Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалог русской и татарской культур в литературном образовании учащихся национальных школ Республики Татарстан Мухаметшина Резеда Фаилевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаметшина Резеда Фаилевна. Диалог русской и татарской культур в литературном образовании учащихся национальных школ Республики Татарстан : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Мухаметшина Резеда Фаилевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Казань, 2007.- 389 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-13/17

Введение к работе

Актуальность исследования. XXI век не только сохранил, но и усилил разобщенность народов по этническому и конфессиональному признакам Человечество, как и ранее, не является единым социальным коллективом межнациональная нетерпимость, растущее обособление этносов, сепаратизм, международный терроризм служат этой разобщенности

Развитие этноцентрических тенденций и процессов с наслоениями радикализма характерно и для многонациональной России Однако никакие го-литические спекуляции не могут подорвать доверие людей и народов, наследующих опыт многовековой совместной жизнедеятельности

В этом плане огромная ответственность ложится на образование, в частности, на школьное преподавание литературы, которое располагает большими возможностями для воспитания и развития личности

Полиэтничность Российской Федерации, закрепленная в Конституции, ставит перед российской общеобразовательной школой особый комплекс практических и научно-теоретических педагогических проблем разного уровня

Одна из проблем - соотношение и взаимодействие родной и русской литератур (культур) в содержании образования вообще и литературного образования в частности В решении этой проблемы образование сталкивается сегодня с двумя опасностями Первая - переоценка родной национальной культуры, ее замкнутость в узко национальных рамках Вторая - недооценка родной национальной культуры в становлении и развитии личности Чтобы преодолеть эти опасности, современная образовательная система должна обеспечить включение детей в родную культуру и в культуру государствообразующего русского народа, частично - в мировую культуру

Диалог культур может стать основой образовательной системы в школах с родным (нерусским) языком обучения (в так называемых национальных школах), способствуя созданию гуманитарной культурологической модели литературного образования

На уроках словесности учащиеся-билингвы могут установить и проследить диалогические связи русской и родной литератур (культур), каждая из которых самодостаточна и самоценна

Основанием для такого утверждения послужили посвященные проблеме диалога культур исследования М М Бахтина, В С Библера, М Бубера, М С Кагана, Д С Лихачева, ЮМЛотмана, ставшие на современном этапе развития науки методологической основой всего гуманитарного знания

Проблема диалога становится едва ли не центральной в психологии искусства Р Архейм, Л С Выготский, Г Г Гадамер, А Я Зись, Б С Мейлах, Я Му-каржовский, С X Раппопорт, анализируя процессы создания произведения и его восприятия, обнаруживают их диалогический характер, проявляющийся в установке автора и реципиента на понимание, на общение, на диалог

Идеи диалога находят отражение и в педагогике Диалог культур относится к личностно-ориентированным педагогическим технологиям и представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики Диалог становится формой организации учебного процесса, его сущностной характеристикой Диалогический принцип позволяет акцентировать внимание на личности как "микрокосме", как самой большой ценности Ю П Азаров, В А Кан-Калик, И Я Лернер, Л М Перминова, Г П Щедровицкий центром своих педагогических концепций делают личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия культур разных народов и цивилизаций

Труды Г И Беленького, О Ю Богдановой, В Г Маранцмана, Г Н Ионина, Т Ф Курдюмовой, В Я Коровиной, Т Г Браже, 3 С Смелковой, М Г Качурина, И С Збарского, Н А Демидовой, С А Леонова, В Ф Чертова, А В Дановского, И А Подругиной, Г С Меркина и др помогают теоретическому и методическому осмыслению русской литературы современным учителем

Вопросы воспитания и развития личности в процессе изучения художественной литературы в школе с родным языком обучения разработаны в трудах М Г Ахметзянова, С К Бирюковой, Д А Клумбите, К В Мальцевой, И X Майоровой, А Д Рыжеволовой, С М Петровой, 3 С Смелковой, Л В Тодорова, М В Черкезовой, Л А Шеймана и других

Культура каждого народа запечатлевает его уникальность и одновременно универсальные и общечеловеческие ценности, свойства В литературоведческих работах М X Гайнуллина, И Г Пехтелева, Р Ш Башкурова, В Г Воз-виженского, Г М Халита, Э Г Нигматулли'на, Ю Г Нигматуллиной, А М Саяпо-вой, Р Г Бикмухаметова, Н Г Гизатуллина, X У Усманова и др рассматриваются различные проявления татарско-русских литературных взаимосвязей

Однако до настоящего времени не создана теоретически обоснованная система изучения русской литературы в национальной школе на основе диалога русской и родной литератур (культур) и недостаточно освещен этот вопрос в методической литературе Все это обусловило выбор темы и актуальность нашего исследования

Методологическую основу исследования составили классические труды Ф И Буслаева, А Д Галахова, В И Водовозова, В Я Стоюнина, В П Острогорского, Ц П Балталона, А Д Алферова, М А Рыбниковой, В В Голубкова и др , послужившие исходной теоретической базой для разработки концепции исследования, а также работы указанных выше современных ученых-методистов Важную роль в формировании концепции исследования сыграли труды литературоведов и философов (работы А Н Веселовского, М М Бахтина, Б М Гаспарова, В М Жирмунского, Н И Конрада, Ю М Лотмана, Г А Гуковского, Е А Меле-тинского, В И Тюпы, Ю Б Борева, Г Д Гачева, В Н Топорова и др ), посвященные проблеме преемственных связей и художественной коммуникации в развитии литературы, а также труды психологов, педагогов (работы Ю К Бабанского,

Л С Выготского, В В Давыдова, А Н Леонтьева, М И Махмутова, Б С Гершунс-кого, С Л.Рубинштейна и др), историков и этнологов (работы Ю В Арутюняна, С.А Арутюнова, Ю В Бромлея, Э Геллнера, Г В Вернадского, Л Н Гумилева, М Н Кузьмина, А Ю Хабутдинова и др ) Изучение работ названных ученых, а также наблюдение над практикой современного школьного литературного образования позволили выдвинуть идею необходимости теоретического обоснования, методического осмысления проблемы диалога русской и татарской культур в литературном образовании учащихся национальных школ, понимаемого как многоуровневый комплекс взаимодействия, взаимопроникновения культур в рамках конкретных учебных дисциплин (русская и татарская литература)

Потребность в актуализации указанных проблем определила выбор объекта исследования, охватывающего процесс изучения русской и родной литературы в школах с родным (татарским) языком обучения Республики Татарстан Предметом исследования является содержание, организация преподавания русской и родной литературы в школах с родным (татарским) языком обучения на основе диалогических связей двух литератур (культур)

Система литературного образования на основе диалога культур реализуется в двух направлениях

  1. диалог русской и родной (татарской) культур на уроках русской литературы,

  2. диалог родной (татарской) и русской культур на уроках родной (татарской) литературы

Цель исследования - теоретическое обоснование и методическая разработка системы литературного образования учащихся школ с родным (татарским) языком обучения с 5 по 11 класс на основе диалога русской и родной культур

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: внедрение с учебный процесс национальных школ Республики Татарстан нового типа литературного образования, опирающегося на диалог русской и родной (татарской) культур, будет эффективным, если

- теоретически обосновать и реализовать в практике татарских школ диалог русской и родной культур, как на уроках русской, так и родной (татарской) литературы,

-создать систему постепенно усложняющихся приемов и форм работы, реализующих диалог русской и родной культур в процессе литературного образования,

-сформировать познавательные интересы учащихся, поддержать их устойчивое внимание к диалогу русской и родной культур, развить ассоциативное мышление школьников,

-разработать необходимую учебно-методическую базу, предполагающую реализацию диалога русской и татарской культур,

-подготовить педагогические кадры словесников, способные осуществить поставленную в исследовании цель

Предполагается, что внедрение диалога русской и родной культур в практику школьного литературного образования национальных школ позволит

- построить такую систему литературного образования, при которой учитель становится организатором и участником диалога,

-расширить масштабы, виды деятельности учителя и ученика, так как диалогический подход активизирует личностное начало и расширяет поле деятельности для его проявления

В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования

  1. Проанализировать труды философов, психологов, педагогов по проблеме диалога культур и выявить научные положения, которые раскрывают суть явления и могут стать опорой в построении методической концепции

  1. Исследовать современный уровень теоретической разработанности проблемы диалога национальных культур в системе литературного образования в татарской школе

  2. Изучить современное состояние литературного образования в национальных школах Республики Татарстан с учетом проблемы диалога культур

  3. Проанализировать ныне действующие программы и учебники по русской и родной (татарской) литературе с точки зрения исследуемой в диссертации темы

  4. Выявить психологические возможности учащихся в постижении диалога русской и родной культур в процессе изучения русской литературы на разных возрастных этапах (5-9 и 10-11 классы)

  5. Теоретически обосновать необходимость использования диалога культур в процессе изучения русской и родной литературы в татарской школе, разработать конкретные методические приемы и формы, способствующие внедрению его в учебный процесс

  6. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемых подходов, методических приемов и форм работы

Исследование проводилось с 1998 по 2006 год в несколько этапов Организация и этапы исследования: экспериментальная работа осуществлялась в гимназиях, лицеях и школах с татарским, смешанным (русско-татарским) языком обучения города Казани №2, №5, №14, №17, №37, №70, №105, №149, №155 и др , лицее №10 города Зеленодольска, татарских школах сельских районов РТ (Арский, Высокогорский, Лаишевский), школах с татарским языком обучения Кировской области РФ

Исследование проводилось в четыре этапа в течение восьми лет На первом этапе (1998-2001 гг) - осуществлялось наблюдение за практикой изучения русской и родной (татарской) литературы в национальных школах и теоретическое осмысление исследуемой темы, выдвижение рабочей гипотезы С этой целью велось наблюдение, анкетирование, изучались результаты самостоятельных и контрольных работ по литературе, проводился анализ

научной и научно-методической литературы по интересующей нас проблеме в философском, культурологическом, этнографическом, этнопсихологическом, дидактическом и методическом аспектах

На втором этапе (2001-2003 гг) проводился констатирующий эксперимент с обработкой результатов срезового наблюдения, осуществлялась разработка теоретической базы исследования, велась работа по созданию экспериментальной программы с включением диалоговых связей русской и родной (татарской) литератур (культур), проводилась апробация указанной программы на первоначальной стадии формирующего эксперимента, а также в публикациях автора на научных конференциях

На третьем этапе (2003-2004 гг) - уточнялась и корректировалась теоретическая концепция исследования, продолжалось осмысление экспериментальных данных

Четвертый этап (2004-2006 гг) включал проверку и анализ результатов экспериментальной работы, их внедрение в массовую педагогическую практику, а также издание монографии по теме диссертационного исследования

В экспериментальной работе принимали участие 51 учитель русской и татарской литературы, а также более 1600 учащихся городских и сельских школ РТ, а также сельских (татарских) школ Кировской области РФ В экспериментальной проверке участвовали гимназии г Казани №14 (учителя Вахито-ваМА, Ибатуллина М Т, Шакурова РМ, Мухаметова А А), №155 г Казани (учителя Ахтямова Р А , Гурьянова Н В ), №37 (учителя Погасий Е Ю , Нурет-динова Р Н, Сабитова Ш Р, Сабитова Л X), №2 им Ш Марджани г Казани (учителя Бушуева А Д , Мингазетдинова Ф Г , Гарипова Ф Р ), №17 им Г Ибрагимова г Казани (учителя Салахутдинова Р Р , Насибуллина Л М , Самигул-лина Л Ф ), №5 (учителя Сидорова Э С , Асхатова Г Р, Хафизова Л К , Кари-муллинаРШ, КирамоваВМ), лицей №159 г Казани (учитель Загидулли-на С X ), средние школы г Казани №70 (учителя Волобуева Н Г , Зайнетдино-ва Н Г), №15 (учителя Сомова Л В , Акмалова Л В ), №115 (учителя Миннули-на Л М, Валеева И Ш), гимназии поселка Арск РТ №3 (учителя Шаймулли-на Л Р , Закирова Г К ), №5 (учителя Галимзянова Ф Н , Валеева И Ф ), сельские школы Республики дер Ново-Кинерь (учителя Габдрахманова И М , Марда-нова СИ), дер Тюбяк-Чекурчи (учителя Шафигуллина Л А , Шабалина Л А ), дер Шушмабаш (учителя Нуризянова К Г, Валиева Н Ф ), дер Дубьязы (учитель ИбрагимоваГЮ), дер Столбищи (учитель Парванян Г Г ), сельские татарские школы Кировской области дер Средняя Шунь (учителя Хабибрахма-нова Л И, Альмухаметова Р Г), дер Нижняя Шунь (учителя Шакирова Ф И, Фасыхова Г М, Фархутдинова Г М), дер Чекашево (учитель Габдрахманова Р М), дер Ямышка (учителя Сафина Н Г , Галеева Р М )

Апробация результатов исследования, помимо опытно-экспериментальной проверки, осуществлялась во время чтения лекций в Институте усовершенствования учителей Кировской области РФ (1999-2002), на Международной

научно-практической конференции "Голубковские чтения" (Москва, 2001-2006), Международной конференции молодых ученых " Филологическая наука в XXI веке взгляд молодых" (Москва, 2003, 2004, 2005), Международной конференции "Славянская культура истоки, традиции, взаимодействие" ("Ки-рилло-Мефодиевские чтения") (Москва, 2003, 2004, 2005, 2006), Виноградов-ских чтениях, посвященных 10-летию МГПУ (Москва, 2005), Международной научно-практической конференции, посвященной памяти И Н Ульянова "Гуманизация и гуманитаризация образования XXI века" (Ульяновск, 2003, 2004), Всероссийской научно-практической конференции "Сопоставительная филология и полилингвизм" (Казань, 2002, 2003, 2004), Всероссийской научно-практической конференции "Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс" (Казань, 2006), Республиканской научно-практической конференции "Информатизация образования в Республике Татарстан опыт, проблемы, перспективы" (Казань 2006), Межвузовской научно-практической конференции "Литература миф и реальность" (Казань, 2004), а также в процессе чтения курса методики преподавания литературы и спецкурса по проблематике исследования на факультетах русской и татарской филологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

Достоверность и обоснованность научных результатов л выводов обеспечивается изучением философской, культурологической, психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы, анализом школьной практики, обобщением передового педагогического опыта, личным опытом преподавания Экспериментально проверены разработанные положения и рекомендации по исследуемой проблеме Оценка результатов опытно-экспериментальной проверки осуществлялась на основе письменного анкетирования, анализа устных ответов и сочинений

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что обоснована концепция литературного образования в школе с родным (татарским) языком обучения, опирающаяся на принцип диалога русской и родной культур На ее основе создана методическая система, реализующая принцип диалога культур на разных возрастных этапах обучения (5-9, 10-11 классы), как на уроках русской, так и родной (татарской) литературы, опытно-экспериментальным путем проверена ее эффективность Исследованы специфика ми-ровидения и особенности восприятия русской литературы учащимися-билингвами татарских школ

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в том, что в ней исследована область школьного изучения русской и родной литературы, которая ранее не была в достаточной степени освещена методической наукой система литературного образования в национальной школе на основе принципа диалога русской и родной (татарской) литератур (культур), реализация которой способствует формированию билингвальной, бикультурной, биментальной личности

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно предлагает учителю-словеснику национальных школ конкретные, научно обоснованные и экспериментально проверенные методические приемы, открывающие возможность более глубокого восприятия и изучения как родной, так и русской литературы на основе диалога культур, способствующие вхождению нерусских учащихся в мир иной культуры, выявлению сходных черт и национального своеобразия родной и русской литератур (культур)

Результаты исследования могут быть использованы педагогами средних общеобразовательных школ в процессе изучения произведений русской и татарской литературы, методистами при подготовке учебников, хрестоматий, учебных программ и учебно-методических пособий, преподавателями педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования

На защиту выносятся следующие положения:

1. Диалог русской и родной культур является одним из наиболее эффективных подходов к изучению художественных произведений русской и родной литературы учащимися национальных школ

2 Постепенное и усложняющееся внедрение в учебный процесс элементов сопряжения родной и русской литератур (культур) активизирует читательское восприятие учащихся-билингвов, помогает увидеть то общее, что есть в обеих литературах, и осознать национальное своеобразие каждой из них, позволяет преодолеть традиционные недостатки литературного образования учащихся-билингвов, связанные с невысоким уровнем осознания своей родной литературы и культуры

  1. Поэтапное внедрение диалога культур в систему литературного образования осуществляется параллельно на уроках русской и родной (татарской) словесности с учетом особенностей развития учащихся разных возрастных групп

  2. Методическая система, основанная на принципе диалога культур, не предполагает обязательного использования на каждом уроке русской или родной литературы реалий и фактов обеих культур Диалог культур является своеобразным генератором в организации читательской и учебной деятельности учащихся-билингвов

  3. Методическая система, реализующая диалог русской и родной культур, совершенствует восприятие и понимание художественных произведений как русской, так и родной литературы, стимулирует развитие творческих способностей

Похожие диссертации на Диалог русской и татарской культур в литературном образовании учащихся национальных школ Республики Татарстан