Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством Дробот Виталий Николаевич

Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством
<
Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дробот Виталий Николаевич. Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством : ил РГБ ОД 61:85-13/581

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

I. Проблема изучения биографии писателя в литературоведении и методике 12-38

2. Роль и место биографии писателя в процессе изучения монографической темы 38 - 44

3. Задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента в старших классах 45 - 54

ГЛАВА II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ

I. Историко-литературные аспекты изучения биографии в школе 55 - 67

2. Очерк как вид биографии в школьном изучении 67 - 74

3. Принцип концентризма в изучении биографии..., 75 - 89

4. Изучение биографии писателя в связи с анализом художественного творчества (на материале творчества Н.В.Гоголя) 90 -178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 179 -184

Введение к работе

Актуальность исследуемой темы определяется задачами, вытекающими из решений ГОТ съезда КПСС, июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦЕ КПСС, а также Основных направлений общеобразовательной и профессиональной школы и вытекающими из них постановлений ЦК партии и Совета Министров СССР.

Проблемы повышения воспитательного воздействия литературы на учащихся, формирования их мировоззрения, нравственности, эстетических критериев и вкусов, изучения литературы в ее идейно-эстетической сущности и художественной специфике принадлежат к числу наиболее актуальных: "Ничто не может заменить литературу, искусство в воспитании общественных нравов и чувств людей, в их способности воздействовать и на ум, и на сердце .

В свете задач, стоящих перед современной школой, особенно актуальной становится проблема изучения биографии писателя. Пример жизни и деятельности художника открывает перед учащимися богатый мир высоких моральных качеств: самоотверженного служения Родине и народу, высокого сознания своего долга, нравственной глубины чувств и переживаний. Знакомя учащихся с личностью писателя, с его общественной и творческой деятельностью, мы делаем их свидетелями напряженного труда, борьбы, обогащаем чувства и мысли, способствуем формированию их характера.

Усиление внимания учащихся к творческой и идейной позиции писателя, произведения которого изучаются в средней школе и особенно в старших классах, сближение с его личностью, обогащает сознание учеников, их представления о жизни и людях, повышает интерес к познанию, является стимулом к воспитанию своей личности. Приобщение к позиции художника слова, постижение и усвоение авторского взгляда на мир дает возможность школьникам увидеть в художественном произведении близкое и созвучное себе, перекликающееся с его собственными исканиями, настроениями, мыслями, сталкивает их с общественными и нравственными конфликтами и проблемами, которые заключает в себе изучаемое произведение.

В современной школьной практике распротраненным недостатком в изучении биографии является отсутствие органической связи между рассказом учителя о жизни писателя и изучаемым произведением, L что неизбежно наносит большой урон интеллектуальному осмыслению и эмоциональному восприятию художественного произведения, в котором, как известно, личность его создателя находит полное и завершенное воплощение. Если учащиеся не воспримут того объединяющего начала, которое несет в себе образ повествователя, с его мировосприятием, гражданской позицией, эстетическими взглядами, они не воспримут и общего художественного колорита изучаемого произведения.

Изучение опыта учителей русской литературы показало, что осмысление учащимися связи художественного произведения с личностью писателя, его художественной концепцией, которая неизбежно отражается в выборе тем, в идейном содержании, проблематике, системе образов, композиции, в изобразительно-выразительных средствах, в языке художественных произведений помогает школьникам понять позицию автора, его оценку изображаемой действительности, а следовательно, глубже и полнее постигнуть изучаемое в классе литературное произведение. Это и позволило сделать вывод об актуальности выдвигаемой диссертантом проблемы исследования.

Для положительного решения вопроса изучения биографии во взаимосвязи с творчеством важно обращение к трудам выдающихся критиков, писателей, методистов, учителей-практиков. В работах демократов Б.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Т.Г.Шевченко, Н.Г.Чернышевского, И.Я.Франко и др. неоднократно высказывались мысли об органическом изучении биографии и творчества писателя, о внимании к личности художника слова, богатству и своеобразию его духовного мира, об изучении тех фактов жизни, которые оказывали решающее влияние на формирование его мировоззрения, характера.

Однако принципы изучения биографии во взаимосвязи с творчеством не могли внедриться в практику школ в условиях старой дореволюционной школы. Решение этого вопроса стало возможным только в советской школе, неразрывно связанной с жизнью народа, - она создала все необходимые условия для развития творческих: способностей учащихся.

Советская историко-литературная и методическая наука рассматривает жизнь и творчество писателя в конкретно-исторических условиях и их взаимосвязи. Именно такой подход и должен быть основным стержнем в школьном изучении биографии, определяющим ее научную достоверность, воспитательную и образовательную значимость.

Проблему изучения биографии писателя в школе разрабатывали известные советские методисты М.А.Рыбникова, В.В.Голубков, В.А. Десницкий, Н.В .Колокольцев, Н.И.Кудряшев, А.А.Липаев, В.А.Никольский, Б.В.Рождественский, Н.И.Громов и др.

В исследованиях последних лет освещались разносторонние аспекты изучения личности писателя: нравственно-эстетический ( В.Г. Маранцман); идейно-нравственный облик писателя ( Т.Ф.Курдюмова, И.Е.Каплан); ознакомление учащихся с личностью художника на разных этапах их литературного образования ( Н.А.Бодрова, В.П.Пере-пелица). Изучению личности писателя посвятили свои исследования Ю.Д.Проклов, Н.В.Тимерманис.

К вопросам изучения биографии обращались также и другие советские методисты и ученые: А.М.Бандура, Г.И .Беленький, А.И.Белецкий, Т.Ф.Бутайко, Е.С.Добычина, М.П.Каоторская, Н.О.Корст, К.П. Лахостский, А.Р.Мазуркевич, С.Г.Паршина, Е.А.Пасичник, С.А.Смирнов, Т.В.Чирковская и др.

Но проблема изучения биографии писателя в органическом единстве с его творчеством настоятельно требует дополнительных целенаправленных поисков и конкретной разработки путем экспериментального исследования, широкого обобщения опыта и дальнейшего уточнения теоретико-концептуальных проблем методики литературы. 

Проблема изучения биографии писателя в литературоведении и методике

В общеобразовательной средней школе проблема изучения жизненного и творческого пути писателя относится к числу тех, которые вызывали и продолжают вызывать живой интерес исследователей и литературоведческую полемику. Содержание биографии, нравственное воспитание учащихся при ее изучении, связь жизни писателя с историей творчества и творческого пути, выявление личности писателя через художественное произведение и источники познания этой личности, влияние общества, эпохи, классовой борьбы и других факторов на формирование личности художника стали объектом внимания методистов и литературоведов в последние годы.

И это не случайно. Современная педагогическая наука отводит важное место не только воспитанию квалифицированного читателя, но и подготовке школьника к жизни, формированию его мировоззрения, гражданской убежденности, активной жизненной позиции, нравственно-эстетического идеала.

Особенно с большой силой воздействуют на юношество биографии великих людей и писателей. Природе подростков свойственны мечты о подвигах, стремление к яркому, необычному. Жизни многих писателей глубоко содержательны и интересны, полны героического, что особенно влечет к себе молодое поколение. Всемерно используя этот материал, школа во многом может содействовать внутреннему самоопределению учащихся, помочь им наметить свой жизненный путь, выработать характер, найти свое призвание.

В справочной литературе толкование термина "биография" примерно одинаково: это воссоздание, описание, изложение чьей-либо жизни или истории жизни ("Словарь иностранных слов", изд.7-е, пе - ІЗ -реработанное, М.,Русский язык, 1979, с.81; "Словарь русского языка" в 4-х томах, Госиздат.иностранных и национальных словарей, М.,1957, с.104; С.И.Ожегов "Словарь русского языка", изд.Совет. энциклопедия, М.,1972, с.47:). Более расширенное значение этого термина содержится в БСЭ (т.З, с.332) - "биография воссоздает историю жизни человека в связи с общественной деятельностью, культурой и бытом его эпохи".

Б самом деле, жизнь художника слова неразрывно связана с "биографией века", которая оживает в личной судьбе писателя, ибо по К.Марксу, "... человек - не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек - это мир человека, государство, общество" ( I, с.414).

Однако биография - это только внешнее выражение внутреннего. Когда нет живого, кошфетного образа, нет и настоящего человека, представление о котором оживляло бы исторические схемы, объединяло бы отдельные биографические факты и углубляло бы восприятие творчества.

Биография писателя, как самостоятельная проблема науки о литературе, является одним из ведущих разделов литературоведческих исследований. В нем успешно работал ряд крупных советских ученых (Д.Д.Благой, СІМ.БОНДИ, Н.Л.Бродский, Б.И.Бурсов, Л,П.Гроссман, Н.К.Гудзий, В.Я.Кирпотин, И.В.Сергиевский, М.Б.Храпченко и др.). В последние годы интерес к этой проблеме возрастает. Многими исследователями биография рассматривается как самостоятельная область в литературоведении (В.В.Афанасьев, Г.П.Бердников, Н.В.Богословский, В.ВДцанов, И.П.Золотусский, М.П.Лобанов, Ю.М.Лощиц, Ю.В.Манн, А.И.Метченко, В.Н.Орлов, С.М.Петров, Ю.И.Селезнев, Б.И. Соловьев, А.М.Турков и др.).

Литературоведение издавна было основой, питательной средой -школьного изучения художественных произведений. В основе школьного анализа всегда лежит литературоведческая концепция. Однако движение к ней, способ ее постижения, уровень мысли в школьном анализе во многом иной, чем в научном исследовании.

Историко-литературные аспекты изучения биографии в школе

Проблема изучения биографии во взаимосвязи с творчеством может быть успешно решена только при том условии, если будут определены линии, позволяющие этой взаимосвязи придать органический, естественный характер. Из множества аспектов взаимосвязи изучения биографии и текстуального анализа произведений необходимо отобрать лишь те, которые связаны с общими закономерностями художественного творчества, со своеобразием творческой манеры данного писателя и которые естественно определяются задачами школьного анализа литературного произведения. Эти задачи сформулированы в программе по литературе как в объяснительной записке, так и в рассредоточенном виде в школьном курсе литературы. С этой точки зрения привлекают внимание такие формулировки, как "социальная обусловленность творчества писателя", "значение в литературном произведении общественной позиции автора", "замысел писателя и объективное значение художественного произведения", "творческая история произведения, "образ автора, его композиционная и идейная роль в произведении", "проблема противоречий в мировоззрении и творчестве писателя" и т.п.

Эти и другие наиболее важные аспекты, отраженные в программе, заслуживают пристального рассмотрения и требуют теоретического обоснования.

Поскольку путь анализа художественного произведения предусматривает на всех этапах работы выявление авторской позиции, важную роль, несомненно, играет выявление мировоззрения и мировосприятия изучаемого художника слова. Результаты изучения писателем окружающей жизни, социальных явлений действительности входят в создаваемое им художественное произведение; личность художника не мо - 56 -жет остаться за пределами своего творения. Писатель всегда и во всех компонентах стиля выражает в произведении свои мысли, ощущения, полноту своей личной духовной жизни. По верному замечанию М.С.Кагана, общество находится не только вокруг художника, но и в нем самом, что его личность при всей его неповторимости есть "совокупность всех общественных отношений" (К.Маркс), что художник - сознает он это или не сознает, хочет того он или не хочет -выражая свое личностное, сокровенное, выразит и общественно значимое (112, с.418).

При изучении литературного материала следует помнить, что авторская личность постоянно дает себя чувствовать в стилистических и лексических особенностях художественного произведения. Поскольку личность автора является на протяжении всего произведения своего рода смысловым рефреном, школьников следует учить видеть в каждой художественной детали отражение мира писателя, выяснять его оценочную позицию, угол зрения на действительность.

В процессе общественной жизни у каждой личности под влиянием ее социального положения, образа жизни, воспитания складываются определенные взгляды на окружающую действительность, вырабатывается то или иное отношение к различным ее сторонам - те или иные политические, правовые, религиозные, философские, этические и эстетические взгляды. Система этих вгзлядов на мир и является мировоззрением человека.

Личностные качества, мировоззрение художника, пусть не прямо, в опосредованной форме, проявляются в его индивидуальном стиле. В проблеме: их длительные наблюдения над способами и средствами выражения авторского сознания, авторского отношения к изображаемому позволят обобщить и выявить его идейно-эстетическую платформу, а также теоретические понятия, касающиеся индивидуального стиля.

Чрезвычайно важное значение имеет тот аспект проблемы, который связан с отношением мировоззрения к художественному творчеству, с противоречиями в мировоззрении и творчестве писателя, с объективным смыслом художественного произведения, нередко вступающим в противоречие с политическими, философскими и нравственными взглядами художника.

Очерк как вид биографии в школьном изучении

Изучение монографической темы предполагает включение сведений о жизни и творчестве писателя, призванных не только обеспечить осмысление художественного текста, но и помочь понять жизнь и деятельность художника слова как воплощение гражданственности, преданности Родине, высокой нравственности, самопожертвования (192, с.4).

В школьных программах биография представлена в двух видах: "Биография и творческий путь" и("Очерк жизни и творчества писателя". Рассмотрим содержание и основные задачи каждого из них.

"Б иография и творческий путь". В школьном курсе литературы этот вид представлен выдающимися художниками слова А.С.Пушкішнм, Л.Н.Толстым и А.М.Горьким и дает возможность осветить их жизнь и творчество в органической взаимосвязи и развитии от начала до конца. Знакомство с несколькими произведениями на протяжении изучения монографической темы позволяет обратить внимание школьников на эволюцию личности изучаемого писателя, обстоятельно охаршстеризовать основные этапы его жизненного и творческого пути. Используя факты биографии и творчества художника слова, известные учащимся из курсов средних классов, учитель в УШ-Х классах не только дополняет биографию того или иного писателя новыми фактами, но и строит ее изучение в тесной связи с общетсвенным движением, с литературной борьбой, с характеристикой всего творческого пути.

Для всестороннего изучения произведения, художественной индивидуальности целесообразным является поэтапное освещение жизни и творчества. Планируя, например, изучение темы "Начало поэтической деятельности А.С.Пушкина", учитель одновременноос рассказом о жизни поэта анализирует то или иное стихотворение. Локализация окруженных биографическим материалом стихотворений во времени способствует лучшему их восприятию. При таком подходе рассказ о жизни поэта становится своеобразной характеристикой его творческого развития.

В современной методической науке до сих пор не рассматривалась методика изучения "Очерка жизни и творчества", вида биографий тех писателей, большинство которых изучается в УШ-Х классах. Поэтому объектом исследования стал круг основных положений, составляющих содержание очерка, его структуру, форму изложения.

В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова (1972 г.) "очерк" определяется как "... небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов".

Для трактовки программной формулировки очерка могут быть заимствованы определяющие черты очерка как литературного жанра. В этом случае "Очерк жизни и творчества" может характеризоваться как целостный, законченный с четко обозначенными границами рассказ, в котором живо и образно сообщаются основные факты жизни изучаемого писателя, выявляется социально-индивидуальная определенность его личности. Содержательную сторону этого вида биографии должен составлять материал, привлеченный словесником с целью дать образное представление о писателе-человеке, показать не только как личность, но и дать возможность увидеть его в действии. Выделение самого яркого, типичного, основного в жизни художника, комментирование главных событий жизненного и творческого пути познакомит учащихся с процессом написания произведения, приблизит к пониманию его идейно-эстетической концепции.

Опираясь на приобретенные в средних классах знания, школьникам необходимо сообщать о писателе новое и интересное, обогащать их свежими сведениями и представлениями о его жизни, вызывая уже на начальном этапе изучения монографической темы интерес учащихся к неповторимости художника, заинтересовывая его творчеством. В этом плане большим подспорьем словеснику становятся новые документальные материалы, литературоведческие изыскания и, особенно, эпистолярное наследие и мемуарная литература.

Похожие диссертации на Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством