Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение государственных и племенных структур власти в Афганистане: История и современность Азизулла Рахими

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Азизулла Рахими. Соотношение государственных и племенных структур власти в Афганистане: История и современность : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Санкт-Петербург. юрид. ин-т.- Санкт-Петербург, 1995.- 28 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/3524-1

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. События последних лет в Афганистане, продолжение войны, нарушения прав и свобод человека в этой стране диктуют необходимость поиска путей выхода из затянувшегося внутригосударственного кризиса. При этом следует учитывать исторические, национальные, религиозные особенности афганского общества, в значительной степени сохраняющего племенную организацию с сильной властью, которая нередко оказывается в отношения*конфронтации с центральной государственной властью. Поэтому преодоление кризиса в Афганистане невозможно без участия племенных институтов власти. Только при их тесном взаимодействии с государственными органами, при использовании их влияния на население в Афганистане может наступить долгожданный мир.

В этой связи становится ясной необходимость углубленного изучения истории возникновения и эволюции родоплеменных структур, что позволит глубже понять особенности сегодняшнего афганского общества и даст возможность наметить реальные пути преодоления кризиса.

Изучение регулирования общественных отношений внутри афганских племен, выявление особенностей их взаимодействия между собой и с государством составляет актуальную задачу юридической науки, поскольку открывает широкие возможности для выявления закономерностей не только в Афганистане, но и в других близких по социальной структуре, исторической судьбе, религии государствах, что позволит преодолеть уже существующие и возможные в будущем конфликты, влекущие большие человеческие жертвы.

Степень научной разработанности проблемы. В современной афгано-язычной (пушту-дари) юридической и исторической литературе освещались отдельные стороны жизни племен, их обычаи, традиции, племенные структуры власти, обычное право. Однако комплексно, на

монографическом уровне эта проблема не исследовалась. Она рассматривалась лишь попутно в статьях, научных сообщениях, выступлениях политических деятелей Афганистана. Нет специальных исследований на эту тему и в России, хотя отдельные аспекты темы затрагивались в тех или иных работах историков и государствоведов. В последнее время в России заметно оживился интерес к проблемам Афганистана. Было подготовлено несколько кандидатских диссертаций, в том числе дис -сертация Хасас Абдул Иатина, посвященная Лоя-Джирге как форме на -родного представительства, Цмая В.В., посвященная механизмам со -циально-политического урегулирования в афганском обществе.

Вместе с тем до сих пор отсутствуют работы, в которых рассматривался бы весь комплекс вопросов соотношения родоплемінних и госу -дарственных структур в их исторической ретроспективе с выявлением роли племенных институтов власти в разрешении афганского кризиса.

Автор широко использовал исторические труды российских и зару -бежных специалистов, работы, изданные в Афганистане на языках пушту и дари и в других странах (в частности, труды Г.М.Губара, М.Х. Какара, К.Ф.Мухаммада, М.С.Эльфинстона и др.).

В российской юридической, политологической и исторической литературе проблемы афганского государства, его племенных структур посвящены работы М.Р.Аронова, Е.П.Белогорцева, Л.С.Васильева, Ю.В. Ганковского, А.М.Витченко, А.Д.Давыдова, М.Зарипова, А.В.Игнатьева, В.Г.Корчана, В.М.Ыассона, Г.А.Полянской, М.Г.Пикулина, В.А.Ромадина, А.Т.Хакимова, которые, хотя и вышли в свет довольно давно, оказали диссертанту большую помощь в сборе фактологического материала.

В своем диссертационном исследовании автор опирался на труды российских ученых-юристов, которые имеют общетеоретический характер: С.С.Алексеева, Л.И.Антоновой, В.Г.Аксенова, П.П.Баранова, В.М.Баранова, Я.М.Бельсона, А.ІІ.Витченко, И.А.Воэгрина, Ю.И.Гревцова, В.Н.

Гоймана, Г.П.Ермоловича, А.В.Зиновьева, Б.И.Кожохина, В.к.Курицына, В.В.Копейчикова, В.В.Лазарева, К.Е.Ливанцева, Р.З.Лившица, Г.Н. Манова, Л.А.Николаевой, В.В.Посконина, И.Ш.Покровского, В.П.Сальникова, А.З.Сурилова, В.Д.Сорокина, Л.Б.Тиуновой, А.И.Экимова, Л.С. Явича.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - историко-правовой и государствоведческий анализ вопросов соотношения племенных институтов власти и государственных структур и их роли в преодолении вооруженного конфликта в Афганистане.

С учетом намеченной цели диссертант ставит перед собой следующие задачи:

исследовать возникновение и эволюцию племенных структур власти в Афганистане с древнейших времен до наших дней;

раскрыть процесс становления и развития государственности на территории Афганистана;

рассмотреть организацию государственной власти на различных этапах развития независимого государства Афганистан - в период монархии, в Республике Афганистан, в том числе после Апрельской революции 1978 г.;

показать соотношение государственных и племенных структур власти в современных условиях;

выяснить роль джирги как действенного инструмента выражения интересов народа и определить ее роль в преодолении вооруженного противостояния в Афганистане;

наметить пути решения правовых проблем взаимодействия государственных органов и племенных институтов власти и перспективы их совместной деятельности по нормализации обстановки в Афганистане.

Объект исследования. Объектом исследования являются проблемы соотношения государственных и племенных институтов власти в истори-

- б -

ческой ретроспективе и в современных условиях, закономерности их возникновения и развития с учетом племенной структуры афганского общества и особенностей государственного строя Афганистана.

Предметом исследования служат исторически сложившиеся племенные и правовые формы государственной власти в Афганистане в их взаимодействии (противодействии) с учетом конкретной исторической обстановки на том или ином этапе развития афганского общества.

Методологические и теоретические основы диссертации. Методологическую базу диссертации составляют достижения современной методологии историко-правовых и государствоведческих исследований.

Автор руководствовался требованиями познания социальных явлений в юс взаимосвязи и взаимообусловленности с точки зрения единства теории и практики.

Основными методами диссертационного исследования являются общенаучный метод системного анализа, сравнительно-правовой метод, конкретно-исторический подход к оценке рассматриваемых явлений, исторический и юридический анализ памятников афганского права и действующих нормативных правовых документов. Эмпирическую базу работы составили конкретные историко-правовьге материалы и документы, законодательство Афганистана, регулирующее деятельность органов государственной власти и их взаимоотношения с племенными институтами, итоговые документы, принятые джиргами различных уровней.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе впервые на диссертационном уровне предпринимается попытка проанализировать соотноление племенных и государственных структур власти в Афганистане. Диссертант вводит в научный оборот многие исторические материалы, почерпнутые из афганских источников, ранее не публиковавшихся на русском языке. На основе изучения обширного конкретно исторического материала, законодательных и иных нормативных право-

вых актов, норм шариата и адата, обычного права,' демографических данных автор предлагает свое видение путей решения афганской проблемы. Диссертация впервые в российской литературе содержит комплексное историко-теоретическое и государствоведческое исследование проблем соотношения государственных и традиционных общественных структур власти, которое может представлять интерес и для решения сложных внутрироссийских проблем, в частности, для урегулирования отношений центральных и местных властей в мусульманских регионах России, а также в независимых государствах, возникших после распада Союза ССР.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре теории и истории права и государства Санкт-Петербургского юридического института МВД России. Апробация проведенного исследования осуществлена в многочисленных тематических выступлениях автора: на межвузовской научно-практической конференции "Использование зарубежного опыта з деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" (Санкт-Петербург, 27-26 мая 1*93 г.); на проблемной учебной конференции "Права человека в современном мире"(к 43-летию принятия Всеобщей Декларации прав человека)(Санкт-Петербург, 8 декабря 1993 г.); научно-практической конференции "Проблемы организации работы с кадрами следственного аппарата в органах внутренних дел" (Санкт-Петербург, 13 января 1994 г.); Региональной межвузовской научной конференции, посвященной 50-летию со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Правоохранительные органы Ленинграда и области в период полного освобождения города от фашистской блокады" (Санкт-Петербург, 20 января I9S4 г.); на международном симпозиуме "Права человека и статус правоохранительных органов" (Санкт-Петербург, 3-4 марта І9У4 г.); Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и пути духовно-нравственного вое-

- 8 -питания личного состава органов внутренних дел" (Санкт-Петербург, 12-13 мая 19У4 г,); научно-практической конференции "Актуальные проблемы автоматизации управления организационно-техническими системами в органах внутренних дел" (Санкт-Петербург, 16 июня 1994 г.); на первом международном научном конгрессе женщин-полицейских "Полиция. Женщина. Гуманизм" (Санкт-Петербург, 21-24 марта 19Э5 г.); Российско-шведском симпозиуме "Законность. Правопорядок. Юридическое образование" (Санкт-Петербург, <;4-25 апреля Ivv5 г.); региональной научно-практической конференции "Законность, правопорядок и борьба с преступностью" (Санкт-Петербург, 15 июня 1995 г.); Межвузовской научно-практической конференции "Великая Отечественная война и современность" (Санкт-Петербург, 27 апреля 1995 г.).

Научная и практическая значимость диссертации заключается в том, что сформулированные в ней теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы:

в научно-исследовательской работе при анализе актуальных вопросов государствоведения, при исследовании механизма соотношения племенных институтов власти с государственными структурами;

в деятельности государственных органов по урегулированию конфликтов, возникающих на этнической почве;

в правотворческой деятельности государственных органов Афганистана при разработке законов, касающихся племенных структур власти;

в правоприменительной практике государственных органов Афганистана, в том числе в деятельности Министерства по делам национальностей;

в преподавании курсов истории права и государства, теории права и государства, конституционного права зарубежных стран.

- 9 -Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В Афганистане до сих пор существует племенное деление общества. Многие племена, в частности, пуштуны,ведут кочевой и полукочевой образ жизни и являются вполне самодостаточными, не нуждающимися в центральной государственной власти. Они имеют свои органы общественной, племенной власти (джиргу), старейшин, вождей, военные формирования и даже свое право (например, кодекс пуштунвали). Государственные же органы не могут осуществлять контроль над всей территорией страны, не включив в орбиту своего влияния племенные структуры, не распространив на них общие законы, в том числе налоговые.

  2. Афганский трайбализм сыграл огромную роль в формировании органов государственной власти в Афганистане. В силу исторических, этнических, религиозных условий племенные институты власти оказались "вмонтированы" в систему государственных органов, сохраняя при этом авторитет общественных формирований. На них опирались центральные власти Афганистана, принимая важные государственные решения. В их поддержке они находили опору своим реформаторским начинаниям.

  3. Древнейший орган племенного самоуправления - джирга, возникнув еще при общинно-родовом строе, остается действенным инструментом решения многих острых проблем. Исторически в Афганистане сложилась иерархическая система джирг, при которой джирги первого, низшего уровня (рода, общины, деревни) направляют своих представителей на джирги более высокого, второго уровня (группы родов, племени),

те - на джирги третьего уровня (межплеменные, группы племен). Высшей, всеафганской джиргой является лоя-Джирга, объединяющая все племенные структуры. Такая трайбалистская система общественной власти оказалась практически готовой моделью построения централизованной системы государственных органов и поэтому была органично

включенной в нее.

  1. Позиция племенных структур оказывается подчас определяющей при решении сложных вопросов управления страной. Эти структуры либо усиливают центральную власть страны, оказывая ей необходимую поддержку в переломные моменты истории, либо ослабляют ее, лишая такой поддержки или даже вступая в прямую конфронтацию с ней, в том числе и вооруженную.

  2. Ни одна крупная реформа, проводимая в стране, экономическая или политическая, не могла быть успешной, если она не встречала поддержки племенных структур, противоречила интересам племен, сохраняющим приверженность к старым,традиционным формам жизни.

  3. Только медленный эволюционный путь преобразования общества без неоправданного забегания вперзд.без слепого копирования пусть дот самых лучших западных или восточных образцов, способен привести к успеху. Любые радикальные преобразования, тем более революционное переустройство, не находят опоры в обществе, рассматриваются как нечто чужеродное, навязанное извне, и обречены на провал.

  4. Преодоление глубокого национально-государственного кризиса, в который страна оказалась втянута с конца 80-х годов, невозможно без участия племенных институтов власти. Только при тесном взаимодействии с ними, опираясь на их влияние, государственные органы могут добиться установления долгожданного мира и приступить к реализации экономических, политических, социальных программ.

  5. Правовой механизм разрешения афганского кризиса должен включать различные формы взаимодействия государственных и трайбалистских институтов власти, в том числе заключение правительством договоров с племенными структурами, привлечение их на сторону государства путем создания у них заинтересованности в мирном разрешении затянувшегося конфликта. Такие договоры могут послужить юридической

- II -

базой для принятия специально созванной Лоя-Джиргой программы выхода из кризиса и пакета законодательных актов, направленных на ее реализации и включающих, наряду с прочими, закон о выборах в Парламент на основе новых принципов.

Выдвижение кандидатов в члены парламента должно производиться с учетом племенной структуры общества на местньк джиргах. Это укрепит позиции самого парламента, который будет чувствовать опору в племенных структурах власти.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,-заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Соотношение государственных и племенных структур власти в Афганистане: История и современность