Введение к работе
Актуальность темы исследования. Отношения собственности пронизывают систему общественных отношений и сопровождают человека всю его жизнь. Граждане России стали потенциальными обладателями права собственности на самые разнообразные материальные объекты. Проблема собственности стали ключевой для развития страны в целом после приватизации 1990-х. До сих пор остается открытой болезненная проблема «легитимации» итогов приватизации.
Собственность является фундаментальным фактором общественной жизни людей, ключевой категорией в понимании экономической, политической и социальных сфер жизни общества. «Собственность» способна «управлять» людьми, быть одновременно источником созидания и орудием колоссальной разрушительной силы. С отношениями собственности связаны действенные стимулы экономической и предпринимательской деятельности людей, их цели и интересы, формы и методы хозяйствования. Осознание присвоения в процессе практического превращения возможности в действительность трансформируется в соответствующие интересы, «чувства хозяина», мотивы, стимулы, мировоззренческие установки и т.д. отдельного человека или групп людей.
Именно этим обстоятельством объясняется возрастающий интерес многих наук к изучению проблематики собственности. Философия, как особая форма знания о человеке и мире, также никогда не оставалась безучастной к данному вопросу. Философский статус данной проблемы обнаруживается, с одной стороны, в том, что необходимо дифференцировать различные аспекты ее исследования – экономический, политический, юридический, психологический и т.д., а с другой стороны, необходимо теоретическое воспроизведение отношения собственности как сложного социального феномена в его целостности, поскольку по сложившейся традиции оно является предметом анализа преимущественно экономистов и юристов. На наш взгляд, отношения собственности имманентны всем социальным сферам: экономической, социальной, политической и духовной, что придает этому понятию социально-философский статус. Социально-философский аспект анализа отношений собственности предполагает выявление наиболее существенных признаков данного феномена, его соотношения с другими базисными явлениями и социальными процессами, определяющих функционирование и развитие социума.
Вопрос собственности – это, пожалуй, один из самых главных вопросов. От того, как и кем, он решается и регулируется, зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование общества и человека.
В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года, вторая происходит в наши дни, когда формируются не столько государственные, сколько дифференцированные субъекты собственности.
В обществе основные детерминанты развития сфокусированы именно в отношениях собственности, так как они определяют и «насыщают» мотивационную сферу субъектов деятельности, реализуясь через интересы или так называемые чувства хозяина.
В этой связи и актуализировались такие вопросы теории и практики, как специфика философского, экономического и правового содержания понятия «собственность»; структурные элементы и конкретно-исторические формы отношений собственности; субъекты собственности; направления и способы развития тех или иных форм собственности; соотношение объективных и субъективных, политических и экономических факторов функционирования и развития отношений собственности.
Причины наших экономических, юридических, а отсюда и политических проблем, связаны с существующей системой отношений собственности. Десятилетиями в СССР была главенствующей формой собственности государственная, но декларировалось, что собственность принадлежит всему народу. В последние два десятилетия у нас сложилась система, в которой огромную роль играют старые, добуржуазные методы частного присвоения, основанные, в том числе и на насилии.
Ныне, когда власть выдвинула лозунг модернизации, решение многих вопросов, касающиеся отношений собственности, их места и роли в обществе, может способствовать преодолению многих экономических и социальных проблем.
Степень разработанности темы исследования. Впервые собственность становится объектом философского исследования тысячелетия назад, когда мыслителями древности были сделаны попытки осмысления природы собственности. Платон на основе идеалов древнегреческого мира создал учение об идеальном государстве, в котором все граждане совместно владеют условиями производства. Он же на основе учения о нравственности доказывал превосходство общей собственности и безнравственность частной собственности. Аристотель пытался получить их синтез с учетом различий в классической триаде владения, пользования и распоряжения.
В цивилизации Древнего Рима предпочтение отдается уже частной собственности. Впервые личность выделяется из своей общности, преодолевается чувство рода, препятствующее развитию индивидуальности. В римских аграрных законах отражена борьба между общей и частной собственностью на землю. В основе стоицизма заложена идея личности и индивидуальной ответственности.
Идеалы Древнего Рима получили развитие в романо-германской цивилизации. Реформация вызвала в западном мире изменение нравственных ценностей в отношении к жизни, природе и мирозданию. Под влиянием протестантской этики, настроенной на эгоистический индивидуализм личности, возникли теория гражданского общества и классового государства, учение о частной собственности как естественном праве, а понятие «свобода личности» сведено к понятию «человек, владеющий собственностью».
Французским историкам эпохи Реставрации принадлежит обозначение
отношений собственности понятием «имущественные отношения». Историки направляли свое внимание, прежде всего, на способы и формы воплощения собственности. Они показывали, как сложно и изменчиво само явление собственности, сколь различны его виды.
Новое время знаменует переход философского исследования собственности на научную методологическую основу. Научному анализу собственности уделяется внимание в трудах многих ученых и философов того времени. И.Кант, А.Тьер, У.Джемс рассматривали собственность как порождение духа и воли человека. К.Гельвеций необходимость собственности выводит из материальных потребностей людей. Дж.Локк, А.Смит, Вольтер видели основу собственности в труде, а Ж.Ж. Руссо, П.-Ж.Прудон – в насильственном захвате. П.-Ж.Прудону принадлежит уникальная фраза «собственность – это кража». Д.Юм соединял собственность со справедливостью и моральной правомерностью.
Локк относился к праву на собственность как главному естественному праву людей. Собственность является материальной основой телесного существования человека и подразделяется на собственность движимую и недвижимую (основанную первоначально на земельной).
Философско-правовой анализ отношений собственности проводился Гегелем. С его точки зрения, отношение воли свободного человека к вещам как объектам собственности является основой формирования самостоятельного субъекта. По словам Г. Гегеля, – «я могу отчуждать мою собственность, так как она моя лишь постольку, поскольку я вкладываю в нее мою волю»1.
С течением времени в науке все больше признается доминирование социальной основы собственности, а не природной. Ж.Ж.Руссо в итоге утверждает, что «собственность – это истинное основание гражданского общества и истинная порука в обязательствах граждан, ибо если бы имущество не было залогом за людей, то не было бы ничего легче, как уклониться от своих обязанностей и насмеяться над законами».
Основательные положения о собственности содержит русская философия. Вклад в её становление и развитие осуществили: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, П.И.Новгородцев, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, П.Б.Струве, Н.Н.Алексеев, Б.Н.Чичерин, В.Ф.Эрн и другие. Глубина их исследований, позволяет вскрыть онтологическое основание собственности, её подлинную сущность, а также определить её «значение в жизни человека, живущего по привычке и под знаком страха, или по убеждению и под знаком
совести» (И.И.Кальной). Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, П.Б.Струве и др. называли собственность «источником всех гражданских законов», «краеугольным камнем всего гражданского порядка», «священным правом», «идеальным продолжением личности в вещах» и т.д.
Много интересных мыслей по поводу проблемы собственности оставил С.Н.Булгаков. Дотошный анализ различных концепций по вопросу ценности
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 296.
позволяет ему определить ценность через отношения людей. С.Н.Булгаков раскрывает форму и содержание понятия «общественное отношение». В развитие философии собственности внес свою лепту и В.Ф.Эрн, предложив свою концепцию отношения к собственности рассмотреть через призму религиозного дискурса. Эрн полагает, что «собственность» есть крупнейший факт человеческой жизни и имеет значительное влияние на формирование и структуру всех человеческих отношений вообще, общественных и политических, в особенности. Свой вклад в развитие философии собственности внес и глава московской школы философии права П.И.Новгородцев, как сторонник идеи либерализма он рассматривал собственность как базовое основание правоспособности индивида, как условие его автономии и как гарант защиты его от посягательств со стороны государства. Проблему взаимосвязи собственности и государства поднимал Б.Н.Чичерин. Он видел основания и назначение собственности в отдельно взятой личности. Свою меру в развитие философии собственности внес и Л.Н.Толстой. Как и другие отечественные мыслители, он разделял тезис о том, что онтологическое основание собственности следует искать не в обществе или государстве, а в самом человеке, в его отношении к миру.
Представления основателей русской философии собственности заслуживают особого внимания и подлежат концептуальному анализу. То обстоятельство, что большинство из этих мыслителей относится к философам и правоведам, а меньшинство к социологам, экономистам и психологам, не является препятствием на пути их синтеза. Синтез – это формирование единого образа собственности, которая, как отмечал В.С.Соловьев, сама «по себе принадлежит к области права, нравственности и
психологии…».2
Качественно новый этап в развитии теории собственности, основываясь на анализе отношений присвоения, дал К.Маркс.
В марксизме понятие собственности выражает исторически развивающиеся общественные отношения людей по поводу присвоения тех материальных и духовных ценностей, которые человек создает, наследует, обменивает в своей деятельности. Вещная собственность – продолжение «собственных» социальных качеств человека в вещах – является основным видом родового понятия собственности в материальном производстве. Вещной является собственность на материальные ценности, которыми собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться. Вещная собственность выражает исторически развивающиеся общественные отношения ее субъектов по поводу производства, обмена, отчуждения и присвоения средств материального производства и создаваемых с их помощью материальных ценностей.
Дискуссии о природе собственности не утихают и сегодня. Богатая
2 Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия / Вступ.ст. А.Н. Голубева и Л.В. Коноваловой. М., 1996. С.313.
традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
Праксиология Л. Мизеса как общая теория человеческой деятельности используется Г.-Х.Хоппе, Г.Г.Саповым и др. для обобщения классических трактовок собственности на основе деятельностного подхода и некоторых современных экономических теорий. Использование этих разработок дает возможность для синтеза деятельностного и конструктивистского подхода к процессуальной трактовке собственности.
Неоинституциональные исследования отношений собственности, проводящиеся нобелевскими лауреатами Р.Коузом и Д.Портом, а также их последователями Г.Саймоном, О.Уильямсоном, Р.И.Капелюшниковым и др., возвращают человека в социально-экономическую теорию и рассматривают институты как ограничения, структурирующие человеческие взаимоотношения и создаваемые самими людьми.
Многие вопросы, связанные с правом собственности, и различные аспекты прав на результаты информационной деятельности рассматривают Л.Оуэн, П.Б.Мэггс, А.П.Сергеев, Ю.М.Батурин, Э.П.Гаврилов, В.А.Дозорцев, Л.О.Красавчикова, М.А.Федотов, Д.С.Черешкин, В.Ф.Чигир, М.В.Якушев и др.
Экономический подход к собственности разрабатывают А.А.Бовин, Л.Е.Чередникова, Я.Кузьминов и др. Различные объекты собственности рассматриваются А.В.Костровым, Н.Л.Сенниковым. В различной степени полезны для данного исследования прецеденты введения новых видов невещественной собственности. Понятие собственности на знания ввел А.В.Бузгалин, на научную собственность – В.А.Роэенберг.
Вопросы собственности чрезвычайно многосторонни и с каждым новым этапом развития научной мысли обнаруживаются все новые стороны этой проблемы. В современных условиях наиболее эффективный путь развития теории собственности будет заключаться в органичном соединении, с одной стороны, творчески используемого теоретического наследия, а с другой, – глубокого анализа происходящих процессов и на этой основе в создании таких моделей развития отношений собственности, которые бы отличались вариативностью, экспериментальной апробацией, учетом исторических и современных особенностей и факторов влияния и т.д.
Объектом исследования диссертации является феномен собственности.
Предметом исследования является категориальный анализ отношений собственности.
Цель исследования – раскрыть отношения собственности как социально-философский феномен.
Задачи исследования:
-
Определить сущность и содержание основных форм проявления собственности.
-
Выявить экономическое и правовое содержания понятия «собственность».
3. Обосновать методологические функции теории собственности в
реалиях российского опыта приватизации.
4. Раскрыть роль социально-политических факторов в
реформировании системы отношений собственности путем выявления
положительных и негативных сторон приватизации.
5. Дать характеристику творческому потенциалу и перспективам
взаимодействия основных форм собственности в современном российском
обществе.
Теоретические и методологические основы исследования
определяются как предметом исследования, так и его основными задачами. В данной работе диссертант руководствуется, прежде всего, такими основополагающими философскими принципами диалектики, как историзм, системность, объективность, развитие.
Принцип историзма требует учитывать то, как формировались отношения собственности, видоизменялись формы собственности в ходе общественно-исторического развития.
Принцип системности предполагает теоретическое воспроизведение отношений собственности как сложного социального феномена в его целостности, поскольку по сложившейся традиции они являются предметом анализа преимущественно экономистов и юристов. Проблему собственности необходимо исследовать в совокупности всех аспектов: экономического, политического, юридического, психологического и других.
Принцип объективности устанавливает объектно-субъектный характер метода исследования, указывает на необходимость сопоставления научных знаний с объективной реальностью. Как любое общественное отношение, собственность необходимо рассматривать как опосредованное отношение с трехэлементной внутренней структурой «субъект – объект – субъект».
Принципом развития мы руководствуемся в анализе эволюции форм собственности.
Сложность предмета исследования обусловливает комплексный характер применяемых методов. Наряду с основополагающими методами философского познания, такими как диалектический, сравнительно-исторический, феноменологический и др., предмет исследования вызывает необходимость использования критических и аналитических методов исследования.
Положения, содержащие научную новизну и выносимые на защиту:
1. Отношений собственности имманентны всем социальным сферам:
экономической, социальной, политической и духовной, что придает этому
понятию феноменологический и социально-философский статус.
2. Собственность трактуется как своеобразное общественное
отношение, которое не сводится ни к субъекту, ни к объекту присвоения и,
таким образом, не может быть отождествлена с какой-либо вещью или ее
владельцем, а выражается в различных средствах и формах использования
объекта присвоения по поводу удовлетворения определенных потребностей и интересов людей.
Источником и причиной возникновения собственности выступает необходимость удовлетворения потребностей индивида и общества в их неразрывном единстве. Субъект, вкладывая духовные и физические силы в свою собственность, надеется на ее «возвратную» отдачу, то есть на то, что собственность удовлетворит его жизненные потребности и цели, будет участвовать в реализации смысла его жизни.
3. Собственность определяется как экономическое отношение между субъектами по поводу присвоения средств производства, иных материальных и духовных ценностей в процессах производства общественной жизни. Собственность трактуется как форма социальных отношений и как важный фактор функционирования социума в силу того, что возможность владеть, пользоваться и распоряжаться каким либо предметом признается не только самим субъектом собственности, но санкционируется тем обществом, в котором он живет. Социальный аспект собственности раскрывает процесс формирования и развития социальных слоев, групп и взаимодействие между ними в зависимости от отношения к средствам производства, способов получения определенной части национального богатства.
4. Обосновывается необходимость принятия фундаментальных законов
о собственности, которые в свою очередь должны быть приняты на основе
научной теории собственности. В современных условиях наиболее
эффективный путь развития теории собственности будет заключаться в
органичном соединении, с одной стороны, творчески используемого
теоретического наследия, а, с другой, – глубокого анализа происходящих
процессов и на этой основе создание таких моделей развития отношений
собственности, которые отличались бы вариативностью, экспериментальной
апробацией, учетом исторических и современных особенностей и факторов
влияния.
5. На конкретном материале раскрыта необходимость усиления
регулирующей роли государства как средства реализации интересов
общества.
Проблема управления собственностью является одной из самых насущных в условиях нынешней экономики и финансовой системы. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда налицо кризис экономики и дефицит финансовых ресурсов.
6. Творческий потенциал и перспективы взаимодействия основных
форм собственности в современном российском обществе определяются
возможностью создания и поддержания динамичной системы отношений
собственности, которая способна быстро и эффективно удовлетворять
современные потребности общества, так как в нее входят все основные виды
собственности, а ее формы подвижны – они сочетаются, видоизменяются,
сращиваются, представляя собой динамическое единство.
Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Основные положения диссертации могут способствовать более
глубокому пониманию природы и роли собственности в обществе, анализу социальных процессов. Для современной России жизненно важен подъем экономики, развитие производительных сил, инициативы граждан. От предприимчивости людей, их заинтересованности, ответственности зависит эффективность производства, его прогресс. Поэтому необходимы разные формы включения человека в отношения собственности, которые дают ему право полной экономической свободы в предпринимательской деятельности. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.
В практическом плане материал, который содержится в диссертационном исследовании, может быть использован для дальнейшего социально-философского изучения собственности, при формировании программ социально-экономического развития, в ведении учебных дисциплин социально-философского и экономического профилей.
Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в материалах Всероссийских научно-практических конференций «Воспитание духовности: ценностные основы идентичности личности» (Екатеринбург, 2007), «Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности» (Екатеринбург, 2008), «Русская философия как ценностная основа воспитания духовности и субъектности личности» (Екатеринбург, 2009), «Духовно-ценностные основы воспитания личности в системе непрерывного профессионального образования» (Нижний Тагил, 2010), «Русская философия как духовно-ценностная основа воспитания личности» (Екатеринбург, 2010).
По теме диссертации опубликовано 8 работ.
Основные теоретические положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и культурологии Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 246 наименований. Объем диссертации составляет 207 страниц.