Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества Кононова Светлана Николаевна

Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества
<
Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кононова Светлана Николаевна. Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Кононова Светлана Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2009.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/2114

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Традиции,казачества и их социально педагогические возможности в воспитании основ гражданской позиции подростков станицы 12

1. Истоки казачьих традиций, способствующих формированию основ гражданской позиции подростков станицы 12

2. Основы гражданственности подростков казачьей станицы 25

3. Влияние традиций казачества на формирование основ гражданской позиции подростков станицы 39

Выводы к первой главе 56

ГЛАВА II. Обоснование системы формирования основ гражданской позиции подростков станицы на традициях казачества и ее результативность 58

1. Опыт воспитания подростков станицы на традициях казачества

2. Обоснование системы в формировании гражданской позиции подростков станицы на традициях казачества 69

3. Анализ эффективности реализации потенциала традиций казачества в формировании основ гражданской позиции 93

Выводы ко второй главе 133

Заключение 135

Литература

Введение к работе

Актуальность проблемы определяется возрастающей ролью казачества в России в воспитании подрастающего поколения Исторически казачество выполняло функцию защиты Отечества, эта функция с раннего возраста закладывалась в процессе воспитания будущих казаков Служение Отечеству, стабилизация социальной обстановки - вот непотный спектр деятельности казачества Важность роли казачества в воспитании подрастающего поколения нашла подтверждение в обращении Президента Российской Федерации Д А. Медведева при принятии Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества В ней предусматривается «возрождение и развитие духовно-куїьтурньїх основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи»

Воспитание подрастающего поколения является приоритетным в казачьей среде Оно имеет глубокие исторические корни и традиции Возрождение традиций казачества в воспитшши подрастающего поколения создает особую атмосферу, способствующую воспитанию защитников Отечества, формированию у них основ гражданской позиции В новых условиях возрастает роль школы и семьи станицы в совершенствовании системы воспитания подрастающего поколения на традициях казачества Это огромный воспитательный потенциал, недостаточно реачизованный в системе воспитания подрастающего поколения

Учитывая важность воспитания гражданской позиции подрастающего поколения станицы, многие аспекты ее получили отражение в литературе В частности, вопросы гражданского образования (Т В Болотина, М Бренсон, Н М Воскресенская, Л Нельсон, В П Пахомов, И В Суколенов, ГТ Су-коленова и др ), ценностные аспекты содержания понятия гражданская позиция (О А Михалина, М Мамардашвили, В Н Сагатовский), проблемы социальной активности и ее значения для становления гражданина (Л М Архангельский, С Н Иконникова, В Т Лисовский, К О Магомедов, С Д Ратник, Г Л Смирнов и др), положение человека в обществе, его место в социальных отношениях в зависимости от системы прав и обязанностей (Г Г Дшшгенский, И С Кон, Ю М Резник), понимание целостной позиции личности (К А Абульханова-Славская, А Г Асмолов, Л И Божович, Т С Воропаева, А Н Леонтьев, Б Ф Ломов, В Н Мясищев, Б Д Парыгин и др ) В литературе получили отражение предпосылки и основные мотивы гражданского становления (Н В Гоголь, Л Н Толстой, М А. Шолохов)

В то же время, анализ литературы показал, что в ней недостаточно раскрыта система воспитания, направленная на формирование основ гражданской позиции у подростков станицы Изложенное позволило сформулировать сложившееся противоречие между потребностью общества в формировании основ гражданской позиции подростков станицы и недостаточным вниманием к совершенствованию системы воспитания подрастающего поколения на традициях казачества

Представленное противоречие определило проблему исследования каковы содержание и система воспитания подростков станицы, направленные на формирование у них основ гражданской позиции на традициях казачества В соответствии с проблемой исследования определена тема диссертации «Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества»

Объектом диссертационного исследования избран процесс воспитания подрастающего поколения в традиционной социально-педагогической среде казачьей станицы

ІІредуїет исследования содержание, традиции и методика воспитания основ гражданской позиции у подростков казачьей станицы

Цель исследования обосновать эффективность системы воспитания на традициях казачества, направленной на формирование основ гражданской позиции у подростков казачьей станицы

Гипотеза исследования В условиях казачьей станицы сложилась система воспитания подростков Важным направлением в этой системе воспитания является формирование основ гражданской позиции подростков на традициях казачества Эффективность ее реализации может быть обеспечена, если

организующим центром системы воспитания подростков выступает школа во взаимодействии с семьей и другими социальными институтами сганицьі,

опирается на сложившиеся и получившие проверку временем традиции казачества в воспитании подрастающего поколения,

обеспечивается тесное взаимодействие со старшим покотением как носителем традиций в воспитании подростков станицы

созданы необходимые условия для реализации задач формирования основ гражданской позиции подростков станицы

В соответствии с целью и гипотезой исследования определяются следующие задачи исследования

уточнить понимание основ гражданской позиции подростков станицы,

выявиіь истоки традиций российского казачества в воспитании гражданственное ги подрастающего поколения станицы,

раскрыть и экспериментально проверить эффективность системы воспитания подростков на традициях казачества в условиях шкоты во взаимодействии с семьси и другими институтами,

выявить условия необходимые для обеспечения эффективности реализации возможностей воспитания подростков на традициях российского казачества в условиях школы

Меюдо.югической основой диссертационной работы являются системный подход к воспитанию (К А Абульханова-Славская , А В Брушлин-емш В В Давыдов, В И Іагвязинский, А С Макаренко, Л В Мардахаев F Ю Ромашина, Г Л Рубинштейн Н Ф Талызина, Г П Щедровицкии, Г И Щукина и др 1, личностно-деятельный подход в воспитании преду смагри-

вающий включение в активное и целесообразное самопроявление воспитанников (В М Минияров, Г В Мухаметзянова)

Теоретической основой являются теоретические положения социальной педагогики, раскрывающие существо социального воспитания (И Н Андреева, В Г Бочарова, Ю В Василькова, М Л Галагузова, В И Загвязин-ский, А В Мудрик, Л В Мардахаев) и теорию гражданского воспитания (Т В Болотина. О С Газман, В А Сухомлинскии и др ), идеи о народности воспитания, единства общечеловеческого и национального в воспитании (К Д Ушинский, Л М Лопатин, Л Н Толстой), теория формирования гражданственности (С В Известова, В И Кожокарь Г Н Филонов и др ), теории персонализации и развития личности (Л С Выготский, А Н Леонтьев А В Петровский, Н Т Селезнева и др ), теоретико-педагогические положения о цели и выборе педагогических действий в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения (П Ф Каптерева, С И Гессена, Н Д Виноградова) и др

В процессе решения задач исследования использованы следующие методы теоретические - анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, эмпирические - наблюдение, беседа, опрос, тестирование, эксперимент, а также методы математической статистики

Базой исследования явились станицы Тацинская Ростовской области и Шапсугская Абинского района Краснодарского края Экспериментальная работа выполнялась на базе Ростовского областного казачьего муниципального образовательного учреждения (МОУ) Тацинская, СОШ № 1 и станицы Шапсугская Абинского района

Научная новизна исследования заключается в следующем

уточнено и дополнено понимание основ гражданской позиции подростков станицы,

выявлены уровни проявления основ гражданской позиции подростков, а также критерии и показатели их оценки,

раскрыты истоки казачьих традиций воспитания гражданственности подрастающего поко тения,

определены место и роль старшего поколения в воспитания основ гражданской позиции подростков станицы,

раскрыта система воспитания подростков на традициях казачества в условиях школы, а также особенности взаимодействия ее с семьей и другими социальными институтами станицы,

- выявлены условия необходимые для обеспечения эффективности
формирования основ гражданственности подростков станицы в условиях
школы

Теоретическая значимость исследования Результаты полученные в ходе исследования, лопопняют раздел социальной педагогики - «Социальное воспитание подростков», уточняющий возможности формирования у них основ гражданской позиции на основе традиций казачества России Они дополняют теорию формирования у казачьих воспитанников адекватной самооценки и активной жизненной позиции

Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования были внедрены в систему воспитания Ростовского областного казачьего муниципального образовательного учреждения (МОУ) Тацинская, СОШ № 1 средней Авторская программа воспитания подростков на традициях российского казачества получила одобрение Атамана Центрального казачьего войска и рекомендована организаторам воспитания подростков для практического применения

Достоверность выводов и основных положений обусловлена методологической обоснованностью исходных положении, а также системным, целенаправленным и разносторонним использованием взаимодополняющих методов исстедования проблем, применением системы методов, адекватных задачам и логике исследования, положительными результатами внедрения в практику воспитания подростков станицы, разнообразием документальных и литературных данных, позволивших раскрыть наиболее важные воспитательные традиции казачества, получившие отражение в диссертации, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования

Апробация и внедрение результатов исследования Материалы диссертационных исследований получили практическую проверку на базе Ростовского областного казачьего муниципального образовательного учреждения (МОУ) Тацинская, СОШ № 1 (2007-2009 гг), а также станицы Шапсугская (2007-2009 гг) Абинского района Краснодарского края Основные результаты диссертации обсуждались на кафедре социальной и семейной педагогики РГСУ, они были представлены на конференциях в докладах на X социально-педагогические чтения факультета ювенологии и семьеведения (Москва 2007), социально-педагогических чтениях (Москва 2008-2009), «Социальное образование в контексте реформ» (Люберцы 2007), «Актуальные проблемы социальной работы» (Люберцы 2008)

На защиту выносятся следующие положения

1 Основы гражданской позиции подростка представляют собой личностное образование, характеризующееся осознанием им принадлежности к казачьему сообществу, закладывающим основы его ценностных ориентации, убеждении, установок и повседневно проявляющимся в социально-значимой деятельности школы, станицы, активности в самосовершенствовании, подготовке себя к служению Отечеству в соответствии с традиционными нормами и правилами казачьей общины Уровнями и\ проявления являются начально-репродуктивный (достаточный лишь для исполнения указаний что и как надо сделать), функционально-исполнительный (самопроявление в отдечь-ных видах социально значимой деятельности школы, станицы и работа по направленному самосовершенствованию), социально-пролонгированный (осознанность повседневного проявления в социально-значимой деятельности шкоты и станицы, а также активность в постоянном самосовершенствовании как казака) Основными критериями оценки проявления уровня основ гражданской позиции подростком являются широта и объем знаний, направленность целей мотивация в общественном проявлении, социальная значи-

мость ориентации убеждений, устремлений, отношение, дисциплинированность, активность, соответствие требованиям норм и правил поведения казака в семье, школе, станице

2 Важным средством, проверенным временем, в воспитании основ
гражданской позиции подростка станицы являются семейные и станичные
традиции российского казачества Семейные традиции российского казачест
ва основаны на патриархальном укладе жизни, ич главная направленность на
воспитание казака, защитника Отечества К гаким традициям относятся по
читание отца как главы семьи, блюстителя семейной чести и достоинства, а
также защитника Отечества, почитание родителей и крестных, почитание
корней родства, общинный характер воспитания, соборность в принятии ре
шений, иерархической подчиненности, стремление к самосовершенствова
нию, быть сильнее, выносливее и др

  1. В казачьих станицах исторически сформировалась система воспитания К основным компонентам системы относятся субъсктно-объектный, функционально-целевой, информационно-содержательный, организационно-технологический, учебно-воспитательный, критериально-оценочный Школа выступает центром организации увеличения возможностей всех социальных институтов станицы (семьи, совета старейшин, учреждений культуры и спорта, дополнительного образования) в воспитании основ гражданской позиции подростков Развитию школьной системы управления способствует создание в классах и школах «Казачьих республик» как модели самоуправления с использованием традиций народовластия Центральная задача воспитательной системы по формированию основ гражданской позиции у подростков станицы - это воспитание казака, защитника семьи и Отечества Основными принципами функционирования системы воспитания подростков станицы являются принцип преемственности, принцип региональности, принцип системности, принцип социального партнерства, принцип семейной ориентированности

  2. Условиями, необходимыми для обеспечения эффективности воспитания подростков станицы, формирования у них основ гражданской позиции, являются единство и партнерство всех казаков станичников, активная жизнедеятельность различных форм детских и семейных творческих объединений, военно-спортивных подростковых казачьих школ и т п , взаимодействие школы и администрации станицы со старейшинами в реализации казачьих традиций в системе воспитания активное использование казачьих традиций в соответствии с возрастом детей и событиями в жизни школы, приверженность к казачьим традициям в семье, школе и станице, активность самоуправления в жизнедеятельности казачьих классов муниципальных образовательных учреждений, подготовленность педагогических кадров к использованию традиций казачества в воспитании подростков, ответственное и активное проявление школьников в реализации традиций казачества в школьной и станичной среде, участие старейшин и наиболее авторптегных казаков в воспитательной работе школы, реализация воспитательною потенциала фольклорного богатства казачества в учебной и внеклассной практике

воспитательной работы, участие подростков (с учетом возраста) в традициях, формирующих патриотизм и гражданственность в военно-спортивных, военно-патриотических героико-патриотических мероприятиях, обрядах, обычаях, праздниках, общественно-полезных работах и др

Исследование проводилось в три этапа

На 1-м этапе (2006-2007 гг ) проведен анализ литературы по теме исследования, изучены основные подходы к формированию гражданской позиции подростков, традиции казачества и их использование в воспитании подрастающего поколения, проанализирован опыт учебно-воспитательной работы в казачьих классах и казачьих школах и на основе его раскрыта система воспитания на казачьих традициях, формирования основ гражданской позиции, определены возможности для ее экспериментальной проверки

На 2-м этапе (2008 гг ) осуществлена экспериментальная проверка системы воспитания подростков на традициях казачества в Ростовском областном МОУ СОШ № 1

На 3-м этапе (2009 гг) - проведен анализ и систематизация полученных материалов в ходе экспериментальной работы, литературное оформление диссертации

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух і лав, заключения, списка используемой литературы и приложения

Во введении раскрыты актуальность темы, цель, гипотеза, основные задачи, научный аппарат, методология и методы исследования В первой главе «Традиции казачества и их социально-педагогические возможности в воспитании основ гражданской позиции молодежи станицы» раскрываются существо основ гражданственности подростков казачьей станицы, их истоки, уровни качественного проявления, критерии и показатели их оценки Во второй главе «Обоснование системы формирования основ гражданской позиции молодежи станицы на традициях казачества и ее результативность» обоснована система воспитания по формированию основ гражданской позиции у подростков станицы и ее экспериментальная проверка В заключении представлены выводы по диссертации

Основы гражданственности подростков казачьей станицы

Обратимся к истокам казачьих традиций, способствующих формированию гражданской позиции подростков станицы. Для решения данной задачи будет востребован инновационный подход к теории и методам обучения и воспитания подростков станицы, предусматривающий системное использование конкретных традиций для формирования гражданской позиции, учитывающей, что казачество в прежние времена служило Верою и Правдой Богу, Царю и Отечеству. После распада Российской Империи, а затем СССР, в казачьей среде произошла утрата прежних представлений об Отечестве. В этом смысле требуется большая историческая определенность и упорядоченность.

Осуществляя поиск возможных социально-педагогических инноваций, направленных на формирование гражданской позиции подростков станицы требуется провести сопутствующие исследования казачьих традиций в рамках таких отделов истории как: - прагматическая история, связывающая факты, как проявленные последствия конкретных причинно-следственных связей; - история культуры в широком смысле этого слова, понимая под культурой формы личного, семейного и другого общественного бытия, а самое главное - ее смысловое содержание.

Здесь требуется органическое объединение в одном целом всего того, что изучено частными и специальными историями. При этом, необходимо объединение результатов исследований с той точки зрения, согласно которой исторический процесс отражает взаимодействие прагматизма и культуры, подчиняющихся неписанным законам причинности и развития.

Далее предстоит обозначить методы системного использования казачьих традиций для воспитания гражданина, способного ответственно определять цели, ставить задачи и выбора средств достижения цели. Без обретения подростками станицы этого комплекса индивидуальных способностей казаков не может формироваться гражданская позиция правильно и полноценно. Важно подчеркнуть необходимость поиска инновационных целей и задач, ориентированных на возрождение тех традиций русских казаков, которые в современных условиях могут стать лейтмотивом для стремления станичных подростков к умению ответственно выбирать правильную гражданскую позицию.

Необходимо наметить инновационные пути направления развития профессиональных услуг государственной системы образования, которые вызовут интерес, прежде всего, тех, кто стремится к самовоспитанию, непрерывному образованию и способен участвовать в возрождении для своих детей и внуков элитного домашнего образования, с использованием конкретных традиций российского казачества.

Все это также будет способствовать формированию в сознании молодых людей способностей вынашивать и воплощать в жизнь гражданскую позицию относительно определения общих целей, решения социально значимых задач и создания средств их реализации.

В конце XX века сложилась острая необходимость в народном просвещении как первейшем методе оказания социально-педагогической помощи населению в период морального и, следующего за ним, экономического кризиса.

В этих условиях требуется аналитический и системный подход к изучению взаимосвязи традиций и методов воспитания. То есть аналитика должна быть направлена на системное извлечение из множества трудов предшественников аргументов логического и психолого-педагогического разряда, полезных в деле воспитания гражданской активности. Иначе будет невозможно посредством традиций казачества осуществить логическую связь времен, с помощью которой надо целенаправленно извлечь должные уроки истории, подтвержденные современной действительностью.

Необходимо с помощью социально-педагогического анализа истории России понять отличительные особенности семейных отношений, формиро 15 вавшихся в социальной среде российского казачества. А затем наметить определенные тенденции инновационной деятельности с использованием исторически сложившихся особенностей семейного, станичного войскового укладов жизни станичников способствующих формированию гражданской позиции современных подростков станицы.

В виду того, что значительная часть традиций казачества, основана на славяно-русских корнях, требуется уделить должное внимание идеологии древних славян, так или иначе, отложившейся в памяти народов России и в значительной мере живет в мире казачьей души. Мировоззренческие убеждения просвещенного меньшинства славян, как правило, сосредоточенного на северных землях будущей Великой Руси, строились на традициях ведической культуры. Кратко ее суть можно было бы лишь приблизительно обобщить с помощью современных понятий, раскрывая взаимосвязь смыслов ключевых слов: Слава, Право, Род, Русь, русский.

Слава - богиня, олицетворяющая Природу и почитаемая (понимаемая) древними народами, откуда их название «славяне» (Полный церковнославянский словарь). Славить Право означает исполнять Законы (Право) Бога с помощью Славы-Природы.

Православный - тот, кто знает, что есть Единый Господь Бог, познает Его Законы (Право) и верит Ему. При этом он славит Право, то есть, разумно воспринимая Законы Бога, исполняет, осуществляя своим умом правильный выбор формы Их воплощения и последующей реализации.

Правильно воспитанный казак понимает, что ему не дано судить о своей и чужой степени православной жизни, также как и о святости-законопослушности в том или ином деле. Для казака на то есть суд Божий, который по делам судить будет и согласно индивидуальной мере, учитывающей достижения ума, разума и души конкретного индивидуума. Многотрудная жизнь казака диктует ему необходимость непрерывно совершенствовать свое умение различать добро и зло.

Влияние традиций казачества на формирование основ гражданской позиции подростков станицы

В Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества отмечено, что «опыт российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций востребован органами государственной власти и органами местного самоуправления» [101]. Изучение литературы и быта казачьих станиц показало, что подрастающее поколение - будущее казачества - находится в центре воспитания казачьего сообщества. Важнейшая задача воспитания станичных подростков - это формирование у них основ гражданской позиции как комплекса ценностных ориентации, убеждений, установок подростка, определяющего проявление казака-гражданина через законопослушное служение своему народу, государству и защиту Отечества.

В процессе исследований уточнено и дополнено понимание основ позиции, которые формируются у подростка станицы как ее гражданина, будущего защитника Отечества, осваивающего и добровольно исполняющего традиции, регламентирующие станичный уклад жизни. Уточнением является тот факт, что еще при царях, когда было не гражданство, а подданство, казаки были гражданами станицы и в рамках казачьей общины - товарищами, так как система самоуправления Казачьего войска была демократичной. Поэтому быть гражданином - это многовековая казачья традиция. По сравнению с обычным гражданством дополнениями к основам гражданской позиции подростка станицы являются условия приема в казаки: «Право на вступление в казачье общество (круг, объединение, землячество) имеет любой православный, казак по отцу или по матери, а главное — осознающий себя казаком и живущий по принципам казачества, служащий всей душой и всем помышлением народу своему».

Есть традиции, которые помогают осознать лишь задачи, а есть и те, которые через освещение задач приводят сознание к пониманию цели их решения. Задачи могут мотивировать повседневную деятельность и стремление к совершенствованию мышления как функции разума. Они же инициируют совершенствование функции ума, то есть выбор форм применения мысли в жизни.

Цели и задачи могут быть правильными, то есть соответствующими Законам, регулирующим жизнедеятельность, и неправильными. Формы как средства воплощения и последующей реализации решения задач и достижения цели могут быть полезными или вредными.

Системный анализ показал, что возрождение былых традиций казачества в рамках станичного уклада жизни дает положительные результаты, хотя это происходит пока с ориентацией на культивирование преимущественно внешних настроений. Положительный эффект был уже только от более упорядоченного освоения форм поведения в семейном и станичном социумах. Подростку весьма полезно обретение рабочих навыков по жизнеобеспечению в условиях сельской местности. Некоторые дворяне в воспитательных целях на летний период отдавали своих детей в казачьи семьи для освоения методов ведения хозяйства в условиях социально-педагогической среды станицы.

Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества [101], в частности, призвана обеспечить сохранение его самобытности, традиций, культуры, реализацию потенциала казачьих обществ и общественных объединений российского казачества в интересах национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. В казачьих регионах Российской Федерации уже есть положительный опыт воспитания казачьей молодежи. Он был изучен на примере станиц Абинского района Краснодарского края (станицы Шапшуг-ская и Минегрельская) и Ростовского областного казачьего МОУ Тацинская СОШ № 1. Кроме того, исследования проводились в станицах Воронежской, Курской, Тамбовской, Тверской, Московской области.

В станицах сложился опыт воспитания подрастающего поколения на казачьих традициях. Его изучение в ряде станиц Северного Кавказа показало, что в каждой из них имеется своеобразие, со временем сложившееся в структуру системы воспитания подростков. Школа выступает центром организации и усиления возможностей всех социальных институтов станицы (семьи, совета старейшин, учреждений культуры и спорта, дополнительного образования) в воспитании основ гражданской позиции подростков (см. в Приложение 1).

Традиционной основой воспитания станичных подростков было и есть уважение старших и почитание (понимание) древних православных преданий. Определим смысл слова «уважение». Уважение - это способность человека искать и находить что-либо хорошее в другом человеке или в предмете, явлении, событии и т. п.

Слово «старый» означает «прежний». Значит, уважение старшего означает осознание чего-то полезного в прежнем, то есть прошлом. Прошлое - это то, что предшествовало настоящему и через настоящее может влиять на будущее. Без прошлого не бывает настоящего и будущего. Предположим, человек не видит чего-либо положительного в прошлом и не исправляет свое негативного отношения к нему. На какой основе он будет выстраивать настоящее как опорную ступень для похода в будущее?

Государство подобно человеку имеет свою историю о прошлом, живет настоящим и стремится в будущее. Уважение к истории старого станичника, который защищал, его подвиги были отмечены государственными наградами - это уважение к государству, хотя бы за его прошлое.

Уважение к старой женщине, подарившей жизнь, на чьих плечах были невзгоды, разруха, воспитание детей в труднопреодолимых условиях. А это -одна из основ гражданской позиции. Заметим, что требуется, начиная с раннего детства, последовательное (по мере развития умения мыслить) приведение сознания человека к способности искать и находить хорошее в истории своих предшественников через понимание их судеб и закономерностей взаимосвязи судеб разных поколений.

Обоснование системы в формировании гражданской позиции подростков станицы на традициях казачества

Казак, допустивший к женщине нетактичное отношение или оскорбление, несет ответственность дисциплинарного или физического характера. Разговаривая с женщиной на Круге (Сходе), казак обязан стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет - снять головной убор, символизирующий власть Закона. Тем самым подчеркивается уважение мудрости старшего человека.

Казачки могут находиться на Круге в качестве Почетных гостей по специальным приглашениям, без права голоса.

Традиции воспитания общинного характера требуют систематической непрерывности и повсеместности (в рамках станицы) их строгого исполнения всеми станичниками. Это необходимое условие для усвоения станичными подростками нормативов поведения, принятых в казачестве.

В современной России в связи с отменой обязанностей женщин трудиться в государственных учреждениях, как это было в СССР, центром начального станичного воспитания вновь становится казачья семья. С достижением возраста 6-7 лет центр воспитания по формированию основ гражданской позиции перемещается в среднюю образовательную школу.

Самоидентификация и социальная адаптация на основе школьной жизни подростка обретает иные черты. Здесь изначально ценятся поведенческие функции казачьих традиций, которые представляют собой воспитательный процесс внешнего характера. Во главу угла, которого ставится отношение к старшим (преподавателям) и труду в рамках учебно-воспитательного процесса как факторам, формирующим первоначальные основы сначала гражданской позиции учащегося подростка и в последующем гражданина России.

Коллективизм жизни и общность целей, уважение к старшим и традициям народа, самостоятельность, самоидентификация как достойного представителя казачества, патриотизм, индивидуальная ответственность и мужество - эти основы формируются уже на начальной стадии подростковой жизни как станичника и школьника. Диссертационные исследования показали, что первичные основы гражданской позиции казачества - самоидентификация, социальная адаптация и др. - имеют место в традиционном распределении между членами семьи прав, обязанностей и ответственности, начиная с 3-летнего возраста. Особое внимание уделяется воспитанию девочек-подростков будущих социально активных жен казаков и матерей.

Традиционный коллективизм, присущ всем сферам системы станичного уклада жизни хутора и станицы и подчинен демократичному устройству казачьего социума при условии единоначалия атамана. Социально-педагогическая среда хутора и станицы создает условия подросткам для приобретения первых уроков гражданственности. Воспитательный потенциал казачьих традиций в своей совокупности способствует формированию основ гражданской позиции подростков-станичников, который проявляется в коллективизме, общности целей, уважении к старшим и традициям казачества, самостоятельности, патриотизме, ответственности и мужестве.

Весь этот потенциал прекрасно раскрывается в школе и проявляет себя с наилучшей стороны, в частности, через повышение уровня успеваемости в учебе как основной работе подростка.

Рассмотрим освоение воспитательного потенциала традиций как трехуровневое проявление гражданской позиции: - начально-репродуктивный - достаточный лишь для исполнения указаний, что и как надо сделать (ребенок достаточно послушный, но безынициативный, нуждающийся в направляющем); - функционально-исполнительный - самопроявление в отдельных видах социально значимой деятельности школы, станицы и работа по направленному самосовершенствованию (ребенок, проявляющий определенный интерес и активность в удовлетворении личной потребности в определенной сфере деятельности); - социально-пролонгированный - осознанность повседневного про явления в социально-значимой деятельности школы и станицы, а также ак тивность в постоянном самосовершенствовании как казака (достаточно само стоятельный, инициативный, способный вести за собой других в социально значимой деятельности).

Каждый уровень освоения подростками гражданственности определяется по глубине настроя подростка быть готовым осознанно обретать социальную значимость в качестве казака, благодаря исполнению казачьих традиций, связанных с понятиями об основах гражданской позиции.

В ходе диссертационных исследований было установлено, что главными критериями достижений на первом уровне (начально-репродуктивном) сформированности основ гражданской позиции станичными подростками являются следующие показатели: - степень дисциплинарной исполнительности; - степень активности и полезности участия в семейных, хуторских и станичных работах, праздничных мероприятиях, соответствующего масштаба; - результаты участия в коллективных и других общественно значимых работах.

Первый уровень, определенный как начально-репродуктивный, свойственный большинству подростков 12-13-летнего возраста. Он выражается стремлением подростка участвовать в исполнении традиций, значимость которых выходит за пределы семейного круга и они носят публичный характер. При этом подросток делает упор на освоение поведенческой части традиций.

Следующий уровень, определенный как функционально-исполнительный, отличается в заметной степени осознанием подростками (как правило, 14-15-летнего возраста) смысла традиций в рамках понимания своих задач, возможностей, способностей и своего места в общественной жизни хутора и станицы.

Анализ эффективности реализации потенциала традиций казачества в формировании основ гражданской позиции

А вот пример, когда заповедь сливается воедино с законом воздаяния: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6).

Закон о пророчестве упомянут в Новом Завете: «...Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести (без понимания), разве только в отечестве своем и в доме своем» (От Матфея, 13: 57). Данный закон препятствует обмену полезной информацией между близкими людьми, то есть они не станут слушать друг от друга мудрые, пророческие сказания.

Исследовательская практика показала, что Закон о пророчестве не препятствует обмену положительной информацией, например, когда собеседники мыслят одинаково и обладают равнозначным опытом. Ведь существует же заповедь: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими...» (Втор. 23: 19-20). Здесь говорится не о родственниках (брат=единомышленник), не о еде (хлеб=знания) и деньгах, ведь в данном контексте серебро символизирует полезный опыт.

Очевидно, что бессмысленно давать в рост (для развития ума, символизированное «ростком») знаний единомышленнику, который уже владеет ими. Да еще предлагать свой опыт («серебро») такому же мастеру, как сам. Главный смысл, который заключен в библейской цитате, - это призыв распространять по всей Земле зёрна «хлеба насущного», то есть знания, без которых невозможно существовать, и «серебро» опыта их успешного применения.

Искаженное еще в древние времена понятие о ростовщичестве сегодня мы можем наблюдать в устройстве банковской системы, которая никоим образом не похожа на традиционно казачью кассу финансовой взаимопомощи.

При общении с родственниками (в том числе с детьми), друзьями и ближайшими сотрудниками надо учитывать действие Закона о пророчестве: - делиться мудростью с близкими родственниками, знакомыми людьми посредством вопросов, предварительно настроившись услышать их ответ, а не то, что хочется слышать вам, и тогда ум собеседника будет ориентирован на поиск правильного ответа; - высказывать подчиненным свои идеи не полностью, предоставляя им возможность домысливать самостоятельно и относиться к ним ответственно, как собственным; - сослуживцам во взаимных отношениях не надо выходить за пределы деловых рамок, иначе излишне близкие отношения на работе могут «включить» Закон о пророчестве. Не следует родственникам становиться деловыми партнерами, если они оба не являются профессионалами одинакового класса в данном деле; - со своими детьми надо разговаривать посредством добрых, наводящих вопросов, не допуская со своей стороны настроений типа «я хочу, чтобы он хотел ответить так, как я хочу», детей надо убеждать в чем-либо собственным примером доброго мышления и поведения или посредством подачи информации через постороннего специалиста.

Формы традиционного фольклора рассматривались как прямо проявляющие свое смысловое содержание (например, пословицы, обряды, связанные с земледелием), скрывающие свой смысл с помощью аллегории (обряды сватовства и свадебные обычаи). Чаще приходилось рассматривать целую систему взаимодействующих аллегорий, содержащих взаимосвязанные смыслы сакрального типа, например, загадочная символика в Библии, русских сказках, былинах, например о старом казаке Святогоре или о казаке Илье Муромце.

В различных формах фольклора содержится, как правило, скрытые указания на Законы, регулирующие жизнедеятельность людей. Казалось бы, странные бывают слова в конце сказок А. С. Пушкина: «И я там был, вино пил. По усам текло, а в рот не попало»; «Вот и сказочке конец - добру молодцу венец». «Вино», не попадающее в рот, означает Закон [70] , который надо понять с помощью сказочной лжи, то есть формы. «Венец» человека - это человеческая душа, а разум человека - «венец» Природы. Молодые люди идут под «венец» Природы, когда принимается решение о совместном продолжении рода на земле методом соединении своих природных (физических) частей. Род - бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, который соединял душу с телом, покровительствовал семьям.

Правильный государственный интерес к семьям граждан аналогичен интересу нормального человека, например к пальцам руки: четыре пальца -маловато, иметь шесть пальцев - неудобно; если один палец болен, слишком слаб или не слушается, то другим работы достается сверх меры. Казачество -это своеобразное государство в государстве.

Формирование у казачьей молодежи способности к правильному выбору гражданской позиции относительно социальных проблем в области государственной экономики и политики, а также культуры - изначально закладывается в процессе семейной педагогики.

У казаков она (семейная педагогика) естественным образом воспитывает своих подопечных и обучает их взаимоотношениям с семейным социумом, со станичным, а в последующем - войсковым социумом. Все это делается в интересах казачьей общины согласно православным и другим казачьим традициям.

Быть гражданином - это значит исполнять законы и нормы жизнедеятельности, принятые на государственном уровне, а также местные постановления, не противоречащие государственным. Кроме того, гражданин - это человек, умеющий пользоваться правами и социальными услугами, предоставляемыми государством.

Похожие диссертации на Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества