Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Анализ эволюции процесса формирования художественной культуры подрастающего поколения 29
1.1. Содержание и специфика проблемного поля культуры и социума в контексте формирования художественной культуры 30
1.2. Ретроспектива концепций моделирования процесса художественного образования и эстетического воспитания учащихся 51
1.3. Развитие творческих способностей детей средствами народного декоративно-прикладного искусства в дошкольной педагогике 102
1.4. Формы реализации учебно-творческого потенциала народного декоративно-прикладного искусства в системе художественного образования 112
Глава 2. Народное декоративно-прикладное искусство в контексте формирования
художественной культуры учащихся 135
2.1. Значение единства природы происхождения декоративного и реалистического изображения для практики художественного образования 137
2.2. Принципы отбора и включения материала народного декоративно-прикладного искусства в содержание художественного образования 153
2.3. Актуализация художественно-изобразительного опыта в процессе стилизации реалистического изображения природных форм в декоративные 173
Глава 3. Психолого-педагогические аспекты формирования художественной культуры школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства 185
3.1. Графический образ в методике обучения изобразительному искусству 186
3.2. Развитие зрительного мышления и способностей творческого освоения основ изобразительного искусства 200
3.3. Дидактические принципы интеграции народного декоративно-прикладного искусства
в содержание художественного образования в школе 211
3.4. Психолого-педагогические условия постановки учебно-творческих задач в процессе освоения искусства декоративной росписи в народных промыслах России 218
Глава 4. Моделирование процесса формирования художественной культуры учащихся в условиях экспериментального обучения 236
4.1. Обоснование критериев эффективности обучения изобразительному искусству 237
4.2. Этапы экспериментального исследования развития способностей к изобразительному искусству 254
4.3. Методические особенности реализации художественно-творческого потенциала искусства декоративной росписи в условиях экспериментального обучения 261
Выводы 295
Заключение 303
Литература 307
Приложение 331
- Содержание и специфика проблемного поля культуры и социума в контексте формирования художественной культуры
- Значение единства природы происхождения декоративного и реалистического изображения для практики художественного образования
- Графический образ в методике обучения изобразительному искусству
Введение к работе
История человечества свидетельствует о том, что и во времена коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности, зачастую в сложнейших ситуациях отрицания идеалов прошлого и формирования новых взаимоотношений, соответствующих настоятельным требованиям современности, и в периоды спокойного эволюционного совершенствования общества - всегда очень остро стояла и никогда не потеряет своей актуальности проблема сохранения преемственности в духовном и интеллектуальном развитии поколений. Огромна ответственность, которая ложится при этом на работников народного образования и педагогической науки, так как основным звеном развития и сохранения интеллектуальной и духовно-культурной среды была и остается российская школа. И школа, наконец-то освобожденная от стягивающих ее косных идеологических и методических догм, ищет пути и способы истинно творческого сотрудничества педагогов и детей, объединяемых общей целью -целью гуманизации образования, освоения подлинной человеческой культуры, целостной во всем конкретно-историческом и национальном спектре форм.
Поэтому вполне закономерно, что в настоящем, в глубоко прогрессивных
исканиях педагогической мысли, озабоченной определением средств,
обеспечивающих преемственность в духовно-эстетическом, культурном и интеллектуальном развитии поколений, которые к тому же могут оказывать существенное влияние на эффективность и качество художественного образования, в поле пристального внимания находится своеобразный мир традиционных народных ремесел и промыслов. Педагогами-практиками давно замечено интересное явление. Если процесс обучения изобразительному искусству строится на совокупности постижения художественно-образного языка народного искусства с одновременным освоением практики и теории реалистического изображения предметов и явлений окружающего мира, то
4 формирование художественной культуры школьников осуществляется
значительно успешнее. В результате проявляющегося взаимовлияния нас
поражает удивительно тонкое чувство цвета девушек-вышивальщиц, их умение
любой изобразительный мотив, сюжет переложить на «язык вышивки»,
подчинив композицию в целом законам орнаментики. Представители этой
профессии, как правило, в большинстве своем очень интересны в живописи.
В районах развития гончарного искусства дети лучше понимают форму, конструкцию и обычно более успешно самореализуются в рисунке и скульптуре. Традиционно высокий оригинальный уровень художественного мастерства учащихся можно наблюдать и на примере таких широко известных центров художественной росписи народных промыслов России как Полхов-Майдан, Хохлома, Гжель, Городец, Жостово, Палех, Мстера, Холуй, а также Дымковской и Филимоновской игрушки и т.д.
Художественные средства выражения, свойственные народному искусству -активное выявление материала, особая экспрессивность в линии и цвете, высокая культура ритмической организации изображения — оказываются вполне актуальными, востребованными для выражения эмоциональных переживаний, эстетических предпочтений и устремлений современности. Причины этого, безусловно, интересного явления - вопрос отдельного рассмотрения. Скажем лишь, что при включении материала народного искусства в содержание обучения изобразительному искусству дети воспринимают окружающую действительность так же строго реалистически, как видит ее и художник, получивший классическое образование. Для нас же это наблюдение послужило отправной точкой для выдвижения предположения о возможности формирования художественной культуры школьников на основе использования дидактического и творческого потенциала народного декоративно-прикладного искусства. Последнее имеет решающее значение, ибо, как можно видеть, совершенно неслучайно в художественном образовании и эстетическом воспитании юношества перед обществом на первом плане стоят проблемы, требующие безотлагательного решения. Проблемы, связанные со сложными
5 взаимоотношениями форм и традиций народного декоративно-прикладного
творчества с практикой освоения основ реалистического изобразительного
искусства.
Положение о том, что развитие художественных способностей детей наиболее успешно и полноценно происходит в процессе освоения различных типов изобразительного творчества - классического (рисунок, живопись, скульптура) и декоративно-прикладного, было высказано еще П.П.Блонским: «Хорошая постановка студии по структурно-синтетическому методу, идущему от делания и украшения предметов, предполагает, конечно, синтез рисования, живописи, скульптуры, архитектуры, моделирования, формовки и т. д. ...Этот синтез пластических искусств должен быть исходным и конечным пунктом занятий: исходным, так как отдельные искусства лишь постепенно специализировались в процессе выделения из первоначального недифференцированного единства их, конечным - так как отдельные искусства все же лишь односторонние абстракции единого синтетического пластического искусства» (42, с. 141 - 144).
Позднее Н.П.Сакулина, развивая это положение относительно художественной подготовки в детских дошкольных учреждениях, приходит к выводу, что «...народное декоративное искусство в его разнообразных формах оказывается наиболее подходящей основой для руководства развитием детского изобразительного творчества» (207, с. 131). Как можно видеть, педагогическая мысль давно и вполне мотивированно подошла к осознанию того, что пренебрегать или ограниченно, не полностью использовать огромный полихудожественный потенциал декоративно-прикладного и народного творчества в процессе обучения изобразительному искусству, по меньшей мере, нерационально.
Однако анализ концепций использования народного декоративно-прикладного искусства в художественном образовании, изучение научно-педагогической литературы по проблемам включения в том или ином виде художественного материала традиционного творчества в процесс обучения
изобразительному искусству, а также знакомство с практикой реализации
теоретических идей в конкретных методических разработках свидетельствуют о
парадоксальной, на первый взгляд, ситуации. Обращение к народному
декоративно-прикладному наследию, позволяя успешно решать частные задачи
овладения каким-либо конкретным видом народного искусства, в целом, в силу
различных причин, о которых подробнее мы будем говорить ниже,
недостаточно влияет на степень формирования художественной культуры и
освоения мастерства изобразительного искусства учащимися
общеобразовательной школы.
В настоящее время уже практически во всех научных исследованиях,
посвященных различным вопросам включения народного творческого наследия
в содержание художественного образования, отмечается феномен
положительного влияния занятий декоративно-прикладным искусством на
формирование художественной культуры и повышение эффективности
обучения изобразительному искусству. Однако вопросы именно раскрытия
корневой, генетической сущности взаимовлияния и взаимозависимости этих
очень близких по природе происхождения художественных миров - народного
декоративно-прикладного творчества и метода реалистического
изобразительного искусства - незаслуженно остаются на периферии внимания художественной педагогики, не получая достаточно серьезного научного истолкования. Вследствие этого существует довольно устоявшееся и широко распространенное мнение, что любые виды и формы народного искусства, будучи включены даже в произвольной последовательности в процесс обучения изобразительному искусству в школе, порой, вне зависимости от возраста и интересов учащихся, как само собой разумеющееся, оказывают благотворное воздействие на формирование их художественной культуры.
Понятно, что именно отсюда проистекает известная в настоящее время субъективность, односторонность, а иногда и неопределенность в трактовке роли и места народного декоративно-прикладного искусства в учебном процессе общеобразовательной школы. Поэтому не всегда дидактически оправданное
7 истолкование путей реализации художественно-творческого потенциала
народной культуры в значительной мере отрицательно отражается и на
эффективности обучения изобразительному искусству, и на формировании
эстетических и духовно-нравственных качеств личности, и на освоении и
адекватности понимания богатейшего художественно-декоративного наследия
народов России.
В этом аспекте среди огромного разнообразия мнений и подходов к
истолкованию необходимости интеграции художественно-образного материала
народного искусства в содержание учебного процесса в школе можно выделить
две основополагающие тенденции:
а) Национально-региональный подход, при котором превалирует освещение
вопросов истории становления и развития национальных художественных
промыслов и считается вполне достаточным ограничиться изучением техники и
технологии производства предметов, элементов украшения изделий, освоением
традиционных приемов и способов художественной обработки природных и
промышленных материалов. Подобную трактовку принципов отбора и
включения различных форм и видов народного искусства в содержание
художественного образования можно встретить в научных исследованиях
подавляющего большинства представителей бывших союзных республик
Советского Союза, а также - российского Кавказа и Закавказья.
На сегодняшний день имеется ряд подобных научных разработок,
посвященных исследованию многоликих и разнохарактерных форм
современного национального искусства и различным проблемам теории и
методики включения его специфического материала в содержание
художественного образования: У.В.Аристова (12), М.М.Байрамбеков (Дагестан)
(18), Б.СБелов (28), Н.С.Боголюбов (34), Е.А.Борисова (38), Т.А.Васильева (49),
Г.Г.Григорьева (64), Ю.П.Желтоухов (88), В.В.Корешков (130), Г.В.Кузнецова
(138), О.Р.Лагутина (140), ПВ.Лосюк (150), И.Г.Пилипенко (180), В.Г. Смирнов
(215), В.ПСтроков (218), В.П. Сюзева (220), (на материале школ России); В.Д.
Халиков, СИ. Алиев, Г.И. Алекбаров (Азербайджан); Э.Х. Муратова, А.А.
8 Сарбагишев (Киргизстан); Я.А. Савзонов (205) (Таджикистан); СФАбдуллаев
(11), С.СБулатов (43), А.И. Инагамов (ПО), К. Касымов (117), В.Р.Хасанов
(240) (Узбекистан).
На материале декоративно-прикладного искусства Казахстана выполнен ряд исследований - К.Ж.Амиргазиным (6), Е.С.Асылхановым (16), ЭАбиловой, Э. Зальцман, ОАКомаковым, К.Е.Ералиным (86), Ж. Балкеновым, Б.Ижетовым, ДА.Кемешевым (120), К.Болатбаевым, И.С. Смаковым и др.
б) Культурологический и искусствоведческий подход, когда доминируют
этические и эстетические аспекты обучения детей средствами народного
искусства. Внимание учащихся акцентируется в основном на познавательной,
семантической, оценочной, коммуникативной, воспитательной, утилитарной
функциях декоративно-прикладного искусства. При этом художественно-
творческое развитие юношества трактуется зачастую всего лишь как средство
усиления так называемых «основных видов» образования и воспитания чем
неоправданно отодвигается на второй план освоение теории и практики языка
изобразительного искусства. Главным и определяющим аспектом
художественного образования считается ценностно-социализирующий,
мировоззренческий, связанный с формированием памяти исторической и культурной.
Национально-региональный подход к использованию материала народного декоративно-прикладного творчества в учебном процессе общеобразовательной школы изначально и по определению носит сугубо локальный характер и находится в противоречии:
с принципами всеобщности и доступности образования из-за теснейшей связи с историей, национальными и религиозными традициями и условиями быта коренного народа. Здесь главным фактором, существенно ограничивающим повсеместное использование узконационального культурного наследия, является то, что вне пределов конкретного этнического сообщества, у других народов, в связи с особенностями их собственного пути исторического развития, вполне достаточно и своих традиционных и глубоко оригинальных
9 форм декоративно-прикладного искусства. Форм, которые, находясь в
гармонии с менталитетом коренного населения, в большей степени отвечают его
духовным запросам и, естественно, представляют больший интерес для
учащихся. Поэтому вполне очевидно, что подобный вариант наиболее актуален
в условиях кружковой работы и на занятиях по художественному труду в местах
компактного и довольно длительного совместного проживания близких
духовно, в силу общности исторического развития, народов;
с декларируемым принципом подготовки для общества гармонично
развитой личности. Перспектива формирования способности объективного
эмоционально-ценностного отношения человека к искусству прошлого и
реалиям мира настоящего через искусство в самых различных его проявлениях,
а также понимания художественно-эстетических характеристик произведений
искусства своего народа в контексте культурной жизни человечества на
материале ограниченного национальными рамками декоративно-прикладного
творчества, представляется более чем проблематичной. Национально-
региональный компонент ориентирован на максимальное понимание и учет
специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности.
В этом случае цель педагогических разработок состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры. Предполагается, что процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации;
с возможностью согласования учебных целей и задач занятий по освоению конкретного, отобранного зачастую по субъективным соображениям преподавателя, художественного материала народного декоративно-прикладного искусства с целями и задачами обучения изобразительному искусству в целом;
с неоправданно скудным фактором времени, отводимого современными программами на обучение изобразительному искусству, что до предела ограничивает возможности школьника в освоении различных форм и видов
10 народного декоративно-прикладного искусства в количественном и
качественном плане;
и, наконец, с материально-техническим обеспечением общеобразовательной
школы, так как организация занятий по декоративно-прикладному искусству
требует, помимо достаточно сложного технологического оборудования и
инструментального оснащения, еще и соблюдения повышенных мер техники
безопасности.
Ограничения, которые налагают вышеуказанные противоречия на процесс обучения изобразительному искусству в школе, а, следовательно, и на эффективность и качество формирования художественной культуры средствами народного искусства, позволяют говорить о возможности лишь в какой-то мере качественного усвоения ребенком фрагментарных, узкоспециализированных знаний и понятий о законах, правилах, приемах и способах практического решения скорее технологических, чем творческих задач в пределах одного, максимум двух видов декоративно-прикладного искусства.
Наиболее полно и ярко культурологически-искусствоведческая направленность в истолковании принципов включения различных форм и видов народного декоративно-прикладного искусства нашла свое выражение в конце 70-х годов прошлого века в результатах исследовательской и педагогической деятельности Т.Я.Шпикаловой, посвященной разработке теории и методики художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами народного искусства в условиях урочной работы. Ее программа «Основы народного декоративно-прикладного искусства» объединяет в интегрированном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и пения (музыка). Цель и задачи курса — формирование у младших школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков (258, 259).
Эта программа в свое время была огромным прорывом в истолковании педагогической общественностью принципов включения материала народного
творческого наследия в содержание художественного образования в школе. В сущности, и здесь справедливо будет отдать должное автору, это практически первая попытка изучения народного декоративно-прикладного искусства в системе, а не на примере отдельных форм и видов.
Однако Т.Я.Шпикаловой не удалось разрешить до конца противоречия, возникавшие в практике осуществления теоретических и методических положений ее программы в условиях реального учебного процесса. В частности, количество предлагаемых для изучения единиц народного искусства явно превышало лимит времени, отводимого программой по изобразительному искусству. Композиция видов народного декоративно-прикладного искусства в содержании художественного образования из-за крайней неопределенности критериев их отбора не всегда была дидактически обоснована, в результате чего сложность учебно-творческих задач довольно часто не соответствовала возрастным возможностям учащихся и т.д.
В своем исследовании мы исходили из того, что познание основ народного искусства - путь, исторически сложившийся в системе ученичества, существовавшей на народных художественных промыслах. Выверенные в течение веков формы обучения, базирующиеся на творческом освоении традиционного художественно-образного декоративного языка народного искусства, могут и в настоящее время служить своему назначению. Более того, по своим возможностям, разнообразию и богатству художественных образов, неповторимости пластического ритма видения они с успехом могут быть использованы и в практике обучения реалистическому изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе при условии соответствующей организации учебного процесса.
Как следствие, наши научные устремления были направлены на разработку целостной методической концепции художественно-творческого развития учащихся средней школы средствами народного декоративно-прикладного искусства России.
12 Серьезный подход к изучению проблем построения содержания
художественного образования в контексте актуализации интегративных связей народного декоративно-прикладного творчества и метода реалистического изобразительного искусства невозможен без учета всей суммы знаний, накопленных в результате специальных исследований. В этом направлении первостепенное значение для нас имели фундаментальные труды ученых А.В.Бакушинского (20), В.А.Барадулина (23,24), Г.В.Беды (26), КЯ.Богуславской (35), Л.С.Выготского (59,60), Р.Заззо (95), Е.И.Игнатьва (103, 104), Г.Кершенштейнера (121), Т.С.Комаровой (125, 126), В.С.Кузина (137), Г.В.Лабунской (139), Л.И.Любарской (152), В.С.Мухиной (163), Б.М.Неменского (169), Г.Песталоцци (177), Н.Н.Ростовцева (199, 200), А.С.Хворостова (241, 242), Е.В.Шорохова (256), Т.Я.Шпикаловой (258), Б.ПЮсова (264, 265) и др., посвященные теории и методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в дошкольном и школьном периодах образования.
Особенно внимательно нами были проанализированы диссертационные исследования, направленные на раскрытие роли национального декоративно-прикладного искусства, национальной культуры в эстетическом воспитании подрастающего поколения, в его духовном развитии, в формировании познавательных и эстетических интересов. Это работы К.Ж.Амиргазина (6), С.Ф.Абдуллаева (11), У.В.Аристовой (12), Е.С.Асылханова (16), М.М.Байрамбекова (18), Ю.К.Беджанова (27), В.С.Белова (28), С.С.Булатова (43), М.Х.Данашева (81), А.И.Инагамова (ПО), С.ПЛомова (149), Н.Н.Пучковой (190), Л.М.Раджабова (191), и др., затрагивающие отдельные аспекты формирования потребностей, мотивов, способностей, мировоззрения.
Раскрытию самобытной синтетической природы, особенностей художественного языка, разностороннему анализу значения произведений народного искусства в жизни человека посвящены работы ИЯ.Богуславской (35), В.М.Василенко (48), В.С.Воронова (57), М.А.Некрасовой (167, 168), Т.М.Разиной (192), Б.А.Рыбакова (204), А.Б.Салтыкова (206), А.К.Чекалова
13 (246). Эти авторы рассматривали народное декоративно-прикладное искусство с
точки зрения философии и культуры, эстетики и этнографии, изучали его в
психологическом, историко-краеведческом, нравственном аспектах.
Общие вопросы теории эстетического воспитания и художественного образования разрабатывались в трудах многих ученых, в том числе С.Е.Игнатьева (105), В.С.Кузина (137), В.КЛебедко (141), Б.Г.Лихачева (145), Б.М.Неменского (170/, Н.Н.Ростовцева (199), Е.В.Шорохова (257), Б.ПЮсова (107) и др.
Художественно-эстетическому развитию личности ребенка посвящены работы Ю.Н.Калугиной (ИЗ), Б.В.Квятковского (118), Д.М.Скилъского (213), В.Г.Смирнова (215), В.А.Сухомлинского (219), В.Н.Шацкой (252), и др.
Различные проблемы методики эстетического воспитания и художественного образования учащихся и студентов средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства находят обоснование в трудах Т.А.Васильевой (49), В.И. Козлова (124), В.В.Корешкова (130), С.ПЛомова (149), П.В.Лосюк (150), В.Ф.Канева (114), И.Г.Пилипенко (180),К.А.Скворцова (212), В.П.Строкова (218), В.Ф.Сюзевой (220) и др.
В области психологии проблемой творчества занимались Ю. Аксенов (3), В.Г.Ананьев (7), П.К.Анохин (9), А.В.Антонов (10), Р.Арнхейм (13), П.П.Блонский (42), К.Бюлер (46), Н.Н.Волков (55), Л.С.Вьгготский (59), В.Д.Глезер (68), АБ.Запорожец (96, 97), В.П.Зинченко (99), В.И.Кириенко (122), Б.В.Коссов (131), Б.Ф Ломов (148), А.Г.Полякова (182), Б.М.Теплов (224), П.М.Якобсон (267), А.Л.Ярбус (269) и др.
Исследование художественно-эстетических ценностей народного
декоративного искусства, вопросов и проблем использования его
художественно-выразительных средств в сфере народного образования в разное время проводили такие ученые как Ю.А.Арбат (14), А.В.Бакушинский (20), И.Я.Богуславская (35), В.М. Василенко (48), В.М.Вишневская (53), И.М. Раджабов (191), Т.М.Разина (192), Н.Б. Салтыков (206), Р.И. Хасанов (240), А.К. Чекалова (246) и т. д.
14 К числу исследований, посвященных разработке теоретических основ
эстетического воспитания дошкольников и младших школьников, относятся особо ценные для нас труды Т.О.Гиневской (66), Т.Г.Казаковой (112), Е.Г.Ковальской (124), Т.С. Комаровой (125), В.И.Логиновой (147), Ю.В.Максимова (154), Я.З.Неверович (165), К.Риччи (198), Н.П. Сакулиной (207), Е.А. Флериной (233) и др. Указанные авторы внесли значительный вклад в становление и развитие проблемы обучения изобразительному искусству, справедливо полагая, что художественная деятельность в области декоративно-прикладного искусства является одним из определяющих факторов в формировании личности, развитии ее творческих задатков и качеств.
Сложная и многоаспектная проблема художественного развития школьников средствами изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, методические особенности отбора и включения материала декоративно-прикладного искусства в учебный процесс получила разностороннее освещение в трудах ученых-методистов А.Д. Алехина (2), В.С.Кузина (136), Б.М. Неменского (109), Н.М.Соколышковой (217), А.С. Хворостова (241), Т.Я. Шпикалововой (258), Б.П. Юсова (265) и др.
Основополагающее, не теряющее актуальности до настоящего времени значение имеет научная деятельность в области художественного образования таких видных ученых, как Н.Н. Ростовцев и B.C. Кузин. В их трудах раскрываются специфика и закономерности методики обучения изобразительному искусству. Концептуальной основой созданной ими системы художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения являются четыре вида изобразительной деятельности: рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование и беседы об искусстве (136,137,199,200).
В числе исследований, посвященных проблемам художественного образования, раскрывающих синтетическую природу изобразительного искусства, нельзя оставить без внимания выдвинутые Б.М. Неменским и Б.П. Юсовым в 70 - 80 годы XX века, крайне интересные, хотя во многом и
15 небесспорные, концепции художественно-эстетического образования
юношества. Их идеи создания художественного образа и приобщения учащихся
к мировой художественной культуре в качестве непременных условий
успешности освоения изобразительного искусства не потеряли своего
плодотворного и одновременно полемического значения до настоящего времени
(107, 108, 109 169,170, 265, 266).
Среди научных работ, связанных с различными проблемами совершенствования процесса обучения изобразительному искусству особое внимание привлекают труды Н.С.Боголюбова (34), Е.И.Буцаева (45), К.Бюлера (46), М.Х.Данашева (81), В.П. Зинченко (99), Е.И. Игнатьева (103), Л.Г. Медведева (158), Н.К. Шабанова (251), и др., позволяющие рассматривать художественное образование в школе как целостный, взаимосвязанный процесс, направленный на формирование гармонично развитой в профессиональном, эстетическом и духовно-нравственном плане личности.
И все же на сегодняшний день, несмотря на широкое признание воспитательно-развивающих возможностей самой декоративно-прикладной деятельности, остаются вопросы в научном истолковании сложных взаимоотношений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства. До сих пор не решена проблема ликвидации размежевания в постановке учебных и творческих целей и задач - проблема параллельности функционирования в границах одного учебного предмета двух художественных систем, двух художественных миров, имеющих общую природу происхождения - реалистического и народного декоративно-прикладного видов изобразительного искусства, что, соответственно, отрицательно сказывается и на освоении и понимании культурного наследия прошлого, и на результатах обучения изобразительному искусству в целом.
Нет достаточной ясности и в вопросах роли декоративного творчества именно в формировании художественной культуры, так как нет полного понимания сути влияния на художественное развитие ребенка специфического содержания обучения изобразительному искусству, связанного с освоением
пластически-образного языка народного декоративно-прикладного искусства. И в этом аспекте не сформировано устоявшееся мнение о принципах отбора единиц народного искусства и их дидактической композиции в содержании художественного образования.
Но наименее изученной является проблема использования художественного материала системы декоративной росписи в народных промыслах России в формировании художественной культуры учащихся в целом и развитии способностей к изобразительному искусству в частности. Выбирая из обширнейшего спектра народного декоративно-прикладного искусства материал декоративной росписи, мы исходили из того, что этот вид народного творчества обладает еще в должной мере не оцененными дидактическими возможностями гармоничного художественного развития личности.
Знакомство детей с типами и видами узоров, орнаментов, приемами декоративного обобщения и особенностями декоративной композиции в полосе, круге, квадрате, освоение отдельных видов народной росписи и т.д. предполагается школьной программой на основе эстетического восприятия изделий профессионального декоративно-прикладного искусства и природных форм растительного и животного мира и лишь только декларируемой связи с целями и задачами развития способностей к изобразительному искусству. В связи с этим проблема синтеза народного декоративно-прикладного и реалистического искусства в содержании художественного образования, заключающаяся в разработке педагогических и методических условий их слияния в единую дидактическую композицию, нацеленную на формирование художественной культуры подрастающего поколения, уже на протяжении длительного времени стоит с особой остротой.
Осуществленный нами анализ научных исследований, практического опыта и программ по изобразительному искусству, в которых в том или ином ракурсе рассматривались проблемы интеграции материала народного декоративно-прикладного искусства в содержание художественного образования в школе, позволил выявить основное противоречие, возникающее в этом случае. Оно
17 заключается в рассогласовании между постоянно существующей в обществе
необходимостью сохранения преемственности в духовно-культурном и
интеллектуальном развитии личности и уровнем подготовки юношества к
выполнению социальных функций по сохранению и совершенствованию этого
опыта при традиционной постановке художественного образования в школе, в
котором не самым оптимальным образом реализуется огромный
полихудожественный потенциал народного декоративно-прикладного
творчества.
Таким образом, ПРОБЛЕМА формирования художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи в народных промыслах России, а, следовательно, и генерализация идеи синтеза народного декоративно-прикладного и реалистического видов изобразительного искусства в содержании художественного образования в школе настоятельно требует своего теоретического, психолого-педагогического и методического обоснования.
Все вышеизложенное определяет АКТУАЛЬНОСТЬ нашего
диссертационного исследования, так как отсутствие оптимального научно-методического обеспечения для полноценного решения проблемы формирования художественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства, имеющей помимо ценностно-креативной составляющей и большое социокультурное значение, отрицательно отражается не только на эффективности всего учебно-воспитательного процесса художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, но, как следствие, от этого страдает и общество в целом.
Учитывая настоятельную необходимость освоения искусства декоративной росписи в народных промыслах России и недостаточную ясность принципов включения этого вида народного искусства в учебно-воспитательный процесс, мы сформулировали ЦЕЛЬ нашего исследования — разрешение сложных, порой довольно противоречивых вопросов взаимоотношения форм и традиций народного декоративно-прикладного творчества с практикой освоения
18 реалистического изобразительного искусства. А именно - разработка и
психолого-педагогическое обоснование теоретических положений методики
изобразительного искусства, направленной на повышение эффективности
формирования художественной культуры учащихся средствами декоративной
росписи в народных промыслах России - развитие способностей понимания и
интерпретации культурного наследия прошлого с перспективой актуализации
обретенного опыта в собственной творческой практике.
Объект исследования - теория и практика осуществления процесса формирования художественной культуры школьников, базирующегося на освоении искусства декоративной росписи в народных промыслах России, в целях актуализации глубинных связей народной культуры и различных видов изобразительной деятельности.
Предмет исследования - содержание, пути, методы и приемы, психолого-педагогические условия совершенствования художественного образования и воспитания школьников средствами народной изобразительной культуры.
В основу исследования положена следующая ГИПОТЕЗА: формирование
художественной культуры школьников средствами декоративно-прикладного
искусства будет осуществляться более эффективно, если в координатах
специально разработанной и экспериментально проверенной системы обучения,
базирующейся на освоении художественно-образного языка декоративной
росписи, будут устранены противоречия между целями и задачами
инкультурации личности и практикой освоения подрастающим поколением
ценностно-креативного социального опыта в области изобразительного
искусства, возникающие в процессе интеграции материала народного искусства
в содержание художественного образования, что возможно при условии:
отбора на основе анализа специфики художественно-образного языка
различных народных промыслов России тех видов, основополагающие идеи, законы, принципы и способы художественно-пластического воплощения замысла в продуктах творческой деятельности которых являются определяющими и равно действующими и для возможно более широкого круга
19 единиц народного декоративно-прикладного, и для реалистического
изобразительного искусства;
развития базовых способностей выражения с достаточной полнотой личностного отношения к явлениям окружающей действительности в продуктах изобразительной деятельности, необходимых для полноценного воплощения художественного образа как в системе традиций различных видов декоративной росписи, так и в реалистическом изобразительном искусстве и формирования опосредованного собственным художественным опытом эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру;
активного использования художественного опыта, обретенного школьниками на уроках рисунка и живописи с натуры, в процессе стилизации реалистического изображения природных форм в декоративные, что в наибольшей степени способствует развитию художественно-образного мышления;
поддержания устойчивого интереса у школьников к занятиям изобразительным искусством посредством раскрытия художественной выразительности искусства декоративной росписи.
Подобный подход к организации обучения изобразительному искусству позволяет учащимся, с одной стороны, - полнее осознать неповторимое своеобразие русского декоративно-прикладного творчества во всей его вещно-материальной конкретике и овладеть образно-художественным языком, с помощью которого в системе росписи воплощается глубинный смысл, отражающий суть художественного мировоззрения народа. Это, в свою очередь, непосредственно способствует достижению высокого уровня художественной культуры, активизируя процессы развития визуального и логического мышления и предоставляя широкие возможности совершенствования практических умений и навыков осуществления изобразительной деятельности. С другой стороны, приобщение школьников к различным видам изобразительной деятельности - классической реалистической и декоративной
20 открывает для них перспективу самоопределения в предпочтениях по формам
изобразительного творчества, его видам и жанрам.
Таким образом, по мере овладения основами мастерства изобразительного
искусства в процессе изучения родного национального художественного
наследия, как части мирового культурно-исторического процесса, знания
приводятся в систему и создаются условия для формирования опосредованного
собственным художественным опытом, осознанного эмоционально-ценностного
отношения к искусству, понимания художественно-эстетических характеристик
культурного наследия прошлого и системообразующих тенденций в
художественной жизни настоящего. Это означает, что закономерности процесса
обучения изобразительному искусству, логичность его построения в
совокупности реализуют программу формирования художественной культуры,
предоставляя обучающимся возможность актуализировать обретенный
художественный опыт в собственной творческой практике многомерно и
адекватно глубине и сложности мировосприятия.
В соответствии с проблемой и целью, гипотезой, объектом и предметом
.исследования определены следующие ЗАДАЧИ:
определить содержание и специфику проблемного поля культуры и социума в контексте формирования художественной культуры школьников;
провести ретроспективный анализ концепций, программ, дидактических путей и методов художественного образования, в той или иной степени определяющих роль и место декоративно-прикладного и народного творчества в процессе обучения изобразительному искусству в школе;
раскрыть специфическое значение генетического единства природы происхождения народного декоративно-прикладного и реалистического видов изобразительного искусства для формирования художественной культуры учащихся;
разработать на основе анализа специфики художественно-образного языка различных художественных промыслов России критерии отбора тех единиц народного искусства, основополагающие идеи, законы, принципы и способы
21 художественно-пластического воплощения замысла в продуктах творческой
деятельности которых, не вступая в противоречие с задачами постижения
реалистического искусства, способствует повышению эффективности
формирования художественной культуры, т.е. являются определяющими и
равнодействующими и для возможно более широкого круга видов народного
декоративно-прикладного и для реалистического изобразительного искусства;
выявить и научно обосновать влияние изучения художественно-образного языка народной декоративно-изобразительной культуры на эффективность освоения реалистического изобразительного искусства;
разработать критерии сформированности художественной культуры школьников;
определить дидактические условия интеграции народного декоративно-прикладного искусства в содержание художественного образования школы;
проанализировать и теоретически обосновать роль графического образа в практике обучения изобразительному искусству в школе;
обосновать ведущую роль стилизации реалистического изображения природных форм в декоративные как учебно-творческой деятельности, снимающей вопрос параллельности функционирования двух художественных систем - реалистического искусства и народного декоративно-прикладного в содержании художественного образования;
определить композицию видов народного декоративно-прикладного искусства России в содержании художественного образования в школе;
определить критерии сформированности основ художественной культуры школьников;
выявить оптимальные психолого-педагогические условия и разработать научно-методическое обеспечение процесса художественного образования, целенаправленно ориентированного на формирование художественной культуры школьников в условиях освоения пластически-образного языка декоративной росписи в народшлх промыслах России.
разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить
методическую программу реализации учебно-творческого потенциала декоративной росписи в процессе обучения изобразительному искусству в школе.
Научная новизна исследования состоит:
в определении места и роли декоративной росписи в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся в современных условиях; доказано, что включение пластически-образного материала данного вида народного творчества в содержание обучения изобразительному искусству предоставляет возможности не только для более полного выявления самобытности и неповторимого своеобразия русского народного художественного наследия, но и открывает для детей перспективы самоопределения в предпочтениях по формам изобразительного искусства, его видам и жанрам;
в разработке и обосновании критериев отбора тех единиц народной художественной культуры, освоение изобразительного материала которых впрямую, неопосредованно, влияет на единую цель вместе с рисованием с натуры, но памяти и по представлению — на формирование художественной культуры личности;
в исследовании феномена влияния освоения образно-художественного языка системы декоративной росписи на успешность развития способностей к изобразительному искусству;
в определении дидактической композиции видов декоративной росписи в содержании художественного образования;
в разработке целостной, эффективной методической системы формирования художественной культуры учащихся в процессе ориентированного на освоение традиционного декоративно-прикладного творчества обучения изобразительному искусству. При этом основной формой изобразительной деятельности, снимающей вопрос параллельности функционирования народного декоративно-прикладного и реалистического изобразительного искусства в
23 учебном поле предмета «Изобразительное искусство», объединяющей в единую
дидактическую композицию все виды изобразительной деятельности: рисование
с натуры, по памяти, по представлению, работу над композицией и освоение
искусства декоративной росписи, является стилизация. Иначе - художественная
переработка реалистического изображения природных форм в декоративные
именно в традициях изучаемого на данный момент вида народного искусства;
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования ориентируют педагогическую мысль на преодоление односторонности в решении вопросов интеграции различных видов народного декоративно-прикладного творчества в содержание художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предполагая не только расширение возможностей самоопределения детей в предпочтениях форм, видов и жанров изобразительной деятельности, но и оптимизацию формирования художественной культуры подрастающего поколения средствами народного искусства.
Практическая значимость исследования. Основные положения диссертации могут быть применимы при разработке содержания и совершенствования программ в практике обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе; в программах основного и дополнительного профессионального образования в области художественной педагогики; служить основой нетривиальной интерпретации профессиональных интересов в сфере повышения квалификации преподавательского состава; при подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий по различным разделам декоративного рисования в общеобразовательной школе и в системе дополнительного художественного образования.
Методологической основой исследования являются:
основные положения философии, психологии, педагогики, дидактики, относящиеся к проблеме формирования художественной культуры учащихся;
научные публикации искусствоведов по вопросам определения места и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
современные психолого-педагогические исследования, раскрывающие
взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность процессов развития, обучения и воспитания человека;
принципиальные положения отечественной и зарубежной методики,
связанные с повышением эффективности обучения изобразительному
искусству;
исследования по проблемам, смежным с темой нашей диссертации, отражающие преимущественно различные предпосылки для научно-методического обоснования специфики включения декоративно-прикладного искусства в учебный процесс.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался следующий комплекс методов исследования;
изучение и анализ адекватных проблеме и целям исследования научно-методической и специальной литературы, публикаций и диссертационных работ;
сопоставление и обобщение практического опыта освоения традиционного художественно-образного язьжа различных центров народного искусства России, анализ особенностей построения учебного процесса, занятий и оценка творческих работ учащихся этих центров, беседа с преподавателями;
соотнесение современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики с общими тенденциями теории и практики эстетического воспитания и художественного образования;
систематический анализ результатов учебно-творческой изобразительной деятельности учащихся;
статистическая обработка экспериментальных данных, апробация методических рекомендаций;
исследование процессов развития визуального мышления, зрительно-моторной памяти учащихся и творчески-деятельностного подхода к использованию изобразительного опыта освоения художественного материала народного искусства в рисовании с натуры, по памяти и по представлению;
проведение формирующего эксперимента и обработка полученных данных.
Положения, выносимые на защиту:
теоретическое обоснованное и экспериментально проверенное предположения о том, что формирование художественной культуры учащихся наиболее эффективно при условии активного использования в процессе обучения изобразительному искусству художественного материала русского декоративно-прикладного искусства - материала декоративной росписи в народных промыслах России;
содержание, формы и методы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе обоснованно выстраиваются с учетом использования в учебном процессе изобразительного опыта художников традиционных промыслов России, содержащего в себе, в силу общности природы создания декоративного и реалистического изображения, все художественно-пластические средства изобразительного искусства в целом;
процесс обучения изобразительному искусству практически детерминирован решением двуединой задачи: развитием прямой и обратной связи глаз - мозг -рука и творческим применением обретенного в процессе стилизации реалистического изображения в декоративное изобразительного опыта для выражения замысла в конкретном изображении вне зависимости от вида изобразительной деятельности;
овладение художественно-образным языком системы декоративной кистевой росписи позволяет не только ярче выявить самобытность и неповторимое своеобразие традиционного искусства, но и открывает для детей широкие возможности дифференцированного, личностно-ориентированного подхода к эстетическому освоению действительности, понимания явлений культуры и искусства, выбору вида художественно-творческой деятельности.
Этапы исследования. Исследовательская работа проводилась в четыре этапа.
Первый этап (1984 - 1987гг.) осуществлялся на базе общеобразовательных школ и специализированного училища г. Тамбова. В это время изучалась и
26 анализировалась философская, психологическая, искусствоведческая и
педагогическая литература по проблемам художественного образования и
эстетического воспитания учащихся средней школы. Проведенный анализ
научных публикаций по вопросам обучения изобразительному искусству и
развития специфического восприятия, памяти, представлений, формирования
художественно-творческих способностей, определения места и роли народного
декоративно-прикладного искусства в учебном процессе позволил определить
направленность нашей научно-исследовательской работы.
Самостоятельная педагогическая деятельность, изучение опыта включения различных видов народного декоративно-прикладного искусства в содержание обучения по предмету «изобразительное искусство» в школе, обобщение теоретических и практических положений методических систем развития способностей к изобразительной деятельности привели к конкретизации научных интересов автора, что выразилось в разработке методических рекомендаций к проведению занятий по рисунку, живописи, тематическому и декоративному рисованию.
На втором этапе (1988 - 1992 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент по изучению влияния одного из видов кистевой росписи - Хохломской на эффективность освоения учащимися основ изобразительного искусства в школах г. Набережные Челны с целью обобщения исходных теоретических и практических положений предлагаемой авторской методики обучения.
Данные, полученные методом анализа работ детей по всем разделам рисования - с натуры, по памяти, сюжетному и декоративному, позволили констатировать качественное улучшение изобразительной техники и специфического, целостного восприятия натуры. Метод систематического наблюдения за изобразительной деятельностью учащихся, сопоставительный анализ результатов выполнения учебно-творческих заданий, внесение необходимых коррективов во время проведения формирующего эксперимента
27 предоставили возможность научного обоснования положительной динамики в
развитии визуального мышления и зрительно-моторной памяти детей.
Третий этап (1993 - 1997 гг.) - расширение границ проведения экспериментальной работы.
Молодые специалисты, окончившие художественно-графический факультет Набережночелнинского государственного педагогического института, получившие за время обучения основательную профессиональную подготовку в области декоративно-прикладного искусства и работающие по специальности, стали включать в содержание обучения изобразительному искусству в школе художественный материал системы декоративной росписи народных промыслов России. Опытными базами служили районы республики Татарстан: Елабужский, Нижнекамский, Зеленодольский, Агрызский, Чистопольский и города: Альметьевск, Елабуга, Заинек, Менделеевск, Набережные Челны (общеобразовательные и художественные школы, учебно-производственные комбинаты, специализированные училища). При этом, помимо хохломской росписи, в учебном формирующем процессе в целях проверки эффективности предлагаемой методики обучения проводилась экспериментальная апробация народного художественного материала Урало-сибирской росписи и живописно-декоративного искусства Жостова.
В соответствии с поставленными задачами и выдвинутой рабочей гипотезой осуществлялась прямая и обратная связь с учителями и преподавателями, ведущими обучение изобразительному искусству по экспериментальным программам. Им направлялись методические рекомендации в виде брошюр, сборников, наглядных пособий и т.д. Для них на базе художественно-графического факультета Набережночелнинского государственного педагогического института проводились краткосрочные методические семинары и курсы повышения квалификации, тем самым мы получили возможность обобщения результатов педагогической практической работы по включению художественного материала народного искусства в учебный процесс
28 общеобразовательной школы, оценки ее положительных и выявления
негативных моментов и тенденций.
Четвертый этап (1998 — 2002 гг.) - дальнейшая опытно-экспериментальная проверка концептуальных положений гипотезы исследования, внесение уточнений как в практику подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и в организацию процесса художественного обучения и эстетического воспитания в школе средствами традиционного народного искусства.
Одновременно сравнивались, анализировались, обобщались результаты педагогической работы в экспериментальных и контрольных классах за длительный период обучения, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования обсуждались и получили положительные отзывы на научно-практических и научно-методических международных, республиканских и городских конференциях: Елабуга (1993); Н. Челны — ежегодно с 1992 по 2003 г., Казань - Н. Челны (1998); Уфа (1999); Казань (2002); Москва (2001 - 2004).
Материалы исследования используются в процессе обучения в сфере народного образования учителями изобразительного искусства республики Татарстан, а также автором в ходе осуществления преподавательской деятельности в НГПИ на практических, семинарских, лабораторных занятий, руководства дипломными работами студентов ХГФ, на курсах повышения квалификации в Институте непрерывного педагогического образования. Методические разработки по проблеме формирования изобразительной культуры средствами народного искусства апробируются студентами ХГФ при прохождении педагогической практики в общеобразовательных школах г. Набережные Челны и республики Татарстан.
Содержание и специфика проблемного поля культуры и социума в контексте формирования художественной культуры
В литературе существует огромное количество определений культуры — как претендующих на научную строгость, так и многозначных, образных (например, культура управления, производства, земледелия, художественная культура, культура стыда, вины, совести, культура успеха и комфорта, женская культура и др.). Если обратиться к изначальному смыслу этого слова, «культура» (от лат. - возделывание, воспитание, образование, развитие) - это прежде всего выработанная «среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями,... а также система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или иных социально значимых практических и интеллектуальных действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции)» (135, с. 336).
Как можно видеть, понятие «культура» определяет собой способ, процесс «возделывания», «развития», «образования» человеческой природы и одновременно результат этого процесса, овеществленный в продуктах материального и духовного производства, в системе норм, ценностей, отношений человека к себе, другому человеку, природе, обществу, человечеству, в уровне личностного совершенства, развития творческих сил и способностей человека. Иными словами, культура есть сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условие развития творческих способностей личности и гуманизации общества.
В культурологической и социально-педагогической литературе (93,102, 132,135,146, 155) все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии.
Дня начала необходимо прояснить содержание исходных понятий «социум» и «культура», рассмотреть их как относительно самостоятельные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.
Социум как явление, предмет анализа и объект преобразования можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными составляющими, а также процессов «социальной механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.
Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и вьшолняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.
«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.
С одной стороны, культурные нормы и ценности, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект культуры, определяют смысл существования социума. С другой — «социальность» не просто фиксирует носителя — субъекта культурной деятельности, но придает феномену «культурного» содержательную определенность. Культура всегда предполагает существование вполне конкретного субъекта, который хранит предания, традиции, нормы, aразвивает их и в них только и развивается.
Сущность социума — делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс реализуется в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшних культурных процессов (135,155).
class2 Народное декоративно-прикладное искусство в контексте формирования
художественной культуры учащихся class2
Значение единства природы происхождения декоративного и реалистического изображения для практики художественного образования
Идея синтеза народного декоративно-прикладного творчества и реалистического изобразительного искусства в содержании художественного образования относится к числу основополагающих и глубоко специфических факторов формирования художественной культуры юношества.
В этом плане народное декоративно-прикладное искусство России, являясь не только составной частью народной художественной культуры, но и неиссякаемым источником ее развития, по богатству и многообразию форм обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом. Народному художественному творчеству глубоко чужд натурализм, прямое, буквальное копирование жизни. Оно постоянно удивляет нас выразительностью, смелыми композиционными решениями колористическим богатством, остротой лирических, а зачастую, и иронических интонаций. Однако как соотнести этот своеобразный мир с особыми современными условиями, методиками, программами обучения реалистическому изобразительному искусству? Возможно ли это? И если да, то, что же тогда является основанием для подобного предположения?
Главное, на наш взгляд, - необходимо отрешиться от цепкого, крайне мешающего видеть реальный художественный процесс представления, что специфика теории и практики обучения изобразительному искусству в аспекте включения материала народного творчества откристаллизовалась и не может быть изменена, расширена, иначе интерпретирована, а должна только шлифоваться и совершенствоваться в пределах уже найденного.
В художественной культуре происходят существенные качественные сдвиги. Исследовательская мысль, справедливо рассматривая синтез народного декоративно-прикладного и реалистического видов изобразительного искусства как подчиненное единой идейно-эстетической концепции соединение, приобретающее и выявляющее новые художественно вьфазительные возможности и дидактические качества, ставит на повестку дня задачи разработки новых программ и методик обучения изобразительному искусству, учитывающих различные цели включения материала народного искусства в содержание художественного образования.
Осознанная ориентация в закономерностях исторического развития художественной формы в народном декоративно-прикладном искусстве способна помочь глубже разобраться во многих особенностях современной художественной педагогики, вернее решать проблему формирования художественной состоятельности юношества. Расширение конкретных знаний в этой сфере обязательно приводит исследователя к мысли, что особо существенным моментом в понимании роли и места народного искусства в художественном образовании служит то, что освоение традиционного наследия народного искусства в то же время может быть и одним из основополагающих факторов становления и эффективного развития художественной культуры учащихся.
И в этом случае обязательно возникает вопрос о том, что же является основанием для выдвижения предположения о возможности построения гармоничного процесса обучения изобразительному искусству с включением художественного материала народного искусства. Может быть, по своей природе эти две художественные системы настолько далеки друг о друга, что ни о каком синтезе их в содержании художественного образования и речи вести не стоит?
Вопрос общности природы происхождения народного декоративно-прикладного и реалистического видов изобразительного искусства принадлежит к числу фундаментальных вопросов не только теории, но и художественной и педагогической практики. С различных точек зрения это волнует и искусствоведческую и педагогическую мысль, но специфическое значение проблема реалистичности-декоративности, как активно действующая сила в современной художественной педагогике, приобретает в практике и теории методики преподавания изобразительного искусства. Именно в той мере, в какой она может определять направление внимания художников педагогов и в той или иной степени оказывать влияние на эффективность формирования художественной культуры школьников. Следовательно, в контексте нашего исследования есть настоятельная надобность проанализировать проблему соотношения между реалистичностью и декоративностью в реалистическом изобразительном искусстве, тем более что и само-то понятие «декоративности» вызывает много споров и вопросов.
Под понятием «декоративности», этимологически происходящим от латинского decora - «украшаю», подразумевается красота, прелесть, изящество. В словаре «Эстетика» «декоративность» трактуется как качественная особенность произведения искусства, определяемая его композипионно-пластическим и колористическим строем, и выступающая как форма выражения красоты» (267). Так или иначе, феномен декоративности проявляется во всех пространственных и пространственно-временных видах искусств, но именно в декоративно-прикладном творчестве является основополагающей формой выражения содержания и художественной образности.
«Реализм» в переводе с французского означает «вещественный». В широком смысле слова - стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях. В обыденной жизни реализм - почти то же, что и прагматизм — ясное, трезвое, утилитарное восприятие действительности. В изобразительном искусстве - понимание возможного, соответствие материальных средств и приемов поставленным задачам реалистического воплощения художественного образа, правдивого отражения реалий окружающей действительности.
Графический образ в методике обучения изобразительному искусству
Развитие познавательных процессов - а изобразительное искусство является одним из своеобразных видов познания человеком окружающей действительности — необходимое условие овладения ребенком своими движениями. Овладение рукой создает предпосылки для превращения ее в «орудие орудий», что, в свою очередь, дает толчок к дальнейшему самосовершенствованию личности. Изготовление орудий труда и операциональные действия с ними составляют специфическую особенность только человека и являются необходимой составляющей освоения социального опыта.
При изучении развития собственно изобразительной функции рисования нам представляется важным напомнить, что рисование - это не только движение руки, контролируемое глазами, но и то, что оба эти компонента всецело зависят от третьего - центральной нервной системы, от уровня и функции мышления и степени развития художественных способностей обучающегося. Иначе говоря, для овладения рисованием требуется не только развитие специальных движений руки, усвоение графических навыков й умений, но и становление восприятия и формирование образных представлений, воображения учащихся, позволяющих воплотить в рисунке образы памяти, представлений и воображения.
Любой вид деятельности - и изобразительная деятельность не является в этом плане исключением - требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Задача построения системы движений в этой ситуации является довольно сложной. Чтобы решить ее успешно, субъект обязан постичь сложнейшую специфику конкретной предметной ситуации и согласовать ее с телесной биомеханикой, со свойственными ему ритмами и пластикой, тактильными ощущениями художественных материалов, приемами построения изображений.
Проанализировав анатомический аппарат произвольных движений, костно-мышечную систему высших животных и человека, А.А. Ухтомский (228) подчеркивает, что их сложность намного превосходит сложность любых механизмов. Это обусловлено чрезвычайной подвижностью кинематических цепей человеческого тела. Число степеней свободы кончика человеческого пальца относительно грудной клетки достигает шестнадцати, то есть в пределах диапазона вытянутой руки палец может двигаться как угодно и в любом направлении и даже так, как если бы он совершенно не был связан с остальным телом. Можно представить, насколько трудно при таком наличии степеней свободы двигательного аппарата обеспечить с его помощью однозначный приспособительный эффект.
Исходя из этих данных, ученый делает заключение о том, что ни костно-мышечный аппарат в целом, ни какая-либо его часть не составляют готового механизма для выполнения разнообразных целесообразных движений, а представляют собой лишь совокупность анатомических компонентов. Исполнительный механизм движения возникает каждый раз заново путем ограничения степеней свободы кинематических цепей: ограничение достигается с помощью тонических сокращений определенных групп мышц, регулируемых центральной нервной системой. Но и тогда, когда такой временный механизм для выполнения нужного произвольного движения уже возник, он сам по себе не может обеспечить нужного результата.
Множество степеней свободы кинематических цепей человеческого тела приводит к тому, что неизбежные при выполнении сколько-нибудь сложного акта погрешности суммируются и, будучи незначительными для каждого отдельного звена, в совокупности достигают столь значительной величины, что осуществляемое движение неизбежно отклоняется от заданного курса. Вероятность отклонения еще более возрастает в связи с тем, что по ходу выполнения произвольного движения неожиданно возникают и влияют на его осуществление новые условия и силы, которые не могут быть заранее предусмотрены.
Развивая в своих биохимических исследованиях положения, выдвинутые А.А. Ухтомским, Н.А. Бернштейн (29, 30) установил еще ряд факторов, осложняющих процесс двигательного поведения человека. С одной стороны, обнаруживается, что одинаковые напряжения одних и тех же мышц дают совершенно различный двигательный эффект при разном их исходном состоянии, в частности при различной степени их растяжения, которая непрерывно меняется в процессе выполнения движения. С другой стороны, активные силы, развиваемые сокращающимися мышцами, составляют лишь часть всей совокупности сил, определяющих движение. Помимо мышечных сил в эту совокупность входит еще и сопротивление внешней среды, а также реактивные силы, возникающие из-за взаимодействия между звеньями кинематической цепи. Внемышечные силы в ряде случаев играют значительную роль в динамическом балансе выполняемого движения. Иногда мышцам приходится совершать усилие в направлении, противоположном выполняемому движению, сдерживая, таким образом, действия внешних и реактивных сил.