Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Критарова Жанна Николаевна

Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе
<
Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Критарова Жанна Николаевна. Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 205 c. РГБ ОД, 61:98-13/1194-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения мифологии и её литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе

1 .Мифология как часть культуры 11

2. Культуроведческие основы изучения мифологии 32

3. Литературоведческие основы изучения мифологии и её литературных интерпретаций .41

4. Взаимосвязь русской и осетинской мифологии 59

5. Специфика восприятия русской мифологии и литературы в национальной (осетинской) школе.. 86

Глава II. Методика изучения мифологии и её литературных интерпретаций в 5 — 7 классах национальной (осетинской) школы

1. Состояние преподавания и уровень знаний мифологии в осетинской школе 106

.2 Изучение эпических жанров осетинской и русской мифологии . 124

3. Изучение литературных интерпретаций на мифологические темы 148

4. Организация и проведение опытно-экспериментального обучения. Обобщение результатов эксперимента ...176

Заключение 189

Список использованной литературы 192

Введение к работе

Проблемы содержания общего образования, его целей и задач являются центральными в шд0ш педагогической системе, так как именно они определяют общую направленность развития общеобразовательной школы.

Одним из важных недостатков прежней школы было традиционное отсутствие внимания к материалам, связанным с особенностями природы, культуры, экономики той. местности, где живут ученики. Сегодня стало ясно: невозможно воспитать патриотические чувства без опоры, на глубокое и комплексное изучение в школе культуры своего народа.

Основу идеологии современных национальных движений составляет идея национального возрождения. Эта идея нашла отражение в развитии национальных языков и культур, в формировании национальных систем образования. .

Были поставлены проблемы сохранения и развития родных языков, традиционных культур, возрождения национальных школ. Принципиально новые установки и подходы в реализации этих проблем заложены в законах «О языках народов РФ» (57), «Об образовании» (56) и закона «О языках народов СО АССР» (58) (относительно осетинской национальной школы). Национальные движения уделяли большое внимание защите и сохранению родных языков-как важнейшего элемента культуры, основную форму проявления этнического самосознания.

Огромное значение в осуществлении взвешенной этно-языковой политики в сохранении и развитии родных языков и литературы принадлежит национальной школе.- Школа призвана обеспечить трансляцию национальных культур и формирование национального самосознания, развитие ученика от родной культуры к русской и через неё — к мировой.

В жизни национальной школы проблема литературного образования является одной из важнейших. Преподавание литературы предполагает глубокое изучение ребятами выдающихся произведений отечественной и мировой литературы; формирование у них литературоведческих знаний и умений, обеспечивающих освоение художественных ценностей. Литература помогает школьнику увидеть, услышать, понять, осознать и вместить в себя всё то, что составит сферу его чувств, взглядов, интересов, из чего формируется его, духовный мир.

Изучение русской литературы в национальной школе имеет ряд особенностей. Плодотворное усвоение идейно-нравственного и художественного богатства русской литературы нерусскими учащимися может осуществиться в том случае, «если будут учитываться традиционные особенности родного для учащихся национального творчества, художественного мышления, будут установлены ассоциативные связи- с явлениями родной национальной литературы и в то же время подчёркнуты черты общности в русской и родной литературах» (147, с. 12). .

Литературное образование в национальной (осетинской). школе основывается на материале трёх литератур: родной, русской и зарубежной.. Литература зиждется на основах народного творчества мифологии. Традиционно считалось,-что образованньгй и культурный человек должен знать мифологию Египта, Древней Греции и Рима, но не родную. Наста-, ло время по-другому отнестись к изучению, прошлого своего народа, включая мифологию. Время обязывает постоянно напоминать обществу об эстетических ценностях, выработанных нашими предками и переданных нам в наследство, более глубоко изучать шедевры литературы. Миф . же является одним из чрезвычайно «сложных реальностей культуры, его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах» (150, с. 15).

Мифологическая символика — универсальное явление. Её образцы и мотивы нашли отражение практически во всех видах художественного творчества: в живописи, в музыке, в архитектуре, в скульптуре, в литературе. И это закономерно: художественная культура античного мира, осетинской и славяно-русской мифологии явились своеобразным этико-эстетическим идеалом, образцом для подражания и освоения.

Характерная особенность мифологического мышления — слияние субъекта и "объекта:" боги, герои и их действия являлись «не аллегориями, не символами, а живыми понятиями» (21, с. 30). Литературное переосмысление (десакрализация) образов богов и героев позволило создать целую . систему символов, перерастающих в систему философско-эстетиЧеских категорий. Так, в своём поэтическом творчестве А. С Пушкин употребил множество мифологических ономастических единиц (1081 употребление, 106 имён), которые он. применял, по свидетельству С. Н. Переволочанской, с одной стороны, в русле традиции, а с другой — своеобразно, остроумно, в новом неожиданном ракурсе (95, с. 23). С. Г. Пушик (благодаря мифологическому подходу) открыл мифоструктуру «Слова о полку Игореве». Он считает, что «вся образная символика «Слова» соответствует мифологическим числам, сторонам света, элементам цветовой гаммы, божествам. Солнечный бог, на место которого стал христианский Георгий, изображался рядом с мировым деревом (в «Слове» «мыслено древо»), соориентированном в пространстве в три сферы по вертикали и на четыре стороны мира» (104, с. 10).

Ценность национального образования заключается изучении основы культуры любого народа — его мифологии, которая, в свою очередь, неразрывно связана с мифологией других народов. Следовательно, изучение осетинской литературы, в основе которой "лежит осетинская мифология, возможно только во взаимосвязи как с русской литературой, так и славяно-русской мифологией.

Об актуальности проблемы взаимосвязанного изучения мифологии славяно-русской с национальной свидетельствует активизация исследова-ний по ней. Так, P.P. Накохова предлагает интегративную программу изучения в начальных классах Карачаево-Черкесии истории и культуры Древней Греции Карачаево-Черкесии и Древней Руси, где широко представлена мифология этих народов (161). Славяно-русская мифология в национальной (осетинской) школе не изучается, лишь в настоящее время она включена во вновь созданную и подготовленную к печати программу изучения русской литературы в национальной школе.

Необходимость создания методики взаимосвязанного преподавания древнегреческой, осетинской и славяно-русской мифологии, ее литературных интерпретаций обусловила АКТУАЛЬНОСТЬ и ЗНАЧИМОСТЬ диссертационного исследования. • .

ОБЪЕКТОМ исследования является литературное образование в современной осетинской школе.

. , ПРЕДМЕТОМ исследования- является сопоставительное изучение древнегреческой, осетинской И славяно-русской мифологии и ее литературных интерпретаций. •

ЦЕЛЬ данной работы — обоснование и разработка эффективной методической системы взаимосвязанного изучения древнегреческой, осетинской, славяно-русской мифологии и ее литературных интерпретаций в 5 —7 классах национальной (осетинской) школы, способствующей повышению общей культуры учащихся.

"В соответствии с актуальностью и целью исследования выдвинута рабочая ГИПОТЕЗА:

— при-условии изучения древнегреческой, родной и славяно-русской мифологии в сопоставлении и взаимосвязи овладение знаниям и учащимися в этой области будет более глубоким;

— изучение мифологии и ее литературных интерпретаций на уроках литературы способствует осмыслению школьниками художественной литературы в целом, пониманию способов воплощения нравственно-эстетического идеала в различных национальных литературах.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования потребовалось решить следующие ЗАДАЧИ:

1. Определить уровень современного изучения мифологии в осетинской национальной школе.

2. Обосновать необходимость взаимосвязанного изучения родной и славяно-русской мифологии в осетинской школе.

3: Рассмотреть на материале, сопоставления конкретных мифов и художественных произведений русской и осетинской литератур черты, делающие возможным это сопоставление.

4. Разработать систему взаимосвязанного изучения древнегреческой, осетинской, славяно-русской мифологии и ее литературных интерпретаций в 5 —7 классах национальной (осетинской) школы.

Для решения.постав ленных задач использовались следующие МЕТОДЫ исследования:

. — •теоретический (анализ литературы по проблеме исследования: философской, литературоведческой, психологической, методической);

— -социолого-педагогический (анкетирование, интервьюирование учителей-предметников; индивидуальные и групповые беседы со школьниками; анализ программ, учебников и учебных пособий с точки зрения наличия: в них мифологического материала);

— метод- экспериментальных исследований. В процессе проведения естественного педагогического эксперимента в школах городов Алагир а ц Беслана РСО-Алания, обобщения девятнадцатилетнего опыта собственной работы в средней школе определялось, насколько предлагаемая си стема занятий способствует интенсификации процесса преподавания древнегреческой, осетинской, славяно-русской мифологии и ее литературных интерпретаций на уроках литературы в осетинской национальной школе; - •

— статистический (количественный и качественный анализ результатов контрольных и творческих работ учащихся, сообщений, анкет учителей) . "•

Исследование проводилось по этапам:

1. Изучение литературы по проблеме диссертаций.

2. Наблюдения за преподаванием литературы в аспекте изучения мифологии.

3. Проверка методических рекомендаций автора в процессе обучающего эксперимента. ч

4. Проведение контрольного эксперимента. МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составляют

философские, литературоведческие, психолого-педагогические труды по вопросам национальной специфики., национального менталитета, сопоставления, разных национальных культур..

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что впервые в условиях осетинской национальной школы дана научно обоснованная и экспериментально проверенная система взаимосвязанного изучения древнегреческой, осетинской и славяно-русской мифологии. Предложен новый вид комплексного комментария- -, мифологический комментарий, призванный рассматривать художественное произведение сквозь призму мифологического восприятия, обеспечивающий глубокое изучение и осознание учащимися литературного произведения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ..исследования заключается в том, что предложена научно обоснованная и экспериментально проверен ная система взаимосвязанного изучения древнегреческой, осетинской и славяно-русской мифологии. Обоснована необходимость введения мифологического комментария (являющегося частью комплексного комментария) при анализе литературного произведения, позволяющего выявить его мифологические корни.

Основные теоретические положения диссертации и разработанная автором система работы могут быть использованы составителями программ, учебников, пособий по родной и русской литературе для учащихся осетинской и любой другой национальной школы. •

АПРОБАЦИЯ работы проводилась в средних школах №№ 2, 3, 4 г. Алагира Алагирского района, № 6 г. Беслана Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания. Материалы исследований были использованы на районных методических объединениях учителей-словесников, на курсах повышения квалификации учителей в РИПКРО. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры русского языка и литературы Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования, на меж-районной научногпрактической конференции «Диалог культур» (февраль 1997 года), на Всероссийской научно-практической конференции «Поликультурное образование в современной России: проблемы .и пер--спективы» (сентябрь 1997 г.) в г. Пятигорске.

- На защиту выносятся.следующие ПОЛОЖЕНИЯ:

— целенаправленное осуществление системы работы по изучению древнегреческой, .родной, и славяно-русской мифологии благоприятствует осознанию единства мирового литературного процесса, способствует более глубокому эмоциональному восприятию как родной, так и русской литературы; ._ •

— выявление мифологических основ литературно-художественного произведения позволяет учащимся осознать мифологию как один из источников литературного творчества;

— методика, разработанная с учетом взаимосвязи древнегреческой, осетинской и славяно-русской мифологии, способствует развитию и закреплению у школьников умений и навыков работы творческого и самостоятельного характера.

.Мифология как часть культуры

Культура включает всё создаваемое трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия, язык; письменность и литературу, религиозные и атеистические предт ставлення, нормы морали и политические системы, произведения искусства и способы общения людей.

Существенное значение для понимания специфики культуры имеют работы, в которых выясняется сущность исторического развития культуры, связанная с развитием человека и его деятельностью. Этой проблеме посвящены труды А. И. Арнольдова, Ю„. Н. Давыдова, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова," В. М. Межуева, Э. В. Соколова, Г. Р. Сунягина, Ю.М. Шора и других. По мнению этих авторов, культура как ргяформа-ционная система изменяется благодаря творческой деятельности человека/ являясь- в то же время основанием для этой деятельности. Культура выступает как способ и мера овладения внешней природой и социальной, природой человека. Все различные феномены культуры объединяет то, что они возникли внебиологическим путём в процессе исторического развития общества. Культура — это не вид-деятельности, а способ деятельности, и сама деятельность выступает как способ бытия общественного человека. А. Ф. Лосев писал, что культура — это предельное обобщение всего. Не случайно именно она является носителем общечеловеческих ценностей во все времена.

Культуру разделяют на материальную (жилище, одежда, орудия, вооружения, украшения и т.п.) и духовную (язык, обычаи и нравы, верования, знания, литература и т.п.). Духовная культура включает в себя науку, религию и искусство. Это общепринятая точка зрения. В современной культурологической литературе существует иная. И. Г. Арза-каньян, Б. В. Бирюков, Е. С. Геллер, М. С. Каган, Т. Н. Борисова считают, что художественная культура является подсистемой культуры как целого наряду с материальной и духовной культурами.

В древнейший период, в эпоху самой ранней античности, мифоло гия была единственным, способом и формой духовной культуры. Позже обесценивание мифа, упадок-веры в него и ослабление единства, цельно сти мифологического сознания приводит к усилению находящихся в нём ранее эстетических, философских, научных элементов. Тем самым, поги бая, мифология порождает множество различных форм культуры. Про никнутая художественно-эстетическим и рационалистическим восприяти ем мира, мифология становится благодатной почвой для искусства, фи лософии, религии и науки. Сама же мифология является неотъемлемой частью культуры.

Остановимся.на соотношении мифа и мифологии.

Греческое слово «миф» многозначно. Это и слово, сказание, сказ; и речь, разговор, беседа; и указание, вымысел," весть. Миф является-важ нейшим явлением в культурной истории любого народа. Другое дело, что информация о нём у некоторых народов отсутствует. Миф — это «ребяческие ответы на древние как мир вопросы — откуда и почему — вопросы,- одинаково тревожащие и дикаря и мудреца» (124, "с. 198). Определение, данное английским этнографом и историком культуры Э. Тейлором, не исчерпывает глубины явления, но разъясняет основную функциональную направленность мифа. О ней писал Е.М. Мелетинский: «Миф объясняет и санкционирует существующий социальный и космический порядок-,...объясняет человеку его "самого окружающий мир» (85, с. 170). В первобытном обществе мифологическое моделирование — основной способ понимания мира. О.М. Фрейденберг считает, что миф — не жанр, а форма .дознаватель- ного процесса (139, с. 28).

Культуроведческие основы изучения мифологии

Культура, по словам В. Даля, есть образование умственное и нравственное. Нравственная сторона культуры становится сегодня особенно актуальной. Культурной может быть любая деятельность человека, кроме одной — преступной. Именно нравственная культура способна провести черту между деятельностью преступной и деятельностью созидательной. Нравственное и умственное образование начинается в семье,, а потом в школе. Известный русский философ и педагог С. И. Гессен подходил к целям образования с позиций аксиологии, выявления «вечных» и «абсолютных» ценностей образования и культуры и признания личности как высшей ценности. «Подлинное образование заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать своё собственное новое содержание культуры» (39, с. 378). В таком подходе Гессена важно, что образование рассматривается как культура личности, а обучающееся поколение — не только как будущий носитель составляющих культурных ценностей, но и как творец нового содержа-, ния культурьг.

Человека, не знающего мифологии, нельзя назвать культурным, ибо миф не существует отдельно от других явлений культуры.-Он связан, со всеми проявлениями человеческой жизни. Подходить .к изучению мифа и мифологии следует с точки зрения общечеловеческой культуры во всём её многообразии и движении.

Остановимся на составляющих духовной культуры и их соотношении с мифологией.

Наука — это система знаний о закономерностях в развитии приро ды, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Ю.М. Лотман отметил, что «наука — это умение замечать непонятное в том, что кажется понятным» (79, с. 5). Искусство — это форма общественного сознания, средство познания мира, средство адаптации человека в мире, сохранения его духовной сущности.

Религия — одна из форм общественного сознания — совокупность мистических.представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения. В виде религии человеку всегда противостоит не что иное, как система вполне стихийно сформировавшихся и ставших традиционными норм его жизнедеятельности. Именно потому, что никто уже не помнит и не знает, как и когда эти нормы сложились — для каждого нового человека они были всегда, их автором и почитается тот или иной священный авторитет. Сила религии всегда была и есть сила некритически воспринимаемой и непонятной в её истоках традиции. Философ Э.В. Ильенков видел в религиозном мировоззрении отчётливо выраженный прагматический характер — «в нём находят своё выражение прежде всего общественно-человеческие способы действий с вещами, а не сами «вещи». Вещь — внешний предмет — вообще воспринимается этим сознанием как объект приложения воли. Теоретического интереса к вещам самим по себе здесь, не возникает» (63, с. 63). Поэтому все явления, по мнению Ильенкова, воспринимаются и осознаются антропоморфически — лишь как объекты, продукты или средства осуществления воли, намерений, желаний или капризов существа, подобного человеку.

Сопряжение религии и культуры принадлежит к числу-важнейших, узловых в истории культуры. В мировой науке в русле различных социально-философских направлений разрабатываются углубленные подходы к пониманию .отношений культуры и религии. Е.Г. Балагупжин называет основные (14, с. 28):

историко-генетический (Вико, Тойнби), 2

гносеологический (Шеллинг, Кассирер), - психоаналитический и культурно-антропологический (Фрейд, Юнг, Элиаде),

мотивационно-аксиологический (Дюркгейм, Вебер), онтологический (Уайтхед, Раймундо Паниккар).

Основная особенность сопряжения религии и культуры обусловлена тем, что религиозный феномен является социальным субъектом, природа которого заключается в духовно-практической деятельности. Поэтому взаимодействие религии и её социокультурного окружения определяется внутренним своеобразием религиозного феномена.

Русская культура отличается тем, что она прежде всего культура возделывания внутреннего мира человека, именно на этом русский народ :. сосредоточил свою энергию и творчество. Философы «серебряного века» выводили русскую культуру из культа предков и из религии. С.Н. Булгаков отмечал, что изначальное соотношение культуры и религии состоит в том, что культура исходит из культа, имеет теургический и мистери- альный характер. П.А. Флоренский также отмечает, что культура всегда происходит от культа. В нём она зарождается, в нём она имеет свои истоки и корни. И.О. Лосский писал, что «искание абсолютного добра и вместе с ним смысла жизни выразилось в русской культуре в том, что важнейшее.место в истории русской мысли занимает религиозная философия» (77, с. 28). А. Мень подтверждает эту мысль — «культура не будет развиваться без религиозного фундамента» (86, с. 111).

Состояние преподавания и уровень знаний мифологии в осетинской школе

. Мифология вошла в нашу жизнь и в школу. Миф исторически предшествует фольклору и литературе. Уже в мифе исследователи отмечают некоторые приёмы будущего фольклорного и литературного повествования, уже в мифе найдены основные типы конфликтов и героев будущей литературы- Мифологические представления — основа образной системы устного народного творчества. Без мифа не будет понята обрядовая, поэзия, миф лежит в основе сюжетов и многих образов сказки,, былины, в основе поэтики народной песни. Введение мировой, родной и славяно-русской мифологий в школьный курс литературы не просто расширяет содержание программы, а привносит в неё историко-культурный материал. .- ..

В преподавании литературы, как и во всём другом, школа отходит от единообразия, появляются новые программы и учебники. В последнее время опубликованы программа по литературе для средней общеобразовательной школы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой («Литература в школе», № 4, 1991 г.), .программа литературного образования для. школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (5 — 11 классы) А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина, А.Б. Есина («Литература в школе», № б, 1991 г.; № 1, 1992 г.), программа по литературе для 5 класса Л.П. Василенко («Литература в школе», № 3, 1991 г.), программа «Народная словесность» и. «Древнерусская письменная словесность X —XIII в.». Н.Н. Костанян («Литература в школе», .№5, 6, 1989 г.;.№ 1 — 3, 1990 г.; Jv 3, 1991 г.). Министерством образования России изданы программа по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений и программа для школ с русским языком обучения (М.: Просвещение, 1991г.), «Учительская газета» (№№ 18 — 20, 1992 г.) познакомила с программой школьного литературного образования, разработанной под руководством А.И. Княжицкого. Позже вышла альтернативная программа по литературе для 5 — 7 классов М.А. Снежневской, О.М. Хреновой (М., 1993 г.). Последними опубликованы программа по литературе для V—XI классов национальных школ Российской Федерации.под общей редакцией К.М. Нартова (С.-П.: Просвещение, 1996 г.) и программа по литературе для 5 — 11 классов, разработанная лабораторией литературного образования ИОСО РАО (М.: Мнемозина, 1997 г.).. Каждая из neper численных программ имеет свои положительные стороны, но подходить к изучению предмета по той или иной .программе следует с учётом наличия учебников,, уровня подготовленности учащихся, национальных особенностей восприятия. Так, в школах Северной Осетии в основном обучение ведётся по программе Т.Ф. .Курдюмовой 1991 года и учебникам под её редакцией.

В средних учебных заведениях гуманитарной направлершости наблюдается серьёзное отношение к изучению мифологии. Для углублен-ного изучения гуманитарных предметов предлагается книга «Русская народная словесность» (Н.Н. Костанян. Русская народная словесность.. Книга для чтения в 5-9 классах гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М., 1994 г.). Автор-составитель подобрал интересный материал по. мифологии. Славянская мифология представлена фрагментами из книг А.Н. Афанасьева «Древо жизни» и А; Печёрского «В лесах». В учебном пособии М.Б. Ладыгина и Т.Г. Трениной (Литература, 6 класс. Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. М., 1995 г.) учащимся предлагается материал о том, что такое миф, мифология, вводится понятие «мифотворчество». Авторы учебника на территории Европы выделили три основные группы древних племён: кельтскую, германскую и славянскую. В соответствии с каждой группой приводятся мифы названного народа. При рассказе о славянских богах упоминаются: Перун, Сварог, Дажьбог, Стрибог, Белее, Мокогдь. В качестве «низких» богов названы Домовой, Банник, Овинник, Леший. Примером славянского мифа послужил для авторов текст «Вазуза и Волга». Значительно шире мифология представлена в книге того же Ладыгина, предназначенная для чтения (Книга для чтения. Под общей редакцией М. Б. Ладыгина, б класс. М., 1995 г.). В цикле «Обновление гуманитарного образования в России» вышла книга А. В. Юдина (Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся X —XI классов. М.: Интерпракс. 1994 г.), предназначенная для учащихся туманитарного профиля. Первая глава этого пособия рассказывает о мифологии восточных славян, являющейся первоосновой русской народной духовности. Автор выделяет в славянской мифологии пять уровней иерархии, исходя из Владимирова пантеона:

— Перун, Хоре, Дажьбог, Стрибог, Макошь, Семаргл;

— Ярила, Купала, новогодний цикл, Род, Чур, Див;

— Доля, Лихо, Горе, Злосчастие, Правда-Кривда;

— антропоморфные фигуры: Лях, Щек, Хорив, Лыбедь;

— сказочные персонажи (Баба-Яга, Кащей, Водяной, нави, упыри). Интересно в пособии представлен необрядовый фольклор: песни, былины, игры — даются в тесной связи со своими мифологически ми корнями. Книга прослеживает становление русской духовности.

Похожие диссертации на Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе