Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства Резанова Ольга Владимировна

Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства
<
Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Резанова Ольга Владимировна. Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 159 c. РГБ ОД, 61:98-13/362-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ .

1.1. Научно-теоретические основы художественного образования и эстетического воспитания младших школьников средствами народного и декоративно- прикладного искусства.

1.2. Проблема детского художественного творчества как психологическая проблема

1.3. Методические основы преподавания русского народного костюма в системе художественного образования и эстетического воспитания учащихся начальных классов (1-4) І9..

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1-4) СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА ..

2.1. Системно комплексный подход к разработке проблемы формирования творчества младших школьников средствами русского народного костюма...

2.2. Содержание, формы и методы экспериментального обучения русскому народному костюму учащихся начальной школы...

2.3. Уровни сформированное художественного творчества младших школьников средствами

русского народного костюма (по итогам формирующего эксперимента)..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ -

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Актуальность исследования. Уникальность русского народного костюма как особого элемента национальной культуры делает его все более эффективным средством художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Русский народный костюм формировался на протяжении веков и его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Являясь специфическим отображением жизни, народный костюм вобрал все ее многообразие. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения культуры и быта, традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического развития нации в целом.

Исследование специфики русского народного костюма как особого типа художественного творчества, его многоаспектный анализ, позволили рассмотреть русский народный костюм в единстве с традиционной культурой народа, его историей, природным окружением, определить его роль в раскрытии творческих способностей младших школьников.

Основополагающее значение для выявления значимости народного искусства, органической частью которого является русский дародный костюм, имеют исследования ученых -искусствоведов: А. В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова, К.А. Чекалова и др.

Научное обоснование исследуемой проблемы детского художественного творчества сформулировали ведущие ученые в области общей, возрастной и педагогической психологии -С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов и др; в области дидактики - Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.; в области психологии искусства -Л.С. Выготский, B.C. Кузин, Я.А. Пономорев, П.М. Якобсон и др.

В исследовании проблемы формирования детского художественного творчества мы опирались на труды ведущих ученых-педагогов в области теории и методики обучения изобразительному искусству: Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, А.С. Хворостова, И.И. Зарецкой, Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и др.

В своей работе мы учитывали новейшие достижения в области преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства, отраженные в диссертациях .В. Алексеенко, СИ. Ботовой, Р.Г. Гадиева, А. Я. Горошко, Л.В. Ершовой, Б.И. Ижанова, Л.В. Неретиной, П.Н. Магометовой, Л.В. Орловой, Г.А. Поровской, А.В. Рябчикова, О.Ю. Тимониной, З.Ю. Черной и др.

Русский народный костюм способствует более полной реализации творческого потенциала личности младшего школьника, а деятельность по созданию его образов - решению целостного комплекса задач художественного образования, воспитания и развития, активизируя творческие способности младших школьников.

Основные закономерности искусства костюма, его функции и особенности художественного построения были сформулированы и раскрыты Кирсановой P.M., Масловой Г.С., Мерцаловой М.Н., Пармон Ф.М. и др.

На современном этапе красота и поэтичность русского народного костюма широко отражена в искусствоведческой, методической литературе, программах и пособиях для школьных и дошкольных учреждений, а также для учреждений дополнительного образования.

Анализ научно-методической литературы по вопросам использования русского народного костюма как средства формирования детского художественного творчества показал, что недостаточно раскрывается своеобразный язык и значение символов костюма, семантики знаков народной вышивки и ткачества, мало рассматривается значимость русского народного костюма как объекта детского художественного творчества, как средства развития художественно-творческих способностей младших школьников в условиях общеобразовательной школы, то есть в аспекте не специального, а общего образования.

Приходится также признать недостаточность публикаций, содержащих практические советы по изготовлению традиционного народного костюма учащимися 1-4 классов для участия в фольклорных праздниках, отличающихся специальным подходом к тематико-образному решению и дающих широкие возможности для самостоятельных творческих экспериментов.

Отмеченные противоречия включают, с одной стороны -многоаспектное отражение уникальности русского народного костюма как вида народного и декоративно -прикладного искусства в научно-методической литературе, с другой стороны - недостаточное использование русского народного костюма как объекта детского художественного творчества.

Поэтому проблема научной разработки содержания, форм и методов формирования художественного творчества младших школьников средствами русского народного костюма на уроках изобразительного искусства является актуальной. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования творчества учащихся 1-4 классов средствами русского народного костюма на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: содержание, формы и методы, направленные на формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: Развитие художественного творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом может быть эффективно реализовано при выполнении следующих условий: -учет психолого-возрастных особенностей формирования творчества личности, проявляющиеся в динамике развития; -включение русского народного костюма как важного и составного компонента формирования детского художественного творчества; -осуществление интегрированного подхода к художественно-творческой деятельности на материале русского народного костюма в связи, с музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой, театральной деятельности; -практическое использование русского народного костюма, изготовленного детьми для участия в фольклорных праздниках; -формирование эстетического отношения к русскому народному костюму осуществляется как часть целостного процесса эстетического воспитания и художественного образования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи;

Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по проблеме исследования.

Разработать педагогические условия, влияющие на формирование художественного творчества учащихся 1-4 классов в процессе изучения русского народного костюма.

Определить значение и место художественно-выразительных средств русского народного костюма, как объекта детского художественного творчества.

Разработать научно-обоснованную методику обучения, включающую систему заданий и упражнений, обеспечивающую эффективное поэтапное формирование творчества учащихся 1-4 классов.

Экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенной методики в условиях общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования явились: исследования ведущих ученых по вопросам эстетического воспитания и художественного образования, исследования в диссертационных источниках по проблемам обучения и воспитания средствами народного и декоративно-прикладного искусства, психолого-педагогические основы формирования и развития целостной личности школьника; концепция понимания народного искусства как части культуры, законов его развития, специфика народного искусства как типа художественного творчества, форм бытования и развития народного искусства Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой, этнографической, архивной и исторической литературы по проблеме исследования; - анализ школьных программ по изобразительному искусству, народному и декоративно - прикладному искусству, художественному труду, программ внеурочных и внешкольных объединений и учреждений в системе комплексного эстетического воспитания и художественного образования средствами народного и декоративно - прикладного искусства, методических пособий для учителей, воспитателей дошкольных учреждений, студентов; исследование и анализ художественно-творческих работ учащихся (1-4 классов) общеобразовательных школ; разработка, проведение и анализ учебных занятий; проведение бесед с учащимися и преподавателями; изучение творчества народных мастеров, а также изучение высокохудожественных образцов русского народного костюма в музеях, на выставках, частных коллекциях, на фольклорных праздниках; анкетирование, беседы, опрос; констатирующий, поисковый, форм^ующий эксперимент.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Учебно-воспитательного комплекса № 1828 г. Москвы (Южный округ). В экспериментально -исследовательской работе участвовали учащиеся с 1 по 4 класс, учащиеся Студии художественных ремесел при УВК № 1828. Исследование проводилось с 1989 - по 1997 годы.

На первом этапе исследования (1989-1991 гг.). Разработана экспериментальная методика преподавания русского народного костюма с учетом внутрипредметных и межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в 1-4 классах общеобразовательной школы, где были использованы материалы этнографических экспедиций, проводимых с детьми по изучению русского народного костюма в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Тверской, Ярославской областях.

На втором этапе исследования (1991-1995 гг.) апробировалась экспериментальная методика формирования художественного творчества в процессе изучения русского народного костюма на уроках изобразительного искусства в 1-4 классах общеобразовательной школы. Создавались оптимальные педагогические условия использования народных художественных традиций во взаимосвязи урочной и внеурочной изобразительной деятельности учащихся. Уточнялось примерное тематическое планирование художественно - творческих заданий и объем художественно - практических работ. Определялись уровни сформированности творчества учащихся в экспериментальных и контрольных группах.

На формирующем этапе в экспериментальных группах проверялась эффективность разработанной нами экспериментальной программы. Сформированность уровней творчества учащихся экспериментальных и контрольных классов проверялась тестированием.

На третьем этапе исследования (1995-1997 гг.) были проанализированы и обобщены результаты исследования. Сопоставлены полученные данные по экспериментатьным и контрольным классам, определены уровни сформированности творчества младших школьников. Подведены итоги опытно -экспериментальной работы, подтвердившие гипотезу исследования. Сформулированы выводы.

Научная новизна исследования: определены, научно обоснованы и экспериментально проверены содержание, формы и методы формирования творчества учащихся младших классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства; русский народный костюм рассматривается как объект художественного творчества учащихся 1-4 классов; определены критерии сформированности уровней художественного творчества в процессе изучения учащимися начальных классов русского народного костюма; разработаны пути формирования эстетического отношения к русскому народному костюму учащихся 1-4 классов; представлена система адаптации процесса создания русского народного костюма к условиям и требованиям художественного образования и эстетического воспитания в общеобразовательной школе; - определены возможности организации комплексного формирования художественно-изобразительных умений и навыков, а также развитие творчества младших школьников в процессе изучения русского народного костюма.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по формированию творчества младших школьников в процессе ознакомления с русским народным костюмом, материалов учебно-методического комплекта по проблеме обучения русскому народному костюму. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и составлении программ, методических пособий. Основные положения исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования творческой деятельности школьников и студентов ХГФ педагогических вузов, а также могут быть включены в содержание курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена опорой на научную методологию педагогических исследований, основные положения искусствоведческой теории народного искусства, современные достижения педагогики и психологии; использование комплекса методов исследования; проведенной опытно - экспериментальной работой, результаты и выводы которой нашли отражение в комплексной системе преподавания русского народного костюма южного и северного типов с учетом внутрипредметных и межпредметных связей в 1-4 классах общеобразовательной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

Русский народный костюм, как объект детского художественного творчества, открывает новые возможности для реализации творческих способностей учащихся младших классов.

Эффективность формирования художественного творчества учащихся 1-4 классов в процессе изучения русского народного костюма обеспечивается интегрированным подходом к художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой, театр&чьной.

Целенаправленное формирование художественного творчества учащихся Ї-4 классов включает поэтапное изучение русского народного костюма.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования периодически обсуждались на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Результаты исследования внедрены в практику педагогического процесса Учебно-воспитательного комплекса № 999, № 1037, № 1828 (Южный административный округ г. Москвы), студии художественных ремесел при УВК .No 1828.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Научно-теоретические основы художественного образования и эстетического воспитания младших школьников средствами народного и декоративно- прикладного искусства.

Передовой педагогический опыт использования народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, а также научно-педагогические исследования этой проблемы за последние годы убедительно свидетельствуют об огромном значении в формировании художественного творчества младших школьников народного и декоративно-прикладного искусства.

Гуманитаризация образования выступает как условие и процесс творческого развития личности. Гумманитаризация содержания образования подразумевает новый подход к формированию его содержания. Понятие Гуманитаризация школы" означает, прежде всего включение элементов человекознания в структуру общего и среднего образования и соответственно предполагает повышение роли ряда дисциплин, связанных с социальным познанием, с осознанием общечеловеческих ценностей. Однако, структура содержания школьного образования не может ограничиваться только набором знаний. Необходимы опыт творческой деятельности, эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, другому человеку, самому себе, формирование гуманитарного мировоззрения.

Ориентация школы на обучение основам наук приводит к тому, что организация педагогического процесса, структура программ, приемы и методы преподавания следуют логике объектных отношений. Знания рассматриваются как некая объективная форма, которая должна быть передана ученикам и усвоена ими в готовом виде. Однако, в логике объектных отношений можно формировать отдельные умения и навыки, но невозможно формировать способность к творчеству. Такое научное образование само по себе не может формировать нравственность. Следовательно, встает вопрос о том, в какой логике и каким способом следует передавать знания, чтобы обеспечить возможность для развития субъективного творчества учащихся.

В диссертации учтены и проанализированы наиболее важные исследования, проведенные искусствоведами, педагогами, методистами, историками, этнографами, фольклористами, а также используются личные наблюдения автора за современной практикой бытования народного декоративно-прикладного искусства в школьной практике. Естественно, что в небольшой по объему работе нельзя представить в полной мере имеющиеся богатые теоретические, искусствоведческие, методико-педагогические, психолого-возрастные материалы, равно как и осветить проблемы практического плана.

Наиболее важными в определении методологических подходов в преподавании народного и декоративно-прикладного искусства явились для нашего исследования труды ведущих ученых в области художественной педагогики и методики Ростовцева Н.Н., Кузина B.C., Шорохова Е.В., Шпикаловой Т.Я., Хворостова А.С.

Сегодня налицо и тенденция к возрождению и активному включению в жизненный контекст элементов народного и декоративно-прикладного творчества Это включение так же носит комплексный характер, т.е. возрождается подлинный дух народного, художественного декоративно-прикладного творчества. На современном этапе сложились исследовательские школы, накопился огромный теоретический и фактологический материал, который требует осмысления с позиции современного художественного процесса, с учетом его особенностей и сложностей, противоречий и закономерностей. Дух времени, дух творчества не может не коснуться и самой науки о народном искусстве. Естественно, что исследование обозначенных проблем требуют усилий представителей различных наук - фольклористики, этнографии, эстетики, искусствознания, истории, теории культуры, психологии, педагогики, социологии.

Трудно представить себе что-либо более близкое и знакомое чем культура своего народа Ненавязчиво она входит в жизнь человека с колыбельными песнями матери, бабушкиными сказками, со всем бытовым укладом семьи, с вкусными национальными угощениями, ну, и конечно же, с национальным костюмом.

Традиционная народная культура специфически окрашивает многие стороны человеческой деятельности и уже давно стала определяющим признаком нашего этнически многообразного мира

У каждого народа в процессе его возникновения складывались те формы материальной и духовной культуры (жилище, одежда, пища, обряды, фольклор), которые наиболее соответствовали природному и социальному окружению человека на каждом из исторических этапов.

Передаваемая из поколения в поколение в течении веков и совершенствующаяся в процессе передачи, народная культура закрепляла в своих традициях лучший опыт народа во всех сферах жизнедеятельности. Обращение младших школьников к сокровищнице народной культуры обогащает их духовно, расширяет и углубляет их знания о своей Родине, формирует культурную и историческую память.

Общение с народным искусством, с его разработанным нравственно-эстетическим идеалом, прекрасным чувством гармонии и красоты, обращение к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы создают условия для повышения эмоциональной восприимчивости, образности мышления, интенсивности активизации творческого процесса учащимися.

Проблема детского художественного творчества как психологическая проблема

На основе изучения русского народного искусства младшие школьники учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста, и эффективно способствовало развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различными знаниями, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Искусство, художественное творчество... К нему принято относиться как к чему-то особенному, большинству людей не доступному. И для такого отношения есть основания: ведь искусство «отделено от обыкновенного человека рамой, оркестровой ямой, масштабами музея и выставочного зала, десятилетиями труда, которые надо положить, чтобы научиться его создавать. И разумеется особой одаренностью художников, музыкантов, поэтов. Это, конечно, особенные люди создают неповторимые художественные образы на живописных полотнах, извлекают удивительные звуки из музьікшіьньїх инструментов. Правда, все они когда-то были детьми и делали свои первые шаги в творчестве. Так и должно быть. Искусство требует особых способностей. Разве каждый ребенок может заниматься художественным творчеством?» ( 26). В том-то и дело, что каждый! И не только может, но и должен. Прежде всего научимся бесконечной осторожности в оценке способностей ребенка: мы видим только проявляются они или нет, но никто - ни мы, ни сам ребенок, не знает его потенциальных возможностей.

Главная цель всеобщего художественного развития вовсе не в том, чтобы каждый ребенок развил до высокого уровня какие-то сугубо специальные способности или связал с искусством свою профессиональную судьбу.

«Главная цель в том, чтобы каждый человек независимо от его будущей профессии, приобрел способность так относится к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник».

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач современной педагогики. Искусство - важнейшее средство приобщения человека к художественному творчеству. В процессе приобщения младших школьников к художественной деятельности (рисованию, лепке, аштликации и т.п.) возникает необходимость в творческой направленности этого процесса Для этого необходимо определить понятия «творчество» и «творческая деятельность». Руководство детской изобразительной деятельностью требует от учителя представления о творчестве вообще и особенно о детском творчестве: знания специфики детского творчества, умения поддерживать инициативу, самостоятельность ребенка, способствовать овладению ими необходимыми навыками и умениями.

Художественное творчество человека может рассматриваться с разных точек зрения и как бы на разных уровнях. Не потому ли процесс художественного развития человека так многослоен, так трудно поддается прогнозированию и управлению? Богатая фантазия, придающая необычный (а то и невиданный, небывалый) характер рисунку или рассказу, свое особое отношение ко всему в жизни, - и хорошая обучаемость общепринятыми техническими приемами рисования, стихосложения, игры на музыкальном инструменте ... - как различны, чуть ли не противоположны эти качества, а мы называем их все одинаково: художественное творчество.

И все-таки, чтобы заниматься художественным развитием ребенка, нужно иметь представление - какие качества мы хотим у него развивать. 3 чем заключаются художественное творчество, художественные способности.

Для понимания сущности детского художественного творчества мы должны рассмотреть понятия творчества, а также различные подходы и характеристики его признаков. С этой целью обратились к работам психологов, педагогов, искусствоведов, которые рассматривали детское художественное творчество.

3 своих трудах известный исследователь А.Лилов свое понимание творчества выразил так: «...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы:

-творчество есть общественное явление;

-его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью». (12Л).

В своих работах В.В.Давыдов (55) определяет творчество как: «... сложный вид человеческой деятельности, захватывающий его духовные силы, ум, чувства, волю. Характерной чертой творческой деятельности является то, что она направлена на создание нового... все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Системно комплексный подход к разработке проблемы формирования творчества младших школьников средствами русского народного костюма...

Особенностью современного этапа является то, что процесс всестороннего восприятия и развития личности младшего школьника приобретает все более системный, комплексный характер. Комплексный подход и есть тот путь, который быстрее всего ведет к оптимизации дела воспитания, повышения его эффективности. Он предполагает целесообразное использование всех средств, форм и методов воздействия на личность младшего школьника, усиление этого воздействия, четкую специализацию различных средств, координированное управление с учетом их специфики, соблюдения преемственности в достижении воспитательных целей.

При этом уровень оптимизации процесса касается комплекса идейно-воспитательного воздействия изобразительного искусства, труда, литературы, музыки.

Таким образом, задача комплексного применения искусства для воспитания школьников не ограничивается определенным набором знаний. Речь идет о формировании их духовного мира, т.е. их эмоциональной сферы, сферы мотиваций интересов и т.д., а также овладение системой практических действий с произведениями декоративно-прикладного искусства, органической частью которого является русский народный костюм.

Иными словами, идея комплексности искусства в приложении к нашей частной проблеме означает постановку задачи достижения более тесного единства целей и основных направлений в изучении таких предметов как музыка, литература, художественный труд, изобразительное искусство.

И соответственно, координация всех средств во взаимосвязи с этими целями и конкретными образовательно-воспитательными задачами, преемственности педагогических усилий на уроке и вне его, дифференцированный подход как к различным группам учащихся, так и к условиям их занятий, учет психолого-возрастных особенностей учащихся, соединение коллективных и индивидуальных форм работы.

Использование смежных искусств, а также связи между этими искусствам, т.е. межпредметной связи между уроками музыки, литературы, труда, изобразительного искусства создает разнообразные возможности для наиболее короткого и прямого пути младшего школьника к глубокому и яркому восприятию народного искусства Системно-комплексный подход освоения эстетики народного и декоративно-прикладного искусства на основе подлинно творческой деятельности самих учащихся младших классов, не только наиболее перспективный путь работы педагога, но и наиболее целесообразный с точки зрения психолого-педагогических возможностей детей младшего школьного возраста

Основой нашего экспериментального обучения в начальной школе явился системно-комплексный подход к разработке проблемы формирования творчества младших школьников средствами русского народного костюма. Комплексный подход в изучении темы «Русский народный костюм» предполагает тесную органическую взаимосвязь с русским народным музыкально-поэтическим фольклором, качендарно-обрядовой культурой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, природой.

Культура каждого народа обретала внутреннее единство и отличительные черты посредством глубокой взаимосвязи между средой, архитектурой, костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, фольклором. Органическое слияние с окружающим миром предметов и архитектуры является стилевым признаком культуры. Эти связи характеризуют определенную культуру в целом. Несмотря на разницу в материалах, задачах, масштабах - костюм, архитектура, декоративно-прикладное искусство следуют сходным законам формообразования, подчиняются единым принципам построения и символическим системам.

Целью экспериментального обучения является передача младшим школьником этой неразрывной взаимосвязи в процессе изучения русского народного костюма.

Рассмотрим более подробно как русский народный костюм взаимосвязан с музыкально-поэтическим фольклором, календарно-обрядрвой культурой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, природой.

Особое внимание при изучении учителей русского народного костюма следует уделить эстетическому идеалу в искусстве народного костюма и его отражение в фольклоре. На наш взгляд это является первоосновной для яркого, эмоционального преподавания русского народного костюма младшим школьникам.

Похожие диссертации на Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства