Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений Тимофеева, Елена Николаевна

Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений
<
Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тимофеева, Елена Николаевна. Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тимофеева Елена Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 315 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1333

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-методические основы изучения в школе биографий писателей как способа развития интереса к чтению художественной литературы (исторический аспект проблемы). 16

1.1. Проблема чтения учащимися художественной литературы и сложность её решения на современном этапе. 16

1.2. Проблема взаимосвязи жизни и творчества писателя в философии, и литературоведении . 20

1.3. Теоретические аспекты изучения жизни и творчества писателя на современном этапе развития литературоведческой науки; степень влияния её на школьную практику. 28.

1.4. Психолого-педагогические условия развития интереса к чтению в процессе» изучения биографий писателей на уроках литературы в школе . 46

1.5. Система средств изучения биографии писателя как способа решения проблемы чтения в методике и её влияние на развитие интереса к чтению художественных произведений; степень её разработанности в методике преподавания литературы. 67

Выводы-по I главе. 99'

Глава II. Система средств воздействия на развитие интереса учащихся к чтению в процессе изучения биографий писателей .

2.1. Уровень интереса к чтению и-знания биографического материала (на основе констатирующего, эксперимента, в сопоставлении, с общероссийскими и региональными данными). Критерии их оценки. 103

2.2. Педагогические мастерские по биографиям писателей и их влияние на развитие интереса к чтению художественных произведений . 131

2.3. Элективные курсы по биографиям писателей. 152

2.4. Внеклассное чтение учащихся и специфика использования биографического материала на этих уроках. 169

2.5. Уроки по обмену читательским опытом и роль биографического материала в них. 176

2.6. Уроки-дискуссии по проблемам чтения. 185

2.7. Краткие биографии писателей при обзоре учащимися «толстых» литературно-художественных журналов. 199

2.8. Создание учащимися презентаций по биографиям и. творчеству различных писателей . 204

2.9. Составление учащимися долгосрочных и краткосрочных планов чтения как фактор влияния на непрерывность читательской практики учащихся. 214

2.10. Роль текстов учебников при изучении биографий писателей и, виды заданий для учащихся, ведущих к развитию интереса к чтению. 221

2.11. Результаты обучающего эксперимента. Сопоставление их с констатирующим экспериментом (количественный и качественный анализ экспериментальных данных). Портреты читателей-учащихся в динамике их читательской деятельности. 233

Выводы по II главе. 238

Заключение. 240

Библиография. 246

Приложения.

Введение к работе

Актуальность исследования. Чтение является важнейшим элементом культуры. Общество читающее является обществом мыслящим. Основная тенденция последних лет - падение интереса к чтению. Кризис чтения наблюдается во всех индустриально развитых странах, в том числе и в России. В мировой практике наработан большой опыт по решению проблем, связанных с кризисом чтения. Во многих странах проводятся различные мероприятия по защите чтения, его стимулированию, создаются Центры чтения (США, Германия, Великобритания и др.), национальные проекты, Международная ассоциация чтения (МАЧ). По результатам исследований грамотности чтения 2000 - 2006 годов (PISA), проводимых организацией по экономическому сотрудничеству и развитию в сотрудничестве с МАЧ, грамотность чтения в России катастрофически снижается.

С созданием Национальной программы поддержки и развития чтения, рассчитанной до 2020 года, у России появляется перспектива вновь стать одной из самых читающих стран в мире и вернуть книгу в семью, в школу, в библиотеку. В Концепции национальной программы «Чтение» заявлено, что проблемы чтения в настоящее время встали в один ряд с государственными задачами сохранения и развития российской национальной культуры и обеспечения безопасности. Как подчеркивал В.А.Сухомлинский, «чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, можно утверждать, что основные усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы заложить прочные основы читательской культуры уже в школьном возрасте, создать условия для ее развития силами, прежде всего, учителей литературы.

Мы предлагаем использовать изучение биографий писателей на уроках литературы в школе в качестве одного из способов решения проблемы чтения. О необходимости изучения биографии писателя в школе писали многие, начиная с В.Г.Белинского и Ф.И.Буслаева, отмечая, прежде всего, воспитательную роль биографии. Разные аспекты изучения биографии в школе привлекали к себе внимание методистов в XIX - начале XX века (Ц.П.Балталон, В.В.Данилов, А.К.Дорошкевич, Д.Н.Овсянико-Куликовский, В.П.Острогорский, И.П.Плотников, В.Я.Стоюнин и др.). В XX веке важную роль биографии в школьном преподавании подчёркивали в своих работах О.Ю.Богданова, Т.Г.Браже, В.В.Голубков, И.С.Збарский, М.Г.Качурин, Н.В. Колокольцев, Н.И.Кудряшов, Т.Ф.Курдюмова, В.Г.Маранцман, В.А.Никольский, З.Я.Рез, Е.С.Роговер, Н.А.Рыбников, М.А.Рыбникова, Н.В.Тимерманис и др. Однако вопрос о биографии как способе развития интереса учащихся к чтению художественных произведений никем не был поставлен как значительная проблема.

Актуальность исследования вызвана противоречием между научным подходом в литературоведении и философии искусства, где знание жизни

творца в процессе восприятия его произведений признано значительным, и недостаточным вниманием к этому вопросу как в теории школьного литературного образования, так и в школьной практике, где биография изучается зачастую формально.

Актуальность исследования обусловлена низким уровнем интереса к чтению у большинства учащихся старших классов и снижением качества знаний по литературе, в том числе качества знаний биографических материалов.

Существует также противоречие между широким распространением в современной литературе биографических произведений и отсутствием ныне прежде существовавших интересных текстов жанра биографий для учащихся, которые в силу необходимости может и должен создавать учитель.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений».

Объект исследования - процесс изучения биографий писателей в старших классах.

Предметом исследования являются методические условия, способствующие развитию интереса к чтению художественных произведений посредством изучения биографии писателя.

Цель исследования - разработать методические принципы и условия изучения биографии писателя, оказывающие эффективное воздействие на ученика, его интерес к чтению и превращение процесса чтения в личную потребность ученика, доставляющую ему эстетическое удовольствие.

Гипотеза исследования:

Изучение биографии писателя может способствовать развитию интереса к чтению, если соблюдаются следующие методические принципы.

движение от заинтересованности личностью писателя (через факты его биографии) к интересу к его творчеству и вторичное обращение к биографии после изучения произведений;

право выбора учащимися источника биографических знаний, автора биографических текстов, формы подачи и содержания биографического материала;

паритетность учителя и ученика как читателей;

обеспечение комфортности и успешности учащихся, даже не слишком развитых как читатели, в ходе изучения литературы в старших классах;

и следующие методические условия.

- биография как контекст для изучения любого программного
произведения;

возможность актуализации для современных учащихся при изучении биографии писателя разных сторон его жизни (например, интерес к его личной жизни) как способ развития интереса к чтению;

возможность выбора учащимися для изучения различных текстов биографий писателей;

- отбор биографического материала, который вызывает яркий
эмоциональный отклик учащихся на биографию, их сопереживания,
являющиеся отправной точки изучения жизни и творчества писателя;

усиление индивидуальной самостоятельной и групповой работы учеников с биографиями писателей;

разнообразие форм изучения биографии писателя, в том числе активных форм (педагогические мастерские, дискуссии и др.) и ИКТ.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную постановку проблемы взаимосвязи
жизни и творчества писателя.

  1. Проанализировать историю изучения биографии писателя в школе.

  2. Проанализировать образовательную практику изучения биографии писателя в школе и способы формирования интереса к чтению.

  3. Разработать методические принципы и условия изучения биографии писателя и, опираясь на них, - систему занятий по биографии писателя в старших классах.

  4. Разработать критерии оценки эффективности изучения биографии писателя в школе с точки зрения развития интереса к чтению.

6. Провести констатирующий и обучающий эксперименты, сделать
выводы из полученных результатов, провести корректировку системы
занятий и оценить её эффективность на основе контрольного эксперимента.

Методы исследования: теоретический анализ научной (философской, литературоведческой, социологической, библиотековедческой, методической и педагогической) литературы по избранной теме; изучение образовательной практики; диагностика интереса к чтению и уровня знаний биографического материала (анкетирование, тестирование, интервьюирование), изучение читательских формуляров учеников, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, беседы с учениками, изучение творческих работ учащихся и их анализ.

Методологическую основу исследования составили научные труды
- философов и филологов: герменевтические идеи Ф.Брюнетьера, Г.-
Г.Гадамера, Е.С.Громова, В.Дильтея, Ш.-О.Сент-Бёва, Ф.Шлейермахера;
исследования биографической прозы и жанра биографии С.С.Аверинцева,
М.М.Бахтина, В.С.Библера, Г.О.Винокура, М.Л.Гаспарова, А.В.Гулыги,
А.Б.Есина, А.М.Левидова, Д.С.Лихачева, Ю.В.Манна, А.А.Потебни,
Н.А.Рыбникова, Б.В.Томашевского, В.И.Тюпа, М.Б.Храпченко,

Б.М.Эйхенбаума и других;

- психологов и педагогов: теория познавательного интереса Г.И.Щукиной, «теория поля» Курта Левина, идеи А.Валлона, П.Ланжевена, Ж.Пиаже, послужившие основой для создания педагогических мастерских «Французской группы Нового образования» и их последователей в России (М.Б.Багге, Н.И.Белова, И.А.Мухина, А.А.Окунев и др.), а также идея

деятельностного подхода (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и т.д.) и др.;

- исследования в области методики преподавания литературы: изучение биографии писателя в школе и читательских интересов школьников в работах А.Д.Алферова, Ц.П.Балталона, П.Е.Басистова, В.Г.Белинского, О.Ю.Богдановой, Т.Г.Браже, Ф.И.Буслаева, В.И.Водовозова, М.П.Воюшиной, А.Н.Галахова, Е.О.Галицких, В.В.Голубкова, В.В.Данилова, Т.Я.Ереминой, И.С.Збарского, С.А.Зинина, Н.В.Колокольцева, В.Я.Коровиной, Н.О.Корста, Н.И.Кудряшева, Т.Ф.Курдюмовой, А.И.Лебедева, А.М.Лебедева, С.А.Леонова, В.Г.Маранцмана, Н.Д.Молдавской, В.А.Никольского, В.П.Острогорского, З.Я.Рез, Е.С.Роговера, Е.Рудского, М.А.Рыбниковой, Е.А.Соколовской, В.А.Стоюнина, Н.В.Тимерманис, А.Е.Флерова, В.П.Шереметевского и других;

исследования в области библиотековедения: Л.И.Беленькой, В.А.Бородиной, изучение психологии детского чтения в работах И.И.Тихомировой и других.

Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проводилось в период с 2005 по 2010 год в несколько этапов.

Этапы исследования: На первом этапе (2005 - 2006 гг.) изучались философские, литературоведческие, психологические и методические труды, и осуществлялось создание первоначальной системы изучения биографии писателя как способа развития интереса к чтению.

На втором этапе (2006 - 2008 гг.) проводился обучающий эксперимент с целью выявления эффективности предложенной методики.

На третьем этапе (2008 - 2010 гг.) систематизировались и обобщались данные, полученные в ходе обучающего эксперимента, проводился повторный эксперимент, и анализировались его данные, подводились итоги работы, формулировались выводы, определялись перспективы дальнейшего исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Активному росту интереса школьников к чтению при изучении биографий писателей способствуют методические принципы: движение от заинтересованности личностью писателя (через факты его биографии) к интересу к его творчеству и вторичное обращение к биографии после изучения произведений; право выбора учащимися источника биографических знаний, автора биографических текстов, формы подачи и содержания биографического материала; паритетность учителя и ученика как читателей; обеспечение комфортности и успешности учащихся, даже не слишком развитых как читатели, в ходе изучения литературы в старших классах;

и методические условия: биография как контекст для изучения любого программного произведения; возможность актуализации для современных учащихся при изучении биографии писателя разных сторон его жизни (например, интерес к его личной жизни) как способ развития интереса к

чтению; возможность выбора учащимися для изучения различных текстов биографий писателей; отбор биографического материала, который вызывает яркий эмоциональный отклик учащихся на биографию, их сопереживания, являющиеся отправной точки изучения писателя; усиление индивидуальной самостоятельной и групповой работы учеников с биографиями писателей; разнообразие форм изучения биографии писателя, в том числе активных форм, ИКТ.

  1. Формирование и развитие интереса к чтению проходит наиболее успешно при соблюдении условий отбора материала для подготовки уроков о биографиях писателей: а) учёт неравномерности интереса старшеклассников к различным фактам биографии писателя; б) учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, которые могут способствовать возникновению яркого эмоционального отклика, сопереживания различным фактам биографии писателя; в) правдивость и объективность в изображении жизни писателя, что подразумевает знакомство детей с разными точками зрения на факты биографии; г) простой и понятный язык текста биографии; д) сочетание традиционных, инновационных форм подачи материала и самостоятельной работы учащихся.

  2. Успешность литературного образования учащихся с разными личностными особенностями обеспечивается разнообразием форм изучения биографии писателя: проведение педагогических мастерских о биографиях писателей; проведение элективных курсов о биографиях писателей; проведение уроков по современной литературе (внеклассное чтение) с использованием биографий писателей; выполнение заданий, стимулирующих развитие интереса к чтению и связанных с использованием биографий писателей; создание учениками презентаций по биографиям и творчеству различных писателей; составление читательских автопортретов («Мой автопортрет как читателя»), ведение читательских дневников, проведение уроков «Писатель как читатель»; проведение проблемных лекций и др.

4. Создание краткосрочных и долгосрочных планов чтения как вида
работы учащихся способствует созданию базы для непрерывного
литературного образования и помогает в разработке индивидуальных
образовательных маршрутов.

Научная новизна исследования:

  1. Впервые обоснована необходимость и возможность развития интереса старшеклассников к чтению в процессе изучения биографий писателей.

  2. Выявлены условия эффективности процесса развития интереса учащихся к чтению при изучении биографий писателей на уроках литературы в старших классах при соблюдении выделенных нами методических принципов и методических условий.

3. Создана новая методическая система изучения биографий писателей
на уроках литературы в школе.

Теоретическая значимость исследования:

1. Определены и описаны методические принципы и методические
условия роста интереса учащихся к чтению художественных произведений
посредством предложенной системы изучения биографий писателей.

2. Уточнены критерии сформированности интереса старшеклассников к
чтению: 1. Наличие интереса к личности писателя, к его биографии, знание
его биографии. 2. Наличие положительных эмоций по отношению к процессу
чтения (эмоциональный уровень), осознанного желания читать, мотивации к
чтению; развитие самостоятельности и активности в процессе чтения. 3.
Наличие активных действий, реализация желания читать. 4. Наличие
стремления поделиться читательским опытом, участие в научно-
исследовательской деятельности. 5. Развитие творческих литературных
способностей.

Практическая значимость:

  1. Разработаны методические рекомендации по изучению биографий писателей в старших классах, условия отбора материала для подготовки соответствующих уроков, которые могут быть использованы учителями в процессе преподавания литературы в старших классах.

  2. Предложенная методика может быть использована при создании авторских программ элективных курсов по литературе.

  3. Обозначенные подходы к изучению биографии писателя в условиях изменившихся идеалов и оценки личности могут быть использованы в работе на занятиях по дисциплинам методического цикла со студентами педагогических вузов и при прохождении ими педагогической практики, а также могут быть использованы на уроках гуманитарного и эстетического циклов для формирования и развития интереса к выдающейся личности.

4. Уточненные критерии сформированности интереса к чтению
старшеклассников могут быть использованы на практике для решения
вопроса о результативности развития в школе читательской культуры
учащихся.

Достоверность выводов обеспечивается непротиворечивостью теоретических положений, опорой на современные научные данные, на собственный многолетний педагогический опыт и подтверждается данными проведённого эксперимента. Эксперимент проводился на базе средней школы № 234 Адмиралтейского района, средней школы № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, а также Колтушской средней школы им. академика И.П.Павлова Всеволожского района Ленинградской области.

Апробация материалов исследования осуществлялась на аспирантских семинарах в СПбАППО, в выступлениях на международных научно-практических конференциях в СПбАППО «Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог?» (май 2006 г.); «Чтение детей и взрослых в меняющемся мире» (май 2007 г.); «Чтение детей и взрослых: качество чтения» (май 2009 г.); «Чтение детей и взрослых: книга и развитие

личности» (май 2010 г.); на международной конференции «Актуальные вопросы психологии и педагогики подросткового периода», организованной НОУ дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов СПб Института Бизнеса и Менеджмента совместно с финским ингерманландским Евангелистско-Лютеранским приходом Тюре церкви Святого Иоанна (Финляндия, Кухмоинен, декабрь 2006 г.), а также на выступлениях перед учительской аудиторией на педагогических советах и заседаниях методического объединения учителей-словесников, на семинаре для завучей школ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Ход и результаты исследования докладывались автором на заседаниях кафедры социально-гуманитарного образования СПбАППО. Основные положения диссертации опубликованы в 7 статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 365 наименований, и приложений. Общий объём работы составляет 275 страницы. Работа содержит 16 таблиц и 4 диаграммы.

Проблема взаимосвязи жизни и творчества писателя в философии, и литературоведении

В основе наших взглядов на биографию писателя как средство развития интереса-; к чтению?лежат идеи- герменевтики; Последнее время;: учёные: всё: чаще- обращают внимание на постоянное ш глубокое взаимодействие-искусства? и герменевтики; Из всех видов искусства герменевтика? ближе всего связана с художественной литературой. Єам термин «герменевтика»-возник в античные временаш означал «искусство истолкования; под которым: имелось в виду понимание ш объяснение, например, памятников древнейї литературы» (99;с;9).. Герменевты, нового времени; начиная с Ф;1Шейермахера;трактовалш герменевтикукак специфический\метод наук оь духе;; подчеркивая;, наряду с дискурсивными факторами; существенную роль интуитивных факторов:

Ныне герменевтика рассматривается? в? основном как учение: о постижении смысла интерпретируемых текстов? имеющее:ярко выраженную методологическую направленность (99);

Нас же интересует, в? первую очередь, одна; из главных идей герменевтики- идея? связи междужизнью итворчеством художника, творца.

Отталкиваясь.от герменевтических идей И;Канта в эстетике («Критикам способности суждения» (1790));, продолжает их развивать Ф:В:Шеллинг, тесно связанный с художественнош практикой! романтической; (йенской) школы. Личность, художника,, его свободное, ничем не стесненное творчество, являлось для романтиков самым: главным не только в поэтическом искусстве, но и в искусстве вообще. Основным законом поэзии; как полагал Ф.Шлегель, является воля поэта. Его творчество безотчетно, интуитивно, иррационально. На этих же позициях стоял иІІІеллинг.

Собственно герменевтика как научная дисциплина разрабатывалась выдающимся теологом и философом, пастором Фридрихом Шлейермахером, называемым «отцом герменевтики». Герменевтика становится специальной методологией правильного понимания интерпретируемых текстов, а тем самым и человеческой индивидуальности, «своей» и «чужой».

Новым у Шлейермахера был основополагающий тезис о том, что исходным; пунктом герменевтической методологии должна быть установка интерпретатора на максимально возможную идентификацию себя с произведением и, главное, с автором; для чего и; необходимо изучать его «окружение» и представить себе, как понимали художника современные ему читатели; зрители, слушатели. Реконструкция подобного понимания дает возможность постичь изначальные значения художественного произведения; Но в относительно полном объёме своих смыслов оно откроется только тогда; когда удастся проникнуть во внутренний мир его создателя; спроектированный в данный текст. Только это стремление позволяет глубже, основательнее, многограннее понять художественное и любое другое . творение; даже лучше понять, чем понимал его автор (99).

Художник актуализирует себя в произведение — это аксиома; По-объективному содержанию произведение не сводится к спроецированным в нем авторским замыслам. Но вне их постижения, вне глубокого, проникновения во внутренний мир художника нельзя вжиться в созданный имтекст. Такое; вживание предполагает тесное общение интерпретатора с автором, непрерывный диалог с ним; Шлейермахер формулирует способы понимания художественного текста, о чем подробно; пишет В.Кузнецов в журнале «Логос» (162). Это способы дискурсивные и интуитивные, тесно связанные друг с другом (объективные и субъективные). К первым относится «грамматический» анализ текста, ко вторым — психологическое его постижение. Начиная интерпретацию, необходимо выяснить, что было предметом и языком данного произведения, как оно создавалось и какой была личная жизнь автора. Шлейермахер возводит её в ранг концептуального требования. Для интерпретатора первостепенную роль играет изучение духовной жизни художника, но она всегда связана с его бытийной биографией. Художник един во всех своих проявлениях, и знание о нем должно носить целостный характер. Постижение авторского «я» осуществляется постепенно (99, с.36-37).

По мысли «отца герменевтики», чтобы понять автора, надо выяснить, в-каких значениях он употреблял слова, понятия и предложения, рассматривая внешнюю форму произведения. Но духовный смысл невозможно раскрыть только с помощью логики, грамматического, истолкования. Идентификация исследователя с автором- требует психологической интерпретации, в которой главное - дивинация, т.е. интуиция, благодаря которой можно проникнуть в творческое «я» художника и в І духовное содержание произведения, его внутреннюю форму. Эти два метода должны органично сочетаться (78).

Если в Западной Европе сочинения Шлейермахера привлекали к себе внимание и в 19, и, в 20 веках, то в России герменевтику как научное направление; отталкиваясь от философии Гуссерля, продуктивно разрабатывал Г.Г.Шпет, чьи теоретические работы в, советское время объявили ложными, а автора репрессировали.

Психолого-педагогические условия развития интереса к чтению в процессе» изучения биографий писателей на уроках литературы в школе

В нашем исследовании мы опираемся на разработку теории познавательного интереса в педагогическом плане її.И.Щукиной и, позднее, ее учеников. Научная школа Е.И.Щукиной, в которую входили В.НіЛипник, В;Н;Максимова, А.С.Роботова, ФІК.Савина; И.Е.Шапопшикова и др:, исследовала многие вопросы, проблемы познавательного интереса, установила его связь с ценностями личности, с мотивами деятельности, раскрыла модификации познавательных интересов в связи с его предметным содержанием, и возрастом детей. Однако при рассмотрении вопроса об условиях развития интереса к чтению нельзя обойти; вниманием современные изменения в педагогической науке..

Происходящие в России, политические; социокультурные, духовные, экономические преобразования приводят к пересмотру общественных сил и механизмов социального развития на самых различных уровнях, что неизбежно влечет за собой аналогичные тенденции в сфере образования. «Педагогика взаимодействий — это складывающееся в современных науках об образовании интегративное направление, отвечающее актуальным запросам развития современной образовательной теории и практики, содержание которого заключается в разработке закономерностей, принципов; методов, перспективных и адаптивных технологий организации взаимодействий; начиная с межличностных контактов и заканчивая; общими процессами;образовательного пространства» (Г55; с.7-8).

Субъект-субъектный; характер педагогических взаимодействий реализуется в новационных технологиях обучения. К ним относится интерактивное обучение; илиі способ познания; основанный на полилоговых формах взаимодействия; участников учебной деятельности; сочетающий варианты индивидуальнош и групповой работы, призванный одновременно решать учебно-познавательные; коммуникативно-развивающие, социально-ориентационные задачи образовательногопроцесса:

Реальная ситуация в образовании показывает наличие множества проблем; в том; числе; связанных с обучением подростков. По поводу подросткового периода между психологами и. педагогами ведутся упорные дискуссии на предмет ведущей деятельности; Психологи утверждают, что ведущая деятельность принадлежит общению, т педагоги полагают, что это — учение: Однако? исследования психологов и социологов; данные опросов тинзйджерові показывают, что школьники испытывают сильнейшую потребность в общении; При опросе школьников «Зачем ты учишься (узнавать что-то новое; получать хорошие отметки; встретиться с любимым учителем; не! ссориться; с родителями; пообщаться с друзьями;, весело провести время)?» 62% подростков выбрали ответ «пообщаться», 32% -узнать что-то новое и 18% - получить хорошие отметки (155, с.98). Другими словами; больше половины учащихся старших классов сориентированы в школе на коммуникативную; т.е. иную деятельность, чем планирует учитель.

Следовательно, надо сделать школьный период таким, чтобы обе деятельности (учение и общение) объединились бы в одно целое и стали ведущими. Именно предметы гуманитарного цикла обладают наибольшими возможностями в плане совмещения учебной и коммуникативной деятельности. Преподавание литературы, прежде всего, основывается; на текстах, которые становятся основой для диалога;

Для формирования положительных эмоций как важнейшего стимула» для ребёнка в учебнош деятельности! учитель может создавать на уроке , ситуацию успеха; Успех связан с чувствами? радости; эмоционального подъема; которые испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об- этих положительных эмоциях, ош и в следующий раз с удовольствием возьмется зашодобную деятельность (об; этом в своих работах писали ВЖ.Вилюнас, А.К.Маркова;, Я Рейковский, ЛіСРубинштейн и др:): Значит, если;помочь.человеку однажды достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Ситуация-же — «это сочетание условий; которые: обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной: ситуации. Ситуация — это; то, что способен организовать учитель...» (ЗО, С.30)І Исследователи! отмечают следующие положительные моменты в ситуации успеха: - переживание успеха внушает человеку уверенность в своих силах; - появляется желание вновь достигнуть хороших результатов; - положительные эмоции,создают ощущение внутреннего благополучия что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека- к окружающему миру (155; с. 129). В общении; должны участвовать несколько человек (как минимум, двое), поэтому особое место занимают групповые виды работы. С групповой работой тесно связано такое понятие, как интерактивное обучение, т. е. «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» (155, с. 179).

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. Ещё в середине XX века Курт Левин, начиная разрабатывать «теорию» поля», выдвинул следующее предположение: «... обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности» (266; с. 15). «Доказано, - подчеркивает И.А.Зимняя, - что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективностьне менее чем на 10%» (135, с.409).

Ученые выделили несколько этапов работы в группах интерактивного обучения: 1. Этап объединения учащихся в группы; 2. Организация учебной деятельности учащихся в группе, которая включает: 1) усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; 2) процесс поиска- (обсуждения) лучшего решения; 3) суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; 4) презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом; 3. Рефлексия прошедшего занятия (отличительная особенность интерактивного обучения). Данная схема работы перекликается с правилами построения педагогических мастерских И принимается нами за основу нашей работы по формированию интереса к чтению.

Педагогические мастерские по биографиям писателей и их влияние на развитие интереса к чтению художественных произведений

На наш взгляд, создание таких ситуаций возможно при проведении педагогических мастерских о биографиях писателей в 10-11-х классах.

Использование мастерских при! знакомстве с биографиями писателей не исключает проведения традиционных уроков. Проведение мастерских возможно и после изучения произведений. Например, мастерская о биографии И.А.Бунина «Солнечный удар И.Бунина» проводится после изучения его произведений о любви и может быть своеобразным «мостиком» для перехода к разговору о теме любви у А.И .Куприна.

Необходимость и возможность использования мастерских о биографиях писателей, на наш взгляд, определяется следующими факторами: 1) интересом, и желанием учащихся узнать больше об определённой личности; 2) целями и задачами, поставленными учителем перед изучением жизни и творчества писателя; 3) наличием- времени1 для проведения мастерской.

Мастерская - этота,форма работы учителями ученика, которая, на наш взгляд, может привести к развитиюуже имеющегося1 интереса к чтению или способствовать формированию? данного интереса, если- он отсутствует вообще или, находится в.зачаточном состоянии: Данная функция».мастерской до сих пор не привлекала? пристального внимания исследователей, тем более по отношению к биографиям писателей.

Технология мастерской, на; наш взгляд, является тем средством, которое может стимулировать возникновение и развитие интереса к личности писателя, и к чтению его произведений: Это находит подтверждение и в работах самих учащихся.

Первоначально мы предложили учащимся готовую мастерскую по «Грозе» А.Н.Островского (124), чтобы выяснить их реакцию на данный вид работы с текстом, а также мастерскую по Петербургу Достоевского. Обе мастерские проводились 2 года подряд в разных классах. Результаты проанализированы нами в статье «Педагогические мастерские по биографии писателей как средство формирования интереса к чтению» («Чтение детей и взрослых в меняющемся мире», 2007). Такой вид работы вызвал у учащихся положительные эмоции, и ключевое слово «интерес» появлялось почти в каждом отзыве. Кроме этого, в результате последней мастерской итоговое задание четыре человека выполнили в стихотворной форме.

После мастерской обнаружились таланты многих ребят, и впоследствии они приняли участие в конкурсе поэтов, который ежегодно проводится в ДДЮТ «Измайловский»; их работы были напечатаны в сборнике стихотворений юных поэтов «Планета поэтов - 18», выпущенном после этого конкурса (2006 год - 3 чел.; 2007 год, после проведения в течение года мастерских, —12 чел.).

После проведения ряда мастерских по произведениям различных писателей возникла мысль использовать эту форму работы для изучения биографий писателей в 10-11-х классах, в результате чего появился цикл мастерских о биографиях русских писателей (Н.А.Некрасов («Неизвестный Некрасов»), Ф.М.Достоевский («Я дитя века, дитя неверия и сомнения...»), Л.Н.Толстой («Трагедия Л.Н.Толстого»); И.А.Бунин («Солнечный удар Ивана Бунина»), А.А.Блок («Русский интеллигент»), В.В.Маяковский («Не мужчина, а — облако в штанах!»), Б.Л.Пастернак («Взрослый ребёнок»), А.И.Солженицын («Огонь, вода и медные трубы»)).

Первой мастерской о биографиях писателей стала мастерская по биографии Ф.М.Достоевского. Выбор писателя был не случаен, поскольку творчество Достоевского привлекает внимание большинства учащихся, даже тех, чьи интересы очень далеки от литературы. В качестве материала использовались отрывки из воспоминаний писателя, его родных и близких, современников, писателей и критиков. Учащиеся, уже знакомые с данным видом работы, столкнулись с новым; содержанием знакомой формы. Впечатления учеников выразились в следующих высказываниях (цитаты: даются без стилистической правки): «Интереснее рассматривать биографию автора более глубоко», «Такая форма мастерской лучше, чем традиционная; работа по биографии», «Мастерские помогают узнать, лучше понять писателя; посмотреть с другой стороны на: его творчество, создать, общую? картину».

Были и более развернутые рассуждения: «Мастерская мне понравилась. Она действительно дает возможность рассмотреть не только голую хронологию жизни писателя, а последовательно рассказывает об эмоциональномшчувственномвосприятии этого мира и отдельных событий Помогает лучше рассмотреть внутренний мир; писателя- И1 в; связи; с этим?мы сможем лучше понять; его произведения. Мастерская дает ответы на вопрос «почему?». Почему ему в-голову пришлитакие; идеи? Почему он написал именно на эту тему, такими словами:.. В общем; полезная этамастерская;..», «Мне вообще; нравятся коллективные работы, а вот эта мастерская мне понравилась больше, т.к. на другихмастерских мы обсуждаемне автора и его биографию; a BS основном; его произведения! и; героев. Эта;мастерская мне понравилась, т:к. я узнала намного больше: об известном писателе Ф.М.Достоевском, о его взглядах: на жизнь и каких-то маленьких, но значительных событиях его: жизни. Я; считаю, что нужно» побольше делать. именно таких мастерских, т.к. чем больше: тьь знаешь о писателе; и о его жизни; тем лучше ты поймешь его произведениями все их тонкости».

Негативных отзывов о, мастерской не было; хотя некоторые ученики отметили те задания, которые лично им показались сложнее других. Как нам кажется, педагогическая мастерская может помочь учителю привлечь внимание к Н.А.Некрасову, которого учащиеся обычно редко называют своим любимым поэтом. На наш взгляд, это незаслуженно.

Имя Н. А.Некрасова стоит особняком в русской литературе. Несомненно, что это поэт, которого по праву называют народным. В.ИКоровин пишет в книге «Русская поэзия XIX века»: «...характер русского человека в поэзии Некрасова раскрывается как в общественных декларациях, так и в душевном строе, в его самых интимных чувствах — в переживании творчества, в любви, дружбе, т.е. во всём, что составляет непосредственно проявляемую натуру демократа» (186). Но при этом, как мы уже отмечали, традиционно школьное изучение творчества поэта ограничивается разговором о гражданственности его произведений и- мало внимания уделяется лирической стороне его поэзии. При рассказе о жизни и творчестве Н.А.Некрасова упор делается на его-общественную деятельность, а факты, помогающие ученикам увидеть его душевные переживания, трагизм-его личности, обычно замалчиваются. Мы предлагаем мастерскую построения-знаний и творческого письма по биографии Н:А.Некрасова («Неизвестный классик» или «Неизвестный Некрасов»).

Создание учащимися презентаций по биографиям и. творчеству различных писателей

Задача учителя - показать, как в биографии личность и художник раскрываются в диалектике взаимосвязей, что они представляют единое целое, представить в целостной картине самое важное, что мы знаем» о поэте как личности и художнике, о психологии его творчества. Таким образом, мы можем развить интерес учеников к чтению его произведений, возбудив уважение1 и интерес к его личности. Это поможет учителю формировать грамотного, культурного, творческого читателя, умеющего1 ориентироваться в мире литературы, понимать и эстетически оценивать разные литературные произведения, что является первоочередной задачей, стоящей перед учителем литературы.

Цель этого курса - дать живые и человечные образы создателей русской литературы 18 - первой половины 19 веков, снять «хрестоматийный глянец с облика великих писателей» (196, с.74), помочь ученику выбрать близкого себе по духу писателя, произведение, входящее или не входящее в программу, или книгу, рассказывающую об этом писателе.

На наш взгляд, элективные курсы о биографиях писателей в-качестве средства развития интереса к чтению художественных произведений можно построить на материале биографий и других писателей. Наш выбор связан с желанием закрепить тот интерес к личности писателя и его творчеству, который может возникнуть на уроках литературы в» ходе изучения его биографии и творчества. Нам представляется, что те «ростки» интереса, которые могут появиться на уроке при изучении (более или менее подробном) биографии, не должны «зачахнуть», не найдя выхода и реализации. Легче развить уже-имеющийся интерес, чем делать это заново; тем более что- при разговоре о биографии и творчестве писателей на элективном курсе есть возможность больше уделить времени рассказу о друзьях и врагах писателей, об их современниках, среди которых также было много писателей и поэтов, что не исключает возможности возникновения интереса к их личностям и творчеству.

Выбор именно 9 класса связан с тем, что в 10-11 классах мы предполагаем обратить больше внимания на современную литературу, которой уделяется совсем мало внимания и времени в школьной программе, но интерес к которой у школьников велик. Однако это не исключает возможности проведения в 10 классе элективного курса о биографиях писателей 2 половины 19 века, а в 11 классе — о биографиях писателешХХ и XXI веков, входящих или не входящих в программу по литературе (смотри параграф об уроках по современной литературе).

Например, на уроке о биографии А.С.Пушкина рассказывается о его лицейских годах, друзьях, появившихся в этот период, первых стихотворных опытах. На элективном курсе можно уделить больше времени этой теме: рассказать подробнее о друзьях Пушкина, их судьбах, их творчестве, привести примеры их произведений, прочитать какие-то из них вслух; рассказать об интересах и успехах Пушкина-лицеиста, о первых его стихотворениях, о его характере, прочитать отзывы о нём его лицейских друзей и врагов; рассказать о его педагогах, их влиянии на поэта; о круге его чтения в этот период; о его общении за стенами Лицея и дружбе с П.Я.Чаадаевым, В.А.Жуковским, князем П.А.Вяземским и др. Как ни странно, хоть о Пушкине мы говорим с учениками практически каждый год, начиная с 1-го класса, многие факты дети забывают, а многого просто не знают; особенно это заметно, когда у детей меняется учитель литературы.

После урока о биографии Н.В.їїоголя наэлективном курсе можно более-подробно рассказать о его предках, его родителях, их талантах и влиянии на будущего писателя; о круге его чтения; о его отношении к женщинам в жизни и в творчестве; о болезни и смерти писателя, вокруг которых до сих пор так много мифов и домыслов; о памятных местах в нашем городе и памятниках Н.В.Гоголю.

Например, после урока о биографии М.Ю.Лермонтова на элективном курсе мы рассказали подробно о родителях и бабушке поэта, о 2-х легендах, связанных с происхождением рода Лермонтовых, о знаменитых предках; показали изображение герба Лермонтов из Балькоми, процитировали стихотворение «Желание» 1831 года («Зачем я не птица, не ворон степной...»), где упоминается этот герб; показали изображения развалин старинных замков в Шотландии, связанных с историей рода Лермонтов. Кроме этого, сильное впечатление произвели на учеников репродукции с картин самого поэта, так что это стимулировало их поисковую деятельность, и впоследствии1 учащимися была сделана презентация о живописных. произведениях М.Ю.Лермонтова («Лермонтов как художник»). Подробный рассказ о дуэлях и смерти Лермонтова запомнился ученикам так же, как и рассказ о его военных заслугах и участии в боевых действиях на Кавказе, тем более что в рассказе звучали знакомые им названия городов и селений; не раз. слышанные в связи с современными военными действиями на Кавказе.

Похожие диссертации на Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений