Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Исламов Руслан Рафаэльевич

Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений
<
Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исламов Руслан Рафаэльевич. Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Исламов Руслан Рафаэльевич; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2009.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1480

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений 15

1.1. Особенности башкирской народной музыкальной культуры 15

1.2. Сущность и структура приоритетных вокальных умении, необходимых для исполнения башкирской народной музыки 36

1.3. Содержание подготовки будущих учителей к исполнению башкирских народных музыкальных произведений 50

Выводы по главе 64

Глава П. Опытно-поисковая работа по апробации методики формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений 68

2.1. Цель, задачи и этапы опытно-поисковой работы 68

2.2. Методика формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений 83

2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений 102

Выводы по главе 115

Заключение 118

Библиография 121

Приложения 148

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью общества в сохранении и преумножении национальных культурных традиций. Народную культуру во всех ее проявлениях необходимо рассматривать в контексте современных процессов, когда ее элементы вписываются в современное культурное пространство российского общества. Отдельные элементы и целые направления культуры далекого или недавнего прошлого могут попадать в сферу актуальной культуры или оставаться на ее периферии, однако, в любом случае, их важно и нужно анализировать как артефакты культуры в ее сегодняшнем состоянии и не относить ее примеры только к достоянию истории. В связи с этим возникает проблема внедрения в образовательный процесс на всех его уровнях и этапах артефактов культуры того региона, в котором формируется и развивается молодое поколение. Не случайно Законы «Об образовании» Российской Федерации и Республики Башкортостан включают в качестве приоритетов развитие личности, которая осваивает особенности национальной культуры и традиций своего народа [118,119].

В настоящий момент в Республике Башкортостан проживают представители более ста национальностей. Титульной национальностью республики являются башкиры. В силу определенных исторических условий они сохранили в большей мере, чем ряд других народов, проживающих на территории Башкортостана, свою празднично-обрядовую культуру, различные устно-поэтические жанры, музыкально-хореографический фольклор, декоративно-прикладное искусство. Особенностью музыкального искусства башкирского народа являются вокальные жанры, например, протяжные песни узун-кюй, исполняемые певцами-сказителями (сэсэнами), народными певцами-исполнителями (йырау) и кураистами, которые аккомпанируют вокалистам на национальных инструментах.

Исполнение произведений разнообразных вокальных жанров башкирского народа требует особых умений: импровизационности, длительного певческого дыхания, речитативности, умения слушать аккомпанемент и ис-полнятьмелодическую орнаментику национальных напевов.

Особенностью подготовки современного учителя музыки является освоение им культурного национального наследия не только на уровне знаний, но и на уровне исполнительских умений. В различных видах профессиональной деятельности учителя (коммуникативная, проектировочная, конструктивная и т.д.) особое место занимает музыкально-исполнительская деятельность, осуществление которой невозможно без сформированных умений исполнять, музыкальное произведение на инструменте, дирижирования и управления хором, пластического интонирования; вокального исполнения-(Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Е.В. Николаева,и др:). В процессе осуществления вокальной исполнительской деятельности учитель музыки развива-, ет певческие навыки учащихся,.формирует их вокальную культуру, прививает любовь и интерес к различным жанрам вокальной музыки, в том числе - к музыке своего народа.

По статистике, около половины населения Башкортостана, составляют сельские жители, которые бережно сохраняют национальные башкирские культурные традиции, в т.ч. - традиции исполнения вокальных произведений. Прибывая на работу в сельскую местность, учитель музыки - выпускник* педагогического вуза - не всегда владеет такими исполнительскими вокальными умениями. Между тем, в последнее время родители, причем как в сельской местности, предъявляют к учителю музыки требования, связанные с обязательностью освоения их детьми культурных традиций башкирского народа. Отсутствие таких сформированных умений у учителей музыки не позволяет удовлетворять потребности родителей и,учащихся: Поэтому возникает необходимость обучения будущего учителя умению исполнять произведения башкирской национальной певческой культуры.

В работах современных авторов, рассматривающих пути повышения эффективности профессиональной подготовки, - Ю.Б. Алиева, В.В. Емельянова, Г.П. Стуловой, Л.В. Черновой и др. — указывается на необходимость повышения уровня вокальной подготовки будущего учителя музыки. Постижение будущими учителями вокального искусства включает совокупность вокально-технических средств, которые позволяют обеспечить высокий уровень исполнительства не только академических вокальных произведений, но и народных произведений. В результате освоения таких произведений у будущих учителей музыки формируются технические вокально-исполнительские навыки и понимание особенностей музыкальной культуры своего региона. Однако воспитательные возможности вокальной работы, включающей национальные вокальные произведения, осознаются педагогами не в полной мере, отчего удельный вес указанных произведений в репертуарном учебном списке студентов бывает небольшим.

Проблема внедрения- национальных традиций в образовательный процесс школьников и студентов отражена в трудах Б.Ф. Афанасьева, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, P1F.. Гарданова, Т.К. Исхакова, З.Д. Киекбае-вой, Ю.З: Кутлугильдиной, З.Г. Нигматова, СИ; Рахимовой, A.M. Сафина, Н.Х. Халитовой, А.Ф. Хинтибидзе. Идеи о необходимости народного искусства в формировании личности детей воплощены в работах педагогов-просветителей прошлого: М. Акмуллы, М. Бикчурина, К. Насыри, В.Ф. Одоевского, М. Уметбаева, И.Я. Яковлева и др.

В исследованиях P.M. Асадуллина, Л.М. Кашаповой, B.C. Хазиева, Э.Ш. Хамитова раскрываются гуманистические аспекты профессионального педагогического образования, в том числе — внедрение в процесс профессиональной педагогической подготовки национальных культурных традиций. В работах музыкантов, этнографов, фольклористов, (Л.П. Атановой, Н.В. Ах-метжановой, Д.Ж. Валеева, Л.Н. Лебединского, Р.Г. Рахимова) исследуются особенности национальной вокальной культуры башкирского народа, рас-

сматриваются направления внедрения в учебный процесс башкирских национальных традиций для формирования нравственной и этноэстетической культуры будущих учителей (А.Г. Абсалямова, З.Ф. Исламова).

Идея о необходимости обращения к национальной музыке в художественном воспитании школьников содержится в работах Б.В. Асафьева, В.А. Афанасьева, Б. Бартока, Л.В. Горюновой, Л.П. Дугановой, Д.Б. Кабалевского, Л.М. Кашаповой, 3. Кодая, Л.В. Кузнецовой и др. Использование национальных традиций в преподавании музыки освещено в работах Л.Л. Куприяновой, Т.Г. Мариупольской, Л.А. Тарасовой, Н.Р. Туравец, А.Ш. Хаса-нова и др. Специфика освоения будущими учителями национальных особенностей башкирской вокальной музыки отражена в научно-методических работах Р.А. Ахмадеевой и З.А. Бакировой.

Анализ диссертационных исследований, монографий, научных статей, методических пособий по указанной тематике позволяет сделать заключение о том, что проблема формирования у будущих учителей музыки Республики Башкортостан умений исполнять народные башкирские вокальные произведения является нерешенной. Имеющиеся исследования не позволяют охарактеризовать особенности формирования умений исполнять башкирскую вокальную музыку будущими учителями, не раскрывают этапы, методы, формы, способствующие успешной реализации данного процесса.

Актуальность настоящего исследования определяется противоречиями между:

признанием необходимости внедрения элементов национальной культуры в систему профессионального педагогического образования и недостаточной реализацией данного направления в практике высшего профессионального педагогического образования;

требованиями родителей и учащихся, связанными с необходимостью ознакомления школьников с вокальной музыкальной культурой башкирского народа и невозможностью осуществления этих требований в связи с

7 недостаточной- подготовленностью будущих учителей музыки в высшем профессиональном учебном заведении;

признанием необходимости разработки методики формирования умений исполнения народной вокальной музыки и отсутствием её в системе профессиональной педагогической подготовки учителей музыки в Республике Башкортостан.

На основании выделенных противоречий, а также в результате изучения, и анализа литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении и проверке эффективности этапов и направлений методической работы по обучению- исполнительским вокальным умениям будущих учителей музыки в Республике Башкортостан.

Актуальность, и недостаточная разработанность данной проблемы, обусловили' выбор тємьіі исследования: «Формирование исполнительских умений у- будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений».

Цель исследования;- теоретическое обоснование, разработками экспериментальная^ проверка методики формирования умений'у будущих учителей музыкшв процессе освоения башкирской народной вокальной традиции.

Объектом, исследования выступает процесс профессиональной вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе Башкортостана.

Предмет исследования - педагогические особенности формирования1 У будущих учителей умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

Задачи исследования:

Г. Изучение специфики башкирской народной вокальной музыки в процессе анализа и обобщения культурологической, искусствоведческой (включая фольклористику), психологической, и педагогической литературы.

  1. Определение умений, необходимых для исполнения будущими учителями башкирской народной вокальной музыки.

  2. Разработка методики формирования умений у будущих учителей исполнения башкирской народной вокальной музыки и проверка ее эффективности в процессе опытно-поисковой работы.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование умений у будущих учителей исполнять башкирскую народную вокальную музыку будет осуществляться эффективно, если:

в процессе вокальной подготовки, учителя в вузе будет осуществлена взаимосвязь теоретических знаний о башкирской народной вокальной музыке (содержательный компонент вокальной подготовки), практических умений исполнять эту музыку (операциональный компонент вокальной подготовки), желаний изучать башкирскую вокальную музыку (мотивационный компонент) и методических умений, способствующих формированию этих знаний и умений у школьников;

данные умения будут формироваться на всех этапах обучения

будущих учителей музыки в вузе от первого до последнего курса, а их закре-

цертно-просветительской деятельности студентов, что позволит сделать про-

цесс формирования исполнительских умений творческим и непрерывным;

будет разработана методика, включающая три этапа, на которых последовательно, с помощью репродуктивных, поисковых, проблемных методов и творческих заданий, будут формироваться приоритетные исполнительские умения, закрепляемые в процессе различных видов концертной деятельности студентов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:
t положения о гуманизации педагогического процесса (Е.А. Ануф-

риева, ВИ. Зинченко, В.А. Сухомлинский и др.);

(

положения о деятельности как активной форме преобразований человеком мира и о человеке как субъекте такой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.);

научно обоснованные подходы к изучению проблемы профессионального образования. (Н.М. Болдырев, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов);

идеи.о роли искусства в духовном развитии личности1 (Э.Т. Ар-даширова, Ю.В. Борев, М.С. Каган, Г.Г. Коломиец и др.);

положения о различных видах музыкально-педагогической деятельности учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева);

идеи ученых-этнопедагогов и этнопсихологов по использованию народного опыта в воспитании детей (Б.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, В:Г. Крысько, Э.А. Саракуев и др.);

концепции зарубежных и отечественных исследователей о роли родной национальной музыки в воспитании- подрастающего поколения (Б. Барток, 3. Кодаи, К. Орф, Э. Сайклер, Ш. Сузуки, Ю.Б. Алиев, Л.П. Ата-нова, Л.М. Кашапова, Г.М. Науменко);

идеи о внедрении национальной башкирской культуры в образовательный процесс (А.Г. Абсалямова, Г.З. Дайнова, А.С. Зиннурова, З.Ф. Ис-ламова, Л.М. Кашапова);

основные подходы к методике преподавания вокального искусства (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, Л.Б. Дмитриев, Е.М. Малинина, В.П. Морозов, Г.П. Стулова и др.).

Методы исследования:

теоретические: изучение и анализ научной литературы, сравнение, обобщение, систематизация;

эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, творческие задания, педагогический эксперимент.

Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в течение 2003—2009гг.

На первом этапе (2003-2004гг.) определялись концептуальные основы исследования, выявлялась и изучалась научная литература, проводилось констатирующее обследование студентов, осуществлялась разработка методики формирования у будущих учителей умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

На втором этапе (2004-2008гг.) осуществлялась опытно-поисковая работа на музыкальном отделении Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

На третьем этапе (2008-2009гг.) систематизировались, анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались данные опытно-поисковой работы, формулировались выводы исследования, оформлялся текст диссертации.

Базой опытно-поисковой работы явилось музыкальное отделение Башкирского государственного педагогического1 университета им. М. Акмуллы. В этой работе участвовали студенты очного и- заочного отделений; обучающиеся по специальности «Музыкальное образование», всего - 148 человек.

Научная новизна проведённого исследования заключается:

в определении приоритетных умений, необходимых для исполнения башкирской народной вокальной музыки (владение длительным певческим диафрагмальным дыханием, голосовой орнаментикой, филировкой звука; умение импровизировать, многовариантно исполнять произведения под аккомпанемент башкирских народных инструментов; умение раскрыть содержание и историю создания песни перед ее исполнением (узун-кюй));

в разработке методики .поэтапного формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку: первый этап включает в себя репродуктивные методы, специальные упражнения; на основе которых фор-

мируются умения применять длительное певческое дыхание и исполнять песни под аккомпанемент башкирских народных инструментов; второй этап включает поисковые задания, концертно-исполнительские формы деятельности (концерты в школе, в вузах), где формируются умения исполнять народные песни под собственный аккомпанемент на башкирских национальных инструментах; третий этап включает проблемные методы, творческие задания, концертно-просветительские формы исполнения музыки (лекции-концерты для учащихся различных типов школ), в процессе которых закрепляются ранее приобретенные умения и в целом актуализируется творческий характер выражения образного содержания произведений.

Теоретическая значимость исследования заключается:

в выявлении особенностей башкирской народной вокальной музыки, к которым относятся: мелодическая яркость песен, многовариантность воплощения, широта мелодии, импровизационность, развитая орнаментика, свободная нерегулярная ритмика (особенно в песнях протяжного характера), использование бурдона при аккомпанементе народного башкирского инструмента, басовый фон в узляу, сопровождение на башкирских народных инструментах - курай; кубыз, думбыра;

в разработке методов обучения (репродуктивных, поисковых, проблемных, творческих), позволяющих эффективно формировать исполнительские умения студентов в процессе освоения башкирской народной вокальной музыки.

в разработке показателей сформированности у будущих учителей умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

Практическая значимость исследования заключается: в составлении нотной хрестоматии башкирских народных вокальных произведений, используемых на всех трех этапах разработанной методики; в создании фонда видеозаписей исполнения солистами башкирской народной вокальной музыки; в составлении репертуара башкирских народных вокальных произведе-

12 ний для студентов в течение всего периода обучения; в разработке и реализации программ и методического обеспечения курсов по выбору «История вокальной музыкальной культуры Республики Башкортостан», «Исторические основы и методические рекомендации по изучению вокального искусства в педагогических вузах (на примере Республики Башкортостан)». Положения, выносимые на защиту:

  1. Подготовка будущего учителя музыки к освоению'башкирской народной вокальной музыки включает в себя те же компоненты, что и общая вокальная подготовка в педагогическом вузе: а) мотивационный компонент, на котором формируется ценностное отношение к башкирской народной вокальной музыке, потребность в ее изучении и передаче своих знаний школьникам на уроках музыки; б) содержательный компонент, на котором формируется, знания-о стилевых особенностях башкирской-народной вокальной музыки, об особенностях ее исполнения, о методах преподавания башкирской народной вокальной музыки детям на музыкальных занятиях; в) операциио-нальный компонент, на. котором формируются умения, соответствующие обозначенным в исследовании знаниям об особенностях вокального башкирского народного исполнительства.

  2. К приоритетным умениям исполнять башкирскую народную вокальную музыку относится: длительное диафрагмальное дыхание, округленное звучание, голосовая орнаментика, филировка звука, сомбирование (мужские голоса), колоратура (женские голоса); использование свободной нерегулярной ритмики (особенно в песнях протяжного характера).

  3. Методика формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку реализуется поэтапно:

а) на первом этапе актуализируются* в основном репродуктивные, наглядные, иллюстративные методы и приемы, с помощью которых развиваются навыки длительного диафрагмального певческого дыхания и округленного звучания голоса;

б) на втором этапе с помощью не только наглядных, репродуктив
ных, но и поисковых приемов и методов формируется овладение голосовой
орнаментикой, филировкой звука, сомбированием (мужские голоса), колора
турой (женские голоса), способность исполнять вокальные произведения под
собственный аккомпанемент на башкирском народном инструменте, закреп
ление которых происходит в процессе концертной деятельности студентов
(концерты класса определенного педагога, концерты в школах);

в) на третьем этапе с помощью проблемных методов и методов
творческих заданий в опоре на приобретенные вокальные умения формиру
ются навыки творческого исполнения- произведений (многовариантность,
импровизационность, развитая орнаментика; свободная нерегулярная ритми
ка; использование бурдона при'аккомпанементе народного башкирского ин
струмента, басовый фон в узляу; сопровождение на' башкирских народных
инструментах - курай, кубыз, думбыра), которые воплощаются^ в процессе
концертно-просветительских форм (лекции-концерты для учащихся школ,
гимназий, лицеев).

Апробация и внедрение результатов» исследования; Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Ак-муллы, кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета. Отдельные теоретические положения- исследования были представлены на международных (Москва, 2008, Уфа, 2008), на всероссийских (Екатеринбург, 2007) и региональных (Уфа, 2006, 2007) научно-практических конференциях.

Материалы исследования внедрены в практику подготовки будущих учителей музыки на музыкальном отделении Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Достоверность и' обоснованность основных положений и выводов диссертации обусловлены аргументированностью ее теоретических положе-

14 ний, совокупностью методов исследования, адекватных специфике исследуемого объекта, результатами опытно-поисковой работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Особенности башкирской народной музыкальной культуры

Одним из явлений жизни нашего современного общества является возрастание интереса к фольклорному наследию и традиционной обрядности, к истории своего края. Данная тенденция обнаруживается и в Башкортостане. После изучения фольклорных материалов специалистами возродились забытые народные праздники многих национальностей: «Свадебные обряды», «Религиозные праздники», «Сабантуй», «Каргатуй», «Масленица», «Науруз» и др., которые вызывают большой интерес у современной молодёжи. Эта волна охватила все области культуры и образования: профессиональное изобразительное и декоративное искусство, музыку и театр, специальное и общее музыкальное образование и т.д. Суть этого процесса - стремление использования положительных традиций культурного наследия народа в современной жизни Башкортостана.

Башкортостан - край с древнейшей и богатой историей. Происхождение (этногенез) и формирование башкирского народа представляет собой сложный и длительный в отношении эволюции процесс. Башкиры стали известны в истории более 1000 лет назад. Данные этнологии, материалы фольклора дают основание считать, что складывание башкирского народного творчества в единую стилевую и образно-смысловую систему происходило одновременно с формированием единой башкирской народности. В ряду направлений и структур народной башкирской культуры особое значение представляет культура музыкальная. Под термином «народная музыкальная- культура» подразумевается- особый вид культуры, который воплощен в разных формах фольклора. Она проявляется в различных направлениях творческой деятельности, в элементах этнокультур, а также в обращении к культурному наследию прошлого.

В вокальной народной культуре отражается быт и уклад жизни народа, мифология и верования — все то,.что является сегодня предметом изучения различных отраслей науки и искусства.

К сожалению, отмечает Р.Т. Галимуллина, современная молодежь не способна понимать и воспринимать народную музыку. «Студентами с трудом воспринимаются характерные для национального музыкального творчества средства выразительности - лад, ритм, типы многоголосия, и т.п. Наибольшее отторжение вызывает нетемперированная система интонирования, которая музыкантам академического склада кажется- фальшью. Неприятие также может коснуться- также тембра, манеры исполнения,- поведение народ-ных певцов и-танцоров. Лишь постепенно и целенаправленно погружаясь. в. неповторимую звуковую атмосферу народной музыкальной речи... учащиеся-, перестают настороженно относится к, аутентичному звучанию» [85, с.106]. Все вышеуказанное говорит о необходимости знакомства и студентов, обучающихся! в системе профессионального образования, и школьников с произведениями народной башкирской культуры и, в частности, культуры вокальной.

Башкирская вокальная музыкальная культура, являющаяся частью народной музыкальной культуры, представляет целостное, национально-самобытное явление, главными компонентами которого оказываются народное творчество, глубинные исполнительские традиции.

Музыкальное творчество башкир отличается глубокой древностью. Данные этнической истории башкир, а также материалы, содержащиеся в самом фольклоре, дают основание считать, что становление башкирской народной музыки в единую образно-смысловую и стилевую систему происходило одновременно с формированием из различных племенных групп единой башкирской народности. Известно, что, постоянно развиваясь и изменяясь, музыкальный фольклор, тем не менее, сохраняет на протяжении веков такие первичные элементы, как интонации, полевки, ладовые и ритмические образования, а в ряде случаев — отдельные сюжеты и образы. Естественно, что процессы складывающейся башкирской народности отразились в системе средств музыкальной выразительности так же, как они отразились в языке и других элементах материальной и духовной культуры башкир. Так для башкирской вокальной музыки характерны длинные мелодии, мелодии, богато украшенные орнаментикой, нерегулярный ритм, частые остановки и т.п.

Своеобразие башкирского музыкального фольклора в значительной степени обусловлено длительным процессом взаимодействия и слияния фольклора древней башкирской народности с музыкально-поэтическими формами тюркских племен. Этот процесс был настолько органичным и постепенным, а роль музыки древних башкирских племен настолько главенствующей что к моменту образования единой башкирской народности сложился богатый и разнообразный, фольклор, отличающийся оригинальностью и единством стиля. "

Бытуя в устной традиции, народное творчество, естественно, постоянно изменяется. Отмирают отдельные формы и жанры, на смену им приходят новые, несущие в себе как черты нового, так и черты старого. Данный процесс, начавшийся в глубокой древности, продолжается и в наши дни.

Обращение к духовному опыту человечества, к национальной культуре способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию подрастающего поколения, обогащая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувства взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, раскрывая творческие способности и потребности.

Богатство и своеобразие башкирской вокальной музыки, как и всего фольклора в целом, в значительной степени обусловлено длительным про 18 цессом взаимодействия и слияния фольклора древней башкирской народности с музыкально-поэтическими формами других тюркских племен.

Историко-географические условия жизни народа, особенности его национального характера и психологии, язык и речь во многом повлияли на формирование образно-художественного содержания башкирского музыкального искусства. Сложились разнообразные жанры устного поэтического и музыкального творчества. Наиболее древний жанр башкирского фольклора - кубаир - обычно сопровождался напевом, близким к речевым интонациям. Кубаиры и возникшие позднее байты связаны с сольной исполнительской традицией народных певцов-сказителей (сэсэнов), основу которой составляет импровизационность и вариативность (М.П. Фоменков) [297].

Черты национального характера башкирского народа, самобытные особенности его песенной культуры нашли наиболее полное выражение в протяжных песнях - узун-кюй (длинный напев). Их широта, мелодическая яркость сочетается с высоко качественным поэтическим текстом.

Почти каждая башкирская народная песня (прежде всего — протяжная), имеет свою» историю или легенду, повествующую об обстоятельствах ее появления (события, исторические факты, какие-либо случаи, действительно или якобы имевшие место в жизни народа, племени, рода, отдельного человека). Такие песни с их историей, умело использовались взрослыми в деле патриотического воспитания детей и юношества.

Цель, задачи и этапы опытно-поисковой работы

Опытно-поисковая работа проводилась.с целью проверки эффективности разработанной методики формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения, башкирских народных вокальных произведений. Она проводилась с 2003 по «2009гг. в условиях учебного процесса на базе музыкального отделения Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В исследовании приняли участие 148 студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности- «Музыкальное образование».

1. Разработать план и программу проведения опытно-поисковой работы.

2. Разработать анкеты для опроса студентов с целью- определения их мнения относительно необходимости изучения башкирской народной вокальной музыки, а также творческие задания с целью определения умений студентов исполнять эту музыку.

3. Разработать критерии и показатели, необходимые для проведения констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

4. Разработать методику формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе изучения башкирских народных вокальных произведений.

Констатирующий этап опытно-поисковой работы был условно разделен на два подэтапа, так как для нашего исследования необходимо было выяснить, насколько хорошо современные студенты знают, любят и ценят музыку региона, в котором они живут. Нас также интересовали ответы, касающиеся понимания каждым студентом значения башкирской народной вокальной музыки для воспитания общей и музыкальной культуры детей. Кроме того, нам было необходимо выявить знания студентов о народных песнях и знания об их жанровой принадлежности. Именно поэтому на первом подэ-тапе было проведено социологическое исследование (форма - анкетирование). Результаты анкетирования помогли нам представить реальную картину того, насколько башкирская народная вокальная» музыка известна современным молодым людям и любима ими.

На первом подэтапе было необходимо произвести анализ и обобщение опыта работы педагогов-вокалистов, работающих в различных музыкальных заведениях Башкирии. Так, в частности, автор диссертационного исследования лично присутствовал на занятиях по дисциплине «Сольное пение» у профессора, кандидата педагогических наук, народной артистки Башкортостана З.А. Бакировой (Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы), у доцента, кандидата педагогических наук, заслуженного артиста РФ и заслуженного артиста Украины А.П. Цилинко (Московский педагогический государственный университет), у профессора, заслуженного деятеля искусств РФ и Республики Башкортостан Ф.Ф. Сагито-вой (Уфимская государственная Академия искусств им. 3. Исмагилова), у профессора, заслуженного деятеля искусств РФ и республики Башкортостан М.Г. Муртазиной (Уфимская государственная Академия искусств им. 3. Исмагилова), у доцента, заслуженного работника культуры Республики Баш 70 кортостан А.К. Низамутдиновой (Уфимское: училище искусств). В\ процессе анализа этих занятий: были проанализированы методика работы, над народными вокальными произведениями, в;том числе - произведениями- башкирского народа, последовательность работы над формированием вокальных навыков, вокальный репертуар, предназначенный для.студентов разныхкурсов; и разного: уровня подготовки.

На первом подэтапе решались следующие задачи:

Г. Изучение и обобщениеопыта работы педагогов-вокалистов;

2. Наблюдение и«анализ занятий;по вокалу со студентами у педагогов разных музыкальных учебных заведений;:

З; Проведение социологического исследования: по изучаемой; проблеме:

Цель:Проведенияісоциологического:ИССледованияїзаключалась.ввьіяв-лении значимости поставленной проблемы.и ее актуальности1;в:музыкально-. педагогическойпрактике.Респондентамшявилисьстудентыочногодазаочно-го отделений; обучающиеся по? специальности «Музыкальное образование». Опрос проводился методом индивидуального интервьюирования вопросы: которого ш ответы студентов;. заносились в специальный дневник : а; также, аудиторного анкетирования: Общее количество опрошенных составило 120; человек.

Результаты опытно-поисковой работы по формированию исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений

На итоговом этапе опытно-поисковой работы проводилась контрольная диагностика уровней сформированности умений у будущих учителей исполнять башкирскую народную вокальную музыку, осуществляемая по той же методике, что и на констатирующем этапе экспериментальной работы. Изменениям подверглось только содержание творческих,заданий. Эти изменения были обусловлены тем, что студенты овладели к концу обучения-в-педагогическом вузе многими вокальными умениями: Эти вокальные умение соответствовали требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности «Музыкальное образование». Кроме того, по окончании университета у студентов были сформированы и методические умения,.которые осваивались ими в курсах таких дисциплин, как «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», «Музыкально-педагогические практикумы», «Методология педагогики музыкального образования» и др. Поэтому им предлагался более сложный, чем на констатирующем этапе, музыкальный материал для выполнения творческого задания (исполнение башкирской народной вокальной музыки). В частности, для проведения итогового этапа студентам экспериментальной и контрольной группы было предложено самостоятельно- выбрать для изучения вокальное произведение. Кроме того, студентам следовало составить аннотацию к этому произведению, в которой были бы отражены следующие моменты: жанр выбранного для изучения произведения, обоснование того, почему именно к этому жанру студент отнес это произведение; основные особенности музыкального языка этого произведения; специфика, трудности исполнения и педагогические пути преодоления этих трудностей; особенности поэтического текста этого произведения; способы раскрытия содержания произведения и его истории для школьников (возраст учащихся, которым предполагалось изложение содержания и история создания произведения — выбирали сами студенты, в зависимости от музыкального и поэтического содержания произведения);

способы изучения этого произведения со школьниками на уроках музыки или внеклассных музыкальных занятиях.

Представленный для диагностирования студентов экспериментальной и контрольной группы материал был. нацелен, на проверку- всех трех компо- нентов вокальной- подготовки: мотивационного; содержательного и операционального:

- показателями мотивационного компонента явились:

личностное отношение учащихся к проблеме развития умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку;

осознание ее значимости и необходимости реализации- в своей профессиональной деятельности;

ценностное отношение к национальным особенностям башкирской вокальной музыки;

потребность в ее изучении и передаче своих знаний школьникам на уроках музыки;

- показателями содержательного компонента явились:

знания о стилевых особенностях башкирской народной- вокальной музыки;

об особенностях ее исполнения и музыкального языка;

о способах и приемах исполнения и о методах преподавания башкирской народной вокальной музыки на музыкальных занятиях в школе;

- показателями операционального компонента являлось:

умение применять «длинное» певческое дыхание, звукообразование, дикцию, регистровое звучание;

умение импровизировать и многовариантно исполнять произведение, применяя при этом орнаментику, а также демонстрируя умение раскрыть слушателям историю и содержание песни;

Результаты анализа и оценивания исполнения произведения показали, что в экспериментальной группе студенты выбрали более сложные вокальные башкирские произведения, чем студенты контрольной группы, («Аги-дель» - обработка А. Хальфетдинова, «Куюргазы» - обработка А. Кубагуше-ва, «Зульхиза» - обработка К. Рахимова;, «Сыграу Торна» - обработка А. Хальфетдинова, «Сенгальдек Йыры» - обработка А. Кубагушева, «Узен Буйры» - обработка А. Хальфетдинова).

В контрольной группе - «Мал» - обработка.Н: Сабитова, «Наза» - обработка 3. Исмагилева, «Хыр» - обработка X. Ахметова, «Юаса» - обработка А. Ключарева; «Туй Йыры» - обработка Р. Касимова, «Шаль бейленым» - обработка 3. Исмагилева.

Исполнение башкирской вокальной народной музыки студентами экспериментальной группы было более качественным, чем студентами контрольной группы. Первые демонстрировали умение исполнять произведения с использованием длинного диафрагмального дыхания. Когда эти произведения исполнялись студентами, то на высоких нотах, встречающихся в произведении, студенты использовали прием «прикрытия» звука. При исполнении высоких нот В произведении студентки использовали прием «округления» звука. Студенты экспериментальной группы точно исполняли ритмические и мелодические украшения произведения: форшлаги, трели. Некоторые студенты сами исполняли не только вокальную партию песни, но и ее аккомпа 105 немент (инструменты, которые были использованы студентами для аккомпанемента, - курай и кубыз). Таких оказалось больше половины группы - 9 человек. Остальные студенты использовали ритмический аккомпанемент так же, как и в некоторых башкирских песнях, когда этот аккомпанемент исполнялся певцом не на специальном музыкальном инструменте, а на каком-либо «звучащем» предмете, в том числе - предмете домашней утвари.

В исполнении студентов экспериментальной группы прослеживалось умение четко произносить текст песен, акцентируя внимание слушателя на самые главные по смыслу слова и фразы. Єледует отметить и попытки всех студентов (экспериментальной группы исполнить вокальную мелодию с определенными вариациями, некоторые при этом демонстрировали умение импровизации вокальной партии и партии аккомпанемента.

Если обобщить результаты сформированности исполнительских умений у студентов экспериментальной группы, то они, в основном, были среднего и высокого уровня. Низкого уровня умения исполнять башкирские народные вокальные произведения не продемонстрировал ни один из них.

Результаты анализа и оценивания аннотаций, написанных по выбранным студентами экспериментальной группы произведениям, были следующими. Все студенты без. ошибок определили жанр выбранного для исполнения произведения. В некоторых аннотациях студенты даже уточнили, род произведения (эпос, лирика или драма), а также функциональные признаки и способы исполнения.

К основным особенностям музыкального языка песен студенты отнесли их мелодическую яркость, большой диапазон, широту мелодии, многовариантность исполнения одной и той же песни разными певцами, обязательную импровизационность, обилие форшлагов, мелизмов, трелей, нерегулярную ритмику, использование второго голоса, иногда тянущегося на протяжении многих тактов, малое количество хоровых вокальных произведений, значение поэтического текста, сопровождение на башкирских народных инструментах.

Студенты отмечали и основные особенности и трудности исполнения такой музыки. Они отметили вариативность, когда следует изменять мелодию, не нарушая ее музыкальное и поэтическое единство, импровизацион-ность, когда необходимо точное следование ритмической, динамической и мелодической организации музыкального текста произведения. Многие указали на трудности в исполнении орнаментики, в использовании длинного дыхания на протяжении всего произведения.

Похожие диссертации на Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений