Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике : на примере Швеции Кузина Ольга Владимировна

Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике : на примере Швеции
<
Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике : на примере Швеции Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике : на примере Швеции Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике : на примере Швеции Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике : на примере Швеции Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике : на примере Швеции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузина Ольга Владимировна. Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике : на примере Швеции : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Кузина Ольга Владимировна; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Архангельск, 2009.- 244 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/38

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Социально-философский анализ концепции устойчивого развития: от общего к частному 16

1.1. Концепция устойчивого развития общества: проблемы определения 25

1.2. Общество устойчивого и неустойчивого типа: общее и особенное 65

1.3. Генезис понятия «устойчивое развитие» 76

1.4. Основные характеристики устойчивого развития 102

1.5. Национальные стратегии устойчивого развития: опыт Швеции 112

Глава 2 Изменение общественного сознания через систему образования для устойчивого развития

2.1. Сущностные характеристики образования для устойчивого развития 129

2.2. Экологическое образование и образование для устойчивого развития: сравнительный анализ» 149

2.3. Генезис понятия «образование для устойчивого развития» 182

2.4. Образовательные институты: внедрение устойчивого развития ... 192

2.5. Сущность и содержание образования для устойчивого развития на примере Швеции 200

Заключение 212

Библиография 230

Введение к работе

Актуальность выбранной темы.

Проблематика устойчивого развития прочно занимает центральное место в мировой экономике, экологиспже и сопредельных сферах, и имеет широкий общественный резонанс

Концепция устойчивого развития - это одновременно новый, и в то же время давно разрабатываемый аспект в жизни общества Мировое сообщество обращается к этой новой парадигме мышления в 1972 году на Первой конференции ООН по окружающей среде и развитию в г Стокгольм К вопросу устойчивою развития актуально обратиться именно в настоящий момент, потому что человечество XXI века столкнулось с рядом проблем окружающей среды, оказывающих влияние, как на жизнь современного общества, так и на жизнь будущих поколений Концепция устойчивого развития воспринимается международным сообществом как выход на новый этап развития и провозглашена ориентиром и целью на XXI век

Тема диссертационного исследования находится на стыке многих дисциплин, таких как социальная философия, социология, философия образования, педагогика, политология и других В нашей работе мы рассматриваем сущностные характеристики концепции устойчивого развития, как альтернативы развития общества в XXI веке, и ее роль в формировании и изменении общественною сознания Поскольку устойчивое развитие - это комплексная естественнонаучная, социальная и экономическая задача, межднсциплинарность в контексте образования для устойчивого развипш понимается в самом широком смысле как взаимодействие социальных, экономических и естесгвеннонаучных знаний

В своем исследовании мы говорим о теории ноосферы, так как она является наиболее адекватной теоретико-методологической системой, объединяющей в одно целое различные концептуальные подходы к связи постиндустриального общества и устойчивого развития Достижение устойчивости зависят от изменений в поведении и образе жизни людей, которые будут следствием изменений в ценностях и будут определены культурными и моральными устоями, как основой поведения Важную роль в этом играет общественное сознание и его изменение посредством образования для устойчивого развития. Общественное сознание достаточно консервативно, но оно подвержено развитию и изменениям через специальную систему образования для устойчивого развития

Образование во имя устойчивого будущего непрерывно, подразумевает обучение в течение всей жизни Это способствует формированию населеїшя с высоким уровнем гражданской позиции и информированности, обладающего навыками креативного подхода в решении проблем, научной и социальной грамотностью, готовностью предпринимать ответственные индивидуальные и коллективные действия

Термин «устойчивое развитие» можно считать идентичным термину «коэволюция человека и биосферы», берущего свое начало в трудах

В И Вернадского и К Э Циолковского Акцент в них переноситься с человека на окружающую среду и одновременно с этим потребностям человека в данном окружении

Мы обращаемся к анализу понятии «концепция устойчивого развития
общества», «экологическое образование» и «образование для устойчивого
развития» Исследователи и ученые спорят о возможности одного
исчерпывающего определения понятия «устойчивое развитие», полностью
отражающего суть и содержание концепции, и, как следствие этого, единое
определение понятия «образование для устойчивою развития» Многообразие
определений объясняется постоянным пополнением составляющих понятия
«устойчивое развитие» Классическими являются экономическая,
экопогическая и социальная составляющие Многие ученые расширяют этот
перечень и включают такие аспекты, как социомедицинский и
социогуманитарный, культурный, культурно-эстетический, этический,
человеческий, религиозно-духовный, политико-институциональный,

моральный, демократический, политический и прочие

Человечество стремительно развивается в индустриальном плане Поэтому важно найти гакую парадигму сосуществования человечества и окружающей среды, которая поможет им существовать в гармонии, и следование которой поможет решить сложившиеся проблемы Необходимо помнить, что моментальный переход к устойчивому развитию невозможен Развитие всегда связывается с темпами роста, и необходимо понять, какой рост не нанесет вреда развитию, а способствует устойчивому развишю и росту Именно поэтому разработка различных моделей перехода и построения общества устойчивого типа является одним из вопросов, которому ученые уделяют большое внимание

Образование и исследовательская деятельность являются предпосылками устойчивого развития Современному миру нужен іражданин нового типа, человек с новыми знаниями о мире и окружающей среде Образование для устойчивого развития является ключевым на всех уровнях образования, так как через образование внедряются ценности, поведение и стиль жизни, необходимые для устойчивого развития мира Построение демократии, соблюдение прав человека, забота о здоровье и другие вопросы являются частью устойчивого развития В содержание образования помимо окружающей среды стали включать социальные, культурные, экономические и политические вопросы, а на современном этапе также знания, имеющие отношение к другим составляющим устойчивого развития и смежным вопросам на стыке разных областей функционирования общества Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1492) положила начало «образованию для устойчивого развития», стремление к образованию высокого качества, для которого характерна межпредметность, научность, формирование критического мышления обучающихся, активное участие обучающихся в процесіє обучения, проблемное обучение, включение аспектов устойчивою развития в изучение конкретного предмета и ряд других особенностей

Устойчивое развитие объявлено ориентиром деятельности на XXI век Годы 2005-2014 объявлены ООН Декадой образования для устойчивого развития, основная задача которой содействовать созданию мира, в котором каждый имеет возможность внести свой вклад посредством образования и научения оценкам, поведению, стилю жизни, требуемых для устойчивого будущего и позитивной социальной трансформации В связи с этим вопросы экологически безопасного развития цивилизации вышли па передний план научного поиска и общественного сознания в целом Человечество находится на таком уровне взаимодействия с природной средой, когда еще можно регулировать экологические изменения на основе консолидации усилий различных стран, всесторонних исследований создавшейся ситуации, принятия должных практических мер Приходит понимание, что лишь сознание, соразвитие, сотворчество, иными словами - коэволюция с биосферой, позволят человечеству разумно вписаться в биосферные циклы, возвыситься до понимания универсальных законов, правящих миром

Мы приходим к выводу, что образование непосредственно влияет на достижение долгосрочных целей и выбор сценария развития общества Переориентация образования в интересах отказа от неустойчивых моделей производства и потребления, бережного отношения к окружающей среде, достижения взаимопошшания и социальной стабильности, а также целого ряда других задач, должна способствовать переходу человечества на путь устойчивого развития

В своем исследовании мы обращаемся к опыту стран Северной Европы, в частности, Швеции, которая является одной из первых стран по разработке концепции устойчивого развития и реализации ее на практике

Степень научной разработанности.

Обращаясь к вопросу о степени научной разработанности «концепции устойчивого развития общества», мы отмечаем важность вопроса для современного мира Инициатива в обращении к данному вопросу, несомненно, принадлежит В И Вернадскому и К Э Циолковскому, которые в свое время начали говорить о связи «человек - природа», отмечая, необходимость их рассмотрения как единого целою, введя понятие «ноосфера» в качестве нового измерения Эти два столпа отечественной науки не использовали термин «устойчивое развитие», но их идеи нашли свое продолжение и воплощение в концепции устойчивого развития общества через много лет

Мы обращаемся к опыту и исследованиям таких современных отечественных ученых, как В К, Левашов. НН Моисеев, АД Урсул, А Л Романович, В М Платонов, Ю С Юсфин, Б М Маклярский, В И Данилов - Данильян, AM Тарко и многих других Мы подробно рассматриваем исследования и точку зрения современных зарубежных специалистов, по большей части из Швеции, о концепции устойчивого развития общества и разных ее аспектах, чей опыт и авторитет признан во всем мире, хотя в Российской федерации их труды малоизвестны Это такие ученые и исследователи, как Гюннар Сюндквист (Gunnar Sundqvist), Элизабет Корелл

(Elisabeth Corell), Дженифер А Элиот (Jennifer A Elliot), Беаге Литіинг (Beate Littmg), Эрик Гриблер (Ench GneBler), Улоф Вернерюд (Olof Wameryd), Джейкоб Мари Л (Jacob Мепе L), Ян Моффатт (Ian Moffatt), Давид Кронлид (David Kroulid), Ян Ульссон (Jan Olsson), Ричард T Рай г (Richard Т Wright), Эва Грюнделиус (Eva Grundehus), Эндрю К Дрэгаи (Andrew К Dragun), Уно Сведнн (Uno Svedm), Джеймс Коннелли (James Connelly), Грэхэм Смит (Graham Smith) и многие другие Мы приводим их основные значимые работы при рассмотрении различных вопросов концепции устойчивого развития общества Мы считаем, что мнение этих исследователей очень важно Приводимые нами сведения не публиковались в Российской федерации, и потому представляют интерес для исследователей данною вопроса

Необходимо отметить, что недостаточно освещенными моментами исследований как отечественных, так и зарубежных ученых является неоднозначность в определении понятия «устойчивое развитием и как следствие этого, неоднозначность понятия «образование для устойчивого развития» Мы приводим анализ широко употребляемых в литературе и практике определений и анализ самой концепции, истории ее возникновения и развития, а также пути ее использования в современном обществе

Объект исследования - концепция устойчивою развития общества

Предмет исследования является образование для устойчивого развития и формироваїше на этой основе стратегий образования для устойчивою развития, способствующих формированию общественного сознания через систему обраювання на основе концепции устойчивого развития в Североевропейских странах на примере Швеции

Цель исследования заключается в рассмотрении концепции устойчивого развития общества и изменения общественного сознания через образование для устойчивого развития

Задачи исследования.

В соответствии с указанной целью диссертационного исследования были поставлены следующие вдачи

  1. Показать генезис понятия «устойчивое развитие» и проблему его определения, выделить основные характеристики устойчивого развития, критерии обществ устойчивого и неустойчивого типа

  2. Проанализировать опыт Швеции, как ведущей страны в реализации концепции устойчивого развития и образования для устойчивого развития, на основе национальной стратегии устойчивого развития страны

  3. Рассмотреть, как изменяется общественное сознание через систему образования для устойчивого развития посредством выделения сущностных характеристик образования для устойчивого развития,

генезиса понятия «образование для устойчивого развития» и его оілнчии от понятия «экологическое образование» 4 Рассмотреть опыт образовательных институтов, занимающихся внедрением устойчивого развития, и подробно проанализировать сущность и содержание образования для устойчивого развития на примере Швеции

Методы исследования.

Методотогическои основой исследования является совокупность принципов системности, диалектического подхода, сочетания общего, особенного и единичного, исторический и сравнительный методы анализа, структурно-функциональный метод Анализ, обобщение, систематизация применялись при исследовании литературы, авторских стагей и монографий, выступлений на практических конференциях по вопросам о концепции устойчивого развития общества и образования для устойчивого развития, документов национальною и международного уровня, а также элеьтронпых источников

По своему содержанию работа носит междисциплинарный характер Поэтому междисциплинарный системный подход необходим в нашем исследовании, так как необходим комплексный охват действия всех многообразных сил, складывающихся взаимозависимостей и аспектов взаимодействия человека и окружающей среды Мы используем и интегрируем положения философии, социальной философии, философии образования, педагогики, политологии, социологии и других дисциплин Философско-исторический анализ, позволяет проследить динамику развития концепта «устойчивое развитие»

Научная новизна исследования.

Научная новизна определяется целью и задачами и может быть сформулирована следующим образом

осуществлена попытка реконструкции цепыюй логической и хронологической картины возникновения и генезиса понятий «устойчивое развитие» и «образование для устойчивого развития»

приведен подробный анализ сущностных характеристик устойчивого развития и образования для устойчивого развития

предпринята попытка представить воедино различные модели построения общества устойчивого типа с учетом трех классических составляющих концепции устойчивого развития - экологической, экономической и социальной, отношений между ними, как модели общества будущего

показана взаимосвязь компетентности и образованности населения в вопросе окружающей среды и концепции устойчивого развития общества, его активное участие в принятии решений и внедрении концепции на практике через экологизацию и изменение общественного сознания в построении общества устойчивого типа через различные

стратегии образования для устойчивого развития и изменение в его рамках общественного

- дана характеристика обществ устойчивого и неустойчивого типа,
проанализированы преимущества и недостатки каждого из них

— проведен анализ '(Национальной стратегии устойчивого развития
Швеции» с точки зрения значимых моментов при переходе страны к
устойчивому развитию в соответствии с рекомендациями ООН и
ЮНЕСКО

В научные оборот введены источники по теме, непереводимые раннее на русский язык

Теоретическая значимость и прикладная ценность резулыатов исследования.

Теоретическая значимость и прикладная ценность результатов работы состоігг в том, что проанализированные материалы являются редкими источниками в Российской федерации и знакомят, таким образом, с новыми взглядами на концепцию устойчивого развития общества и образования для устойчивого развития, а также изменение общественного сознания путем образования для устойчивого развития Эти материалы дают начало дальнейшим, более глубоким исследованиям вопросов концепции устойчивого развития общества

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в для учебно-методической работы, в качестве материала для чтения лекций по курсу социальной философии, философии образования, педагогике и смежным дисциалинам, для разработки спецкурсов, в частности, по социальной философии Результаты исследования создают основу для более глубокого понимания основных особенностей и тенденций в динамике становления, развития и трансформации концепции «устойчивое развитие общества», понятие «устойчивое развитие» и «образования для устойчивого развития»

Общество устойчивого и неустойчивого типа: общее и особенное

Предположения об облике устойчивого общества будущего выдвигают Джеймс Коннелли и Грэхэм Смит (James Connelly, Graham Smith). Они называют «два мнения: 1. наши этические отношения с природным миром; 2.границы, наложенные на развитие природой и физическими ресурсами и возможностью экосистем противостоять загрязнению»1. Многое мы также находим о самом концепте устойчивости. Уно Сведин (Uno Svedm) пишет, что «... концепт устойчивости - это контекстуальный концепт, т. е. существует необходимость спецификации, пока оно станет реальностью. Самый простой аспект такой спецификации дает ответы на такие вопросы, как: устойчивый - на каком уровне и в какой временной перспективе; устойчивый - для кого; устойчивый - по отношению к какой системе и к какой функции»2. В понятие устойчивого развития вкладывается «сбалансированное во всех отношениях гармоничное развитие; «устойчивое» прежде всего, должно означать «лучшее», которое позволит обеспечить более высокий уровень жизни при меньшем потреблении. Следовательно, устойчивое человеческое развитие необходимо понимать как прогресс, обеспечиваемый повышением качества каждого из видов человеческой деятельности». Автор статьи «Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма» говорит о том, что «темпы роста сами по себе не имеют решающего значения. Достаточно высокие темпы роста могут и не приводить к неблагоприятным для окружающей среды последствиям. В то же время при низких или даже отрицательных темпах роста (т.е. экономическом спаде) состояние окружающей среды может ухудшаться, а запасы невозобновляемых природных ресурсов истощаться. Различие между экономическим развитием и экономическим ростом является основополагающим для самого понятия «устойчивость». Рост направлен на количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении. Это предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, проходящих через экономику, количественный рост народонаселения и увеличение объема запасов продуктов человеческого труда. Развитие же подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков.1

Более подробно общество устойчивого типа описано в известной книге Донеллы Медоуз «Границы роста 30 лет спустя» (Donella Meadows " Limits to Growth the 30- years update"), в которой она пишет: «Существует много способов определения устойчивости. Проще всего сказать, что устойчивое общество - это общество, которое устоит через поколения, общество, которое достаточно дальновидное, достаточно гибкое и достаточно мудрое, чтобы не разрушать ни свои физические, ни свои социальные системы поддержки. В 1987 году Мировая комиссия по окружающей среде и развитию выдала идею устойчивости в словах, которые мы все помним: Устойчивое развитие может быть определено прогресс, который удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Исходя из точки зрения систем, устойчивое общество - это общество, у которого есть информационные, социальные и индустриальные механизмы поддерживать контроль позитивные ответные реакции, которые являются причиной быстрого роста населения и капитала. Это означает, что количество рождаемости, грубо говоря, соответствует количеству смертей, и уровень инвестиций, грубо говоря, был равен уровню депрессий, пока или до тех пор, пока технические изменения и решения в социальной сфере подкрепляет обдуманные, ограниченные изменения в уровне населения или капитала. Для того, чтобы быть социально устойчивым, комбинация населения, капитала и технологий должна быть представлена так, чтобы материальный стандарт жизни был адекватен и безопасен для каждого и справедливо разделен,

Для того чтобы быть материально и энергетически устойчивым, экономические меры должны соответствовать трем условиям, согласно Хермана Дейли (Herman Daly): 1. Ее уровень использования восстанавливаемых ресурсов не превышает уровня их восстановления. 2. Ее уровень использования невосстанавливаемых ресурсов не превышает уровень, на котором развит уровень их замены устойчивым образом восстанавливаемыми ресурсами. 3. Ее уровень загрязнений не превышает ассимилятивную способность окружающей среды. Такое общество, с устойчивыми экологическими отпечатками, будет почти невообразимо отличным от того, в котором живет большинство людей в настоящее время. Ментальные модели на рубеже 21 века имеют сильные отпечатки постоянной бедности или быстрого материального роста и определяют усилия поддерживать этот рост любым способом. Преобладающие отпечатки необдуманного роста или фрустрирующей стагнации, общее осознание человечеством может едва ли служить представлением о целеустремленном, достаточном, справедливом и устойчивом обществе.

Прежде чем мы здесь можем детально разработать, что есть устойчивость, мы должны начать с того, чем она не должна быть. Устойчивость совсем не значит «нулевой рост». Общество, сконцентрированное на росте, имеет тенденцию избегания любого сомнительного достижения этой цели, но рост под вопросом не обязательно означает отрицание роста. Общество устойчивого типа было бы заинтересовано в качественном развитии, а не физической экспансии. Оно использовало бы материальный рост в качестве обдуманного инструмента, а не как постоянный стимул. Выступая

Основные характеристики устойчивого развития

Все составляющие устойчивого развития тем или иным образом соотносятся между собой и взаимозависимы. Понять их отношение мы попытаемся через рассмотрение измерений устойчивого развития. Беате Литтинг и Эрик Гриблер (Beate Lifting and Erich Griefiler) отмечают, что «кроме всего прочего, отношения и связи между социальной, экономической и экологической устойчивостью достаточно неясные во многих случаях. Этим трем измерениям зачастую дается различный приоритет, и они помещены рядом друг с другом, а не интегрированы в одно целое».3 Мы задаемся вопросом о том, «как мы видим отношения трех составляющих в рамках устойчивого развития? Если мы определим три разные составные части: экономическую, социальную и экологическую (состоящую из четырех жизненных систем), то видим их отношения следующим образом.

Говоря об экономической системе, мы говорим об обмене товарами и услугами между людьми, предприятиями, организациями и странами. Деньги - это основной компонент, которым мы измеряем и изучаем этот обмен. Экономическая система включена и подчинена социальной системе, которая включает в себя отношения между индивидами и обществом, а также базируется на ценностях, нормах и законах. Существует также всеохватывающий реестр правил, который защищает социальную систему от, например, посягательства экономической системы. Свобода выражения мыслей, право собраний и право посредством выборов влиять на управление нашим обществом защищены конституцией. Постоянно идет балансирование между экономической выгодой и вредом экологической системе. Нередко конфликты между экономической и экологической выгодой».1 Эндрю К. Дрэган и Кристин М. Якобсон (Andrew К. Dragun and Kristin М. Jakobsson) отмечают, что «социальная устойчивость относится к возможности общества поддерживать с одной стороны необходимые средства для создания благополучия для самовоспроизведения, и с другой стороны, разделенное чувство социальной цели благоприятствовать социальной интеграции и сплоченности. Отчасти это вопрос наличия устойчивой экономики. Частично это вопрос культурных ценностей. Бедность - это всегда экономическая проблема в том смысле, что она определяет постоянную скудность на уровне индивида. Это этическая проблема, потому что эта скудность часто побуждает острые страдания. Экономическая устойчивость чаще всего понимается как условие неснижения экономического благосостояния, обращенного в будущее (Pezzey, 1992). Установлено, что экономическая оптимальность достаточно отлична от устойчивости и что оптимальность фактически соотносится с неустойчивостью».!

Отмечается, что «естественным является то, что этим измерениям уделяется разное внимание в разное время и в разных частях мира. Например, может быть необходимым, что экономическим и социальным аспектам уделяется больше внимания на короткую перспективу, например, в странах с экономическим кризисом или в состоянии войны. Тогда важно обеспечить основные нужды человечества, например, пища, здоровье, жилье. На длительную перспективу экологическое измерение должно всегда присутствовать. Точно также естественно, когда индустриальные страны с большим уровнем потребления ресурсов и влиянием на окружающую среду уделяют внимание экологическим аспектам. Индустриальные страны несут особую ответственность, которая заключается в том, что они должны идти впереди по развитию, например, в развитии технологий, не наносящих вред окружающей среде, и эффективному использованию ресурсов».2 Под социальным аспектом понимаются следующие приоритетные направления социальной и гуманитарной политики государства в стратегии устойчивого развития: «демографическая политика и семья; образование и права человека; борьба с преступностью; качество жизни и социальная справедливость; интересы молодежи, женщин, семьи, пенсионеров, инвалидов; рынок труда и трудовые отношения; социальное страхование и пенсионное з обеспечение; здравоохранение и здоровый образ жизни; культура». Ю.С. Юсфин более подробно говорит о социальном измерении устойчивости: «Стратегия устойчивого развития исходит из того положения, что вопросы социальной сферы являются неотъемлемой частью политики, в том числе национальной. Сегодняшняя ситуация в социальной сфере неоднозначна и противоречива.

Социальный аспект стратегии устойчивого развития должен основываться на принципах единства и взаимосвязи социальной сферы, экономики и окружающей среды».1 В.К. Левашов пишет, что «социальная сущность рассматриваемой концепции состоит в том, что преодоление исторически сложившегося и продолжающего возрастать социального неравенства в глобальном масштабе является необходимой предпосылкой для изменения характера взаимоотношений между обществом и природой, для перехода человечества (а тем самым регионов и стран) к устойчивому развитию, как особому типу развития мировой цивилизации, которое должно обеспечить сохранение условий обитания человеческого общества на Земле и дальнейшего их улучшения».2 Юхан Фок (Johan Fock) включает в «социальное измерение устойчивого развития вопросы трудового права и занятости».3 Улла Карво (Ulla Karvo) видит справедливость как проявление

Экологическое образование и образование для устойчивого развития: сравнительный анализ»

Мы предлагаем рассмотреть, что такое экологическое образование и образование для устойчивого развития. В этом параграфе мы приведем анализ подходов к экологическому образованию и образованию для устойчивого развития, анализу понятий «образование об окружающей среде» и «образование для устойчивого развития», характеристики, функции и цели образования для устойчивого развития в сравнении с экологическим образованием, приведем примеры работы в области образования для устойчивого развития на разных образовательных уровнях таких, как среднеобразовательная школа и высшие учебные заведения, обратимся к опыту Швеции по вопросам образования для устойчивого развития, как ведущей страны в этой области. По мнению Днюй А. Палмер (Joy A. Palmer) «подходы к экологическому образованию изменились за последние 20 лет точно также, как и наше понимание окружающей среды, а также процессов обучения и преподавания. Многие традиционные подходы потерпели неудачу, так как они были основаны на узких перспективах в образовании, исследовании, коммуникации, а также и на понимании причин экологических проблем, которые мы пытаемся решить в настоящее время.

На пороге 21 века нашей задачей является разработка и внедрение более подходящих форм экологического образования, важность которого была широко осознана 25 лет назад, хотя мнения о том, когда слова «экологическое» и «образование» были использованы вместе в первый раз, не совпадают. Дизингер (Desinger) отмечал, что термин был использован в 1948 году на встрече Международного союза по сохранению природы и природных ресурсов в Париже (IUCN). Хотя только с конца 1960-х годов экологическое образование стало активно обсуждаться и продвигаться на мировой арене. В 1970 году в США в Неваде была проведена встреча, организованная ЮНЕСКО, посвященная экологическому образованию в школьной программе. Тогда было дано определение экологическому образованию, признанное в дальнейшем повсеместно. Оно звучит следующим образом: «Экологическое образование — это процесс осознания ценностей и прояснения концепций с целью развития навыков и отношений, необходимых для понимания и уважения взаимоотношений между человеком, его культурой и его биологическим окружением».1 С того времени изменение определений, объектов и принципов в отрасли политики, программы на национальном и местном уровне было отражено в таких документах как, Тбилисская декларация, Стратегия сохранения мира (The World Conservation Strategy), Наше общее будущее (Our Common Future) и самый современный документ «Повестка дня XXI века» (Agenda XXI)). Проблемы окружающей среды, как нами было упомянуто выше, включают в себя также проблемы качества жизни и потребностей общества.

Они включают этические проблемы, стоящие перед будущими поколениями. Исходя из этого, мы должны уделять больше внимания человеческому измерению экологических перемен, так как, по замечанию Джой А. Палмер (Joy A. Palmer), «экологическое образование - это не просто обучение окружающей среде. Это образование о взаимосвязи человеческой жизни и окружающей среды и возможности преодоления и недопущения в будущем действий, наносящих вред экологии».2 В Швеции на правительственном уровне отмечается, что «человеческое» и общественное измерения исследования окружающей среды заключает в себе большой потенциал».3 «Образование для устойчивого развития должно быть на всех уровнях и интегрироваться во все дисциплины, а также развиваться как отдельное направление. Согласно Декларации, принятой в Нага (Hagadeklarationen), такое образование требует развития ориентированных на процесс динамических методов преподавания, которые отражают важность критического мышления и демократических процессов. Образование об окружающей среде было с 1960-х годов частью деятельности шведской школы. Фокусировали внимание на вопросах природы и наносимого ей ущерба. Образование об окружающей среде стало развиваться и стало важным в 1970-х годах. В дальнейшем содержание, которое рассматривалось при изучении вопросов окружающей среды, было расширено и стало включать социальные, культурные, экономические и политические вопросы, что явилось продолжением конференций ЮНЕСКО в Белграде (1975) и Тбилиси (1977). Но образование об окружающей среде по-прежнему сводилось к изучению окружающей природы, и содержание включало изучение биофизического состояния окружающей среды, не рассматривая их в социально-экономическом и политическом контексте. Таким образом, на конференции в Рио-де-Жанейро (1992) начали говорить об образовании для устойчивого развития. В течение 1990-х годов понятие образование об окружающей среде было постепенно расширено и заменено термином «образование для устойчивого развития», «образование для устойчивого будущего» или «образование для устойчивости». В современном мире идет дискуссия об окружающей среде, понимающая под собой научную, политическую и моральную дискуссию, которая затрагивает вопросы различного видения отношения человечества и развития общества к природе.

Доминантными в дискуссии XX- начале XXI века служили три философии образования: эссенциализм, прогрессивизм и реконструктивизм. Приведем кратко различные традиции образования об окружающей среде. Эссенциализм исходит из того, что содержание образования должно базироваться на научных дисциплинах. В центре находится сам предмет и через образование передаются научные понятия и модели. Преподаватель исполняет роль знающего эксперта изучаемого предмета и передает свои знания учащимся. Прогрессивизм ставит в центр самого ученика. Образование исходит из интересов и потребностей учащихся. Важность придается выбору метода преподавания, важность сотрудничества и умения решать проблемы, подчеркивается как важные части процесса приобретения знаний. Учащиеся развивают свои знания в первую очередь за счет непосредственного опыта общения с природой и обществом. Реконструктивизм подчеркивает роль школы в демократическом развитии будущего хорошего общества. Большое внимание уделяется содержанию образования и взглядам, которые это содержание несет. Цель в том, чтобы учащиеся научились критически оценивать различные альтернативы. Различные взгляды на проблематику окружающей среды и философии образования вместе формируют три традиции образования об окружающей среде: экологическое образование, основанное на фактах; образование о нормах окружающей среды (normerande miljoundervisning) и образование для устойчивого развития».1 Рассмотрение экологических вопросов, начинается от четких и ясных научных проблем, ведет к всеобъемлющим вопросам, и является диффузным и абстрактным. В результате мы видим, что перспектива конфликта остается: политические и моральные перспективы стали более заметны, а вопросы экологии и развития стали тесно взаимосвязаны с вопросами демократии.

Образовательные институты: внедрение устойчивого развития

Мы предлагаем рассмотреть некоторые примеры опыта работы образовательных учреждений Швеции и России в направлении устойчивого развития, уделяя особое внимание высшим школам, что представляет для нас наибольший интерес, так как мы уделяем внимание образованию для устойчивого развития в целом. Высшее образование должно интегрировать вопросы устойчивого развития в предлагаемые программы и курсы, а также вводить новые курсы, посвященные устойчивому развитию. Они должны предоставлять общую вводную информацию и возможность обсуждения таких вопросов, как роль человека, развитие общества и его зависимость от экологических систем на Земле. Цель таких курсов — предоставить студенту возможность более широко мыслить и расширить сферу своей узкой специализации. Более углубленные курсы предлагаются для студентов - аспирантов. Их цель - объединить исследователей и предоставить перспективу их индивидуальным научным изысканиям, а также объединить их с целью проведения междисциплинарных исследований.1 Пер Виллин (Per Willin) и другие ученые пишут о роли высшей школы следующее: «базовые образовательные программы в высшей школе должны давать студентам способность делать независимые критические оценки, а также способность самостоятельно выделять, формулировать и решать проблемы. Таким образом, студенты развивают свою способность обмениваться знаниями. Это хорошая база знаний на пути к обществу устойчивого типа. Специалисты должны уметь передавать свои знания и предложения обществу. Международное сотрудничество ООН (Global Higher Education Sustainability Partnership (GHESP)) имеет своей целью выработку инструментов для изменения высшего образования в направлении устойчивого развития. B.C. Степин, академик РАН, отмечает, что «возникают проблемы новых стратегий образования. И в школьном, и в вузовском образовании обучение, основанное на усвоении специальных научных знаний, должно быть дополнено гуманитарным образованием, ориентированным на мировоззренческое знание. Далее он вносит следующее предложение: «современная система образования должна формировать особые комплексы: школа — университет исследовательский академический институт, где будут целенаправленно отбирать людей, способных к научному творчеству.

И эти комплексы должны специально поддерживаться наряду с обычной системой массового образования». С.Л. Вартанова также ратует за изменения в системе высшего образования: «Учитывая уровень и темпы развития современного общества, базирующегося на достижениях, преимущественно, наукоемких отраслей производства, достичь существенных изменений и осуществить переход к устойчивому развитию возможно лишь при условии обновления систем высшего профессионального образования. Причем, необходимо не только расширять круг дисциплин и внедрять вопросы устойчивого развития в учебные планы, но и начать подготовку специалистов, способных на основе существующих фундаментальных теорий, создать «устойчивые» модели жизнедеятельности человеческого социума с учетом сложившихся экологических, экономических, социальных условий; а также разработать и реализовать проекты, направленные на решение проблемных областей, выявленных при моделировании и обеспечить условия для их реализации и в дальнейшем осуществлять целесообразное управление, контролируя продолжительное развитие сформированных моделей, исключая возможность деградации. Поэтому, целесообразным представляется создание инновационного научно- образовательного центра, представляющего собой связующее звено, между образовательными, научно-исследовательскими, производственными и управленческими учреждениями. В основе этой системы - идея гибкого инновационного образования, предусматривающая переход к концепции личностно- ориентированного образования на основе активных форм и методов обучения, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик человека, группы и организации».1

Помимо образовательных организаций, существуют другие организации, заинтересованные в образовании для устойчивого развития. Например, основными программами, выполненными Институтом Устойчивых Сообществ являются: программы по разработке планов действий населения на местном уровне, направленные на содействие сообществам в разработке обшей концепции развития и определение приоритетов в решении социально-экономических и экологических проблем; программы по экообразованию и образованию для устойчивого развития, которые направлены на воспитание нового поколения лидеров на основе обучающих программ, привязанных к проблемам сообщества; программы по укреплению гражданского общества, направленные на оказание помощи некоммерческим организациям, служащим связующим звеном между гражданами и государством, в обеспечении более эффективной деятельности и более активной работы с гражданами; проекты по охране окружающей среды, направленные на решение актуальных экологических проблем - таких как деградация лесов, загрязнение воздуха и воды - с помощью низкозатратных методик, которые можно использовать в других регионах; проекты по развитию экологически ориентированного бизнеса, направленные на оказание поддержки местным сообществам со стороны администраций и бизнеса, начиная с предпринимателей и кончая крупными корпорациями. Анн-Софи Андерссон (Ann-Sofie Andersson) замечает, что «мир полон обучающего материала. Источники знаний, которые мы используем, различны: учебные книги, справочная и художественная литература, журналы, Интернет, фильмы, телевизионные программы, устные источники, учебные экскурсии и, конечно же, наш собственный опыт».1 Таким образом, даже при коротком базовом курсе для учителей мы можем научить их, как можно проводить работу по включению устойчивого развития в процесс обучения. Устойчивое развитие находит свое отражение во многих документах. На национальном уровне - закон о школе, учебные планы, цели программы и знания. На международном уровне выдвигают четкие требования и в тоже время предлагают содействие в образовании для устойчивого развития и работы в этом направлении в школе. Государственное управление образования Швеции (Skolverket) выдвинуло предложение о новой программе для гимназий, а также для средней школы и по образованию взрослых, в которой уделяется большое внимание вопросам окружающей среды. Быстрое обучение знаниям в области окружающей среды - одна из приоритетных областей этой модели для организации быстрого образования учителей. Знания учителей - это ключевой момент для оказания влияния и поддерживания интереса детей.2 Обратимся подробнее к академическому образованию. В настоящее время ведутся дискуссии о важности роли образования для устойчивого развития. Многие отмечают, что в настоящий момент студентам не предоставляется

Похожие диссертации на Сущность и содержание концепции устойчивого развития: от теории к практике : на примере Швеции