Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры Пахомова Юлия Анатольевна

Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры
<
Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пахомова Юлия Анатольевна. Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 120 c. РГБ ОД, 61:02-13/137-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры 15

1. Научные предпосылки формирования самооценки в процессе нравственного развития младших школьников 15

2. Система воспитания этической культуры как условие формирования нравственной самооценки младших школьников 34

3. Диагностика развития нравственной самооценки младших школьников в процессе этического воспитания 44

Глава 2. Методы и условия эффективности формирования нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры 65

1. Игра как способ формирования нравственной самооценки младших школьников

2. Диалог как метод становления нравственной самооценки младших школьников 81

3. Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе развития нравственной самооценки младших школьников 93

Заключение 101

Библиография 104

Приложение 118

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобрела сегодня особую значимость в связи со стабилизацией общественно-политической ситуации в стране, возрастанием роли морали в регуляции общественных отношений, становлении российского менталитета, а также возрождением и возрастанием в жизни общества духовно-нравственных норм общения в духе толерантности, гражданского согласия и патриотизма.

Новые общественные отношения, складывающиеся в демократическом социуме, обуславливают необходимость повышения сознательности людей на основе усвоения ими российского варианта ценностей (Н.Д.Никандров), требуют новых подходов к организации, психолого-педагогическому обоснованию и обеспечению непрерывного нравственного образования и воспитания детей. С этих позиций нравственное воспитание предстает как возможность и право воспитанника выбрать ценности, как подготовка к жизненному и профессиональному самоопределению, как формирование его самосознания.

Одним из ведущих понятий нашего исследования является ценность. В теоретическом познании этот феномен соответствует понятию "значимость" и указывает на личностный, социально-культурный смысл восприятия действительности. В таком случае предметный и духовный мир может оцениваться по критериям добра и зла, красоты и безобразия, справедливости и несправедливости. Следовательно, ценности воспринимаются школьником прежде всего на эмоционально-мотивационном уровне, а самооценка ценностей предстает как проблема выбора на этапах игры, труда, познания и общения. Младший школьник находится на этапе ведущего вида деятельности - игры.

В свете вышеизложенного феномен нравственной самооценки предстает как воспитательная ценность.

Нравственное развитие младшего школьника предполагает его
стремление и умение объективно оценивать отношение людей к
окружающему миру, осознавать собственную позицию в сфере общения.
Процесс осознания ребенком моральной основы поведения и отношений
длителен и требует педагогически выверенных личностно
ориентированных подходов, где важную роль играет формирование и
развитие самооценки, выполняющей регулятивную функцию в
жизнедеятельности нравственно развивающейся личности. Самооценка
влияет на характер отношений растущего человека с окружающими
людьми, сферу его деятельности, стимулирует нравственный выбор в
различных жизненных ситуациях. Нравственная самооценка определяет всё
многообразие отношений ребенка с миром, его самосознание и

мироощущение. Хорошо организованное этическое воспитание, охватывающее многие сферы жизнедеятельности личности, может и должно способствовать формированию нравственной самооценки школьников.

Начиная исследование, мы исходили из того, что этика есть наука о ценностях человеческой жизни, ориентирующая личность на их познание, осмысление и присвоение в собственном опыте поведения. Этическое воспитание мы рассматриваем как широкую область ценностных ориентации ребенка, отражающих его отношение к окружающей действительности, мотивацию поведения, индивидуальные проявления в деятельности. В соответствии с этим этическое воспитание направлено и на осознание личностью своего "Я", и это важно учесть педагогу, особенно стремление ребенка самостоятельно оценить свои поступки, поведение, "качества". Такой подход стимулирует процесс самовоспитания и самосовершенствования школьника.

Вопросы осознания человеком своих личностных особенностей, сущность, природа самооценки привлекает все большее внимание

представителей различных наук, о чем свидетельствуют исследования в философии, психологии, педагогике.

Общие подходы к процессу осознания личностью своих отношений с окружающими людьми освещены в философских трудах А.С. Арсеньева, О.Г. Дробницкого, И.Т. Фролова. Этические аспекты становления личности выделены С.Ф. Анисимовым, В.И. Бакштановским, А.А. Гусейновым, А.И. Титаренко, Г.С. Смирновым. В работах A.M. Архангельского, Н.Н. Крутова, В.О. Момова, Ю.М. Смоленцова современное состояние общества рассматривается в контексте моральных норм и усиления гуманистической направленности ценностных ориентации человека.

Научная закономерность взаимосвязи культуры и нравственного мира личности, выявленная в трудах Л.П. Буевой, Э.В. Ильенкова, А.К. Уледова, обусловила появление нового феномена "диалог культур", который особенно ярко выражен в исследованиях М.М. Бахтина, B.C. Библера.

В трудах психологов Б.Г. Ананьева, А.И. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна проблема самооценки рассматривается во взаимосвязи с проблемой самосознания личности. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель уровня его развития, как личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.

Изучению роли и функций самооценки в структуре личное 1 и положили начало работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.Ф. Сафина, где особо выделены условия развития самооценки, сделан акцент на общение с окружающими и собственную деятельность ребенка.

Освещение вопросов формирования самооценки и ее роли в развитии личности мы найдем в научных сообщениях зарубежных специалистов К. Роджерса, Р. Бернса, которые самооценку интерпретируют как личностное новообразование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности ребенка.

Аспект нравственной самооценки опосредованно выделен в ряде психолого-педагогических исследований, проведенных в последние годы А.В. Захаровой, М.Э. Боцмановой, Т.Ю. Андрущенко, Т.И. Токарской, С.Г. Лукмановым. Они выявили роль самооценки в формировании у ребенка готовности к школьному обучению, в развитии учебной деятельности, познавательной активности, в формировании самостоятельной личности. Отмечается, что на протяжении школьного возраста у детей происходят существенные изменения в понимании нравственных качеств личности, в умении видеть эти качества у самого себя и у сверстников (С.Г. Якобсон, Н.Э. Фокина, В.Г. Щур). По их данным, дети в начальной школе уже способны обобщать содержание нравственных понятий, усваиваемых ими в процессе жизнедеятельности, что важно учитывать в формировании опыта конкретных человеческих отношений и поступков.

Непосредственное отношение к нашему исследованию имеют работы А.В. Захаровой, Т.Ю. Андрущенко, Г.А. Горбачевой, где определена структура самооценки, представленная двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Уточнено, что содержание самооценки обусловлено направленностью на тот или иной объект самооценивания (труд, внешний облик и т.д.), степенью объективности мнения о себе, выраженного в понятиях "адекватность - неадекватность", уровнями самооценки, отражающими сущность притязаний (высокий, средний, низкий).

В работах психологов выявлена особая роль функциональных связей самооценки с общим процессом формирования личности школьника (И.Е. Савонько), деятельностью (А.И. Липкина), межличностным общением (Е.И. Серебрякова, Т.И. Токарская) и ее самовоспитанием (Л.И. Рувинский, Л.С. Сапожникова).

Педагогический аспект проблемы формирования и развития самооценки чаще всего рассматривается в русле нравственного воспитания личности. В работах И.А. Каирова разработана концепция этического

просвещения, которая была обогащена впоследствии в трудах О.С. Богдановой, В.И. Петровой, B.C. Ханчина, И.Ф. Харламова.

С особым интересом и пристальным вниманием мы изучали работы, в которых раскрывается процесс нравственного воспитания школьников (И.С.Марьенко), выявляются формы и методы организации нравственного просвещения (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, К.В. Гавриловен, Д.М. Гришин), уточняется специфика усвоения нравственных норм поведения (Г.Ф. Гаврилычева), особенности формирования нравственного опыта (Р.Г. Амосова). Опорным для нас стал принцип единства и взаимосвязи нравственных знаний, чувств и поведения, раскрытый в трудах О.С. Богдановой, А.И. Дулова, В.И. Петровой.

В исследовании мы опирались на различные аспекты регуляции нравственного поведения школьников, учитывали современные исследовательские подходы и методы, отраженные в работах Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой. щ Особенно для нас ценны научные сообщения о понятийно-терминологическом аппарате, уточняющие категории "мораль", "нравственность", "этика", "общение", "взаимоотношения учащихся", "нравственная оценка и самооценка".

Таким образом, вопросы структуры, функций и развития самооценки нашли достаточное освещение в научных исследованиях. Что касается формирования нравственной самооценки личности в этическом воспитании, то данная проблема не нашла пока самостоятельного и убедительного решения. В то же время нравственная самооценка имеет кардинальное значение как фактор развития личности.

Педагогический опыт свидетельствует, что в практике воспитания формированию самооценки младших школьников не уделяется должного внимания. Она чаще всего складывается стихийно, вне воздействия со стороны педагогов и воспитателей. На наш взгляд, одна из причин этого -

отсутствие внимания учителя к данному аспекту, его систематических знаний о природе самооценки, условиях и закономерностях ее развития.

В своей работе учитель, ориентируясь на эталонное представление об ученике, не акцентирует внимание на обеспечение условий реализации заложенного в ребенке внутреннего потенциала. Это не даёт возможности школьнику определить свои личные перспективы с помощью поддержки учителя. Наблюдения и экспериментальная работа показали, что педагог, как правило, любые проявления детей соотносит с их умственными способностями и отношением к учебе. Самооценка ребенка, его собственное представление о своей личности, своих способностях, возможностях не учитываются. А ведь именно от этих представлений зависит уверенность школьника в своих силах, осознание результатов своей деятельности, успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам. В школах учеников редко ставят в ситуации выбора, в которых они имеют возможность проявить свое "Я", оценить собственную деятельность, поэтому ребенок, попадая в ситуацию оценивания себя, как правило, затрудняется это сделать, ограничиваясь ответом: "Пусть другие скажут, какой я, им виднее".

Отсутствие должного внимания к развитию нравственной самооценки на первоначальном этапе обучения приводит к тому, что при переходе в среднюю школу ребенок сталкивается с неспособностью и неумением оценивать свои возможности, свои положительные и отрицательные качества. Это негативно влияет на попытки подростка к выражению собственного "Я". Опыт подтверждает, что подросток часто теряет ощущение собственной индивидуальности и чувство собственного достоинства, попадая в зависимость от мнения сверстников, что недопустимо. Это приводит к росту чувства тревоги, к неуверенности в себе, к неспособности дать отпор негативным внешним воздействиям.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования нравственной самооценки младших школьников остаётся недостаточно разработанной в теории и практике воспитания. Нет достойного объяснения и самого понятия "нравственная самооценка". В построении этического воспитания эти вопросы актуальны и требуют своего раскрытия. Формирование нравственной самооценки младших школьников мы рассматривали как фактор их этического воспитания, что требует определения наиболее эффективных путей и методов её формирования, выявления критериев и уровней сформированности нравственной самооценки.

Все это послужило основанием для определения темы нашего исследования - "Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры", что обусловило формулировку следующих показателей исследования.

Объект: воспитание этической культуры младших школьников.

Предмет: процесс формирования нравственной самооценки младших школьников.

Цель: определить педагогические подходы и методы формирования нравственной самооценки младших школьников в этическом воспитании. Задачи:

уточнить содержание и сущность понятия "нравственная самооценка";

определить эффективные направления педагогической деятельности по формированию нравственных оценочных суждений младших школьников в этическом воспитании;

разработать формы и методы стимулирования нравственной самооценки в процессе этического диалога с детьми;

выявить условия эффективности формирования нравственной
самооценки младших школьников в системе воспитания этической
культуры.

Гипотеза исследования: уровень нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры можно повысить при соблюдении следующих условий, если:

все компоненты воспитательной этической системы взаимосвязаны и взаимодействуют в едином педагогическом направлении в логике возрастного подхода;

используются психолого-педагогические механизмы формирования самооценки, как в учебной, так и внеурочной деятельности;

осуществляется диалогическое взаимодействие участников воспитательного процесса;

если игра, сюжетная канва этического диалога, разнообразие форм и методов стимулируют развитие нравственной самооценки;

диагностика нравственного развития обеспечивает взаимосвязь изучения и воспитания детей.

Исследование убедило нас в том, что положения гипотезы оправданы в том случае, если формирование нравственной самооценки начинается в младшем школьном возрасте, сензитивном к воспитательному влиянию, когда ребенок стремится быть "как все и лучше". В этот период происходит интенсивное формирование младшего школьника как субъекта деятельности, в которой нравственная оценка становится стимулом возвышения личности.

Теоретико - методологическую основу исследования составили:

идеи гуманизации личности (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, А.Н.
Леонтьев, А.В. Петровский, С.А. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский),
гуманизации образования, личностно ориентированного подхода (.В.
Бондаревская, В.В. Сериков и др.);

позиции отечественных педагогов о единстве формирования, воспитания и развития личности (Ш.А.Амонашвили, О.С. Богданова, В.М. Коротов, И.С. Марьенко);

психологические основы развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.И. Мясищев, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин);

положение "Я-концепции" о ценности каждого человека (Р. Берне. И.С.Кон);

концепция диалога культур (Л.М.Баткин, М.М.Бахтин, В.С.Библер);

положения о развитии личности в деятельности и общении (К.А.Альбуханова - Славская, А.А.Бодалев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.);

этно-педагогические и культурные основы формирования ценностных ориентации (Б.М.Бим-Бад, Г.Н. Волков, Н.Д.Никандров).

В соответствии с избранной проблематикой использовались
следующие методы исследования: теоретический анализ философской,
психологической и педагогической литературы, анализ передового
педагогического опыта; включенное наблюдение; психолого-

педагогические методы изучения нравственного развития детей: беседы, анкетирование, анализ рисунков, составление схем, сочинений, творческих работ; интроспективный метод (осмысление собственного опыта работы в школе в качестве учителя этики).

Этапы исследования:

Первый этап (1994 - 1996 гг.) - анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в философской, психологической и педагогической литературе; выявление и разработка методов психолого-педагогической диагностики учащихся с целью определения динамики развития их нравственной самооценки; уточнение темы диссертации.

Второй этап (1997 - 1999гг.) - выявление оптимальных методов формирования нравственной самооценки; проведение и анализ психолого-педагогических диагностик учащихся в процессе этического воспитания; экспериментальная проверка гипотезы исследования.

Третий этап (2000 - 2001 гг.) - анализ, систематизация, обобщение полученных результатов исследования, оформление их в виде диссертации.

Научную новизну и теоретическую значимость исследования сформулируем так: уточнено понятие "нравственная самооценка"; определены научные принципы к формированию нравственной самооценки младших школьников в процессе их этического воспитания (системность, взаимосвязь изучения и воспитания, формы и методы, адекватные возрасту, деятельностная основа воспитания); обозначены методы, выявлены психолого-педагогические условия эффективности их применения; охарактеризованы способы актуализации диалогического взаимодействия на этических занятиях с младшими школьниками; определена специфика индивидуального и дифференцированного подходов в формировании нравственной самооценки младших школьников, разработана диагностика ее развития.

Практическая значимость работы состоит в определении содержания понятия нравственной самооценки, особенностей диалогического подхода к построению этического занятия с младшими школьниками, в описании методики авторских уроков по этике, в разработке диагностических методик нравственной самооценки, в подготовке методических рекомендаций по этическому воспитанию младших школьников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и
выводов обеспечены соблюдением методологических положений и
принципов, разработанных в философской, психологической и
педагогической науке; теоретические выводы проверены и подтверждены
экспериментально; обобщающие выводы сделаны на основе

количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования, подтверждения основных положений и выводов диссертации осуществлялись в ходе включенного наблюдения в московской школе №235, а также опытно-экспериментальной работы под руководством диссертанта в школе № 1080. В анализе результатов работы по разработанной диссертантом диагностике участвовало более 500 учеников начальной школы различных регионов страны и городов СНГ: Донецка - школа № 56, Харькова - школа № 75, Ставропольского края (Невинноммыск, школа № 11), Краснодарского края (станица Павловская, школа № 12).

Материалы исследования были представлены в качестве публикаций, докладов, сообщений, тезисов на научно-практических, межрегиональных конференциях и семинарах по нравственно-этическому воспитанию школьников, в том числе на второй Всероссийской научно-практической конференции "Воспитание этической культуры детей и подростков" (Москва, 1998г.); Всероссийской научно-практической конференции "Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся" (Москва, 2000г.); ежегодных научно-практических семинарах межрегионального объединения "Этическое воспитание школьников" (Обнинск, Крымск - 1996г., Невинномысск - 1997г., станица Павловская Краснодарского края - 1999г.).

Сформулируем в тезисном виде положения, выносимые на защиту.

1. Нравственная самооценка - это вид частной самооценки, определяющей меру удовлетворенности собой, отражающей эмоционально-ценностное отношение человека к своим личностным качествам, действиям, поступкам. Она основана на этических знаниях и нравственных чувствах. Как структурный элемент самосознания личности она определяет степень объективности мнения школьника о себе как человеке

нравственном. Наличие нравственной самооценки определяет сущность притязаний ученика на нравственно ориентированное "Я".

  1. Система воспитания этической культуры как целостный процесс педагогической деятельности, где нравственное воспитание охватывает все аспекты школьной жизнедеятельности детей, способствует формированию нравственной самооценки младших школьников.

  2. Диалогическое взаимодействие с детьми, подкрепленное игровыми сюжетами, разнообразием форм и методов, стимулирует нравственную самооценку младших школьников.

Научные предпосылки формирования самооценки в процессе нравственного развития младших школьников

Одной из центральных задач любого воспитательного процесса является формирование активной созидающей личности, способной к осуществлению осознанной саморегуляции для максимальной реализации ее возможностей. Центральным звеном осознанной саморегуляции человека является самооценка, определяющая сущность его притязаний и в соответствии с ней уровень его активности, окрашенность отношения к миру, к людям, к самому себе.

Самооценка рассматривается учеными в контексте развития самосознания личности. Существуют мнения о том, что вопрос о природе и сущности, содержании и основных формах проявления самосознания, условиях, путях и средствах его развития является лишь проблемой философов и психологов. При этом, по замечанию профессора А.А.Шнирмана, прежде чем возникнуть как проблема философии и психологии, проблема самосознания уже рассматривалась как проблема этическая. В соответствии с таким подходом мы вычленили именно этический аспект, поскольку развитие самосознания - это один из кардинальных вопросов становления целостной личности. В этой связи трудно не согласиться с позицией И.И. Чесноковой, утверждающей, что в том, как личность представляет свое "Я", отражается мера ее осознания себя и уровень зрелости личности в целом.

Акцентируя внимание в исследовании на нравственной самооценке, мы считаем необходимым и важным рассмотрение ее в структуре нравственного самосознания, так как самооценка - конструктивный элемент самосознания, показатель уровня развития личности, являющийся одной из существенных ее характеристик и выполняющий функцию внутреннего регулятора поведения (С.Л. Рубинштейн).

Ориентируясь в исследовании на психолого-педагогические корни рассматриваемой проблемы, мы разделяем позиции, изложенные в работах Л.В. Бондаревской и В.И. Петровой, которые исследовали формирование нравственного сознания школьников, влияющего на становление нравственного самосознания детей. По мнению авторов, нравственное сознание проникает во все сферы деятельности и поведения личности и обеспечивает единство их проявления в соответствии с требованиями общественной морали.

В.И. Петрова, подходя к рассмотрению нравственного сознания с педагогических позиций, выделяет те его компоненты, которые поддаются педагогическому анализу, контролю, воздействию и в то же время отражают нравственную сущность личности школьника. Ориентируясь на данный подход, мы понимаем под нравственным сознанием отражение нравственных явлений, прежде всего в форме знаний, представлений, оценок, отношений, мотивов, и рассматриваем нравственное сознание как развивающее нравственное самосознание ребенка, начиная от непосредственного переживания своих отношений с окружающей действительностью, главным образом с окружающими людьми, до осознания, познания им себя и своих отношений с миром.

Основываясь на этапах развития самооценки, которые выделила В.П. Петрова в своём исследовании, назовём следующие особенности, характерные для младших школьников:

ребенок переживает свои отношения с взрослыми и другими детьми. Он стремится действовать в соответствии с образцами и правилами, а затем нормами, принципами, идеалами, что свидетельствует о познании им этих норм; он начинает самостоятельно выделять перечисленные ориентиры как особое явление и объект социальной оценки, что влияет на собственную оценку;

объектом познания ребенка становятся побудители его действий -цели, намерения, мотивы.

Именно в этой логике происходит развитие нравственной самооценки.

Для нашего исследования так же важна позиция А.А. Бодалева, который рассматривает познание и самопознание как две стороны единого процесса, детерминирующего взаимосвязь присущих индивиду оценок, направленных во вне, и самооценок, их сопряженность друг с другом, поскольку, оценивая какое-либо проявление окружающего мира, человек прежде всего определяет свое отношение к нему, устанавливает его значимость для себя.

В психолого-педагогической литературе глубоко освещены вопросы структуры самооценки, ее функций. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, И.С. Кона, В.Е. Коноваленко, Т.А. Каракулиной, А.И. Липкиной, К. Роджерса, Л.В. Сысуевой и др. самооценка рассматривается как сложный по своей психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения.

Система воспитания этической культуры как условие формирования нравственной самооценки младших школьников

Необходимым условием формирования нравственной самооценки младших школьников является системный подход, который разработала А.И. Шемшурина применительно к системе воспитания этической культуры школьников. Мы показываем возможности этого подхода в условиях работы с младшими школьниками в аспекте нравственной самооценки детей. Экспериментальная работа показала, что данная система, построенная на принципах единства и взаимосвязи формирования чувств, знаний и поведения позволяет эффективно воздействовать на нравственное развитие личности. Сочетание нравственного просвещения с деятельностью, игрой, творчеством, подкрепленное содержанием и методами педагогической деятельности, обеспечивает положительное влияние на нравственное сознание, а через него на нравственную самооценку школьников. Само этическое воспитание как педагогическое явление направлено на углубление и развитие механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь школьников, их жизнедеятельность. Направленность на овладение этическими знаниями, получение эмоционально-образных представлений, приобщение личности к соответствующим нормам морального поведения влияет не только на повышение общей культуры нравственных чувств и нравственно ориентированного мышления учеников, но и на умение адекватно оценивать свои действия, поступки, поведение.

Мы исходили из убеждения, что формирование нравственной самооценки определяется соответствующим процессом воспитательного влияния на детей, при котором ребенок, получая необходимые этические знания, ориентирован на вычленение и градацию качеств гуманной личности, на познание себя и окружающих. Как показало исследование, системный подход к этическому воспитанию позволяет детям данного возраста выходить на подобные ориентиры. Полученные знания ребенок осмысливает в контексте структуры человеческих взаимоотношений, их эмоционального восприятия, что постепенно приводит его к осознанию своего места в структуре этих отношений, а затем уже к умению объективно оценить себя, свои поступки и возможности, то есть к развитию нравственной самооценки.

Системный подход к этическому воспитанию позволяет педагогу постепенно провести ребенка через все этапы формирования нравственной самооценки, приобщить его к основным сферам жизнедеятельности в школе, во внеурочном пространстве, внеклассной коллективной деятельности.

Урок, названный "Этическая грамматика", выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий по предлагаемой для каждого класса программе, где последовательно расширяются и углубляются этические знания, представления, эмоциональное восприятие, приобретается опыт приобщения к общечеловеческим ценностям. Успешному усвоению ребёнком необходимых этических знаний способствует диалогическое взаимодействие на уроке, при котором педагог, занимая опосредованную позицию, дает возможность младшему школьнику самостоятельно прийти к пониманию той или иной этической категории. Здесь же ученик получает первоначальный опыт осмысления других и самоосмысления.

Происходит это примерно в следующей логике, что можно проследить на примере этического занятия в первом классе "Рядом друг всегда с тобой". Его цель - раскрыть понятие "дружба", его важные составляющие.

В процессе занятия дети вместе с учителем выходят на такие качества как доброжелательность, верность, доверие, необходимые в дружеских отношениях. При этом понятия раскрываются с точки зрения их понимания детьми. Достигается это путем использования многообразных форм включения детей во взаимодействие. Так, например, такое качество как доверие раскрывается в процессе игры. В ходе занятия учитель предлагает детям:

- Встаньте, пожалуйста, мы немного поиграем и отдохнем. Я буду называть сказочных героев. Если эти герои дружат, беритесь за руки, а если нет - руки опущены.

Малыш и Карлсон. Винни Пух и Пятачок. Заяц и Волк. Айболит и Бармалей. Чебурашка и крокодил Гена. Кот Леопольд и два мышонка. Львенок и черепаха. Красная шапочка и волк. Дядя Федор и кот Матроскин.

- Сейчас вы подали руки друг другу. Не отпускайте их.

- Что вы почувствовали?

- Да, тепло. А что это значит?

- Конечно, теплое, дружеское, доброжелательное отношение, доверие друг к другу. Вы замечали, ребята, что при встрече вы подаете руку своему другу, тянетесь к нему. Почему?

- Да, вы ему доверяете. Доверие. А что значит доверять?

(На доске появляется табличка с этим качеством).

Вот таким образом через чувства, ощущения, включаясь в игровую ситуацию, ребенок приходит к пониманию важного качества личности.

Игра как способ формирования нравственной самооценки младших школьников

Как показало исследование, процесс развития нравственной самооценки наиболее эффективен при условии постоянного и последовательного диалогического взаимодействия педагога с учащимися по нравственным проблемам. Такому взаимодействию посвящены занятия по программе этической грамматики с младшими школьниками. Эти занятия построены таким образом, что создают условия для возрастания интеллектуального напряжения и эмоционального переживания младших школьников за счёт развития сюжетного рисунка занятия, рассматриваемых в нем вопросов. В процессе исследовательской работы мы акцентировали внимание на структуре построения этического диалога с детьми младшего школьного возраста в логике специально выстраиваемого сюжета по нравственной проблеме.

Современному школьнику необходим доверительный диалог с ним об отношении к жизни, к ее непростым проблемам, который помогает ребенку увидеть неосознанные еще процессы в мире своего "Я" и определить пути к осмыслению этих процессов. Этот диалог призван помочь маленькому школьнику выстроить важную для него мысль, включиться в обсуждение, самостоятельно прийти к решению возникающих нравственных проблем.

Диалогическое взаимодействие на занятиях по этике способствует личностному осмыслению детьми этических аспектов рассматриваемой проблемы, стимулирует формирование собственного нравственного решения, создает условия для нравственного "открытия себя". С помощью педагога в процессе диалога происходит целенаправленное формирование индивидуальной нравственной позиции ребенка, а значит, формируется умение объективно оценивать себя и окружающих.

В построении этического диалога с младшими школьниками мы ориентировались на характерное для них внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Стремились в процессе экспериментальной работы, закрепляя это внимание, развивать в учениках привычку к постоянной моральной оценке поведения и нравственной самооценке. Как показало исследование, это достигается с помощью специальной педагогической технологии, которая основывается прежде всего на логике сюжетного построения занятия. В нашем эксперименте успешно проводились занятия типа урок - сказка, урок - приключение, урок - путешествие, урок - игра или открытие тайны, урок - рассуждение по проблеме.

В зависимости от тематики занятия и воспитательных задач, а также с учетом специфики конкретного класса ключевыми моментами развития диалога выступали разнообразные педагогические приемы. Они вводились с целью опосредованной корректировки поведения детей, их взаимоотношений в коллективе и в то же время позволяли изучать особенности нравственного развития школьников, становления их самооценки. Такими приемами служили конверты с сокровенными желаниями детей, посланными доброму волшебнику Гудвину в Изумрудный город; включение в сюжет нарисованных школьниками человечков с целью выхода на незаконченные предложения, которыми дети могли закончить сказочный сюжет. Анализ ситуаций, решение педагогической задачи позволяли выйти с детьми на нравственный выбор.

Таким образом, диалог на этическом занятии строился примерно в следующей логике (занятие в первом классе "Я могу быть волшебником"):

- Скажите, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. А почему сказки любят и взрослые, и дети? Почему мы готовы читать их и слушать в любом возрасте?

- Наверное, и потому, что в сказках всегда побеждает... добро.

- А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы закрыли глазки, головки положили на ручки и попробовали под музыку увидеть свою самую любимую сказку.

- Какую сказку увидела Света? А какую - Дима? Конечно, каждый увидел свою самую любимую сказку. И эти сказки... какие? Добрые.

Так ненавязчиво дети сами выходят на понятие добра. При этом созданная ситуация располагает к общению и вызывает эмоционально положительный фон для него.

- А кто в сказках совершает добрые поступки?

- Конечно, это добрые волшебники. А кто из вас хочет стать добрым волшебником?

- Но прежде скажите, как волшебники совершают свое волшебство?

- Значит, для того, чтобы делать добро, необходима волшебная палочка или слова заклинания? Но у нас в реальной жизни этого нет. Значит, мы не сможем стать добрыми волшебниками и совершать добрые поступки?

- Что нам все - таки понадобится для того, чтобы делать добрые дела?

Так педагог выходит с маленькими детьми на понимание того, что добрые дела необходимо хотеть совершать, стремиться к ним. Чтобы дети пришли к этому учитель включает школьников в процесс думания, который подкрепляется вопросами "почему?", "как ты думаешь?", оранжереей возможных вариантов ответов и другими приемами. При таком диалоге размышления ребенка и итоги общих раздумий станут определяющими для выбора нравственных понятий, путей дальнейшего поведения, которые важно закрепить и развить уже на последующих занятиях.

- Да, конечно, необходимо желать и хотеть делать добрые поступки. Уметь их находить и видеть.

- У вас на партах лежат сердечки. Напишите на них ваше самое доброе заветное желание.

Похожие диссертации на Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры