Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Специфика социального познания в русской религиозной философии 12
1.1. Социальные категории русской религиозной философии 12
1.2. Предмет и границы социологии 30
ГЛАВА 2. Вклад н.а.бердяева в социальное знание 52
2.1. Общая методология и эволюция научного творчества 52
2.2. Проблема человека и сущность общественного бытия 67
ГЛАВА 3. Политическая сфера российского общества в трудах Н.А.Бердяева 84
3.1 . Социально-политическая трансформация общества 84
3.1. Особый путь и национальная идея России 96
Заключение 123
Список литературы
- Предмет и границы социологии
- Проблема человека и сущность общественного бытия
- Социально-политическая трансформация общества
- Особый путь и национальная идея России
Введение к работе
Актуальность темы исследования
На рубеже XIX - XX столетий в России сложилась уникальная плеяда мыслителей, которые, будучи философами идеалистической и религиозной направленности, на всех этапах своего творческого пути обращались к осмыслению общественных процессов, искали наиболее адекватные способы их интерпретации.
В творчестве выдающихся русских обществоведов - В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского - дается глубокий и плодотворный анализ важнейших социально-политических проблем России. При этом особое внимание уделяется сущности взаимоотношений личности и общества, феномену человеческой свободы, роли религии и церкви в жизни социума. Несмотря на то, что сами они не называли себя социологами, их вклад в российскую социологическую науку дает право считать их виднейшими ее представителями начала XX века. Эти исследователи разработали ряд глубоких идей, находящихся в русле достижений современной социологии и подтвержденных ходом исторического развития человечества.
Особого внимания в ряду русских религиозных мыслителей заслуживает Николай Александрович Бердяев - один из крупнейших представителей русского духовного ренессанса, который был ученым-обществоведом широкого плана. В трудах этого мыслителя, число которых достигает 500, и которые представляют собой широчайшую палитру разнообразных социально-философских и социологических идей, во многом нашли свое отражение социально-политические события, переломные для судьбы России. В них дается глубокий и плодотворный анализ социального и политического своеобразия страны, ее культуры и идеологии, роли в мировом сообществе.
Обращение к социальным аспектам творчества Н.А.Бердяева, также как и к его политическим взглядам в контексте научной традиции русской
религиозной философии, должно не только помочь всесторонней оценке его вклада в развитие социологии в России. Оно позволяет серьезно переосмыслить пути развития российского общества, проблему его возрождения на основе традиционных устоев и духовно-нравственных идеалов.
Степень научной разработанности темы
В целом научная литература, в которой затрагиваются идеи русских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX века, обширна, разнообразна и полемична. Однако исследователи, как правило, останавливаются на философских, исторических или же теологических аспектах творчества этих ученых, а их социологические и политические взгляды, обычно не рассматриваются. Более того, то обстоятельство, что социология в нашей стране долгие годы находилась под воздействием официальной идеологии марксизма-ленинизма, способствовало тому, что взгляды этих обществоведов, многое из которых покинули Россию, не могли быть адекватно представлены, поскольку рассматривались лишь с позиций критики.
В конце XX века в изучении истории отечественной социологии наметился известный позитивный сдвиг. Так, вышли в свет известные труды выдающихся русских ученых - С.Н.Булгакова, Е.Н.Трубецкого, Н.О.Лосского, С.Л.Франка и других , а также появились исследования, содержащие их краткий анализ . В то же время следует констатировать, что еще очень мало работ, посвященных отдельным персоналиям, в частности, Н.А.Бердяеву.
В российский период творчества Н.А.Бердяева появлялись многочисленные отклики на его выступления и статьи, особенно со стороны единомышленников . В советский период анализ трудов этого ученого, остро
1 Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 томах. М., 1993; Бердяев Н.А.
Судьба России. М., 1990; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 2003; Франк С.Л. Духовные основы
общества. М., 1992; Франк С.Л. Смысл жизни. М., 2004; Флоренский П.А. Вопросы религиозного
самопознания. М., 2004.
2 Социальные идеи христианства в XX веке: сб. обзоров ИНИОН РАН. М., 1989; Шаповалов В.Ф.
Булгаков как социолог // Социологические исследования. 1993. № 10; Сапов В.В., Филиппов А.Ф.
«Христианская социология» С.Н.Булгакова // Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990;
Акулинин В.Н. Философия всеединства: от Соловьева к Флоренскому. Новосибирск, 1990; Гулыга А.
Русская идея // Библиотека «Вехи», 2004.
3 Розанов В.В. На чтениях г. Бердяева // Библиотека «Вехи», 2001; Шестов Л. Николай Бердяев
(гнозис и экзистенциальная философия) // Библиотека «Вехи», 2004.
полемизировавшего с марксизмом, в историко-социологической литературе нельзя считать достаточно объективным .
Сегодня в зарубежном и отечественном обществоведении превалирует традиция интерпретации идейной эволюции Н.А.Бердяева, прежде всего, как философа5.
Наиболее значимой представляется книга протестантского пастора Эжена Порре, в которой рассматривается идейная эволюция мыслителя. Этой же теме посвящена монография американского ученого Д.Лаури, а также первая половина монографии А.Валлона . Событийные истоки философствования Н.А.Бердяева в российский период творчества в своей книге «Жизнь Бердяева -Россия» блестяще показал российский бердяевед А.Цветков (Вадимов). Интерес представляют работы О.Д.Волкогоновой, а также Н.К.Дмитриевой и
А.П.Моисеевой .
В настоящее время творчество Н.А.Бердяева прочно вошло в учебные пособия по истории отечественной социологии , однако специальных исследований социологического аспекта его работ, вклада этого ученого в социальное и политическое познание российского общества до сих пор явно недостаточно .
Объектом диссертационного исследования является научное творчество Н.А.Бердяева. Предметом - социально-философские и социально-политические идеи этого ученого, составившие в совокупности его социально-политическую концепцию.
4 Семочкина М.Б. Восхождение к Смысло-Образу России: историософия Н.Бердяева и марксизм //
Марксизм и Россия: сборник. М., 1990; Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976.
5 Герцын Е.К. Н.А.Бердяев // Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.,
1991; Титаренко С.А. Н.Бердяев. М., 2005; Розин В. Эзотерический мир // Общественные науки и
современность. 1992. № 4.
6 Lowrie D.-A. Rebellious Prophet. A Life of Nicolas Berdyaev. New York, 1960.
7 Вадимов А. Жизнь Бердяева. Россия. Oakland, 1993.
8 Волкогонова О.Д. Евразийство: эволюция идеи // Вестник МГУ, сер. 7. 1995. № 4; Дмитриева Н.К.,
Моисеева А.П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993.
Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 томах. Париж, 1984; Социологические идеи русских религиозных философов начала XX века // Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) / Под ред. Е.И.Кукушкиной. М., 2004; Лосев А.Ф. Русская философия // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.
Цель диссертационного исследования заключалась в том, чтобы выделить, проанализировать и систематизировать основные социально-философские и социально-политические идеи, содержащиеся в творчестве Н.А.Бердяева, и показать возможность их применения для развития отечественной социологии и политологии.
Целевая установка диссертационного исследования конкретизировалась в следующих задачах:
- раскрыть содержание категорий, которыми оперировали русские
религиозные философы при анализе социальных явлений;
рассмотреть позиции этих мыслителей относительно объекта, предмета и границ социологии как науки;
обосновать методологию научного творчества Н.А.Бердяева и показать ее эволюцию;
изучить позицию Н.А.Бердяева по проблемам социально-политической трансформации российского общества;
- проанализировать взгляды Н.А.Бердяева о человеке и его месте в
окружающем мире, а также о сущности общественного бытия;
- систематизировать взгляды Н.А.Бердяева относительно особого
социально-политического пути России и показать его вклад в становление
национальной идеи.
Теоретическая и методологическая основы исследования Теоретической основой настоящего исследования послужили: 1) научные произведения русских религиозных мыслителей России конца XIX - начала XX века - В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Е.Н.Трубецкого, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, П.А.Флоренского С.Л.Франка и других11;
10 В их числе: Сапов В.В. Самопознание Н.А.Бердяева// Социологические исследования. 1990. № 10.
11 Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта // Собр. соч.: В 5 томах. Брюссель, 1966;
Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Собр. соч.: В 5 томах. Брюссель, 1966; Булгаков С.Н.
Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 томах. М., 1993; Булгаков С.Н. Основные
проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М., 1902; Трубецкой Н.С. Общеевразийский
национализм // Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып. VIII; Трубецкой Н.С. Мы и другие //
Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн. 4; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 2003; Карсавин Л.П.
2) социально-философские и социально-политические труды
Н.А.Бердяева12;
положения и выводы, содержащиеся в работах ведущих философов и социологов, занимающихся анализом творчества этого ученого ;
исследования современных отечественных и зарубежных социологов, философов, историков, политологов, новейшие публикации по всем аспектам
данной темы .
Методологическую основу диссертационной работы составили общесоциологические принципы научного исследования, такие как принцип историзма и принцип социального детерминизма; использовался комплексный подход к изучению социальных и политических процессов и явлений. Важную роль играли сравнительно-исторический и генетический методы, позволяющие выявить эволюцию социально-политических идей Н.А.Бердяева.
Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922; Лосский Н. Условия абсолютного добра. М., 1990; Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004; Розанов В.В. Возле «русской идеи» // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А.Васильев. М., 2004; Франк С.Л. Непостижимое. М., 1904; Франк С.Л. Религиозные основы общественности // Путь: Орган русской религиозной мысли. Кн. I (I-VI) М., 1992.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. Париж. 1949; Бердяев Н.А. Демократия, социализм и теократия // Библиотека «Вехи». 2000; Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М., 2004; Бердяев Н.А. Проблема человека. (К построению христианской антропологии) // Путь. 1936. № 50; Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990; Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Философия свободного духа. М., 1994.
13 Волкогонова О.Д. Евразийство: эволюция идеи // Вестник МГУ, сер. 7. 1995. № 4; Герцын Е.К.
Н.А.Бердяев // Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1991; Гройс Б.
Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. № 1; Зеньковский В.В.
История русской философии: В 2 томах. Париж, 1989; Кувакин В.А. Критика экзистенциализма
Бердяева. М., 1976; Поляков Л.В. Отреченная книга // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.,
1990; Розанов В.В. На чтениях г. Бердяева // Библиотека «Вехи», 2001; Розин В. Эзотерический мир //
Общественные науки и современность. 1992. № 4; Сапов В.В. Самопознание Н.А.Бердяева //
Социологические исследования. 1990. № 10; Семочкина М.Б. Восхождение к Смысло-Образу России:
историософия Н.Бердяева и марксизм // Марксизм и Россия: сборник. М., 1990; Титаренко С.А.
Н.Бердяев. М., 2005; Шестов Л. Николай Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия) //
Библиотека «Вехи», 2004.
14 Акулинин В.Н. Философия всеединства: от Соловьева к Флоренскому. Новосибирск:, 1990;
Бачинин В.А. О консолидирующем универсализме христианской идеи // Социологические
исследования. 2005. № 1; Гулыга А. Русская идея // Библиотека «Вехи», 2004; Матвеева Н.Ю.
Методология социального познания в русской религиозной философии // Социологические
исследования. 2004. № 1; Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке. М., 2003; Сапов В.В.,
Филиппов А.Ф. «Христианская социология» С.Н.Булгакова // Булгаков С.Н. Философия хозяйства.
М., 1990; Шаповалов В.Ф. Булгаков как социолог // Социологические исследования. 1993. № 10.
Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что в нем предпринята попытка объединить отдельные социально-политические взгляды Н.А.Бердяева в целостную концепцию. Кроме того:
- творчество Н.А.Бердяева рассматривается в широком контексте
социологических идей русских религиозных мыслителей, с помощью особых
категорий социального познания, выработанных ими;
выделен общий методологический подход Н.А.Бердяева к анализу социальных и политических процессов и институтов, показана его эволюция;
установлены связи анализируемых Н.А.Бердяевым социальных и политических феноменов с современным состоянием российского общества;
- доказано, что социальные идеи и социально-политические построения
этого ученого являются важным вкладом в социологическую науку и очень
актуальны как для исследования социальной и политической жизни
современной России, так и для разработки стратегии ее развития.
Основные положения, выносимые на защиту:
Выдающиеся русские обществоведы - В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, Б.П.Вышеславцев, С.Л.Франк, П.А.Флоренский в своих трудах постоянно обращались к анализу важнейших социально-политических проблем России. Они разработали особый подход к познанию социальной жизни - «христианскую социологию», что позволяет выделить именно социологическую компоненту творчества этих русских философов конца XIX - начала XX вв., имеющего глубокие и разнонаправленные социологические интенции.
Детальный анализ социологических взглядов отдельных русских религиозных мыслителей, видное место в ряду которых занимает Н.А.Бердяев, явно не вписывающийся в традиционные рубрикации социологической мысли, не только способствует развитию отечественной социологии. Он позволяет серьезно переосмыслить пути развития российского общества с точки зрения его духовного возрождения на основе традиционных устоев и нравственных идеалов.
3. Социальные идеи и политические построения, разработанные
Н.А.Бердяевым, соответствуют общему духу социологического аспекта
творчества русских религиозных философов, и являются, по существу,
целостной социально-политической концепцией, которая, базируясь на
оригинальном, персоналистическом подходе к анализу общественных явлений,
органично вливается в структуру социального знания. Эта концепция,
безусловно, заслуживает внимательного изучения и дальнейшей разработки в
отечественной социологии.
4. Н.А.Бердяев высказал ряд глубоких идей об обществе, находящихся в
русле достижений современной социологии и доказал необходимость
существования в нем высших ценностей, духовной культуры и нравственных
норм, которые предопределяют политику и социальное поведение. Тем самым,
он во многом способствовал воссозданию интереса в социологической науке к
человеческой личности, по-новому решил проблему о соотношении
индивидуального и коллективного бытия.
5. Н.А.Бердяев дал исчерпывающую и адекватную характеристику
современной ему эпохи, провел анализ социальных и политических
последствий войн и революций в России, показал их негативную
направленность. Он также выявил совокупность социальных противоречий,
которые предопределяют особое место нашей страны в мировом сообществе,
наметил пути развития самосознания русского народа и консолидации
российского социума на базе единой национальной идеи.
Научная и практическая ценность результатов исследования Научная ценность настоящего исследования заключается в возможности использования основных его положений и выводов как в теоретической, так и в прикладной социологии и политологии. Материалы диссертации содержат сведения, которые могут применяться в практике научно-исследовательской деятельности и при организации специальных курсов для студентов и аспирантов вузов, а также при разработке правительственных документов, программ политических партий и общественных движений.
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертационного исследования получили апробацию на II Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» «Будущее России: стратегии развития» (Москва, 14-15 декабря 2005 г.), а также на X Всемирном Русском народном Соборе (Москва, 4-6 апреля 2006 года).
Многие теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли применение в практике организации специализированных семинаров по истории социально-философской, социально-политической и социологической мысли, в лекциях, предназначенных для аспирантов ИСПИ РАН. По материалам диссертации опубликован ряд научных работ.
Структура диссертационной работы
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Предмет и границы социологии
Многие исследователи объясняют анализ социологических и социально-политических идей русских религиозных философов - В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского субъективным желанием включить довольно широкие социально-философские воззрения в рамки именно этой науки.
На самом деле социальные взгляды русских религиозных мыслителей вовсе не равнозначны всему их религиозному и философскому творчеству; Следует отличать довольно емкие, сложные и порой противоречивые философские и теологические построения от идей собственно социологических.
Например, только один из них - С.Н.Булгаков во многом способствовал углублению понимания объекта, предмета и метода социологии как науки. В частности, этот ученый дал детальный анализ теорий социального прогресса и обосновал собственную теорию прогрессивного развития общества16.
С.Н.Булгаков охарактеризовал мировоззрение русской интеллигенции конца XIX века - начала XX века, его основные черты. Он сделал далеко идущие выводы о последствиях взаимодействия интеллигенции и общества, искал пути формирования действительно народной, творческой интеллигенции, понимающей свои культурно-исторические задачи и способной вести общество по пути духовного роста . Этот ученый также: - раскрыл сущность и последствия для общественной жизни важнейших идейно-политических течений новой и новейшей истории - гуманизма,
Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М., 1902. 7 Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Библиотека «Вехи». М., 2004. атеизма, марксизма, социализма, демократии, германского национал-социализма, большевизма; - обосновал понимание нации как особой социальной общности, сущности национального самосознания, особенностей психологии русского и других народов; - разработал концепцию духовного отношения к хозяйствованию как творческой деятельности разумных существ по преобразованию природы, противостоящую пониманию хозяйства как деятельности по удовлетворению материальных потребностей человека и подчинению человеком природных сил; - показал глубинное понимание сущности процессов, происходящих в обществе, продемонстрировал возможность и плодотворность глубинного смыслового подхода к анализу социальных явлений, состоящего в исследовании их духовного содержания, религиозной направленности.
В данной связи нельзя не остановиться на некоторых философских и мировоззренческих основах творчества этих выдающихся общественных деятелей и ученых рубежа XIX - XX столетий, категориях ;и понятиях, выработанных ими в целях создания целостного социального познания.
Основу русской религиозной философии начала XX столетия составила идея Бога, как абсолютного источника смысла и ценностей человеческого бытия и мысль о заложенном в основании человеческого общества божественном миропорядке.
«...Истинная же цель нашей жизни христианской состоит в стяжании Духа святого Божьего ». «...Вопрос о всесильном и всепобеждающем смысле есть вопрос о Боге. - Бог как жизненная полнота и есть основное предположение всякой жизни. Это и есть то, ради чего стоит жить, и без чего жизнь не имела бы цены» .
Человеческий мир несоизмерим с божественным, малое в этом мире наречется великим в царствии небесном; пути Господни неисповедимы; человек не в силах понимать смысл исторического процесса, а отсюда два вывода: иррационализм и покорность2.
Именно поэтому мыслители данного направления отрицали возможность объяснения общественной жизни на рациональных началах и критиковали стремление западных исследователей игнорировать ее иррациональные стороны. Они осмысливали социальную реальность с точки зрения христианства и, прежде всего, православия. «... В католицизме и лютеранстве -вера в человеческий ум, стремление не только познавать, но и подчинять божественное законам разума. В православии - вера в самые неразумные, нелепые вещи, вера, понимаемая как отказ от разума, наконец, действительный отказ от разума в вопросе религиозном и поэтому легкое и свободное признавание таких противоречий и недоступных разумному пониманию фактов, от которых рационализм впадает в судороги»21.
При этом главный упор они делали на приоритетности духовной стороны общественного бытия. «...Высшей судебной инстанцией в делах познания не может и не должна быть инстанция рационалистическая и интеллектуалистическая, а лишь полная и целостная жизнь духа22, -подчеркивал Н.А.Бердяев.
Поставив вопросы о смысле жизни, о человеческой свободе, о вере и знании, о духовных основах общества, русские религиозные философы стремились к выявлению внутренних, сущностных аспектов социальных отношений и обогатили социальное знание новыми категориями. Прежде всего это категории: 1) «социального идеала», используемого в построении теории прогресса; 2) «религиозной веры», применяемой для понимания социальных явлений; 3) «соборности» - для характеристики взаимоотношений личности, общества и государства. В системе категорий русских религиозных мыслителей особое место занимало понятие «социальный идеал». Они воспринимали его как цель общественных изменений, всего развития общества. По твердому убеждению С.Л.Франка, наука как эмпирическое знание не в состоянии определить идеал развития, поскольку суждения о ценности или об идеале не зависят от эмпирических знаний о явлениях действительности. Этика как учение о добре и зле, об идеале вообще, также не может предложить объективных критериев для определения идеала. Но общественный идеал как цель стремлений людей, тем не менее, может и должен быть предметом социального познания. Это следует, по мнению С.Л.Франка, из специфики самого общественного бытия .
Общественная жизнь определяется волевыми идеями или идейными стремлениями людей. Идейно-мотивированная воля является действенной силой, соединяющей область фактов с областью идеалов. Общество же представляет собой духовный организм с присущим ему внутренним содержанием, характерными особенностями и целями развития.
Социальный идеал, если он устанавливается произвольно, без учета внутренних особенностей данного конкретного общества, может направить идейно-мотивированную волю по ложному пути, противоречащему сущности этого общества, и, таким образом, привести к болезненным отклонениям и деструктивным явлениям в функционировании социального организма. Поэтому идеал устройства любого общества должен определяться на основе выявления его внутренней сущности, его духовных первооснов24. «Понять устройство общества, телеологически предуказанное или предписанное его сущностью, его имманентными функциями, и наметить его конечный идеал есть одна и та же задача» ,- писал в связи с этим С.Л.Франк.
Проблема человека и сущность общественного бытия
Согласно С.Н.Булгакову, социальная наука ставит своей задачей наблюдение типов и закономерностей общественной жизни. Типы выражают общие свойства в индивидах; закономерности - это однообразные становления, существующие также в индивидах, а не над ними.
Признавая социологию наукой, которая должна, как и другие науки, сознавать область своей компетенции и свои границы, С.Н.Булгаков вступил в полемику с укоренившимися в ней позитивистскими представлениями.
Социология, по мнению исследователя, изучает то, что свойственно совокупности индивидов как целому. Она не интересуется конкретным индивидом, он для нее лишь клеточка или атом общества.
Ученый утверждал, что социологизм, или социологический метод, есть особый способ подхода к жизни, в котором погашается личность ради совокупностей. Лес представляет собою совокупность деревьев; каждое из них имеет свою жизнь; но можно изучать не только дерево в отдельности, но и лес вообще, ибо существует и сам лес, а не только деревья отдельно. Надо видеть и то, и другое. Все связано со всем, и физически, и духовно. Все они - суть космические существа, которые являются существами родовыми - т.е. имеют социологию. Разные бывают попытки для нахождения этой «социологии»; самая наглядная - статистика.
По мнению С.Н.Булгакова, статистика, которую развил Кетле, - область особенно конкретная. Она опирается на закон больших чисел: основные соотношения выступают с силою закона, если усматриваются в большинстве случаев. Таким образом, статистика старается изучать жизнь человеческого общества считая, утверждал ученый.
Двумя основными статистическими науками являются демография и нравственная статистика. Первая исчисляет население. Она, например, определяет, что рождается 105 мальчиков для 100 девочек, исходя из наблюдения, что так примерно бывает вообще.
Нравственная статистика усматривает такие факты как, например, преступления, стараясь определить, при каких условиях повторяются такие или иные роды преступлений или самоубийства, и установить норму этих повторений. Она пыталась даже установить статистику рассеянности. Закономерность и связь, при всех этих случаях, конечно, не абсолютные. Но все же можно определить некую примерную норму, ибо изменения совершаются сравнительно медленно.
Демография и нравственная статистика, считал С.Н.Булгаков, поставили в наглядность, что существует социальная, сверхличная жизнь, которая опирается на постоянный учет социальных закономерностей. Как же мы, христиане, должны отнестись к этому факту? Как может христианский персонализм примириться с этим утверждением о сверхличной жизни?
Христианство, полагал мыслитель, учит о многоипостасности человечества, о единстве жизни всего человечества. В принципе, возможность христианского понимания «сверхличной»» жизни, о которой учат социологи, не исключена. Конечно, христианство не приемлет учение Маркса о том, что личность есть лишь рефлекс группы. Но христианство признает существование общественности. Противен христианству не социологический метод, - противна ему дурная, ослепленная метафизика, признающая реальность только одной общественности.
Социология, по мнению С.Н.Булгакова, основывается на допущении существования социального детерминизма, то есть предположения об определенной закономерной взаимосвязи социальных явлений, неизменности и единообразии социальных процессов. Поэтому, считал ученый, свобода и творчество, которые вносят в человеческую жизнь совершенно новое и индивидуальное, обычно игнорируются и отвергаются социологией.
Согласно концепции С.Н.Булгакова, положения социологии о детерминированности социальных явлений, а также о наличии единообразия и типичности в социальной жизни являются ее условными, инструментальными предпосылками; в реальности же в социальной жизни есть место человеческой свободе и творчеству.
Следует помнить, отмечал мыслитель, что социальная действительность -это вовсе не тот искусственный механизм, который конструируется и используется социологией в целях научного анализа, а живое творчество истории. Конкретные исторические процессы, социальное творчество субъектов истории, оказываются недоступными изучению с помощью социологического метода. Здесь, полагал С.Н.Булгаков, проходит та грань, которую социология переступить не может. Поэтому идея «исторического закона», социального предсказания есть не что иное, как плод недоразумения, Социологический подход оказывается пригодным лишь в пределах такого положения вещей, которое сохраняется неизменным в своих существенно важных чертах.
По мнению С.Н.Булгакова, метод социологии - генерализирующий (естественнонаучный), и он совершенно отличен от индивидуализирующего или исторического метода.
Используя «генерализирующий метод» социологи стремятся к установлению законов человеческого общества с математической точностью, на основании которых они могли бы предсказывать, как астрономы предсказывают затмение солнца. Здесь чувствуется влияние философского позитивизма: особенно эту мысль развивал Огюст Конт (ранее его Кант, но с многими ограничениями). В известных пределах, статистика дает возможность установления неких законов, но законов условных, без всеобщей значимости, каковую имеют законы природы в мире физическом. Если история рассматривает то, что своеобразно, а социология - общие черты, они, однако, не исключают друг друга, а объединяются. Человеческая жизнь есть история, и этим объясняются изменения социальной закономерности (хотя и в истории некоторые типичные черты повторяются).
Социально-политическая трансформация общества
Индивидуум, по Н.А.Бердяеву, есть также социологическая категория, и в этом качестве он подчинен обществу, есть часть общества, атом общественного целого. С социологической точки зрения, человеческая личность, понятая как индивидуум, представляется частью общества, и очень малой частью. Индивидуум отстаивает свою относительную самостоятельность, но он все же пребывает в лоне рода и общества, он принужден рассматривать себя как часть, которая может восставать против целого, но не может противопоставить себя ему, как целое в себе. Однако если бы человек был только индивидуумом, то он не возвышался бы над природным миром. Человек - это еще и личность.
Согласно Н.А.Бердяеву, личность - категория духа, а не природы и она не подчинена природе и обществу. Личность совсем не есть часть природы и общества и не может быть мыслима как часть в отношении к какому-либо целому135.
С точки зрения экзистенциальной философии, с точки зрения человека как экзистенциального центра, личность совсем не есть часть общества. Наоборот, общество есть часть личности, лишь социальная ее сторона; Личность не есть также часть мира, космоса, наоборот, космос есть часть личности. Таким образом, человеческая личность - это существо социальное и космическое, то есть имеет социальную и космическую сторону, социальный и космический состав, но именно потому человеческую личность нельзя мыслить как часть в отношении к общественному и космическому целому. Как полагал ученый, основное содержание личности таково - личность есть целое, она не может быть частью. Личность как целое не подчинена никакому другому целому, находится вне отношения рода и индивидуума136.
Личность должна мыслиться не в подчинении роду, а в соотношении и общении с другими личностями, с миром и с Богом. Личность совсем не есть природа, и к ней неприменимы никакие категории, относящиеся к природе. Личность совсем не может быть определена как субстанция. Понимание личности как субстанции есть натурализация личности. Личность вкоренена в духовном мире, она не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее смещена.
Н.А.Бердяев считал, что нельзя дать одно определение личности, но, вместе с тем, она может быть охарактеризована по целому ряду признаков, которые между собой связаны. Постараемся выделить и обобщить эти признаки, сохранив логику рассуждений самого автора.
Во-первых, личность есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если «лица человеческого больше нельзя узнать»137.
Во-вторых, личность есть единство судьбы. Вместе с тем личность есть единство во множестве. Она не составляется из частей, она имеет сложный многообразный состав. Но целое в ней предшествует частям и весь сложный духовно-душевно-телесный состав человека представляет единый субъект.
В-третьих, существенно для личности то, что она предполагает существование сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она подымается в своей реализации. Поэтому личности нет, если нет бытия, выше ее стоящего. Тогда есть лишь индивидуум, подчиненный роду и обществу, тогда природа стоит выше человека, и он есть лишь ее часть.
В-четвертых, личность может вмещать в себе универсальное содержание, и только личность обладает этой способностью. Ничто объективное не вмещает универсального содержания, оно всегда частично.
В данной связи, как полагал Н.А.Бердяев, нужно делать коренное различие между универсальным и общим. Общее есть абстракция и не имеет существования. Универсальное же конкретно и имеет существование. Поэтому личность вмещает в себе не общее, а универсальное, сверхличное. Общее, отвлеченная идея, всегда обозначает образование идола и кумира, делающего личность своим орудием и средством. Таковыми являются этатизм, национализм, сциентизм, коммунизм и пр., всегда превращающие личность в средство и орудие. Но этого никогда не делает Бог. Для Бога человеческая личность есть цель, а не средство. Общее есть обеднение, универсальное же есть обогащение жизни личности. Определение человека как разумного существа делает его орудием безличного разума, оно неблагоприятно для личности и не улавливает ее экзистенциального центра.
В-пятых, личность может быть понята лишь как акт, она противоположна пассивности, она всегда означает творческое сопротивление. Акт всегда есть творческий акт, не творческий акт, как было уже сказано, есть пассивность. Акт не может быть повторением, он всегда несет с собой новизну. В акт всегда привходит свобода, которая и несет эту новизну. Творческий акт всегда связан с глубиной личности. Личность есть творчество .
В целом Н.А.Бердяев утверждал, что даже самый малый акт человека есть акт творческий, и в нем создается не бывшее в мире. Творческий акт есть всегда господство духа над природой и над душой и предполагает свободу. Творческий акт не может быть объяснен из природы, он объясним из свободы, в него всегда привходит свобода, которая не детерминирована никакой природой, не детерминирована бытием. Свобода добытийственна, имеет источник не в бытии, а в небытии. Творчество есть творчество из свободы, то есть заключает в себе ничем не детерминированный элемент, который и привносит новизну. Настоящая активность, определяющая личность, есть активность духа. Без внутренней свободы активность оказывается пассивностью духа, детерминированностью извне.
Далее, продолжал, Н.А.Бердяев, - личность есть сопротивление, сопротивление детерминации обществом и природой, героическая борьба за самоопределение изнутри. При этом героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает. Быть личностью, быть свободным есть не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести. От человека сплошь и рядом требуют отказа от личности, отказа от свободы и за это сулят ему облегчение его жизни. От него требуют, чтобы он подчинился детерминации общества и природы. С этим связан трагизм жизни.
Особый путь и национальная идея России
Таким образом, возможности соединения «закона» и «обычая», противостояние которых являет, по мнению А.С.Хомякова, в истории родины множество как негативных, так и позитивных фактов, виделись им в синтезе этих противоречий, являющем оригинальную красоту общества в сочетании его патриархальности с глубоким смыслом государства и веры, а средством этого «синтеза» - ускорение органического развития путем свободного просвещения и критического освоения западного знания.
Следует отметить, что согласно А.С.Хомякову, для России сохранение жизнеспособности коренится в православии, которое он, хотя и подвергал критике, считал совершенным духовным институтом, в котором основополагающим принципом является соборность, свободно и органически реализующая единство общности и личности. Ее начало есть Божественная благодать взаимной любви, ее свойства - органичность и свобода при всеобщем согласии членов такой общности, т.е. единство во множестве.
Как уже отмечалось, главными «носителями» «русской идеи» стали Ф.М.Достоевский И В.С.Соловьев.
Ф.М.Достоевский, хотя и не писал специальных философских работ, отличался предельно широкими взглядами на мировую историю. В картине мира, представленной этим великим русским писателем, мировая история включена в более обширный космический процесс, который открывается актом Творения и направляется Богом. Цель общественного развития, недосягаемая и влекущая к себе - Иисус Христос, «идеал человечества вековечный», а «любовь выше бытия, любовь венец бытия, и как же возможно, чтобы бытие было ей неподклонно?»
Этот мыслитель считал, что само бытие осуществляется в любви, в ней совершается его развитие, ему не нужно больше подчиняться закону становления и исчезновения; такая любовь должна преодолеть смерть. В пришествии Христа, в которое беззаветно верил, он видел залог этой истины.
Олицетворенным человеколюбием Ф.М.Достоевский видел православие Православие для него - судьба русского народа, который «всегда страдал, как Христос»: распятый Христос - образ России. Сердце и ум писателя с теми, кто в России обездолен, унижен, затравлен.
Известный русский философ В.С.Соловьев считал, что необходимо понять мир как всеединство и создать философские основы цельного знания, предполагавшие синтез западной и восточной культур.
Эта фундаментальная идея всеединства получила развитие в докторской диссертации В.С.Соловьева «Критика отвлеченных начал» (1880). С позиции всеединства человечество было представлено В.С.Соловьевым не как природное явление, реально существующее на земле, а как «всечеловеческий организм», человечество как вечная идея. Введенное им понятие Софии как премудрости Божьей понимается как центральный персонаж тео-космического процесса, в котором Божественное слово борется с космическим адским хаосом; конечная цель этой борьбы - от рождения натурального человека в космосе к рождению человека духовного в историческом развитии и в победе единства и любви над распадом и враждою.
В своем произведении «Чтения о богочеловечестве» В.С.Соловьев попытался наметить такой путь. Он полагал, что «бесчеловечный Бог» восточного мира и «безбожный человек» мира западного соединятся в богочеловеческой истине Христа, синтезирующей религиозно-созерцательную восточную веру и личностное, активно-деятельное начало западной культуры. Поэтому историософия В.С.Соловьева представляет собой попытку понять мировую историю как «длинный ряд свободных актов на пути формирования богочеловеческого единства, осуществить которое призван свободный от исключительности народ. Такую силу он видел в славянстве и русском народе, свободных как от обезличенности и слитности мусульманского мира, так и от индивидуализма и эгоизма мира западного.
Следует отметить, что в ряде своих работ В.С.Соловьев рассматривал вопросы общечеловеческой солидарности и религиозного единства. Важнейшей задачей христианской деятельности он считал воссоединение восточной и западной церквей. Этот мыслитель верил, что именно русское православие обеспечит единство веры, хотя в какой-то момент предлагал решать внутренние проблемы русского православия (раскола и сектантства), обратившись к авторитету Вселенского собора, способного обогатить его «законом».
На наш взгляд, не имели систематического характера, но привлекали внимание к насущным проблемам России, ее духовной жизни многие произведения В.В.Розанова. Этот русский философ, публицист и писатель вошел в духовную жизнь России, прежде всего, своей литературно-философской трилогией «Уединенное» (1912, 1916), двумя томами «Опавших листьев» (1913-1915), «Сахарной» и «Мимолетным», опубликованными посмертно.
Как отмечал сам В.В.Розанов, всю жизнь у него болела «душа за Россию». Любовь к родине у Розанова подобна любви к женщине. Он писал о России в период начавшегося упадка страны, - и чем горше виделась ему судьба родины, тем острее он переживал свою сопричастность к ней. Особенно его возмущали попытки поносить родную страну: у французов - «милая Франция», у англичан - «старая Англия», у немцев - «наш старый Фриц» «только у прошедшего русскую гимназию и университет - «проклятая Россия». Мы должны любить Россию «до истязания самой души своей» особенно тогда, когда Россия-мать больна и нуждается в заботе и любви .
В своей статье «Воле русской идеи», говоря о специфике подчинения России Западу, В.В.Розанов сравнивал западный народ с мужчиной, а русский -с женщиной. Он полагал, что «кажущееся подчинение русских» - это проявление женских качеств - уступчивости, мягкости. Но оно сказывается как сила, обладание, овладение. Увы, не муж «обладает женою»; это только кажется так. На самом деле жена «обладает мужем», даже до поглощения. И не властью, не прямо, а вот этим таинственным «безволием», которое чарует «водящего» и грубого и покоряет его себе, как нежность и миловидность. Как будто снаружи и сначала - «подчинение русских», но затем сейчас же происходит более внутреннее овладевание этими самыми подчинителями, всасывание их, засасывание их. Русские имеют свойство отдаваться беззаветно чужим влияниям... именно, вот как невеста и жена - мужу... Но чем эта «отдача» беззаветнее, чище, бескорыстнее, даже до «убийства себя», тем таинственным образом она сильнее действует на того, кому была «отдача»1