Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России Петрикова-Агафонова, Софья Олеговна

Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России
<
Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрикова-Агафонова, Софья Олеговна. Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 2005. - 165 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и практические исследования значения музейной культуры учащихся в эстетическом воспитании в музеях Германии и России.

1. Философские, педагогические, психологические и историко-культурные аспекты музейной культуры стр. 12

2. Структурно-функциональный анализ выставочных проектов как условия развития музейной культуры учащихся стр. 30

Глава 2. Образовательные выставочные проекты в Государственной Третьяковской галерее как условие эстетического воспитания учащихся.

1 . Методика исследования развития музейной культуры учащихся в процессе реализации выставочных проектов образовательного характера стр. 97

2.Результаты экспериментальной проверки педагогической эффективности выставочных проектов «Русская зима. Праздники и забавы» и «XX век в мастерской художника. Диалоги» стр. 108

Заключение стр.149

Список литературы стр. 153

Введение к работе

систематичность в организации посещения экспозиции. Однако на

практике музей не может охватить всех учащихся системой цикловых

занятий. Разрешить эту проблему позволяют выставочные проекты

образовательного характера, которые, как концентрированное музейное

пространство, позволяют выстроить систему работы в рамках

эстетического воспитания учащихся.

Современное общество характеризуется формированием новой парадигмы глобальных отношений, связанной с диалогом культур и цивилизаций, поэтому все более актуальной становится проблема изучения зарубежного опыта и создание условий для взаимообогащающего сотрудничества.

Взаимодействие немецкой и российской педагогики имеет не только прочные исторические корни, но и перспективы дальнейшего развития, так как очевиден обоюдный интерес друг к другу. В настоящее время образовательный процесс как в Германии, так и в России находит свое выражение в индивидуализации и дифференциации образования. Это предполагает гибкость и динамичность учебных программ, возможность их варьирования в соответствии с требованиями и изменяющимися условиями социально-экономической среды, а также конкретными интересами учащихся.

Взаимный интерес России и Германии обусловлен давними историческими связями. Явственной тенденцией конца XX века стало активное сближение двух стран, особенно в образовательной и культурной сферах (масштабные проекты «Москва-Берлин 1900-1950» (1996), «Москва-Берлин 1950-2000» (2003), фестивали искусства Россия-Германия (2002-2004) и др.). Особая роль в этом процессе принадлежит художественному музею как институту общения и взаимодействия различных культур, который способен не только «погружать» зрителя в

культуру прошлого, но и связывать ее с ценностями текущего времени. Именно это качество и придает ему особую значимость в образовательном процессе.

Одной из задач как школы, так и музея является воспитание творческой личности всеми имеющимися у них средствами. Немецкие и российские специалисты в области музейной педагогики осознают, что для успешной реализации этого процесса необходимо развивать эстетические представления школьного учителя и его учеников, эффективно организовывать процесс освоения ими музейных ценностей, формировать интерес к музею до уровня потребности в систематическом включении в музейную коммуникацию.

Стратегия развития современного общества во многом определяется уровнем владения информацией. Это относится как к техническим, так и к гуманитарным наукам. Расширение диапазона образовательных услуг художественной педагогики требует от учителя профессиональной мобильности, освоения современных форм эстетического воспитания.

Педагогу, чтобы успешно развивать творческие способности своих учеников, необходимо быть в курсе современной художественной жизни. На сегодняшний момент выставки в художественных музеях содержат очень большой образовательный потенциал как по заявленным темам, так и по способу презентации. Систематическое посещение выставок не только расширяет информационное поле учителя и его учеников, но и развивает их музейную культуру, формирует творческое мышление, позволяет увидеть разнообразие экспозиций, возможности межмузейных и междисциплинарных связей, почувствовать общую тенденцию развития мировой культуры.

Особое значение среди выставок, посещаемых школьным учителем со своими учениками, имеют образовательные выставочные проекты, подготовленные музейными педагогами с учетом интересов учащихся и

психологии восприятия искусства. Потребность в таких специализированных проектах возрастает, так как именно они позволяют преодолеть ряд ограничений и недостатков других форм работы с детьми на постоянных экспозициях, рассчитанных на массового зрителя, создают специальные условия для целенаправленного эстетического развития ребенка и профессионального роста педагога.

В диссертации впервые поставлена проблема развития музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания на материале выставочных проектов в музеях Германии и России. Особое внимание в работе уделено анализу деятельности немецких и российский специалистов по формированию образовательных концепций выставочных проектов и проверки их практических результатов.

Долгое время проблема развития музейной культуры учащихся связывалась, главным образом, с овладением языком изобразительного искусства, прежде всего с умением постичь его образный строй. Однако для того, чтобы музейная информация воспринималась не элементарно, а достаточно глубоко, необходимо учить пониманию специфики языка музея, образного строя экспозиции, умению оценивать музейные предметы в широком контексте, с общественно-исторических позиций, с точки зрения таких специфических музейных понятий, как мемориальность, редкость, типичность, собственно эстетическая ценность и т.д.

Актуальность данного направления диссертационного исследования обусловлена несколькими факторами.

-Теория и практика выставочных проектов для детей как сфера реализации образовательной функции музея рассматривалась отечественными специалистами только эпизодически. Накопленый значительный практический опыт в области выставочных проектов образовательного характера (начиная с 1960-х годов) как в Германии, так

и в России до сих пор не был систематизирован и проанализирован как условие развития музейной культуры учащихся.

-Выставочные проекты для детей в художественных музеях России и Германии не анализировались с точки зрения их исторического развития, их педагогической значимости в системе «школа-музей» и их инновационного значения в сфере эстетического воспитания учащихся.

-Поставленные проблемы определили междисциплинарный характер диссертационного исследования. Полифункциональный подход к рассмотрению обозначенной темы предполагал осмысление ее с философской, психолого-педагогической, историко-культурной и социально-коммуникативной точек зрения.

Объект исследования: выставочный проект для детей в художественных музеях Германии и России в ХХ-начале XXI века как условие эстетического воспитания учащихся.

Предмет исследования: развитие музейной культуры учащихся в процессе реализации выставочных проектов в музеях Германии и России.

Цель исследования: определение оптимальных путей развития музейной культуры учащихся на основе анализа опыта проведения выставочных проектов в германских и российских художественных музеях. В ходе исследования поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать философские, психолого-педагогические, культурно-исторические аспекты музейной культуры.

  2. Рассмотреть образовательные выставочные проекты в музеях Германии и России как лабораторию поиска наиболее результативных методов эстетического воспитания детей.

  3. Проанализировать выставочные модели образовательного характера рубежа XX - XXI века как оптимальное условие формирования музейной культуры учащихся.

Гипотеза исследования: развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания будет успешным при следующих условиях, если:

основополагающим фактором в деятельности педагога будет образовательный выставочный проект, концепция и содержание которого соответствуют культурной традиции музея;

художественная экспозиция будет сочетать в себе многоаспектность (через демонстрацию междисциплинарных связей) и создавать условия для творческого восприятия экспоната;

при проведении проекта будут учитываться интересы современных школьников и возрастные, психологические особенности восприятия искусства детьми;

творческие контакты, возникающие между музейным педагогом, учителем и школьниками в процессе реализации образовательного проекта, позволят индивидуализировать процесс общения с каждой группой учащихся.

Методологической основой исследования явились:

исследования отечественной и немецкой педагогической школы, в которых культура творческой личности рассматривается в качестве цели эстетического воспитания;

работы по истории культуры, текстологии (Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, М.М.Бахтин), позволяющие раскрыть в произведении искусства его художественный потенциал и место в культуре конкретного исторического периода;

труды отечественных и зарубежных исследователей по теории и практике музейного образования (В.В.Алексеева, Н.Д.Бартрам, А.Лихтварк, С.Робинсон, Б.А.Столяров, Х.Фирегг);

основополагающие идеи психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, А.А.Мелик-Пашаев) о значении эстетического

отношения к окружающему миру в развитии личности; концепции

представителей психологии личности (А.Маслоу, К.Роджерс) о

необходимости творческой самореализации личности;

положения теории музейной коммуникации (Д.Камерон,

М.Б.Гнедовский).

Методы исследования: - изучение и анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов в связи с избранной проблемой;

обобщение музейно-образовательного опыта в российских и немецких музеях;

анализ собственной музейно-педагогической деятельности;

создание авторских выставочных проектов, направленных на развитие художественного восприятия и музейной культуры школьников;

наблюдение в естественных условиях работы, интервьюирование педагогов и их учеников;

сравнительный анализ выставочных проектов с участием отечественных и зарубежных педагогов;

экспериментальная проверка методики по организации и проведению образовательных выставочных проектов с последующим анализом и выработкой рекомендаций для педагогов. Эксперимент проводился в Государственной Третьяковской галерее на протяжении 10 лет лично соискателем с 1995 по 2005 год.

Научная новизна исследования. Впервые сформулировано определение музейной культуры как качества личности, находящее выражение в осмысленном отношении к явлениям художественной жизни.

Изучены в сравнительном контексте художественных музеев Германии и России образовательные выставочные проекты как условие развития

музейной культуры учащихся и определены их качественные характеристики, такие как:

школа визуального восприятия и его вербального выражения, которая развивает эстетические способности как ребенка, так и педагога прежде всего через подлинник, в котором сконцентрировано общечеловеческое и личностное содержание;

пространство, аккумулирующее эстетический опыт и представляющее возможность для самоидентификации индивида;

фильтр качества в отношении человека к жизни и окружающей среде в ее предметном плане, что приобретает дополнительную актуальность в условиях возрастающего влияния средств коммуникации и массовой культуры.

В научный оборот введена современная немецкоязычная литература по вопросам методики и практики выставочных проектов образовательного характера (более 50 источников).

Теоретическая значимость.

Сформулировано понятие «музейная культура» в узком смысле, как определение уровня подготовленности посетителя к восприятию музейной информации, и в широком, как отношение к объектам музейного значения, не обязательно находящимся в музее, а к предметному миру в целом. В этом случае в данное понятие входит осознание предмета в его многообразных связях с прошлым и настоящим, восприятие его как памятника культуры, бережное отношение к документальным свидетельствам.

Выявлены этапы процесса эстетического восприятия произведения искусства современными школьниками: от субъективного анализа и оценки с точки зрения того, насколько изображение реалистично и тщательно прорисовано, через стремление классифицировать произведение, относя его к определенной художественной школе,

периоду, к формированию способности давать оценку одновременно с объективной и субъективной позиции.

Научно обоснованы и конкретезированы показатели музейной культуры учащихся: сформированность способности извлекать информацию из первоисточника и связанного с ним эмоционального переживания, целеБаправленность посещения экспозиции, частота посещения музея, обращение к различным источникам информации о выставке на предварительном этапе или во время осмотра, вовлечение в круг музейных интересов, восприятие выставочного пространства как места творчества.

Раскрыта педагогическая сущность образовательных выставочных проектов как условия для развития ребенка в творческом процессе.

Практическая значимость исследования.

На международном уровне апробирована модель взаимодействия музейных педагогов России и Германии по реализации образовательного выставочного проекта широкого содержательного характера (русское и западноевропейское искусство XVI-XXI века).

Показана продуктивность привлечения ведущих художников-педагогов к процессу реализации образовательных проектов в музеях Германии и России.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по «теории и методики преподавания изобразительного искусства» в системе повышения квалификации педагогов.

Апробированный методический опыт развития музейной культуры учащихся в условиях выставочных проектов может быть использован в музеях разного типа, применяться на уроках по истории мировой художественной культуры.

Достоверность исследования обеспечена методологическим обоснованием исходных позиций и экспериментальной проверкой

основных позиций диссертации; экспертной оценкой, полученной в ходе реализации дидактических выставок в Государственной Третьяковской галерее.

Этапы исследования.

Исследование состояло из 3 этапов.

Первый этап (1995-1999) - теоретико-поисковый. Изучалось состояние исследуемой проблемы, анализировался исторический, практический отечественный и зарубежный опыт. Осуществлялось накопление собственных педагогических знаний в этом направлении.

Второй этап (1999-2004) - формирующий эксперимент. В ходе опытной работы проверялись положения гипотезы исследования, апробировалась методика образовательного выставочного проекта в художественном музее.

Третий этап (2002-2005) - аналитический. Проводилось обобщение результатов теоретических исследований и практической реализации выставочных проектов образовательного характера, изложение авторской концепции по вопросам воспитательного значения выставок, корректировались выводы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Апробация исследования и внедрение его результатов. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на всероссийских конференциях, проводимых Государственной Третьяковской галерее (2001,2003), Институтом художественного образования РАО (2004), на семинарах в Музейно-педагогическом центре в г. Мюнхен (Германия) (2000,2002), в государственных музеях в г.Дрезден (Германия) (2004), на заседаниях лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО.

Концепция исследования реализована в Государственной Третьяковской

галерее при проведении образовательных выставочных проектов

«Русская зима. Праздники и забавы» (1999-2000), «XX век в мастерской

художника. Диалоги» (2003-2004).

Осуществлено издание книги образовательного характера для педагогов

и учащихся «XX век. В мастерской художника» (М.:Пакет-пресс.2003.-

80с.)

Опытно-экспериментальная база: выставочные залы

Государственной Третьяковской галереи.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Развитие музейной культуры учащихся в процессе реализации образовательных выставочных проектов раскрывает педагогический потенциал музея, который рассматривается в качестве исследовательской базы для изучения эстетического воспитания школьников в контексте культуры и для прогнозирования перспективных методов творческого развития детей.

  2. Устойчивой международной тенденцией в современном развитии музейной педагогики является стремление к конструктивному сотрудничеству между музейными педагогами и школьными учителями в целях развития творческого мышления школьников и их музейной культуры. Наиболее продуктивной формой этих контактов являются выставочные образовательные проекты.

  3. Выставочные проекты позволяют актуализировать педагогическую деятельность в музее по развитию музейной культуры учащихся, способствуют формированию эстетического вкуса школьников, критического отношения к явлениям массовой культуры.

Философские, педагогические, психологические и историко-культурные аспекты музейной культуры

Художественное воспитание, как самостоятельная область педагогической науки, стало специальной темой для теоретических и практических исследований в XX веке. В начале столетия работы философов, педагогов, пихологов, историков культуры объединялись общими идеями, центральная из которых - свободное и всесторонее развитии личности в ее гармоническом взаимодействии с социальной средой (Д.Дьюи «Школа и общество», Д.Гурлитт «О творческом воспитании», А.Дауге «Искусство и творчество в воспитании», П.Наторп «Социальная педагогика»). Д.Дьюи считал, что необходимо влиять на жизнь ребенка с самого раннего детства и рассматривал воспитание как непрерывную цепь накопления личного опыта детей. Манифестом свободного воспитания стала книга Э.Кей «Век ребенка», где предлагалась педагогическая формула - «исходя из ребенка». Сторонников свободного воспитания объединяло желание развивать в ребенке творческие созидательные силы, под влиянием которых человек изменяется в лучшую сторону.

Эти идеи были созвучны представлениям немецкого философа, психолога и историка культуры В.Дильтея, который сформулировал концепцию «переживания», обозначив это как явление, присущее человеку с его эмоциональной жизнью. Неотъемлемым правилом учебно-воспитательного процесса Дильтей считал организацию эмоциональных переживаний человека. Через их призму наиболее правильно воспринимается окружающая действительность и ребенок в состоянии эмоционального переживания более четко усваивает те знания, которые он получает из жизненного опыта.

А.Дауге в начале XX века изучал опыт работы Общества гамбургских учителей. Основная методическая задача немецких педагогов заключалась в том, чтобы ученик приобретал знания через эмоцию. Только факт или явление, пережитое всеми силами ума и чувства ребенка, накладывает отпечаток на умственную и нравственную сторону его личности, что и расширяет не просто познания человека, но, как отмечал Дауге, «объем души»(2).

В литературе неоднократно отмечалось, что художественная педагогика (Kunstpadagogik) получила свое начало и развитие в Германии (2,155,188). В начале XX века здесь рождаются родительские союзы «Искусство в жизни ребенка», появившиеся позже в других странах, выходят специальные издания по руководству художественным воспитанием. В 1902 году Берлинской ассоциацией учителей была издана книга Г.Раймера «Искусство в жизни ребенка. Руководство для родителей и воспитателей». В Германии проходят конгрессы, посвященные художественному воспитанию: 1901 - в Дрездене, 1903 - в Веймаре, 1905 -в Гамбурге. Появляются специальные журналы, в которых освещаются проблемы художественной педагогики.

Немецкие педагоги К. Ланге, А.Лихтварк, Л.Паллат, А.Лангсбейн утверждали, что ребенок постоянно находится в процессе творчества, он живет в игре, в мире своих фантазий и поэтому использование в воспитании художественных образов станет естественным продолжением жизни ребенка. А.Лихтварк и Л.Паллат, проводя в жизнь эти идеи, стали организаторами «Дней художественного воспитания», которые были посвящены пропаганде изобразительного искусства, немецкой литературы, музыки. Во время проведения этих праздников устраивались художественные выставки, популярные лекции и театральные действа. Подобные музейные мероприятия можно рассматривать в качестве праобраза современных выставочных образовательных проектов. Л.Гурлитт считал, что свободное от педагогического насилия творческое развитие личности ребенка и отказ от монополии устного и печатного слова как основного средства обучения могут привести к улучшению школьного образования (188, s.25). Г.Кершенштейнер большое внимание уделял процессу свободного творческого выражения детей, анализу его эмоциональной окраски. В связи с этим существенным является то, что А.Лихтварк и Г.Кершенштейнер, активные участники движения за развитие художественного воспитания в Германии, обосновали образовательное назначение музеев и обязательное обращение к ним учителя и учащегося.

Важным этапом на пути признания музеями работы с посетителями в качестве самостоятельного направления их деятельности стала конференция, организованная в 1903 году в Мангейме на тему «Музей как образовательное и воспитательное учреждение». С центральным докладом выступил директор Гамбургской картинной галереи А.Лихтварк, обозначивший музей как «новый образовательный институт», в задачи которого входит «оказывать непосредственное влияние на воспитание всех слоев общества» (48, с.З). Опыт взаимодействия с учительством, накопленный к 1903 году, позволил Лихтварку выдвинуть в своем докладе идею о том, что много теперь зависит не только от музеев, но и от педагогов, в которых музей должен найти верных помощников, благодаря общедоступному характеру и предметной среде. 1903 год, во многих смыслах, оказазался значимым для развития музейного образования в Германии. Именно в этом году было принято решение о строительстве Музея естествознания и техники (ныне Немецкий музей) в Мюнхене. Совпадение двух событий характеризует ситуацию, когда в Германии в начале XX века активно обсуждался вопрос об образовательном назначении музеев и о развитии связей между музеем и школой в свете педагогических реформ. С самого своего основания Немецкий музей тесно сотрудничал со школой. Для учителей организовывались специальные экскурсии, для школьников проводились уроки. Это был, по сути, первый интерактивный музей в Германии. «Немалая часть аппаратуры в составе коллекции находилась в рабочем состоянии. Многие модели подсоединены к электрическим моторам и могут приводиться в действия посетителями и экскурсоводами», отмечал очевидец (188,s.40). А.У.Зеленко, посетивший Немецкий музей в середине 1920-х годов, писал: «Наглядность, изобразительность и динамичность выставочного дела в нем достигли наивысшего уровня для теперешнего времени» (32,с.95).

По своей значимости Мангеймская конференция в Германии сравнима с Российским Предварительным музейным съездом 1912 года (83). На этих первых профессиональных музейных форумах были сформулированы насущные задачи музеев, в первую очередь связанные с расширением их образовательной и научно-просветительной деятельности. Ко времени созыва первого Предварительного музейного съезда в России хорошо были известны тенденции развития мирового музейного дела. Немало способствовало этому появление в Германии первого музееведческого периодического издания («Museumskunde). Не случайно на Предварительном музейном съезде поднимался вопрос о насущности выпуска издания «вроде немецкого «Museumskunde» и в России. В 1914 году в нашей стране были переведены и опубликованы также материалы Мангеймской конференции (70). Редакции сборника удалось обобщить сказанное на конференции, опубликовать наиболее интересные доклады, в том числе А.Лихтварка.

Образовательная функция российских музеев была осознана обществом уже со времени основания первых из них, что нашло воплощение в первых проектах уставов и положений еще в начале XIX века (Ф.П.Аделунга, БЧРС Вихмана, З.А.Волконской и др.). В конце XIX-начале XX века она становится и предметом теоретического осмысления. В работах философа Н.Ф.Федорова музей был назван «высшим учреждением единства» общества, который должен служить высокой задаче - образованию души. Этот возвышенный взгляд был характерен и для более поздних музееведческих исследований Н.И.Романова. Он был одним из первых отечественных искусствоведов, кто обратился к рассмотрению роли художественного музея в эстетическом воспитании. Свои методические идеи он изложил в статье «О задачах и методах экскурсий по искусству», вышедшей в 1916 году. Ученый рассматривал музейную работу как часть более широкой работы по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Цель ее не замыкаться границами музея. «Экскурсия, направленная не в музей, а в открытую природу жизни, скорее научит находить в жизни элементы истинной красоты» (42,с.235).

Структурно-функциональный анализ выставочных проектов как условия развития музейной культуры учащихся

Одной из важнейших форм работы музейных педагогов являются образовательные выставочные проекты, которые стали систематически организовываться и проводиться в музеях во второй половине XX века, когда проблемы коммуникации стали предметом дискуссии в педагогике и музеологии. Выставочные проекты для детей продолжают до сих пор оставаться актуальной формой образовательной деятельности музеев, но предыстория их восходит к началу XX века.

В России проблемой дидактики выставочного пространства в музее одним из первых стал заниматься А.В. Бакушинский. Ученый в своих трудах (не употребляя термина дидактический) объяснил потребность в выставках образовательного характера в целях развития визуальной грамотности зрителей. В статье «Искусство и музей» он писал: «хаос впечатлений от огромного разнообразия выставленных в музее экспонатов быстро обессиливает ребенка, душевно и физически. Растерянность нередко сменяется протестом, желанием внести в разнобой воспринимаемых образов организующее начал о... Переходы из зала в зал действуют, как огромные зияния, разрывы, концы которых очень трудно скреплять и восстанавливать единство звеньев циклов»(6,с.132). В своих поисках разрешения этой задачи А.В.Бакушинский как искусствовед и музеевед пришел к необходимости применения новых опытов музейной экспозиции. Главным образом художественно-педагогическая работа А.В.Бакушинского и связанные с нею наблюдения заставили ученого в Цветковской художественной галерее предпринять ряд опытов нового размещения картин, начиная с компромиссов по отношению к существующим принципам и заканчивая полным их отрицанием. Ученый скомбинировал ряд портретов для раскрытия темы «Художественный портрет, его задачи и способы разрешения в натурализме начала XIX века, в импрессионизме начала XX века». На выставке сопоставлены были работы Г.И.Угрюмова, И.Э.Браза, К.А.Коровина, В.Л.Боровиковского и В.И.Сурикова. «Психологические преимущества такой развески прекрасно подтвердились опытным путем. Система и контрасты размещения сразу и крепко приковывают внимание зрителя, выделяя ряд в особенное целое, выбивая из привычной колеи, заставляя невольно работать мысль»(6,с.132). Кроме этого Бакушинский ответил на возможные возражения подобного эксперимента. Он отмечал, что при создании экспериментальных экспозиций (читай дидактических) возникнет опасность в субъективности выбора и насилии над волей зрителя и художника. Действительно, субъективный выбор существует, как, впрочем, субъективно и всякое творчество. Создание экспериментальной экспозиции - акт творчества: из «нескольких разрозненных элементов, замкнутых на себе, создается новое сложное художественное произведение» (6, с. 133-134).

Всякое действие, особенно творческое, в какой-то мере является своеобразным «насилием» над волей воспринимающего. Важно, чтобы это «насилие» не подавляло, а возбуждало ответное творческое желание. Важно, «чтобы в последовательности субъективного подбора была найдена и выявлена объективная ценность возможного коллективного постижения. В самом деле, воспринимая некоторое количество внешних впечатлений, мы сначала выбираем произвольно или непроизвольно, но не случайно, а в определенной закономерности связи внутреннего переживания. Задача автора того или иного порядка в размещении художественного произведения по принципу переживания - установить и закрепить эту закономерность в её объективном выражении для возможного большего количества людей»(6,с.134). «Нет нужды распространяться о той монолитности, о той экономии и организованности впечатлений, которые возникнут у зрителя, воспринимающего в определенной последовательности выставленный по такому принципу художественный материал»(6, с. 133).

По сути А.В. Бакушинский в своих работах сформулировал главные принципы в подходе при создании дидактической выставки: «экспозиция должна удовлетворять потребностям знания» (6, с. 132), материал на выставке должен быть подобран и размещен таким образом, чтобы получить в результате «возможность сложного переживания нескольких произведений искусства как внутренне цельного и замкнутого в себе ряда» (6,с.132). Основными принципами выбора и размещения (дидактических) выставок ученый считал:

1.Замену декоративной развески и обособление картины на стене для ее освобождения как самодовлеющего станкового произведения искусства. «Цель - не картину подчинить стене, а стену картине. Воздействие станкового произведения искусства достигает здесь высшей силы и убедительности» (6,с.133);

2.Количество материала в связи с замыслом должно быть доведено до предельного лаконизма;

3. Все картины должны быть взяты не случайно и связаны внутренним единством переживания.

Реализация на практике этих принципов «открывает небывалый простор для создания живописных и скульптурных симфоний, ораторий величайшей сложности, силы и стройности» (6, с. 133).

В 1920-е годы проблемой дидактики художественного образования занимался В.А.Невский, который в свое время был известным земским деятелем по внешкольному образованию и разработал в 1919 программу «Курсов для подготовки работников в рабочих и крестьянских клубах».

Методика исследования развития музейной культуры учащихся в процессе реализации выставочных проектов образовательного характера

Хронологические рамки экспериментального исследования включают в себя рассмотрение образовательного проектов «Русская зима. Праздники и забавы» (1999-2000) и «XX век в мастерской художника. Диалоги» (2003-2004).

Представители гуманитарных наук, обозначив общественную и культурную функции музея, видят в нем институт общения и взаимодействия различных культур. Музей способен не только «погружать» зрителя в культуру (искусство) прошлого, но и связывать ее с ценностями текущего времени. Именно это качество и придает музею особую значимость в образовательном процессе. В основе методики образования в музее лежит общение с экспонатом. Это процесс, в основе которого, прежде всего, находится опыт зрительного и художественного восприятия. Работа с памятниками - это умение их полноценно, творчески воспринимать и научить этому других. Особая роль в разрешении этой задачи принадлежит музейному педагогу, который как специалист ориентируется как на учреждение образования (школу), так и на музей.

Общей целью как школы, так и музея является воспитание всеми имеющимися у них средствами творческой личности. Перед музейным педагогом поставлена двойная задача: с одной стороны, он направляет свою деятельность на работу с детьми, на развитие их творческого потенциала в условиях музея. С другой стороны, он осознает, что для успешной реализации этого процесса необходимо развивать художественнее способности и эстетические представления школьного учителя, эффективно организовывать процесс освоения музейных ценностей педагогами и развивать их интерес к музею до уровня потребности в систематическом включении в музейную коммуникацию. Для решения этой двойственной задачи наиболее эффективной формой контакта являются образовательные выставочные проекты, подготовленные музейными педагогами.

Современную музейную ситуацию можно охарактеризовать как «выставочный бум». Музеи (столичные и региональные) в настоящее время активно проводят выставочную политику, используя как собственные фонды, так и экспонаты из других музеев. Например, в Государственной Третьяковской галерее было проведено в 2004 году более 40 выставок.

Занятия на постоянной экспозиции музея (особенно систематические) способствуют творческому развитию учителя и учеников. Изучению этой проблемы посвящены многие научные публикации и диссертационные исследования 1960-х-2000-х гг.

На сегодняшний момент, выставки в художественных музеях содержат в себе очень большой образовательный потенциал, как по заявленным темам, так и по способу презентации. Педагог не должен ограничивать себя и своих учеников только посещением традиционных постоянных экспозиций художественных музеев. Ведь постоянная экспозиция музея в силу специфических обстоятельств мало подвержена изменениям и очень консервативна (на это, безусловно, есть свои причины). Очень многие постоянные экспозиции создавались в конце XIX- начале XX века и сохранили старые принципы визуальной подачи материала до сих пор. Не отрицая важности занятий на постоянной экспозиции как базисных, отметим, что некоторая монотонность и консерватизм постоянной экспозиции определенным образом ограничивает возможности визуального воспитания музеДными средствами. Дополнительное посещение выставок (желательно систематическое их посещение) не только расширяет информационное поле учителя и его учеников, но и развивает их музейную культуру, позволяет увидеть разнообразие экспозиций, возможности межмузейных и междисциплинарных связей, почувствовать общую тенденцию развития мировой культуры.

Особое значение среди выставок, посещаемых школьным учителем со своими учениками, имеют специальные образовательные выставочные проекты для детей, подготовленные музейными педагогами.

Выставки образовательного характера для детей популярны во всем мире. Причины их популярности кроются в том, что они предлагают на «рынок образовательных услуг» уникальную и высококачественную продукцию, отвечающую потребностям детей и семей всех слоев общества. Когда мы говорим об уникальной и высококачественной продукции, то подразумеваем художественный уровень экспонатов и высокий профессионализм музейных специалистов. Детские музейные проекты предусматривают целый пакет мероприятий: специализированные занятия на выставке и в мастер-классе; культурно-развлекательные программы; создание детской музейной литературы по теме выставки.

Таким образом, разработка образовательных (дидактических) выставочных проектов предполагает создание тематического выставочного пространства с учетом возрастной психологии, осуществление специальных обучающих, интерактивных программ, индивидуальную работу с посетителями, издание образовательной литературы по искусству для детей, их родителей и педагогов.

Отметим основные качества образовательного выставочного проекта:

ориентация на детей и семыр, с учетом интересов которых создается выставочный проект;

выбранные темы призваны расширить представление детей о мире, художественной культуре;

создание условий для проявления творческой активности детей. Обязательное сочетание предметного материала с программой, стимулирующей творческую активность ребенка;

проект должен быть тематически связан с постоянной экспозицией музея. Отмеченные качественные характеристики выставочного (дидактического) проекта образовательного характера послужили основой для разработки концепции выставок «Русская зима. Праздники и забавы» и «XX век в мастерской художника. Диалоги».

Во второй главе раскрыт результат эксперимента, который проводился в естественных условиях в процессе музейной, выставочной и педагогической деятельности с 1999 по 2004 года. В нем принял участие 21 учитель, посетивший образовательные выставки в ГТГ. Экскурсионной деятельностью на выставках было охвачено 347 учащихся Москвы и ближайшего Подмосковья (г. Юбилейный). База экспериментального исследования.

Похожие диссертации на Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России