Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста Лолуа Валентина Васильевна

Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста
<
Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лолуа Валентина Васильевна. Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01, 13.00.02 Москва, 2002 345 с. РГБ ОД, 71:03-13/97-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 25

1. Роль культуры речи в становлении личности 25

2. Исторические тенденции развития научных знаний о культуре речи ...73

3. Психологические основы формирования культуры речи 104

4. Анализ качества знаний, умений и навыков школьников в области культуры речи 125

Выводы 154

ГЛАВА II. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 156

1. Эстетические возможности языка и речи 156

2. Возникновение и развитие лингвистического анализа художественных произведений 191

3. Художественный текст как предмет лингвоэстетического анализа 202

4. Принципы, приемы и методы лингвоэстетического анализа художественного текста 223

Выводы 243

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИНГВОЭСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАБОТУ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.246

1. Методические основы формирования культуры речи школьников. характеристика модели лингвоэстетического анализа художественных текстов 246

2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты. динамика речевой культуры учащихся VIIIХ - XIХ классовв процессе опытно-экспериментальной работы. 285

Выводы 308

Введение к работе

Содержание образования ориентировано на создание условий для реализации всех творческих возможностей личности, на обретение каждым членом общества многообразной эстетической, в том числе речевой культуры. Высокая культура речи - важная составная часть общей культуры человека.

В настоящее время в нашей стране имеет место процесс демократизации общественной жизни. Это создает условия для либерализации русской речи, вызывает пополнение литературного языка за счет нелитературной лексики общенародного языка и внешних заимствований. Идет активный процесс развития массовой языковой коммуникации. В разговорную, публицистическую речь, в художественную литературу вторгаются жаргонизмы, вульгаризмы.

Процессы либерализации в языке затрагивают многие пласты современного общенационального русского языка. Литературно-языковая норма становится менее определенной и обязательной. В языке изменилась мера допустимости, норма стала более свободной. Сейчас наше общество встало на путь расширения границ литературного языка, изменения его состава, и жаргонная лексика получила широкое распространение в повседневной разговорной речи. Особенно распространен жаргон среди молодежи, которая определяет его как озорной, вульгарный, насмешливый, циничный, «свой» язык. Молодые люди склонны воспринимать и употреблять его как язык хлесткий, удалой, лихой и остроумный. Жаргонная лексика привлекает молодежь оригинальностью, развязностью, раскованностью, грубоватым остроумием, противопоставленностью принятой языковой норме и общеустановленной сдержанной манере общения.

Школьники мало читают художественной литературы. В современных условиях они больше интересуются математикой информатикой, иностранными языками, но интерес к русской литературе у них незначителен.

Сейчас в Государственной Думе работают над законом о русском языке как государственном, где специальный раздел будет отведен культуре речи.

Костомаров В.Г. в книге «Языковой вкус эпохи» высказывает мнение, что словоупотребление наркоманов сейчас служит главным источником жаргонизмов, быстро воспринимающихся и закрепляющихся в литературном язьже. Ученый делает предположение, что именно из этой среды вышли выражения «крыша поехала», «все схвачено», «раскачать народ», «быть в отключке».

Часто употребляются молодежью такие жаргонизмы: «зеленые», «зелененькие», «баксы», «грины», «зеленый лимон» (о долларах), «общак»,

^ «общаковые», «грохнуть», «косить» под себя», «их кинули», «обули»,

«посадить на перо», «пахать на него», «тусовки», «разборки». Даже в газетных и журнальных статьях можно встретить такие жаргонизмы, как «наехать», «накатить», «кинуть», «достать», «напрячь». Частое употребление жаргонизмов в устной речи и в письменных текстах как бы нейтрализует их грубый характер, извращенный смысл. Отрываясь от своей среды, жаргонизмы теряют стилистическую экспрессивность и со временем могут закрепляться в литературном языке.

Трубина О.Б. в своих работах указывает, что жаргон часто является

»- проявлением вульгарной и даже уголовной идеологии. При употреблении

жаргонизмов, огрубляется, становится примитивным и язык и мировоззрение говорящего. Жаргонизмы, просторечия, нелитературные средства выражения, получая доступ через газеты, журналы, радио, телевидение в высококультурные слои общества порождают стилистическую неряшливость, ошибочное словоупотребление, выступают в несвойственных им значениях. Это уродует, ломает логическую структуру русской речи.

Другой наиболее примечательной чертой и тенденцией современного русского языкового развития является широкое освоение и распространение

Ь заимствований из американского варианта английского языка.

>

В настоящее время жаргон американского бизнеса и электроники старательно усваивается в России. Это связано со стремлением освоить научно-технические достижения США, приобщиться к их образу жизни.

Заимствования из американского варианта английского языка отличаются шокирующей непонятностью, русскому человеку чужд даже внешний образ слов. Заимствования свидетельствуют о стремлении молодежи к изощренности речи. В соответствии с модой дня, английские слова в настоящее время все шире внедряются в языковую практику, даже при наличии не менее точных русских вариантов, например: имидж (образ), саммит (встреча в верхах), плюрализм (множественность мнений), конверсия (преобразование), шоп (магазин), стагнация (застой), консенсус (согласие), презентация (представление), коттоновый (хлопчатобумажный), коррумпированный (продажный), киллер (наемный убийца).

Заимствованиями из американского варианта английского языка в настоящее время часто заменяются обрусевшие слова французского происхождения. Например: рейтинг (популярность), шоу (эстрадный спектакль), брифинг (пресс-конференция), картридж (патрон), дисплей (экран), сленг (жаргон), паблисити (реклама).

Широко известные, немецкие по происхождению, слова заменяются английскими аналогами. Например: сандвич (бутерброд), бестселлер (шлягер). Создается большое количество синонимов, дублирующих наименования.

Параллелизм в названиях с затрудненной семантической дифференциацией снижает ясность понимания и скорость усвоения текста.

В русскую речь вновь вошло множество слов, на время забытых, но получивших новую жизнь. Например: биржа, биржевик, маклер, брокер, акция, акционер, фирма, фирмач. Теперь новые названия приходят из США, откуда идут идеи, вещи, техника, мода. Язык массовой коммуникации

развивается быстрыми темпами и воздействует на все стили речи. Обслуживая быстро изменяющуюся жизнь торгово-деловой и молодежной среды, они проникают в быт всех социальных слоев населения.

Обширную группу заимствованных ело їв составляют термины современного делопроизводства, компьютерных и информационных технологий. Например: факс, видео, видеокамера, видеомагнитофон, видеокассета, видеофильм, видеоклип, плеер, эквалайзер, модем и факс-модем, телетайп, принтер, компакт-диск, лазерный диск, телекс, комкордер, транскордер (аппарат для «перегонки» записей), файл, таймер, клип, софтвэр, хакер.

Быстрыми темпами идет процесс соединения новейших терминов с традиционными русскими выражениями в сфере рекламы, музыки, танцев. Например: блюз, джаз, поп, хард, тяжелый рок, металл, диск-гигант.

В русской речи сейчас широко используются заимствованные слова, обозначающие модную одежду: бермуды, дольчики, ливайсы, слаксы, аляска.

Входят в употребление новые спортивные термины: бодибилдинг, ориентинг, фристайл. Нет необходимости употреблять многие заимствованные слова. Однако через средства массовой информации распространяются названия новой техники, бытовые слова, создаются журналистами репортажи, содержащие смесь заимствованных, просторечных и жаргонных слов.

Термином «интержаргон» обозначают бытующий в молодежной среде сленг. Он связан с подражанием американскому образу жизни. Интержаргон обеспечивает взаимопонимание его носителей при наличии у них общих интересов. Он свидетельствует о том, что современная молодежь пытается создать свой собственный мир, обособиться от влияния людей старшего поколения.

Культура литературной речи, связанная эстетикой общения, заслонена всеохватывающей, общедоступной привлекательностью жаргона.

Излишнее количество заимствований создает условия, при которых интержаргон может оказать отрицательное воздействие на литературный язык.

Ученые-лингвисты сейчас говорят об экологии языка, которая ставит своей задачей совместить неизбежные нововведения в языке с заботой о его неприкосновенности как части национальной культуры. В лексике русского языка закрепилось около 15% слов, заимствованных из различных языков в отдельные периоды русской истории.

Но в настоящее время количество внедряющейся англо-американской лексики слишком велико. Ученые-лингвисты призывают к бережному

f отношению к русскому языку как к хранителю национального опыта, как к

части нашей истории, нашей природы. И несмотря на современные новшества, изменения на различных уровнях, основной словарный фонд, строй языка остаются неизменными. Для сохранения языка необходима культурно-речевая работа, повышение общей культуры и языкового сознания молодежи, постоянное приобщение школьников к русской лексике. Чтобы не допустить разрушения национального самосознания народа, необходимо уже в школе воспитывать любовь, уважение к чистоте и богатству русской речи, добиваться свободного владения лексическим

і разнообразием русского языка, высокой культуры устной и письменной речи.

Выполнение этих задач тем более важно, что литературный язык несет и культурообразующую функцию, направленную на развитие и совершенствование культуры личности в целом.

Актуальность проблемы формирования высокой культуры речи учащихся основывается на принципах гуманитаризации всей нашей системы образования. Владение навыками высокой культуры речи рассматривается в современных условиях как имидж успеха личности. Недостаточная речевая культура значительно снижает рейтинг молодого человека.

Лингвоэстетический анализ художественного текста способствует овладению

нормами русского литературного языка, точностью выражения в соответствии с коммуникативной сообразностью, приобретению умений и навыков конструирования богатой речи.

Красноречие, умение правильно, выразительно и точно говорить всегда было необходимой частью культуры личности. В России красноречие формировалось в процессе обучения и высоко ценилось.

Умение соотнести слово с действительностью академик И.П. Павлов считал важным свойством мыслительной деятельности человека. Сейчас общественность России выступает за принятие закона о чистоте русского языка, в вузах страны в качестве учебной дисциплины введён курс "Русский язык. Культура речи".

В настоящее время под культурой речи понимают конкретную реализацию речевых свойств и возможностей русского языка в процессе устного и письменного общения. Проблема повышения культуры речи заключает в себе две ступени: освоение литературного языка и правильности речи путём восприятия нормированной речи литературных произведений и на этой основе формирование навыка речевого мастерства и речевого общения. Обращение к литературным произведениям в процессе работы над повышением культуры речи необходимо говорящим и пишущим, так как вершиной речевой культуры, эталоном, осознаваемым в качестве нормативного речевого образца, признан литературный язык художественных произведений, в котором веками исторически устанавливались, закреплялись и накапливались, как в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров слова, под влиянием которых формировались речь и языковое сознание всех носителей русского языка.

Привлечение художественных текстов как образцов необходимо, так как в процессе работы над культурой речи мешает влияние диалектизмов, просторечных слов, жаргонизмов, канцеляризмов, словесных штампов,

излишних заимствований, дублирующих русские общеупотребительные слова. В школьной практике уделяется существенное внимание обучению правильной речи, наиболее последовательно в области грамматики и орфографии. Но важно обучать и речевому мастерству, умению выбирать наиболее стилистически точный, оправданный, выразительный, доходчивый языковой вариант. Сегодня социально - экономическая обстановка в стране отражается на общем состоянии сферы культуры и образования.

Но в последние годы возникла новая тенденция: в связи с усилением значения образования, в обществе приобщение к культурным ценностям стало одним из путей достижения интеллектуального развития личности, укрепление ее авторитета, успеха в достижении общественного положения.

Изучение состояния вопроса развития культуры речи в условиях школьной практики позволяет констатировать наличие противоречий между важностью задачи и недостаточной теоретико-методической разработкой проблемы, отсутствием должного внимания к ней; несоответствием между целями, которые стоят перед преподавателями русского языка и литературы и отношением к этим предметам в школьной практике. Наличие этих противоречий позволило сформулировать основную проблему исследования как определение условий развития культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественных текстов на основе взаимодействия изучения русского языка и литературы как искусства слова.

Теоретической основой решения научной проблемы стали исследования ученых в области функционирования языка и речи (Н.Д.Бурвикова, И.Р.Гальперин, Г.А.Золотова, С.Г.Ильенко, Н.А.Купина, П.А.Лекант, О.А.Нечаева, В.В.Степанова, И.А.Фигуровский, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев).

Большую помощь оказали нам труды, в которых коммуникативные качества текста осветили ученые С.Н.Баранов, Н.Д.Бурвикова, Б.Н.Головин,

Н.А.Пленкин, Л.И.Скворцов, Н.Е.Сулименко, Ю.В.Фоменко, , Е.А.Цейтлин, А.В .Шишканова.

Дидактический аспект лингвистики текста изучили и разработали в своих трудах ученые М.Т.Баранов, Е.А.Быстрова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, В.Н.Мещеряков, Р.Б.Сабаткоев, А.В.Текучев, Л.А.Тростенцова, И.А.Фигуровский, Г.И.Фомичева, Т.И.Чижева.

Мы рассматриваем художественный текст с эстетических позиций как произведение искусства слова.

Теоретической основой решения избранной научной проблемы стало
Р отношение к человеку как к высшей ценности общества, к культуре и

искусству как к источникам духовного развития личности, к лингвоэстетическому анализу художественного текста как к средству формирования высокой культуры речи, к эстетической культуре как к нравственному потенциалу становления личности современного школьника.

Методологическая основа исследования - разработанные
современными философами, психологами, культурологами, филологами,
методистами положения о становлении и развитии личности школьника в
процессе ее активной эстетической и речевой деятельности по освоению
. общечеловеческих, духовных, культурных, национальных ценностей. В

исследовании мы опирались на концепции личностно ориентированного обучения культуре речи и речевой деятельности, подхода к искусству с позиций освоения духовной и художественной ценности текстов.

Методологической основой исследования являются научные
достижения выдающихся современных эстетов, теоретиков педагогики,
психологов, лингвистов, литературоведов, методистов в области
преподавания русского языка и литературы, научные труды которых
ориентированы на духовное развитие личности, ее мышления, сознания,
f речевой деятельности, речевой культуры и культуры общения в современных

условиях жизни (И.В.Бестужев-Лада, А.И.Буров, Л.С.Выготский,
В.В.Виноградов, Н.И.Жинкин, В.Жирмунский, Е.В.Квятковский,
А.А.Леонтьев, Ю.М.Лотман, Д.С.Лихачев, К.В.Мальцева, Л.П.Печко,
А.П.Потебня, Ю.В.Рождественский, Л.Н.Скворцов, В.В.Соколова,
Ю.А.Сорокин, Л.В.Тодоров, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Л.В.Щерба,

П.М.Якобсон).

В исследовании воздействия духовного потенциала культуры и искусства на становление личности школьника мы опирались на работы В.И.Аннушкина, М.М.Бахтина, Г.О.Винокура, В.В.Журавлевой, В.А.Кан-Калика, Е.В.Квятковского, Д.С.Лихачева, О.И.Никифоровой, Л.П.Печко, Э.В.Соколова.

К различным аспектам проблемы формирования и развития культуры речи учащихся обращались в разные годы многие педагоги, лингвисты: Анцигина Л.К., Ассурова Л.В. ,Бахтин М.М., Витт Н.В., Головин Б.Н., Жинкин Н.И., Журкина Ш.В., Лемещенко В.А., Полякова И.В., Скворцов Л.И., Соколова В.В., Успенский Л.В., Юртаев СВ.

В своих работах ученые исследовали вопросы совершенствования речевой культуры школьников на основе осмысления явлений омонимии и полисемии на различных этапах обучения русскому языку в школе, разрабатывали методику обучения старшеклассников созданию текста с опорой на традиции классической риторики, освещали эстетические аспекты словесного творчества, изучали вопросы эмоциональной регуляции речи.

Однако проблема развития культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста в научной, педагогической и методической литературе не получила достаточного освещения. На основе анализа теоретических положений научных работ философов, эстетиков, психологов, педагогов, культурологов, филологов, методистов языка и литературы мы определили основные направления

нашего исследования. Культура речи - составная часть личностной характеристики человека.

Владение высокой культурой речи является важным условием профессионального успеха личности. Неправильная, примитивная речь может пагубно сказаться и на оценке профессиональной деятельности молодого человека. Культура речи - сложное и многоаспектное явление, поэтому в процессе исследования мы рассматривали несколько областей научного знания: вопросы культуры речи с точки зрения педагогики, психологии речи, психологии образования, эстетики, языкознания, литературоведения, культурологии. Основу формирования высокой культуры речи составляет существующее в сознании человека представление о речевом идеале, образце, в соответствии с которым и развивается нормативная богатая речь. Подлинными речевыми образцами для школьников являются литературные художественные тексты, которые следует рассматривать как произведения искусства, где образцом будет прежде всего повествование самого автора.

Программа по русской литературе открывает богатый языковой материал, который после проведения учителем лингвоэстетического анализа художественного текста становится образцом для правильной, чистой и выразительной речи учащихся.

Создание модели формирования культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста проводилось на основе гармонического развития эстетического сознания учащихся. При этом искусство выступало как ядро культуры, многоплановой системы эстетических, нравственных, социальных отношений, связывающее все стороны жизнедеятельности человека в обществе.

Художественная литература - искусство слова. Слову доступно все, что доступно мысли, а мысли доступны все сферы и области действительности. В

і',

последние десятилетия интенсивно изучаются стили языка и стили речи, в особенности в произведениях художественной литературы. В этой области наиболее известными являются труды В.В.Виноградова, А.Н.Гвоздева, А.И.Ефимова, М.Н.Кожиной, В.Г.Костомарова, Б.А.Ларина, В.И.Перебийнос, О.Б.Сиротиной, Ю.С.Сорокиной. В своих трудах указанные авторы признают функциональную природу языковых и речевых стилей, и связь с различными социальными функциями самого языка, с ситуациями общения и уровнем культуры речи носителей языка.

В настоящее время возможно добиться высокого положения в

, обществе, только владея в достаточной степени культурой речи. Речевая и

эстетическая культура тесно взаимосвязаны. Эстетическая культура как высокоразвитая способность индивида регулирует все формы социальной активности личности в конкретных обстоятельствах жизни, эмоциональная культура помогает людям собирать и оценивать информацию, проявляясь в содержании и форме поступков и действий. Эстетическая культура как система развитых интеллектуальных, нравственных, эстетических, социальных взглядов не просто качественно определяет содержание жизни личности, но и во многом гуманизирует ее отношение к миру.

Проблему роли культуры речи в становлении личности освещали в

своих трудах ученые Верещагин Е.М., Винокур Г.О., Головин Б.П., Гольдин В.Е., Грехнев B.C., Костомаров В.Г., Лихачев Д.С, Потылико Г. И., Соколова В.В., Шахнарович A.M. и другие ученые.

Луначарский А.В. в статье «Искусство слова в школе» утверждал, что школьникам необходимо совершенное владение языком как точным орудием передачи мысли.

Винокур Г.О. в своих трудах высказывал суждение, что правильная, чистая речь является признаком правильного общественного поведения. Он

і выступал за преподавание языка и литературы во взаимосвязи.

Лихачев Д.С. писал в своих работах, что в умении говорить проявляется умственное развитие, моральный облик, характер человека.

Соколова В.В. в книге «Культура речи и культура общения» [№335] указывает, что речевая культура влияет на формирование языкового сознания личности и участвует в процессе её становления и общего развития.

Объект исследования - психолого-педагогический процесс формирования культуры речи учащихся 8-х —11-х классов как важнейшего личностного качества школьников.

Предмет исследования - речь учащихся 8-х- 11-х классов и её совершествовани g посредством включения лингвоэстетического анализа в работу над художественными текстами.

Цель исследования - научно обосновать и разработать систему формирования культуры речи учащихся 8-х-11-х классов в процессе лингвоэстетического анализа художественных текстов для развития эстетической и речевой культуры школьников.

Многолетне исследования качества устной и письменной речи учащихся средних школ, уровня культуры речи, умения школьников определять коммуникативные свойства художественных текстов, степени владения приемами создания устных монологических высказываний и вторичных текстов изложений и сочинений позволили сформулировать гипотезу исследования: если в VIII - XI классах средних общеобразовательных школ и гимназий обеспечивается систематическая целенаправленная работа по обучению лингвоэстетическому анализу текста, а именно:

художественный текст признается феноменом, создающим побудительно-мотивационную основу обучения всем видам речевой деятельности учащихся;

проводится наблюдение над лексикой, содержанием и его грамматико-стидиетическим выражением;

включается в процесс изучения произведений русской литературы лингвоэстетический анализ текста, который развивает способность прогнозировать вторичный текст, высказывания, соответствующие коммуникативным целям речевой ситуации;

выявляются композиционно-речевые структуры, лексические, синтаксические средства межфразовых связей;

- оцениваются коммуникативные качества текста с позиции реализации норм
литературного языка и законов коммуникативной целесообразности;

определяются индивидуальные лингвоэстетические средства художественной выразительности, используемые автором;

- развивается потребность в оценке собственной устной и письменной речи с
целью совершенствования ее коммуникативных качеств, - то процесс
формирования культуры речи станет управляемым, влияющим на культуру
общения учащихся, а речевая деятельность школьников утвердится
самовыражением личности, ведущим к ее совершенствованию, к развитию
языкового сознания.

Соответственно объекту, предмету, гипотезе и цели исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности искусства слова как источника формирования
культуры речи школьников, развития их речевого сознания.

  1. Раскрыть сущность лингвоэстетического анализа художественных текстов.

  2. Определить основные принципы, открывающие возможность привлечения лингвоэстетического анализа художественных текстов в педагогическом процессе.

  3. Создать педагогическую модель формирования культуры речи школьников VIII — XI классов, исходя из эстетических возможностей искусства слова и в процессе лингвоэстетических анализов как важной составной части работы над художественными текстами.

5. На основе разработанных моделей провести опытное исследование
воздействия лингвоэстетического анализа художественных текстов на
совершенствование культуры речи учащихся VIII-XI классов средней школы.

  1. Выявить уровень речевой культуры учащихся VIII - XI классов и проследить его динамику в результате проведенной опытной работы.

  2. На основе теоретического изучения проблемы и результатов опытной работы разработать методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы по совершенствованию культуры речи школьников путем включения лингвоэстетического анализа в работу над художественными текстами.

В процессе исследования применялись следующие методы:

1. Теоретический анализ философской, эстетической, психологической,
педагогической, культурологической, лингвистической, литературоведческой
и методической научной литературы по проблеме исследования.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта учителей русского языка и
литературы многих школ г. Москвы и Московской области.

3. Проведение опытно - экспериментальной работы по формированию
высокой культуры речи учащихся 8"х - 1ГХ классов в школах города Москвы.

  1. Анализ результатов речевой деятельности и творческих работ школьников.

  2. Использование социологических методов - опросов, бесед, анкетирования.

6. Статистическая обработка полученных результатов опытно-
экспериментального исследования.

7. Ретроспективный анализ собственного более чем тридцатилетнего
педагогического опыта в качестве учителя средней школы и преподавателя
русского языка и культуры речи в вузе.

Организация исследования.

Исследование выполнялось в несколько этапов. 1-й этап - теоретико-поисковый (1990 - 1995 г.г.).

На этом этапе осуществлялся теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и изучалось состояние проблемы в практике работы школ; обосновывалась, выстраивалась модель

»

формирования культуры речи школьников 8х - 11 "х классов в процессе лингвоэстетического анализа художественных текстов.

2-й этап - опытно-экспериментальный (1993 - 2000 г.г.). В этот период исследовались условия реализации разработанной модели формирования культуры речи школьников 8х - 1 Гх классов в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста, проводились уроки, апробировались методические приемы работы, выявлялись новые эффективные формы и методы, активизирующие речевую деятельность учащихся и работу по совершенствованию культуры речи школьников в

> процессе проведения лингвоэстетического анализа художественных текстов.

3-й этап - аналитический (1998 -2001 г.г.), был отведен анализу и обобщению результатов опытно - экспериментального исследования проблемы, подведению итогов, формулированию выводов, оформлению результатов исследования.

Основная база исследования - общеобразовательные средние школы № 930, 963, 640 гор. Москвы, коммерческие гимназии , № 1503, № 1504 города Москвы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в

і следующем:

- впервые сформулирована, научно обоснована и методически разработана проблема формирования культуры речи школьников 8"Х-1ГХ классов на уроках русской литературы с привлечением лингвоэстетического анализа художественных текстов, а не на уроках русского языка. До сего времени развитие культуры речи школьников предусматривалось Программами исключительно на уроках русского языка. В нашем исследовании работа по формированию культуры речи школьников осуществлялась при изучении русской литературы на основе теоретических

(1)ч знаний, полученных учащимися на уроках русского языка в процессе

включения лингвоэстетического анализа в работу над литературными произведениями. Это открывало новые, дополнительные возможности для совершенствования культуры речи школьников;

- раскрыта роль лингвоэстетического анализа художественного текста как
средства глубокого, многогранного освоения литературного произведения.
Он позволяет выявить в тексте разнообразные функции языковых средств: а)
эмоциональную функцию, предназначенную для выражения чувств, б)
эмоционально-оценочную - для передачи воздействия на оценочные
установки читателей, в) экспрессивно-эстетическую функцию для
воздействия на чувства, мышление и поведение читателей,

определена система работы по совершенствованию культуры речи учащихся, отраженная в модели лингвоэстетического анализа художественных текстов;

показаны принципы, приемы проведения лингвоэстетического анализа текста и методы работы по развитию культуры речи;

предложены пути конструирования вторичных текстов с соблюдением норм литературного языка, логичности и коммуникативной целесообразности построения высказываний,

разработаны методические приемы и методы формирования культуры речи школьников, умения оценивать качества речи, совершенствовать ее, редактировать изложения и сочинения стилистически, это ведет к активизации речевой деятельности учащихся;

- открыты возможности для речевого творчества школьников, их
максимального словесного и психологического влияния на собеседников в
процессе общения и самоутверждения в жизни;

- активизация работы по совершенствованию культуры речи школьников в
процессе привлечения лингвоэстетического анализа к работе над
литературными произведениями позволяет управлять развитием массовой
языковой культуры через школьное обязательное обучение.

19 Практическая значимость исследования заключается в разработке системы совершенствования культуры речи школьников на уроках литературы в процессе лингвоэстетического анализа программных литературных произведений;

в определении научно- педагогических принципов и. психолого-педагогических основ проведения работы по формированию культуры речи на занятиях русской литературой;

в разработке аспектов изучения русского языка и художественной литературы в их взаимодействии;

в показе путей совершенствования устной и письменной речи учащихся;

- в развитии детского словесного творчества через активизацию их
речевой деятельности.

Культура речи ведет свое начало от ораторского искусства, риторики, красноречия, оставаясь и в настоящее время искусством правильно, красиво, точно, ясно, выразительно, убедительно говорить, писать, воздействовать на слушателей. И.П. Павлов в своих трудах о роли второй сигнальной системы в жизни человека подчеркивал, что слово является величайшим раздражителем, способным воздействовать на психику и поведение личности. Самосознание школьников во многом зависит от искусства владения речью.

Большие возможности для совершенствования культуры речи учащихся открывает включение лингвоэстетического анализа текста в работу над литературным произведением.

Лингвоэстетический анализ художественного текста - это многогранный аналитический метод, включающий наблюдение над содержанием текста и художественно-эстетическими средствами его выражения, выявление лексики, грамматико-стилистических средств, композиционно-речевых структур, синтаксических средств межфразовых

20 связей, тропов, прослеживание в тексте микротем и языковых средств, их объединяющих, определение индивидуальных приемов художественной выразительности, используемых автором, преимущественное употребление писателем различных частей речи.

После лингвоэстетического анализа художественного текста проводится
пересказ содержания, школьники отвечают на вопросы преподавателя,
выполняют речевые упражнения для совершенствования культуры речи в
монологических и диалогических высказываниях, пишут изложения и
сочинения. 1

С помощью лингвоэстетического анализа осуществляется комплексный синтетический разбор художественного текста, включающий литературоведческий, лингвистический и эстетический аспекты изучаемого произведения.

Сущность лингвоэстетического анализа состоит в выявлении системы языковых средств, передающих тематическое и эстетическое содержание текста, в разъяснении зависимости отбора языковых средств от предполагаемого писателем результата речевого воздействия.

Лингвоэстетический анализ позволяет выявить эстетическую функцию художественного текста, предназначенность языковых средств воздействовать на мышление, чувства и эстетические установки читателя. Освоение методики проведения лингвоэстетического анализа открывает возможности комплексного исследования произведения искусства слова, осмысления различных языковых элементов текста. Лингвоэстетический анализ помогает выявить те художественные средства, которые воздействуют на духовный мир, сознание и совершенствование речи учащихся.

Повествование автора может служить прекрасным примером, образцом для речи школьников. Работа на уроках русской литературы над устной и письменной речью учащихся с опорой на язык художественных

>

произведений значительно повышает культуру речи школьников, активизирует их речевую деятельность, открывает возможности для словесного творчества.

Достоверность исследования подтверждается обоснованием научно-теоретических и методологических подходов к решению проблемы; опорой на труды ученых, исследователей в области философии, эстетики, педагогики, культуры речи, психологии, культурологии, филологии; применением совокупности методов исследования, адекватных его направлению, задачам, целям; апробацией теоретических положений исследования в условиях

, школьной практики, на научных конференциях; результатами многолетней

опытно-экспериментальной работы; более чем тридцатилетним личным опытом педагогической работы автора, участием в проведении опытной работы учителей общеобразовательных школ города Москвы.

В процессе работы над диссертацией изучен и учтен опыт лучших педагогов - словесников, методистов города Москвы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в школах и гимназиях города Москвы, на научно-практической конференции «Проблемы дидактики высшей школы в контексте новой парадигмы

> образования» 20 февраля 1995 года в Московском педагогическом

государственном университете; на Всероссийском совещании-семинаре «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» в Самарском институте повышения квалификации работников образования, в городе Самаре 3-6 декабря 1996 года; на Международной научно - практической конференции «Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования» (Йошкар-Ола, 13-16 мая 1997 года), организованной Министерством общего и профессионального образования Российской

і Федерации, Исследовательским центром эстетического воспитания

>

Российской Академии образования, Министерством культуры и по делам национальностей Республики Марий Эл, Марийским институтом образования. Союзом молодых ученых - гуманитариев республики; на Всероссийской научно-практической конференции «Обновление эстетического образования учащихся и учителей», проходившей в городе Москве с 7 по 10 января 1998 года, организованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Институтом общего образования МОЕЮ Российской Федерации; на заседаниях лаборатории «Эстетического освоения окружающего мира» Института художественного

і образования Российской Академии образования в 1996 - 1999 годах; на

научно-практической конференции в городе Москве в 1997 году, организованной исследовательским центром эстетического воспитания Российской Академии образования; на научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А.И.Бурова, проходившей 19-20 августа 1999 года в городе Москве, организованной Институтом художественного образования Российской Академии образования; на научной конференции «Информационные технологии в промышленности и учебном процессе», проходившей в г. Москве в декабре 2000 годаа) на VIII международном

> семинаре «Технологические проблемы прочности», состоявшемся в

Подольском институте МГОУ 4июля - 5июля 2001 года; на VI научно-технической конференции «Информационные технологии в промышленности и учебном процессе», проходившей 27 - 29 ноября 2001 года в гор. Москве.

Положения, выносимые на защиту: 1). Формирование культуры речи школьников VIII - XI классов в процессе лингвоэстетического анализа художественных текстов представляет собой сложный комплекс действий и содержит элементы литературоведческого,

І, лингвистического и эстетического анализов, включает освоение учащимися

содержания, лексических и лингвоэстетических средств, грамматических форм слов, синтаксических композиционно-речевых конструкций, передающих мысли и чувства автора.

В связи с этим лингвоэстетический анализ является методом,

способствующим многогранному эмоционально-эстетическому освоению

художественного текста путем сопоставления языковых норм различных

уровней и их функционирования в авторской речи с целью воздействия на

читателей.

2). Лингаоэстетический анализ художественного текста, открывает возможности

научного управления процессом совершенствования культуры речи школьников.

Отсюда получает логическое развитие модель языковой личности,

коммуникативной компетенции школьников, создаются условия для

взаимодействия научного и разговорного повседневного речевого опыта и общения.

3). Разработана методическая модель лингвоэстетического анализа

художественных текстов, состоящая из ряда этапов работы, и определены

следующие подтипы лингвоэстетического анализа:

  1. содержательно-лексический;

  2. композиционно-речевой;

  3. эстетико-стилистический.

Совершенствование культуры устной речи строится на основе модели подробного, близкого к тексту пересказа, краткого или сжатого, выборочного и пересказа с лексико-стилистическим заданием. Как частный вид выборочного пересказа успешно применяется устное рисование. Созданная модель совершенствования культуры письменной речи учащихся VIII-XI классов открывает возможности для их словесного творчества.

4). Оценка эстетических языковых единиц текста составляет основу
формирования навыков культуры речи. В процессе использования языковых
средств литературных произведений для совершенствования культуры речи
учащихся осуществляется в различных комбинациях целый ряд
речемыслительных действий: отбор языкового материала, линейное
выстраивание с одновременной оценкой семантических,

словообразовательных, грамматических и эстетических свойств речевых элементов. В результате самостоятельной речевой деятельности в устных рассказах, высказываниях школьники опытных классов во время экспериментальной проверки употребляют различные типы слов, лексические и контекстуальные синонимы, образно-оценочные слова, многозначные слова с переносным значением; они строят свои высказывания на основе усвоенной образной структуры текстов, их речь отличается выразительностью и эмоциональностью. Владение высокой культурой речи становится свойством личности, потребностью большинства школьников опытных классов постоянно совершенствовать свою речевую культуру и культуру общения.

»

Роль культуры речи в становлении личности

Развитие современного общества в нашей стране предполагает постоянный рост научных достижений, эстетической культуры, воспитание духовно богатой молодежи, умеющей не только пользоваться культурными и эстетическими ценностями, но и преумножать их.

В условиях качественных преобразований всех сторон общественной жизни роль творческих возможностей личности особенно возрастает.

Творчески мыслящая и активно действующая личность всегда была идеалом российского общества.

Современная концепция психологического развития личности исходит из активного освоения школьниками исторического опыта, сохраненного в материальной и духовной культуре, приобщение к культурным ценностям прошлого.

Проблема всестороннего и гармонического развития личности школьника в новых условиях жизни нашего общества получила дальнейшее развитие. Личность стала объектом формирования всех гуманитарных наук.

Но наибольший вклад в становление личности современного школьника вносят по-прежнему психология и педагогика, поскольку именно эти науки профессионально занимаются воспитанием подрастающего поколения и, используя новые методы и приемы, максимально воздействуют на всеобъемлющее развитие современных учащихся.

В настоящее время в средних школах большое внимание уделяется русскому языку и развитию культуры речи. Как учебная дисциплина русский язык и культура речи введены в высших учебных заведениях страны. Они тесно связаны с мышлением, общением и оказывают огромное влияние на і становление личности молодого человека.

Личность - это продукт и субъект общества, определенной социальной среды. Личностью человек становится, развиваясь и формируясь в условиях многоплановой среды, усваивая ее черты, нормы жизни; познавая окружающую природу и общество, совершенствуя свой духовный мир, человек достигает определенного уровня психологического развития, приобретает взгляды, убеждения, навыки бытия, осознает себя индивидуальной личностью.

Гегель высоко ценил "человеческую индивидуальность", поскольку под ней как раз и подразумевал "абсолютную неповторимость", уникальность, неисчерпаемость деталей и невоспроизводимость их данного сочетания, невозможность предсказать заранее с математической точностью ее состояние и поведение в заданных обстоятельствах. Ильенков Э.В. в работе «Философия и культура» утверждает: "Неповторимость свойственна каждой отдельной личности настолько органически, что если ее отнять, то исчезнет и сама личность."(144;389)

В мире нельзя найти двух абсолютно одинаковых личностей.

Современная физика исключает даже возможность существования в мире

I двух совершенно тождественных микрочастиц.

Но человеческую личность, при всей присущей ей индивидуальности, нельзя превращать в простой синоним «чисто логической категории единичного вообще». В этом случае понятие «личность» обессмысливается в самой сути.

С точки зрения диалектической логики, всеобщее - синоним закона, управляющего массой индивидов и реализующегося в движении каждого из них, несмотря на их одинаковость и даже благодаря ей. Всеобщее - синоним конкретной взаимосвязи, объединяющей в одно целое, в одну конкретность бесконечное множество бесконечно .разнящихся между собой индивидов.

«Так понимаемое всеобщее и составляет сущность каждого из них, конкретный закон их существования. А одинаковость их лишь предпосылка, лишь предварительное условие их «конкретной всеобщности», то есть объединения в конкретное целое, многообразно расчлененное внутри себя»,(144;930) - утверждает Ильенков Э.В.

К. Маркс под личностью понимал не механическую сумму одинаковых единиц, а представленное в единстве многообразие, бесконечное множество бесконечно разнящихся между собой индивидов. Таким образом понимаемое всеобщее и составляет сущность каждого из них, конкретный закон их существования. А одинаковость их лишь предпосылка, лишь предварительное условие их «конкретной всеобщности», то есть объединения в конкретное целое, многообразно расчлененное внутри себя. По утверждению К. Маркса, личность выступает как «совокупность всех общественных отношений».

Эстетические возможности языка и речи

Речь - это язык в действии. Язык - система знаков, средствфобщения. Речь является основным средством человеческого общения. Она передает большое количество информации и фиксирует то, что невозможно воспринять с пбмощью органов чувств: абстрактные "понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы жизни, правила общения. Благодаря речи как средству общения, индивидуальное сознание человека не ограничивается личным опытом и обогащается опытом других людей. Оно гораздо в большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого познания, осуществляется через ощущения, восприятие, воображение, мышления и память. Через устную и письменную речь психология и опыт одного человека становятся достоянием других людей, обогащают их. Речь является частью культуры, она способствует закреплению опыта и передачи информации о жизни людей предыдущих поколений.

По своему жизненному значению речь имеет полхфункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации на основе письменных текстов, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Соответственно множеству ее функций, речь является полиморфной деятельностью, представленной в своих различных функциональных назначениях в различных формах: внешней/устной, письменной, монолога, диалога/и внутренней. Все формы речи взаимосвязаны, но их жизненное назначение неодинаково. Внутренняя речь - средство мышления, внешняя речь выполняет главную свою роль как средства общения. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и передачи информации. Форма монолога, является способом индивидуального высказывания, диалог -двустороннего обмена информацией, полилог позволяет подключить к беседе многих участников.

Речь тесно связана с языком. Вопросы взаимозависимости языка и речи освещали в своих трудах ученые Балли Ш., Булагов Р.А., Блунфилд Л., Виноградов В.В., Гардинер А., Еспарсен О., Жинкин Н.И., Канцельсон С.Д., Коржинек И.М., Косериу Э., Ломтев Т.П., Потебня А.А., Пауль Г., Смирницкий А.И., Соссюр Ф., Степанов Г.В., Шерба Л.В.

Впервые разделение понятий языка и речи произвел Ф.де Соссюр, обосновав свою теорию в труде «Курс общей лингвистики». Ученый выделил лингвистику речи, внешнюю и внутреннюю лингвистику. Сущность учения де Соссюра состоит в определении различий между языком и речью, а вся остальная теория логически выводится из основных положений.

Говоря о языке и речи, Ф.де Соссюр утверждал в своей работе: «Без сомнения, оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понята и производила все свое действие; речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку. Каким путем возможна была бы ассоциация понятия со словесным образом, если бы подобная ассоциация не имела места в акте речи? С другой стороны, только слушая других, научаемся мы своему родному языку, последний лишь в результате бесчисленных опытов отлагается в нашем мозгу. Наконец, явлениями речи обусловлена эволюция языка: наши языковые навыки видоизменяются от впечатлений, получаемых при слушании других. Таким образом, устанавливается связь между языком и речью: язык одновременно и орудие и продукт речи».(340;42).

Когда мы говорим, что язык есть важнейшее средство человеческого общения, мы определяем язык через речевые признаки.

Методические основы формирования культуры речи школьников. характеристика модели лингвоэстетического анализа художественных текстов

Высокая культуры речи открывает большие возможности для совершенствования речевой культуры, личностного поведения и общения школьников. Речевая культура является частью эстетической культуры, которая в свою очередь проявляется высокоразвитой способностью индивида осмысливать, регулировать все формы социального поведения. Эстетическая культура личности как система развитых интеллектуальных, нравственных чувств не только качественно определяет поведение школьников, но и во многом гуманизирует их отношение к людям, к миру.

В разные годы к многоаспектной проблеме развития культуры речи школьников обращались ученые Абрамова Ю.А., Артоболевский Г.В., Беляев Б.В., Борисова М.Н., Верещагин Н., Виноградов В.В., Винокур Г.О., Головин Б.Н., Костомаров В.Г., Ладыженская Т.А., Мальцева К.В., Михайлов М.М., Скворцов Л.И., Соколова В.В., Успенский Л.В., Шанский Н.М. и другие ученые. В настоящее время проблема совершенствования культуры устной и письменной речи учащихся путем включения лингвоэстетического анализа в работу над художественным произведением, формирования в различных условиях общения является важной, но мало изученной, она не получила достаточного освещения в научной и методической литературе. Понятие «лингвоэстетический анализ художественного текста» вводится нами впервые.

Успешное осуществление работы по формированию культуры речи школьников возможно, если обогатить их знаниями, умениями и навыками о языке и речи, об их взаимодействии, о разновидностях речи по типовым, стилистическим, видовым признакам.

Во время речевой деятельности понятийность и образность являются двумя сторонами единого мыслительного процесса, и объяснение школьникам проводилось на занятиях в двух плоскостях: в понятийной и в образной во взаимодействии. В понятиях, которые характеризуют речь, обобщены ее наиболее важные признаки. Первоначально мы выделили эти признаки и спланировали процесс освоения понятий. Начали с анализа уже известного школьникам речевого материала для выявления наиболее характерных свойств данного понятия. Чтобы познакомить школьников с понятием «текст», мы сопоставляли его с уже известной учащимся коммуникативной единицей - с предложением. Мы объясняли учащимся, что текст, в отличие от предложения, - это произведение речетворческого процесса, имеющее целенаправленность и логическую завершенность. Текст состоит из многих предложении, имеющих определенную последовательность, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи; он имеет определенную целенаправленность.

Лингвоэстетический анализ - один из методов работы над текстом. Важнейшей задачей проведения лингвоэстетического анализа является обоснование отбора языковых средств в данном тексте, объяснение абсолютно правильного размещения "единственно нужных слов" и проведение внутренней взаимосвязи между отобранными для данного текста языковыми средствами, их эстетической значимостью и художественной образностью.

Овладение основами лингвоэстетического анализа художественного текста - одно из действенных средств формирования культуры речи учащихся. Поэтому после литературоведческого анализа или параллельно с ним мы проводили лингвоэстетический анализ художественного текста. Изучение эстетической сущности и закономерностей художественной литературы в единстве с языком способствует обогащению восприятию учащихся. Это один из этапов работы по формированию высокой речевой культуры.

Похожие диссертации на Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста