Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния национальных и глобальных политических элит на правовую систему 11
1. Политическая элита: понятие и виды 11
2. Российская политическая элита в глобальной политической элите 47
3. Основы влияния политической элиты на правовую систему 65
Глава 2. Реализация воздействия национальной и глобальной политических элит на правовую систему России 89
1. Правовая система как инструмент управления социумом политической элиты 89
2. Трансформация правовой системы России под воздействием российской национальной политической элиты 110
3. Глобализация правовой системы России под воздействием глобальной политической элиты 137
Заключение 156
Библиографический список 165
- Российская политическая элита в глобальной политической элите
- Основы влияния политической элиты на правовую систему
- Трансформация правовой системы России под воздействием российской национальной политической элиты
- Глобализация правовой системы России под воздействием глобальной политической элиты
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Постоянное развитие человеческой цивилизации обусловливает необходимость выбора его направления, а значит, вполне закономерен вопрос, кто ответствен за этот выбор, т. е. кто направляет движение народов и наций.
Долгое время господствовало мнение, что все перемены, происходящие в социальных системах, определяются социально-экономическими отношениями. Стратегически это верно, однако оперативные решения, как известно, принимают люди, возглавляющие общественные группы. Именно от них зависит, каким путем будут реализовываться те или иные социальные идеи. Таких людей в современной науке называют элитой. Особое место в системе элит занимают политические элиты, которые непосредственно осуществляют управление социальными процессами и направляют развитие общества.
Выбор людей, входящих в политическую элиту, определяется многими факторами, как внутренними, так и внешними, а также качественными характеристиками этих лиц: уровнем образования, воспитанием, степенью их близости к основной социальной группе, которой они управляют, сплоченностью данной группы и т. д.
Очевидно, что роль политической элиты в жизни общества очень важна, поскольку неправильно принятое ею решение может привести к гибели не только отдельных государств, но и целых народов и наций. В частности, история России в XX в. изобилует такими примерами: это и деятельность царского правительства в период Первой мировой войны, приведшая к падению монархии, и решения Временного правительства, в результате которых рухнула Российская империя, и реформы М. С. Горбачева, послужившие толчком к распаду Советского Союза. На основании этих фактов известный философ А. С. Панарин сделал вывод, что российский народ можно назвать народом без элиты. Таким образом, не всякую группу лиц, управляющих государством, следует считать элитой. Она может стать ею только тогда, когда цель ее деятельности будет заключаться в обеспечении благополучия возглавляемой ею нации или народа.
Поскольку роль политических элит в современном мире все возрастает, главным регулятором общественных отношений становится право. Отходят на второй план обычаи, создаваемые народом самостоятельно, и применяются только те доктрины, которые соответствуют идеологии, проповедуемой правящей политической элитой, используются именно те корпоративные нормы, которые помогают ей управлять. Таким образом, из всех социальных регуляторов только право создается напрямую политической элитой и ею же осуществляется и контролируется. Иными словами, на уровне национальных государств формируется национальная правовая система, а на глобальном уровне – глобальная правовая система.
При этом, несмотря на то, что право должно являться мерой поведения для всех, политическая элита, формируя правовую систему, создает для себя ниши, благодаря которым выработанные ею нормы на нее саму не распространяются (например, депутатская и судебная неприкосновенность, особо сложный механизм смещения с поста Президента РФ и т. д.). Как правило, это обусловлено особенностями сферы деятельности политической элиты. Однако там, где образуется правовой вакуум, не только создается почва для злоупотреблений и коррупции, но и в целом ставится под угрозу возможность воплощения идей демократии.
Ошибки национальных элит наносят урон в основном только своей стране, в то время как ошибки формирующейся глобальной элиты могут привести к гибели всего человечества, а значит, формирование глобальной элиты и ее деятельность должны быть под серьезным контролем глобального гражданского общества.
Кроме того, поскольку глобальная элита оказывает серьезное влияние на правовую систему национальных государств, в том числе России, и посредством норм международного права активно наполняет российское право общепризнанными идеями и нормами, которые не всегда соответствуют национальным интересам, возникла необходимость определить степень такого влияния.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства обусловили выбор темы, направления ее разработки, а также актуальность настоящего исследования, посвященного изучению роли национальной и глобальной элит в формировании и деятельности правовой системы России.
Степень научной разработанности темы. В юридической литературе вопросы элитологии практически не изучены. Их исследованием занимались философы, политологи и социологи. Основоположниками теории элит являются В. Парето, впервые употребивший термин «элита», и Г. Моска, внесший заметный вклад в изучение данного явления. В дальнейшем исследование элит продолжили Дж. Сартори, Х. Лассуэлл, К. Мангейм, С. Куллер, М. Вебер, А. Тойнби, Дж. Бернхэм и др.
Отечественная наука опирается на немногочисленные исследования элит, проведенные Г. К. Ашиным, П. А. Сорокиным, О. В. Крыштановской, С. Келлером, О. В. Гаман-Голутвиной, М. Ю. Мартыновой, А. В. Понеделковым. В связи с этим до настоящего времени в общей теории права не сложилось четкого представления о роли элиты в правообразовании и правоиспользовании.
Объект исследования составляют общественные отношения в сфере функционирования правовой системы.
Предметом исследования является влияние национальной и глобальной политических элит на правовую систему России.
Цель исследования заключается в комплексном теоретическом анализе концепций политических элит, влияния национальной и глобальной политических элит на правотворчество и правоприменение в правовой системе России.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– определение объема и структуры категории «политическая элита»;
– исследование системы разделения властей как баланса политических элит в демократических обществах;
– выявление видов политической элиты и их соотношения как в национальных государствах, так и в мировой системе;
– уточнение содержания правовой системы как инструмента социального управления;
– выявление способов воздействия российской политической элиты на трансформацию правовой системы;
– анализ воздействия глобальной политической элиты на российскую правовую систему.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, в соответствии с которым явления и процессы рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, иными явлениями и средой. В процессе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы познания феномена «политическая элита». В частности, был применен комплексный многофакторный подход, включающий такие методы, как анализ, синтез, аналогия и формализация, сравнительный и логический методы познания.
Теоретической основой исследования послужили концепции, выводы и научные подходы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых, рассматривавших вопросы элитологии и взаимодействия политической элиты и права. Так, при изучении положений элитологии автор опирался на работы таких ученых, как А. К. Агапонов, Г. Л. Акопов, Г. К. Ашин, Е. Б. Березовский, Т. Веблен, О. В. Гаман-Голутвина, В. Г. Игнатов, И. Ю. Киселев, О. В. Крыштановская, Н. Ю. Лапин, Р. Миллс, Г. Моска, А. В. Понеделков, A. M. Старостин, В. П. Таранцов, Р. Г. Шайхутдинов, В. А. Ядов. В изучении вопросов взаимодействия политической элиты и права весьма ценными оказались труды ученых-юристов: С. С. Алексеева, И. И. Балытникова, С. С. Беляева, А. И. Бобылева, З. С. Богатыренкова, В. М. Баранова, В. В. Гаврилова, О. А. Гаврилова, Н. Г. Горшковой, Б. В. Дрейшева, В. И. Ивакина, И. А. Исаева, Н. П. Колдаева, Е. Г. Лукьяновой, О. А. Львова, М. Н. Марченко, Л. А. Окунькова, А. С. Пиголкина, С. В. Полениной, Е. М. Савельева, Е. В. Скурко, Ю. А. Тихомирова, В. Г. Ткаченко, В. А. Толстика, А. И. Черкасова, В.Е.Чиркина, Н. Д. Шевченко, И. И. Шувалова, А. И. Экимова и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, определения Конституционного Суда РФ, материалы Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты министерств и ведомств, законодательство субъектов Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования представлена актами официального толкования, архивами, статистическим отчетами, международными договорами, соглашениями, иными документами, имеющими непосредственное отношение к рассматриваемым вопросам, публикациями в периодической печати, а также материалами из всемирной компьютерной сети «Интернет».
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на монографическом уровне предпринята попытка исследования форм и методов воздействия национальной и глобальной политических элит на правовую систему Российской Федерации. Дело в том, что в настоящее время вопросы формирования права политической элитой относятся к сфере, закрытой от общества. Эта деятельность не афишируется в средствах массовой информации и в научной литературе, хотя влияние данной группы является основополагающим. Кроме того, материалы диссертации позволяют получить цельное представление о понятиях «политическая элита» и «правовая система». Также в работе комплексно рассмотрены классификации политических элит и уточнено содержание теории разделения властей с точки зрения элитологии.
Научная новизна исследования нашла отражение в положениях, выносимых на защиту.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Авторское определение понятия «политическая элита»: это особая группа людей, выделяющихся из социума по своим биологическим, психологическим и социальным качествам, соответствующим исторически обусловленному уровню общественного развития и позволяющим им быть ведущими социального прогресса в сфере общественной деятельности, сутью которой является определение целей, задач, функций государства, форм их осуществления, деятельности партий, социальных групп и классов, обладающих государственной властью вследствие признания их большинством членов социальной системы.
-
В Российской Федерации формально-юридически закреплена система разделения властей по модели Ш. Л. Монтескье, но она дополнена особым статусом Президента РФ, который находится фактически над всеми ветвями власти, что соответствует габитусу российской нации. В данной модели не действует американская модель сдержек и противовесов, так как власть осуществляется единой политической элитой.
-
Современные политическая и экономическая элиты России в основном маргинализированы и ориентированы на западные ценности. После попытки понижения статуса страны лидерами глобальной элиты именно политическая элита, осознав, что единственной ее опорой является возглавляемый ею народ, предпринимает меры по формированию общенациональной идеи и консолидации нации.
-
Определяющее место в трансформации правовой системы России занимает политическая элита, возглавляемая Президентом РФ, которая с помощью партии «Единая Россия» обеспечивает: осуществление собственной программы в правотворчестве Федерального Собрания, где она обладает парламентским большинством; правореализацию Правительства РФ; конституционный контроль за этими видами деятельности судьями Конституционного Суда РФ.
-
В современном мире значительное влияние на национальные правовые системы оказывает глобальная элита, осуществляющая его через нормы международного права. Теоретической основой такого влияния является главенство теории монизма во всех правовых системах стран мира, в том числе в России. Политические элиты стран – лидеров глобального процесса с помощью национальной политической элиты осуществляют вестернизацию и американизацию правовой системы Российской Федерации, которые проявляются как в конституционном, так и в иных отраслях российского права.
Теоретическая значимость исследования определяется его актуальностью, новизной, научно обоснованными и аргументированными выводами и положениями.
Материалы диссертации дополняют и развивают разделы теории государства и права, отраслевых юридических наук и международного права. Они позволяют привлечь внимание к наиболее актуальным проблемам и перспективным направлениям научных исследований, будут полезны ученым различных специальностей (юристам, политологам, социологам и т. д.) при написании диссертаций, монографий и других научных работ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в диссертации положения могут быть использованы в практической деятельности органов власти и управления, судебных и правоохранительных органов, общественных и иных организаций.
Отдельные положения и рекомендации могут способствовать повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан (их коллективов и организаций) и должностных лиц.
Кроме того, полученные автором результаты могут быть использованы при подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий, проведении учебных занятий по курсу «Теория государства и права», отраслевым юридическим дисциплинам и международному праву, написании студентами рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.
Российская политическая элита в глобальной политической элите
В современном мире национальные государства и, следовательно, национальные политические элиты подвержены влиянию не только внутренних факторов, но и факторов внешних - глобальных, затрагивающих все государства мира. При этом национальные политические элиты стремятся войти в формирующуюся глобальную политическую элиту, но для этого они должны координировать свою деятельность и соотносить свои властные полномочия так, чтобы иметь возможность решать общие глобальные проблемы.
Современный этап развития человеческой цивилизации (глобализация) характеризуется все более ускоряющимися процессами преобразования мирового сообщества. Как пишет группа авторов во главе с М. С. Горбачевым: «Под воздействием глобализации происходит трансформация общественного устройства, в котором мы существовали и развивались в течение столетий. При этом доминировавшие национально-государственные формы человеческого бытия постепенно утрачиваются. Мы незаметно втягиваемся в новый общественный уклад, который характеризуется кардинальными изменениями условий бытия индивидов, социальных групп и общин, народов и государств. На наших глазах формируется новая общность, которая характеризуется как мегаобщество»1. Аналогичная мысль зафиксирована в научно-аналитическом обзоре за 1996 г.: «На основе массовой символической интеграции и общей информационной культуры возникает глобальная общественная система. Господство национальных государств уходит в прошлое. Власть осуществляется на уровне глобальных, региональных центров, в которых на первый план выдвигаются влиятельные социальные движения и гражданские ассоциации»2.
При этом очень важно уяснить, что сегодня даже в формирующейся глобальной общественной системе уже имеется глобальное управление. Оно объективно необходимо для оптимального существования человечества и решения стоящих перед ним глобальных проблем. Однако, как у всякого нового явления, у такого управления имеется много проблем и нерешенных задач. Сегодня в рамках создаваемой науки глобалистики данная проблема занимает одно из центральных мест. Вместе с тем вопросы глобального управления уже на протяжении значительного времени интересуют ученых различных отраслей знаний как в России, так и за рубежом1. Модели глобального управления, созданные различными авторами, отражают их представления о перспективах эволюции мирового порядка в целом. К наиболее распространенным теориям относятся: - концепция «мирового правительства», которая основана на идее униполярного мира и неизбежного укрепления позиций и доминирования на планете некой сверхдержавы; - доминирование ведущих стран и их коалиций, вырабатывающих коллективные стратегии, «подталкивающие» мировые процессы в нужное для узкого круга государств направление; - модель многополярного мира, лишенного четко выраженного центра влияния и как бы сотканного из лоскутков локальных, региональных и межрегиональных влияний; концепция «отгораживания» передовой части мира от «падающих» и «несостоявшихся» государств, стран-изгоев и стран-неудачников, передового центра - от мировой периферии; - модель бесполярного мира, предлагающая отсутствие некого упорядоченного центра на планете, но и неуклонно нарастающего хаоса в международных отношениях . Мы можем утверждать, что в зависимости от главенства той или иной формы глобального управления в социальной системе будет формироваться соответствующая ей глобальная элита.
Анализ представленных вариантов позволяет сделать вывод, что вероятность той или иной модели развития глобальной социальной системы не одинакова. На современном этапе человеческого развития вряд ли возможно создать единое глобальное правительство и соответствующую ему надгосу-дарственную политическую элиту. Вместе с тем данная форма существования глобальной человеческой цивилизации в принципе отвергаться не может и в далеком будущем, на наш взгляд, вполне осуществима, ведь объединились же уже сегодня в единый Европейский Союз раннее непримиримые враги: французы, немцы, англичане и т. д. Полагаем, с наибольшей вероятностью в настоящее время возможна вторая из представленных моделей, предусматривающая только координацию деятельности государственных управляющих политических элит в рамках международных организаций, что и происходит сегодня в Организации Объединенных Наций и в ряде других международных организационных структур. При этом мы разделяем точку зрения коллектива авторов учебного пособия «Глобальное управление», утверждающих, что на современном этапе в глобальной социальной системе концепция доминирования ведущих стран планеты, вырабатывающих и направляющих коллективную стратегию, «довольно точно описывает реально сложившееся положение в мире» . Исходя из вышеизложенного мы можем утверждать, что сегодня единой глобальной, однородной элиты в принципе быть не может, а существует совокупность элитных групп, возглавляющих главные элементы глобальной общественной системы, которая представляется нам следующим образом:
Главное место в совокупности глобальных элит, разумеется, занимают элиты национальных государства, являющиеся основной составляющей современной глобальной элиты и определяющие направление развития человеческой цивилизации в целом. Хотя уже сейчас многие ученые предрекают ослабление влияния национальных государственных элит в формировании стратегии глобальной политики, о чем было сказано выше, так как явно наметилась тенденция к сужению сферы государственного воздействия и сведению роли государства, в том числе в экономической жизни, к минимальному участию1. Однако, на наш взгляд, при всех этих изменениях не следует говорить об отмирании государства и снижении влияния национальных государственных элит, они до сих пор, и, возможно, в будущем, останутся важнейшими элементами глобального социального управления.
По мнению Ю. А. Тихомирова, данное утверждение обусловлено не отмиранием, а изменением роли государств и национальных государственных элит в глобализирующемся мире. В современном мире в социальных системах кардинально изменяется соотношений двух его главных элементов: государства и гражданского общества. При этом происходят изменения функциональной роли государства, возникает приоритет права над государством, глубже проявляется национальная природа государства при расширении его социальной базы, происходит усиление международно-правовой зависимости государства и идет саморазвитие государства как системы со своими элементами . Из всех многочисленных функций государства на первое место выходит социальная функция. Это обусловлено тем, что «мировое пространство в меньшей степени способно служить полем для защиты реали-зации потребностей населения, чем национальные государства» .
Основы влияния политической элиты на правовую систему
В результате анализа содержания и признаков понятия «политическая элита» мы выяснили, что главной движущей силой деятельности данной социальной группы является борьба за государственную власть и стремление удержать ее любой ценой. Став правящей, любая политическая элита стремится к обладанию всей полнотой государственной власти, а значит, ее узурпации, которая, в свою очередь, ведет к стагнации государственного механизма и, как правило, его деградации. В результате не только снижаются темпы развития социума, но и вообще ставится под сомнение возможность его существования под воздействием внешних сил. В связи с этим вопрос о том, как снизить возможность узурпации власти одной из элит и уберечь социальный механизм от потрясений, не теряет своей актуальности. Именно осознание данной проблемы и усилия многих поколений ученых привели к созданию теории разделения властей.
Как известно, основные положения этой теории сложились в XVII-XVIII вв., однако ряд ученых считают, что отдельные попытки осмыслить и предложить решение данного вопроса встречались уже в работах итальянского мыслителя XIV в. Марсилия Маинардино, а в XV-XVI вв. - у английского юриста Д. Фортескье и французского политика Э. Кука. Другие ученые называют создателями данной теории Аристотеля, Эпикура и Полибия. Интересную идею высказал П. Баренбойм о том, что одним из дошедших до нас источников разработки теории разделения властей является Книга книг -Библия1. В свою очередь, известный священник Александр Мень писал: «Вся Библия проникнута духом протеста против автократии. В этом отношении Библия резко противоречит почти всему Древнему Востоку: в Ветхом Завете монархия приемлется как терпимое зло, как несовершенное установление, порожденное грехами и слабостью людей» . В 121-м Псалме царь Давид говорит об Иерусалиме: «Там стоят престолы судей, престолы Давидовы». Иначе говоря, знаменитый библейский герой и царь ставит суд на равное, если не первое, место, вышестоящее по отношению к нему - царю. При этом следует напомнить, что Давид пришел к власти потому, что именно судья Самуил за нарушение законов лишил помазанного им же первого царя Саула права на передачу власти наследникам3.
Однако широкая разработка и теоретическое обоснование доктрины относится к эпохе буржуазных революций, когда возникла потребность в новых принципах организации государственной власти. Именно в этот период идет формирование важного компонента современного социума - гражданского общества - особого элемента экономически самостоятельных от государства объединений людей, стремящихся оказывать влияние на государство для достижения собственных целей и реализации своих потребностей. Во время английской революции 40-60-х гг. XVII в. представителями движения индепендентов и левеллеров было сформулировано положение о недопустимости соединения в руках какого-либо органа государства одновременно законодательной и исполнительной власти, поскольку в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод.
С самого начала теория складывалась в виде двух основных вариантов, существенно отличающихся друг от друга по характеру организации каждой из обособленных властей и их взаимовлияния. Одно из направлений было сформулировано Дж. Локком, который предложил так называемую вертикальную систему разделения властей. В частности, Дж. Локк развил основные тезисы доктрины: об осуществлении законодательной власти исключительно через выборный представительный орган, о недопустимости самому представительному органу заниматься исполнением законов, создании в этой связи постоянно действующего органа исполнительной власти и т. д. Однако, по его мнению, в «конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем ради сохранения сообщества, может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются»1. В результате сторонники данной теории неизбежно приходили к выводу о необходимости всемерного усиления, а порой и абсолютизации законодательной власти. Впоследствии Ж.-Ж. Руссо дополнил положения этой теории и на вершину системы разделения властей поместил власть народа, которая должна определять содержание деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей. Эту идею воспринял К. Маркс и его сторонники, а затем она была реализована и модернизирована при построении Советского государства В. И. Лениным1. В советской системе разделения властных полномочий над властью народа была поставлена власть Коммунистической партии Советского Союза как организованной и передовой части советского народа.
Второй вариант теории разделения властей был предложен Ш. Л. Монтескье. Его вариант можно назвать горизонтальной системой разделения государственной власти. Французский мыслитель предлагал разделить государственную власть ка три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, но при этом он считал, что для образования «умеренного правления» надо уметь «комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие, подбавлять, так сказать, иное положение по балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую» . Данное положение получило название системы сдержек и противовесов. По мнению Ш. Л. Монтескье, она не только может быть гарантией от узурпации власти одной из ветвей государственной власти, но и является механизмом их взаимодействия.
Этот вариант теории был воспринят основателями Соединенных Штатов Америки, закреплен в Конституции 1787 г., а затем претворен в жизнь. Так, Дж. Мэдиссон писал: «В создании власти, при которой одни люди будут управлять другими людьми, большая трудность заключается в том, что, прежде всего, вы должны дать возможность правительству контролировать управляемых, а на следующем месте должна быть его обязанность контроли-ровать самого себя» . При этом следует отметить, что второй вариант в настоящее время главенствует в общей теории разделения властей и закреплен почти во всех конституционных актах современных государств.
Трансформация правовой системы России под воздействием российской национальной политической элиты
Как было установлено выше, правовая система является механизмом закрепления государственной власти за политической элитой, т. е. инструментом управления одним из важных институтов общества - государством, а через него всем обществом. В современных демократических государствах государственная власть делится между основными политическими элитами: законодательной, исполнительной и части судебной, тогда как в тоталитарных и авторитарных - политическая элита едина и обладает всей полнотой государственной власти. Российская Федерация, находящаяся на этапе адаптации нового общественного строя, является авторитарным государством, в котором вся полнота власти принадлежит одной политической элите, возглавляемой Президентом Российской Федерации. В Российском государстве происходит не разделение власти между политическими элитами, а разделение функций внутри одной политической элиты. Это дало право «отцу» российских либеральных реформ Е. Гайдару посоветовать современной элите для преодоления экономического кризиса: во-первых, «обеспечить разделение властей», во-вторых, «сократить число закрытых статей бюджета», являющихся потенциально коррупционными, и, в-третьих, «осуществить реальные шаги к обеспечению независимости судебной власти» . Однако сегодня мы наблюдаем тенденцию усиления вертикали власти. В связи с этим рассмотрим, в чем заключается влияние политической элиты на формирование правовой системы России в данном ключе.
В первую очередь определим правовую систему как структурированную совокупность системы права и правовых органов, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность в конкретном государстве, соответствующую определенному уровню правосознания элиты и населения, посредством которой регулируются общественные отношения. Из принятого за основу определения мы можем заключить, что существуют две основные формы воздействия политических элит на правовую систему: правотворчество и правоприменение. Отметим, что эти формы в каждом государстве имеют как общие черты, о которых мы говорили ранее, так и особенные. Российская Федерация не является в этом плане исключением.
Под правотворчеством в юриспруденции понимается урегулированная нормами права последовательность совершения правотворческих действий, которая складывается из совокупности следующих стадий: принятие правотворческим органом решения о необходимости создания, изменения, дополнения, внесения поправки, отмены нормативного правового акта; подготовка нормативного правового акта; обсуждение проекта; принятие нормативно правового акта; его опубликование . Именно через правотворчество правовая система преимущественно оснащается регулятивной энергией. Как отмечал С. С. Алексеев, «правотворчество - главный канал воздействия государственной власти на социальную жизнь через механизм правового регулирования и в связи с этим - главный канал придания нормам юридической силы, значения критерия правомерности поведения» .
Вместе с тем до настоящего времени в Российской Федерации отсутствует единый кодифицированный акт об иерархии нормативно-правовых актов, процедуре их создания и участия в этой процедуре высших органов государственной власти. При этом в Государственной Думе еще с 1996 г. находится проект Федерального закона «О нормативно-правовых актах», который должен был восполнить неопределенность многих конституционных актов, регулирующих данный вопрос. Кроме того, мы согласны с мнением, что «Конституция, видимо, тоже должна содержать раздел об основополагающих принципах правотворческой деятельности государственных органов. В нем следовало бы четко определить компетенцию каждого правотворческого органа на принятие и издание нормативно-правовых актов в определенной форме, по конкретному кругу вопросов (предметов ведения)» .
В теории права правотворчество подразделяется на законотворчество, нормотворчество, судебно-административное правотворчество2. Каждый из этих видов имеет присущие только ему особенности.
Законотворческий процесс теоретически состоит из четырех стадий: 1) законодательной инициативы; 2) обсуждения законопроекта; 3) принятия закона; 4) обнародования закона . Согласно Конституции РФ в Российской Федерации основными стадиями в законотворческом процессе являются: 1) выступление уполномоченного субъекта с законодательной инициативой; 2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе; 3) рассмотрение законопроекта в Совете Федерации; 4) подписание закона Президентом Российской Федерации. Вместе с тем в науке существуют и иные точки зрения. Это обусловлено тем, что в российском законодательстве имеются законодательные акты, которые неоднозначно толкуют порядок создания нормативного правового акта, а также имеют место различия регламента стадий принятия правовых норм Правительством Российской Федерации и стадий разработки и принятия закона Федеральным Собранием. Под правоприменением в юриспруденции понимается форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь1. Ее осуществляют группы политической элиты - представители исполнительной и судебной властей. При этом правовая система оказывает влияние на содержание, формы и методы деятельности данных групп политической элиты, а они, в свою очередь, определяют содержание правовых норм, их возникновение, совершенствование либо отмену. Вместе с тем инвариантность деятельности правоприменителей порой настолько уводит в сторону от нормативной модели, что бывает нелегко оценить меру собственно правового воздействия . Правоприменительный процесс характеризуется следующими признаками. 1. По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в рамках компетентных органов. 2. Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правоотношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных правоотношений. 3. Правоприменительная деятельность осуществляется в особых установленных процессуальным законом формах. В силу этого правоприменительный процесс становится целенаправленным, в значительной мере огражденным от влияния случайных факторов и непродуманных решений, что способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
Глобализация правовой системы России под воздействием глобальной политической элиты
В настоящее время глобальная элита оказывает значительное влияние на внутригосударственную деятельность и, разумеется, на деятельность в сфере правового строительства в конкретных государствах. Глобальная элита представляет собой совокупность элитных национальных государственных групп и элитных групп международных межгосударственных и негосударственных организаций. Основное направление влияния этих групп на правовую систему России осуществляется через международное право.
Подтверждением нашей гипотезы об увеличении внешнего влияния на правовые системы стран мира является признание теории монизма главенствующей в соотношении международного и внутригосударственного права, согласно которой эти две правовые системы взаимно проникают и взаимно влияют друг на друга. В теории монизма имеют место два варианта соотношения международного права и национальных правовых систем: 1) внутригосударственное право главенствует над международным; 2) международное право главенствует над внутригосударственным. На наш взгляд, та или иная теория используется в государствах в зависимости от их места и роли в мировой системе. Как правило, в государствах - лидерах мирового цивилизаци-онного процесса главенствует первый вариант монистической теории, а в государствах-аутсайдерах - второй.
Примером первого варианта являются Соединенные Штаты Америки, элита которых не признает приоритета международного права и отстаивает концепцию примата внутригосударственного права над международным, вопреки собственной Конституции. Так, например, согласно ст. VI Конституции США 1787 г. Конституция и законы США, равно как и международные договоры, являются верховным правом страны, и «судьи в каждом штате обязаны следовать этому праву». Однако в современной доктринальной кодификации Американского института права закреплено, что: «закон Конгресса США превалирует над ранее принятой нормой международного права или положением международного соглашения как нормой права Соединенных Штатов...». Кроме того, признавая абсолютный приоритет Конституции США над международным правом, американская доктрина санкционирует действия, являющиеся нарушением международного права, если их совершение соответствует требованиям Конституции страны. Так, в той же кодификации Американского института права говорится: «Действуя в пределах своих конституционных полномочий, Президент может обладать по Конституции властью совершать такие действия, которые представляют нарушение международного права Соединенными Штатами»1.
При этом следует отметить, что, создавая международное право, государственные элиты образуют коалиции, обусловленные степенью исторической близости наций, их составляющих, их менталитетов и, как результат, их принадлежностью к одной и той же правовой семье. Вместе с тем в эпоху глобализации, как пишет А. А. Рубанов, «каждая национальная правовая система не только отражает другие национальные правовые системы, но и, в свою очередь, отражается ими»2. Однако основное влияние на правовые системы мира осуществляют государство - лидер общемирового цивилизацион-ного процесса и страны, составляющие коалицию с ним.
Кроме того, необходимо учитывать инерцию исторического развития. Право стран мира и правовая система России испытывали и испытывают влияние, с одной стороны, прошлых лидеров, которыми являлись страны Западной Европы, такие как Франция, Великобритания, Германия, чье влияние в науке обозначают термином «вестернизация», с другой стороны, современного лидера - Соединенных Штатов Америки, влияние которых обозначается термином «американизация».
Термин «вестернизация» означает политику, представляющую собой комплекс мер по полной или частичной переориентации сообществ, исходно не принадлежавших к западнохристианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отдельных элементов западной культуры.
Начало вестернизации относят к середине XV в., когда началось, говоря словами Ф. Броделя, превращение «мира европейских экономик» в мировую хозяйственную систему европейского типа. Данный процесс обусловливался включением многих новых территорий в зону европейского влияния, пространения на весь мир единых принципов социального общежития. Однако данный процесс имел и обратный эффект: он не только перестраивал жизнь народов мировой «периферии», но делал более зрелым и сам западный мир. По мнению многих философов, эпоха модернизации, будучи порождена Европой, в то же самое время сама породила Европу как социальную систему, способную к быстрому и динамичному развитию .
Термин «вестернизация» активно используется и в юриспруденции. Ученые-юристы обозначают им внедрение западной культуры права непосредственно в правовые системы, принадлежащие к различным правовым семьям.
Процесс вестернизации оказал не просто серьезно влияние на право России, по сути, он способствовал формированию самой правовой системы Российского государства. Вестернизацию русского права можно разделить на несколько периодов. Первый период напрямую связан с принятием Русью христианства, поскольку вместе с христианской верой из Византии пришло каноническое право, которое в то время господствовало в Западной Европе и под влиянием которого было создано право на Руси.