Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры Забельская, Татьяна Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Забельская, Татьяна Викторовна. Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Забельская Татьяна Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2014.- 241 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/356

Содержание к диссертации

Введение

1 Теоретические основы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогические основы формирования нравственных чувств средствами этнической культуры у детей старшего дошкольного возраста 12

1.2 Этническая культура - как средство решения проблемы по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста 39

1.3 Модель формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры. 76

2 Опытно - экспериментальная проверка эффективности технологии формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры

2.1 Анализ исходного уровня сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста . 89

2.2 Задачи и методическое обеспечение опытно экспериментального исследования по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры 114

2.3 Динамика процесса формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры 133

Выводы 156

Список литературы 159

Приложение 178

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема формирования нравственно – ориентированной личности на этнокультурной основе определена современной гуманистической направленностью образования, требующей нового педагогического мышления, поиска средств, для более успешного решения задач образования. Кризисное состояние в нравственной сфере, прежде всего, отражается на детях дошкольного возраста, так как отсутствие жизненного опыта не позволяет им отличить подлинные ценности от мнимых, а потеря связей с культурой своего народа ведет к дефициту духовности и личность перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. Согласно взглядам ученых Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется как особый период в воспитании и развитии ребёнка. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование и развитие поведения детей, деятельности, присвоение элементов человеческой культуры связанной с нравственной сферой. В рамках нашего исследования особое внимание вызывают проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Исследования современных отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказывают, что нравственное воспитание один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном становлении нравственной сознательности, формировании нравственных чувств и привычки нравственного поведения.

По мнению учёных, основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственное чувство. Нравственными можно назвать чувства, переживаемые детьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Значительный вклад в разработку проблемы формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста внесли исследования А. М. Виноградовой, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, В. И. Петровой и др., в которых рассматривалось проявление дружеских взаимоотношений между детьми, усвоение правил, использование различных средств и видов детской деятельности (игра, труд, изобразительное творчество, художественная литература и др.).

Материалы психолого–педагогических исследований (Л. А. Венгер, А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, В. И. Логинова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова) доказывают, чтопредпосылки таких нравственных чувств как симпатия, дружба, любовь, и др. могут сформироваться у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания культуры своего народа, в разных своих проявлениях - народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор.

Исследователи Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, О. А. Соломенникова соотносят усвоение знаний о культуре своего народа с проявлением нравственных чувств, а впоследствии и со сформированностью сложных социальных чувств, таких как чувство любви к Родине, уважение к людям других национальностей, патриотизма, что является необходимым условием для развития таких качеств личности как отзывчивость, забота, готовность прийти на помощь и др.

Таким образом, нравственные чувства формируются на основе знаний, постепенного освоения нравственных понятий, оценок. На этих знаниях, определенным образом оцененных взрослыми, строятся и собственные суждения детей, которые развиваются в процессе их жизненной практики.

Несмотря на значимость психолого – педагогических работ по проблеме формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, многие аспекты ещё мало изучены. Так, недостаточно раскрыты содержание социально заданных критериев для детей старшего дошкольного возраста, причины проявления нравственного формализма, средства, методы и приемы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, что не позволяет педагогам эффективно использовать богатый потенциал этнической культуры при формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В результате мы можем констатировать наличие своеобразного социального противоречия между значительным повышением интереса к самобытным народным традициям и культуре, этническим ценностным ориентациям, использующимся не в полной мере при формировании нравственных чувств у детей и недостаточной теоретической и практической разработанностью этого вопроса, что определило проблему настоящего исследования, которая заключается в научном обосновании путей и педагогических средств формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать содержание и технологию формирования нравственных чувств средствами этнической культуры и экспериментально проверить их эффективность.

Объект исследования: развитиенравственных чувств детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процессформирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры.

Гипотеза исследования: формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно, если:

1) будет создана, научно обоснованная технология формирования нравственных чувств – симпатии, дружбы, любви и др. у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры с учётом интеграции разнообразных видов детской деятельности;

2) будет сформирована мотивация, способствующая формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста;

3) будут разработаны и реализованы обоснованные критерии оценки эффективности формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Раскрыть сущность процесса формирования нравственных чувств (симпатия, дружба, любовь и др.) у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа отечественной и зарубежной философской, педагогической, психологической литературы;

2. Создать и экспериментально проверить технологию формирования нравственных чувств средствами этнической культуры у детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать, научно обосновать и апробировать структурную модель формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры и экспериментально проверить её в практике работы с детьми;

4. Разработать и обосновать критерии оценки сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили:

- теории формирования личности ребёнка в дошкольном детстве (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев Д. Б. Эльконин и др.);

- концептуальные основы рассмотрения старшего дошкольного возраста как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, О. В. Дыбина, А. Н. Леонтьев, В. И. Петрова, Ж. Пиаже, А. И. Савенков и др.);

- отечественные психолого – педагогические исследования о значении чувств и эмоций в формировании личности ребенка дошкольного возраста (С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, С. Г. Якобсон, и др,);

- основные идеи теории нравственного воспитания (Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В. И. Петрова и др.);

- взгляды по проблеме всестороннего и гармоничного развития личности в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, культурному наследию и традициям народа (А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, Л. В. Ершова, А. В. Запорожец, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Б. Т. Лихачев, В. И. Логинова, М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Н. М. Сокольникова, О. А. Соломенникова, Н. Б. Халезова, Т. Я.Шпикалова);

Методы исследования:теоретические: историко – педагогический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; эмпирические методы включали: изучение и обобщение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, индивидуальный опрос, анализ продуктов детской деятельности, методы количественной и качественной обработки данных.

Этапы исследования:

I этап (2007-2009)констатирующий - анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-педагогической литературе, опыт отечественной педагогики по вопросам формирования нравственных чувств в дошкольном детстве, определялся понятийный аппарат; формулировались проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования;

II этап (2009-2012)формирующий–организация и проведение педагогического эксперимента по апробации авторской технологии формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры

III этап (2012-2013)обобщающий - проведён анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Охарактеризованы психолого – педагогические подходы к процессу формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста – симпатии, дружбы, любви и др. такие как воспитание положительного отношения ко взрослым, сверстникам, животным и растениям; изучены отдельные компоненты нравственных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость; роль различных видов детской деятельности, возможности средств народной культуры;

  2. Разработана и экспериментально проверена технология, позволяющая успешно формировать нравственные чувства ребёнка в процессе применения в ДОУ средств этнической культуры – народное творчество, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор (сказки, колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, праздники, игры), реализуемая с учётом определённых педагогических условий (предложено содержание занятий для детей старшего дошкольного возраста, составленных с учётом интеграции различных видов детской деятельности; разработано перспективное планированиеработы с детьми, с педагогами и родителями и методическое обеспечение);

  3. Разработана и обоснована структура модели формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры, включающая в себя взаимосвязанные компоненты: информационно-познавательный, чувственный, мотивационно – поведенческий;

  4. Определены критерии сформированности нравственных чувств: заинтересованное отношение к этнической культуре своего народа; система знаний и представлений об этнической культуре, выражение нравственных чувств в различных ситуациях взаимоотношений со сверстниками, взрослым, осознание значимости мотивов, способствующих проявлению нравственных чувств;

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о формировании нравственных чувств, выделении этапов формирования нравственных чувств, определении условий способствующих эффективному формированию нравственных чувств у детей дошкольного возраста средствами этнической культуры.

Уточнено понятие этническая культура: в определение введён эмоционально – чувственный компонент;

Практическая значимость исследования:

разработано содержание и технология ознакомления детей с этнической культурой русского народа, включающих методические рекомендации, материалы по использованию средств этнической культуры, рекомендации по организации процесса развития нравственных чувств с участием детей, педагогов и родителей. Разработанная технология обеспечивает формирование нравственных чувств и может быть использована в массовой практике дошкольных учреждений. Результаты исследования в целом окажут помощь в подготовке специалистов по дошкольному образованию на разных ступенях обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснован процесс формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста – симпатии, дружбы, любви и др., который представляет собой:

- оценочное чувственное отношение ко всем сторонам социального окружения (к родному краю, к людям разных национальностей, культурным ценностям русского народа и т.д.);

- эмоционально – чувственное отношение к себе и другим людям (симпатии – антипатии, дружбы – враждебности, гордости – эгоизма, любви – недоброжелательности и др.), проявляющееся в поведении, соответствующем нравственным нормам, принятым в данном обществе.

2. Педагогический потенциал технологии, включающий средства этнической культуры – народное творчество, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор (сказки, колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, праздники, игры), реализуемой с учётом определённых педагогических условий (предложено содержание разнообразных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, составленное с учётом интеграции различных видов детской деятельности; разработано перспективное планирование с педагогами и родителями и методическое обеспечение);

3. Научно обоснована модель формирования нравственных чувств средствами этнической культуры, включающая следующие взаимосвязанные компоненты: 1) информационно-познавательный (получение ребенком необходимой информации о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях необходимой для формирования нравственных чувств; 2) чувственный (выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, в соответствии с нравственными устоями общества, формирование нравственных чувств, которые наиболее полно выражаются в проявлении симпатии, дружбы, любви и т.д.); 3) мотивоционно - поведенческий (апробация способов нравственного поведения в деятельности и повседневной жизни, выработка нравственной привычки). Взаимодействие компонентов осуществляется путём интегрирования разнообразных видов детской деятельности на основе средств этнической культуры как в воспитательно – образовательный процесс так и в повседневную жизнь каждого ребёнка.

4. Критериями, позволяющими выявить сформированность нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, являются: заинтересованное отношение к этнической культуре своего народа, сформированность системы знаний и представлений об этнической культуре, выражение нравственных чувств в различных ситуациях по отношению к сверстникам и взрослым, осознание значимости мотивов поведения, способствующих проявлению нравственных чувств, выработка нравственной привычки.

Достоверность и обоснование результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, их целостностью и соответствием поставленной проблеме, применением комплекса методов исследования, адекватных предмету, логике и задачам исследования; возможностью повторения экспериментальной работы в новых условиях; апробацией и внедрением результатов исследования в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования отражены в семи публикациях соискателя. Результаты исследования представлены в докладах на заседании кафедры дошкольного воспитания ГОУ ПАПО (г.Москва 2011 - 2012г.г.), на городских методических объединениях заместителей заведующих по воспитательной и методической работе, на заседаниях педагогических советов дошкольных учреждений района.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.

Психолого-педагогические основы формирования нравственных чувств средствами этнической культуры у детей старшего дошкольного возраста

История учений о нравственности приобретает особую значимость в современном мире, которая объясняется общим повышением интереса к истории в обществе, стремлением людей переосмыслить прошлое, чтобы лучше ориентироваться в настоящем и моделировать будущее. Эта способность должна быть присуща любой развитой личности.

В связи с логикой нашего исследования особый интерес представляет определение содержания понятия «нравственные чувства личности» в области философии, психологии, педагогики. В данном параграфе, мы считаем необходимым, раскрыть сущность и содержание этого понятия, определить взаимосвязь таких определений как «нравственность», «нравственное воспитание», «нравственное чувство»

Важно отметить неоднозначность проблемы нравственности в различных философских течениях и рассмотреть определение сущности понятия «нравственность» в психолого - педагогических аспектах.

В эпоху Возрождения, а потом и Нового времени, нравственность в основном сводилась к научному познанию, механизмам поведения и психики, личному интересу.

Так, совесть, раскаяние, любовь и уважение, стыд и гордость, мужество и трусость, низость и благородство, добродетельность и порочность определялись философами как, выражения его изначальных душевных импульсов. Важным в развитии нравственного сознания является период немецкой классической философии. В трудах немецких мыслителей отразился существенный момент в самоопределении нравственности.

И. Кант [188] признает мотивы человеколюбия нравственными при условии, что они поставлены под контроль долга, определены моральным законом. И. Г. Фихте, развивая идеи И. Канта, подчеркивал, что нет нравственности как особой сферы отношений, есть «практический разум», который пронизывает всю область субъект - объектных отношений [98, с. 265].

Г. Гегель [54] первым указал на двоякое понимание морали и обозначил их двумя терминами - мораль и нравственность. Нравственное у него определяется как идея свободы, как живое добро. Содержанием нравственности являются моральные предписания, которыми руководствуется общество.

Тенденции, сложившиеся при рассмотрении понятия «нравственность» в конце ХІХв., развиваются и в Х1в. Продолжается развитие научно-рационалистических направлений берущих начало от немецкой классической философии.

Наибольший вклад в развитие отечественной теории понятия «нравственность» внесли В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Б. П. Вышеславцев и др. [122]. Также оказали огромное влияние на мировую философско-этическую мысль взгляды великих отечественных писателей-философов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого [64].

Понятие «нравственность» в философии трактуется как один из важнейших факторов "общественного развития, исторического прогресса": "Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом... " [187, с. 309]. О. Г. Дробницкий [63], Г. М. Коджаспирова [83] и др. понятие «нравственность» рассматривали как одну из наиболее устойчивых форм общественного и личностного миропонимания и являющуюся совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

В психологических источниках понятие «нравственность» трактуется как внутреннее духовное качество, которым руководствуется человек.

Субъектом нравственности является личность. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований [99].

В педагогических исследованиях нравственность определяется как «совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность» [172].

По мнению В. А. Сластенина «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» [170, с. 82].

В исследованиях учёных развитие нравственной сферы ребёнка рассматривается как:

- формирование нравственности рассматривается как результат интериоризации внешних заданных норм мышления и поведения и превращение их во внутренние психические процессы (Л. С. Выготский [42], Д. Б. Эльконин [208];

- последовательное превращение одних качественно своеобразных форм нравственной сферы в другие, более совершенные [121].

Совокупность рассмотренных точек зрения, несмотря на их различие объединяет то, что учёные признают нравственность регулятором чувств, желаний, поведения человека в соответствии с нравственными принципами. Нравственность не исчерпывается обычаями и традициями, ее нормы и принципы получают обоснование и выражение, прежде всего, в идеалах добра и зла. Она включает также соответствующее понимание назначение человека и смысла его жизни, выраженное в нормативно -ценностной форме.

Рассматривая понятие «нравственность», нам необходимо рассмотреть и подходы к трактовке определения «нравственное воспитание».

Нравственное воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитываемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи нравственного воспитания подрастающего поколения, которые отражают потребности данного общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными нравственными качествами [142].

В психолого - педагогических исследованиях Р. С. Буре [31], А.М.Виноградовой [41], Н.Ф.Виноградовой [36], С.А.Козловой [89], Т.А.Марковой [115], В.Г.Нечаевой [135], Ф. А. Сохина [61] и др. проблемы нравственного воспитания дошкольников выделяется несколько направлений.

В русле первого направления, изучалась роль знаний о социальной действительности в нравственном воспитании дошкольников, разрабатывалось содержание знаний об отдельных сторонах социального окружения, о труде людей, о нормах морали и правилах поведения, обосновывались условия и методы формирования соответствующих представлений, влияния на поведение детей, побуждения их к деятельности, к труду (желание подражать, проявлять гуманное отношение к окружающим, выражать социальные чувства и др.).

Второе направление связано с изучением роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка. Исследования показывают, что развитие сочувствия, сопереживания, отзывчивости является стимулом к совершению детьми нравственных поступков не под влиянием правил, а под влиянием гуманных чувств, когда поступок приобретает для ребенка личностную значимость.

Третья линия в исследованиях - изучение возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств и отношений. В рамках этих исследований анализируются содержание игр, труда, деятельности на занятиях и др., процесс овладения компонентами деятельности. На основе этого анализа разрабатываются методики соответствующего педагогического руководства деятельностью в целях решения задач нравственного воспитания.

В педагогических источниках нравственное воспитание определяется как «один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией» [172, с. 394].

Этническая культура - как средство решения проблемы по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Особенности этнической культуры складывались исторически на протяжении весьма длительного времени. Они определяются условиями существования этнических общностей. В современности, в ситуации динамического взаимодействия этнических культур, актуализировались новые формы взаимоотношений между ними, появились новые качества этнических групп.

Этимология понятия «этнос» свидетельствует, что этот термин зародился в древнегреческом языке, где последовательно имел несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, род и т.д. Вплоть до конца XVIII в. употребление понятия «этнос» было очень ограниченным. И только в XIX в. немецкий этнолог А. Бастиан определил в научной литературе слова «народный» и «этнический» как синонимы, а под «этническим» подразумевал культурно - специфический облик народа [9, с. 211].

Значительный вклад в научную интерпретацию понятия «этнос» внес в 20-е годы XX столетия русский этнограф С. М. Широкогоров, который первым сформулировал научное его определение. Исходя из того, что «этнос представляет собой одну из форм развития и существования человечества», он рассматривал этнос как «группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых групп» [10, с. 32-33].

В середине 1960-х годов XX в. инициатором обсуждения этнической проблематики с новых методологических позиций выступил С. А. Токарев, он первым попытался сформулировать некоторые важные проблемы этноса: «этническая общность есть такая общность людей, которая основывается на одном или нескольких из следующих видах социальных связей: общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии (если последняя имеется) [182, с. 42].

К концу 1970-х гг. в отечественной этнологии сложились два конкурирующих между собой значения этого термина. Одно предложил академик Ю.В. Бромлей. Он понимал этнос как социокультурное явление и определял его как «исторически сложившуюся на территории устойчивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)» [28, с. 11- 14].

Другое понимание термина «этнос» развивал Л. Н. Гумилев. Он рассматривал этнос как явление географическое, природное, а не социальное и считал, что этнос - это «тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения»[9, с. 62]. Иными словами, основными признаками этноса он считал психологические характеристики: самосознание (или идентичность) и стереотип поведения, понимаемый как форма отношений между группой и индивидом, а также взаимоотношения между индивидами в группе.

В наши дни многие российские ученые продолжают рассматривать этнос как социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. В определениях этноса, принадлежащих сторонникам данной точки зрения, общим является рассмотрение этноса как группы, члены которой имеют общую страну происхождения и осознают себя носителями общей культуры. При этом разные авторы Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов [10, с. 37] выделяют разные уровни характеристик этноса:

1. этнообразующие факторы (общность территории);

2. этнические признаки, отражающие реальные различия (язык, культура);

3. этническое самосознание.

При рассмотрении вопроса о сущности этноса важным является то, на основе каких характеристик происходит осознание этнической принадлежности. В качестве отличающих данный этнос от других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о малой родине, мифы об общих предках, фольклорное искусство и т.д.

Опираясь на научные исследования этнографов и этнологов Ю. В. Бромлея [27], Т. Г. Грушевицкой [162], Л. М. Дробижевой [10], Р. С. Итс [79], С. М. Широкогорова [202] и др., можно заключить, что этнос представляет собой биосоциальную общность людей, обладающую следующими характерными признаками:

1. Самоназванием этноса (этнонимом).

2. Этнокультурными особенностями, которые проявляются в типе хозяйства, языке, религии, обычаях обрядах, традициях, народном искусстве, фольклоре, нормах этики и т.п. (т.е. компонентах культуры). Благодаря этим особенностям, этнос отличает себя от других культурных обязанностей людей.

3. Антропо - психологическими признаками, т.е. отличительными чертами во внешнем физиологическом облике, в психологическом складе характера и самосознании.

4. Единством территории, что сыграло в свое время важную роль в формировании современной этнической картины мира, но утратило свое значение в настоящее время в связи с массовыми миграциями.

5. Наличием этнического окружения и взаимосвязи с соседями. Устойчивостью, т.е. этносы охватывают многие поколения людей, являются потомственными, имея соответственно переменный состав.

В исследовании А. П. Садохина, Т. Г. Грушевицкой даётся следующее определение - «Этнос (народ) есть общность по происхождению географическая, а по способу существования культурологическая и социально - психологическая. По существу этнос выступает как создатель и носитель (субъект) культуры, созданной им в процессе освоения определенной территории, соприкосновения с конкретной природной средой» [162, С.83].

Необходимо отметить, что существуют разные точки зрения на связи между культурой и этносом. Многие исследователи считают, что границы культуры и этноса не идентичны. С одной стороны, одинаковые элементы культуры можно обнаружить у разных народов. С другой стороны, каждый этнос может включать очень непохожие элементы культуры. Отсюда следует, что культура - не набор, а система определенным образом взаимосвязанных элементов. Культура в современных условиях является предметом глубокого и всестороннего изучения различных наук. В философских исследованиях понятие культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) определяется как «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [60, с. 5].

Исследования А. А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна [210, с. 358] показывают, что в понятии «Культура» фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически - конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно - экономических формаций, этнических и национальных общностей».

Анализ исходного уровня сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Для исследования состояния проблемы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольных образовательных учреждений проводилась констатация в период с 2008 -2011 годы.

Опираясь на разработанные нами составляющие модели формирования нравственных чувств и качественные критерии её сформированности, мы определяем общую задачу констатирующего этапа эксперимента -выявление сформированности нравственных чувств у детей 6-7 лет, на основании которой можно выделить:

Основные задачи:

а) выявить наличие и объем знаний у детей старшего дошкольного возраста о средствах этнической культуры, а также проявления интереса к ним (уровень информационно-познавательного компонента);

б) проанализировать наличие и характер эмоционально - чувственных проявлений в процессе использования средств этнической культуры (уровень чувственного компонента);

в) определить уровень сформированности знаний о народной культуре в процессе продуктивной деятельности (уровень практического компонента);

дополнительные: а) выявить особенности отношения педагогов и родителей к процессу формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры русского народа;

б) проанализировать воспитательно - образовательную работу с детьми 6-7 лет по нравственному воспитанию.

В связи с логикой изложения представленного теоретического материала первой главы, мы сформулировали следующую цель констатирующей части эксперимента - изучение состояния проблемы по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры в практике работы нескольких дошкольных учреждений Щелковского района Московской области и систематизация полученных результатов исследования как по организации педагогической работы с дошкольниками по данной проблеме.

Данный этап экспериментальной работы осуществлялся по двум направлениям:

1. Изучение особенностей отношения к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста;

2. Определение особенностей отношения педагогов и родителей- к этнической культуре русского народа, а также специфики использования ее в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждении.

На констатирующем этапе опытно - экспериментальной работы исследования участвовали детей 6-7 лет с выборкой в количестве 150 человек в трёх дошкольных образовательных учреждениях Щелковского района Московской области: №10, №54, №57 и участие 55 педагогов указанных ДОУ, 85 родителей.

Данный этап экспериментальной работы осуществлялся посредством таких методов исследования как индивидуальный опрос и беседа детей старшего дошкольного возраста, анкетирование педагогов и родителей, анализ перспективных и календарных планов работы дошкольных учреждений и воспитателей, тестирование, анализ продуктов детского творчества, количественная и качественная обработка данных.

Для повышения результативности проводимого исследования необходимо было изучить каждый компонент формирования и проявления нравственных чувств в отдельности (характеристика представлена в параграфе 1.1). По уровню развития информационно-познавательного, чувственного, практического компонентов можно судить о сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Определяя уровень сформированности нравственных чувств по каждому из предложенных компонентов, мы пользовались следующими методами и методиками:

- беседа с детьми;

- наблюдение;

- методика проективного типа, разработанная Е. О. Смирновой и модифицированная нами в соответствии с задачами исследования выявляющая способности к проявлению нравственных чувств отзывчивости, чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей;

- анкетирование родителей и педагогов, использование теста «Ценностные ориентации» М. Рокича [110];

- анализ воспитательно - образовательной работы по нравственному воспитанию детей.

Первое направление констатации экспериментальной работы по выявлению наличия и объема знаний у детей старшего дошкольного возраста о средствах этнической культуры, а также проявления интереса к ним представлено определением уровней развития каждого компонента по формированию нравственных чувств: информационно-познавательного, чувственного, практического, на основании которых можно сделать вывод о сформированности нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры.

Для выявления информационно - познавательного уровня (информационно - познавательный компонент) использовалась индивидуальная беседа с детьми, в ходе которой были выяснены представления и знания детей о средствах этнической культуры (Приложение 1). Каждый ответ ребенка оценивался в баллах. При интерпретации результатов оценивались объем и достоверность знаний. Анализируя ответы детей старшего дошкольного возраста, нами отмечено, что не все дети владеют знаниями в полном объеме о средствах этнической культуры. Большинство детей 79 (52,7%) имеют представления о средствах этнической культуры, знания носят поверхностный характер. Используя количественный анализ ответов, мы распределили знания детей по следующим уровням и соответственно дали характеристику показателей каждого. Результаты представлены в Приложении 3, таблица 1.

Высокий уровень знаний: дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение. Используют в активной речи пословицы и поговорки, образные выражения, знают народные приметы, умеют делать соответствующие умозаключения. Имеют представления о народных промыслах, знают названия предметов и игрушек, умеют выделить характерные особенности. Знают названия праздников, умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Знают названия блюд русской кухни. В ходе беседы проявляет интерес и уточняет сведения полученные ранее.

Средний уровень знаний: дети имеют нечёткие представления о средствах этнической культуры, путают названия предметов народных промыслов, русской одежды, быта. С помощью взрослого вспоминают русские пословицы, поговорки, сказки, образные выражения. Знают названия некоторых праздников, но затрудняются объяснить, что он символизирует. В ходе беседы проявляет интерес к заинтересовавшим вопросам на которые знает ответ, самостоятельно уточнить сведения не пытается.

Низкий уровень знаний: дети имеют единичные представления о предметах русского быта, кухни, одежды, праздниках, знания о народных промыслах не дифференцированны, с помощью взрослого называют героев русских сказок, не знают русских пословиц, поговорок, народных примет, образных выражений.

Не проявляет интереса к содержанию беседы.

По результатам индивидуальной беседы с дошкольниками было выявлено следующее: большинство опрашиваемых детей 79 (52,6%) дошкольника обладают частичным (средний уровень) объемом знаний о средствах этнической культуры, полным (высокий уровень) объемом знаний обладает 42 (28%) детей, нулевой (низкий уровень) показатель запаса знаний у 29 (19,4%) детей.

При исследовании информационно - познавательного компонента нас также интересовали объем и представление детей о многообразии средств этнической культуры, уникальности и ценности этих средств, о значении данных средств в жизни человека.

В ответах детей в основном перечислялись известные, чаще других употребляемые средства - народные промыслы Хохлома, Гжель, Дымка, матрешки, сказки, праздники. Были выявлены признаки, по которым испытуемые относят объекты к категории народная культура материальный или духовный вид: (осязаемые предметы или нет); внешний вид: (определенная форма, узор, цвет, материал, отличительные детали); происхождение: (устное народное творчество, изготовлено руками человека); способ применения: (для игры, хозяйственных нужд, питания, забавы); эмоциональные проявления: (радость, интерес, восхищение, грусть). Результаты отражены в Приложении 3, таблица 2.

Динамика процесса формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры

Контрольный этап опытно - экспериментальной работы направлен на выявление эффективности разработанной нами технологии по формированию нравственных чувству детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры.

Данная работа осуществлялась на базе дошкольных образовательных учреждений №10, №54, № 57 г.Щёлково Московской области.

Для реализации поставленной цели использовалась часть методик констатирующего этапа экспериментальной работы в комплексе, включающие определенные усложнения по содержанию. Так, для выявления основных показателей компонентов проявления нравственных чувств, разработанных нами в теоретической главе, мы включили следующие:

1) беседа с детьми, выявляющая своеобразие знаний и представлений старших дошкольников о ценности народной культуры, о роли человека и его поступках, отношению к окружающим при взаимодействии со средствами материальной и духовной культуры русского народа. Вопросы беседы частично затрагивали каждый показатель сформированности нравственных чувств: информационно - познавательный, чувственный, практический. Дополнительно использовалось решение проблемной ситуации, при решении которой ребёнок поставлен перед необходимостью проявления чувств положительного или отрицательного порядка по отношению к сверстникам. Результаты данного метода характеризовали информационно - познавательный показатель сформированности нравственных чувств.

2) при проведении исследования чувственного компонента использовалась диагностика эмоционально - чувственных проявлений у старших дошкольников. Методика по выявлению способности к проявлению нравственных чувств - отзывчивости, чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей посредством русской народной сказки «Хаврошечка», разработанная Е. О. Смирновой модифицированная нами в соответствии с задачами и логикой исследования. При проведении данной методики сформированность нравственных чувств оценивалась по выделенным типам восприятия: эмотивное восприятие, когнитивное восприятие, неадекватное эмоциональное реагирование. Также дошкольникам предлагалось отразить свои впечатления от прослушанной сказки в изобразительной деятельности, где оценивался уровень технических навыков в изображении художественных образов.

3) на заключительном этапе контрольного эксперимента для выявления более точного представления о сформированности нравственных чувств было проведено наблюдение, которое дополняло не только характеристику чувственных проявлений дошкольников к окружающим, а также позволило выявить объективную картину межличностных отношений. Помимо данной методики, была проведена беседа, в ходе которой выявлялись представления ребёнка о состояниях и переживаниях сверстника.

Оценка полученных результатов проводилась в экспериментальной и контрольной группах по трём показателям развития компонентов сформированности нравственных чувств и анализировалась отдельно.

Рассмотрим более подробно полученные результаты проведённых методик, составляющих каждый компонент сформированности нравственных чувств.

Информационно — познавательный компонент. Полученные при проведении беседы (см. Приложение 6) ответы свидетельствуют о том, что у детей экспериментальной группы сформирована система знаний о средствах этнической культуры. Дети старшего дошкольного возраста различают народные промыслы (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка, Жостово, Филимоновская игрушка, матрёшки - семёновские, загорские, полхов -майданские и др). Знают определённые виды изделий, которые к ним относятся; точно называют сказочного героя - персонажа определённой сказки.

Следует отметить, что дети безошибочно определяют те переживания, которые свойственны тому или иному сказочному герою. Все испытуемые хотели бы, чтобы их друзья проявляли добрые чувства (радость, сочувствие, сопереживание, заботу и т.д.) по отношению к ним, как любимы й, сказочный герой.

Дети контрольной группы затруднялись дать определение народной игрушке, путали промыслы, к которым они принадлежат. На вопрос «Во что сними можно играть?» называли не вид игры, а действия (смотреть, брать в руки и т.д.).

Вопрос о том нужны ли народные игрушки, позволил определить и выявить представления детей о значении данного вида игрушки в жизни человека. Все участники экспериментальной группы без исключения признали необходимость таких игрушек. Большинство указывали на то, что народные игрушки нельзя сравнить с современными игрушками, с ними чаще всего можно играть в миролюбивые игры. Часть детей определили такие средства этнической культуры как предметы декоративно - прикладного искусства как источник красоты, образец для вдохновения, подражания в художественно - творческой деятельности, столько же увидели в них источник знания о жизни предков. Дошкольники самостоятельно делали выводы, о необходимости знакомится с народной игрушкой, создавать новые игры, мотивируя это тем, что они являются представителями русского народа. Испытуемые контрольной группы испытывали затруднения, определяя нужны ли народные игрушки. Ответы носили односложный характер, в большинстве случаев без мотивации, что свидетельствует о несформированности собственного отношения к принадлежности именно к русской культуре, хотя дети знают, что они русские.

В первую очередь народные игрушки оценивались с позиции прагматической ценности.

Отвечая на вопрос, «Какие ты знаешь традиции русского народа?» дети экспериментальной группы рассказывали о том, как жили наши предки, какими занимались ремёслами, какую одежду носили, как отмечали праздники. Такие ответы свидетельствуют о том, что у дошкольников сформировано чёткое представление об истоках жизни русских людей. Примечательно, что называя старинные традиции, используемые в современности дети устанавливали сходство с погодными явлениями, потребностями человека. Некоторые дети отметили устоявшуюся традицию проведения в детском саду таких праздников как «Масленница», «Именины», «Рождество».

Отмечая необходимость беречь, хранить предметы старины испытуемые экспериментальной группы давали содержательные ответы, о том, что таких предметов каждый раз становится всё меньше, рассматривая, прикасаясь к этим предметам, они смогли почувствовать связь с людьми, жившими в прежние времена. Большинство испытуемых контрольной группы не смогли дать содержательный ответ на этот вопрос. Но были такие дети из этой группы, которые отметили, что они больше нигде не видели старинных предметов, кроме музея в детском саду.

Анализируя ответы детей о том, что помогало русскому человеку выживать в старину, были выявлены предпочтения детей, которые относились к материальным или духовным средствам этнической культуры. Дети контрольной группы к материальным средствам отнесли:

- устройство дома - предметы обихода (посуда, печь, прялка, ухват, корыто, люлька и т.д.)

- предметы труда - серп, коса, плуг, повозка, борона и т.д.

- домашние животные - корова, собака, куры, кошка, лошадь и т.д.

- предметы одежды - сарафан, кафтан, кокошник, рубаха, картуз, валенки, лапти и др.

- блюда русской кухни - каша, дичь, блины, пряники, квас, берёзовый сок и др.

К духовным средствам этнической культуры были отнесены:

- фольклор - сказки, пословицы, поговорки, песни, колыбельные песни, заклички и др.

- игры - проявление смелости, находчивости, смекалки и др.

- народные праздники.

Следует отметить, что некоторые дети этой экспериментальной группы попытались отнести к духовным средствам этнической культуры и возникающие нравственные чувства, при непосредственном взаимодействии с ними, такие как - симпатия, верность, доброта, гордость и т.д.

Похожие диссертации на Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры