Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.
1.1. Теоретическое обоснование и характеристика творческого потенциала 15
1.2. Психологические предпосылки развития творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста 30
1.3. Педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала младших школьников. Особенности развития творческого потенциала у учащихся младшего школьного возраста 56
Выводы 75
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ЕГО МЕСТО, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
2.1. Истоки народного творчества 77
2.2. Развитие декоративно-прикладного искусства коренных жителей Дальнего Востока 87
2.3. Технологические особенности художественной обработки мягких материалов в декоративно-прикладном искусстве Дальневосточного региона 97
Выводы 118
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
3.1. Поисковый эксперимент. Методологические основы организации педагогического эксперимента с использованием научно-обоснованной методической системы с учетом изучения народного искусства Дальнего Востока 119
3.2. Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству Дальнего Востока с учащимися младшего школьного возраста 139
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента по развитию творческого потенциала младших школьников средствами народного искусства Дальневосточного региона 169
В ыводы 181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182
БИБЛИОГРАФИЯ 186
ПРИЛОЖЕНИЕ 210
- Теоретическое обоснование и характеристика творческого потенциала
- Истоки народного творчества
- Поисковый эксперимент. Методологические основы организации педагогического эксперимента с использованием научно-обоснованной методической системы с учетом изучения народного искусства Дальнего Востока
Введение к работе
Преобразования в экономической и социальной сферах деятельности на современном этапе развития нашего общества, определили значительные изменения в области культуры и образования. Возникла потребность качественно нового обращения к исследованию народного искусства и традиций.
В своем историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт прошлых поколений. В наше время утрата веры в идеалы, привела к дефициту духовности и чувства национального самосознания у молодежи. Поэтому сегодня необходимо приобщение подрастающего поколения к пониманию ценностей народной национальной культуры. Большое значение в этом процессе приобретает роль учителя, особенно, на начальном этапе, так как педагог не только помогает детям войти в новый мир знаний, но и одним из первых знакомит их с народным искусством и культурой того края или региона, где они проживают, в данном случае традиционным искусством Дальнего Востока.
Обычаи, обряды, традиционное декоративно-прикладное искусство, образ жизни являются сегодня не только историческим прошлым, которое составляет значительную часть национальной истории и культуры каждого народа, но и являются базисом современного мировоззрения. Изучение, знание и владение этим материалом в период развития общества особенно актуально.
Многовековые традиции национальной культуры и опыт народной педагогики дают возможность современному учителю воспитывать активных, самостоятельных, способных к творческой деятельности людей, понимающих и сохраняющих культуру своего народа.
Происходящие в настоящее время изменения в системе образования преследуют своей целью создание условий для развития активной творческой личности.
Формировать творческую личность младшего школьника, развивать ее креативный потенциал необходимо с самого раннего возраста, поэтому данный возраст является наиболее перспективным.
Актуальность народного искусства для развития современной культуры, прежде всего, в его родовой функции, исторических корнях, опыте поколений. Знание его способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания подрастающего поколения -расширения и развития у молодежи художественных представлений, духовных потребностей, воображения, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса.
Обращаясь к вопросу развития творческого потенциала, в частности понятия «творчество», было уделено особое внимание трудам Г.С. Батищева, С.С. Гольдентрихта, Е.С. Громова, Г.А. Давыдова, А.Я. Зись, М.С. Каган, A.M. Коршунова, А.Т. Шумилина и др., рассматривавших философский аспект природы творчества.
В области психологии проблемой творчества занимались исследователи Д.Н Абрамян, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, B.C. Кузин, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, В.М. Теплов, П.М. Якобсон и др. Авторы этих научных трудов определили роль и место творчества в развитии человеческой культуры, становлении гуманной личности.
Неоценимый вклад в развитие общей системы учебно-воспитательного процесса младших школьников составляют исследования ученых-педагогов: А.Д. Алехина Н.С. Боголюбова, СЕ. Игнатьева, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др. В них раскрываются общетеоретические подходы к раскрытию сущности художественного творчества, эстетического воспитания молодежи, а также проблемы, связанные с поисками совершенствования средств и методов развития процесса обучения по декоративно-прикладному искусству и изобразительному искусству в целом.
Вопросами применения декоративно-прикладного искусства в образовании и воспитании младшего школьного возраста занимались В.В. Корешков, М.В. Соколов, М.С. Соколова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, и др.
Проблему творческого потенциала освещали ученые: Б. Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Дж. Рензулли, СМ. Рис, А.И. Савенков, П. Торренс и др. Так как «творческий потенциал = одаренность» понятие комплексное, подразумевающее целый ряд составляющих, мы сочли необходимым опираться на воззрения исследователей, затрагивающих вопросы: интеллекта (Г.Дж. Айзенка, Е.М. Большакова, Е.М. Торшиловой и др.), творческих способностей и креативности (Б. Г. Ананьева, М.Г. Волковой, Э.А. Голубевой, Н.М. Гнатко, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтеса, А.И. Савенкова, П. Торренса, В.Д. Шадрикова и др.).
Творческие способности младших школьников различными средствами искусства отражены в исследованиях Т.А. Васильевой, И.Л. Головановой, Н.В. Ефремичевой, СЕ. Игнатьева, В.И. Малкова, З.И. Пазниковой, И.Н. Полынской и др.
Основоположником теоретических аспектов в народном искусстве по праву считается B.C. Воронов, пришедший к выводу о том, что народное искусство обладает всеми возможностями потенциально развиваться.
Значительный вклад в теорию, раскрывающий социальный, нравственный, эстетический и искусствоведческий аспект народного искусства, внесли научные работы П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова, Т.Я. Семеновой и др.
Традиционное творчество коренных народов Дальневосточного региона, развиваясь по общим законам народного искусства, имеет и свои специфические особенности. Неповторимость орнаментов таят в себе загадки мироздания. Декоративно-прикладное искусство Дальнего Востока изучалось следующими учеными: в области искусствоведения (К.П. Белобородовой, Л.С. Букатовой, А.Я Чадаевой и др.), этнографии, истории, археологии и культурологии (О. Бельды, Е.А. Гаер, П.Я. Гонтмахер, Е.Г. Демидовой, А.П. Деревянко, B.C. Дьячковской, СВ. Ивановым, Н.И. Каплан, Н.В. Кочешковым, А.И. Крушановой, И.П. Лавровым, Б. Лауфером, И.А. Лопатиным, Т.Б. Митлянской, А.П. Окладниковым, Ю.А. Сем, А.В. Смоляк, Ч.М. Таксами, Л.И. Шренком, Л.Я Штенбергом и др.). Таким образом, изучение народного искусства позволило исследователям рассмотреть национальное искусство во взаимосвязи традиций, историко-этнических и культурных факторов, а также природных и социально-экономических условий, определить его место, роль и значение в современной и мировой культуре человечества.
Необходимость знания подрастающим поколением традиционного декоративно-прикладного искусства и культуры своего народа подчеркивается в научных трудах Е.С. Асылханова (ДПИ Казахстана), М.Д. Ашурова (ДПИ Таджикистана), М.М. Байрамбекова (ДПИ Дагестана), Ю.К. Беджанова (ДПИ Северного Кавказа), С. Булатова (ДПИ Узбекистана), В.Ф. Канева (этнокультура народов Севера), И.Н. Полынской (национальная культура хантов).
Кроме этого традиционному Дальневосточному искусству посвящены ряд диссертационных исследований Л.С. Букатовой, Т.А. Давидовой, Л.Г. Дьячковой, В.П. Строкова, В.А. Шишкиной, которые затрагивают проблемы обучения в высшей школе. Однако в отличие от вышеназванных работ предлагаемое диссертационное исследование рассматривает аспекты обучения младших школьников.
Анализ практики проведения занятий по ДПИ, основанных на традиционном искусстве Дальнего Востока, выявил трудности, с которыми
встречаются учащиеся младших классов в процессе выполнения творческих заданий. Ими являются: недостаточность осведомленности младших школьников в сфере декоративно-прикладного искусства Дальневосточного региона, слабые знания технико-художественных особенностей и навыки в обработке мягких материалов, поверхностные умения в построении орнаментальных композиций, адекватных возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Следует отметить, что в этом сказывается малая заинтересованность общества в познании истоков Дальневосточной культурной среды, в атмосфере которой воспитывается современное поколение. Иными словами, мы считаем целесообразным утверждение о том, что помимо знания детьми народного декоративно-прикладного искусства России (основных ее промыслов: Жестово, Хохлома, Гжель, Дымковская и Филлимоновская игрушка и др.), которое изучается младшими школьниками в системе программы школы (основного образования) необходимо знать национальное искусство того региона, где они проживают (данном случае Дальнего Востока), потому что по-настоящему любить, ценить и уважать подлинное традиционное искусство можно только при постоянном общении и взаимодействии с этой культурой, находясь в этой социальной среде. К настоящему времени радует тот факт, что еще есть народные мастера, педагоги-энтузиасты, пытающиеся возродить древние традиции национального, самобытного искусства Дальневосточного региона.
Таким образом, противоречия между потребностями современного общества в сохранении самобытного искусства, возрождении его традиций и отсутствие путей совершенствования преподавания декоративно-прикладного искусства для детей младшего школьного возраста на основе народного искусства Дальнего Востока являются проблемой исследования. Нерешенность данной проблемы ведет к исчезновению самобытного национального искусства, что в связи с отсутствием системы знакомства младших школьников с народным декоративно-прикладным искусством, будет отрицательно сказываться на эстетическом воспитании и художественном образовании подрастающего поколения, что, в свою очередь, определяет и актуальность диссертационного исследования.
Решение этой проблемы определило цель данного исследования.
Задачи исследования заключаются в разработке теоретических и методологических основ развития творческого потенциала младших школьников в процессе изучения декоративно-прикладного искусства Дальнего Востока, которые до настоящего времени не нашли своего полного решения
Научное обоснование проблемы, экспериментальная проверка и практическая разработка методов развития творческого потенциала учащихся младших классов в процессе изучения декоративно-прикладного искусства Дальневосточного региона выдвинуло конкретные следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития творческого потенциала младших школьников средствами народного искусства Дальневосточного региона.
2. Изучить структуру творческого потенциала и выявить особенности его развития.
3. Изучить психофизиологические особенности развития учащихся младшего школьного возраста.
4. Рассмотреть педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала младших школьников.
5. Изучить особенности народного искусства Дальнего Востока.
6. Проанализировать влияние занятий по декоративно-прикладному искусству (на основе народного искусства Дальнего Востока) на развитие творческого потенциала учащихся начальной ступени.
7. Научно обосновать и экспериментально проверить эффективность функционирования предлагаемой методической системы.
8. Разработать научно-методические рекомендации для развития творческого потенциала младших школьников на основе народного искусства Дальнего Востока.
Объектом исследования выступает учебно-творческая деятельность младших школьников в процессе обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству в школах Дальневосточного региона. Предметом исследования является процесс развития творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста на занятиях народным декоративно-прикладным искусством Дальневосточного региона, поиск путей и средств решения данной проблемы.
Анализ литературы, обобщение опыта работы учителей начальной школы, руководителей кружков и факультативов по народному искусству Дальневосточного региона, собственный педагогический опыт работы позволили определить гипотезу исследования: развитие творческого потенциала младших школьников будет более эффективным, если:
- учебный процесс будет построен с учетом психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей учащихся младших классов;
- наряду с традиционным освоением изобразительного искусства будет изучаться народное искусство Дальнего Востока, способствующее развитию творческого потенциала младших школьников;
- процесс обучения будет обеспечен необходимой программой, разработанной на основе народного искусства Дальнего Востока с учетом национальных, самобытных традиций.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, методической, исторической, искусствоведческой, специальной литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за практической деятельностью младших школьников (приобретение ими необходимых умений и навыков) в процессе занятий по изучению искусства Дальнего Востока;
- проведение психолого-педагогического эксперимента;
- обобщение результатов и анализ наблюдений по проблеме исследования.
Методологической основой исследования являются ведущие положения философии, психологии, педагогики, искусствоведения, методики преподавания изобразительного искусства; современные исследования, посвященные нравственно-эстетическому воспитанию молодежи, искусствознанию.
Научная новизна. Полученные в исследовании результаты содержат решение проблемы разработки основ развития творческого потенциала младших школьников в процессе изучения ДПИ Дальнего Востока:
- данное исследование на современном социально-экономическом этапе развития общества, является первым, поднимающим проблему обучения ДПИ Дальнего Востока, именно младших школьников;
- научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система организации занятий по ДПИ Дальневосточного региона, направленная на развитие творческого потенциала учащихся младших классов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается:
- в решении научно-педагогической задачи - в обосновании эффективности средств декоративно-прикладного искусства, открывающих новые возможности для развития творческого потенциала младших школьников;
- в выявлении основных закономерностей развития творческого потенциала учащихся младших классов на занятиях по декоративно-прикладному искусству Дальнего Востока.
Практическая значимость результатов исследования.
Результаты исследования могут быть использованы:
- в научных изысканиях по проблеме развития творческого потенциала учащихся в процессе изучения ими декоративно-прикладного искусства, как Дальнего Востока, так и других регионов;
- в повышении эффективности обучения детей младшего школьного возраста, благодаря развитию их творческого потенциала;
- разработанная и экспериментально проверенная учебная методическая система для младших школьников, основанная на средствах декоративно-прикладного искусства Дальневосточного региона (конкретные упражнения, учебные и творческие задания) направлена на развитие творческого потенциала;
- при внедрении в систему основного и дополнительного образования, а также при разработке пособий по ДПИ для учащихся младшего школьного возраста.
Достоверность исследования опирается на передовой опыт в области психологии и педагогики, организацию опытно- экспериментальной работы, использование достижений искусствознания, теории и практики эстетического воспитания и творческого развития личности.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе ГОУ школы-лицея № 23, частной школы «Интеллект-плюс» и Школы искусств «Эстет» г. Комсомольска-на Амуре, МДАНХТ (Московская Детская Академия Народного Художественного Творчества) «Россия», ГОУ СОШ № 598 г. Москвы
На защиту выносятся:
Результаты анализа исторического развития традиционного декоративно-прикладного искусства Дальнего Востока.
Разработанная, научно обоснованная и прошедшая апробацию методическая система по оптимизации процесса обучения средствами искусства на примере ДПИ Дальневосточного региона в процессе развития творческого потенциала младших школьников.
Организация и этапы работы
Исследование проводилось в три этапа в период с 1998 по 2004 г.г.
На первом этапе (1998 - 1999 г.г.) исследования проводилось изучение специальной литературы по проблемам общей и возрастной психологии, философии, педагогики, по проблемам природы творчества, развития творческих способностей человека, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, основам композиции, цветоведению, истории развития ДПИ Дальнего Востока и изучению технологии работы различными материалами (преимущественно мягкими материалами). Проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики преподавания. Базой для проведения констатирующего эксперимента послужила Школа искусств «Эстет» г. Комсомольска-на-Амуре.
На втором этапе (2000 - 2002 г.г.) осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью учащихся младших классов, проводилось контрольное исследование процесса формирования творческих потребностей, тщательно анализировались учебно-творческие задания. Составлена программа опытно-экспериментального исследования с целью формирования творческого потенциала младших школьников. Проводился поисковый эксперимент на базе МДАНХТ «Россия» г. Москва, ГОУ школы-лицея № 23, Школы искусств «Эстет» г. Комсомольска-на-Амуре.
Третий этап (2002 - 2004 г.г.) - проведение сравнительного экспериментального исследования на базе ГОУ СОШ № 598 г. Москвы, ГОУ школы-лицея № 23, частной школы «Интеллект-плюс» и Школы искусств «Эстет» г. Комсомольска-на-Амуре. Систематизация и обобщение полученного материала. Проверка выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования. Анализ полученных данных и оформление их в виде диссертационной работы.
Теоретическое обоснование и характеристика творческого потенциала
Социальные процессы, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Настоятельной потребностью времени является проявление творчества, поиск рациональных нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимального развития творческих способностей человека.
Проблему психолого-педагогических особенностей развития художественно-творческого потенциала младших школьников, невозможно рассматривать как процесс самостоятельный, отдельный от комплексного формирования личности. Необходимо определить факторы, влияющие на данный процесс, свойства и основную характеристику творческого потенциала учащихся младших классов, то есть теоретически обосновать проблему нашего исследования. Следует отметить, что на формирование личности влияют такие психологические факторы, как наследственность, среда, активность, воспитание, образование, развитие. Вследствие этого в задачу данного исследования не входит рассмотрение каждого из этих факторов в отдельности, поэтому мы подробнее остановимся на проблеме творчества, творческих способностей, творческого потенциала личности младшего школьника и его развития, которая является одной из сложных для исследования в психологии, философии, педагогике.
Определение понятия «творческий потенциал» предполагает рассмотрение терминов «творчество», «креативность», «творческий процесс» и «творческие способности». При характеристике состояния проблемы природы творчества следует, прежде всего, подчеркнуть давно зафиксированное в литературе понимание творчества. «Творчество» в широком смысле определяется как «деятельность, рождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» (231, с. 11). Оно представляет своеобразную форму развития, характерную для человека, и есть «в высшей степени диалектический процесс» (151, с. 4).
Рассматривая процесс творчества в философском аспекте, ученые: Г.С. Батищев, С.С. Гольдентрихт, Е.С. Громов, Г.А. Давыдова, М.С. Каган, A.M. Коршунов, Крамар П.П., А.Т. Шумилин и др. выявили в определении категории творчества его основные признаки (23, 101, 90, 127, 151, 311). Данные исследователи определяют творчество важнейшим качеством всей человеческой деятельности. Оно характеризуется поиском и достижением новизны, неповторимости результатов, способов деятельности. Творчество как процесс всегда неординарно. Оно - антипод подражанию, копированию деятельности по шаблону, стереотипным операциям и т.п. Ученые считают, что новое создается путем преобразования вещей, существующих в объективном мире (или их образов), посредством изменения их форм, структур отношений, путем комбинирования в новой системе элементов, которые раньше входили в другие системы. Таким образом, большинство исследователей склонны считать, что творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. (Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности) (240, с. 7).
Исходя из вышеизложенного, рассмотрим ряд понятий, производных от термина «творчество». Так, исследователь С.А. Кузнецов полагает, что рассмотрение таких понятий как «творческий» применим к слову — «творчество», например, творческий процесс, творческий путь художника. Ріпи, свойственный человеку, наделенному способностью творить, созидать что-либо, например, творческие способности, творческое воображение, творческие планы. А также самостоятельно создающий что-либо новое, оригинальное; созидательное (творческая сила, творческая интеллигенция). Глагол «творить», по мнению автора, можно выразить, во-первых, создавать, созидать в процессе творческой деятельности материальные или духовные ценности (творить язык, культуру; творить красоту.). Во-вторых, делать, совершать, творить добро, зло, творить чудеса, чудо. С другой стороны понятие «творчество», относящееся к глаголу «творить» - самостоятельное творчество, научное, художественное, литературное творчество. Применимое к процессу творчества то, что создано в результате этой деятельности, совокупность созданного, сотворенного кем-либо (творчество А.С. Пушкина, выставка произведений русского народного творчества) (40, с. 1309).
Истоки народного творчества
Изменения, происходящие в экономической и социальной сферах деятельности на современном этапе, постоянно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования.
Возникла необходимость качественно нового обращения к изучению народного искусства и традиций. Это с одной стороны связано с иным поворотом национального самосознания народов, населяющих Дальний Восток, а с другой, с возрастающей потерей представителей данной национальной культуры и ее лучших образцов.
Человечество в своем историческом и культурном развитии неизменно опиралось на опыт прошлых поколений. В настоящее время утрата веры в идеалы, привела к нехватке духовности и чувства национального самосознания у подрастающего поколения. Поэтому сегодня необходимо приобщение молодежи к пониманию ценности народной национальной культуры. К сожалению, сегодня семейное воспитание часто не опирается на традиции своего народа, что в огромной степени является следствием развития массовой культуры. При этом начальная школа играет ключевую роль в непрерывной системе образования и призвана обеспечить основную базу для последующего художественно-эстетического развития личности младшего школьника. Поэтому долг педагога не только помочь детям войти в новый мир знаний, но и одним из первых познакомить их с народным искусством и национальной культурой того края или региона, где они проживают, в данном случае традиционным искусством Дальнего Востока. С помощью учителя учащиеся познают философию, мифологию, мировоззрение коренных жителей, что значительно обогащает духовную сторону их мировосприятия. Таким образом, сегодня особенно значимым и актуальным является приобщение младших школьников к искусству и традициям коренных народов Дальневосточного региона.
Древние обычаи, обряды, традиционное декоративно-прикладное искусство, образ жизни являются сегодня не только историческим прошлым, которое составляет значительную часть национальной истории и культуры каждого народа, и становится базисом современного мировоззрения. Коренные народы Дальневосточной земли являются наследниками уникальной самобытной культуры, насчитывающей несколько тысяч лет.
Традиционное декоративно-прикладное искусство народов Дальнего Востока родилось в суровой борьбе за жизнь и донесло до нас красоту и мудрость многих поколений людей. Декоративное искусство Дальнего Востока богато многовековыми художественными традициями. В нем наблюдается необыкновенно гармоничное слияние в единый комплекс культурных особенностей и традиций многочисленных разноязычных народов, населяющих обширную территорию Российского Дальнего Востока. Взаимовлияние культур этносов Дальнего Востока основано на взаимном обогащении и связях с соседними странами и народностями, что придает Дальневосточному искусству неповторимый колорит и объясняет его оригинальность.
В культурном плане районы расселения приамурских племен, несомненно, играли большую роль в связях культур Азии, Китая и Северной Америки. Уровень культурного развития народностей Дальнего Востока в немалой мере зависел от особенностей среды, в условиях которой они жили в течение многих веков. Непосредственное общение с природой, постоянное единоборство с нею оказывали огромное влияние на мировоззрение коренных жителей.
К настоящему времени, благодаря усилиям археологов, этнографов, лингвистов, антропологов, историков и искусствоведов накоплен обширный материал по материальной культуре и искусству древних жителей Дальнего Востока, но изучен, как показывают исследования, недостаточно. Поэтому ученые продолжают свою работу, поскольку их долг - дать всему научную оценку и трактовку, попытаться определить ценность традиционного искусства, как части мировой культуры, и способствовать дальнейшему развитию оригинального творчества коренных народностей Дальневосточного региона.
Орнаментальное искусство Дальнего Востока, пришедшее к нам из глубины веков и воспевающее мир Дальневосточной природы, не увядает и сегодня. Четкие композиции старинных узоров украшают современные вещи. К ним все чаще обращаются художники-модельеры, дизайнеры, стилисты, мастера живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.
Поисковый эксперимент. Методологические основы организации педагогического эксперимента с использованием научно-обоснованной методической системы с учетом изучения народного искусства Дальнего Востока
В новой социокультурной ситуации изменились взгляды на цели и задачи художественного образования, на отношение к духовным ценностям и осознание мировой художественной культуры в целом.
Сегодня, как никогда необходимы возрождение народных традиций, поиски новых воспитательных технологий, способствующие формированию гармонично развитой личности с высокой духовной культурой, развитым интеллектом и творческой индивидуальностью, опирающейся на национальные традиции.
Общеизвестно, что на современном этапе продолжают совершенствоваться система воспитания и образования. Сегодня обновление этой системы идет по следующим направлениям:
- демократизация всей системы образования, предполагающая открытость системы образования социальным процессам, происходящим в обществе с учетом социализации личности и её активного участия в преобразовании социальной среды;
- соревновательность различных моделей школ, концепций образования, обновления и поиска новых методов и форм обучения;
- гуманизация образования, предполагающее обращение к проблеме человека как личности, субъекта истории; пересмотр требований в отношениях с учениками в рамках принципов «внедрение индивидуального подхода», «учения без принуждения», «дифференцированного обучения», «комплексного развития личности»;
- всех форм, направленных на формирование свободной, творчески активной личности;
- субъективно-личностная ориентация педагогики - формирование личности как субъекта, преобразующего мир;
- непрерывность образования, предполагающее единство общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Все эти принципы ориентированы на создание целостной, динамичной системы образования и воспитания, адаптированной и к потребностям общества, и к запросам личности на разных этапах жизненного пути человека.
Важнейшими понятиями дидактики как науки являются: процесс обучения, его принципы, содержание, средства, методы и формы обучения.
Основным содержанием дидактики, как одного из основных разделов педагогической науки, является изучение и выработка основных методов и приемов обучения. Содержание приемов и методов обучения подвержены изменениям в русле развития педагогической науки в целом, но общедидактичекие принципы остаются неизменными. К ним относятся: воспитывающий характер обучения, научность, систематичность и последовательность образовательного процесса, сознательность и активность учащихся, эффективность усвоения знаний, умений и навыков, учет индивидуальных особенностей учащихся, наглядность, связь обучения с практикой.
Современное образование предполагает существование различных типов учебных заведений: школа («основное образование» по современной терминологии), лицей, гимназия, колледж и т.д. Основная часть таких заведений специализируется по углубленному изучению тех или иных специфических дисциплин (изобразительное искусство, музыка, литература, математика, химия, физика, история, иностранный язык и т.д.). Но немало и образовательных учреждений, предпочитающих единую систему, объединяющую предметы художественного цикла (изобразительное искусство, музыка, литература, хореография и т.д.).
Следует отметить, что во всех учреждениях основного образования обязательна внеклассная работа с учащимися, особенно в младшем звене (1-4 класс). Наряду с основным образованием, существует образование дополнительное, то есть внешкольная форма обучения (школа искусств, мастер-класс, кружок, факультатив и др.). Разработанная нами методическая система может быть применена на занятиях по ДПИ во всех типах учебных заведений.
Следуя заявленной теме исследования, необходимо проанализировать дидактические основы развития творческого потенциала младших школьников (6-10 лет) на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере народов Дальнего Востока).