Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Песенное творчество В.Высоцкого в контексте отечественной культуры второй половины XX века
1.1. Историография и тематическая систематизация библиографических материалов о поэте 14
1.2. Авторская песня и место в ней В.Высоцкого 45
1.3. О злободневности и актуальности песен В.Высоцкого 56
Выводы по 1-й главе 69
Глава 2. Феномен В. Высоцкого как педагогическая проблема
2.1. Интерпретация понятий «педагогический потенциал», «нравственно-гражданская позиция» в научной литературе 71
2.2. Амбивалентность песенного творчества В.Высоцкого 80
2.3. В.Высоцкий - поэт-гражданин, учитель-дидакт 98
Выводы по 2-й главе 120
Глава 3. Пути реализации педагогического потенциала песенного творчества В. Высоцкого на внеклассных занятиях с подростками
3.1. Нравственно-гражданский аспект песенного творчества В.Высоцкого 121
3.2. Принципы отбора песенного материала В.Высоцкого для внеклассных занятий с учащимися 8-11-х классов
и способы его презентации 138
3.3.Педагогическая модель освоения школьниками песенного творчества В.Высоцкого 150
Выводы по 3-й главе 172
3 аключение 174
Библиографический список использованной литературы 178
Приложения 188
- Историография и тематическая систематизация библиографических материалов о поэте
- Интерпретация понятий «педагогический потенциал», «нравственно-гражданская позиция» в научной литературе
- Нравственно-гражданский аспект песенного творчества В.Высоцкого
Введение к работе
Актуальность исследования. Кризис в экономике, политике, нравственности, охвативший в начале 1990—х всё российское общество, заставил по-другому подходить к вопросам воспитания подрастающего поколения, искать новые нравственные и эстетические ориентиры. Современная социокультурная ситуация в России утратила существовавшие нормативные художественные ценности и, как следствие, выявилась острая потребность сферы образования в изменении содержания художественного образования, в новых материалах, необходимых для педагогических целей на новом этапе развития российского общества. Стали нужны новые имена выдающихся деятелей современности, деятелей культуры, искусства - для изучения и «для подражания» им. Требуются новые духовно-творческие личности, способные формировать в новых условиях активную нравственно-гражданскую позицию у молодого поколения, личности, которые недостаточно использовались или замалчивались десятки лет в практике советской системы образования и воспитания в нашей стране. Воспитание гражданственности, нравственности, патриотизма в реформированной России - сегодня актуальнейшая из задач.
Анализ педагогической литературы показывает, что ещё два тысячелетия назад, была сформулирована мысль о благотворном синтезе слова и музыки в педагогике, в процессе воспитания человека (Платон, Аристотель, Плутарх). Тезисы «вся история - для воспитания», «воспитание на примерах» можно отнести ко всей истории педагогики. Об этом - педагогические труды П.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других.
С позиций воспитания лучших черт характера человека, национальной гордости у молодежи, военно-патриотического воспитания необходимо актуализировать песенное творчество нашего современника Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980), потому что герои его песен, баллад и их автор органично вписываются в педагогический процесс, так как воспитывают, как и всякая большая литература, те же необходимые человеку черты характера: честность, доброту, нравственность, смелость, настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, гражданственность. В этом аспекте, насколько нам известно, песенное творчество В.Высоцкого в педагогической науке не рассматривалось.
Когда в 1960—1970-е годы В.Высоцкий сочинял и пел свои песни, играл в театре, снимался в кино, мало кто осознавал, что рядом живет и творит очень талантливый, нестандартный человек. В своем песенном творчестве В.Высоцкий охватил широкий спектр тем проблем, сохранивших свою актуальность и для нашего времени. Герои его песен - люди активной мысли, глубоко чувствующие и переживающие, готовые к эмпатийному отклику и активному действию. На фоне сопутствовавшей ему массовой песни, внедрявшейся в быт в те же 1960—1970-е годы с помощью радио, телевидения, грамзаписи, его баллады, песни резко отличались наличием серьезной мысли, вниманием к социальным проблемам. Они заставляли думать, смотреть на происходящее другими глазами, они воспитывали нас и 25, и 30 лет назад, но если эти произведения целенаправленно использовать в педагогике, они будут делать это и сегодня. Лучшие из песен В.Высоцкого, с точки зрения музыкальной, мелодической, оригинальны и ценны сами по себе, по содержанию они актуальны сейчас для каждого гражданина, потому что говорят нам о ценностях общечеловеческих, философски значимых при любом общественном строе. Соответственно, несут нравственный заряд, имеют педагогическую ценность. Многогранный педагогический потенциал песен и баллад В.Высоцкого - при условии его успешной реализации учителем -может способствовать воспитанию нравственно-гражданской позиции современных школьников, повернуть их умонастроения и чувства к гуманизму и патриотизму, вернуть этим понятиям их изначальный ценностный смысл.
Кроме того, если систематически слушать, анализировать его лучшие песни, сравнивать их с тем, что школьники, тинэиджеры слушают на своих магнитофонах, поют в своих компаниях под расстроенные гитары, то методом сопоставления, сравнения, анализом можно подвести их к пониманию особой ценности своеобразного песенного творчества Высоцкого, можно научить их отличать, «что такое хорошо и что такое плохо» в песенном жанре. А такая ценностная ориентация в жизни и в искусстве крайне важна для воспитания подрастающего человека.
Никита Высоцкий, сын Владимира Семеновича, ныне директор Государственного культурного центра-музея (ГКЦМ) В.С.Высоцкого в Москве, в интервью с ним, опубликованном в журнале «Вагант», сказал:
«Все, что происходит сейчас, — в его песнях есть. Он не был гневным обличителем. У него была очень мощная позитивная энергия. И это не изменилось. Это — единственная реальная вещь, при помощи которой что-то можно сделать. Его энергия была не разрушительная: кого-то посадить, кого-то расстрелять, а этого уконтрапупить. Его поэзия позитивна, потому так дорога и близка людям». /23, 58/
Из всего вышесказаного обозначились противоречия:
• между социальной потребностью в новом, художественно полноценном материале для воспитания учащихся в системе дополнительного образования, а также на уроках литературы и музыки в школе и отсутствием теоретических разработок нравственно-гражданского аспекта педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого;
• между востребованной современным обществом необходимостью целостного педагогического анализа его синкретического творчества и отсутствием методических рекомендаций, методической литературы, обеспечивающих успешную реализацию педагогического потенциала песенного творчества поэта в воспитании подрастающего поколения;
• между потребностью учителей музыки и литературы внести в программы песенное творчество В.Высоцкого и отсутствием достаточных знаний о его жизни и творчестве, психологической и методической неготовностью их работать с нестандартным материалом.
Эти противоречия определили проблему исследования: поиск и теоретико-методическое обоснование педагогического потенциала, обеспечивающего успешную реализацию нравственно-гражданского аспекта песенного творчества В.Высоцкого в общеобразовательной школе.
Актуализация его песенного творчества - социально-педагогическая, научно-методическая и практически ориентированная на воспитание нравственно-гражданской позиции современных школьников - требует осмысления, изучения. Анализ актуальности, противоречий и проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогический потенциал песенного творчества В.Высоцкого и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников».
Цель исследования: выявить, обосновать наличие педагогического потенциала в песенном творчестве В.Высоцкого и обеспечить его реализацию в воспитании нравственно-гражданской позиции учащихся 8-9-х, 10-11-х классов средней школы на внеклассных занятиях.
Объект исследования: образовательный процесс в системе дополнительного образования в средней школе на внеклассных занятиях художественно-эстетического цикла.
Предмет исследования: педагогический потенциал песенного творчества В.Высоцкого в воспитании нравственно-гражданской позиции современных школьников.
Гипотеза: реализация педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого предполагает:
• выявление нравственно-гражданского аспекта его песенного творчества;
• раскрытие перед учащимися противоречивого характера песенного творчества и биографии В.Высоцкого в сопоставлении их с особенностями исторической эпохи, нравственно-гражданских противоречий общества, в котором творил поэт;
• учет особенностей адекватного восприятия песенных шедевров поэта-певца, в которых нередки автобиографические мотивы, понимание учащимися разных возрастных групп их текста и подтекста, то есть главного содержания, главной мысли автора;
• реализацию принципов линейности и концентризма в работе со школьниками, когдаони изучают, переживают, познают песенное творчество В.Высоцкого в комплексном и системном изложении, встречаясь с ним на уроках и внеклассных мероприятиях (факультативах, клубах по интересам) в течение нескольких лет обучения неоднократно;
• разработку педагогической модели интерпретации его биографии и творчества для школьников разных возрастов, с учетом психологических доминант их развития, ведущих мотивов собственной жизни и деятельности подростков, с учетом их витагенного опыта для становления у школьников четкой нравственно-гражданской позиции свободной личности.
Предмет исследования и положения гипотезы выдвинули следующие задачи исследования:
1. Проанализировать песенное творчество В.Высоцкого в контексте биографии автора, нравственно-гражданских противоречий общества, в котором жил и творил поэт, для выявления особенностей содержания (злобо-дневность и актуальность, текст и подтекст) его песен с точки зрения нравственно-гражданской и художественно-эстетической направленности, дать примеры педагогического анализа и интерпретации его текстов.
2. Выявить возможности восприятия и понимания песен В.Высоцкого учащимися разных классов, разных возрастных групп с точки зрения ведущих мотивов их жизни и деятельности, витагенного опыта, а также возможности становления у подростков четкой нравственно-гражданской позиции свободной личности.
3. Разработать критерии отбора песенного материала В.Высоцкого для занятий с подростками, адаптировать биографический и творческий материал согласно педагогическим целям и задачам для создания педагогической модели, раскрывающей содержание уроков, принципы, методы, формы реализации педагогического потенциала творчества поэта на внеклассных занятиях с подростками в процессе воспитания их нравственно-гражданской позиции.
Теоретико-методологической основой исследования послужили: идеи зарубежных и отечественных учёных о воспитании растущего человека на достойных подражания примерах жизни и деятельности знаменитых, выдающихся людей (П.Ф.Лесгафт, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.); концепции личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию человека (Н.А.Алексеев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);философские концепции диалога культур, нравственно-мировоззренческих и художественно-эстетических ценностей (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С.Каган);
теории возрастной педагогики А.С.Белкина, его же теории актуализации и развития витагенного опыта учащихся; идеи представителей художественной педагогики о проектировании уроков искусства как художественно-педагогических произведений (А.Н.Малюков, Л.М.Предтеченская, Б.П.Юсов и др.); концепциях реализации разных моделей диалогического общения на уроках (А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Л.П.Печко, Л.В .Школяр и др.); труды отечественных и зарубежных специалистов в области авторской песни и синкретического творчества В.Высоцкого, утверждающие аксиологическую значимость этого жанра для общественной жизни (Ю.А.Андреев, И.В.Бестужев-Лад а, Н.А.Крымова, А.В.Кулагин, В.И.Новиков, К.Л.Рудницкий; Г.Д.Гачев (Болгария), П.Леонидов и Г.Свирский (Нью-Йорк, США), Х.Пфандль (Грац, Австрия).
Базой исследования служили общеобразовательные школы №№ 199, 208, школа-лицей № 155 г.Екатеринбурга.
Методы исследования.
Теоретические: анализ трудов зарубежных и отечественных педагогов; системный анализ научной, публицистической, мемуарной литературы о В.Высоцком; анализ его поэтико-музыкальных произведений по хронологии их появления и в контексте исторической обстановки их возникновения с 1960-го по 1980-й годы; творческая интерпретация текстов его песен.
Эмпирические: мониторинг аудитории - опрос, анкетирование детей и взрослых (студентов педагогического вуза, преподавателей, любителей и знатоков творчества В.Высоцкого) с последующим анализом ответов; проведение экспериментальных занятий по его творчеству с учащимися 8-9-х, 10-11-х классов на внеклассных мероприятиях по разработанным сценариям.
Исследование проблемы проводилось в три этапа.
1. 1990-1995 гг. — теоретико-поисковый: активный, целенаправленный поиск, изучение, систематизация литературы по творчеству В.Высоцкого и его песенного наследия; выбор направлений исследования и формулирование рабочей гипотезы.
2. 1995-1999 гг. — опытно-экспериментальный, на котором изучались путем наблюдения, анкетирования знания и отношение детской и взрослой аудитории к песням В.Высоцкого; апробировались в общеобразовательных школах авторские находки в области воздействия его песенного творчества на подростков; нарабатывались принципы отбора песенного материала и способы его презентации.
3. 1999-2002 гг. — итогово-аналитический: теоретическое осмысление полученных данных, их анализ, обобщение, выводы, рекомендации. Отрабатывались методические приемы работы с песенным и биографическим материалом В.Высоцкого в 8-9-х, 10-11-х классах общеобразовательной школы.
Научная новизна работы:
- осуществлен анализ песенного творчества В.Высоцкого в контексте отечественной культуры второй половины XX века, авторской песни; определено его место среди выдающихся отечественных бардов;
- выявлено уникальное своеобразие его песен - амбивалентность, а также универсализм их содержания: философская, нравственно-гражданская, сатирическая направленность проблематики; модернизированный синкретизм поэта-композитора-певца-гитариста-артиста; художественно-эстетическая ценность амбивалентности и синкретизма песенного творчества В.Высоцкого;
- охарактеризован педагогический потенциал его песенного творчества, выявлены возможности актуализации его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции школьников;
- разработаны критерии и показатели для отслеживания эффективности процесса воспитания нравственно-гражданской позиции у школьников на материале песенного творчества В.Высоцкого;
- создана педагогическая модель «Уроков Высоцкого» в школе, обеспечивающая целенаправленный отбор песен с ярко выраженной гражданской проблематикой, способствующая активной реализации педагогического потенциала его песенного творчества на основе принципов линейности и концентризма, разных видов диалогического общения по поводу многогранного искусства В.Высоцкого; педагогическая модель, создающая эмоционально насыщенную атмосферу занятий через реализацию в них принципа художественно-педагогической драматургии и др.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнены и конкретизированы понятия «педагогический потенциал», «гражданственность», «нравственно-гражданская позиция» в контексте темы исследования;
- доказана актуальность авторской песни В.Высоцкого в сегодняшнем педагогическом процессе, показана возможность воспитания нравственно- гражданской позиции у современных школьников на материале его песенного творчества;
- научно обоснован методический аспект реализации педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого в воспитании у современных школьников нравственно-гражданской позиции в единстве нравственного и эстетического, через переживание (чувство), понимание (рацио) и интерпретацию (истолковываю, сопоставляя с другой информацией, со своим витагенным опытом и т.д.).
Практическая значимость исследования:
- разработанная педагогическая модель изучения песенного творчества В.Высоцкого может быть использована школьными учителями в нравственно—гражданском и художественно-эстетическом воспитании учащихся средней школы;
- материалы диссертации могут быть использованы в работе со студентами педагогических вузов, на курсах повышения квалификации школьных учителей;
- данное исследование в дальнейшем может лечь в основу разработки учебных планов, методических пособий по теме «Авторская песня в общеобразовательной школе».
Апробация и внедрение научных результатов осуществлялись в 1995— 2002 годы на уроках в 8-9-х, 10-11-х классах общеобразовательных школ №№ 199, 208 и школы-лицея №155 г.Екатеринбурга. Отдельные положения диссертации были представлены автором в Уральском госпедуниверситете слушателям на трёх Всероссийских межвузовских научно-практических конференциях: «Музыкально-эстетическое образова-ние в социокультурном развитии личности» (25—26 февраля 1999, 23—24 декабря 1999, 29-31 марта 2001), по итогам которых были изданы тезисы докладов участников конференции.
О творчестве В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича, других бардов, автором данной работы были проведены (с 1982 года по настоящее время) в разных детских и взрослых аудиториях (в школах, библиотеках, кинотеатрах, в учреждениях, на предприятиях, проектных институтах и др.) около 300 литературно—музыкальных бесед, телевизионных и радио-передач. Исследователем опубликованы о В.Высоцком в журналах, газетах свыше 90 материалов, а в 2000 году в Екатеринбурге вышло две книги: «Диалоги о Высоцком» (92 с, тир. 200 экз.), «Письма о Высоцком» (296 с, тир. 500 экз.).
На защиту выносятся:
1. Песенное творчество В.Высоцкого актуально и сегодня. Оно обладает значительным нереализованным педагогическим потенциалом, который необходимо использовать в воспитании школьников разных возрастов.
2. Песни, баллады В.Высоцкого - современный художественный национально яркий материал, имеющий аксиологическое, историко-культурное и педагогическое значение в воспитании нравственно-гражданской позиции современных школьников.
3. Эмоционально-экспрессивный, нравственно-гражданский, художественно-эстетический, аспекты песенного творчества В.Высоцкого - основа его педагогического воздействия в становлении гражданственности учащихся.
4. Реализуя педагогический потенциал песен Высоцкого, необходимо использовать для изучения его творчества старшеклассниками педагогическую модель как способ формирования их нравственно-гражданской позиции; «уроки Высоцкого» — есть художественно-педагогические произведения, включающие формы, методы и приемы, адекватные образно-эмоциональной природе искусства, специфике песенного творчества автора и возрасту учащихся.
5. Историографический обзор, тематическая систематизация, анализ библиографических, в том числе публицистических материалов о Высоцком доказали, что 1990-е годы стали временем становления науки -«высоцковедение».
Структура и объём диссертации. Диссертация (181 с.) состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.
Историография и тематическая систематизация библиографических материалов о поэте
Литература о В.Высоцком - поэте, актере - необозрима. В искусстве XX века не было другой фигуры, которая вызвала бы после десятилетий ее официального тотального запрета, замалчивания такой обвал публикаций. Думается, не только в искусстве, но вообще ни о ком в мире столь много не писали в XX столетии. Сегодня только на русском языке счет публикаций о В.Высоцком — публицистических и научных — приближается к нескольким тысячам. К этому надо добавить большое количество публикаций (заметки, статьи, монографии, диссертации) на иностранных языках. Другое дело, каково качество некоторых из этих отечественных и зарубежных печатных свидетельств.
В нашей стране было и есть в столицах и на периферии немало энтузиастов-любителей, собирателей творчества В.Высоцкого, материалов о нем, чьими стараниями спасено от забвения, от уничтожения множество различных материалов, документов: магнитофонные записи, фотографии, газетные публикации в малотиражных изданиях, свидетельства очевидцев и т.д. и т.п. Подчеркнем: собрано и систематизировано еще до тех времен, когда нечто подобное стало выходить из типографий. В нашем распоряжении есть 13 авторитетных библиографических справочников (изданных и самодельных, которые так и не вышли из печати), в которых учтены тысячи(!) публикаций, в том числе и прижизненные, где говорится о В.Высоцком. (См. Приложение.)
Анализ этих и других изданий показывает, что каждые пять лет библиография по В.Высоцкому увеличивается примерно на полторы тысячи публикаций, как публицистического, так и научного плана. Столь велик интерес людей к этому большому художнику современности.
Поэтому не случайно появление по всей стране таких творческих людей -высоцковедов (термин этот к концу 1990-х уже устоялся). Есть они и на Урале: в Екатеринбурге, Асбесте, Дегтярске, Краснотурьинске, Нижнем Тагиле. Один из них - Демин Леонид Афанасьевич, свердловчанин, шахматист, преподаватель, большой любитель и знаток творчества Владимира Высоцкого. Еще в 1987 году он составил весьма исчерпывающий на то время «Библиографический аннотированный указатель-каталог публикаций о В.С.Высоцком за 1961-1986 годы включительно». Не только учел в нем 1280 источников, но разыскал их, разбросанные в разных газетах и журналах Советского Союза, прочел и откомментировал. Это была огромная многомесячная исследовательская работа автора в библиотеках страны.
Несколько слов о качестве некоторых газетно-журнальных публикаций о В.Высоцком, о тенденциях времени, которые в них четко просматриваются.
Еще при жизни В.Высоцкого вышло несколько серьезных публикаций о нем, заслуживающих внимания. (Н.Крымова, М.Борк, И.Рубанова, В.Смехов и др.). В советских газетах, журналах публиковались много раз тексты и ноты песен из «Вертикали», другие его песни. Печатались интервью с артистом в разных городах и республиках Советского Союза во время многочисленных поездок его с Театром на Таганке или с собственными концертами. Рецензии, интервью с ним охотно печатали зарубежные издания.
Но далеко не всем в то время удавалось пробить свою статью о
В.Высоцком в советской прессе.
«Он часто пел о войне, о тех, кто струсил, и о тех, кто не вернулся с поля боя... Чаще его тянуло к сметным, язвительным интонациям. Это наблюдается в его водевильных и далее сатирических песнях, высмеивающих невежество, неоправданное самомнение, мещанскую ограниченность или пристрастие к алкогольным парАм». /33, 10-11/
Данное высказывание принадлежит Виктору Демину, автору серьезной обзорной статьи, которая была опубликована в болгарской прессе в 1982 году на болгарском языке под весьма двусмысленным и прозрачным заголовком «Поэт опасной зоны». (Выд. нами - В.П.) Обращаем здесь внимание на то, какие фантастические усилия, изворотливость, предприимчивость должен был проявлять в 1970-е и в самом начале 1980-х светский человек — любитель творчества В.Высоцкого, либо сам пишущий, либо заботливо собирающий материалы о нем. Даже авторитетный киновед, кинокритик, имевший уже немало публикаций в советской центральной прессе1 — должен был суметь переправить свою статью за рубеж, в данном случае в другую славянскую страну, нашим братьям по социалистическому лагерю, где ее перевели на болгарский, сделали свой заголовок - «Поэт опасной зоны» - и напечатали в журнале «Филмовы Новини». Затем собиратели материалов о В.Высоцком вылавливали этот специализированный, малораспространённый в СССР журнал и делали обратный перевод — на русский язык, размножали на пишущих машинках и рассылали в другие города своим адресатам — коллегам по увлечению. Правда и тут КГБ активно вмешивалось в нашу переписку: бывало, что письма-бандероли, как потом выяснялось, не доходили почему-то до адресата.
Интерпретация понятий «педагогический потенциал», «нравственно-гражданская позиция» в научной литературе
В рамках исследования, знакомясь с различной литературой (работы Л.М.Бирюковой, А.М.Боднар, Т.А.Саламатовой), где слово «потенциал» встречается в том или ином аспекте, мы обнаружили так или иначе объясняемые словесные конструкции: воспитательный потенциал, патриотический, военный, творческий потенциал личности и т.д. Екатеринбургский исследователь Т.А.Саламатова справедливо пишет, что «педагогические дисциплины обладают значительным потенциалом как человекообразующие дисциплины» и «содержание педагогических дисциплин тесно взаимодействует с технологиями их преподавания в процессе обучения...»./91, 5-6) Продолжим эту мысль. Дидактические возможности учебной дисциплины (литература, музыка, история и др.) многократно увеличиваются, если материал, используемый учителем в общении с учениками злободневен, им интересен, и подан учителем неординарно. Всё это в педагогическом процессе воздействует в комплексе.
Синтезируя сказанное разными исследователями, понятие педагогический потенциал мы трактуем как внутренне заложенную возможность, которую учитель должен использовать в своей работе, как силу, способную повлиять на воспитуемых, способную изменить их в лучшую сторону. В понятие «педагогический потенциал песенного творчества В.Высоцкого» мы вкладываем как открытые, так и скрытые возможности воздействия его текстов и подтекста на формирование гражданского становления личности учащегося, возможности воздействия его песен не только в вербальном их проявлении, но и в чувственно-эмоциональном, экспрессивном. Единое воздействие на чувства и сознание школьника дает колоссальный результат, поэтому необходим отбор материала, его педагогическая трактовка с учетом возрастных особенностей учащихся. Потенциал подразумевает средства, которые могут быть мобилизованы и использованы для достижения педагогических целей, в данном случае - для воспитания нравственно-гражданской позиции подростков.
В нашей работе мы сопрягаем жизнь и творчество поэта, доказывая, что изучать, усваивать и то, и другое надо одновременно, потому что факты биографии художника в соединении с его творчеством помогают достигнуть педагогических целей. Реальная личность поэта является (а в случае с В.Высоцким это выражено наиболее сильно), своего рода, денотатом, то есть одной из составляющих его поэзии, также воздействующей на молодежь.
Педагогический потенциал В.Высоцкого проявляется в том, что его песенное творчество настолько объективно и точно раскрывает психологию различных выведенных им типов людей, профессий, отношений к миру, что не знающий его биографии зачастую уверен, что тот, кто сочинил этот текст, действительно был тем, о ком он поет. Вживание в социальные роли разных людей - является блестящей находкой В.Высоцкого и как художника, и как артиста, в конечном счете - как педагога. Автор-исполнитель приглашает слушателя пережить эмоционально часть витагенного опыта совместно с собой, руководит формированием отношения к тому или иному факту, явлению. Улавливая в песнях и переживая опыт поэта, учащиеся вживаются и в смысловую нагрузку его поэзии. Изучение его текстов - и подтекста, -понимание отношения автора в них к тому или иному явлению, усвоение философского смысла его песен и баллад, обогащает настолько социальный опыт учащихся, что они научаются понимать людей, социальные ситуации, видеть причины и следствия явлений действительности. В этом и есть нравственно-гражданское воспитание подростков, где педагогическое руководство лидера ненавязчиво и в то же время значимо для них.
Свободно и жестко высказанное кредо певца-художника прозвучало в его песенных шедеврах: «Я не люблю», «Колея», «Горизонт», «Песня певца у микрофона», «Иноходец», в трилогии «Охота на волков» и многих других балладах и песнях. Зато в детских песнях поэта звучат доброта, ласка, улыбка и неназойливая замечательная дидактика, в них чётко выдерживается принцип: «развлекая - поучать». 26 таких песен и музыкальных номеров, слова и мелодии которых принадлежат В.Высоцкому, звучат в музыкальной сказке «Алиса в Стране Чудес».
Много у него песен о дружбе, о ценности, действенности ее. Самые известные, конечно же, романтичные, оптимистические песни из кинофильма «Вертикаль» — «Если друг оказался вдруг...», «Здесь вам не равнина - здесь климат иной...». Этот художник воспитывал своих слушателей через созданные им в песнях, в балладах образы, предлагая человеку посмотреть на себя со стороны, ведя разговор на равных, давая возможность заглянуть в собственную душу, разобраться в том, что хорошо, что плохо. Он говорил своим слушателям:
«...Я бы хотел, чтобы зрители понимали, как труден и драматичен путь к гармонии в человеческих отношениях. Я вообще целью своего творчества — ив кино, и в театре, и в песне — ставлю человеческое волнение. Только оно может помочь духовному совершенствованию». /21, 132/
Нравственно-гражданский аспект песенного творчества В.Высоцкого
Сегодняшние государственные нормативные документы констатируют кризисные явления в духовно-нравственной сфере российского общества, в воспитании гражданственности, патриотизма как в школах, так и в вузах. Отмечается, что: «...Нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь». /81, 35/
Необходимо решение школой «важнейших задач воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, в обществе». /81, 34/
Думается, важную роль в решении этих задач в общеобразовательной школе должны сыграть предметы эстетического цикла - литература, музыка, ибо только они создают настроение, то состояние души школьника, за которым может последовать понимание и сопереживание услышанному. Сначала - чувство, а потом - мысль и дело. В данном случае мы считаем, наиболее актуализированным является песенное творчество В.Высоцкого, в котором в едином комплексе слились слово, музыка, эмоциональность исполнения.
«Сопереживание - это одна из самых тонких сфер позания, - писал В.А.Сухомлинский,- познания мыслями и сердцем...Могучее средство воспитания сопереживания слово». /102, 236/ Подчеркнем, конкретизируем: слово художника и слово учителя - могучее средство воспитания. А эффективность решения воспитательных задач - в том числе и воспитание русского самосознания - зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма - это всё есть в песнях В.Высоцкого, а также зависит от профессионализма учителя. Сопереживать - значит делать добро человеку из внутренних побуждений, мысленно ставить себя на его место.
Песни В.Высоцкого, которые мы предлагаем для использования в педагогическом процессе, - они для интеллектуального прослушивания (но не для пения присутствующими в аудитории), для рефлексирующего слушания, слушания эмпатического. В данном случае, эмпатическое слушание - это когда школьники проникаются переживаниями исполнителя, воспринимают, понимают его позиции. Благодаря этому, школьникам удается представить себе мир таким, каким его видит поэт-певец, и понять, что он чувствует, что он хочет сказать своим слушателям. Суть эмпатического слушания вовсе не в том, чтобы с кем-то обязательно соглашаться, а в том, чтобы глубоко понять другого человека не только умом, но и сердцем.
Кроме того, следует учесть, что такой необычайной энергетики, исходящей от песен В.Высоцкого в его исполнении нет, пожалуй, ни у кого, и такое исполнение (как показал наш опыт работы со школьниками разного возраста) не оставляет равнодушных в классе. Однажды во время нашей беседы о В.Высоцком один десятиклассник сказал: «Когда слушаешь песни Высоцкого, становится больно». И речь вовсе не шла о громкости звучания, - этого не было. Такое эмоциональное высказывание школьника -дорогого стоит.
Кинорежиссер Г.ИЛолока, выступая 15 декабря 1983 года в Ленинградском Доме архитекторов после демонстрации своей киноленты «Интервенция», говорил об этом же. В.Высоцкий сыграл в там главную роль, но фильма сам так и не увидел, потому что цензурой он был «положен на полку», где и пробыл почти 20 лет. Режиссер говорил: «...Пение песни Высоцкого требует работы колоссальной: и голосовой, и физической, и нервной. Вспомните ли вы песню Высоцкого, которую можно было бы спеть вполголоса, отдохнуть при этом? Таких нет просто. У него каждая песня на пределе...Одна из особенностей Высоцкого заключается в том, что все его песни, даже камерные, вроде бы лирические — на предельном накале».
И на такой предельный накал слушатель не может не откликнуться.
Песни нашего современника В.Высоцкого, его герои очень даже к месту в педагогическом процессе, потому что воспитывают, как и вся большая литература, те же, так необходимые человеку черты характера: честность, доброту, порядочность, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, трудолюбие...