Введение к работе
Актуальность исследования. Одной из фундаментальных проблем развития современного общества является формирование подлинной культурной идентичности человека и поиска новых культурных оснований социальной консолидации, которые связаны с процессами экономической и культурной глобализации, несущими наряду с преимуществами и деструктивные изменения общественного и индивидуального сознания. Результатом этого явился «гуманитарный кризис», «кризис идентификации», характеризующийся унификацией культурных различий, разрушением социальных институтов, ранее формировавших идентификационный процесс.
Глобализация вызвала «обратный эффект», сопровождающийся процессами этнического возрождения, ростом значимости для человека оснований культурной самобытности, поиска и осмысления национально-культурной аутентичности, что явилось фактором возрождения духовно-нравственных традиций казачества, к которому себя причисляют 9,6 % взрослого населения России . Данный процесс характеризуется противоречивостью, поиском казачеством новых социальных ролей, культурной идентичности. Сегодня казачество является органической частью российского общества, осуществляя государственную и муниципальную службу по поддержанию правопорядка, социальной стабильности и экологической безопасности страны, включаясь в процессы духовно-нравственного, гражданско-патриотического и физического воспитания молодежи, поднятия престижа военной службы, решения проблем национальной безопасности и территориальной целостности России.
Согласно законодательству казаками считаются граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ - наряду с прямыми потомками казаков это члены различных социальных и профессиональных групп, относящие себя к казачеству и обладающие множественными, неустойчивыми и нередко конфликтными идентичностями.
До сих пор дискуссионным является вопрос о статусе казачества: если в советское время оно характеризовалось как субэтнос русского народа (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев), то сегодня наряду с данной позицией, разделяемой и современными исследователями (Н.И. Бондарь, А.В. Сопов), существуют взгляды на казачество как на субкультуру (В.В. Дзюбан, И.Н. Николаенко), что актуализирует проблему социальной, этнической и культурной самоидентификации современного казачества.
В настоящем диссертационном исследовании казачество интерпретируется в контексте национальной культуры как часть русского этноса, имеющая субкультурные особенности, связанные с региональными и сословными аспектами его жизнедеятельности.
Казачьи общества и общественные объединения созданы на территории 75 субъектов Российской Федерации. Урал - историческая территория Оренбург-
Данные цифры приводятся в работе: Водолацкий, В.П. Развитие казачества в современном российском обществе (социальный опыт донского казачества): автореф. дис. д-ра социол. наук. -Ростов-на-Дону, 2011. -49 с.
ского и Уральского казачьих войск, является одним из лидеров в развитии казачьего сообщества. Здесь приняты соответствующие законы о казачестве, реализуются областные целевые программы поддержки казачьих обществ. Высокими темпами развивается система казачьего образования, цель которого - казачий воспитательный идеал. Условием воспитания у молодого поколения казаков личностных качеств, соответствующих ему, и условием дальнейшего функционирования и сохранения казачества как социокультурной группы является сформированная культурная идентичность.
Содержание культурной идентификации подрастающего поколения казаков должно быть адекватно современному этапу общественного развития. Оно предполагает преемственность фундаментальных ценностей образа жизни дореволюционного казачества - идеалов свободолюбия, личного достоинства, служения высшей идее (религиозной и/или государственной), бескорыстной любви к Родине, высокого морального духа, веротерпимости и толерантности.
Роль традиционных институтов социализации в культуре казачества (станичная община, казачье войско) сегодня минимизированы. Становление молодого поколения казаков осуществляется в условиях глобальной коммуникации, влияния противоречивых социальных норм и ценностей, что ведет к стихийности их культурной самоидентификации. У них в недостаточной мере происходит интериоризапия ценностей, смыслов и идеалов культуры казачества. Между тем в подростковом и старшем школьном возрасте (контингент казачьих кадетских классов/корпусов составляют в основном учащиеся 5-9 (11) классов) главным психологическим новообразованием является идентичность, а ее формирование выступает основной задачей развития (Д. А. Леонтьев, Э. Эриксон).
На необходимость формирования у учащихся культурной, гражданской идентичности и неотделимой от них культурной толерантности указывается в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепции художественного образования в Российской Федерации», ФГОСе основного общего образования, «Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах» и ряде других официальных документов. В Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» указывается на особую роль традиционных форм духовности и этнической культуры российского казачества, в состав которого входили/входят представители многих народов России.
Особую значимость в процессе возрождения казачества имеет его культура, обладающая мощным социально-консолидирующим и идентификационным потенциалом. Музыкальная культура как один из феноменов культуры реализует свойственные ей функции. Музыкальные интонации заключают социальный опыт народа, а напевы являются символами различных жизненных явлений и чувствований этого народа (Б.В. Асафьев). Они воспринимаются слухом, являющимся главным этническим идентификатором, который делает музыку культурно значимой для нас. Это специфический инструмент, «проводник» музыкального осуществления идентичности, с помощью которого познаются все му-
зыкальные языки, наречия человечества и любые явления музыкальной культуры (И.И. Земцовский, Л.В. Шамина).
Современными искусствоведами признается особая роль традиционной музыкальной культуры казачества в сохранении его культурной идентичности. Казачья народная песня - уникальный по силе воздействия и эмоциональной насыщенности феномен. В военных походах она выполняла регулирующую, фа-тическую, психотерапевтическую, ретранслирующую функции, объединяя, снимая страх, психически расковывая казаков, поднимая их общий боевой дух (Т.С. Рудиченко). В быту музыка влияла на организацию всего строя повседневной жизни казачества, была неотъемлемой частью духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения казаков, являлась формой народной памяти, средством сохранения и передачи бытовой культуры и боевых традиций казачества (В.А. Кузнецов, А.И. Лазарев). В связи с этим современные культурологи рассматривают песенный фольклор казачества как кумулятивную базу этнокультурной среды, компонент этнической и культурной идентификации (А.В. Пономарев, Т.С. Рудиченко), средство познания этнической картины мира казачества (А.Ф. Григорьев, Я.А. Пономарев) и т.д.
Проблема формирования культурной идентичности казаков-кадет решается в данной работе на основе музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества, которая вслед за исследователями казачьего музыкального фольклора (Е.М. Бородина, Я.А. Пономарев и др.) рассматривается как субкультура в рамках целостной российской этнической музыкальной культуры.
Сказанное позволяет выявить следующие противоречия между:
социальной потребностью в преодолении духовного кризиса современного общества, необходимостью актуализации содержания и специфики ценностей, норм и идеалов отечественной культуры как условия обретения личностью культурной идентичности, и недостаточной разработанностью концептуальных подходов к реализации данного процесса в современной образовательной практике;
значимостью сохранения и воспроизводства в современном обществе традиционной культуры казачества (в том числе ее региональных аспектов) и недостаточной разработанностью концептуальных подходов к решению проблемы воспитания носителей данной культуры;
требованиями к уровню сформированности у казаков-кадет культурной идентичности, определенной в документах, составляющих нормативную базу общего и казачьего образования, и отсутствием концепции, модели и методики ее формирования в учебных учреждениях/классах с казачьим кадетским компонентом;
значительным педагогическим потенциалом музыкальной культуры казачества в формировании культурной идентичности казаков-кадет, связанным с реализацией музыкальной культурой функций объединения, общения, трансляции и межкультурного диалога, и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса;
2 Здесь и далее под понятием «казаки-кадеты» подразумеваются учащиеся казачьих кадетских корпусов и классов с казачьим кадетским компонентом в средних общеобразовательных школах.
- признанием роли музыкальной культуры казачества в формировании и сохранении его культурной идентичности, и недооценкой данной ее роли в учебно-воспитательном процессе учебных заведений/классов с казачьим кадетским компонентом.
Степень разработанности проблемы. К настоящему времени в науке накоплен обширный научный материал, который позволил провести педагогическое исследование по проблеме формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества.
Категории «идентичность», «социальная идентичность», «культурная идентичность» рассматриваются в научной литературе в философском (М.М. Бахтин, А.П. Марков Э. Эриксон и др.), социально-психологическом (М.В. Заковоротная, Н.Л. Иванова, X. Тэджфел, Дж. Тернер, Э. Эриксон, В.А. Ядов и др.), культурологическом (О.И. Генисаретский, А.П. Марков и др.) и педагогическом (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Е.И. Дворникова и др.) аспектах. Исследователями представлено содержание и структура культурной идентичности, выявлены механизмы ее развития, что позволило обозначить подходы к решению заявленной проблемы.
Возрастные особенности процесса идентификации и развития самосознания подростков, выявленные Д.А. Леонтьевым, B.C. Мухиной, Э. Эриксоном и др., были учтены при разработке методики формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения ими музыкальной культуры казачества.
Научную ценность в аспекте исследования заявленной проблемы представляют труды М.М. Бахтина, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, в которых раскрываются сущность и функции культуры, роль культурного наследия в жизнедеятельности человека и общества; И.Я. Мурзиной, где выявляется содержание феномена региональной культуры, влияющей на формирование идентичности человека; В.В. Иванова, в которой определяется роль искусства в формировании этнической идентичности; Г.Г. Коломиец, Р.А. Тельчаровой, где раскрываются современные воззрения на социальные функции музыки, ее природу и сущность; Г.М. Таниевой и О.А. Успенской, где рассматриваются психологические и социологические основы влияния музыки на становление идентичности личности.
Для понимания сущности феномена музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества ценными являются работы М.Д. Голубых, Н.В. Гурской, раскрывающие особенности традиционной культуры казачества Урала; Т.И. Калужниковой, Н.М. Савельевой, Б.П. Хавторина, выявляющие особенности музыкального фольклора оренбургского и уральского казачества, воплощающего его менталитет; А.Ф. Григорьева, Т.С. Рудиченко, определяющие казачий песенный фольклор как средство познания картины мира казаков, а традиции казачества как важные компоненты его культурной идентификации.
Исторические аспекты развития казачьего образования на Урале, раскрывающиеся в статистических описаниях, исторических очерках и работах XIX -начала XX вв. (С.Н. Севастьянов, Ф.М. Стариков и др.) и в трудах современных исследователей (А.П. Абрамовский, А.И. Изюмов, B.C. Кобзов и др.), позволили осмыслить опыт воспитательной работы, накопленный в дореволюционных
казачьих учебных заведениях для осуществления преемственности в построении модели формирования культурной идентичности казаков-кадет в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом.
Работы В.Н. Быковского, Н.Н. Гомзяковой, А.В. Григорьевой,
А.В. Коновалова, С.Н. Лукаша и др., посвященные теоретическому оформлению педагогики казачества и отдельным аспектам проблемы использования потенциала культуры казачества в воспитании подрастающего поколения, исследования И.Н. Николаенко, Г.Н. Сараевой, представляющие философские аспекты данной проблемы, способствовали выявлению ее актуальности.
Проблема реализации педагогического потенциала казачьего музыкального фольклора рассматривается в диссертационных исследованиях, где казачий музыкальный фольклор определяется как средство гражданско-патриотического (Н.П. Башкатова, М.И. Резникова и др.) и духовно-нравственного (Ю.Н. Абакумов, С.Н. Данынов и др.) воспитания учащихся.
Существующие программы дополнительного образования детей, учебные пособия по фольклору и этнографии казачества Дона и Кубани (Н.И. Бондарь, С.А. Жиганова и др.) не декларируют цель формирования культурной идентичности подрастающего поколения казаков средствами музыкального фольклора казачества, но имплицитно их содержание направлено на достижение данной цели. Практически полностью отсутствует подобный учебно-методический базис по освоению детьми музыкального фольклора оренбургского и уральского казачества.
Различные аспекты развития современного казачества, его социально-политический и этнокультурный статус, влияние казачества на современное российское общество рассматриваются в работах В.П. Водолацкого, В.В. Дзюбана, И.В. Казарезова, А.В. Сопова и др. Ученые утверждают, что казачьи образовательные структуры являются фактором трансформации политической и культурной самоидентификации современного казачества.
Теоретические разработки в области этнопедагогики, содержащиеся в работах Г.Н. Волкова, Г.С. Голошумовой, Л.М. Кашаповой, М.Б. Насыровой, и работы в области истории русской народной музыкальной педагогики, становления музыкального образования различной ориентации, преломление идей и опыта народного музыкального воспитания в современной отечественной системе образования (В.И. Адищев, Е.А. Бодина, СИ. Дорошенко, Е.В. Николаева и др.) определили методологические основы решения заявленной проблемы.
Идеи освоения школьниками музыкального фольклора, раскрывающиеся в
исследованиях М.К. Бурьяк, Н.Н. Гиляровой, М.Т. Картавцевой,
Л.Л. Куприяновой, О.В. Пивнипкой, Г.Б. Соколовой, Л.В. Шаминой были использованы в создании методики формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества.
Рассматриваемая в данном исследовании проблематика нашла отражение в ряде докторских диссертаций. В работах Е.И. Дворниковой и М.В. Шакуровой решаются вопросы становления и развития культурной/социокультурной идентичности школьников и будущих учителей. В работе Л.А. Энеевой разработана этнорегиональная концепция и модель становления этнокультурной и общерос-
сийской идентичности субъектов образовательного процесса на основе аксиологического потенциала этнической культуры народов Северного Кавказа. Одним из аспектов исследования С.Н. Лукаша являются психолого-педагогические условия идентификации личности с социально значимыми ценностями и идеалами культуры казачества.
Как показал анализ научной литературы, до настоящего времени исследователи в основном рассматривали культурологические, психологические и социальные аспекты проблемы формирования культурной идентичности личности. В педагогической литературе недостаточно осмыслена проблема формирования культурной идентичности личности в процессе освоения художественной и, в частности, музыкальной культуры. Недостаточно проанализирован и отре-флексирован опыт использования музыки в образовании и воспитании подрастающего поколения казаков, накопленный в дореволюционных казачьих учебных заведениях Урала. Не раскрыты особенности педагогической системы, концепции музыкального образования учащихся современных учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом. Существующие педагогические модели не позволяют использовать потенциал музыкальной культуры казачества достаточно полно для формирования культурной идентичности казаков-кадет. Специальных исследований, в которых бы данная проблема рассматривалась целостно, к настоящему времени не осуществлялось.
Перечисленные обстоятельства актуализировали теоретическую и практическую значимость исследования формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества, предопределили выбор темы, объекта и предмета диссертационного исследования.
Анализ противоречий позволил сформулировать проблему исследования, суть которой состоит в теоретическом обосновании и разработке концепции, модели и методики формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества, а также проверке успешности их внедрения в образовательную практику.
Целью исследования является разработка концепции формирования культурной идентичности казаков-кадет и путей ее реализации в процессе освоения музыкальной культуры казачества.
Объект - процесс формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества.
Предмет - концепция, модель и методика формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества.
Это позволяет выдвинуть гипотезу исследования, согласно которой формирование культурной идентичности казаков-кадет будет успешным, если:
- система ее формирования основана на выделенных сущностных характеристиках феномена культурной идентичности (культура как ее ядро; культурные нормы, ценности, идеалы, образцы и стереотипы поведения как основа осознания человеком общности с социокультурной группой, наличие психологического переживания этой общности, индивидуальных и коллективных куль-турообусловленных форм ее манифестации);
ее формирование будет осуществляться в процессе освоения музыкальной культуры казачества, имеющей в своем арсенале соответствующий инструментарий этического воздействия на человека - эмоциональное сопереживание как идентификацию эмоционального настроя реципиента со смысловым развертыванием музыкального произведения;
выявлен педагогический потенциал музыкальной культуры казачества, интегрирующей в себе многопоколенную информацию, существующую в коллективной памяти казачества, объективизирующуюся в персонифицированных образах, ценностных идеалах, нормах и образцах жизнедеятельности казачества и являющуюся источником смысложизненных ценностей и моделей поведения, важной сферой для осуществления самореализации казаков-кадет; обладающей, как феномен духовной культуры, способностью объединения людей, установления духовной и эмоциональной связи между ними;
процесс идентификации будет осуществляться на основании эмоциональной связи между казаками-кадетами как субъектами и объектами идентификации - базовыми казачьими ценностями и идеалами, нашедшими художественно-образное отражение в музыкальной культуре казачества;
в практике их музыкального образования будут создаваться педагогические ситуации, реализующие механизмы идентификации, рефлексии, обособления и самореализации, ведущие к порождению индивидуальных смыслов и эффективной обработке информации, заложенной в произведениях музыкального искусства;
ее формирование будет сопровождаться развитием их этноинтонапионного слуха (как основы познания художественного смысла, содержания музыкального произведения, музыкальной деятельности и коммуникации) и овладением ими музыкальным языком музыкальной культуры казачества.
Проблема, цель, объект и предмет исследования обусловили постановку и решение следующих задач исследования:
-
На основе философских, социологических, психологических, культурологических и педагогических исследований уточнить определение понятий «культурная идентичность казаков-кадет», «формирование культурной идентичности казаков-кадет».
-
Выявить педагогический потенциал музыкальной культуры казачества в формировании культурной идентичности казаков-кадет.
-
Раскрыть специфические особенности музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества и ее роль в социализации и инкультурации подрастающего поколения казаков Оренбургского и Уральского казачьих войск.
-
Разработать концепцию формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества.
-
Разработать модель формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества, определить и обосновать организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность ее реализации.
-
Разработать методику формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества, реализующуюся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
-
Разработать критериально-диагностический аппарат оценки эффективности модели и методики формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры.
-
Осуществить экспериментальную работу по апробации концепции, модели и методики формирования у казаков-кадет культурной идентичности в процессе освоения музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества и провести оценку их эффективности.
Методологической основой исследования явились: положения о природе и
функциях культуры (М.М. Бахтин, М.С. Каган); теория социальной идентичности
(X. Тэджфел, Дж. Тернер); положения методологических подходов, определивших
концептуальные основы данного исследования: культурологического
(Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова), личностно ориентированного
(Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская), деятельностного (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), аксиологического (А.В. Кирьякова, М.С. Каган, В.А. Сластенин), тендерного (Е.Н. Каменская, И.С. Кон), интонационного (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский); концепция культуросообразного образования (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр); концепция воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская); теоретические положения о региональной культуре и региональном культурно-образовательном пространстве, влияющем на идентичность человека (И.Я. Мурзина); концепции и модели этнокультурного образования (Т.И. Бакланова, Г.С. Голошумова, Л.М. Кашапова, А.Б. Панькин, Т.К. Солодухина, В.К. Шаповалов, Т.Я. Шпикалова); концепция этнической природы музыкального слуха И.И. Земцовского; системный подход к изучению народной музыкальной культуры (И.И. Земцовский, Т.И. Калужникова, Т.С. Рудиченко); идеи о песенном фольклоре казачества как кумулятивной базе этнокультурной среды, компоненте этнокультурной идентификации и средстве познания этнической картины мира казачества (А.Ф. Григорьев, Т.С. Рудиченко и др.); идея о русской народной песне как концепте национальной идентификации (О.Н. Алексеева); этнографическая парадигма школьного музыкального образования (Л.В. Шамина); теория развития личности B.C. Мухиной; теории отечественного массового музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.); идея эстетического восприятия искусства как фактора воспитания самосознания школьников (Е.П. Крупник, Н.Г. Тагильцева).
Источниковедческую базу исследования составили: материалы Российского государственного военно-исторического архива, Государственных архивов Оренбургской и Челябинской областей, циркуляры, распоряжения и постановления Министерства народного просвещения, отчеты о состоянии церковных школ, публиковавшиеся в «Вестнике Оренбургского учебного округа» и «Оренбургских епархиальных ведомостях», материалы органа печати Войскового правления Уральского казачьего войска «Уральские войсковые ведомости».
Исследование осуществлялось на основе системного, культурологического, аксиологического, историко-педагогического, пивилизационного, тендерного, антропологического, личностно ориентированного, деятельностного, интонационного подходов.
Использовались методы: теоретические - изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, педагогическое проектирование, моделирование, обобщение педагогического опыта, классификация, сравнение, систематизация, контент-анализ музыкального фольклора оренбургского и уральского казачества, изучение и анализ законодательных нормативных актов и инструктивно-методических документов; эмпирические - педагогическое наблюдение, социологические методы (опрос, тестирование, анкетирование, интервьюирование), квалиметрический анализ, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов, статистическая и математическая обработка экспериментальных данных.
Базу исследования составили: ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», Первый Уральский казачий кадетский корпус ГО Богданович, МБОУ СОШ № 22 (г.Челябинск), МБОУ СОШ № 21 «Кадетская школа» (г. Нижний Тагил), МКОУ СОШ № 1 (г. Ревда), МКОУ СОШ № 4 (г. Невьянск), МКОУ СОШ № 18 (п. Белоярский, ГО Заречный), МКОУ «Ильинская СОШ» ГО Богданович, МОБУ СОШ №16 (г.Оренбург), МБОУ СОШ № 117 (г. Сорочинск, Оренбургская область), МБОУ «Кадетская школа имени Героя Советского союза Е.И. Францева» (г. Чернушка, Пермский край).
На первом этапе (2005-2008 гг.) исследовалась степень научной разрабо
танности проблемы, формулировались цель, задачи, объект, предмет и гипотеза
диссертационного исследования; определялись его теоретико-
методологические основы; проводился теоретический анализ научной литературы по проблеме и теме исследования, нормативно-законодательных и инструктивно-методических документов Российской Федерации об образовании, современных концепций этнокультурного образования, архивных документов.
На втором этапе (2008-2010 гг.) осуществлялась систематизация и обобщение материалов по проблеме исследования; происходило уточнение понятийного аппарата; разрабатывался диагностический инструментарий исследования, позволяющий выявить уровень сформированности культурной идентичности казаков-кадет; изучался и обобщался существующий педагогический опыт учителей музыки, работающих в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом, руководителей казачьих молодежных клубов и объединений Свердловской, Челябинской, Оренбургской областей и Пермского края; осуществлялся контент-анализ музыкального фольклора уральского и оренбургского казачества с точки зрения педагогической целесообразности его использования для формирования культурной идентичности казаков-кадет; осуществлялось проектирование, моделирование и прогнозирование исходных позиций исследования; проводился констатирующий этап эксперимента. Осуществлялась разработка концепции, модели и методики формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества.
На третьем этапе (2010-2012 гг.) осуществлялась апробация и внедрение модели и методики формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества; проводился формирующий эксперимент по проверке основных положений исследования, были опубликованы монография и учебно-методическое пособие. На данном этапе ис-
пользовалось прямое и косвенное наблюдение, осуществлялось анкетирование и интервьюирование учителей музыки, руководителей казачьих клубов и директоров учебных заведений с казачьим кадетским компонентом.
На четвертом этапе (2012-1013 гг.) проводился контрольный эксперимент: осуществлялась количественная и качественная обработка результатов исследования - выявлялся уровень сформированности у казаков-кадет культурной идентичности, подводились его итоги; осуществлялась апробация результатов исследования на научно-методических семинарах для учителей, работающих в казачьих кадетских образовательных учреждениях, молодежных казачьих клубах (в том числе в рамках курсов повышения квалификации Института развития образования Свердловской области); оформлялась рукопись диссертации; осуществлялась подготовка и публикация двух монографий и методических рекомендаций «Реализация казачьего кадетского компонента в образовательных учреждениях». На данном этапе исследования осуществлялся анализ, синтез, обобщение, применялись математические и статистические методы обработки эмпирических данных.
В течение 2011-2013 гг. диссертантом осуществлялась работа в «Координационном совете историко-культурного наследия казачества Азиатской России» при Институте гуманитарных исследований Тюменского государственного университета.
Научная новизна исследования:
1. Разработана концепция формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества, основание которой составляют закономерности:
зависимость ее формирования от освоения музыкальной культуры, характерной для территории проживания казаков-кадет (что обусловлено «встроенно-стью» их музыкального опыта в «интонационное поле» локальной культурной традиции и ведет к наиболее адекватному наследованию ими данного пласта российской музыкальной культуры);
зависимость эффективности формирования культурной идентичности казаков-кадет от способов ее формирования (проживание практически-духовного компонента культурного опыта казачества, включение музыки в традиционные формы бытования в казачьей культуре - процесс начальной военной подготовки, проведения казачьих военно-спортивных игр, оформление торжественных военных ритуалов, событий, реконструкции обрядов и т.д.);
зависимость от развитости этноинтонапионного слуха казаков-кадет (основы познания художественного смысла и содержания любого музыкального произведения, музыкальной деятельности и коммуникации), овладения ими музыкальным языком музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества;
зависимость от включения механизмов идентификации {идентификация с образами нормативного типа казака, конкретной личностью казака, бытовой ситуацией, бытовой средой музыкальных произведений; рефлексия — осмысление воспринятого материала этически, познавательно и эстетически; обособление — отстранение реципиента, включение в реальную жизнь норм, образцов поведения, освоенных посредством идентификации; самореализация — в музыкальной деятельности, художественном общении, создании художественных продуктов);
- зависимость от культурно-образовательной среды учебного заведения с казачьим кадетским компонентом, ядром которой должна являться музыкальная культура казачества как одна из главных составляющих процесса инкуль-турапии личности, служащая для самоидентификации казаков-кадет по отношению к казачеству.
Концепция разработана с опорой на культурологический, тендерный, лич-ностно ориентированный, деятельностный, аксиологический, интонационный подходы и принципы интеграции, единства художественного и технического на интонационной основе, освоения учащимися музыкальной культуры казачества в контекстных связях.
-
Разработана модель формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества, включающая целевой, теоретико-методологический, содержательный, организационный и результативно-оценочный компоненты. Она проектирует урочную и внеурочную деятельность казаков-кадет. Включает формы уроков музыки (комбинированные, интегрированные, уроки-путешествия, детские фольклорно-этнографические экспедиции); формы внеучебной деятельности казаков-кадет (познавательные, практико-ориентированные, развлекательные), формы работы с семьей (семейные творческие гостиные, выставки, конкурсы). Результативность модели обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических (музыкальная культура казачества как интегрирующий механизм, объединяющий содержание всех блоков структуры казачьего кадетского компонента в единое образовательное пространство; создание в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом образовательно-культурной среды, ядром которой является музыкальная культура казачества) и психолого-педагогических (создание в учебно-воспитательном процессе учебных заведений с казачьим кадетским компонентом ситуаций «проживания» казаками-кадетами форм традиционной казачьей культуры; содействие их самореализации в рамках казачьей музыкальной традиции; развитие их этноинтонапионного слуха, овладение ими музыкальным языком данной музыкальной культуры) условий.
-
Разработана методика формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества, реализующаяся на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Данная методика включает: методы музыкального образования (одухотворения художественного произведения и его персонализапии, музыкального обобщения, размышления о музыке, «погружения», музыкально-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса, моделирования аутентичной ситуации и реконструкции, художественных аналогий, музыкальных коллекций, пластического интонирования, художественного контекста, живописного моделирования эмоционально-образного смысла музыкального произведения, импровизационные (пес-нетворчества - сочинение попевок, тем, песен, мотивов на основе заданных стихотворных текстов и ритмов, певческой и инструментальной импровизации, коллективного пересочинения); методы, свойственные казачьей музыкальной педагогике - подпевание, подхватывание, пение «за следом», «разыгрывание» песен; средства: бытовые (сабли, нагайки, предметы домашнего обихода - валики для глажения белья, гребенки, применявшиеся казаками в качестве элементарных му-
зыкальных инструментов), музыкальные (видео-, аудиоматериалы с записью аутентичных исполнителей, музыкальные инструменты - ложки, барабаны, трещотки, бубны), художественные (произведения изобразительного искусства казачьей тематики).
Данная методика реализуется на начальном (познание казаками-кадетами особенностей музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества, усвоение эстетических эталонов, выработанных в ней, расширение музыкального опыта в рамках данной музыкальной культуры), формирующем («погружение» в ее интонационно-образный строй, осознание себя в ней, усмотрение «личностного смысла» музыкальных образов, заложенных в ней) и деятелъ-ностно-обобщающем (обобщение знаний, умений и навыков в рамках данной музыкальной культуры, реализация себя в ней, идентификация себя с ее персонифицированными ценностями-образами) этапах.
Теоретическая значимость исследования:
-
Раскрыта сущность понятия «культурная идентичность казаков-кадет»: это отождествление казаками-кадетами себя с казачеством, осознание своей общности с ним, принятие и освоенность ими культурных ценностей, идеалов, норм, образцов и стереотипов поведения, присущих казачеству, психологическое переживание этой общности, индивидуальные и коллективные формы ее манифестации. Структурно культурная идентичность казаков-кадет представлена: когнитивным (знания об интонационных, ритмических, стилистических и жанровых особенностях музыкальной культуры казачества, представления о ценностях, идеалах и нормах казачьей культуры, нашедших в ней художественно-образное отражение, владение исполнительской манерой конкретной музыкальной казачьей традиции); эмоционально-ценностным (эмоциональный отклик на художественные образы, содержащиеся в музыкальной культуре казачества, способствующий интериоризапии казачьих ценностей, идеалов и норм казачьей культуры, эмоционально-ценностный опыт переживаний, набор типичных эмоций, отражающих духовно-психическую жизнь казачества); деятелъностно-творческим (опыт творческой деятельности в рамках данной музыкальной культуры, участие в восприятии, воспроизводстве, сохранении и распространении музыкальной культуры казачества, освоение социальных ролей, в художественно-образной форме отраженных в ней) компонентами.
-
Раскрыта сущность понятия «формирование культурной идентичности казаков-кадет» - организованный педагогический процесс качественного перехода от усвоения казаками-кадетами информации, заключенной в музыкальной культуре казачества, объективизированной и опредмеченной посредством слова и звука в персонифицированных образах, ценностях, идеалах и нормах, к осознанному отождествлению себя с культурой казачества, реализации в музыкальной культуре казачества, к освоению и перенесению в собственную жизнь социальных ролей, в художественно-образной форме отраженных в ней.
-
Выявлено, что музыкальная культура казачества является одной из форм сохранения и репрезентации его культурной памяти, играет значимую роль в формировании и сохранении его культурной идентичности, интегрируя многопоколенную информацию (духовный и практический опыт казачества, конфес-
сиональные, этические, эстетические представления, историю, ментальность), существующую в коллективной памяти казачества, которая объективизируется посредством слова и звука в персонифицированных ценностях, идеалах, нормах и образцах жизнедеятельности казачества (когнитивный компонент культурной идентичности казаков-кадет). Эмоционально воздействуя на сознание личности казаков-кадет, формирует эмоционально-ценностное отношение к нравственным, идеологическим, эстетическим явлениям культуры казачества, способствует порождению индивидуальных смыслов и осуществлению эмоциональной связи между личностью казака-кадета и культурой, содержанием которой является переживание своей тождественности с ней (эмоционально-ценностный компонент культурной идентичности казаков-кадет). Как источник смысложизненных ценностей и моделей поведения музыкальная культура казачества является важной сферой для осуществления самореализации (дея-телъностно-творческий компонент культурной идентичности казаков-кадет).
4. Обосновано включение механизмов идентификации, рефлексии, обособления и самореализации в формировании культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества. Идентификация казаков-кадет осуществляется с образами казаков, с бытовой ситуацией и со средой музыкальных произведений. Посредством рефлексии воспринятый материал осмысливается казаками-кадетами этически, познавательно и эстетически. Идентифицируясь, ребенок принимает опыт героев, а затем, обособляясь от них, включает в свою реальную жизнь способы взаимодействия с другими людьми, образцы поведения, которые он освоил посредством идентификации. Самореализация казаков-кадет в рамках музыкальной культуры казачества является процессом и результатом их отождествления с ценностями и референтными личностями казачьей культуры.
Практическая значимость исследования:
-
Учебно-методическое пособие «Музыкальный фольклор уральского казачества» и методические рекомендации «Реализация казачьего кадетского компонента в образовательных учреждениях», в которых представлены принципы и способы моделирования образовательного процесса в школе с учетом направлений реализации казачьего кадетского компонента образования, в соответствии с действующими в настоящее время требованиями ФГОС, составляют научно-методическую основу совершенствования образовательного процесса в системе казачьего образования Урала.
-
Материалы исследования используются не только в системе казачьего образования, но и в средних общеобразовательных школах для решения проблем социализации, инкультурапии, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников, формирования у них культурной и общероссийской идентичности.
-
Сборник казачьих песен «За Уралом, за рекой» и учебно-методическое пособие «Музыкальный фольклор уральского казачества» востребованы в работе фольклорных коллективов учебных заведений с казачьим кадетским компонентом и общеобразовательных школ, казачьих молодежных отрядов, клубов и объединений Свердловской, Челябинской, Оренбургской областей и Пермского края (гг. Богданович, Верхняя Салда, Верхотурье, Дегтярск, Екатерин-
бург, Карпинск, Краснотурьинск, Нижний Тагил, Оренбург, Полевской, Сухой Лог, Талица, Туринск, Челябинск, Чернушка и др.).
4. Материалы исследования - учебно-методическое пособие и методические рекомендации используются в профессиональной подготовке учителей по направлениям «Педагогическое образование» (профиль «Педагогика духовно-нравственного воспитания»), «Музыкальное образование», «Народная художественная культура» и др., при разработке программ, содержания учебных курсов, спецкурсов и семинаров, программ учебной и производственной практик; являются основой содержания курсов повышения квалификации и переподготовки музыкально-педагогических кадров и педагогов, работающих в учреждениях с казачьим кадетским компонентом по направлению «Художественное образование», «Музыкальное образование» и т.д.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре музыкального образования Уральского государственного педагогического университета.
Результаты исследования на различных этапах обсуждались на международных (гг. Екатеринбург, Москва, Чистополь, Wiesbaden (Germany)), всероссийских (гг. Екатеринбург, Омск, Самара, Ставрополь, Старый Оскол, Тюмень, Челябинск), межрегиональных (гг. Барнаул, Екатеринбург, Магнитогорск, Тюмень) и межвузовских (гг. Барнаул, Екатеринбург, Уфа) научно-практических конференциях, круглых столах, педагогических чтениях и семинарах.
Учебно-методическое пособие «Музыкальный фольклор уральского казачества» и монография «Музыка в системе воспитании и образования казачества Урала и Оренбуржья: история и современность» презентовались в рамках проекта «Музыка в воспитании Уральского казачества» на Ш Уральской международной выставке и форуме промышленности и инноваций «ИННОПРОМ - 2012» в экспозиции «Современное образование Свердловской области» (г. Екатеринбург, 2012 г.).
Результаты исследования использовались автором в процессе руководства педагогической практикой, преподавания курса «Музыкально-педагогический практикум», курсов по выбору студентов Института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, в процессе работы на курсах повышения квалификации Института развития образования Свердловской области в рамках реализации образовательной программы «Подготовка педагогов к реализации казачьего кадетского компонента в образовательных учреждениях Свердловской области», участия в проведении семинаров для руководителей кадетских казачьих классов, молодежных отрядов, клубов, объединений Урала и т.д.
Учебно-методическое пособие «Музыкальный фольклор уральского казачества» и методические рекомендации «Реализация казачьего кадетского компонента в образовательных учреждениях» используются в учебно-воспитательном процессе учебных учреждений/классов с казачьим кадетским компонентом Оренбургской, Свердловской, Челябинской областей и Пермского края.
Результаты исследования нашли отражение в 3 монографиях, 15 публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ, учебно-
методическом пособии, методических рекомендациях, научных статьях, тезисах и материалах конференций, круглых столов и педагогических чтений.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ряде учебных заведений/классов с казачьим кадетским компонентом Оренбургской, Свердловской, Челябинской областей и Пермского края: ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», Первый Уральский казачий кадетский корпус ГО Богданович, МБОУ СОШ № 22 (г. Челябинск), МБОУ СОШ № 21 «Кадетская школа» (г. Нижний Тагил), МКОУ СОШ № 1 (г. Ревда), МКОУ СОШ № 4 (г. Невьянск), МКОУ СОШ № 18 (п. Белоярский, ГО Заречный), МКОУ «Ильинская СОШ» ГО Богданович, МОБУ СОШ № 16 (г. Оренбург), МБОУ СОШ №117 (г. Сорочинск, Оренбургская область), МБОУ «Кадетская школа имени Героя Советского союза Е.И. Францева» (г. Чернушка, Пермский край).
Достоверность результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных научных положений; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям и задачам; многолетним практическим опытом автора в качестве учителя музыки и Мировой художественной культуры общеобразовательной школы и преподавателя вуза по направлениям «Музыкальное образование», «Народная художественная культура», «Социальная педагогика»; экспериментальной проверкой гипотезы; количественными и качественными результатами экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культурная идентичность казаков-кадет - отождествление казаками-
кадетами себя с казачеством, осознание своей общности с ним, принятие и освоен
ность ими культурных ценностей, идеалов, норм, образцов и стереотипов поведе
ния, присущих казачеству, психологическое переживание этой общности, индиви
дуальные и коллективные формы ее манифестации. Структурно культурная иден
тичность казаков-кадет, формируемая в процессе освоения музыкальной культуры
казачества, представлена когнитивным, эмоционально-ценностным и деятелъ-
ностно-творческим компонентами.
Формирование культурной идентичности казаков-кадет - организованный педагогический процесс качественного перехода от усвоения казаками-кадетами информации, заключенной в музыкальной культуре казачества, объективизированной и опредмеченной посредством слова и звука в персонифицированных образах, ценностях, идеалах, нормах, к осознанному отождествлению себя с культурой казачества, реализации в музыкальной культуре казачества, к освоению и перенесению в собственную жизнь социальных ролей, в художественно-образной форме отраженных в ней.
2. Музыкальная культура оренбургского и уральского казачества имеет
свою специфику, связанную с особенностями их исторической, социально-
экономической жизни, национальным составом населения и характером унасле
дования им певческих традиций: общерусская основа, четкая дифференциация
мужских и женских песенных жанров, наличие ядра (мужские жанры) и двух
стилевых полюсов - протяжная (не имеющая аналогов в фольклоре других ло
кальных казачьих традиций) и «моторная» строевая песня.
-
Музыкальная культура казачества является одной из форм сохранения и репрезентации его культурной памяти, играет значимую роль в формировании и сохранении его культурной идентичности, интегрируя многопоколенную информацию, существующую в коллективной памяти казачества, которая объективизируется в персонифицированных ценностях, идеалах, нормах и образцах жизнедеятельности казачества, обеспечивает казаков-кадет базовыми культурными ориентирами. Способствует осуществлению эмоциональной связи между казаками-кадетами и культурой казачества, является важной сферой для осуществления их самореализации.
-
Основание концепции формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества составляют закономерности:
зависимость успешности ее формирования от освоения музыкальной культуры, характерной для территории проживания казаков-кадет (что обусловлено «встроенностью» их музыкального опыта в «интонационное поле» локальной культурной традиции и ведет к наиболее адекватному наследованию ими данного пласта российской музыкальной культуры);
зависимость от способов ее формирования (проживание практически-духовного компонента культурного опыта казачества, включение музыки в традиционные формы бытования в казачьей культуре - процесс начальной военной подготовки, проведения казачьих военно-спортивных игр, оформление торжественных военных ритуалов, событий, реконструкции обрядов и т.д.);
зависимость от развитости этноинтонапионного слуха казаков-кадет (основы познания художественного смысла и содержания любого музыкального произведения, музыкальной деятельности и музыкальной коммуникации), овладения ими
зависимость от реализуемых механизмов ее формирования {идентификация с образами нормативного типа казака, конкретной личностью казака, бытовой ситуацией, бытовой средой музыкальных произведений); рефлексия (осмысление воспринятого материала этически, познавательно и эстетически); обособление (отстранение реципиента, включение в реальную жизнь образцов поведения, освоенных посредством идентификации), самореализация (в музыкальной деятельности, художественном общении, создании художественных продуктов);
зависимость от культурно-образовательной среды учебного заведения с казачьим кадетским компонентом, ядром которой должна являться музыкальная культура казачества как одна из главных составляющих процесса инкуль-турапии личности, служащая для самоидентификации казаков-кадет по отношению к казачеству.
Концепция разработана с опорой на культурологический, тендерный, лич-ностно ориентированный, деятельностный, аксиологический, интонационный подходы и принципы интеграции, единства художественного и технического на интонационной основе, освоения учащимися музыкальной культуры казачества в контекстных связях.
5. Модель формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе
освоения музыкальной культуры казачества включает целевой, теоретико-
методологический, содержательный, организационный и результативно-оценочный компоненты. На основе модели проектируется урочная и внеурочная деятельность казаков-кадет. Модель включает формы уроков музыки (комбинированные, интегрированные, уроки-путешествия, детские фольклорно-этнографические экспедиции), формы внеучебной деятельности казаков-кадет (познавательные, практико-ориентированные, развлекательные), формы работы с семьей (семейные творческие гостиные, выставки, конкурсы). Результативность модели обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических (музыкальная культура казачества как интегрирующий механизм, объединяющий содержание всех блоков структуры казачьего кадетского компонента в единое образовательное пространство; создание в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом образовательно-культурной среды, ядром которой является музыкальная культура казачества) и психолого-педагогических (создание в учебно-воспитательном процессе учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом ситуаций «проживания» казаками-кадетами форм традиционной казачьей культуры; содействие их самореализации в рамках казачьей музыкальной культуры; развитие их этноинтонапионного слуха, овладение ими музыкальным языком данной музыкальной культуры) условий.
6. Методика формирования культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества включает: методы музыкального образования (одухотворения художественного произведения и его персо-нализации, музыкального обобщения, размышления о музыке, «погружения», музыкально-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса, моделирования аутентичной ситуации и реконструкции, художественных аналогий, музыкальных коллекций, пластического интонирования, художественного контекста, живописного моделирования эмоционально-образного смысла музыкального произведения, импровизационные (песне-творчества - сочинение попевок, тем, песен, мотивов на основе заданных стихотворных текстов и ритмов, певческой и инструментальной импровизации, коллективного пересочинения); методы, свойственные казачьей музыкальной педагогике - подпевание, подхватывание, пение «за следом», «разыгрывание» песен; формы уроков музыки (комбинированные, интегрированные, уроки-путешествия, детские фольклорно-этнографические экспедиции); средства: бытовые (сабли, нагайки, предметы домашнего обихода - валики для глажения белья, гребенки, применявшиеся казаками в качестве элементарных музыкальных инструментов), музыкальные (видео-, аудиоматериалы с записью аутентичных исполнителей, музыкальные инструменты - ложки, барабаны, трещотки, бубны), художественные (произведения изобразительного искусства казачьей тематики).
Данная методика реализуется на начальном (познание казаками-кадетами особенностей музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества, усвоение эстетических эталонов, выработанных в ней, расширение их музыкального опыта в рамках данной культуры), формирующем («погружение» в ее интонационно-образный строй, осознание себя в ней, усмотрение «личностного смысла» музыкальных образов, заложенных в ней) и деятелъностно-обобщающем (обобщение знаний, умений и навыков в рамках данной музы-
кальной культуры, реализация себя в ней, идентификация себя с ее персонифицированными ценностями-образами) этапах.
7. Критериями формирования культурной идентичности казаков-кадет, содержательно обусловленными спецификой музыкальной культуры казачества, являются: освоенность знаний в области музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества (степень освоения интонационных, темпо-ритмических, стилистических и жанровых особенностей; целостность и устойчивость представлений о ценностях, идеалах, нормах, стереотипах поведения казачества, освоенность их культурных значений, заложенных в ней);
субъективная значимость музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества (характер эмоционального отклика на художественные образы, содержащиеся в ней, интериоризапия ценностей, идеалов, норм, образцов и стереотипов поведения, заложенных в ней, сопричастности к ним);
готовность к культурной манифестации принадлежности к культуре казачества, сохранению, воспроизводству и развитию его музыкальной культуры в процессе жизнедеятельности (характер проживания собственной жизни в формах культурного бытия казачества - стремление к идеалу-образу человека казачьей культуры; характер творческой самореализации в рамках музыкальной культуры казачества).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, приложений.