Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов) Чистякова Елена Владимировна

Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов)
<
Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов) Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов) Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов) Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов) Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов) Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов) Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чистякова Елена Владимировна. Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов) : ил РГБ ОД 61:85-9/149

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-экономические и вдейно-теоре-тические истоки левого радикализм в США

1. Социально-экономические истоки левого радикализма в США 17

2. Философские основы левого радикализма в США 36

Глава II. Критика леворадикалистских концепций общественного разштия

1. Антиреволюционная направленность леворадикалистского революционаризма 70

2. Несостоятельность леворадикалистских проектов общественного переустройства 116

Заключение 151

Библиография156

Введение к работе

В условиях современной эпохи - эпохи перехода человечества от капитализма к социализму и коммунизму происходит дальнейшее возрастание роли идеологической борьбы как одной из форм классовой борьбы медду капитализмом и социализмом.

На ХХУІ съезде КПСС было отмечено, что события последнего времени свидетельствуют об обострении идеологической борьбы, что идеологическая борьба "для Запада... не сводится к противоборству идей. Он пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира изнутри, на его разрыхление" К

На июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС вновь с особой силой было подчеркнуто, что в настоящее время "идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зави- сит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы" у.

Обострение идеологической борьбы - закономерность современной эпохи. В.И.Ленин указывал, что капитализм "не умирает сразу и тем более бешено сопротивляется, чем ближе к смерти" ', что "чем мы больше побеждаем, тем больше капиталистические эксплуататоры учатся объединяться и переходят в более решительные наступления" '.

Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., І98І, с.9.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. - М., 1983, с.7.

Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства. - Пблн.собр.соч., т.36, с.382.

Ленин В.И. Доклад на IX съезде РКП(б) 29 марта 1920 года. -Поли.Go6p.соч., т.40, с.244.

Главным оружием империализма в идейно-политической борьбе против реального социализма, против мирового коммунистического и национально-освободительного движения, против социального про-

1} гресса, свободы и демократии является антикоммунизм '. Вся буржуазная идеология, на службе которой находится мощный пропагандистский аппарат, имеет в настоящее время ярко выраженную антикоммунистическую направленность. Как отметил июньский (1983 года) Пленум ЦК КПСС, в настоящее время "империализм, прежде всего американский, предпринимает все более массированные, беспрецедентные по своему размаху атаки на ... марксистско-ленинскую

2) идеологию..." J.

Характерной особенностью современного антикоммунизма является то, что он любыми средствами пытается приспособиться к расстановке классовых сил на мировой арене, в частности - воспрепятствовать созданию единого антимонополистического фронта борьбы трудящихся, лишить рабочий класс его союзников в антикапиталистической борьбе.

Ухудшение положения непролетарских трудящихся масс в современном капиталистическом обществе приводит к тому, что в широкий фронт антимонополистической, антиимпериалистической борьбы включаются новые социальные слои, возникают движения социального протеста, основную массу которых составляют представители мелкой буржуазии и примыкающих к ней социальных слоев, занимающих промежуточное, "маргинальное" положение в капиталистическом обществе (представители интеллигенции, студенчества, молодежи, национальных меньшинств). Таким образом, происходит расширение

См.: Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М., 1976, с.51-52.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года, с.29. социальной базы мирового революционного процесса.

Процесс приобщения широкой непролетарской массы трудящихся к революционной борьбе объективно носит позитивный характер, но в то же время ему присуши те сложности, трудности и противоречия, на которые указывал В.И.Ленин, когда писал о вовлечении в революционную борьбу "новых и новых "рекрутов"" К Одним из проявлений этого процесса в современном капиталистическом обществе являются различные мелкобуржуазные движения леворадикального толка. Будучи непролетарскими по своему составу, движения эти, хотя и имеют антикапиталистическую направленность, не в состоянии выработать самостоятельно четкую и ясную идеологическую позицию, а поэтому легко становятся наиболее удобным объектом воздействия буржуазной идеологии.

Используя противоречивость идеологии левого радикализма, идеологи империалистической реакции всячески стараются развивать антикоммунистические аспекты леворадикалистской идеологии, внедрять в эту идеологию антикоммунизм.

Диссертация написана на основе анализа ряда идеологических концепций левого радикализма в Соединенных Штатах Америки. США является цитаделью мирового империализма и вместе с тем той страной, где все противоречия буржуазного общества обострены до предела. Тот факт, что одно из самых мощных непролетарских движений социального протеста - "новое левое" движение - захватило прежде всего США и именно в этой стране достигло наибольшего размаха - сам по себе явление знаменательное, требующее пристального внимания и изучения.

Леворадикальное движение в США со времени своего возникнове-

I) Ленин В.И. Разногласия в европейском рабочем движении. -Поли.собр.соч., т.20, с.65. ния и до настоящего времени прошло сложный путь развития, достигнув своей наивысшей точки в движении "новых левых". В широком фронте антимонополистической борьбы в США "новые левые" играли далеко не последнюю роль, заявив о себе в 60-е - начале 70-х годов как о значительной социальной силе. Однако теоретическая слабость и глубокая внутренняя противоречивость идеологии левого радикализма способствовали тому, что идеологи империалистической реакции всячески разрушали антимонополистическую, демократическую стороны "нового левого" движения и насаждали, поддерживали и развивали антикоммунистические настроения в среде определенной части американских леворадикалов, что явилось одной из причин поражения "нового левого" движения.

В борьбе за умы людей, и прежде всего - молодежи, за высвобождение широкой непролетарской трудящейся массы от чуждой ей идеологии и за приобщение этой массы к идеологии марксистско-ленинской, важную роль играет разоблачение тех леворадикалист-ских теорий и концепций, которые отрицают марксистско-ленинскую теорию, искажают достижения реального социализма и имеют антиреволюционную, антисоциалистическую и антикоммунистическую направленность. Антикоммунистическая сторона идеологии левого радикализма, в которой заинтересованы империализм и реакция, и является основным предметом исследования и критики в данной диссертации. Наступательная борьба против всех форм антикоммунизма во всех его проявлениях, глубоко аргументированная критика буржуазной идеологии - это объективная необходимость, продиктованная временем.

Методологической основой данного исследования являются положения, разработанные классиками марксизма-ленинизма по вопросам борьбы с буржуазной идеологией, с мелкобуржуазной революционностью и "левым" оппортунизмом, а также по вопросам стратегии и тактики мирового коммунистического и рабочего движения.

Важнейшей представляется оценка роли интеллигенции и студенчества в революционной борьбе, данная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. В работах основоположников марксизма-ленинизма диалектически раскрывается противоречивость поведения и сознания этих социальных слоев, обусловленная их объективным, переходным противоречивым положением в капиталистическом обществе, дается характеристика интеллигенции и студенчества как союзников пролетариата в его революционной борьбе.

Рассматривая борьбу против мелкобуржуазных, левацких взглядов как важное условие включения молодежи в подлинно революционную борьбу, В.И. Ленин указывал на необходимость выработки среди молодежи "цельного и последовательного революционного "П миросозерцания" ', на то, что важнейшим для молодежи является "серьезное ознакомление с марксизмом..." ', учил "остерегаться тех ложных друзей молодежи, которые отвлекают ее от серьезного революционного воспитания пустой революционной фразеологией..., ибо эти ложные друзья на деле распространяют только беспринципность и легкомысленное отношение к революционной работе..." *'.

Особое значение для разработки темы имел анализ материалов ХШ", ХХУ и ХХУЇ съездов КПСС, других партийных документов, документов и материалов международного коммунистического и

Ленин В.И. Проект резолюции об отношении к учащейся молодежи. - Полн.собр.соч., т.7, с.253.

Там же.

Там же. рабочего движения , а также работ, речей и выступлений руко-водящих деятелей КПСС и Советского государства J .

Большую ценность для разработки проблемы представляют материалы и документы Коммунистической партии США., труды американских марксистов, в которых творчески разрабатываются такие вопросы марксистско-ленинской теории, как роль и место интеллигенции и студенчества в современном капиталистическом обществе, пути приобщения непролетарской массы трудящихся к революционной борьбе пролетариата, дается анализ перспектив социалистической революции в США, критикуется буржуазная и мелкобуржуазная идеология и в частности - идеология левого радика-лизма 0/.

При написании диссертации автором широко и критически были

См.: Материалы ХХІУ съезда КПСС. - М., 1971; Материалы ХХУ съезда КПСС. - М., 1976; Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., 1981; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. - М., 1969; Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М., 1976; "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. - М., 1979; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года и др.

См.: Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. - М., 1982; Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - М., 1983; Андропов Ю.В. Избранные статьи и речи. - М., 1983; Черненко К.У. Избранные речи и статьи. - М., 1982; Черненко К.У. Авангардная роль партии коммунистов. - М., 1982; Пономарев Б.Н. Реальный социализм и его международное значение. - М., 1982 и др.

3) См.:На11 G. The Crisis of US Capitalism and the Fight-Back. Report of the 21-st Convention of the Communist Party USA. II.Y.,

1975» "Draft Main Political Resolution for the XXII Convention of the CP USA". - Political Affairs, June 1979; Hall G. The Crisis of Petty-Bourgeous Radicalism. - Political Affairs, 1970, N 10; Hall G. Imperialism Today» An Evaluation of Major Issues and events of Our Time. N.Y., 1973 et al. использованы книги и статьи идеологов американского левого радикализма - Г.Маркузе, Э.Фромма, Ч.Рейча, Т.Розака, Ф.Слейтера, М.Лернера и других 1', а также материалы и пресса "нового левого" движения в США и леворадикальные издания, выходящие в этой стране в настоящее время.

Советскими и зарубежными исследователями-марксистами опубликован ряд ценных исследований, посвященных вопросам критики буржуазной идеологии и антикоммунизма, проблемам левого радикализма и его идеологии и в частности - американского левого радикализма.

Общие проблемы критики буржуазной идеологии и антикоммунизма нашли отражение в работах Б.Н.Пономарева, П.Н.Федосеева, М.Б.Митина, Т.И.Ойзермана, Е.Д.Модржинской, М.Т.Иовчука, А.С.Богомолова и других исследователей '.

1) См. например: Marcuse Н. The Critique of Pure Tolerance. Boston, 1965; Marcuse H. The End of Utopia. Boston, 1967; Marcuse H. One-Dimentional Man. Boston, 1968; Marcuse H. An Essay of Liberation. Boston, 1969; Eromm E. Man for Himself. N.T., 1967; Eromm E. The Revolution of Hope. N.Y., 1968; Reich Ch. The Greening America. N.Y., 1976» Roszak Th. The Making of Counter Culture. Reflections of the technocratic Society and its yothful opposition. N.Y., 1969; Roszak Th. Where the Wasteland Ends. N.Y.,_1973; Roszak Th. Person-planet: the Creative Disintegration of Industrial Society. B.Y., 1979 et al.

2) См., например: Пономарев Б.Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма. (Ответ критикам). - М., 1981; Федосеев П.Н. Марксизм в XX веке. - М., 1977; Митин М.Б. Идеологическая борьба двух социальных систем: сущность и основные направления. - М., 1979; Модржинская Е.Д., Жировов Б.В., Ога-нисян Н.С. и др. На фронтах идеологических битв: проблемы идеологической борьбы на современном этапе. - М., 1979; Иовчук М.Т. Ленинизм, философские традиции и современность. -М., 1982; Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX века. -М., 1974 и др.

Проблемам критики современного буржуазного "неомарксизма" посвящены работы Б.Н. Бессонова, Ю.Н.Давыдова, А.И.Титаренко и других '.В этих работах критически рассматриваются социальные и классовые корни современного "неомарксизма", показывается несостоятельность и антинаучность "неомарксистской" методологии, прослеживается связь "неомарксистских" концепций с идеологией левого радикализма.

Критике неофрейдизма - одного из теоретических источников формирования идеологии левого радикализма - посвящены работы В.И.Добренькова, А.С.Калтахчяна, В.М.Лейбина, а также зарубежных исследователей-марксистов - К.-Х.Брауна, Л.Эреша, Г.К.Уэллса и других К

Вопрос о влиянии научно-технической революции на положение непролетарских трудящихся масс современного капиталистического общества рассматривается в работах А.С.Мельникова, С.Н.Наделя,

См., например: Бессонов Б.Н. Антимарксизм под флагом неомарксизма". - М., 1978; его же: Антимарксистская сущность "неомарксизма. - М., І979; его же: "Неомарксизм - идеология современного оппортунизма. - М., 1983; Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М., 1977; Социальная философия Франкфуртской школы. - Москва-Прага, 1978; "Неомарксизм" и проблемы социологии культуры. - М., 1980; Титаренко А.И. Прагматистский лжемарксизм - философия антикоммунизма. - М., 1964 и др.

См., например: Добреньков В.И. Неофрейдизм в носках "истины" (иллюзии и заблуждения Э.Фромма). - М., 1974; Калтах-чян А.С. Антиреволюционность под вывеской революции. -"Научный коммунизм", 1980, Ш 5; Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. - М., 1977; Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма. - М., 1982; Эреш Л. Очерк концепции Э.Фромма. - "Вопросы философии", 1970, Ш 6; Уэллс Г.К. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. - М., 1968 и - II -

В.Б.Кувалдина, И.А.Козикова и других у.

Из работ, рассматривающих леворадикальные движения в контексте антимонополистической борьбы, следует отметить исследования Т.Т.Тимофеева, АЛ.Кокошина, А.А.Гречухина, П.СПетро--ва, В.Л.Малькова и друтих '. В этих работах освещается также деятельность Коммунистической партии США по созданию в стране единого фронта антиимпериалистической, антикапиталистической борьбы.

Из работ, исследующих американский левый радикализм, следует выделить сборник статей "Массовые движения социального протеста в США" под ред. И.А.Геевского и Л.А.Салычевой *', в котором исследуются особенности различных движений социального протеста в США и в частности - студенческого и молодежного движения ("новые левые").

Богатый фактический материал содержится в коллективной монографии "Левое" студенческое движение в странах капитала" \

1) См., например: Мельников А.С. Современная классовая структу ра США. - М., 1974; Надель С.Н. Современный капитализм и средние слои. - М., 1978; Кувалдин В.Б. Американский капи тализм и интеллигенции. - М., 1983; Козиков И.А. Соотношение социального и научно-технического прогресса в современную . эпоху. - М., 1981 и др.

2) См., например: Тимофеев Т.Т. Рабочий класс и кризис анти коммунизма. (О некоторых актуальных проблемах идейно-теоре тической борьбы). - М., 1977; Кокошин А.А. США: за фасадом глобальной политики. - М., 1981; Гречу хин А.А. Борьба Коммунистической партии США за единство своих рядов (1927 - 1972 гг.). - М., 1975; Мальков В.Л. "Новый курс" в США.. Социальные движения и социальная политика. - М., 1973 и др.

См.: Массовые движения социального протеста в США.. М., 1980.

См.: Салычев С.С, Брычков А.Р., Злобин А.А. и др. "Левое студенческое движение в странах капитала. - М., 1976. -12 -где прослежены основные этапы развития студенческого и молодежного движения в развитых капиталистических странах и в частности - в США в 60-е - начале 70-х годов.

Изучению американского студенчества, его участия в "новом левом" движении 60-х - начала 70-х годов посвящены работы И.С.Кона, Ю.А.Замошкина, Н.В.Мотрошиловой, Ю.В.Еремина, М.И.Новинской, Г.И.Янаева и других исследователей '. В их работах дается классовый анализ движения, вскрываются подлинные причины активизации американского студенчества в 60-е годы, а также развенчиваются попытки буржуазных идеологов представить молодежное движение протеста в искаженном виде. Работ, посвященных непосредственно анализу идеологических концепций левого радикализма в США, сравнительно немного '. Здесь необходимо отметить труды

См.,например: Кон И.С. Студенческие волнения и теория "конфликта поколений". - "США: экономика, политика, идеология", 1971, $ 3; Замошкин Ю.А., Мотрошилова Н.В. "Новые левые": их мысли и настроения. - "Вопросы философии", І97І, № 4; Еремин Ю.В. Юношеский изоляционизм - орудие антикоммунизма. - М., 1976; Новинская М.И. Студенчество США. Социально-психологический очерк. - М., 1977; Янаев Г.И. Молодежь в классовой борьбе. - М., 1977 и др.

См.,например: Баталов Э.Я. Философия бунта. (Критика идеологии левого радикализма). - М., 1973; Давыдов Ю.Н., Роднян-ская И.Б. Социология контркультуры. - М., 1980; Гаджиев К.С. США: эволюция буржуазного сознания. - М., 1981; его же: Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии в 50-е - 70-е годы. - М., 1982; Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке: опыт анализа ценностных и политических ориентации. - М., 1980; Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и "новый" консерватизм. - М., І98І; Мельвиль А.Ю. Человек, общество, культура - социальная философия левого радикализма и неоконсерватизма. - В кн.: Проблемы и противоречия буржуазной философии 60-х - 70-х годов. - М., 1983; Шина Н.С. Буржуазные идеологические течения в США.. - М., 1971 и др. - ІЗ -

Э.Я.Баталова, Ю.Н.Даввдова, И.Б.Роднянской, Ю.А.Замошкина, К.С.Гаджиева, А.Ю.Мельвиля, Н.С.Юдиной и других советских исследователей. Большинство этих работ посвящено вопросам исследования леворадикального сознания, которое анализируется авторами в общей структуре буржуазного сознания в США. В работах дается также критика ряда леворадикалистских философских и социологических концепций.

Следует особо выделить работы современных зарубежных исследователей-марксистов - А.Геде, Б.Кепещ, Дж.Уоддиса, Р.Штейгер-

I) вальда и других J, в которых критически рассматриваются концепции ряда "неомарксистских" и леворадикалистских идеологов, претендовавших на роль "духовных отцов" и "пророков" "нового левого" движения.

Анализ степени разработанности проблемы показывает, что советские и зарубежные исследователи-марксисты внесли существенный вклад в изучение истории леворадикального движения в США, проследили основные этапы развития этого движения, выявили присущие ему общие закономерности, характерные для мелкобуржуазных движений социального протеста, указали на специфические особенности американского левого радикализма, добились существенных результатов в теоретической разработке проблем современного левого радикализма, с марксистско-ленинских позиций критически подошли к рассмотрению ряда его идейно-политических концепций.

Однако, несмотря на обилие вышеупомянутых исследований, большинство из них имеет либо исторический аспект, либо общефилософский. В них идеология левого радикализма не нашла доста-

I) См.,например: Геде А. Философия кризиса. - М. ,1978; Кепеци Б. Идеология "новых левых".-М. ,1977; Уоддис Дж. "Новые" теории революции. М., 1975; Штейгервальд Р. "Третий путь" Герберта Маркузе. - М., 1971 и др. точного освещения под углом зрения научного коммунизма. Недостаточно освещен также и антикоммунистический аспект леворадика-листской идеологии. Это особенно характерно для работ, написанных в 60-е годы, когда главное внимание исследователей было сосредоточено на антимонополистическом характере движения "новых левых" и, таким образом, на первый план выдвигался прежде всего антимонополистический аспект идеологии левого радикализма. Антикоммунистические же тенденции, также заложенные в леворади-калистской идеологии и активно стимулируемые идеологами империалистической реакции, рассматриваются не в полной мере, не подвергаясь, зачастую, должной критике.

Основная масса работ хронологически охватывает 60-е, начало и середину 70-х годов. Почти нет исследований, в которых эволюция левого радикализма в США рассматривалась бы до сегодняшних дней, а также освещался бы процесс возникновения на базе идеологии "нового левого" движения в США новых направлений в американской леворадикальной идеологии. Эти аспекты еще требуют дальнейшей разработки.

Исходя из актуальности и степени разработанности проблемы, в данной диссертации ставится следующая цель: рассмотреть основные идеологические концепции левого радикализма в США в аспекте научного коммунизма, главное внимание уделив критическому анализу антикоммунистического и антиреволюционного аспектов леворади-калистской идеологии.

В соответствии с этой целью в процессе исследования ставятся следующие задачи: выявить социально-эконоглические и идейно-теоретические истоки идеологии левого радикализма в США; показать научную несостоятельность философских основ леворадикалистской идеологии; раскрыть антимакрсистскую сущность леворадикалистских взглядов на проблемы общественного развития; раскрыть антикоммунистические элементы, присущие леворади-калистским идеологическим концепциям; проследить связь идеологии левого радикализма с другими буржуазными идеологическими течениями и влияние антикоммунизма на идеологию левого радикализма; показать деятельность Коммунистической партии США. по разоблачению сущности мелкобуржуазной леворадикалистской идеологии, борьбу коммунистов за распространение идеологии марксизма-ленинизма среди непролетарской массы трудящихся, молодежи, студенчества, интеллигенции, за создание единого антимонополистического фронта.

Новизна исследования состоит прежде всего в том, что в нем идеология левого радикализма рассматривается в аспекте научного коммунизма. Новизна состоит также в попытке автора уточнить некоторые моменты, связанные с определением понятия "левый радикализм", в периодизации основных этапов развития левого радикализма в США, в более широком, чем это имеет место в современной литературе, раскрытии антиреволюционнои сущности леворадикалистских идеологических кощепций и разоблачении их эдтикоммунисти-ческой направленности. В диссертации впервые в научной литературе сделана попытка проследить эволюцию американского левого радикализма и леворадикалистских идеологических концепций со времени их возникновения и до сегодняшних дней и, в частности, -показать пути трансформации идеологии "нового левого" движения.

При написании диссертации автором были привлечены новые, ранее не использовавшиеся исследователями источники, критически рассмотрена и проанализирована имеющаяся в Советском Союзе новейшая американская литература по изучаемой проблеме '.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в критике буржуазной идеологии и антикоммунизма, в разработке проблем революционной борьбы молодежи развитых капиталистических стран и проблем вовлечения непролетарской массы трудящихся в мировой революционный процесс. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы также в преподавании курса научного коммунизма (разделы "Мировой революционный процесс" и "Критика буржуазной идеологии"), в сети партийной пропаганды, в лекционно-пропагандистской работе, в идеологической борьбе.

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях проблемной группы и кафедры научного коммунизма философского факультета МГУ, использовались автором в преподавательской и лекционно-пропагандистской работе, а также при составлении учебного пособия для студентов Московского горного института. Основные выводы и положения диссертации отражены автором в двух публикациях.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

I) См.: Denitch Б. Social Movements in Reagan Era. - Telos, St. Louis, 1982, N 53; Eder K. A New Social Movement? - Telos, N 52; Tailor J. Convassing for Socialism. - New Left Review, 1985, Jul.-Aug., U 140; Turner B.S. Determinancy and Indeterminancy in the theory of Ideology. - New Left Review, Nov.-Dec, N 142; Breines Wini. Community and organization in the New Left, 1962-1968: The Great Refusal. N.T., 1982; Bunzel J.H. New Force on the Left: Tom Hayden and the Campaign against corporate America. Stanford, 1982; Gitlin T. The vThole r/orld Is Watching: mass media in the Making and unmaking of the New Left. Berkely etc., 1980.

Социально-экономические истоки левого радикализма в США

Опираясь на марксистско-ленинское теоретическое наследие по проблемам левого радикализма, на работы современных исследователей-марксистов левый радикализм можно определить как идейно-политическое течение, представляющее собой совокупность идей и действий, выражающих интересы и настроения определенных (в основном мелкобуржуазных и примыкающих к ним) социальных слоев капиталистического общества, недовольных своим положением и протестующих против капиталистического гнета.

Протест этот принимает различные формы. Наиболее характерные формы леворадикального протеста следующие: пассивное неприятие буржуазных институтов и ценностей, уход от реальной действительности; морализаторская критика капиталистического общества; массовые движения социального протеста; деятельность ультралевых террористических организаций, принимающая характер "крайней peволюционности" .

Леворадикалистские течения возникают в различных странах и в разные исторические периоды общественного развития как реакция неустойчивых мелкобуржуазных элементов на острые изменения социальной ситуации.

Так, анархизм возник на почве усиления эксплуататорскихтенденций капитализма, ускоренного разорения мелкой буржуазии. Левоэсеровский экстремизм был порожден нищетой русского крестьянства, разоренного царизмом и империалистической войной. "Левый" коммунизм проявился в значительной мере в ходе мощного революционного подъема в Европе после победы Великой Октябрьской социалистической революции и последующего его поражения. Лево-сектантские взгляды второй половины 20-х - начала 30-х годов стимулировались кризисными явлениями в экономике капитализма и приближавшейся угрозой фашизма.

Признание принципиальной однородности леворадикалистских течений, возникавших в различных странах в разные исторические периоды не только не исключает, а наоборот, предполагает необходимость тщательного анализа тех конкретных причин, которые приводят к рецидивам мелкобуржуазной революционности в каждый период. Такой анализ позволяет проследить диалектическую взаимосвязь между общим и частным не только в различных проявлениях левого радикализма, но и развитии всего революционного процесса. Каждое движение возникает на конкретной почве данной страны, протекает в определенных условиях.

Основным фактором, под воздействием которого произошла активизация левого радикализма в США во второй половине XX века было дальнейшее углубление общего кризиса капитализма, повлекшее за собой резкое ухудшение положения непролетарских трудящихся масс (интеллигенции, студенчества, молодежи, мелкой буржуазии, национальных меньшинств). Ухудшение социального положения этих слоев вызывает у них протест против господствующих капиталистических отношений. Однако протест этот зачастую принимает стихийный, негативный характер, так как разрыв между бытием и сознанием непролетарских трудящихся масс не позволяет им без колебания встать на позиции рабочего класса и организованно, сознательно оформить и выразить свой протест.

Обобщая опыт приобщения непролетарских слоев к борьбе с капиталом, В.И.Ленин отмечал, что "привлечение новых и новых "рекрутов", втягивание новых слоев трудящейся массы неизбежно должно сопровождаться шатаниями в области теории и практики,повторениями старых ошибок, временным возвратом к устарелым"Пвзглядам и устарелым приемам и т.д." .

Свидетельством тому может служить и развитие левого радикализма в США. В этом развитии можно выделить три этапа.I этап - с середины 50-х годов до начала 60-х годов - время, когда леворадикальное движение еще не носило массового характера и существовало в среде американской мелкобуржуазной интеллигенции, выступавшей с критикой капиталистического общества в основном с "неомарксистских" позиций.

П этап - с начала 60-х годов до начала 70-х годов - десятилетие, связанное с активизацией студенческого левого радикализма, период возникновения и развития молодежного движения протеста, получившего название "нового левого" движения.Ш этап - с начала 70-х годов и до настоящего времени - период раскола "нового левого" движения, его упадка и затяжного кризиса. Этот период характеризуется попыткагм бывших "новых левых" создания новых леворадикальных движений и посками путей объединения с другими идейно-политическими течениями.

Рассматривая этапы развития американского левого радикализма, представляется целесообразным более подробно остановиться на анализе "нового левого" движения как форме леворадикального протеста, принявшей в США особенно массовый характер и ставшей- 20 -наиболее типичной для этой страны, проследить причины его возникновения, этапы развития и выявить те

Философские основы левого радикализма в США

Выявление социальной сущности левого радикализма позволяет перейти непосредственно к предмету исследования - идеологии американского левого радикализма. Идеология левого радикализма в США - сложное и противоречивое явление. Формирование ее проходило на основе эклектического соединения элементов различных буржуазных и, главным образом, мелкобуржуазных теорий, выдержанных в духе социального критицизма. Наряду с критикой, а в ряде случаев и отрицанием сложившейся системы буржуазных институтов и ценностей, в этих теориях предлагаются "рецепты" преобра зованил капиталистического общества. Общим для всех этих теорий является отсутствие подлинно научного подхода к оценке социальных явлений, неумение и нежелание считаться с объективными законами общественного развития. А отсюда - их крайний субъективизм, игнорирование реальной политической обстановки, стремление перескочить через этапы общественного развития Отличительная черта современной леворадикальной идеологии -обращение к марксизму, выражающееся в стремлении использовать марксизм в своих целях. Большинство леворадикальных теоретиков выдает себя за "истинных" марксистов, призывая в то же время к пересмотру марксистского учения и превратно истолковывая его положения.

Наряду с общими чертами в леворадикалистских идеологических концепциях имеются и особенности, обусловленные социальными факторами, национальными условиями той или иной страны и т.д. Однако в сущности идеологии левого радикализма преобладают общие черты, которые и позволяют рассматривать ее как более или менее цельное идейно-политическое явление, как систему взглядов и идей, разработанную идеологами мелкобуржуазного революциона-ризма в противовес марксистско-ленинской идеологии.

Идеология левого радикализма своими корнями уходит в так называемый "неомарксизм" - течение буржуазной общественной мысли, пытающееся с позиций мелкобуржуазной, а в определенной степени и буржуазной идеологии, ревизовать марксизм-ленинизм. Попытки подмены подлинного марксизма псевдомарксизмом, лжемарксизмом, стали предприниматься еще в конце XIX - начале XX веков. Уже в те времена, видя неуклонный рост влияния идей марксизма во всем мире, будучи бессильными воспрепятствовать этому процессу, противники марксизма, пытаясь использовать в своих целях его авторитет, были вынуждены, по меткому выражению В.И.Ленина, переодеваться марксистами" К Это ленинское положение относится и к сегодняшнему лжемарксизму - "неомарксизму", поскольку современный антикоммунизм также пытается использовать марксизм-ленинизм в качестве своей внешней оболочки. Примерно с конца 50-х годов нашего века "неомарксизм" активизировал свою деятельность, представ как довольно определенное направление современной западноевропейской и американской буржуазной философской мысли.

На фоне глубоких позитивных изменений, происшедших в мире, еще отчетливее выявились кризисные явления всех сторон жизни капиталистического общества. Упрочение внутренних и международных позиций СССР, всей мировой системы социализма явилось важнейшим фактором, оказывающим все возрастающее влияние на рост популярности марксизма-ленинизма во всем мире. "Марксизм-лени-низм стал подлинным властителем дум всего человечества" . Неизмеримо возрос небывалый ранее интерес к марксистскому учению, к теории и практике социализма не только со стороны рабочего класса, но и таких социальных слоев капиталистического общества как интеллигенция, студенчество, молодежь, мелкая буржуазия. Все это и заставляет буржуазных идеологов именовать себя "неомарксистами", использовать в своих целях именно марксистское учение. В борьбе за умы трудящихся масс, взяв на вооружение марксистскую терминологию и выдавая себя за "творческих" марксистов, буржуазные идеологи спекулируют именем К.Маркса в интересах своего класса с целью борьбы против марксизма-ленинизма.

Советские и зарубежные исследователи-марксисты проделали большую работу по анализу современного "неомарксизма", вскрывего социальные и классовые корни, показав несостоятельность и антинаучность его методологии. Так, например, определяя "неомарксизм" как философское течение, советский исследователь Б.Н.Бессонов отмечает, что это течение включает в себя "конгломерат буржуазных и ревизионистских идей, апеллирующих к марксизму, но в действительности фальсифицирующих его коренные положения с целью открытой или скрытой борьбы с марксизмом-ленинизмом" К "Неомарксизм" не является цельным, стройным, законченным философским учением, а представляет собой целый ряд заимствований из различных существовавших и существующих философских и социологических теорий - неогегельянства, ницшеанства, экзистенциализма, неофрейдизма, леворадикальной социологии и т.д. Для "неомарксизма" характерно противопоставление трудов молодого К.Маркса его поздним работам, сведение содержания марксистской диалектшш только к буржуазному обществу, трактовка современной науки и техники как орудий господства над человеком, как воплощения духа капитализма, отрицание всякого объективного, не зависящего от классового содержания знания, вульгаризация практической революционной направленности марксистско-ленинской общественной науки.

Главным идейно-теоретическим источником формирования современного "неомарксизма" является так называемая Франкфуртская школы - направление в немецкой философии и социологии, возникнувшее в 30-е годы на базе Франкфуртского института социальных исследований под влиянием идей неогегельянства и фрейдизма. В послевоенный период Франкфуртская школа стала "ядром буржуазного "неомарксизма", т.е. антимарксизма в мнимо марксистской оболочке" . Идеи таких теоретиков Франкфуртской школы как

Ю.Хабермас, М.Хоркхаймер и других служили и служат питательной почвой для неомарксистских направлений различного толка, от либерально-рефоріжстских до леворади-калистских, как в Западной Европе, так и в США.

Представители "неомарксизма", подстраиваясь под марксизм, выступают якобы с критикой капитализма, однако "критика" эта на деле оборачивается прямым пособничеством капитализму, так как в своих теоретических "изысканиях" под видом "творческого развития" , "обновления" и "дополнения" марксизма они представляют и истолковывают марксистскую философию в том виде, в каком это выгодно и удобно буржуазии.

Общим для всех "неомарксистов" является также и то, что они извращают достижения реального социализма, пытаются теоретически обосновать утверждение о якобы неспособности современного рабочего класса развитых капиталистических стран к революционным действиям, об устарелости революционной марксистско-ленинской теории. В целом же "неомарксизм", смыкаясь с другими буржуазными течениями, идет в русле современного антикоммунизма и, по существу, служит защите интересов империализма .

Развитию "неомарксизма" в США в немалой степени способствовало то, что после П мировой войны виднейшие представители первого поколения теоретиков Франкфуртской школы - Г.Маркузе, Э.Фромм, М.Хоркхаймер, Т.Адорно, а также и другие окончательно обосновываются в Соединенных Штатах, так что их с полным основанием можно причислить уже к американским "неомарксистам". Именно в этой стране они создают большинство своих работ, используя для них уже американский материал. В США они сами и ихтеории завоевывают признание и оказывают существенное влияние на формирование леворадикальной идеологии, в частности - на американских "новых левых".

"Неомарксизм" в США принято характеризовать прежде всего двумя основными направлениями - неофрейдистским (В.Райх, Э.Фромм, Г.Маркузе) и социологическим (так называемые социологи-"критики" Ч.Р.Миллс, А.Гоулднер, Л.Горовиц, Н.Бирнбаум и др.). Именно эти два направления и явились главными источниками формирования американской леворадикальной идеологии.

Поскольку большинство леворадикальных теорий основано на неофрейдизме, представляется целесообразным рассмотрение основных положений этого идеалистического философского и психологического направления, получившего в США самое широкое распространение.

Антиреволюционная направленность леворадикалистского революционаризма

Претензии на разработку "новой" теории революции в противовес марксистско-ленинской революционной теории выдвигались и выдвигаются многими западноевропейскими и американскими леворадикальными идеологами. Поскольку, как уже было отмечено, левора-дикалистские мелкобуржуазные философские и социологические концепции представляют собой разновидности современной буржуазной философии и социологии, то концепции эти преемлют как их классовый, буржуазный характер, так и общрз мировоззренческую основу.

Как известно, в настоящее время буржуазная философия переживает глубокий кризис, являющейся, в свою очередь, отражением общего кризиса капитализма. Кризисное мироощущение, чувство отчаяния и нигилизма по отношению к ценностям капиталистического общества наиболее остро лроявляется прежде всего в леворадикалист-ских философских и социологических концепциях. Так, в результате развития мифа о самодовлеющей технологической рациональности возникла версия "инертного общества" Ч.Р.Миллса, в которой явственно прослеживается бунт против технологической рациональности, выливающийся в открытый, воинствующий антисаиентизм \ Эта черта присуща и философам Франкфуртской школы, из которой вышли Э.Фромм и Г.Маркузе, и "новым левым", и сторонникам "революциисознания" и "контркультуры" - т.е., всем идеологам левого радикализма.

Идея о превращении "развитого индустриального общества" в "тоталитарное" и акцент на "тотальном" отрицании как способе его разрушения связаны у леворадикальных идеологов прежде всего с тезисом об "исчезновении" в этом обществе революционного "агента исторического процесса", т.е., революционного рабочего класса.

Тезис об утрате современным рабочим классом капиталистических стран своей революционной роли лежит в основе всей леворадикальной идеологии Пессимистическая оценка роли американского рабочего класса получила отчетливое выражение уже во взглядах Ч.Р.Миллса, распространившего эту оценку на рабочий класс всех развитых капиталистических стран. "Я не совсем понимаю, - писал Миллс, - почему некоторые теоретики "новых левых" так упорно цепляются за идею о том, что именно "рабочий класс" передовых капиталистических стран и есть движущая сила исторического развития, или даже самая главная движущая сила, - вопреки действительно убедительному историческому опыту, который теперь опровергает подобные надежды" .И далее Миллс уточняет: "Конечно, мы не должны "списывать со счета" рабочий класс, но мы должны изучить всю эту проблему, и притом - совершенно заново. Там, где рабочий класс существует как историческая движущая сила, мы, конечно, должны сотрудничать с ним, но нам не следует рас 2)сматривать его как необходимый рычаг истории.

С аналогичными утверждениями выступил вслед за Миллсом Г.Маркузе, который, в отличие от Миллса, уже вплотную занялсяразработкой "новой теории революции", для чего ему прежде всего понадобилось дискредитировать одно из главных положений марксистско-ленинской революционной теории - положение о ведущей роли рабочего класса в социальном прогрессе, в революционной борьбе.

Как уже было отмечено в предыдущей главе, тезис об утрате рабочим классом развитых капиталистических стран своей революционности был заимствован леворадикальными идеологами у буржуазных социологов и экономистов, спекулирующих на относительно высокомуровне жизни отдельных групп рабочих в условиях современного ка I)питализма ху.

Подобные взгляды проповедовал в своих работах и Г.Маркузе, обосновывая их рассуждениями о том, что в современном капиталистическом обществе рабочий больше не прозябает в нищете, пользуется плодами прогресса и, получив от современной науки и техники материальный комфорт, стал членом "технологического общества", а значит и лишился своей свободы, независимости, револю-ционности . Так, в одной из своих статей Маркузе писал: "Интеграция большей части рабочего класса в капиталистическое общество - это не поверхностное явление; оно имеет свои корни в политической экономии современного капитализма: преимущества, предоставляемые рабочему классу метрополий благодаря добавочным доходам от неоколониальной эксплуатации, военного бюджета и огромных государственных дотаций. Заявление о том, что этому классу есть что терять,, кроме своих цепей, может быть вульгарно, но оно также и правильно" К

Повышение жизненного уровня рабочего Маркузе расценивал как гарантию сохранения господства капиталистов. В частности, в своей книге "Одномерный человек" он прямо заявлял: "Если рабочий и его хозяин смотрят одну и ту же телевизионную программу, если секретарша одевается так же хорошо, как дочь ее нанимателя, если негр имеет "кадиллак", если все они читают одну и ту же газету, то эта ассимиляция... показывает, до какой степени зависимые классы участвуют в потребностях и способах их удовлетворения, гарантирующих сохранение господствующих классов" К И далее Маркузе делает вывод, что имеет место "сговор и союз между бизнесом и организованными рабочими" .

Таким образом, согласно Маркузе, современная капиталистическая система полностью поглощает революционный потенциал рабочих, и "те самые классы, которые в прошлом являлись отрицателями капиталистической системы, все в большей степени интегрируются в ней" К Вторит Маркузе и леворадикальный социолог Ф.Ризман, утверждая, что "рабочие не являются сейчас авангардом революционного движения.. Организованные рабочие настроены оборонительно в отношении новых требований черных и не могут полностью понять культурных и социальных требований других групп общества..." 4 .

Аналогичных взглядов придерживается и леворадикальный философ и социолог Ч.Рейч. По мнению Рейча, в США, по существу, не осталось эксплуатируемых рабочих, поскольку, как пишет Рейч,хотя "отдельные рабочие и недовольны антигуманным характером труда ,1 однако от борьбы их удерживает "справедливое материаль-ное вознаграждение" J.

Отвергнув революционную, преобразующую роль рабочего класса, леворадикальные идеологи в качестве "новой" революционной силы выдвинули те слои населения, которые стоят вне двух основных антагонистических классов - пролетариата и буржуазии. Этими "новыми" преобразующими мир силами леворадикальные идеологи объявили радикально настроенную интеллигенцию, студенчество, бунтующую молодежь, а также представителей угнетенных рас и национальных меньшинств.

Так, например, леворадикальный американский социолог Д.Джил-берт в качестве основных движущих сил американского общества рассматривает молодежь и "самый низший класс", к которому он причисляет негров, пауперов и безработных . Поскольку этот "низший класс" подвергается, по мнению Джилберта, самой жестокой эксплуатации в капиталистическом обществе, он и является основным противником капиталистической системы. Молодежь и студенчество также отвергают "истэблишмент", а посему, по Джилберту, ониявляются авангардными силами в капиталистической системе ,

Несостоятельность леворадикалистских проектов общественного переустройства

Попытки разработки альтернативы реальному социализму имели место и у идеологов, стоявших у истоков леворадикальной мысли в США, и у самих "новых левых", и у тех идеологов, которые в условиях кризиса леворадикального движения (большинство из этих идеологов - бывшие "новые левые") пытаются критически осмыслить причины поражения "нового левого" движения. Для последних характерны попытки своеобразного синтеза взглядов "новых левых" и левого крыла социал-демократической партии США.

Анализ предлагаемых леворадикальными идеологами проектов общественного переустройства представляет собой сложную задачу, поскольку современные леворадикалы не смогли разработать такие проекты "нового" общества, которые представляли бы собой единые целостные системы, дающие представление об институтах и ценностях этого общества. "Стимулировав рост настроений социального критицизма, и массового недовольства, левые радикалы, не смогли, однако, предложить какую-либо действительно позитивную программу социального переустройства" К Нет среди леворадикалистских- -"проектов ни самостоятельных и оригинальных утопий на манер социалистов-утопистов XIX века, ни на манер современных технократических утопий, в которых были бы прорисованы не только четкие контуры будущего общества, но и вычерчены его детали.

Показательны в этом отношении взгляды Г.Маркузе. Исходя из идеалистических представлений о природе и сущности человека, он, как и другие теоретики мелкобуржуазного радикализма был не в состоянии создать представление о действительном идеале общества, которое могло бы стать альтернативой капиталистическому. Более того, он вообще отвергал "конкретную альтернативу". Так, в "Очерке об освобождении" он писал: "От нас все еще требуют предложить "конкретную альтернативу". Это требование лишено смысла, если от нас ждут схемы определенных институтов и отношений, которые были бы институтами и отношениями нового общества: они не могут быть определены априори... Если бы мы могли сформулировать конкретное представление об альтернативе уже сегодня, это не было бы конкретным представлением; возможности нового общества достаточно "абстрактны", т.е. отдалены от сложившегося мира и достаточно несовместимы с ним, чтобы поддаться какой-либо попытке разглядеть их глазами этого мира" . Опыт же реально существующего социализма, по Маркузе, не только не указывает на перспективу будущего общества, а наоборот, препятствует трансформации существующего капиталистического общества в общество будущего. Вот почему мысли Маркузе до предела неопределенны, когда он пытается описать то общество, которое должно прийти на смену "индустриальному обществу".

Так, в том же "Очерке об освобождении" Маркузе пишет, что в новом обществе "... производство будет изменено, чтобы покончитьс голым рационализмом Принципа по труду, общественно-необходимый труд будет направлен на строительство скорее эстетической, а не угнетающей среды..." . Но чьей задачей будет "видоизменение производства"? Маркузе ни слова не говорит об этом. И если будет покончено с "принципом по труду", т.е. каждому - по его труду, то на какой основе будет проходить распределение? На это также у Маркузе нет ответа. То же самое относится и к таким общим словам, как "освобождение", "солидарность", "сотрудничество", "строительство нового общества", являющимся на деле пустым прожектерством.

Как Маркузе, так и другие леворадикальные теоретики, не опираясь на анализ реально существующих общественных процессов, характеризуя будущее общество не обосновывают его материальные, экономические и научно-технические основы, а больше заняты его "моральными", Духовными" характеристиками.

Несостоятельность позиции Маркузе заключается в игнорировании им производственных отношений, в одностороннем акценте на средства производства, особенно на наиболее прогрессивные в техническом отношении. В результате он оказался бессилен решить проблему общественной объективности, конкретно понять антагонизм производительных сил и производственных отношений.

Нападая на коммунистов за мнимое увлечение индустриализацией и якобы забвение сознания, отказываясь от научно обоснованного социализма, Маркузе фактически отказывается и от социализма вообще.

Как подчеркивает известный западногерманский философ-марксист Р.Штейгервальд, центральный тезис Маркузе сводится к ут верждению, что самым выдающимся достижением "развитого индустриального общества", т.е. современного государственно-монополистического капитализма, является предотвращение социальныхизменений" . Таким образом, неприятие социализма как альтернативы капитализму оказывается, в конечном счете, признанием капитализма как единственно возможной формы существования "индустриального общества". Очевидно, что "критика" Маркузе капитализма на словах на деле выступает как апологетика этого общества. В результате предвидение тенденций внутри старого общества, ведущих к новому социальному порядку, оказывается у Маркузе невозможным.

Если Маркузе отказывался от создания конкретных проектов будущего общественного переустройства, а ограничивался лишь абстрактными разглагольствованиями по поводу весьма туманно представляемого игл "нового" общества и не видел в сегодняшнем капиталистическом обществе предпосылок, ведущих к неизбежной замене этого общества более совершенным, то для Э.Фромма характерно стремление создать внутри существующего буржуазного общества противоположный ему, как бы "островной" мир.

Концепция "гуманистического психоанализа" Фромма была частично рассмотрена в 2 I главы данной работы. Сам Фромм не принимал активного участия в леворадикальном движении. Более того, он всегда отвергал революцию, связанную с активными преобразующими действиями - сломом старой государственной машины посредством революционного насилия, установлением революционной диктатуры и т.д.Исходной позицией Фромаа, как и других леворадикальных теоретиков, является его неприятие всеобщей технизации общества. В

Похожие диссертации на Антимарксистская сущность идеологических концепций левого радикализма в США (60-е - начало 80-х годов)