Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей Раздобарина Лидия Александровна

Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей
<
Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Раздобарина Лидия Александровна. Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 181 с. РГБ ОД, 61:06-13/2768

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 12

1.1. Психолого-педагогический подход к проблеме музыкально-творческого развития детей 12

1.2. Детские музыкально-сценические произведения как стимул продуктивной творческой деятельности ребёнка 33

1.3. Игра как организующий принцип работы над музыкально-сценическими произведениями с дошкольниками и младшими школьниками 60

ГЛАВА 2. ПУТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ И

СОЗДАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 83

2.1 Методы творческого развития дошкольников 83

2.2. Методика создания и постановки музыкально-сценического произведения с детьми младшего школьного возраста 104

2.3. Программа и результаты опытно-экспериментального исследования 126

Заключение 146

Введение к работе

Актуальность исследования. Творческое развитие - необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В XXI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума. Появляется большое количество центров детского и юношеского творчества. С каждым годом увеличивается интерес ученых и педагогов в разных сферах образования к творческому развитию детей с раннего возраста.

Пути наиболее эффективного развития творческих способностей ребенка на протяжении XX века искали многие психологи, ученые, педагоги: М. Арнаудов, Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, В.А. Левин, А.Н. Лук, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др. Большой вклад в разработку психологических принципов творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста внесли А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и др.

Огромную роль в развитии чувственной сферы ребенка, его художественно-творческих способностей играет искусство. Оно обогащает внутренний мир ребенка, его переживания, участвует в формировании сознания, личностных качеств. Пути обновления методов обучения в системе художественного воспитания привели к симбиозу различных видов искусств, органично взаимодополняющих друг друга в рамках музыкальных занятий.

Комплексному музыкально-творческому развитию дошкольников и школьников посвящены работы таких учёных-педагогов, как Л.Н. Алексеева, А.И. Буренина, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Е.П. Кабкова, М.С. Красильникова, О.А. Куревина, И.П. Манакова, Т.В. Нестеренко, М.Л. Петрова, О.П. Радынова, Т.Г. Рубан, Н.Г. Салмина, Г.Е. Селезнева, К.В. Тарасова, Т.Э. Тютюнникова, В.О. Усачёва, Л.В. Школяр и др.

Существует множество методик музыкально-эстетического развития

ребенка, его художественных способностей. Однако при их реализации заметен ряд негативных тенденций именно в сфере музыкально-творческого развития детей. В большинстве созданных технологий воспитание гармонично развитой личности осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности, каждый из которых (пение, движение, декламация, игра на шумовых, ударных инструментах, декоративно-прикладное и изобразительное творчество) органичен для ребенка, но на практике приоритет нередко отдаётся какому-то одному виду музыкальной деятельности.

Парадоксальность многих методических исследований и разработок заключается в акцентировании внимания к процессу творческой деятельности и недооценке педагогической значимости ее продукта (система освоенных знаний, умений и навыков нередко замещает собой продукт музыкального творчества детей).

Следует отметить и то, что большинство существующих концепций и авторских методик, как правило, ориентированы на небольшие временные отрезки (3-4 года, 5-7 лет, младший школьный возраст), то есть ограничиваются рамками образовательных учреждений разного типа. Подобное «возрастное» дробление приводит к необходимости специальных усилий, направленных на осуществление преемственности музыкального развития ребенка.

В преодолении названных негативных тенденций особую значимость приобретают музыкально-сценические произведения, написанные для детей. Видную роль в процессе формирования интегрированных принципов творческого музыкального развития детей сыграли композиторы - зарубежные (Б. Бриттен, К. Орф, 3. Кодай, П. Хиндемит) и отечественные (Ц. Кюи, А. Гречанинов, М. Красев, М. Коваль, Д. Кабалевский, М. Мин-ков и др.). В последние десятилетия появляется множество новых музыкально-сценических произведений, которые, являясь материалом, доступ-

5 ным и увлекательным для восприятия современными детьми, могут поднять на новый уровень их творческое развитие. Именно в этих произведениях ребенок способен проявить, реализовать себя в разных видах творческой деятельности. Пение, пластика, актёрское мастерство, разработка художественного решения спектакля - все это компоненты, без которых невозможно обойтись в работе над сценическими произведениями.

Изучение и исполнение музыкально-сценических произведений в рамках той или иной методической системы побуждает детей разного возраста к творческой активности и может привести к самостоятельному созданию ими музыкального спектакля в качестве суммирующего результата различных видов деятельности. Однако методы целостного освоения музыкально-сценического произведения и его постановки с детьми не разработаны. И этот огромный пласт музыкального искусства - детские оперы, мюзиклы, оперетты, музыкальные сказки недостаточно используется в педагогической практике.

Вышесказанное выявило противоречия между потребностью музыкальной практики в непрерывном творческом развитии детей и отсутствием адекватных методов и приемов этого процесса, а также между имеющимся пластом музыкально-сценических произведений для детей и их невостребованностью в практике музыкального образования.

Данные противоречия определили проблему исследования - необходимость создания методики музыкально-творческого развития детей 3-10 лет на основе активного введения в содержание музыкального образования произведений музыкально-сценических жанров. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей».

Объект исследования - музыкальное воспитание дошкольников и младших школьников.

Предмет исследования - процесс творческого развития дошкольников и младших школьников при освоении музыкально-сценических произведений для детей.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить пути музыкально-творческого развития ребёнка в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей.

Задачи исследования:

  1. Выявить педагогический потенциал музыкально-сценических произведений для творческого развития детей.

  2. Разработать теоретико-методические позиции освоения дошкольниками и младшими школьниками музыкально-сценических произведений.

  3. Определить критерии музыкально-творческого развития детей 3-10 лет и экспериментально проверить эффективность предлагаемых путей освоения музыкально-сценических произведений.

Гипотеза исследования. Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей будет осуществляться наиболее эффективно, если:

будут разработаны принципы и методы, обеспечивающие единство процессуальной и результативной сторон музыкально-творческого процесса с учетом особенностей детей на разных этапах взросления;

в организации музыкальных занятий возрастет удельный вес игр-импровизаций, основанных на взаимодействии идей организационно-деятельностной игры и принципа триединства творчества композитора-исполнителя-слушателя;

творчество ребенка будет носить интегративный характер, адекватный синтетической природе музыкально-сценических жанров, и опираться на закономерности драматургии параллельно осваиваемых музыкальных произведений.

Методологической основой исследования являются теории деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин), концепции психологии художественных способностей и творчества (Л.С. Выготский, В.Т, Кудрявцев, А.Г. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новляиская), идеи художественно-эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, 3. Кодай, К. Орф, Б.Л. Яворский).

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической, психолого-педагогической, философско-эстетической, музыковедческой литературы; анализ музыкального материала; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; диагностирование; статистическая обработка данных; анализ и обобщение полученных результатов.

Научная новизна исследования.

Теоретически обоснованы и экспериментально проверены пути музыкально-творческого развития ребёнка в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей.

Выявлен педагогический потенциал музыкально-сценических произведений для творческого развития детей.

Впервые" определена стратегия творческого развития детей от 3 до 10 лет, основанная на дифференциации и интеграции разных видов музыкально-театральной деятельности и установлении творческого диалога между ребенком-композитором и профессиональным композитором в процессе освоения и создания музыкально-сценического произведения.

Разработаны принципы и методы, обеспечивающие единство процессуальной и результативной сторон музыкально-творческого процесса с учетом особенностей детей на разных этапах взросления.

Теоретическая значимость исследования.

Построена система принципов творческого развития детей на основе идей организационно-деятельностной игры: принцип комплексности, предполагающий включение ребенка в разные виды деятельности; прин-

8 дип увлеченности, ориентирующий на импровизационный характер деятельности; принцип продуктивности, направленный на создание условий для самостоятельных открытий ребенка.

Разработаны три группы методов, обусловленные различными типами игр-импровизаций: вокально-инструментальные (методы выбора, речевого интонирования, импровизации на текст, свободный импровизатор, ритмическая импровизация); музыкально-пластические (методы вокально-пластического интонирования, пластической импровизации, «живых картин» и др.) и актёрские (методы озвучивания сказочных персонажей, пластической драматизации, «актёр сказочного театра» и др.). Данные методы направлены на освоение ребенком мира музыкального театра в единстве жизненного и художественного опыта в опоре на закономерности драматургии параллельно осваиваемых музыкальных произведений в процессе многопозициониого общения с искусством.

Определены критерии динамики творческого развития дошкольников и младших школьников (оригинальность образов, гибкость в творческих проявлениях, разработанность идей), характеризующие импровизационную деятельность ребенка в процессе освоения, сочинения и постановки музыкально-сценического произведения.

Практическая значимость. Разработанная методика вызывает интерес и поддерживает творческую активность детей благодаря интеграции видов эстетической деятельности в триединстве творчества композитора -исполнителя - слушателя, что даёт возможность ребёнку проявить личную заинтересованность и реализовать свой творческий потенциал. Благодаря совмещению учебного процесса с ведением концертной деятельности ребёнок имеет возможность не только закрепить полученные знания, продемонстрировать весь комплекс умений, но и почувствовать собственную значимость, публично представляя плоды творческой деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в широкой практике дополнительного образования в дошкольных учреждениях, в детских

музыкальных школах и общеобразовательных учреждениях, а также в преподавании методики музыкального образования при подготовке и переподготовке учителей музыки, воспитателей ДОУ, педагогов-музыкантов в средних и высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность обеспечивается методологией исследования; системой методов, адекватных целям, задачам, объекту исследования; педагогической деятельностью и опытно-экспериментальной работой соискателя.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в процессе многолетней педагогической деятельности автора исследования в детской музыкально-театральной студии «Сказка» (народный коллектив) ДК «Стимул» (г.Москва) с детьми и педагогами-музыкантами, посредством применения разработанной системы принципов и методов творческого развития детей, обсуждений процесса и результатов исследования в ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, ГУ «ИХО РАО», а также в докладах на научно-практических конференциях: «Творчество Отечественных композиторов XX века» (Москва, ГМПИ, 2001), «Проблемы оперного творчества московских композиторов» (Москва, Дом композиторов, 2002) и выступлениях на фестивалях и конкурсах: фестиваль-конкурс «От сердца к сердцу» (2003, I место), городской конкурс «Таланты нашего двора» (2005, «Гран-При»), телеконкурс «Песенка года-2006 (дважды лауреаты), Всероссийский фестиваль «Синеокая Анапа» (2006, III место) и др.

Экспериментальной базой исследования являлась Детская музыкально-театральная студия «Сказка» (народный коллектив) ДК «Стимул» (г. Москва), в которой автор (на протяжении 13-ти лет) работает в качестве педагога-руководителя, и лингвистическая школа «Промо-М». Экспериментом было охвачено 1200 учащихся от 3 до 10 лет.

Этапы исследования:

1. Подготовительный этап (1993 -1998) - анализ музыковедческой и

научно-педагогической литературы по проблеме исследования; опытно-поисковая работа; разработка концепции исследования.

  1. Основной этап (1998 - 2004) - педагогический эксперимент, направленный на музыкально-творческое развитие дошкольников и младших школьников. Проведение контрольных срезов, обработка результатов.

  2. Заключительный этап (2004 - 2006) - обобщение результатов экспериментальной работы, обработка данных, проверка, уточнение отдельных теоретических и методических положений исследований.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Внедрение в педагогическую практику музыкально-сценических произведений для детей является мощным стимулом творческого развития дошкольников и младших школьников. Освоение музыкально-сценического произведения расширяет палитру творческой деятельности ребенка, поскольку триединство собственно музыкального творчества (композитор-исполнитель-слушатель) совмещается и взаимодействует с формами творчества, характерными для театральной деятельности (режиссер, литератор, хореограф, актер, художник и др.).

  2. Стратегию творческого развития детей от 3 до 10 лет определяют идеи организационно-деятельностной игры, которые реализуются через систему методических принципов: принципа комплексности, предполагающего включение ребенка в разные виды деятельности, что обеспечивает многогранность развития; принципа увлеченности, побуждающего ребёнка к активной креативной деятельности и определяющего ее импровизационный характер; принципа продуктивности, ориентирующего на «конечный результат» и способствующего созданию условий для самостоятельных открытий, творчества и созидания.

  3. Эффективность творческого развития дошкольников и младших школьников обеспечивается применением разработанных в исследовании трех групп методов, обусловленных динамикой развития импровизационной деятельности ребенка: методов «вокально-пластического интонирова-

ния», «музыкально-пластической импровизации», а также «музыкально-сценического воплощения».

4. Критериями динамики творческого развития дошкольников и младших школьников, характеризующими импровизационную деятельность ребенка в процессе освоения, сочинения и постановки музыкально-сценического произведения, являются оригинальность образов, гибкость в творческих проявлениях, разработанность идей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения (таблица детских музыкально-сценических произведений отечественных композиторов, нотные примеры, фотографии).

Психолого-педагогический подход к проблеме музыкально-творческого развития детей

Формирование творческой личности - одна из глобальных задач педагогики. Именно творческие личности влияют на ход истории, развитие прогресса, создают ценности эпохи - то, что становится достоянием человечества. «Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим своё настоящее» [36, с.9]. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. «Суть творчества- в динамике преобразования» [98, с.159].

Творческая фантазия необходима в каждой области человеческой деятельности. Творческое развитие - необходимое условие для дальнейшей жизнедеятельности человека, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса, а, следовательно, отсутствие творческого развития ведёт к деградации в жизни общества и человечества в целом.

Как известно, категория творчества многоаспектна, она издавна разрабатывается в различных областях науки: в философии, рассматривающей суть, смысл творческого созидания; в психологии, исследующей психологические составляющие процесса; в педагогике, первоочередная задача которой - подготовка творчески мыслящих людей во всех областях жизнедеятельности человека.

Впервые наиболее фундаментально теорию творчества разработал Платон. По его мнению, способность к творчеству человек приобретает лишь в тот момент, когда «сделается вдохновенным и не будет в нем рассудка». Платоном было замечено особое воздействие искусства, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Ученик Платона Аристотель также занимался анализом философской сущности творчества. Под творчеством он понимал сам процесс создания произведения искусства. В его учении «творчество» рассматривается как инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, независящего от самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека.

В средневековье, как и в античности, творчество выступает как нечто вторичное, подчинённое божественному порядку. О творчестве человека речь шла лишь в связи с историей, историческими событиями. В эпоху Возрождения больше внимания стали уделять творческому потенциалу человека, самому процессу творчества и личности художника. Э. Кант в XVIII в. занимался анализом творческой деятельности в учении о продуктивной способности воображения - единстве сознательной и бессознательной деятельностей. По мнению Э. Канта, человек творит бессознательно, в состоянии наития, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный (бессознательный) процесс протекает в субъективности человека и связан с его свободой. Г. Гегель понимал творчество с позиции индивидуального чувственного опыта - прекрасное есть чувственное явление идеи. В философии Ф. В. Шеллинга творчество, а в первую очередь творчество художника и философа, - это высшая форма человеческой деятельности. Через творчество человек соприкасается с Абсолютом.

В идеалистической философии конца XIX - начала XX вв. творчество противопоставляется механически-технической деятельности. Наиболее развернутая концепция творчества дана Анри Бергсоном в «философии жизни». С его точки зрения, «творчество» - это непрерывное рождение нового, составляющее сущность жизни. Оно представляет собой нечто объективно совершающееся. В природе - это процессы рождения, роста, созревания, а в сознании - возникновение новых образов и переживаний. Таким образом, творчество противопоставлено субъективной деятельности конструирования, лишь изменяющей старое. Философы-экзистенциалисты творчество понимали как экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, земного мира. Экзистенциалисты (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.) внесли существенный вклад в концепцию формирования творческого потенциала и самореализации личности.

class2 ПУТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ И

СОЗДАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ class2

Методы творческого развития дошкольников

Формирование творческой личности - одна из глобальных задач педагогики. Именно творческие личности влияют на ход истории, развитие прогресса, создают ценности эпохи - то, что становится достоянием человечества. «Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим своё настоящее» [36, с.9]. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. «Суть творчества- в динамике преобразования» [98, с.159].

Творческая фантазия необходима в каждой области человеческой деятельности. Творческое развитие - необходимое условие для дальнейшей жизнедеятельности человека, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса, а, следовательно, отсутствие творческого развития ведёт к деградации в жизни общества и человечества в целом.

Как известно, категория творчества многоаспектна, она издавна разрабатывается в различных областях науки: в философии, рассматривающей суть, смысл творческого созидания; в психологии, исследующей психологические составляющие процесса; в педагогике, первоочередная задача которой - подготовка творчески мыслящих людей во всех областях жизнедеятельности человека.

Впервые наиболее фундаментально теорию творчества разработал Платон. По его мнению, способность к творчеству человек приобретает лишь в тот момент, когда «сделается вдохновенным и не будет в нем рассудка». Платоном было замечено особое воздействие искусства, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Ученик Платона Аристотель также занимался анализом философской сущности творчества. Под творчеством он понимал сам процесс создания произведения искусства. В его учении «творчество» рассматривается как инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, независящего от самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека.

В средневековье, как и в античности, творчество выступает как нечто вторичное, подчинённое божественному порядку. О творчестве человека речь шла лишь в связи с историей, историческими событиями. В эпоху Возрождения больше внимания стали уделять творческому потенциалу человека, самому процессу творчества и личности художника. Э. Кант в XVIII в. занимался анализом творческой деятельности в учении о продуктивной способности воображения - единстве сознательной и бессознательной деятельностей. По мнению Э. Канта, человек творит бессознательно, в состоянии наития, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный (бессознательный) процесс протекает в субъективности человека и связан с его свободой. Г. Гегель понимал творчество с позиции индивидуального чувственного опыта - прекрасное есть чувственное явление идеи. В философии Ф. В. Шеллинга творчество, а в первую очередь творчество художника и философа, - это высшая форма человеческой деятельности. Через творчество человек соприкасается с Абсолютом.

В идеалистической философии конца XIX - начала XX вв. творчество противопоставляется механически-технической деятельности. Наиболее развернутая концепция творчества дана Анри Бергсоном в «философии жизни». С его точки зрения, «творчество» - это непрерывное рождение нового, составляющее сущность жизни. Оно представляет собой нечто объективно совершающееся. В природе - это процессы рождения, роста, созревания, а в сознании - возникновение новых образов и переживаний. Таким образом, творчество противопоставлено субъективной деятельности конструирования, лишь изменяющей старое. Философы-экзистенциалисты творчество понимали как экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, земного мира. Экзистенциалисты (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.) внесли существенный вклад в концепцию формирования творческого потенциала и самореализации личности.

Методика создания и постановки музыкально-сценического произведения с детьми младшего школьного возраста

Основным организующим принципом формирующего эксперимента с младшими школьниками является организационно-деятельностная игра. Каждый ребёнок пробует себя в разных ролях, познает процесс создания музыкального спектакля с разных позиций. На уроках происходит разбор детских сценических произведений, сочинение музыкального спектакля с последующей его постановкой силами самих ребят под руководством педагогов. Параллельно ведется работа над актёрским мастерством, осваиваются и разные виды танца (классическая хореография, бальный танец, джаз-модерн, характерный танец). Спектакль - это и яркое художественное событие, и своеобразное обобщение творческого опыта детей, приобретенных ими знаний и умений. Немаловажным звеном в его подготовке является посещение профессиональных музыкальных театров, спектакли которых становятся предметом аналитической работы, обсуждений, мощным стимулом в повышении творческой активности каждого ребёнка, служат образцами для подражания в собственных постановках.

Принцип интеграции видов деятельности в младшем школьном возрасте сохраняется: движение «сосуществует» с музыкой в неразрывной связи, на занятиях царят различные виды импровизации. За счёт общего увеличения времени на занятиях проводилась более детальная аналитическая проработка произведений композиторов, полученные навыки более детально закреплялись в импровизациях учащихся, разбирались просмотренные спектакли (в профессиональных театрах), с точки зрения работы драматурга, сценариста, режиссёра, хореографа, художника-оформителя.

Для стимулирования творческой активности, обобщения и закрепления пройденного необходима концертная деятельность детей. Дети, выступающие на сцене, отличаются от сверстников уверенностью в поведении, в жизни, быстрой адаптацией к любым условиям и ситуациям, быстротой принятия решений, психологической раскрепощённостью и артистизмом. Все вышеперечисленные умения и качества очень помогают в творческой работе ребёнка. Для креативной личности уверенность в себе -одна из главных характеристик.

В процессе работы над музыкальным спектаклем оказалась важна система комплексного подхода, обеспечивающая решение педагогических задач - образовательных, воспитательных и развивающих. Каждое занятие для детей должно быть занятием-открытием. Разбирая образцы композиторского творчества, ребёнок осваивает и «присваивает» новые приёмы и тут же практически закрепляет пройденное на новом уровне. На каждом уроке приобретается аналитический опыт, позволяющий сравнивать различные произведения, вводятся новые понятия с опорой на уже знакомый материал, на ранее усвоенные знания. Сверхзадачей методики является стимулирование учащегося к самостоятельному музицированию, созданию собственного произведения и побуждение к творческому подходу в различных видах деятельности.

Главное в работе с детьми младшего школьного возраста - творческое самовыражение учащихся. Если в дошкольном возрасте учащиеся более нацелены на исполнение произведений профессиональных композиторов, (творчество по образцу - следование за педагогом), то в младшем школьном возрасте все виды деятельности в нашей работе ориентированы в большей степени на импровизацию и сочинительство. Продолжается накопление творческого опыта в различных областях, которые затрагивались ранее в работе с дошкольниками: вокальное исполнительство, пластика, хореография, актёрское мастерство, музыкальная литература.

Большое значение имеет отбор репертуара - произведений, анализируемых и исполняемых на занятиях. Они не только воспитывают вкус у детей и формируют музыкальные приоритеты в дальнейшей жизни, но и играют важную роль в создании собственного «интонационного словаря», понимании выразительных особенностей различных жанров и форм музы 106 ки, типов драматургии, в использовании различных составов исполнителей и др. Все это становится действенной основой для детских импровизаций, сочинений, дает возможность каждому ребёнку пройти путь от фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через музыкальные произведения современных композиторов, вплоть до создания законченного музыкально-сценического произведения. Именно этим объясняется разнообразие музыкальных произведений, которые осваиваются детьми в эти годы.

Похожие диссертации на Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей