Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 13
1.1. Историко-культурологическое исследование фольклора как явления народной культуры 13
1.2. Психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с музыкальным фольклором 33
1.3. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре 63
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 83
II. 1. Состояние современной практики по ознакомлению с музыкальным фольклором детей старшего дошкольного возраста 83
11.2. Методика приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре 101
11.3. Содержание, ход и методы опытно-экспериментальной работы по приобщению детей к традиционной народной культуре 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
- Историко-культурологическое исследование фольклора как явления народной культуры
- Состояние современной практики по ознакомлению с музыкальным фольклором детей старшего дошкольного возраста
- Методика приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре
Введение к работе
Актуальность исследования. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными в «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов). Отношение к музыкальному фольклору как культурной ценности устной традиции является определяющей позицией данного исследования.
Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разработана в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, B.C. Соловьева, К.Д. Ушинского и др. Духовное начало народного наследия отмечено Н.А. Бердяевым, B.C. Библером, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Основные категории фольклора, его художественные характеристики исследованы ведущими отечественными фольклористами: В.П. Аникиным, В.Е. Гусевым, Ю.Г. Кругловым, Б.Н. Путиловым, К.В. Чистовым и др. Фольклор как музыка устной традиции представлен в работах Э.Е. Алексеева, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиуса, И.И. Земцовского, A.M. Мехнецова, Е.В. Рудневой и др. Исследования детского фольклора в свете фактов традиционной народной культуры выполнены Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, СМ. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой и др.
Однако, как показал анализ практики приобщения детей к народным традициям, в дошкольном образовании музыкальный фольклор по-прежнему осваивается в формах, привнесенных из профессионального искусства: доминирует концертная направленность обучения, увлеченность сценически эффектным материалом, песни, танцы, игры разучиваются по нотам, предлагаются в обработках и т.д.
Появление данной работы обусловлено необходимостью преодолеть противоречие между общественной потребностью в сохранении и передаче подлинных форм народной культуры и неразработанностью этих вопросов в методике музыкального воспитания дошкольников.
Проблема исследования вытекает из специфики приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами му-зыкального фольклора в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид синкретической художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа
через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах, народный театр.
Цель данного исследования - разработка теории и методики приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора.
Объект исследования - процесс приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре.
Предмет исследования - педагогические условия овладения детьми старшего дошкольного возраста музыкальным фольклором.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что народная музыка как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, если:
1) в педагогическом процессе музыкальный фольклор представлен как эт
нографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и ре
гиональной специфике;
2) овладение детьми фольклором опирается на использование его харак
терных свойств, таких как традиционность, устность, синкретизм, вариатив
ность, коллективность, функциональность;
3) включение ребенка в традиционную народную культуру происходит
посредством специально организованной педагогической деятельности,
содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, му
зыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического
компонентов;
эффективность музыкально-фольклорных занятий с дошкольниками определяется комплексным подходом к освоению музыкального фольклора;
методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;
6) процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации «проживания» фольклора, его социальной востребованности.
Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволили определить задачи исследования:
охарактеризовать музыкальный фольклор как явление народной культуры;
выявить психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с музыкальным фольклором;
определить педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе;
-разработать и апробировать методику приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.
Методологической основой исследования явились: философские идеи о роли народной культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.); положения теории личности и творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, ЯЛ. Пономарев, С.Л. Рубинштейн и др.), ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, музыкального образования, народной художественной культуры (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Г.М. Цыпин, Т.Я. Шпикалова и др.); отдельные положения психологии музыкального восприятия и исполнительства (А.Л. Готсдиннер, Б.М. Теплов и др.); теория развития детей дошкольного возраста средствами народного искусства (Т.В. Антонова, А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, Е.А. Флёрина, Е.В. Харчевникова и др.).
Методы исследования:
теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научно-методических, фольклористических источников по теме исследования, анализ, синтез, обобщение;
эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос, беседа;
экспериментальные методы: эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный);
методы статистической обработки: сравнительный анализ результатов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в государственных образовательных учреждениях гг. Москвы (детские сады №№ 2356, 2282, 2352, 1508, 1089, 681, 407, 406, 375) и Зеленограда (детский сад № 2096), а также в сфере дополнительного образования - дошкольных группах фольклорно-музыкальной студии Московского Городского Дворца Детского (Юношеского) Творчества.
Этапы исследования. I этап - поисковый (1994-2003 гг.) - предусматривал изучение и анализ литературы по теме диссертации; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработку педагогических условий и методов приобщения детей к традиционной народной культуре, выстраивание оптимального содержания, выявление состояния современной практики по ознакомлению детей с музыкальным фольклором.
II этап - обучающий (2003-2005 гг.) - включал в себя проведение форми
рующего и контрольного этапов педагогического эксперимента с целью про
верки на практике разработанного содержания, форм и методов приобщения
детей к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора.
III этап - заключительный (2005-2007 гг.) - обобщались результаты опыт
но-экспериментальной работы, делались выводы, осуществлялось оформление
диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- обосновано значение подлинных видов музыкального фольклора в фор
мировании духовного мира детей старшего дошкольного возраста;
разработаны педагогические условия эффективного приобщения детей к традиционной культуре, представленные в педагогическом процессе взаимосвязью компонентов: духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического; комплексным походом к освоению музыкального фольклора; ознакомлением детей с региональными народными традициями; воссозданием элементов традиционного уклада жизни: атмосферы большой семьи, уютного дома, сотворчества детей и взрослых;
выстроена методика приобщения детей к народной культуре, опирающаяся на традиционный народный опыт;
проанализирован новый этнографический материал Московского региона (на основе фольклорных экспедиций автора) и показаны пути его включения в жизнедеятельность дошкольного учреждения;
предложен диагностический инструментарий и критериальный аппарат, позволяющий судить об уровне приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре.
Теоретическая значимость:
проведенное исследование вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к народной культуре:
разработан и научно обоснован комплексный подход в ознакомлении дошкольников с музыкальным фольклором, который представлен единством художественных систем (словесной, музыкальной, хореографической, драматической), взаимосвязью фольклорного текста и этнографического контекста; междисциплинарной интеграцией;
расширены представления о содержании, формах и методах приобщения детей к народной культуре путем введения специфических для музыкального фольклора составляющих (жанры народной музыки; музыкально-фольклорные занятия, праздники, досуг; подражание, совместные действия, диалог и др.);
- выделены художественно-исполнительские характеристики музыкаль
ного фольклора как музыки устной традиции, доступные детям 5-7 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные содержание, формы и методы ознакомления детей с музыкальным фольклором способствуют совершенствованию процесса приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре.
Материалы исследования могут использоваться музыкальными руководителями и воспитателями дошкольных учреждений, руководителями фольклорных ансамблей, педагогами музыкальных школ и сферы дополнительного образования, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования: положения и выводы диссертации обеспечиваются научной обоснованностью исходных позиций, адекватностью методов исследования поставленным задачам, междисциплинарным характером изучения проблемы, экспериментальным подтверждением гипотезы, качественным и количественным анализом полученного теоретического и практического материала.
Положения, выносимые на защиту:
Музыкальный фольклор в свете проблемы приобщения ребенка к традиционной народной культуре рассматривается как подлинник и характеризуется такими свойствами, как традш(ионность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения); устностъ (специфика организации и передачи фольклорного текста); синкретизм (единство вербального, певческого, танцевального, инструментального, театрально-игрового начал); вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец); коллективность (ансамблевая природа народных песен, коллективное и индивидуальное начало в детском творчестве); функциональность (связь фольклорного текста с жизнью, ситуацией исполнения).
Эффективность педагогического процесса приобщения к традиционной народной культуре зависит от выявленных педагогических условий и предполагает:
организацию педагогического процесса по овладению культурным опытом народа (его духовный, музыкально-фольклорным, познавательным и бы-тийно-практическим компонентами) через ознакомление детей с фольклорными текстами в широких контекстных связях;
комплексный подход к освоению музыкального фольклора, сочетающий фольклористический и педагогический аспекты;
овладение музыкальным фольклором в его региональной специфике;
сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания» фольклора, его социальной востребованности.
3. Методика приобщения выстраивается на основе опыта народной педагогики и предполагает использование традиционных методов (наглядность, игра, подражание, совместные действия: подпевание, подхватывание, пение «за следом» и т.д., диалог, побуждения к самостоятельным проявлениям ребенка, детское творчество), форм (специально разработанные комплексные музыкально-фольклорные занятия, где народная музыка осваивается как феномен устной традиции; семейно-общинные встречи - посиделки, толоки, обходы-величания, чаепития, гостевания и др.; народные праздники на традиционной основе; включение элементов традиционного уклада в жизнедеятельность дошкольного учреждения) и способов (обучение у народных мастеров, посредством аудио- и видеозаписей, использование обучающих возможностей детского коллектива).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах:
проведение опытно-экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях гг. Москвы и Зеленограда, в сфере дополнительного образования (г. Москва);
работа по подготовке преподавателей музыки (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2003-2007 гг.), воспитателей дошкольных учреждений с дополнительной квалификацией «организатор деятельности детей средствами музыкального фольклора» (московский педагогический колледж № 12,1984-2003 гг.);
организация и проведение открытых занятий и семинаров для воспита-
телей, музыкальных руководителей, заведующих детскими садами, руководителей детских фольклорных коллективов (в Западном, Юго-Западном, Северном административных округах г. Москвы, а также в гг. Вологде, Зеленограде, Новокузнецке, Химках);
чтение лекций и проведение авторских семинаров для работников дошкольных учреждений в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования;
разработка и проведение авторских радиопередач «Как во нашем дому» (более 30 выпусков) («Народное радио», 2006-2007 гг.);
выступления с докладами на конференциях (Третья международная конференция памяти А.В. Рудневой, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Москва, 2004; III Международная конференция «Русское литературоведение в новом тысячелетии», МГОПУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2004; IV Международная конференция «Русское литературоведение в новом тысячелетии», МГОПУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2005; Научно-практическая конференция «Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Опыт, проблемы. Перспектива». Вологда, ВГПУ, 8 апреля 2005 г.; V Международная конференция «Русское литературоведение на современном этапе», МГОПУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2006);
обсуждение материалов исследования на кафедре хорового дирижирования факультета культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А. Шолохова;
публикация научно-исследовательских и фольклорно-этнографических материалов.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении представлены: актуальность проблемы исследования, определяются цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, научная новизна, теоретиче-
екая и практическая значимость исследования, излагаются основные методы, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методические основы приобщения детей к традиционной народной культуре» музыкальный фольклор рассматривается как часть традиционной народной культуры с позиций культурологии, искусствоведения и педагогики, проводится историко-теоретическое исследование комплексного изучения фольклора; раскрываются психолого-педагогические предпосылки овладения музыкальным фольклором; выявляются педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора.
Во второй главе «Содержание, формы и методы приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора» раскрываются цель и задачи экспериментальной работы, особенности методики обучения детей музыкальному фольклору, описываются содержание и ход педагогического эксперимента, определяются уровни сформированности исследуемого качества.
В заключении излагаются итоги педагогического эксперимента, основные выводы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора.
В библиографическом списке приведены: литература по философии, психологии, педагогике, культурологии, фольклористике, этномузыкологии и др., нормативные документы и программно-методические разработки дошкольного образования, материалы фольклорно-этнографических экспедиций автора, изученные и обобщенные в ходе исследования.
В приложении даны разработки народных праздников и досугов в рамках приобщения детей к традиционной народной культуре, музыкально-фольклорный материал по ознакомлению детей с традициями Подмосковья и др.
Историко-культурологическое исследование фольклора как явления народной культуры
Рассмотрение фольклора как части народной культуры - одна из ведущих позиций современной науки (фольклористики, культурологии, этномузыкозна-ния и др.). С этой точки зрения фольклор предстает явлением, имеющим широкую значимость как научную и художественную, так и социально-культурную, обретает статус жизненно важного компонента.
Понятие «традиционная народная культура» (нередко - «традиционная культура») активно используется в науке и практике последние 10-15 лет в связи с актуализацией различных форм народного опыта в обществе. По мнению ученых (А.К. Байбурин, Н.Г. Михайлова, СЮ. Неклюдов, М.В. Осорина и др.), связано это с происходящими в наши дни процессами культурного самоопределения и проявляется в росте интереса к фактам истории и культуры Отечества, возросшей потребности прочной укорененности в социально-культурном пространстве, активном поиске путей воспитания преемников и т. д. Кроме того, традиционный народный опыт видится культурно-экологической системой, где «каждый факт (и в т.ч. фольклор) надежно поддерживает равновесие: человек, человеческое сообщество - окружающая среда» [118. С. 361].
На сегодня не существует единой трактовки понятия, к которому относят передаваемые устным путем элементы архаичной крестьянской культуры и отдельные формы современной культуры. Ученые сходятся во мнении, что традиционная народная культура являет собой, с одной стороны, динамично развивающуюся систему, которая соединяет в себе различные культурно-исторические пласты и обеспечивает таким образом связь прошлого, настоящего и будущего; а с другой - проявляет черты устойчивости, стабильности, где остающееся неизменным ядро (традиция) позволяет сохранять ее характерные черты и свойства.
В социологии традиционная народная культура определяется как «фундаментальный компонент самой жизни, одно из важнейших ее проявлений и условий самоорганизации, форма исторически обусловленной коммуникации» [76. С.З]; в культурологии - как «целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа» 122. С. 12], «оптимально сбалансированная модель мира» [96. С. 13]; в этномузыкологии выделяется ее значимость в качестве «корневой системы современной культуры» [104. С.19].
В рамках исследования особую значимость приобретает понимание народной культуры как жизненной и эффективной системы воспитания. На основе теоретических разработок Н.Г. Михайловой и др. [130. С.41] мы выстраиваем культурологическую модель традиционной народной культуры как художественно-педагогического явления в единстве следующих аспектов: 1) процессуальный - как ценностная система, обеспечивающая связь поколений и воспроизводство основ национальной культуры и, по сути, определяющая цель функционирования народной культуры; 2) содержательный - как совокупность фольклорных текстов (воплощенных в них духовно-ценностных норм) и контекста (культурно-исторических (в том числе этнографических) взаимосвязей фольклорного текста); 3) инструментальный - как механизм действия культуры, включающий методы, способы, средства, формы ее передачи-наследования.
Известна ведущая роль традиций в народной культуре. В прошлом она была универсальной. Традициями, перешедшими от предыдущих поколений, регулировался уклад жизни, формы деятельности человека, его отношения с природой, обществом, обычаи, язык, фольклор и мн. др.
В наши дни происходят двойственные тенденции. С одной стороны, сокращается роль традиций в регулировании основ жизнедеятельности общества; возрастает декоративная составляющая, уходит значительная часть семантического спектра, на первый план выходят «внешние», демонстрационно церемониальные формы (П.Г. Богатырев) [15. С.40], фольклор все более обретает роль культурного наследия.
С другой стороны, значение народных традиций возрастает. С середины 1980-х гг. активно развиваются различные формы возрождения фольклора: возникают семейные объединения, школы ремесел, ансамбли народной музыки и т.д., где максимально полно воссоздаются аутентичные архетипы, происходит «вживление» этнических традиций в новую, неаутентичную социальную ткань. Народные традиции составляют ту ценностно-нормативную базу, на основе которой устраивает жизнь современный человек [130. С.34]. Наблюдается интенсивный рост национального самосознания, фольклор воспринимается самим народом «как драгоценное для них выражение этнической специфики духа народа» (К.В. Чистов) [202. С.24].
Состояние современной практики по ознакомлению с музыкальным фольклором детей старшего дошкольного возраста
Педагогический эксперимент по приобщению детей к традиционной народной культуре начался с поискового исследования, целью которого было выявление состояния современной практики по ознакомлению детей с музыкальным фольклором. Работа проводилась с детьми 5-7 лет. Для того чтобы понять, каким опытом обладают дети в области народной культуры, мы просмотрели все возрастные группы в составе детского сада (от 2-х лет). Было охвачено около тысячи детей, проанализировано более двухсот музыкальных и музыкально-фольклорных занятий. Выяснялись цель и задачи ознакомления детей с музыкальным фольклором, содержание, методы и формы работы, выявлялось место фольклора в повседневной жизни дошкольного учреждения, проведении народных праздников, досугов, а также взаимодействие детей, педагогов и родителей в освоении народной культуры. Для решения поставленных задач использовались наблюдения за деятельностью детей и педагогов, анализировались музыкальные и музыкально-фольклорные занятия, планы учебно-воспитательной работы, проводились беседы с родителями и др.
Обследование показало, что в дошкольных учреждениях музыкальный фольклор осваивается с точки зрения письменной культуры:
используются приемы и методы профессионального искусства (произведения разучиваются по нотам, преимущественно - в обработках, неоправданно часто - с аккомпанементом; конечным результатом видится концертное исполнение и т.д.); доминируют демонстрационные задачи (преобладает сценически «выигрышный» материал, органичная связь музыки и движения подменяется постановочными эффектами и др.);
отсутствует понимание специфики «живого» интонирования (дети не знакомы с организацией устного текста, основами варьирования и т.д.);
не осознается значимость контекстных факторов в нахождении путей воплощения произведений фольклора (происходит утеря традиционного смысла и как следствие - понижение интереса детей к народной культуре);
практически не используется региональный материал (причина - в непонимании педагогами важности данного фактора и недостаточной разработанности этой темы в этномузыкологии);
в жизни детского сада фольклор занимает незначительное место.
Что касается родителей, то в большинстве своем они не осознают педагогическую значимость народного опыта, демонстрируя приверженность лишь на словах (в беседе с экспериментатором), на практике же редко звучат произведения фольклора (особенно в устной форме), знание народных традиций находится на невысоком уровне, активность освоения фольклора в содеятельности с детьми довольно низка. В то же время появляются семьи, для которых традиционная культура составляет основу отношения к жизни. В таких семьях, как правило, родители уделяют большое внимание воспитанию детей, проводят с ними много времени, наполняют его традиционным содержанием (пекут «пичужек» из теста и закликают весну на Сороки - 22 марта, разучивают песнопения и готовят куклы к рождественским спектаклям и мн. др.). Как правило, это участники фольклорных ансамблей этнографической направленности, специалисты в области традиционной народной культуры, подавляющее большинство из них - прихожане православных храмов.
Констатирующее, формирующее и контрольное исследования осуществлялись в 2003-2005 гг. в естественных условиях воспитательно-образовательного процесса (детский сад № 2282 г. Москвы) на музыкально-фольклорных занятиях (1 раз в неделю). Были сформированы две группы детей (по 25 человек) старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с приблизительно равными музыкальными способностями и фольклорным опытом. В экспериментальной группе занятия велись по разработанной методике приобщения детей к традиционной народной культуре, в контрольной - по действующим в дошкольном образовании методикам.
Целью констатирующего эксперимента было определение уровня владения детьми музыкальным фольклором, для чего были выделены качественные показатели: интерес к народной музыке, эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора, художественные представления о музыкальном фольклоре, наличие элементарных знаний о народных традициях, владение основами музыкально-фольклорной деятельности, художественно-творческое развитие (концепция воспитания детей средствами народного искусства Т.С. Комаровой).
Методика приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре
Основанием для построения научно обоснованной методики приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре выступили рассмотренные ранее педагогические условия и психолого-педагогические предпосылки ознакомления дошкольников с музыкальным фольклором, данные констатирующего эксперимента. Разработка методики основывалась на объединении технологий современного образования (возможностей аудио- и видеозаписей, личностно-развивающих методик, интерактивных и суггестивных методов и др.) и традиционного народного опыта.
Была разработана педагогическая модель, где приобщение к традиционной народной культуре является результатом формирования интереса и отзывчивости детей при восприятии произведений музыкального фольклора, формирование представлений детей о музыкальном фольклоре и народных традициях, овладения детьми основами музыкально-фольклорной деятельности (в единстве пения, народной хореографии, игры на народных музыкальных инструментах, театрально-игрового начала) и детским творчеством.
Эффективность приобщения детей к традиционной народной культуре обеспечивалась единством педагогической деятельности - обогащением опыта художественно-образного восприятия произведений музыкального фольклора, формированием представлений о жанрах музыкального фольклора (по существенным признакам), расширением знаний о традиционной народной культуре, овладением основами музыкально-фольклорной деятельности; творческой активностью детей.
Процесс приобщения осуществлялся через включение детей в художественную систему народной культуры. Основными методами выступали:
наглядность как ведущий педагогический метод;
игра как основной вид деятельности детей;
традиционные методы народной педагогики: подражание, совместные действия (подпевание, подхватывание, пение «за следом» и др.), диалог, побуждения к творческим проявлениям ребенка (элементы вариативности и самостоятельности при стимулировании педпроцесса педагогом);
творческая активность детей (коллективная и индивидуальная) (вариативность как самостоятельный поиск детей на основе заданного традицией образца, адекватное воплощение художественного образа в синкретической музыкально-фольклорной деятельности).
В методике приобщения детей к традиционной народной культуре использовались:
традиционная последовательность действий в обучении основам музыкального фольклора;
гибкое применение способов разучивания произведений фольклора - сочетание последовательной проработки его фрагментов с действиями «за следом» (подпевание за более опытным исполнителем);
постоянное включение элементов творчества, варьирования в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
встречи с народными исполнителями, обучение у народных мастеров;
обучение посредством аудио- и видеозаписей;
перенимание элементов традиции детьми друг у друга (в игровой и самостоятельной деятельности, специальных заданиях педагога, встречах с другими детскими фольклорно-игровыми коллективами).
В рамках исследования процесс ознакомления с музыкальным фольклором выстраивался следующим образом: 1) детей знакомили с фольклорными текстами - вербальными, музыкальными (певческими и инструментальными), танцевальными, драматическими; 2) выявлялась связь фольклорного текста с этнографическим контекстом; 3) использовался народный опыт обучения культуре.
Традиционный механизм передачи-наследования носил устный характер. Его воспроизведение было возможно при постоянном обращении к подлиннику, многократном прослушивании (просмотре), эмоциональной отзывчивости (со 103
переживания), совместных действиях (пении «за следом», «подхвате» и др.), самостоятельном воспроизведении текста - как следовании фольклорному образцу в единстве языковых (средства художественной выразительности) и исполнительских (диалектные особенности, способы артикуляции и т.д.) характеристик.
Процесс приобщения детей к народной культуре проходил в различных формах:
проводились специально разработанные комплексные музыкально фольклорные занятия, на которых народная музыка осваивалась как феномен
устной традиции;
элементы традиционного уклада включались в организацию жизнедеятельности учреждения дополнительного образования (фольклор как регулятор отношений, состояния и поведения детей и т.д.);
использовались семейно-общинные формы освоения традиции - посиделки, толоки, обходы-величания, чаепития, встречи для игр, гостевания и др.;
организовывались народные праздники на традиционной основе;
проводились рекреативно-образовательные выезды (летние и зимние «фольклорные деревни», мини-эскпедиции, народные праздники за чертой города и др.).