Введение к работе
Актуальность исследования. Творческое формирование и развитие личности обусловлено общими тенденциями духовного преобразования России, которые предполагают переосмысление современного состояния профессиональной и любительской подготовки учащихся разновозрастных групп, определение наиболее перспективных направлений развития всей культуры России в целом и музыкальной – в частности.
В государственной «Концепции модернизации образования на период до 2010 года» определяется основная задача российской образовательной политики – «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Реформирование современного общества невозможно без его духовного обновления. В эпоху преобразований главная роль отводится человеку с его убеждениями, способностями творчески мыслить, готовностью к реализации глобальных перемен в обществе.
В современном обществе по-новому должна решаться проблема подготовки детей к жизни в условиях перемен в педагогике, культуре, искусстве. Назрела необходимость в передаче подрастающему поколению сохранившихся в течении веков ценностей традиционных народных культур. Соотношение традиционного и инновационного ставит перед педагогами школ, руководителями кружков и любительских объединений новые задачи по творческому освоению традиционных культур, в российском обществе, – русской культуры.
Разрыв между образованием и культурой в России на протяжении десятилетий негативно сказался на эстетическом воспитании, развитии детей. Нарушение единства образовательного и социокультурного процессов негативно отразилось на общих тенденциях воспитания детей, подростков, юношества, введения их в художественную жизнь, в художественную культуру.
Современные дети – те, кому суждено жить и работать в XXI веке, получают много информации благодаря телевидению, радио и компьютерам. Вместе с тем для них характерны такие негативные качества, как потеря усидчивости, ухудшение восприятия. В тревоге философы, педагоги, люди искусства: современный ребенок растет многознающим, но участвуют ли знания в развитии его интеллекта, в преобразовании его духовного мира, творческого потенциала? Все это требует изменения традиционных педагогических методов для реализации всех, в том числе творческих, способностей ребенка, поскольку именно в детские годы складываются основные качества личности. В детском саду и школе формируются первоначальные навыки для дальнейшего развития индивидуальных качеств и свойств, в том числе – творческих способностей и эстетических идеалов личности.
Без решения теоретических и практических проблем формирования активной творческой личности, в том числе и детского населения страны, нельзя говорить о духовном возрождении общества.
Трудности педагогического процесса происходят не столько от слабого развития детского интеллекта, сколько из нашего неумения к нему подойти, несовершенства и архаичности методов обучения и воспитания.
В педагогике важным моментом выступают: учет реально существующих в сознании социальных установок и формирование новых, творческих черт личности, которые выражают отношение к социальным, политическим и экономическим изменениям в общественной жизни. До сих пор дискутируется вопрос о том, как формировать идеалы, убеждения, эстетические чувства социально ориентированной личности.
Необходимость данного исследования вызвана тем, что музыковедческий, а также психолого-педагогический подходы к проблеме творчества и творческого развития личности еще не заняли достойного места в отечественной науке.
До сих пор не решена проблема творчества и как ее проекция – творческого развития способностей и одаренности личности начиная с детского возраста. Ученые до сих пор считают, что проблема творчества – дело будущих поколений. Вместе с тем, решение глобальных социальных проблем будет зависеть от того, какой тип человека будет сформирован обществом, каким будет уровень его индивидуального сознания, наличие или отсутствие толерантности, степень информированности, творческости и включенности в социальную жизнь.
Перенос акцента на творческое развитие в общественном сознании сказывается на необходимости изменения требований к педагогическому образованию, воспитанию, развитию с дошкольного возраста. Отсюда одна из задач образовательно-воспитательного процесса – смена педагогической парадигмы, когда вместо идеализированного догматического мышления возникает необходимость развивать гуманистическое, творческое мышление детей. Для гуманистического подхода важным в педагогике является поиск инновационных форм педагогического опыта, ведущего к развитию новых индивидуальных качеств и изменению самого качества сознания. В современную эпоху важный аспект теории познания состоит в том, чтобы выработать творческий нетривиальный характер приобретения знаний, умений, навыков как отдельной личностью, так и учебным коллективом в целом. Педагогика творческой ориентации включает педагогическое воздействие на субъект для освоения необходимого учебного материала. При этом обучаемый из ранга объекта воспитания, развития переводится в ранг субъекта творчества, а учебный материал (в нашем случае – музыкальный) из ранга предмета освоения переводится в ранг достижения определенной созидательности цели.
Для подготовки творческой личности необходима инновационная дидактика, трактующая процесс обучения как процесс творческого познания, протекающий в самом обучении, воспитании.
Вопрос о способности к творчеству чрезвычайно сложен. В современной науке пока что нет единого определения творчества. Слово «творчество» применяется почти к любому виду деятельности.
Вместе с тем, в истории науки неоднократно предпринимались попытки выявить особые черты творческих людей путем изучения их биографий, истории детских лет, семейных отношений и т.д. До сих пор дискутируется вопрос о том, что относится к природным задаткам и что приобретено индивидом в процессе обучения, воспитания. Так, склонность человека к интуитивному мышлению ученые относят к природному началу, а способность к быстрому восприятию и формированию четких понятий – к приобретенным в процессе обучения.
В связи с изложенным возникает актуальная педагогическая задача нашего исследования – изменить сущность музыкально-творческого мышления учащихся. Для этого необходимо разработать научную концепцию и авторскую модель музыкальной одаренности личности.
Научно обоснованная концепция развития творческой личности средствами музыкального фольклора содержит: положения о сущности, содержании, структуре, методах организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также о законах, принципах, исторических этапах формирования и развития этого феномена.
На научно-теоретическую разработку и экспериментальное внедрение концепции направлено наше исследование. Без решения теоретических и практических проблем развития музыкально-творческой культуры детского населения страны нельзя говорить о духовном возрождении общества.
Проблема диссертационного исследования заключается: в разработке научной концепции музыкального обучения, развития детей в России; в теоретическом и экспериментальном обосновании путей совершенствования творческого развития средствами музыкального фольклора; в разработке авторской модели; в обосновании инновационной методики совершенствования творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, в преодолении сложившихся в настоящее время недостатков и противоречий:
между целями подготовки и реальным содержанием учебного процесса. Выпускники ДМШ, ВМШ, классов дополнительного образования при домах, дворцах культуры, музыкальных классов не получают в полной мере практических умений, особенно творческих навыков, имеющих свою специфику (умение сочинять, подбирать по слуху, импровизировать как в одноголосной, так и многоголосной фактуре);
между досуговой (любительской) формой музицирования и слабым учетом данной специфики в подготовке выпускников начального и среднего звена;
между развивающимися в условиях демократизации духовной жизни общества новыми явлениями в любительской сфере музицирования молодежи, динамичными формами развития его различных форм и инертностью и консервативностью музыкальной подготовки, а также:
в отсутствии мотивационной психолого-педагогической установки продолжения обучения в средних и высших специальных учреждениях;
в недостаточном использовании богатейших художественных возможностей фольклора, позволяющем соединить в себе пение, танец, драматургию народной песни в воспитании ребенка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста;
в недостаточном отражении в содержании учебного процесса специфики национальных видов и форм художественного творчества и применении интенсивно-проблемно-творческого характера обучения, воспитания, развития детей.
Новый инновационный, творческий подход к обучению, воспитанию подрастающего поколения позволит наиболее полно развить имеющиеся природные задатки.
Научно обоснованное разрешение названных недостатков и противоречий привело к созданию авторской концепции музыкального воспитания детей.
Степень научной разработанности проблемы. В основе диссертации лежит научный анализ комплексных данных целого ряда наук о человеке: философии, истории, эстетики, психологии, педагогики, культурологии, музыкознания, фольклористики.
Идеи о роли всестороннего развития личности и ее самопознания мы находим в трудах философов античного мира – Демокрита, Ликурга, Платона, Аристотеля. «Должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем уме», – читаем у Демокрита в его «Фрагментах о воспитании» (460–370 гг. до н.э.). О роли сферы духовного начала, «об абсолютной идеи» изложено в трудах И. Канта и
Г.-В.-Ф. Гегеля. Изучены и проанализированы также труды выдающихся русских философов: Н. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, В.А. Разумного, В.В. Розанова; историков: Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева.
Философско-эстетическое направление мысли ученых изучалось по трудам Б.М. Неменского, М.А. Кагана, Б.С. Гершунского, П.В. Симонова, А. Швейцера, П.М. Якобсона, А.Н. Сохора.
Значительный вклад в разработку проблемы творчества и творческих способностей, психологии развития личности внесли ученые-психологи, как русские, так и зарубежные: Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, М.П. Блинова, С.Н. Беляева-Экземплярская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская, А.С. Лейтес, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, К. Тейлор, Р. Стернберг, Г.К. Уэллс, З. Фрейд, А. Валлон, В. Вундт, Д.Б. Эльконин, В.П. Эфроимсон.
Я.А. Пономарев признавал, что создание целостной науки о творчестве – дело будущих поколений.
Проблема возрастной психологии, в частности теория одаренности детей, особенно дошкольного возраста, изучались Л.С. Выготским, Ж. Пиаже, А.В. Брушлинским, В.Н. Дружининым, А.Н. Леонтьевым, О.И. Никифоровой, А.М. Матюшкиным, Я.А. Пономаревым и другими.
Согласно взглядам Ж. Пиаже, наиболее действенной силой в развитии является деятельность индивида по отношению к материальному окружению.
В исследованиях отечественных психологов – С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, О.И. Никифоровой рассматривались особенности взаимодействия понятийно-образного обобщения в процессе создания «типизации» в художественном творчестве. П.Я. Гальперин объяснял словестно-понятийное обобщение фактом мгновенного «свертывания умственного действия». С.Л. Рубинштейн выделял три вида образного обобщения, причем «элементарное эмпирическое обобщение», по его мнению, присуще детям, еще не умеющим логически, абстрактно мыслить.
В своих трудах О.И. Никифорова дополняет предыдущих авторов, выделяя особый вид образного обобщения, который имеет место при творческом созидании, образуя типизацию «в чувстве стиля».
В плане изучения творческого процесса была проанализирована теория инвестирования Р. Стернберга (Sternberg R., 1985). Согласно его теории, творчество определяется шестью факторами: интеллектом как способностью; знанием; стилем мышления; индивидуальными чертами; мотивацией; внешней средой.
Теоретики бессознательной работы психики (Гельмгольц (1890), Пуанкаре (1909)) утверждали, что творческий акт – это тайна, одна из мировых загадок. В этой теории помимо чисто мистического смысла творческого акта есть, на наш взгляд, рациональное зерно, которое заключается в понимании «предчувствия» или «предугадования».
Проблемы возрастной психологии, психологии обучения изучались также по трудам психологов Р. Бадлера, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, А.А. Венгера, Р.С. Немова, Б.М. Теплова, А.А. Смирнова, Н.А. Менчинской и других.
Психология возрастного развития обосновывает те качественные и количественные изменения, которые происходят в психике и поведении ребенка при переходе от одной возрастной группы в другую. Так называемые «эволюционные» изменения являются постепенными факторами биологического созревания. Второй фактор «революционного» изменения происходит в момент кризисного периода перехода из одного возраста в другой. Третий фактор – «ситуационный» – связан с социальными условиями жизни ребенка, его развития под влиянием обучения и воспитания.
Первые два фактора необратимы и не нуждаются в подкреплении. Тогда как третий фактор нуждается в закреплении и последующих упражнениях. Специфические особенности имеют разные возрастные категории, отличающиеся уровнем познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, речи и др. Возрастные индивидуальные особенности у детей проявляются в интересах, суждениях, взглядах, мотивах, поведении (Р.С. Немов).
Педагогическая грань исследования опирается на труды выдающихся педагогов – Я.-А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые сформулировали основные позиции теории образовательного процесса гуманистической педагогики. Ученые утверждали идею о том, что в основу формирования творческих качеств подрастающего поколения должны быть положены общечеловеческие ценности, а также свободное национальное воспитание личности. Так, К.Д. Ушинский ратовал за создание национальной школы, опирающейся на элементы общечеловеческой духовной культуры.
Были приняты во внимание положения исследователей-педагогов о разработке теоретических и практических особенностей творческого процесса у детей и взрослых: А.А. Аронова, Г.С. Батищева, В.И. Загвязинского, О.В. Кузьминой, М.Н. Скаткина, В.С. Кузина, В.Г. Кузнецова и других.
Прогнозируя горизонты развития личности в педагогическом отношении, важно выявление и ранняя диагностика одаренности, склонности ребенка для правильного формирования его творческих способностей, интеллекта, идеалов, жизненных ориентиров. На развитие креативности ребенка влияет семейная ситуация (А.А. Аронов).
В трудах ученых-педагогов Ю.Б. Алиева, А.И. Арнольдова, А.Я. Айзенберга, Т.И. Баклановой, О.А. Блоха, В.А. Волобуева, Л.С. Зориловой, Э.И. Петровой, В.П. Подвойского, В.И. Черниченко нашли отражение вопросы духовно-ценностных основ обучения, воспитания, формирования правильных художественных ориентиров, вечных понятий в искусстве и творчестве.
Исторический опыт России свидетельствует о высоком назначении русской культуры в развитии духовных, нравственных идеалов личности (Л.С. Зорилова).
Особое значение для нашего исследования приобретают проблемы музыкальной педагогики и психологии, изложенные в трудах как русских, так и зарубежных ученых: Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Э.Д. Абдуллина, М.П. Блиновой, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Л.А. Баренбойма, Л.В. Благонадежной, О.А. Блоха, А.Б. Брейтбурга, Н.А. Ветлугиной, В.Ф. Жданова, В.И. Закутского, П.И. Зинченко, Д.Б. Кабалевского, И.А. Липского, Л. Маккинон, Н.А. Менчинской, Е.В. Назайкинского, А.Л. Островского, В.Ф. Одоевского, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина и других авторов, которые развивали интонационную теорию музыки, изучали проблемы восприятия, музыкальной памяти и музыкального слуха, связанные с ощущением звуковысотности и эмоциональных переживаний ладовых образований, проблемы психологической избирательности и «стандартизированности» слуха, народности мелоса и другие проблемы.
Роль социальной обусловленности музыкального восприятия и мышления рассматривались в трудах: Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, А.Н. Сохора, А.Л. Гостдинера, Б.С. Мейлиха, А.В. Брушлинского, Л.А. Венгера, С. Раппапорта, Е.О. Назайкинского, М.С. Кагана. Ученые утверждали, что каждая эпоха имеет свой музыкальный «интонационный словарь». Исследовались различные формы музыкального языка у разных народов, обусловленные сложившимися социальными условиями жизни.
При единстве законов акустики, физиологии и психологии объяснить многообразие музыкальной речи разных наций и народностей можно только различием общественно–музыкальной практики. Народы, у которых присутствует хоровое пение, охватывающее многие регистры, развивали активнее многоголосие. Те же народы, которые не имели хорового пения, развивали монодию, богатейшую в мелодическом и ритмическом отношении.
Ученые утверждают, что наибольшую способность понимать и переживать музыку разных жанров, обнаруживают обычно те, кто с детства окружен ею, участвует в бытовом музицировании, любительском исполнении и слушании музыки (А.Н. Сохор). Вместе с тем ученые признают, что понятие «музыкальное мышление» не получило статуса научного термина.
Были использованы исследования музыкального обучения, воспитания и развития в трудах: Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, М.С. Кагана, И.Т. Назарова, Л.А. Мазеля, А.Л. Островского, Ю.Н. Рагса, Л. Стоковского, Б.Л. Яворского, Ю.Н. Тюлина, В.Ф. Одоевского и других, особенно положения о необходимости комплексного подхода к изучению художественного (в частности – музыкального) творчества, целенаправленного характера обучения, воспитания в противовес «спонтанному» развитию ребенка – теории, существующей в США и некоторых странах Запада. Была подчеркнута важность дифференцированного подхода – учета возрастных и индивидуальных способностей воспитуемого, выработки эстетических установок, критериев оценки звучащей музыки.
Не менее важное значение для диссертанта имело обращение к трудам ученых-фольклористов, а также собирателей фольклора. Особое внимание было уделено трудам: В.П. Аникина, А.А. Банина, П.Г. Богатырева, Е.В. Гиппиуса, В.Е. Гусева, И. Дубовского, И.И. Земцовского, О.И. Капицы, А.Д. Кастальского, Л.В. Кула-ковского, А.А. Луканина, М.Н. Мельникова, А.С. Каргина, А. Рудневой, Т.В. Поповой, Е.И. Максимова, Л.В. Шаминой и других.
Было установлено воспитательное значение музыкального фольклора и народной педагогики в привитии детям и подросткам чувства национальной гордости, патриотизма, толерантности. Фольклор, в частности – музыкальный, открывает новые возможности, пока еще мало используемые для творческого развития детей, подростков и молодежи в целом. Фольклор является альтернативой массовому увлечению молодежи поп-музыкой, всевозможными современными западными, порой малохудожественными музыкальными влияниями, заполонившими эфир.
Среди докторских диссертаций, защитившихся в последние годы, проблемы художественного творчества рассматривались в трудах В.Г. Антонюк, Н.К. Баклановой, О.А. Блоха, Д.К. Бусурашвили, В.А. Волобуева, Л.И. Гурье, Л.Н. Евменовой, В.Д. Иванова, Э.П. Костиной, В.Г. Кузнецова, И.Ф. Исаева, В.В. Карпова, М.И. Мухина, И.Ф. Плетневой, К.Д. Рабина, Г.П. Стулова, Н.В. Сергеева, А.И. Щербаковой, О.Ф. Шульпакова, а также в музыковедческих работах Н.И. Ефимовой, Н.П. Карыхаловой, А.Г. Костюхина, П.П. Сладкова, Е.Н. Селезневой (философская работа). В них раскрываются проблемы гуманизации обучения, воспитания, художественного образования, формирования духовных идеалов личности, проблемы педагогики сотрудничества, развития творческих начал в личности. Так, в работе В.Г. Кузнецова нашли отражение идеи творческого развития студентов – будущих профессионалов эстрадно-джазового направления при обучении их в вузах культуры и искусств; в докторской диссертации Н.И. Ефимовой – проблемы раннехристианского стиля монодии как прародительницы всего европейского мелодизма.
Интерес представляет также докторская диссертация Е.Н. Селезневой по философии культуры. Автор утверждает, что преемственность социокультурного опыта от старших поколений к младшим осуществляется не так, как это было в старые времена – путем упорядоченной передачи устоявшегося набора «образцов высокой культуры», а в постмодернистской парадигме, которая допускает смещение стилей, создание новых ценностных конструкций. Рассматривается важнейший аспект культурного наследия как составляющей образовательно-просветительского процесса. Наследие культуры никогда не повторяется, как и набор «аутентичных артефактов», но это всегда трансформация традиционных и вновь создаваемых объектов культуры.
В докторской музыковедческой диссертации П.П. Сладкова рассматривается проблема истории развития классического сольфеджио как предмета, направленного на формирование музыкальных способностей в профессиональном обучении.
В докторской педагогической диссертации Э.П. Костиной рассматриваются технологические особенности музыкального образования в дошкольных учреждениях.
Несмотря на обширность и научную ценность опубликованных трудов, в том числе – докторских диссертаций, следует отметить, что проблема творческого развития, в частности музыкально творческого развития детей, еще недостаточно изучена. Сегодня педагогика поставлена в новые условия, которые предполагают обновление научно-исследовательских программ для решения проблемных ситуаций в каждой конкретной сфере культурной деятельности.
Таким образом, проблема нашего исследования представляется весьма актуальной в трансформирующемся обществе. Следовательно, научный анализ исторического опыта как отечественных, так и зарубежных исследователей, а также собственные многолетние исследования помогут синтезировать целостное научное представление о сущности, специфике, структуре модели творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в динамике средствами музыкального фольклора, что до сих пор остается вне поля зрения исследователей. Все вышеупомянутое позволяет нам сформулировать цель исследования.
Цель нашего диссертационного исследования определяется в соответствии с наличием в музыкально-педагогической науке и практике ряда проблем.
Нет конкретного определения понятия «музыкально-творческое развитие» как педагогической системы. Часто понятие «творчество» применяется к репродуктивным формам исполнительской деятельности, тогда как творчество предполагает продуктивный характер учебно-воспитательного процесса. Нет содержания и конкретной структуры модели музыкально-творческого развития личности, не проанализированы в новых социально-экономических условиях основные направления перестройки стратегии и тактика музыкально-образовательного процесса. Не раскрыта эволюция музыкально-творческого развития детей в органической связи с историческим, философским и педагогическим направлениями различных эпох. Не обоснована взаимосвязь и взаимовлияние различных художественных направлений в образовательной деятельности школ, дошкольных и внешкольных учреждений с позитивных позиций и ценностных духовных ориентаций.
Диссертант надеется, что научный анализ, систематизация, сравнение и интерпретация накопленного зарубежной и отечественной наукой и практикой материала позволит синтезировать целостное, систематическое представление о сущности, специфике и структуре музыкально-творческого образования, проследить его генезис, проанализировать эволюцию развития. Все это позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки теоретико-методологических и методических основ творческого развития детей средствами музыкального фольклора, определяющих стратегию и тактику, направленных на систему фундаментального творческого развития личности начиная с детского возраста, во всем богатстве его интеллектуальных, эмоциональных и художественно-продуктивных качеств.
Цель исследования заключается в создании и апробации целостной авторской концепции, направленной на творческое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора в изменившемся образовательном пространстве, имеющей методологические, теоретические и методические основы.
Объект исследования – музыкальное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс творческого развития детей средствами музыкального фольклора.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
-
изучить исторический опыт и современное состояние музыкально-творческого развития детей в России и за рубежом в дошкольных, школьных и внешкольных учебных заведениях; выявить закономерности их эволюционного развития;
-
выявить существующие внутренние противоречия и недостатки, сложившиеся в современной педагогической практике, а также наметить пути их преодоления;
-
раскрыть сущность и содержание «музыкально-творческого развития личности»;
-
разработать и выстроить авторскую модель одаренности личности;
-
выявить психолого-педагогические особенности и внутренние связи целостного творческого процесса;
-
разработать и апробировать в учебном процессе экспериментальную методику музыкально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами фольклора;
-
исследовать типологические индивидуальные особенности, а также новообразования в процессе экспериментальной работы с детьми;
-
дать сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики.
Гипотеза исследования строится на том предположении, что возрастет уровень творческого и общемузыкального развития детей, если:
-
будет внедрена целостная авторская концепция, включающая три уровня:
уровень теоретико-методологического анализа исторического и современного опыта и его обобщения;
уровень эмпирического опыта и практического применения инновационной методики;
экспериментальный уровень внедрения опыта в учебный процесс и сравнительный анализ полученных данных.
-
музыкально-творческое развитие детей будет осуществляться в единстве с эстетическим, общепедагогическим и художественным их становлением;
-
музыкально-творческое развитие детей будет опираться на авторскую модель одаренности личности в триединстве ее компонентов (общего эстетического развития, специально-музыкальных способностей, активных музыкально-творческих способностей личности);
-
в основу современной стратегии и тактики творческого развития личности в процессе обучения ребенка будут положены идеи гуманизма, целостности, системности, непрерывности, исторической преемственности.
-
будет использоваться целостная инновационная система организационно-дидактических условий и методов музыкально-творческого воспитания, развития, которая должна стать активным методом формирования духовной культуры личности, ее эстетического вкуса, национального характера мышления, гуманистических идеалов;
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды философов античного мира – Ликурга, Сократа, Платона, Аристотеля о роли всестороннего развития личности и ее самопознании, труды И. Канта, Г.-В.-Ф. Гегеля о ведущей роли духовного начала в человеке, а также труды отечественных философов и историков – Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, В.А. Разумного, В.В. Розанова, утверждающих идеи гуманизации образования, ценностного подхода к формированию личности, роли культуры в развитии общества, духовности и свободы личности в ее становлении и творческой реализации, ориентации на общечеловеческие ценности, роли самосознания и самосовершенствования личности в процессе ее творческого развития.
Ориентиром служили также гоминистические представления философов о том, что каждая личность неповторима, она нуждается в трепетном к ней отношении. Философская теория «переноса творческих способностей» помогает нам надеется на то, что ребенок, воспитанный творчески в какой-либо сфере деятельности (у нас – музыкальной), перенесет свои творческие способности на другие сферы деятельности в своей будущей практической работе.
Философско-эстетическая грань исследования опиралась на труды Г.-В.-Ф. Гегеля, Б.М. Неменского, А.Н. Сохора, М.С. Кагана, Ф. Калгрена (нем.), А. Швейцера (нем.).
Общенаучная методология ориентирована на целостное рассмотрение проблемы личности человека начиная с детского возраста в контексте его духовных, нравственных, физических и эмоциональных сил как многоаспектного явления, что нашло подтверждение в трудах ведущих ученых-педагогов Я.-А. Коменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Б.С. Гершунского, В.А. Кан-Калика, Ф. Калгрена (нем.), Ж.-Ж. Руссо и др.
Конкретно-научная методология исследования опирается на целый ряд научных положений психологии творчества (Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, Г.С. Батищев, Д.Б. Эльконен, В.П. Эфроимсон), возрастной психологии (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов), психологии музыкальных способностей личности (Б.В. Асафьев, Б.М. Теплов, В.И. Петрушин, С.Н. Беляева-Экземплярская, М.П. Блинова, Е.В. Назайкинский, Г.М. Цыпин и др.), роль эмоций в обучении, воспитании (П.А. Симонов, П.М. Якобсон).
Теория условного и безусловного рефлекса изучалась по трудам И.П. Павлова и А.А. Ухтомского.
Теоретические и практические идеи о ладоинтонационных и метроритмических особенностях славянского фольклора, о роли фольклорной среды и песнетворчества в воспитании подрастающего поколения нашли свое подтверждение в трудах: А.А. Банина, И.Г. Богатырева, Т.Ф. Владышевской, В.Е. Гусева, В.В. Гошовского, Е.В. Гиппус, К.С. Давлатова, И.И. Земцовского, Л.В. Кулаковского, А.Д. Костальского, Е.Э. Линевой, Н.М. Лопатина, Ю.Н. Мельгунова, Е.И. Максимова, М.Н. Мельникова, Г.М. Науменко, В.П. Прокуниной, Т.В. Поповой, А.В. Рудневой, Н.А. Римского-Корсакова, Ф.А. Рубцова, Л.Л. Христиансена, Л.В. Шаминой В.М. Щурова и др.
В процессе диссертационного исследования применялись следующие методы:
-
Теоретические методы:
-
изучения литературных источников, обобщения, сравнительного анализа философских, историко-педагогических, музыковедческих и психологических данных;
-
изучения существующей практики музыкального обучения дошкольников, а также младших и старших школьников в ДМШ, студиях, классах дополнительного образования, детских садах, в общеобразовательных школах;
-
выявления, фиксации и анализа противоречий, сложившихся в детской музыкальной педагогической практике в современных условиях;
-
диалектический метод моделирования – от абстрактного к конкретному, от теории построения модели музыкально одаренной личности к эмпирическому исследованию ее положительной роли в процессе обучения и воспитания;
-
Эмпирические методы:
-
длительного психолого-педагогического эксперимента;
-
включенного наблюдения за развитием индивидуальных уровней отдельных компонентов способностей детей в процессе практической работы;
-
мониторинга динамики развития индивидуальных типологических свойств и способностей испытуемых, а также одаренности детей путем применения теории нейролингвистического программирования (NLP);
-
анкетирования руководителей детских и юношеских музыкальных объединений, а также родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления их позиций по ряду актуальных проблем;
-
метод комплексного развития детей в фольклорной среде с применением синтеза искусств (музыка, хореография, ИЗО, театр), а также статистической и математической обработки результатов исследования;
-
матрицирования и коррелирования полученных эмпирическим путем данных, а также графического отображения результатов длительного психолого-педагогического эксперимента;
-
пропаганды полученных положительных результатов эксперимента путем публикаций, создания авторской школы музыкально-творческого развития детей, издания методических и учебных пособий, программных материалов.
Методика экспериментальной работы. Базы исследования.
Длительный психолого-педагогический многолетний эксперимент проводился в естественных условиях работы самого диссертанта в различных детских учреждениях. Эксперимент проходил в три этапа. Базами исследования явились: Детская музыкальная школа № 16 (СЗАО), Центр детского эстетического воспитания «Золотой петушок» (ЦАО), фольклорная студия «Хоровод» госклуба «Современник» (Строгино), интернат № 40, общеобразовательная школа № 69 Москвы. Кроме того, эксперименты проводились в детской фольклорной студии ГУК ЦПКиО «Сокольники» (рук. – С.К. Тимонина), ДШИ № 11 ЮЗАО (рук. – Н.Ю. Дьяченко) Всего в эксперименте участвовало около тысячи детей разных возрастов. Исследование проводилось с 1987 по 2008 годы.
Этапы исследования
На первом этапе исследования (1987–1993) изучалось состояние проблемы, ее разработанность в трудах философов, педагогов, психологов, музыковедов, фольклористов. Кроме того, диссертант неоднократно посещал уроки выдающихся педагогов с целью наблюдения: уроки музыки Н.А. Ветлугиной, профессора НИИ дошкольного воспитания, в ряде детских садов Москвы, Д.Б. Кабалевского в общеобразовательной школе, Е.В. Давыдовой в детской педпрактике Академии музыки им. Гнесиных и других педагогов. Разрабатывался инструментарий исследования. Намечались общий замысел исследования, цели и задачи, инструментарий опытной работы с детьми в естественных условиях. Одновременно отрабатывались и совершенствовались инновационные методы музыкально-творческой работы с детьми разных возрастов. Проводился пилотажный этап исследования.
На втором этапе исследования (1993–2003) была разработана теоретическая концепция музыкально-творческого развития личности ребенка, совершенствовались формы и методы творческого развития детей разных возрастов. Одновременно формы и методы исследования подвергались корректировке и уточнению в процессе длительного психолого-педагогического эксперимента в группах детского музыкального развития: в Центре эстетического воспитания «Золотой петушок» ЦАО г. Москвы и других детских учебных заведениях. Были выявлены две группы (или две пары групп) одного возраста – опытные и контрольные. Если в контрольных группах занятия велись традиционным методом, то в опытных – с применением инновационных творческих форм работы. Применялись методы песнетворчества:
– сочинение попевок, тем, песен, мотивов на основе заданных стихотворных текстов или ритмов;
– свободная импровизация тем, мотивов, попевок на заданные стихотворения, импровизация подголосков к народным напевам до образования 2-х и 3-х голосной фактуры.
Применялись творческие методы – «комбинирование» и «типизация» на основе закрепленных в музыкально-слуховом опыте народно-песенных интонаций.
В конце полугодия, года и т.д. сравнивались замеры уровней показателей развития отдельных способностей (слуха, памяти, ритма, воображения) каждого индивида и группы в целом. Данные обрабатывались математически и графически, что позволяло судить об уровне развитости той или иной способности (слуха гармонического, мелодического, полифонического, чувства ритма, воображения, музыкальной памяти) в обеих группах, что свидетельствует об эффективности применяемых методов обучения. Велись наблюдения над развитием уровня способностей детей в контрольных и опытных группах. Фиксировались данные по отдельным индивидуальным уровням всей музыкальной структуры. Опубликованы следующие учебные пособия: «Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио» (гриф Минкультуры РСФСР, М., 1986); «Многоголосие в классах сольфеджио ДМШ» (М., 1992) и другие.
На третьем этапе исследования (2003–2008) продолжалась экспериментальная работа с детьми разных возрастов (помимо дошкольных учреждений в школе № 69, в детской фольклорной студии «Современник» и др.) по внедрению комплексной системы музыкально-творческого воспитания. В результате обобщения данных исследования были уточнены некоторые научно-методические особенности индивидуального развития детей разных возрастов; одновременно шло обобщение результатов исследования, статистический и математический анализ полученных эмпирическим путем данных, графическое отображение результатов многолетнего эксперимента. Причем данные замеров отрабатывались по каждому исследуемому индивидуально с учетом развития отдельных компонентов способностей (слуха мелодического, гармонического, полифонического, музыкальной памяти, чувства ритма и других способностей).
В процессе семилетнего обучения детей 5–15 лет были получены творческие работы детей-учащихся дошкольных групп (5–6 лет), младших классов (7–10 лет), старших классов (11–15 лет), которые позволили судить об эффективности применяемых инновационных методов работы с детьми экспериментальных групп по сравнению с детьми контрольных групп, где творческие работы проводились не систематически (как в опытных группах), а лишь эпизодически.
Велся учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, уровней развития их отдельных способностей в течение ряда лет работы в естественных условиях. Данные экспериментов разных серий были математически обработаны, проанализированы и подвергнуты графическому отображению. В соответствии с полученными данными коррекции подвергался учебно-воспитательный процесс работы с детьми разных возрастов.
Одновременно шло обобщение, оформление и отражение результатов исследований в программах (программа курса «Сольфеджио» для средних специальных учебных заведений), научно-методических пособиях, учебниках и учебных пособиях:
«Практическое пособие по сольфеджио» с грифом МК СССР, М.: Музыка, 1991, объем 18,0 п.л., в соавт. с Л. Шатиловой. Авторский вклад диссертанта – 14,0 п.л.;
«Сольфеджио XXI века» с грифом МК РФ, М.: Кифара, 1999, объем 19,5 п.л.;
«Школа русского фольклора», ч. I (обучение в младших классах), М.: МГУКИ, 1994 (личный вклад – 5 п.л.);
«Школа русского фольклора», ч. II (обучение в V–VIII классах), М.: МГУКИ, 1999. Объем 13,5, личный вклад – 7,5 п.л.;
За разработку научной темы «Дети. Фольклор. Творчество» (1991–1994) творческий коллектив авторов под руководством диссертанта дважды был награжден грантом МК РФ. По итогам этого исследования были изданы две части «Школы русского фольклора», названные выше.
Творческая лаборатория «Дети. Фольклор. Творчество» в 2002 году возобновила свою работу по новому этапу исследования авторским коллективом преподавателей под руководством диссертанта. Исследование ведется по месту работы диссертанта в МГУКИ с привлечением молодых педагогов из ДМШ, любительских объединений, музыкальных студий, кружков дополнительного образования при общеобразовательных школах.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторской концепции, представленной в совокупности методологических, теоретических и методических положений, определяющих основы научной концепции развития творческой личности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе музыкального обучения, развития:
на основе анализа теоретических трудов, а также существующей практики и собственного опыта работы диссертантом выявлены некоторые новые направления сложного процесса творческого развития детей разных возрастных групп;
разработаны три модели музыкальной одаренности личности («музыкальность»):
общеэстетических свойств личности;
специально музыкальных способностей (некомпенсируемых);
творческих способностей;
дифференцирована модель специально музыкальных способностей, в которой выделен новый компонент – полифонический слух;
уточнено понятие «комплексного» подхода к обучению, воспитанию, заключающееся в единстве и взаимозависимости всех компонентов структуры одаренности и необходимости их формирования в координации, а также с опорой на фольклор (традиционные праздники и обряды);
введено и уточнено понятие «активные музыкальные способности» как способности, сформированные и развивающиеся в активной, самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
выявлены психолого-педагогические условия развития творческой личности в процессе обучения, воспитания:
направленность учебно-воспитательного процесса на продуктивное творчество, его целенаправленность и систематичность; положительная роль интегрированных занятий в системе комплексного развития личности, с опорой на произведения фольклора, импровизационность и сочинительство как активный метод творческого развития детей;
опора творчества на традиционный фольклор как наиболее генетически близкий ребенку.
создана научная школа «Дети. Фольклор. Творчество». Тема разрабатывалась в сотрудничестве преподавателей МГУКИ, педагогов общеобразовательных школ, студий детского творчества. На полученные от Минкультуры РФ гранты по итогам созданы и изданы две части «Школы русского фольклора»: ч. I – М., 1994, ч. II – М., 1999 (в соавторстве);
В течение ряда десятилетий была сформирована авторская научная школа. За разработку «Центра эстетического развития детей» получен диплом НИИ культуры Минкультуры РФ и Академии наук СССР в свете реализации правительственной «Общесоюзной комплексной программы эстетического воспитания населения до 2005 г.». Проект разрабатывался совместно с аспиранткой Коряжкиной Е.А. и внедрен в организацию и методическое обеспечение проекта в детской фольклорной студии «Золотой петушок» (ЦАО г. Москвы).
Теоретическая значимость исследования:
Существенно пополнена теоретическая база музыкальной педагогики и методики детского музыкального обучения, развития. Разработана авторская концепция творческого развития детей средствами музыкального фольклора, которая состоит из интеграции: теоретической модели, концептуально-содержательной модели, а также модели интегрированных занятий на материале фольклора, позволяющего синтезировать четыре вида искусств (музыку, хореографию, ИЗО, театр); раскрыта сущность, специфика, система творческого развития детей 5–13 лет. Выявлены типологические особенности формирования и развития структуры способностей и творческого мышления детей в процессе их обучения, воспитания, развития, раскрыты типологические особенности «одаренных» детей – имеющих не одну, а две (и более) репрезентативные системы восприятия; выявлена структура активных музыкальных способностей, как воспитанных не только в репродуктивной, но главным образом – творческой деятельности; разработана теоретическая модель музыкальной одаренности, которая включает: общеэстетические свойства личности, специально музыкальные и музыкально-творческие способности в комплексе. В структуре специально музыкальных способностей дифференцирована подмодель, в которой выделен новый компонент – полифонический слух; создана и апробирована в длительном психолого-педагогическом эксперименте творческая методика развития детей на занятиях музыкой в ДМШ, ДШИ, студиях и внешкольных учреждениях, включающая как репродуктивную, так и главным образом продуктивную деятельность детей 5–13 лет (импровизацию, сочинение).
Практическая значимость исследования:
Разработаны программы по курсу «Сольфеджио», научно-методические пособия, учебники и учебные пособия, в том числе два учебных пособия с грифом: «Практическое пособие по сольфеджио» (с грифом МК СССР, М.: Музыка, 1991) и «Сольфеджио XXI века» (с грифом МК РФ, М.: Кифара, 1999) и ряд других учебно-методических и научно-методических пособий для педагогов ДМШ, студий детского музыкального воспитания, учителей музыки дополнительного образования, интернатов, домов творчества (всего 45 наименований трудов объемом более чем 144 п.л. публикаций по теме исследования).
экспериментально разработана и апробирована методика творческого развития детей средствами музыкального фольклора разных возрастов (5–13 лет) в длительном психолого-педагогическом эксперименте в естественных условиях работы;
разработаны и изданы на протяжении десятков лет практической работы с детьми и подростками программы, учебники, учебные и научно-методические пособия, статьи, в блоки которых входят как традиционные, так и инновационные методы работы с детьми разных возрастов;
В результате обобщения данных исследования были подготовлены и изданы учебники и учебные пособия, программы, методические рекомендации, статьи. Ниже упомянем некоторые из них.
Положения, идеи, рекомендации исследования внедрены в учебный процесс учебных заведений начального и среднего звена: детской фольклорной студии «Хоровод», детского центра эстетического воспитания «Золотой петушок», школы-интерната № 40, школы искусств «Аккорд» (Новоясенево), музыкальных классов госклуба «Современник», фольклорно-инструментального ансамбля г. Прокофьевска (руководитель – С.Л. Афанасьев), детского фольклорного кружка ГУК г. Москвы ЦПКиО «Сокольники» (К. Тимонина), детской школы искусств № 11 ЮЗАО г. Москвы (руководитель – Н.Ю. Дьяченко).
Разработанные диссертантом теоретические и научно-методические положения, экспериментальная методика, выводы и рекомендации легли в основу спецкурса «Основы методики развития музыкально-творческих способностей учащихся», читаемого в МГУКИ для студентов хоровых и вокальных отделений дневного и заочного отделений (6-й семестр).
Основные идеи исследования нашли свое отображение в выступлениях на семинарах, конференциях, в том числе и международных; в публикациях в журналах («Мама, води меня в “Золотой петушок” каждый день» // Народное творчество. 1993. № 5–6; Сольфеджио XXI века // Музыкальное образование. 1998. № 2; Исторические корни музыкально-творческого развития личности на Руси // Вестник МГУКИ, 2006. № 1. С.44–50; Влияние на психическое развитие ребенка-дошкольника комплексного обучения на материале фольклора // Вестник МГУКИ, 2006. № 2. С.73–79 и другие публикации).
Учебник «Сольфеджио XXI века» с грифом МК РФ (М., 1999) и «Практическое пособие по сольфеджио» с грифом МК СССР (М., 1994) были проданы издательством «Кифара» в учебные заведения России, а также находились в розничной продаже в магазинах Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Кемерово и других городов России. Издана монография «Детское музыкальное творчество» в 2006 г. (10 п.л.).
Достоверность результатов исследования обеспечена: разработкой методологической базы, ее соответствием поставленной проблеме, обоснованностью теоретических и методических подходов к изучению предмета исследования, реализацией поставленных задач как в теоретическом, так практическом и экспериментальном уровнях, убедительностью и доказательностью полученных данных путем их количественного и качественного анализа; обобщения исторического и педагогического опыта, системным применением комплекса различных методов исследования адекватных объекту, задачам, логике построения данной работы, практической значимостью полученных результатов психолого-педагогического эксперимента, обобщением, сопоставлением данных с итогами наблюдений и выводов. Практической значимостью исследования, внедрением инновационной методики в педагогическую практику работы с детьми как самого диссертанта, так и его аспирантов, соискателей, учеников. Созданием учебников, учебных пособий, научной школы: «Дети. Фольклор. Творчество».
Положения, выносимые на защиту:
-
На защиту выносится авторская концепция, которая представляет: совокупность идей об исторических, педагогических и методологических основах творческого развития детей средствами музыкального фольклора:
– музыкально-творческое развитие детей – сложная, взаимосвязанная дидактическая система, включающая комплекс общеэстетического, специально-музыкального и творческого развития ребенка;
– музыкально-творческое развитие ребенка опирается на интеграцию: теоретической модели, концептуально-содержательной модели, а также модели интегрированных занятий на материале фольклора по четырем видам искусства (музыка, живопись, хореография, театр) в педагогической системе учебных занятий различного уровня дошкольного и младшего школьного обучения детей;
– изменения в общественном сознании представлений о духовных ценностях, об идеале человека и целях его воспитания и обучения в России XXI века выявили ряд противоречий и нерешенных проблем, что потребовало от педагогической науки и практики поиска инновационных методик работы с детьми, новых путей, творческих методов развития личности, подготовки ребенка к творческому отношению к жизни;
-
Концепция представляет собой систему теоретико-научных положений о сущности и структуре, формах и методах музыкально-творческого развития ребенка, а также динамической модели в её триединстве: общеэстетического, специально-музыкального и творческого воспитания, развития детей в процессе их роста в динамике от дошкольного до младшего школьного возраста:
– сущность инновационной методики музыкально-творческого развития ребенка состоит во взаимодействии элементов учебно-воспитательного (т.е. репродуктивного) и творческого (т.е. продуктивного) педагогического воздействия. Субъекты педагогического воздействия, цели, содержание и способы осуществления отражают особенности взаимодействия в пространственно-временном контексте (поскольку музыка – временное искусство), включают интегрированные занятия как целостный процесс творческого общения педагога и ребенка, совместную коллективную деятельность детей в фольклорной группе, индивидуальный творческий процесс в виде импровизации, сочинения, включения в общий педагогический процесс;
Высокий уровень творческого и общемузыкального развития детей обеспечивается:
а) наличием природных музыкальных задатков;
б) развитием не просто способностей, а активных творческих способностей, умением импровизировать, активным мышлением, индивидуальной творческой активностью;
– содержание представляет собой систему знаний, умений и навыков, формирования музыкально-слухового опыта, эмоционально-эстетическое отношение к явлениям внешнего мира, постепенное усвоение которого обеспечивает музыкально-творческое развитие ребенка;
– специфика музыкально-творческого развития детей дошкольного и школьного возраста заключается в соединении, сочетании определенного уровня развитой интуиции, импровизационности, элементов артистизма, развитых музыкальных способностей (слуха, памяти, чувства ритма, воображения) при активном включении ребенка в творческо-эмоциональную фольклорную среду.
-
Концепция содержит совокупность теоретических положений о методике музыкально-творческого развития детей в системе управления этим процессом: в дополнительном и школьном образовании (начальная школа, ДМШ, ВМШ, вокально-хоровые студии, классы дополнительного образования);
– организованное музыкально-творческое развитие детей принципиально возможно. Его качественный уровень зависит от правильного понимания возрастных индивидуальных и типологических особенностей детей дошкольного и школьного возраста;
– процесс обучения, музыкально-творческого воспитания и развития детей необходимо базировать не только на классике, но и на национальном фольклоре как наиболее доступном детскому возрасту, генетически заложенном в сознании и памяти ребенка;
– методика музыкально-творческого развития ребенка перспективна, поскольку она направлена на природу творческого взаимодействия педагога и ребенка, опирается на творческий потенциал личности ребенка, на эмоциональную среду субъекта, развивает активные способности;
– условиями эффективности музыкально-творческого развития ребенка являются: готовность педагогического коллектива к творческой деятельности, педагогический оптимизм, развитие педагогической культуры самого учителя, принятие педагогическим коллективом концепции модели интегрированных занятий по четырем видам художественного творчества как цели инновационной деятельности. При этом на основе теоретической модели могут быть разработаны вариативные модели музыкально-творческого развития детей как на базе своего национального фольклора, так и в иных стилях музыкально-творческого развития (национальном, эстрадно-джазовом и т.д.).
-
Многолетние наблюдения и эксперимент по творческому развитию детей разновозрастных групп показал, что:
– сочинение и особенно импровизация (тем, мотивов, ритмических фигур, подголосков и т.д.) сопровождается эмоциональным подъемом (переживанием) и большой активностью работы внутреннего слуха и памяти. Когда ученик импровизирует, например, подголосок к звучащей песне, то он должен внутренним слухом представить себе тот мотив, который в следующий момент он должен спеть вместе с основным напевом. Для этого он вспоминает интонации, сохранившиеся в памяти от предыдущего восприятия многоголосных образцов.
Процесс отбора, сравнения, отбрасывания неподходящих созвучий – все это сложная работа внутреннего слуха и памяти. Законы музыкальной психологии говорят, что возможность и степень развития внутреннего слуха зависит в первую очередь от активности его работы.
– поскольку «Память – это резервуар воображения» (А.Л. Островский), то следовательно, развивая творческое воображение, мы естественно помогаем эффективному развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти, а также общего эстетического уровня учащихся. Этот постулат находит свое подтверждение в экспериментах серии А № 2, показывающих, что в опытных группах через сутки испытуемые вспомнили музыкальный диктант точно только на 67,5%, тогда как мелодию, с которой они работали творчески, – точно на 95%, а свои импровизации подголосков вспомнили абсолютно точно на 100%. Разница в 27% говорит в пользу творческой проработки материала для его долговременного запоминания.
– благодаря внедрению творческих форм работы испытуемые экспериментальных групп развили свой мелодический, гармонический и полифонический слух гораздо лучше, глубже и быстрее, чем испытуемые контрольных групп. В опытных группах дети (к IV–V классу) научились достаточно быстро и легко петь с листа не только одноголосные примеры, но и двух- и трехголосные, в том числе наиболее сложный вид многоголосия – примеры на имитационную и контрастную полифонию. В контрольной группе, согласно программе, дети также освоили многоголосие и двухголосие, однако не смогли достичь беглого пения двухголосия, особенно полифонического вида.
Анализ среза эксперимента серии А № 1 показал, что дети к V классу экспериментальных групп стали гораздо лучше (точнее) записывать музыкальные диктанты (одноголосые), чем в контрольных группах (точность записи в экспериментальных группах – 100%, в контрольных – 87%).
Более глубокое запоминание музыкального материала способствует накоплению «музыкально-слухового опыта» и тем самым влияет на уровень развития внутреннего слуха, долговременной памяти, воображения, национального характера мышления.
5. Опыт работы диссертанта с дошкольниками показал, что воспитание детей средствами фольклора с применением комплексного метода обучения (музыке, ИЗО, хореографии, театральному искусству) способствует эффективному развитию индивидуальных способностей ребенка, а также эстетического восприятия.
Фольклор целесообразно рассматривать, особенно в младшей школе, как незаменимую часть физического, умственного, эстетического воспитания.
В своем исследовании мы применили теорию NLP (нейролингвистического программирования), используя единицы анализа (субмодальности). Удалось установить:
– каждый ребенок имеет индивидуальную ведущую систему репрезентации окружающего мира. Одни ориентируются на то, что видят, другие – что слышат;
– была выделена группа дошкольников, имеющих высокую успешность в ориентации на параметры многих систем. Эти дети попали в группу так называемых «одаренных детей». Полноодаренные дети имеют преимущественное развитие во всех системах, образующих синтензии между собой.
Определение одаренности ребенка имеет не только чисто научно-познавательный интерес, но и педагогический. Родителям детей, одаренных в одной какой-либо системе (аудиальной), был дан педагогический совет возможности обучения данного ребенка в дальнейшем в музыкальной школе.
Дети с превалирующей визуальной системой могут быть рекомендованы для дальнейшего обучения в художественной школе, тогда как кинестетики предрасположены к хореографии.
6. Эмоциональное восприятие фольклора, участие в коллективных творческих формах игры, помещение ребенка в фольклорную среду способствуют формированию чувства коллективизма, толерантности, способности к сопереживанию. Кроме того, фольклор расширяет владение русским языком (вербальные способности, мышление)
Апробация результатов исследования:
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств; прошла предварительную экспертизу и принята к защите диссертационным Советом Д210.010.03 при Московском государственном университете культуры и искусств (22.04.2009 г.).
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в публикациях автора (общее количество – 65 трудов объемом 201,5 п.л., в том числе по теме докторской диссертации – 45 наименований объемом 144,5 п.л., в том числе два учебника с грифом Министерства культуры РФ и СССР, а также 7 статей в журналах, рекомендованных ВАК).
Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию в форме докладов и сообщений на семинарах, конференциях международных, всесоюзных, Всероссийских, межвузовских и внутривузовских как в г. Москве, так и Санкт-Петербургском, Кемеровском государственных университетах культуры и искусств, Восточно-Сибирской, Самарской государственных академиях культуры и искусств, Хабаровском государственном институте искусств и культуры.
Автор диссертации – постоянный член экспертного Совета детского международного фольклорного фестиваля «Московский хоровод», проводимого ежегодно в мае (Строгинская пойма г. Москвы).
Создана научная школа «Дети. Фольклор. Творчество». За разработку темы дважды получены гранты от Минкультуры РФ, на которые изданы две части «Школы русского фольклора» (I часть – М., 1994 г.; II часть – М., 1999 г.).
По заказу НИИ культуры Минкультуры РФ и Академии наук СССР диссертант руководила научным исследованием по теме: «Подготовка и использование кадров руководителей художественной самодеятельности» (1989–90 гг.). Исследование проводилось группой преподавателей МГУКИ в 3 этапа.
За разработку «Центра эстетического воспитания детей» по плану правительственной «Программы эстетического воспитания населения до 2005 года» получен Диплом НИИ культуры Минкультуры РФ и Академии наук СССР (1993 г. совместно с аспиранткой Е.А. Коряжкиной).
Выход результатов авторской научной школы – четыре успешно защитившихся аспиранта по проблемам музыкального воспитания детей, подростков, юношества.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложений.