-практические конференции «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения» (Санкт-Петербург, 2008, 2009); Вторая Герценовская школа практической культурологии в рамках Четвёртого Собрания НОКО (Санкт-Петербург, 2010); Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 2010); Второй всероссийский Выборгский культурологический семинар «Школа и учитель в культуре региона» по теме «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: культурологическое измерение» (Выборг,
2010); Научно-практическая конференция с международным участием «Homo Eurasicus в сакральных ландшафтах древности» (Санкт-Петербург, 2010).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (261 наименований), 3 приложений (69 страниц и 70 иллюстраций). Объём основного текста составляет 166 страниц, общий объём диссертации - 306 страниц.
Исторические предпосылки формирования в светской школе содержания учебного модуля «Основы православной культуры»
В данном параграфе рассматриваются основные исторические этапы развития российского светского школьного образования, связанные с изучением православной культуры, подробно анализируется современный этап, выявляются исторические предпосылки формирования содержания модуля по православной культуре в современной светской школе.
Социально-педагогической задачей развития образования светской школы является построение содержания новой общеобразовательной области «Основы религиозных культур и светской области». Для этого необходимо понять, как выглядело изучение религиозной культуры на разных исторических этапах школьного образования России, какие были исторические предпосылки формирования содержания изучения православной культуры в современной светской школе.
В постсоветский период со сменой социокультурных систем, в том числе ценностных, закономерным стал дискурс о значении религиозной культуры в истории России, признании религии хранительницей ценностей культуры, возможности введения изучения православной культуры в светскую школу.
Поводом к дискуссии о введении в светскую школу изучения православной культуры послужили слова Патриарха Алексия II от 9 декабря 1999 г. Патриархом было предложено назвать новый учебный предмет как «Основы православного вероучения» или «Основы православной культуры»10. Некоторые представители научной общественности выступили против введения «Основ православной культуры» (ОПК) в светскую школу, так как они опасаются, что Русская Православная Церковь (РПЦ) пытается навязать введение предмета не культурологической, а религиозной направленности (Закон Божий), что нарушает Конституцию РФ и ущемляет права представителей иных религиозных конфессий11.
М.С. Уваров рассмотрел четыре причины, на которые опираются противники введения ОПК: 1) само слово «православие», употребленное и в формальном (в качестве обозначения определенной «идеологической» парадигмы), и в содержательном (направленность и специфика курса) контекстах; 2) боязнь перегрузки и фрагментации целостного учебного процесса «навязанным» богословием; 3) неготовность современной школы к преподаванию такого предмета (в частности, нежелание допуска к школьникам священнослужителей); 4) перегруженность разработанной Министерством образования РФ программы разделами специально богословскими12.
Сторонники введения ОПК указывают на то, что предмет предлагается вводить-на факультативной основе при условии добровольности выбора. такого учебного курса учащимися и подчеркивают его культурологическую, а не религиозную направленность . А.А. Корольков отметил, что «речь идет не о навязывании веры, а об изучении основ культуры титульной нации, о нравственно-духовных принципах становления личности»1 .
Дискуссия о введении модуля «Основы православной культуры» в светской школе нашла свое отражение в материалах западной прессы . Для ответа на вопрос, целесообразно ли введение модуля «Основы православной культуры» в светскую школу, обратимся к основным историческим этапам школьного образования. П.Ф. Каптерев одним из первых разработал периодизацию истории развития российской педагогики, выделив три исторических этапа: от принятия христианства до Петра I (церковная педагогика); от Петра I до 60-х годов XIX века (государственная педагогика); с 60 годов XIX века (общественная педагогика). Рассмотрим основные этапы изучения православной культуры в школах России.
Русская народная педагогика дохристианской Руси всегда придавала большое значение воспитанию таких нравственных качеств, как правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, кротость, честность, доброта, уважение к старшим, терпимость по отношению к другим людям, гостеприимство . и хлебосольство. Наследование и преемственность осуществлялись на основе народных традиций семейного воспитания, в состав которых входили обычаи, обряды, устное народное творчество. Образы былинных героев воспринимались как нравственный идеал16.
Первый этап изучения православной культуры связан с изучением Псалтыря в школах при монастырях. В X в. с- принятием- христианства на Руси возникли первые школы, которые строили при церквях и монастырях по византийским образцам17. В X в. князь Владимир учредил первую школу для детей боярского сословия, «послав, нача поймати у нарочитые чади дети и даяти нача на учение книжное»18. Родители «плакали за ними, как за мёртвыми», так как боялись, что дети пойдут в монахи. Сын Владимира Ярослав открыл школу для подготовки служителей православной церкви из детей священников и церковных старост, куда родители отдавали детей охотнее19.
При монастырях были хорошие библиотеки, монахи вели летописание. Некоторые центральные монастыри, например, Киево-Печёрский (основан в середине XI в.), стали своего рода духовной академией, где насельники их получали не только религиозные, но и светские знания, изложенные в книгах того времени: «Шестоднев» Василия Великого и Иоанна экзарха, «Слово» Григория Богослова, «Диалектика» Иоанна Дамаскина и др.
В средневековой Руси воспитательный идеал был представлен образами Христа и святых. Приведём отрывок из наставления митрополита Михаила учителям, в котором говорилось, что необходимо «...учить детей книжному разуму, воспитывать же в духе заповедей Божьих, в благонравии, правде и любви, ни яростью, ни гневом, ни жестокостью, ад снисходительно и кротко»21.
«Православная культура» как объект изучения в содержании школьного культурологического образования
Таким образом, культурологическое образование - это образование, осуществляющееся на основе изучения общей теории и истории культуры через усвоение ценностей культуры и многоплановое развитие системы ценностных ориентации личности, формирующее осознанное отношение учащихся к миру культуры, их социокультурную ориентацию, общекультурную компетентность и национальную идентичность.
Предмет «Культурология» является обязательным предметом в высшей школе и пока отсутствует в общеобразовательной школе. Рассмотрим православную культуру как объект изучения в содержании учебников по культурологии для высших учебных заведений.
В настоящее время в учебниках по культурологии для высшей школы нет специального раздела или параграфа по православной культуре. Лишь некоторые авторы включают в свои учебники отрывочные сведения о православной культуре. В.А. Бобахо и СИ. Левикова в словаре терминов дали определение понятия «православие»74. П.С. Гуревич в главе 10. -.«Архаика или первоначало» .упомянул-о православном фундаментализме75. lf\ 77
А.С. Кармин , Ю.Н. Солонин, М.С. Каган рассмотрели христианско по православные начала культуры русского народа. И.Ф. Кефели , А.А. Радугин79 и Г.В. Драч80 включили сведения о православии в материал по культуре средневековой Руси. Определение понятия «православная культура» в этих учебниках отсутствует. Введение в общеобразовательную школу предмета «Основы православной культуры» выдвинуло задачу дать определение центральному понятию новой учебной дисциплины - «православная культура». Словосочетание «православная культура» известно нам с детства, все мы примерно представляем, какой смысл в него вкладывается, но до сих пор не существует его общепринятого научного определения. Е.Е. Озмитель дала интересное определение православной культуры как концепта. Православная культура понимается как «исторически обусловленная совокупность разнообразных изменяющихся форм общественного сознания (нравственности, эстетических вкусов, философских, политических взглядов) и; разных, также исторически изменчивых, форм общественной культурной деятельности (обрядовой, воспитательной, просветительской, политической, художественной) членов православной церкви»81. Понятие «православная культура» состоит из двух ключевых слов -«православие» и «культура», поэтому рассмотрим этимологию-каждого из них. Слово «культура» этимологически восходит к латинскому cultura (причастие будущего времени от лат. глагола colere - возделывать, почитать) переводится как «возделывание», «обработка», «улучшение», «почитание». Римляне употребляли слово «культура» в словосочетаниях, означающих совершествование, улучшение какого-либо объекта (agri cultura -возделывание почвы, culture jurie - выработка правил поведения и др.). Слово cultura противостояло слову natura (природа) как искусственное и естественное. Со временем термин «культура» был перенесен на процесс воспитания человека, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейя» 82. Другая трактовка этимологии опирается на то, что слово cultura произошло от лат. cultus («культ») и иго («жечь огнем»). У древних греков и римлян под культом понималась совокупность обрядов почитания государства, бога или человека с целью получения от них помощи. По мнению Павла Флоренского, «культура» ядром своим и корнем имеет слово «культ» . В Россию понятие «культура» пришло с Запада в значении «просвещение» и ассоциировалось с обретением знания как света. Н. Рерих предлагал искать этимологию слова «культура» от cultus. Слово «культура» им понималось как сумма слов «культ» и «ур» (cult + иго ИЛИ иг). ... Слово иг на. санскрите означало «свет», «луч света», а у египтян богом солнца был Ра. Поэтому значением понятия «культура» может выступать «поклонение свету». антропологический — культура как всё то, что создано человеком (Э. Тайлор)87. семиотически-символический — культура как мир смыслов, текст (Ю.М. Лотман, Л. Уайт)88. Таким образом, культура - это способ человеческой деятельности, включающий смыслы, цели, ценности, технологии и результаты деятельности.
Термины «православие» и «православный» впервые упоминаются в русских летописях с периода создания Московского централизованного государства и его борьбы за независимость, с которой совпадает процесс образования Русской Православной Церкви. По результатам исследований средневековых русских летописей В. Колосов и Т. Павлова пришли к заключению, что в древнерусском (древнеславянском) языке, в частности в" глаголице, могли существовать корни «прав» и «слав»89.
Существует гипотеза, частично совпадающая с данным заключением, что этимология древнерусского слова «православие» восходит к славянской ведической религии, описывавшей четырехуровневую структуру мироустройства с помощью понятий «явь» (мир материальный), «навь» (мир нематериальный), «правь» (мир формирующий) и «славь» (мир творящий).
Синонимами слова «православие» в русском языке выступают такие заимстованные иностранные слова, как «ортодоксия», «ортодокс», «ортодоксальность». Значение слова «ортодокс» в современном русском языке приобрело негативный оттенок
Культурологический подход к построению содержания модуля «Основы православной культуры»
Из всех видов православного искусства изобразительное искусство с наибольшей наглядностью воплощает идеи православной картины мира. Не случайно в средние века неграмотные люди «читали» по фрескам и иконам церквей и соборов всю историю христианства.
Изучение православной культуры через изобразительное искусство как «мышление в наглядных образах» или «умозрение в красках» (Е. Трубецкой) способно сформировать представление о вечных нравственных ценностях у современных детей, которые привыкли визуально воспринимать информацию с мониторов компьютеров.
Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.
Наглядные средства обучения не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствуют повышению степени мыслительной активности учащихся. Визуализация изучаемого материала является эффективным фактором повышения познавательного интереса школьников к изучению православной культуры.
По теории эволюционной, эпистемологии151,.культурная информация, представленная в форме образов, символов, знаков, ритуальных действий, смысл которых в той или иной степени остаётся скрытым, несознаваемым или не эксплицированным, может выступать эффективной доминантой индивидуального поиска, личностным мотивом, целиком и полностью вовлекающим субъекта в процесс познания .
Для применения визуализации к изучению православной культуры автором был разработан учебный модуль «Основные образы православного искусства в культуре России» для учащихся основной школы, который может быть рассмотрен как часть модульного элемента «Православное изобразительное искусство», входящего в модульную единицу «Художественная культура Православия» учебного предмета «Основы православной культуры».
При изучении данного модуля наглядное представление учащихся о православной культуре формируется через изучение художественных образов русского православного искусства: Иисуса Христа, Богоматери и ангелов (Приложение В).
Знание православной культуры необходимо школьникам, чтобы приобщиться к наследию великой русской культуры, иметь активную гражданскую позицию, быть патриотами своей страны. Но на сегодняшний день не все российские учащиеся имеют возможность изучать православную культуру в школе. Православную культуру как важнейшее явление культуры России целесообразно включить в содержание светского школьного образования, так как общее падение культуры наступает при утрате какой-нибудь её части. Культура, по словам Д.С. Лихачёва, есть «определённое пространство, сакральное поле, из которого нельзя, как в игре в бирюльки, изъять одну- 1" какую-либо часть, не сдвинув остальные»153. Одной из перспективных методологических стратегий изучения религии как феномена культуры является применение культурологического подхода к изучению религиозной культуры в современной светской школе. Культурологический подход предполагает изучение православной культуры в контексте истории культуры, анализ роли и функции православной культуры в современной культуре. Для лучшего усвоения учащимися знаний о православной культуре необходимо учитывать такие важные педагогические принципы, как историзм, светскость, толерантность и др. В данном параграфе анализируется методика обучения, основанная на принципах дидактической эвристики, которая значительно повышает у учащихся качество осознанного усвоения знаний о православной культуре. Культурологический подход к изучению модуля «Основы православной культуры» в светской школе требует разработки эффективной методики изучения православной культуры. Слабая разработанность методики или её игнорирование отрицательно сказывается на уровне усвоения учащимися учебного материала. Методика (от греч. methodos - путь) является одним из разделов дидактики, науки о теории обучения. Методика преподавания - это учение о способах, формах, методах и средствах обучения и воспитания. Предметом методики преподавания является процесс обучения, его закономерности. Методика разрабатывает как организационные механизмы, нормативные требования к деятельности педагогов, так и средства, способы, организационные формы учебно-воспитательного процесса. Свободно,ориентироваться в содержании науки и воспроизводить это содержание в -излагаемом материале в соответствии с закономерностями его преподавания и изучения означает овладеть методикой преподавания154. Культурологический подход позволяет добиться повышения внутренней мотивации учебной деятельности, поскольку требует осмысленного и ценностного отношения к процессу познания155. В рамках культурологического подхода Д.К. Бурлака выделил несколько методов преподавания знаний о православной культуре: феноменологический метод;
Педагогическое исследование «Интерес учащихся 4-5 классов к изучению православной культуры»
В данном параграфе приводится разработанное автором эмпирическое исследование, ориентированное на раскрытие закономерностей формирования знаний и познавательного интереса школьников к православной культуре в их взаимосвязи друг с другом.
Исследованию знаний учащихся о православной .культуре были посвящены четыре Общероссийские олимпиады по православной культуре, Многопрофильные олимпиады ПСТГУ «Аксиос» и др. Участие каждой школы в общероссийском рейтинге дало возможность провести мониторинг знаний учащихся, сопоставить полученные результаты с данными других школ и регионов.
Программа исследования «Интерес учащихся 4-5 классов к изучению православной культуры» опирается на классификацию методов эмпирического исследования Б.Г. Ананьева, являющуюся наиболее полной по группам методов и соответствующей этапам проведения исследования. В исследовании использовались: 1) из организационной группы методов -сравнительный метод; 2) из эмпирической группы методов - методы эксперимента, тестирования и опроса; 3) из обрабатывающей группы методов - количественные методы; 4) из интерпретационной группы методов - генетический и структурный методы196. Благодаря поддержке заведующего кафедрой теории и методики философско-культурологического образования С.Н. Токарева исследование помогли провести студенты культурологи факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена в школах Санкт-Петербурга. В обработке исследования принял активное участие старший преподаватель кафедры теории и методики философско-культурологического образования Ю.С. Томашевский. В феврале - марте 2010 г. в гимназии № 114 - Д.В. Матросова, Д.А. Гребенков, в гимназии № 168 - В.В. Акашева, М.К. Крышталёва, в школе № 174 - Н.Е. Добродеева, Ю.А. Тимофеева, в школе-гимназии № 177 - Э.С. Коротина, А.И. Васильева, школе № 255 исследование проводили А.О. Абрамова и Д.К. Соколова, в школе № 411 - А.В. Лихонина, в гимназии № 446 - Е.А. Макарова, в гимназии № 524 - И.Ю. Белокурова, А.Ю. Микирева, в школе № 554 - О.Н. Ковалёва, в школе № 636 - Е.Ю. Дягилева, Я.В. Егорова. В декабре 2010 г. проводили исследование в школе № 255 А.О. Абрамова и Д.К. Соколова, в гимназии № 446 Е.А: Макарова. В феврале - марте 2011 г. исследование продолжили в гимназии № 116 - Ю.А. Мартинкенайте, в школе № 168 - М.С. Решетникова, в гимназии № 177 - Е.Д. Осипова, в гимназии № 524 - А.В. Лаптиева, в школе № 636 - А.В. Чугунова. В г. Выборге исследование в школе № 1 проводили Е.А. Седакова и Л.А. Белых. Благодаря доценту кафедры культурологии Курского государственного университета Г.Б. Поляковой исследование было проведено студентами данного университета в феврале - марте 2011 г. в школах № 6, № 7, № 17, № 18, № 45 г. Курска, в школе с. Клюква (Курская область) и в МОУ СОШ Замостянская г. Суджа. Для проверки гипотезы исследования, выдвинутой во Введении, была разработана и реализована программа трех эмпирических исследований: 1. Формирующий эксперимент, направленный на выявление степени влияния ознакомительного урока на повышение интереса учащихся к православной культуре. Экспериментальный план включал экспериментальную и контрольную группы: предварительный опрос, ознакомительный урок и итоговый опрос для экспериментальной группы; предварительный и повторный опрос для контрольной группы. Использовались специально составленные автором опросные листы и творческие задания. Выборочная совокупность: 235 учащихся экспериментальной группы и 128 учащихся контрольной группы 10 школ Санкт-Петербурга (4-5 классы); Статистический метод: критерий ф (угловое преобразования Фишера). Интерпретационный метод: генетический метод, направленный на объяснение причинно-следственных связей. Дополнительно анализировались ответы на свободные вопросы и творческие задания. 2. Опрос, направленный на выявление уровня интереса учащихся к » православной культуре, изучавших и не изучавших ОПК в школе План исследования включал опрос 363 учащихся 4-5 классов 10 школ Санкт-Петербурга, не изучавших ОПК в школе, 163 учащихся 5 классов 7 школ Курска, изучавших ОПК в школе. Использовались специально составленный автором опросный лист, творческие задания и «Опросник направленности учебной мотивации» Т.Д. Дубовицкой. Статистический метод: критерий ф (угловое преобразование Фишера). Интерпретационный метод: генетический метод, направленный на объяснение причинно-следственных связей. Дополнительно анализировались ответы на свободные вопросы и творческие задания. 3. Тестирование, направленное на выявление уровня знаний учащихся о православной культуре, изучавших и не изучавших ОПК в школе. План исследования включал тестирование 239 учащихся 5 классов 8 школ Санкт Петербурга, не изучавших ОПК в школе, 163 учащихся 5 классов 7 школ Курска, изучавших ОПК в школе. Использовался специально составленный автором тест. Статистический метод: критерий ф (угловое преобразование Фишера. Интерпретационный метод: генетический метод, направленный на объяснение причинно-следственных связей. Также данные, полученные в результате опроса и тестирования, с целью выявления взаимосвязи уровня интереса и уровня знаний о православной культуре обрабатывались с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Итого: в исследовании приняли участие 765 учащихся из 12 школ и гимназий Санкт-Петербурга и 7 школ Курска и Курской области.
В качестве генеральной совокупности, на которую будут распространяться выводы эмпирического исследования, предполагаются учащиеся 4-5 классов общеобразовательных школ России.
Формирующий эксперимент. В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента: естественный и лабораторный. Первый проводится в привычных для учащихся условиях обучения, а второй - в специально созданных условиях. Выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае не проводится специальное обучение, а во втором проводится. Формирующий эксперимент позволяет выявлять либо обучаемость испытуемых, либо эффективность методики обучения.