Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе подготовки в музыкальном колледже 17
1.1 Профессиональная мобильность музыканта-исполнителя как предмет психолого-педагогического исследования 17
1.2. Содержание и структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера 39
1.3. Особенности концертмейстерской подготовки студентов Музыкального колледжа. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности 63
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по формированию профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже 91
2.1 Задачи, организация и особенности экспериментального исследования 91
2.2 Реализация педагогических условий формирования профессиональной мобильности студентов-концертмейстеров в процессе обучения в музыкальном колледже 113
2.3 Ход и результаты экспериментального исследования 135
Заключение 176
Библиографический список 182
Приложения 202
- Содержание и структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера
- Особенности концертмейстерской подготовки студентов Музыкального колледжа. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности
- Реализация педагогических условий формирования профессиональной мобильности студентов-концертмейстеров в процессе обучения в музыкальном колледже
- Ход и результаты экспериментального исследования
Введение к работе
Актуальность исследования. Развитие современного общества, характеризующееся нарастающим объемом и сложностью информационных потоков, динамизмом и скоростью социальных процессов, изменило требования к профессиональным и личностным качествам специалиста. Чтобы реализоваться в профессии, быть успешным и конкурентоспособным на рынке труда, сегодня недостаточно владеть профессиональными знаниями и умениями - нужно обладать гибкостью, подвижностью, способностью к быстрой адаптации, умением оперативно реагировать на происходящие изменения, то есть быть профессионально мобильным.
Деятельность музыканта-концертмейстера не является исключением и в полной мере отвечает вышеуказанным требованиям. Ее отличительными чертами выступают многопрофильность и полифункциональность, которые выражаются в многообразии видов и составов исполнительских коллективов, с которыми работает концертмейстер (солисты-вокалисты и инструменталисты, хоровые, танцевальные, театральные коллективы), в разнообразии выполняемых им функций (исполнитель, репетитор и старший наставник, организатор и руководитель репетиционного процесса и пр.) (К.Л. Виноградов, Ю.Г. Мирлас, Е.А. Островская). В отличие от деятельности сольного исполнителя, где творческий процесс планируется и реализуется самим музыкантом-солистом, концертмейстерская работа во многом зависима от внешних обстоятельств, связана с изменчивостью контекста и условий деятельности, что проявляется в постоянной смене творческих партнеров, репетиционных и сценических площадок, ускоренных сроках подготовки концертных программ, широком диапазоне часто возникающих нестандартных ситуаций в процессе концертных выступлений, которые требуют быстрого реагирования (Н.А. Крючков, Н.Я. Лузум, Е.М. Шендерович). В концертмейстерской деятельности профессиональная мобильность является основополагающим фактором, обеспечивающим стабильность творческого процесса и достижение художественного результата.
Категория профессиональной мобильности достаточно широко изучена в научной литературе. В психолого-педагогических исследованиях она трактуется как качественная характеристика личности специалиста, обеспечивающая способность быстрого реагирования на изменения в профессиональной сфере (Е.А. Никитина, С.Л. Новолодская); как динамическая характеристика личности, обусловливающая успешность адаптации к изменяющимся условиям (Б.М.Игошев, Г.В. Меденкова); как внутренний механизм развития человека, способного реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, готовность к профессиональному росту и самореализации (Л.В. Горюнова, Ю.И. Калиновский, И.В. Никулина). Социология рассматривает мобильность с точки зрения процессов перемещения человека в обществе и предполагает способность менять род занятий, профессию (А.В. Карпов, С.А. Кугель, П.А.Сорокин и др.); психологи подчеркивают личностный компонент и исследуют профессиональную мобильность с позиций профессионально-личностной адаптации субъекта, наличия личностных новообразований и обусловленных ими поведенческих реакций (Ю.Ю. Дворецкая, А.К. Маркова, Р.С.Немов и др.).
В музыкальной педагогике изучение феномена профессиональной мобильности только начинается. Здесь существуют лишь отдельные труды, посвященные проблемам формирования профессиональной мобильности учителей музыки (Т.В. Луданова). Развитие данного качества применительно к обучению концертмейстеров в музыкальных колледжах, консерваториях, вузах искусств, то есть в системе музыкально-исполнительского образования, до сегодняшнего дня не становилось предметом специального изучения.
Необходимо подчеркнуть, что теоретические проблемы музыкального исполнительства достаточно широко исследованы в трудах отечественных и зарубежных педагогов-пианистов (И. Гофман, Г.Г. Нейгауз, СЕ. Фейнберг и др.). Центральное место в них занимают вопросы, связанные с интерпретацией музыкального произведения (А.В. Вицинский, Л.С. Гинзбург СИ. Савшинский и др.), исполнительским анализом фортепианных сочинений (И. Браудо, Н.А. Копчев-ский, Ю.А. Кремлев и др.), работой над фортепианной техникой (А.В. Бирмак, ЕЛ. Либерман), а также проблемы исторического развития фортепианного искусства (А.Д. Алексеев, Б.Е. Милич, Я.И. Мильштейн и др.). Особенности профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в системе образования, методические вопросы развития исполнительского мастерства пианистов рассмотрены в широко известных трудах Л.А. Баренбойма, Г.М. Когана, Г.Г. Ней-гауза, Г.П. Прокофьева и др. Однако основное внимание в данных работах уделено проблемам обучения сольного исполнителя.
Искусству аккомпанемента и проблемам профессиональной подготовки пианистов-концертмейстеров посвящены немногочисленные исследования и методические труды, в которых рассматриваются методы обучения чтению с листа и транспонированию (Р.А. Верхолаз, В.В. Подольская); проблемы преодоления пианистических трудностей в клавирах и методы их аранжировки (Е.Б. Брюха-чева, Е.М. Шендерович); вопросы творческого взаимодействия солиста и концертмейстера (Н.Н. Горошко, Н.А. Крючков, Н.Я. Лузум). В ряде работ представлен художественно-исполнительский анализ камерно-вокальных сочинений (СМ. Лидская, Дж. Мур, М.А. Смирнов). В отдельных работах рассматривается специфика различных профилей концертмейстерской деятельности: работа оперного концертмейстера (К.Л. Виноградов, Ю.Г. Мирлас), концертмейстера хореографии (Г.А. Безуглая, М.В. Савельева), концертмейстера хора (Г.Г. Теню-кова, И.А. Шатова). Однако данные труды не акцентируют внимание на профессиональной мобильности музыканта-исполнителя и не дают ответа на вопрос, какими педагогическими средствами и методами можно обеспечить эффективное формирование этого важного качества в концертмейстерском классе.
Современная система профессиональной подготовки музыкантов-концертмейстеров также построена без учета формирования качества профессиональной мобильности специалиста и направлена преимущественно на освоение специальных умений и навыков владения музыкальным инструментом, о чем неоднократно писали музыканты-педагоги (Н.А. Крючков, Н.Я. Лузум, Е.М. Шендерович и др.). Обучение концертмейстеров в музыкальном колледже, как правило, базируется на традиционных формах ансамблевого исполнительства с солистами-вокалистами и инструменталистами, носит сугубо академиче-
ский характер и ориентировано на совершенствование навыков аккомпанемента. Проблемы межличностного взаимодействия музыкантов-партнеров, психологической адаптации концертмейстера в творческом коллективе, подготовки его к постановочно-сценической работе остаются «за кадром» образовательного процесса (Ю.Г. Мирлас, Е.А. Островская). Это существенно затрудняет вхождение будущего специалиста в профессиональную среду и усложняет выполнение профессиональных функций в хоровых, хореографических, театральных коллективах, а также музыкальных коллективах эстрадно-джазового профиля, что, в свою очередь, сужает спектр творческих возможностей концертмейстера и не позволяет ему полностью реализоваться в профессии.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящее время объективно существуют противоречия:
социально-педагогического характера - между потребностью современных учреждений культуры и искусства в профессионально мобильных специалистах-концертмейстерах, способных проявлять себя в различных сферах художественного творчества, гибко реагировать на запросы социума, и организацией профессиональной подготовки пианистов, недостаточно обеспечивающей формирование данных качеств;
научно-педагогического характера - между широкой разработанностью научно-теоретических основ формирования мобильности личности в социальной педагогике, педагогике и психологии общего образования и недостатком подобных исследований в педагогике музыкального образования;
научно-методического характера - между осознанием музыкантами-педагогами необходимости формирования профессиональной мобильности как важнейшего личностного качества специалиста-концертмейстера, и отсутствием методического обеспечения этого процесса в средних специальных учебных заведениях.
Данные противоречия определили актуальность проблемы, которая состоит в поиске педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессиональной мобильности музыкантов-концертмейстеров. Выделенные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы исследования: «Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной мобильности концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки концертмейстеров в музыкальном колледже.
Предмет исследования - педагогические условия формирования профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера.
Гипотеза исследования: формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже будет осуществляться более эффективно, если:
раскрыть многопрофильный и полифункциональный характер концертмейстерской деятельности;
построить процесс профессионального обучения на основе теоретического и практического изучения различных профилей концертмейстерской деятельности, предполагающих работу с солистами и творческими коллективами в сфере музыкального, хореографического, театрального искусства;
ориентировать обучение на освоение студентами не только традиционных исполнительских функций концертмейстера, но также организаторских и репетиторских функций, необходимых в практической работе;
внедрить в преподавание дисциплины «Концертмейстерский класс» методы интерактивного и контекстного обучения.
Задачи исследования:
-
На основе анализа научной литературы выявить особенности концертмейстерской деятельности как специфической разновидности музыкального исполнительства.
-
Уточнить содержание понятия «профессиональная мобильность музыканта-концертмейстера» и обосновать ее структуру.
-
Разработать критерии и показатели формирования профессиональной мобильности у студентов музыкального колледжа.
-
Выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера.
-
Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
психолого-педагогические теории развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция личност-но-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, И.С. Якиманская и др.); ведущие положения комплексного подхода в образовании (Ю.К.Бабанский, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.); учение о педагогическом моделировании и интерактивных методах обучения (В.В. Давыдов, Р.Г.Мусина Д.П. Эльконин, Л.П. Якубовская и др.); теория контекстного моделирования (А.А. Вербицкий, Е. Джонсон, Т.Д. Дубовицкая и др.);
отечественные и зарубежные концепции мобильности (Д. Голдторп, Т.И. Заславская, П.А. Сорокин и др.); исследования, раскрывающие структуру и содержание социальной и профессиональной мобильности специалиста (Л.В.Горюнова, Б.М. Игошев, Ю.И. Калиновский, Т.В. Луданова и др.); идеи самореализации личности в процессе профессиональной деятельности (Б.М. Игошев, Л.А. Коростылева, А.Г. Маслоу и др.); концепция профессионально-важных качеств специалиста (В.А. Толочек, Б.А. Федоришин, В.Д. Шадриков и др.);
- теоретические положения психологии музыкальной деятельности и му
зыкознания о способах и средствах воплощения музыкального содержания в
произведениях искусства (Л.Л. Бочкарев, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин,
Г.М. Цыпин и др.); положения теории фортепианного исполнительства о ком
плексной природе профессионального мастерства музыканта-исполнителя
(Г.Г.Нейгауз., Г.ГТ. Прокофьев, СЕ. Фейнберг и др.); теория и методика ансамблевого исполнительства (К.Х. Аджемов, Т.А. Гайдамович, М.Д. Готлиб и др.); теория обучения концертмейстерскому мастерству (Н.А. Крючков, А.А.Люблинский, Е.М. Шендерович и др.).
- теоретические положения музыкознания о социальной природе музы
кального искусства (Т.В. Адорно, А.Н. Сохор, А.Н. Якупов и др.); идеи педаго
гики музыкального искусства о роли творческой среды в личностно-профессио-
нальном становлении специалиста (М.М. Берлянчик, Е.Р. Сизова, В.Л.Яконюк и
др.); концепция организации и содержания профессиональной подготовки педа
гога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая и др.).
В ходе исследования применялись следующие методы:
теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, обобщение, сравнение, систематизация, классификация, синтез теоретических позиций, взглядов, оценок; педагогическое проектирование, моделирование систем и процессов обучения;
эмпирические: наблюдение, диагностика, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, метод статистической обработки результатов исследования, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
База исследования: музыкальный колледж ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского».
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2011 годы и включало в себя три этапа.
Первый этап - информационно-поисковый (2007-2008) был связан с анализом психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, определением цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования, а также с изучением регионального рынка труда и требований к специалистам-концертмейстерам.
Второй этап - проектировочно-деятельностный (2008-2010) предполагал уточнение гипотезы в процессе разработки основных аспектов исследования, проектирование и практическую апробацию педагогических условий, форм и методов экспериментального обучения; разработку критериев, показателей и уровней формирования профессиональной мобильности у студентов-концертмейстеров, выбор и апробацию средств педагогической диагностики.
Третий этап - аналитико-результирующий (2010-2011) предусматривал обработку результатов исследования, подведение итогов опытно-экспериментальной работы. Были сформулированы выводы; выработаны рекомендации по практической реализации педагогических условий формирования профессиональной мобильности музыкантов-концертмейстеров, внедрению разработанных форм и методов обучения студентов музыкальных колледжей.
Научная новизна исследования:
1. Уточнено содержание понятия «профессиональная мобильность музыканта-концертмейстера» как комплексной интегральной характеристики личности, которая базируется на когнитивно-деятеяьностном фундаменте музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, предполагает эмоционально-артис-
тическую реактивность, социально-творческую адаптивность, репетиционно-сценическую поведенческую вариативность и обеспечивает эффективное выполнение полифункциональной и многопрофильной деятельности концертмейстера.
2. Обоснована структура профессиональной мобильности музыканта-
концертмейстера, включающая: когнитивно-деятельностный компонент (спе
циальные концертмейстерские знания в области музыкального, хореографиче
ского, театрального искусства; исполнительские умения чтения с листа, транс
понирования, аранжировки, импровизации, подбора по слуху; навыки ансамб
левого исполнительства); личностно-психологический компонент (мотивация и
ценностное отношение к концертмейстерской деятельности, эмоционально-
психологическая подвижность, быстрота реакции, переключаемость внимания,
операций и действий); социально-коммуникативный компонент (социально-
артистическая направленность, музыкально-коммуникативная инициативность,
профессионально-творческая адаптивность; ролевая вариативность моделей по
ведения и готовность к быстрой смене выполняемой функции).
-
Разработаны критерии формирования профессиональной мобильности у студентов музыкального колледжа: когнитивно-деятельностный (объем и качество специальных концертмейстерских знаний; результативность исполнительских умений; слаженность ансамблевых действий); личностно-психологический (сформированность ценностного отношения к концертмейстерской деятельности; осознанность мотивации; быстрота и адекватность эмоционально-психологического реагирования); социально-коммуникативный (скорость установления коммуникативных связей; быстрота социально-творческой адаптации; разнообразие и адекватность моделей поведения).
-
Установлено, что педагогическими условиями, обеспечивающими формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже, являются: 1 углубление теоретической подготовки студентов за счет освоения новых знаний, обобщающих когнитивный опыт концертмейстера в сфере хореографического, театрального, академического и эстрадно-джазового музыкального искусства; 2)расширение исполнительской подготовки за счет включения студентов в репетиционный, постановочный, сценический процесс творческих коллективов (хоровых, эстрадных, танцевальных, театральных) на базе производственной практики; 3)реализация направленности обучения на освоение многообразных концертмейстерских функций (исполнительских, репетиторских, организаторских) посредством использования контекстного моделирования и интерактивных методов обучения.
-
Разработан комплекс форм и методов формирования профессиональной мобильности концертмейстера, включающий моделирование типичных проблемных ситуаций (неожиданная смена участника ансамбля, ввод нового солиста, спонтанная смена исполняемого репертуара, срочная репетиция перед концертом, исполнение концерта без предварительной репетиции); производственных ситуаций (индивидуальная и коллективная учебная репетиция, сценическая, постановочная, генеральная репетиция), предполагающих выполнение концертмейстером различных функций (исполнитель, репетитор, организатор) и социально-психологических ролей (подчиненный, равноправный партнер, нефор-
мальный лидер); проведение деловых игр, блиц-турниров, «круглых столов» с коллективным обсуждением проблем концертмейстерской деятельности в сфере хореографического, театрального, академического и эстрадно-джазового музыкального искусства на основе полученного студентами практического опыта. Теоретическая значимость исследования:
-
Раскрыты особенности концертмейстерской деятельности как специфической разновидности музыкального исполнительства, основополагающими характеристиками которой являются многопрофильность и полифункциональность, проявляющиеся в многообразии видов и составов исполнительских коллективов, с которыми работает концертмейстер, разнообразии выполняемых им функций, изменчивости контекста и условий творческой деятельности.
-
Выявлено значение профессиональной мобильности как основного фактора, определяющего успешность концертмейстерской деятельности и обеспечивающего оперативность выполнения действий и быструю приспособляемость к изменениям контекста: исполнительского (концертный зал, инструмент, репертуар), творческого (состав ансамбля, солисты, художественный руководитель), социального (условия репетиционной и концертной деятельности, категория слушателей).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан и внедрен в учебный процесс музыкального колледжа авторский курс «Основы концертмейстерской деятельности», а также комплекс методических и дидактических материалов к нему. Составлены методические рекомендации по практическому применению различных форм имитационного моделирования и интерактивных методов обучения в концертмейстерском классе музыкального колледжа. Осуществлен подбор музыкального материала для сопровождения уроков классического танца в детском хореографическом коллективе, который используется в процессе концертмейстерской практики студентов музыкального колледжа.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологией исследования, адекватной его специфике, целям и задачам; использованием широкого круга научной литературы; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих объекту, предмету, задачам и логике исследования; проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной педагогической деятельности; результатами этой работы, их апробацией и внедрением в педагогическую практику.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная мобильность музыканта-концертмейстера - это
комплексная интегральная характеристика личности, которая базируется на ког-
нитивно-деятельностном фундаменте музыкальных знаний, исполнительских
умений и навыков, предполагает эмоционально-артистическую реактивность, со
циально-творческую адаптивность, репетиционно-сценическую поведенческую
вариативность и обеспечивает эффективное выполнение полифункциональной и
многопрофильной деятельности концертмейстера.
2. Структура профессиональной мобильности отражает специфику поли
функциональной и многопрофильной деятельности музыканта-
концертмейстера и включает: когнитивно-деятельностный компонент (специальные концертмейстерские знания в области музыкального, хореографического, театрального искусства; исполнительские умения чтения с листа, транспонирования, аранжировки, импровизации, подбора по слуху; навыки ансамблевого исполнительства); личностно-психологический компонент (мотивация и ценностное отношение к концертмейстерской деятельности, эмоционально-психологическая подвижность, быстрота реакции, переключаемость внимания, операций и действий); социально-коммуникативный компонент (социально-артистическая направленность, музыкально-коммуникативная инициативность, профессионально-творческая адаптивность; ролевая вариативность моделей поведения и готовность к быстрой смене выполняемой функции).
3. Педагогические условия, обеспечивающие формирование профессио
нальной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в му
зыкальном колледже, заключаются в следующем: 1) углубление теоретической
подготовки студентов за счет освоения новых знаний, обобщающих когнитив
ный опыт концертмейстера в сфере хореографического, театрального, академи
ческого и эстрадно-джазового музыкального искусства; 2) расширение испол
нительской подготовки за счет включения студентов в репетиционный, поста-
новочный, сценический процесс творческих коллективов (хоровьгх, эстрадных, танцевальных, театральных) на базе производственной практики; 3) реализация направленности обучения на освоение многообразных концертмейстерских функций (исполнительских, репетиторских, организаторских) посредством использования контекстного моделирования и интерактивных методов обучения.
4. Разработанный комплекс форм и методов формирования профессио
нальной мобильности отвечает специфике, содержанию и задачам профессио
нальной подготовки музыканта-концертмейстера и включает: а)моделирование
типичных проблемных ситуаций (неожиданная смена участника ансамбля, ввод
нового солиста, спонтанная смена исполняемого репертуара, срочная репетиция
перед концертом, исполнение концерта без предварительной репетиции);
б)моделирование типичных производственных ситуаций (индивидуальная и
коллективная учебная репетиция, сценическая, постановочная, генеральная ре
петиция), предполагающих выполнение концертмейстером различных функций
(исполнитель, репетитор, организатор) и социально-психологических ролей
(подчиненный, равноправный партнер, неформальный лидер); в) проведение
деловых игр, блиц-турниров, «круглых столов» с коллективным обсуждением
проблем концертмейстерской деятельности в сфере хореографического, теат
рального, академического и эстрадно-джазового музыкального искусства на ос
нове полученного студентами практического опыта.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций результатов исследования в научных сборниках (Тюмень 2008, Екатеринбург 2009, Екатеринбург - Пермь 2009) и журналах, в том числе включенных в реестр ВАК РФ (Новосибирск 2011, Горно-Алтайск 2011), выступлений на международных конференциях и симпозиумах (Екатеринбург 2008), всероссийских конференциях (Волгоград 2009, Екатеринбург 2011, Челябинск 201 Ог); выступлений на заседаниях кафедры камерного ансамбля и
концертмейстерской подготовки Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе обучения студентов фортепианного отделения музыкального колледжа ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского. Материалы исследования используются в преподавании учебных дисциплин «Концертмейстерский класс», «Концертмейстерская подготовка», «Основы концертмейстерской деятельности», а также в процессе прохождения концертмейстерской практики студентами музыкального колледжа ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание и структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера
Работа концертмейстера — специфическая сфера творческой деятельности музыканта-пианиста, требующая достаточно обширных универсальных знаний, исполнительских умений и навыков, высокой музыкальной культуры, наличие целого комплекса личностных качеств. Понятие «концертмейстер» дословно переводится как «мастер концерта». Следуя логике перевода слова «концерт» (от латинского concertare - состязание и от итальянского concerto - согласие), Н.Н.Горошко отмечает, что «в понятии «концертмейстер» синтезируется и отражается суть его деятельности, а.именно: способность быть партнером и единомышленником солиста, но, когда это становится необходимым, стать его руководителем, лидером в исполнительском процессе» [37, с.41]. Являясь одним из видов исполнительской деятельности, работа концертмейстера глубоко специфична и значительно отличается от деятельности пианиста-солиста. Специфика концертмейстерской деятельности обусловлена особенностями жанра ансамблевого исполнительства, предполагающего способность совершать согласованные действия для воплощения единого художественного замысла. В основе ансамблевого исполнительства лежит единение художественных интересов и вкусов партнеров, то, что принято называть чувством ансамбля. В этой связи концертмейстеру необходимы специальные навыки совместного ансамблевого исполнительства, основанные на общности художественных задач, единстве эстетических ценностей и взглядов партнеров, на их взаимопонимании, психологическом контакте и творческой слаженности. Концертмейстер должен обладать особым «чутьем», которое позволяет ему предугадывать намерения своего партнера, приспосабливать свою исполнительскую концепцию к исполнительской манере солиста. Поэтому даже самый положительный опыт сольного исполнительства не способен обеспечить успех концертмейстерской деятельности.
Однако следует отметить, что, несмотря на важность и специфичность концертмейстерской деятельности, в научной и музыкально-педагогической литературе в центре внимания до сих пор остаются проблемы сольного исполнительства, профессиональной подготовки пианиста-солиста.
Первым примером методической литературы, касающейся проблематики аккомпанемента, служит трактат Ф.Э.Баха «Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде», во второй части которого излагается «учение об аккомпанементе и свободной фантазии». Теоретическое осмысление, анализ и систематизация знаний в области концертмейстерского искусства начинается с того момента, когда концертмейстерская деятельность выделяется из музыкального исполнительства как самостоятельная профессиональная «ветвь», и подготовка музыканта-концертмейстера становится предметом обучения в музыкальных учебных заведениях. Проблемы искусства аккомпанемента и концертмейстерской деятельности отражены в немногочисленных трудах выдающихся концертмейстеров-практиков и преподавателей концертмейстерского класса (Дж. Мур, М.А.Смирнов, В.Н.Чачава, Е.М.Шендерович др.). В работах, посвященных специфике концертмейстерской деятельности рассматриваются следующие проблемы: основные профессиональные качества, необходимые пианисту для практической концертмейстерской деятельности и методика их воспитания (Н.Н.Горошко, Н.А.Крючков, Е.М.Шендерович); специфика работы оперного концертмейстера (К.Л.Виноградов, Ю.Г.Мирлас); специфика работы концертмейстера с солистами (Л.М.Живов), в классе хореографии (Г.А.Безуглая, М.В.Савельева). Исследуются художественно-эстетические проблемы изучения и исполнения аккомпанемента (А.А.Люблинский), вопросы формирования навыков чтения нот с листа и транспонирования (Р.А.Верхолаз, В.В.Подольская), проблемы преодоления пианистических трудностей в клавирах (Е.Б.Брюхачева, Е.М.Шендерович). В ряде работ рассматриваются вопросы взаимодействия вокальной и фортепианной партий на примере камерно-вокальных сочинений (С.М.Лидская, Дж.Мур, М.А.Смирнов) и т.д. Теория и методика подготовки концертмейстеров в музыкально-педагогических учебных заведениях раскрыта в исследованиях М.О.Воротного, Е.И.Кубанцевой. Вместе с тем, проблема развития профессиональной мобильности концертмейстера практически не исследована в научной и методической литературе.
На наш взгляд категория профессиональной мобильности наиболее важна именно для концертмейстерской деятельности ввиду ее специфики и отличия от сольного исполнительства, что мы и попытаемся обосновать и доказать в ходе наших дальнейших рассуждений.
При всем многообразии определений и характеристик концертмейстерской деятельности большинство исследователей и музыкантов-практиков выделяют основные и главные ее особенности — многопрофильность и по лифункциональность, предполагающие многообразие типов и видов работы, необходимость решения достаточно большого числа разнообразных творческих задач (Д.И. Варламов, К.Л.Виноградов, О.Я.Коробова, Е.М.Шендерович). Исходя из данного положения, в нашем исследовании мы классифицируем деятельность концертмейстера а) по виду и составу исполнительских коллективов, что определяет ее конкретный профиль; б) по характеру и условиям творческой деятельности, что детерминирует функциональную направленность действий концертмейстера.
По первому критерию выделяется концертмейстерская деятельность с солистами-вокалистами, солистами-инструменталистами, с музыкальными коллективами (хор, вокальные, инструментальные ансамбли) и с полихудожественными коллективами, где музыка взаимодействует с другими видами искусств (хореографические, танцевальные, театральные коллективы)1.
По второму критерию можно выделить концертмейстерскую деятельность, протекающую в условиях учебных занятий (знакомство с музыкальным текстом, разучивание партий с солистами, группами в ансамбле и хоре), репетиционного процесса (сценический прогон, спевка, акустическая репетиция, генеральная репетиция), концертного выступления.
Особенности концертмейстерской подготовки студентов Музыкального колледжа. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности
В ряду наиболее значимых эмоционально-волевых проявлений личности, определяющих степень мобильности музыканта-концертмейстера, следует, на наш взгляд, выделить произвольное внимание и его быструю пере-ключаемостъ. Согласно утверждению Л.Л.Бочкарева важнейшей функцией внимания в музыкально-исполнительской деятельности является слежение. В деятельности музыканта-концертмейстера, в отличие от сольного исполнительства, процесс слежения значительно усложняется. В ходе решения художественно-исполнительских задач концертмейстеру необходимо следить не только за своим исполнением, оценивать его, но и за игрой солиста (коллектива) и ансамбля в целом, что требует переключения внимания на различные компоненты музыкально-исполнительского процесса. Умение быстро переключать внимание позволяет соразмерять свои действия с действиями партера, добиваться метроритмической слаженности в ансамбле, единства штрихов, артикуляции, тембро-динамического баланса, согласованности в решении художественных задач. Переключаемость внимания позволяет концертмейстеру достаточно быстро реагировать на все исполнительские нюансы в интерпретации партнера, в соответствии с ними оперативно корректировать свои действия и без особых психологических затрат влиться в любой ансамбль, быть удобным и, потому, всегда желанным и востребованным партнером. То есть переключаемостъ внимания является основой быстрой сліе-ны исполнительских действий и операций.
Профессиональная деятельность музыканта-концертмейстера - это сотрудничество с многочисленными коллегами-музыкантами, со студентами и преподавателями, работа в коллективе, в команде. Репетиционная и исполнительская деятельность концертмейстера в концертных организациях, театральных и исполнительских коллективах, в образовательных учреждениях культуры и искусства предполагает готовность и способность к взаимодействию в социуме. Мы разделяем точку зрения Е.А.Островской, которая считает, что концертмейстерское искусство из всех музыкальных профессий предъявляет наиболее высокие требования к универсальным коммуникативным качествам личности [107]. Это позволяет нам рассмотреть проявления социально-коммуникативного компонента профессиональной мобильности в концертмейстерской деятельности.
Создание подлинно творческого ансамбля основывается на желании музыкантов осуществлять творческий контакт, на умении соразмерять свой исполнительский стиль, свою индивидуальность с исполнительским стилем и индивидуальностью своего партнера. Эффективность деятельности концертмейстера во многом зависит от его социально-артистической направленности и музыкально-коммуникативной инициативности.
Социально-артистическая направленность предполагает открытость к контактам, готовность к взаимодействию с партнерами-музыкантами и слушателями, желание совместно заниматься артистической деятельностью. Данное качество является чрезвычайно важным для концертмейстера, так как большая часть музыкантов-солистов, с которыми приходится работать концертмейстеру, характеризуется ярко выраженным индивидуализмом (а порой и эгоцентризмом), обусловленным «психологией солиста» (М.Д.Готлиб), что влечет за собой неумение и нежелание идти на контакт с партнерами. В данной ситуации именно от концертмейстера зависит быстрота «включения» музыкантов в совместный творческий процесс и как следствие — качество достижения художественного результата.
Музыкально-коммуникативная инициативность как составляющая профессиональной мобильности концертмейстера предполагает проявление первичной инициативы и настойчивости в установлении коммуникативных контактов, активность во взаимодействии с партнерами и публикой. Это качество позволяет быстро устанавливать взаимосвязи с партнерами-музыкантами, вырабатывать общую исполнительскую концепцию, находить взаимопонимание в творческом коллективе. Все это в свою очередь ускоряет адаптацию, оптимизирует процесс совместной исполнительской деятельности, позволяет в сжатые сроки и с наименьшими психофизическими затратами добиваться слаженности исполнительских действий, создавать положительный эмоциональный фон в коллективе и, таким образом, придавать динамизм и эффективность репетиционному процессу.
Деятельность музыканта-концертмейстера, как правило, связана с постоянными перемещениями в социально-культурной среде. Достаточно часто концертмейстеры совмещают работу в театре, филармонии, в творческих коллективах, образовательных учреждениях культуры и искусства. Это не только репетиционная работа, но и активная концертная деятельность, которая предполагает выступления на различных сценических площадках, от самых престижных концертных залов до дворцов и сельских клубов. Деятельность концертмейстера предполагает гастрольные поездки, выступления на всевозможных конкурсах и фестивалях не только в своей стране, но и за рубежом. Такие динамичные условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность, требуют от концертмейстера приспособляемости к условиям среды, быстрой социально-творческой адаптивности. Это касается способности быстро приспособиться к акустике нового зала, к новой сцене, новому для себя инструменту, незнакомой аудитории слушателей. Во время гастрольных поездок требуется быстрая приспособляемость к новым социальным условиям, особенно если это заграничные гастроли, где исполнители сталкиваются с иными ценностями, иными условиями жизни и быта, правилами поведения в социуме и т.д. В данном случае для нас представляет интерес не столько сам процесс адаптации, сколько скорость и качество его протекания. Высокий уровень адаптивности музыканта-исполнителя позволяет быстро «вписываться» в условия социальной и профессиональной среды, «безболезненно» приспосабливаться к психологической атмосфере нового коллектива, наиболее полно реализовывать имеющиеся творческие ресурсы в постоянно меняющихся условиях деятельности. Мы полагаем, что интенсивность и скорость процессов социально-творческой адаптации музыканта-концертмейстера является одним из показателей его мобильности.
Ранее мы уже говорили о полифункциональности деятельности концертмейстера, которая выражается в необходимости выполнять различные функции в репетиционном процессе: исполнительские, репетиторские, организаторские. С этим связана важнейшая особенность, характеризующая степень мобильности концертмейстера — ролевая вариативность моделей пове-, дения и готовность к быстрой смене выполняемой функции.
Реализация педагогических условий формирования профессиональной мобильности студентов-концертмейстеров в процессе обучения в музыкальном колледже
Итак, ориентационно-аналитический этап экспериментального исследования позволил выявить расхождения в оценке качества подготовки концертмейстеров со стороны преподавателей, студентов и работодателей и обнаружил довольно низкую оценку профессиональных качеств концертмейстеров со стороны работодателей. Полученные данные подтвердили наше убеждение в том, что традиционная система профессиональной подготовки специалистов-музыкантов ориентируется на приоритетное развитие исполнительского мастерства и недооценивает личностные качества обучаемых. Вместе с тем, тот факт, что все категории респондентов выделили исполнительскую мобильность как важнейшее профессиональное качество концертмейстера, подтвердил необходимость поиска педагогических условий, разработки методов и форм формирования этого качества в учебном процессе музыкального колледжа.
Конкретизация профессиональных требований к музыканту-концертмейстеру со стороны работодателей, обнаружение «слабых мест» в процессе профессиональной подготовки музыкантов позволило перейти к следующему этапу экспериментального исследования - проблемно-проектировочному. Сущность работы на данном этапе состояла в изучении профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера как важнейшего качества, обеспечивающего успех концертмейстерской деятельности; определении структурных и содержательных характеристик профессиональной мобильности, постановке проблемы поиска педагогических средств формирования ПМ, проектировании педагогических условий и разработке экспериментальных методов обучения.
На основе тщательного изучения содержания образовательного процесса на фортепианном отделении музыкального колледжа и особенностей концертмейстерской деятельности нами были определены компоненты профессионального мастерства музыканта-концертмейстера, среди которых одно из центральных мест занимает профессиональная мобильность. Данная качественная интегральная характеристика личности музыканта-концертмейстера напрямую связана с такими особенностями концертмейстерской деятельности, как многопрофильность и полифункциональность, которые существенно отличают ее от других видов музыкального исполнительства и определяют необходимость осуществления концертмейстером не только исполнительских функций, но также репетиторских и организаторских.
В результате исследования большого массива научной и методической литературы нами было установлено, что профессиональная мобильность концертмейстера является комплексной категорией, включающей несколько структурных компонентов: когнитивно-деятельностный, личностно-психологический и социально-коммуникативный. При этом в процессе обучения музыкантов-концертмейстеров создаются условия для формирования только когнитивно-деятельностного компонента ПМ на базе общего исполнительского комплекса знаний, умений и навыков, и то не в полном объеме. Было установлено, что студенты испытывают дефицит специальных знаний в области концертмейстерской деятельности и не подготовлены к работе с хоровыми, эстрадно-джазовыми, хореографическими и театральными коллективами. Выявленные недостатки в профессиональной подготовке музыкантов-концертмейстеров позволили спроектировать комплекс педагогических условий формирования ПМ и приступить к его практической реализации в учебном процессе музыкального колледжа ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского.
Разработка и практическая реализация спроектированных нами педагогических условий формирования ПМ, внедрение в практику работы музы кального колледжа методов экспериментального обучения определили необходимость перехода к формирующе-деятельностному этапу исследования. Формирующе-деятельностный этап исследования включал несколько экспериментальных периодов: пропедевтический, прогностически-формирующий и итогово-деятельностный. Пропедевтический период предполагает поиск инструментальных средств педагогической диагностики, определение критериев и уровней диагностируемых показателей, осуществление диагностики исходного уровня сформированности профессиональной мобильности у студентов-концертмейстеров. Прогностически-формирующий период включает реализацию педагогических условий формирования ПМ, практическую апробацию методов экспериментального обучения, проведение промежуточных диагностических срезов, прогноз результативности экспериментального обучения. Итогово-деятельностный период подразумевает проведение итоговых диагностических срезов, анализ и обобщение полученной информации, систематизацию опыта, определение итогового уровня сформированности ПМ у студентов-концертмейстеров. На основе теоретического анализа объекта исследования, обоснования структуры и содержания профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера, выявления качественных показателей ПМ, а также обобщения эмпирических данных, полученных на ориентационно-аналитическом этапе исследования, нами выделены следующие критерии сформированности профессиональной мобильности концертмейстера: когнитивно-деятельностный (объем и качество специальных концертмейстерских знаний; результативность исполнительских концертмейстерских умений; слаженность ансамблевых исполнительских действий); личностно-психологический (сформированность ценностного отношения к концертмейстерской деятельности; осознанность мотивации концертмейстерской деятельности; быстрота и адекватность эмоционально-психологического реагирования); . социально-коммуникативный (скорость установления коммуникативных связей; быстрота социально-творческой адаптации; разнообразие и адекватность моделей поведения).
Различная степень выраженности каждого критерия в практической концертмейстерской деятельности обучающихся послужила основанием для выделения трех уровней сформированности профессиональной мобильности: репродуктивного, адаптивного, творческого.
Репродуктивный уровень развития ПМ характеризуется наличием у студентов минимально необходимого объема специальных концертмейстерских знаний, невысокой результативностью и не уверенным проявлением концертмейстерских умений, разрозненностью ансамблевых действий, отсутствием осознанной мотивации концертмейстерской деятельности и ценностного отношения к ней, сниженной эмоционально-психологической реакцией, вследствие чего коммуникативные связи и адаптация в творческом коллективе осуществляются крайне медленно, поведение однообразно и не всегда соответствует профессиональному контексту. В целом данный уровень развития ПМ можно охарактеризовать как пассивную деятельность по образцу на основе копирования известных знаний и моделей поведения.
Ход и результаты экспериментального исследования
Практическая проверка педагогических условий, определение степени их эффективности в формировании профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера обусловливают необходимость тщательного рассмотрения: хода и результатов4 опытно-экспериментальной: работы, проведенной на базе музыкального колледжа ЮУрРИИ им. ПІЙ. Чайковского.
Продолжительность одного цикла экспериментального обучения? составила 4 года иохватила весь период обучения студентов; фортепианного отделения в музыкальном;колледже. Поскольку дисциплины концертмейстерской-подготовки проходятся все 4 года;и выносятся на-: государственный; экзамен мы сочли;наиболее целесообразной именно;такую:продолжительностьэкспе-риментального обучения. Ввиду малочисленности учебных ірупп(6М0 человек);эксперименталь ное обучение чередовалось с традиционным: один год: комплектовалась экс периментальная группа, которая;проходила-полный цикл экспериментально го- обученияj второй год - контрольная; группа, которая проходила-: полный- цикл; традиционного обучения - и так влечение всего;экспериментального периода. .Таким?образом общее количество; студентов; принявших участие ВЇ формирующем ш контрольном; этапах эксперимента: составило 52 человека, которые распределились поч26 человек,BvKoнтpoлБныx и экспериментальных группах. Входе констатирующего эксперимента? главнаяізадача; состоит в-опреде-лении. исходного уровня профессиональной? мобильности; студентов-концертмейстеров, который мы выразили в. цифровых показателях и отразили в\таблицах. На формирующем и: контрольном-этапах:эксперимента диагностика,была направлена, прежде, всего, на выявление: динамических изменений? в формировании профессиональной мобильности обучающихся по отношению к исходному уровню; Поэтому здесь эмпирические данные мы представили в виде диаграмм и графиков, а цифровые таблицы поместили в приложение (см. Приложение № 5).
Педагогическая диагностика в ходе констатирующего эксперимента проводилась, как правило, в начале учебного года, в течение первых трех месяцев обучения. К этому времени студенты обычно уже осваиваются в профессиональной среде музыкального колледжа, овладевают первоначальными знаниями и умениями в области концертмейстерского искусства и начинают изучать камерно-вокальный репертуар. Кроме того, необходимо отметить, что с практическим искусством аккомпанемента обучающиеся знакомятся еще в детских школах искусств, в учебный план которых входит предмет «Аккомпанемент».
Диагностика уровня ПМ по когнитивно-деятельностному критерию предполагала использование нескольких диагностических средств.
Объем и качество знаний обучающихся определялись на основе выполнения ими тестовых заданий. Тесты содержали элементарные вопросы из области вокального, инструментального, хорового, эстрадно-джазового исполнительства, а также хореографического и музыкально-театрального искусства. Образцы тестов «приведены Приложении-4.
Обобщение итогов, тестирования показало, что студенты обладают не достаточно широким объемом, знаний специфики концертмейстерской деятельности в разных сферах искусства и в различных видах исполнительства. Средний балл в экспериментальных группах составил 4,2; в контрольных группах - 4,3. В целом итоги тестирования оказались вполне предсказуемыми - так как студенты ранее целенаправленно не занимались теоретическим изучением особенностей различных профилей концертмейстерской деятельности (а лишь постигали их практически при исполнении аккомпанемента в ДШИ), тестирование преимущественно выявило их общий уровень культуры и осведомленности в вопросах исполнительского мастерства.
Результативность концертмейстерских умений оценивалась преподавателями-концертмейстерами в процессе наблюдения за студентами на учебных занятиях, академических концертах, прослушиваниях, репетициях с солистами и в иных формах концертно-творческой деятельности. Коэффициент результативности рассчитывался как отношение фактической и эталонной оценки по каждому виду заданий (пример расчета коэффициента приведен в параграфе 2.1).
Диагностика в ходе констатирующего эксперимента выявила невысокий уровень результативности исполнительских умений студентов-концертмейстеров: в экспериментальных группах средний балл составил 4,7; в контрольных группах - 4,6.
Обобщение результатов показало, что студенты не владеют навыком быстрой ориентации в нотном тексте, вследствие чего весьма небрежно читают ноты с листа, не достаточно уверенно транспонируют, практически не владеют навыками импровизации и аранжировки, подбирать по слуху умеют буквально единицы из всех обучающихся. Вместе с тем, нужно отметить, что общий уровень исполнительского мастерства студентов I курса по результатам вступительных экзаменов в колледж и промежуточной аттестации в первом семестре оказался весьма неплохим и составил в среднем 6,7 балла.
Сопоставление оценок, выставленных студентам на академических прослушиваниях по общепринятым критериям (исполнительское мастерство), с оценками, полученными при диагностике концертмейстерских умений по установленным нами критериям формирования ПМ показывает, что они весьма различаются в балльном выражении (6,7 против 4,6). Это позволяет сделать вывод о том, что исполнительская подготовка пианистов как в учреждениях допрофессионального образования (детских школах искусств), так и в музыкальных колледжах традиционно направлена на сольное исполнительство и не ставит специальной задачи развития концертмейстерских умений и навыков. Слаженность ансамблевых исполнительских действий оценивалась в процессе работы с солистами в концертмейстерском классе и в ходе концертных выступлений студентов в составе камерно-вокальных и камерно-инструментальных ансамблей. Результаты оказались несколько более высокими, чем по предыдущим показателям - 5,1 балла в экспериментальной группе, 5,3 балла- в контрольной.