Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи Цугба, Марина Энверовна

Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи
<
Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цугба, Марина Энверовна. Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Цугба Марина Энверовна; [Место защиты: Ин-т государства и права РАН].- Сочи, 2010.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/261

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Становление и развитие обычного права на Кавказе

1.1. Понятие и общая характеристика обычного права на Кавказе 14

1.2. Применение обычая в Российской империи (Х1Х-нач. XX вв.) 29

1.3. Роль адата в регулировании общественных отношений с момента вхождения Абхазии в состав Российской империи 37

ГЛАВА II. Институт брака по обычному семейному праву абхазов и по нормам российского гражданского законодательства (XIX - нач. XX вв.)

2.1. Условия вступления в брак 46

2.2. Порядок заключения брака. Форма брака 79

2.3. Основания и порядок прекращения брака 91

ГЛАВА III. Правовой статус супругов и иных членов семьи по адатам абхазов и по нормам российского гражданского законодательства (XIX - нач. XX вв.)

3.1. Правовое положение супругов в браке и после прекращения брака 105

3.2. Права и обязанности родителей и детей 127

3.3. Правовой статус иных членов семьи 134

Заключение 151

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Семья остается одним из важнейших элементов в структуре современного общества. Вместе с тем, очевидно, что в наши дни она переживает кризис. Конечно, изучение причин этого кризиса и формирование программы поддержания семьи предполагает комплексный подход. Однако право в его широком понимании неизбежно остается одним из важнейших инструментов поддержания семьи. Очевидно, что воздействие на внутрисемейные отношения посредством одного только законодательства невозможно. Именно поэтому важно понимать, каковы традиции, нравственные и религиозные ценности, которые определяют эти отношения и отражаются в таком соционормативном комплексе, как правовой обычай.

Наша страна обладает бесценным опытом взаимодействия законодательства и обычая в регулировании жизни подданных. Ведь Российская империя формировалась и существовала как многонациональное государство. Этим и был обусловлен специфический подход к регулированию семейных отношений. Всегда в российских регионах в той или иной мере допускалось применение так называемого «местного права».

Длительное время Абхазия находилась в составе Российской империи, а потом и Советского Союза. Правовая система Российской империи служила ориентиром в развитии общественных отношений на территории Абхазии. Вместе с тем российское правительство согласно традиции, заложенной еще во времена Московского царства, не стремилось полностью унифицировать систему социальной регуляции, в известных пределах (прежде всего, в частной сфере) предоставляя присоединяемым регионам возможность пользоваться привычными нормативными системами.

Обычное семейное право абхазов - это сокровищница богатейших культурно-правовых традиций абхазского народа. В ранний советский период обычное право было предано забвению, считалось, что обычное право и

социализм несовместимы. В печати появлялись статьи о вредоносном влиянии обычного права (адата) на новые общественные отношения . Позднее отношение к обычаю изменилось, адаты горцев стали считать «главнейшим, ... и единственным источником для характеристики социальных отношений у этих народов»2.

Адат и в настоящее время обладает внушительным регулятивным потенциалом. В современной юридической науке укрепилось представление о том, что «обычное право - не атавизм прошлого, а постоянный фактор правового развития общества» . В Абхазии обычай сохраняет свое значение, конкурируя с законодательством. По мнению современного исследователя Бутба СР., «без всестороннего изучения обычного права невозможно решить многие проблемы, стоящие сейчас на государственном уровне, так как корни старых правовых отношений довольно устойчивы и играют значительную роль в общественном сознании абхазов» .

Изучение обычного права абхазского народа в XIX - начале XX вв. является актуальным и потому, что позволяет лучше понять правовые, политические, экономические, нравственные и иные особенности, на которых основана и развивается государственность ныне суверенной Абхазии.

Степень научной разработанности темы. Исследование семейного законодательства Российской империи (как части гражданского законодательства) и обычного семейного права абхазов XIX - начала XX вв. в сравнительно-правовом аспекте представляет собой одну из сложных и неразработанных проблем в истории права.

1 См. например: Балабан К. Борьба с пережитками родового быта и вызванные ими преступления // Рабочий
суд. 1928. № 20; Карачайлы И. Борьба против горских адатов - борьба за социализм // Революция и горец.
Ростов-на-Дону. 1932. № 8-9 и др.

2 Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений народов Северного Кавказа

в XVIII - начале XIX вв. // Советская этнография . 1960. № 5. С. 33. з Цит. по: Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых

системах. Автореф. дисс... доктора юридических наук. М., 2003. С. 3.

4 Бутба СР. Особенности формирования правовой системы Республики Абхазия. Дисс... кандидата

юридических наук. Краснодар, 2008. С. 133.

Обычному праву абхазов в конце XVIII- XIX вв. посвящена работа Л.Л. Кавшбая .Ф.Г. Камкия исследовала правовой статус субъектов обычного права Абхазии в первой половине XIX века . Л.Г. Свечникова в кандидатской диссертации разрабатывала проблемы, связанные с семейным правом горцев Северного Кавказа в XIX - начале XX вв. . В дальнейшем Л.Г Свечниковой был проведен комплексный анализ функционирования обычая и его роли в праве народов Северного Кавказа . Однако, в данных работах обычному семейному праву Абхазии отведено незначительное место. Ш.Д. Инал-Ипа рассматривал брачно-правовые нормы абхазов с точки зрения их исторического осмысления .

Сравнительно-правовой анализ обычного семейного права абхазов и семейного законодательства Российской империи (как части гражданского законодательства) XIX - начала XX вв. учеными-юристами до сих пор не проводился.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили
монографические работы по истории, теории права и

государства, в том числе труды дореволюционных российских

f 1 Я

мыслителей, таких как: А.Н. Введенский , Ф. Завадский , К.Д. Кавелин ,

Кавелин ,

М. Ковалевский9, Леонтович10, Д.И. Мейер11, К.П. Победоносцев1 и др.

I См.: Кавшбая Л.Л. Обычное право абхазов в конце XVIII - XIX вв.: историко-правовой аспект. Дисс. ...
кандидата юридических наук. Нижний Новгород, 1999.

См.: Камкия Ф.Г. Правовой статус субъектов обычного права Абхазии в первой половине XIX века. Дисс. ... кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2000.

3 См.: Свечникова Л.Г. Семейное право горцев Северного Кавказа в XIX - начале XX вв. Историко-
юридическое исследование. Автореф. дисс... кандидата юридических наук. М., 1994

4 См.: Свечникова Л.Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX веке. Дисс. ... д-ра юридических
наук. М, 2003.

5 См.: Инал-Ипа ПІД. Брачно-правовые нормы абхазов. Дисс... кандидата исторических наук. М., 1946; Инал-
Ипа Ш.Д. Очерки истории брака и семьи. Сухуми, 1954.

6 См.: Введенский А.Н. Религиозные верования абхазцев // Сборник сведений о кавказских горцах. В. V. Отд.
III. 1871.

7 См.: Завадский Ф. Абхазия и Цебельда // Кавказ. Тифлис. 1867. № 59; № 61-63.

См.: Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней Руси. СПб., 1847.

См.: Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т. I. М, 1890; Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т. Т. П. М, 1890.

10 См.: Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. I. Одесса, 1882.

II См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2003.

Важные подходы к классификации обычаев представлены в трудах Е.И. Якушкина .

В советский период наиболее значимыми для диссертационного исследования являлись работы следующих ученых - Г.А. Дзидзария , М.О. Косвена , Я.С. Смирновой и др.

На формирование позиции автора оказали влияние труды современных юристов, таких как: Э.С. Ахильгова , А.З. Бейтуганов , Ю.М. Кетов , Н.С. Нижник , Л.А.Тищенко , Л.Р. Сюкияйнен , З.Х. Мисроков и др.

Наряду с изучением письменных источников автором проводились и, так называемые, полевые исследования методом включенного наблюдения. Так, в работе использованы полевые материалы, собранные автором в результате неоднократных поездок в Абхазию. Отметим сложность в нахождении материалов, а также в установлении времени применения тех или иных обычаев.

1 См.: Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и
завещательные. М, 2003

2 См.: Якушкин Е.И. Обычное право. Вып. первый. Материалы для библиографии обычного права. Ярославль,

1875; Якушкин Е.И. Обычное право. Вып. второй. Материалы для библиографии обычного права. Ярославль,

1896; Якушкин Е.И. Обычное право русских инородцев. Материалы для библиографии обычного права.

Москва, 1899. з См.: Дзидзария Г.А. Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в XIX веке (до крестьянской

реформы 1870 г.). Сухуми. 1958; Дзидзария Г.А. Присоединение Абхазии к России и его историческое

значение. Сухуми, I960.; Дзидзария Г.А. Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы XIX в. М., 1976 и др.

См.: Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 1961.

См.: Смирнова Я.С. Абхазская женщина в дореволюционном прошлом и в советскую эпоху. М., 1950; Смирнова Я.С. Аталычество и усыновление у абхазов в XIX - XX вв. // Советская этнография. 1951. № 2; Смирнова Я.С. Положение «старшей» женщины у народов Кавказа и его историческое истолкование // Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа второй половины XIX-XX вв. М., 1983 и др.

6 См.: Ахильгова Э.С. Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах: Автореф. дис...
кандидата юридических наук. М., 2003.

7 См.: Бейтуганов А.З. Обычное право кабардинцев (вопросы теории): Дисс... кандидата юридических наук.
Ростов-на-Дону, 2001.

См.: Кетов Ю.М. Обычное право и суд в Кабарде во второй половине XVIII - XIX веке. Дисс. ... кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 1998.

9 НижникН. С. 1) Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб.:
Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006; 2) Правовое регулирование брачно-семейных
отношений в контексте эволюции государственно-правовой системы России (ІХ-ХХ вв.): Дис. ... докт. юрид.
наук. СПб., 2003;

10 Тищенко Л. А. 1) Институт заключения брака в российском законодательстве XVIII века // Семейное и
жилищное право. 2005. №3; 2) История семейного права России: проблемы правового регулирования
института развода в XVIII веке. // Семейное право. 2004. № 3; 3) Формирование правовых основ семейного
права России: исторический аспект. // Семейное право. 2004. № 2;

11 См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1984.

12 См.: Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых
системах. Дисс. ... доктора юридических наук. М., 2003.

Объектом исследования является обычное семейное право абхазов и гражданское законодательство Российской империи XIX - начала XX вв.

Предмет исследования. Настоящее диссертационное исследование посвящено сравнительно-правовому анализу обычного семейного права абхазов и семейного законодательства Российской империи (как части гражданского законодательства) XIX - начала XX вв.

Цель и задачи исследования. Актуальность и состояние научной разработки проблемы позволили автору определить цель данной работы: провести сравнительно-правовой анализ обычного семейного права абхазов и семейного законодательства России (как части гражданского законодательства) XIX - начала XX вв.

Исходя из этого, автором ставятся и решаются следующие основные задачи:

дать понятие и общую характеристику обычного права на Кавказе;

установить сферы применения обычая в Российской империи (в XIX -начале XX вв.);

выявить роль адата в регулировании общественных отношений с момента вхождения Абхазии в состав Российской империи;

сравнить условия вступления в брак по российскому гражданскому законодательству и по адатам абхазов;

- проанализировать порядок заключения и форму брака по гражданскому
законодательству России и по обычному праву абхазов;

- раскрыть общие и отличительные черты оснований и порядка
прекращения брака по адатам абхазов и по законодательству России;

сравнить правовое положение супругов в браке и после прекращения брака по адатам абхазов и по российскому гражданскому законодательству;

изучить права и обязанности родителей и детей по адатам абхазов и по законодательству России;

исследовать правовой статус иных членов семьи по обычному праву абхазов и по гражданскому законодательству России.

Хронологические рамки исследования открываются с момента вхождения Абхазии в состав Российской империи (1810 г.) и простираются до начала XX вв., когда империя перестала существовать. Именно в это период формируются и получают дальнейшее развитие управленческие структуры Российской империи на Кавказе, включая и территорию Абхазии. В этом контексте рассматривается эволюция семейно-правовых норм, как в гражданском законодательстве России, так и в адатах абхазов на протяжении всего XIX и в начале XX века.

Методологическую основу исследования составили методы и логические приемы, используемые в истории и теории государства и права, истории политических и правовых учений, отраслевых юридических дисциплинах. При характеристике абхазского общества использованы элементы формационного подхода. Наибольшее применение получили сравнительно-юридический и сравнительно-исторический методы, а также метод включенного наблюдения.

Автором также использованы общенаучные методы и методы познания отдельных наук (социологический, анализа и синтеза, системно-структурный, историко-генетический, типологический).

Источниковую базу диссертационного исследования составили нормативные правовые акты, содержащиеся в Полном собрании законов Российской Империи (1-3 собрания), в Своде законов Российской Империи и

др.

При написании настоящей диссертации автором использовались материалы официального делопроизводства, как опубликованные, так и содержащиеся в архивах: материалы фондов Российского государственного исторического архива (РГИА) Фонд 1275 - Совета Министров, Фонд 1276 -Совета министров, Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) Фонд 482 - Кавказской войны, Центрального государственного исторического архива Грузии (ЦГИАГ) Фонд 416 -

Кавказский археологической комиссии при главном управлении наместника на Кавказе, Архива Абхазского государственного музея.

Бесспорно, значимыми для написания диссертационного исследования являлись бы данные Центрального государственного архива Абхазии (ЦГАА), но они были сожжены во время грузино-абхазского конфликта. Сведения, содержавшиеся в ЦГАА, в настоящее время мы можем почерпнуть только из работ ученых, исследовавших Абхазию, ее общественное и государственное устройство, социально-экономические, политические, культурные отношения, правовое положение населения, его быт .

Источниковую базу исследования составили, кроме того, материалы периодической печати, публикуемые в рассматриваемый период.

Научная новизна диссертации определяется выбором предмета исследования, поставленной целью, задачами и выражается в полученных результатах. Автором впервые в историко-правовой литературе было проведено сравнительно-правовое исследование гражданского законодательства Российской империи и обычного семейного права абхазов XIX - начала XX вв. Вводятся в научный оборот новые архивные материалы.

На защиту выносятся следующие положения, отражающие научную новизну проведенного исследования:

1) С момента включения Абхазии в состав Российской империи имперский законодатель ставит задачу преодоления отставания правового развития этого региона. Законодательство Российской империи, как носителя более высокой правовой культуры, должно было служить ориентиром в развитии нормативной системы Абхазии. Однако правительство Империи исходило из необходимости вначале образовать население Абхазии, тем самым поднять уровень его правосознания и только потом постепенно ввести российские законы. Поэтому организация общественного быта, решение многих конфликтов и споров продолжали осуществляться на основе норм

1 См. например: Смирнова Я.С. Атальиество и усыновление у абхазов в XIX - XX вв. // Советская этнография. 1951. № 2; Инал-Ипа ПІД. Абхазы (историко-этнографические очерки). Сухуми, 1965 и др.

обычного права. Тем не менее, сразу после присоединения стало запрещаться или ограничиваться применение норм обычного права, связанных с кровной местью, рядом имущественных преступлений, похищением женщин.

2) Особенности, присущие различным этническим обществам,
обусловили издание особых правил для управления отдельными регионами
Кавказа, в том числе и для Сухумского отдела (Положение об управлении
Сухумским отделом 1866 г.; Временные правила об устройстве судебной части
в Сухумском отделе 1866 г.). Малозначительные уголовные и семейные дела в
Окружных Словесных Судах рассматривались на основании народных обычаев.
Дела в Главном Суде решались на основании общих законов Империи, однако
при необходимости принимались во внимание и народные обычаи. Даже после
введения Судебных уставов 1864 года (введены в 1880 году) окружные суды до
конца XIX века руководствовались наряду с законодательством нормами
обычного права, а семейно-правовые споры вплоть до установления Советской
власти разрешались на основании адатов. Гражданские дела решались не по
местным обычаям, а по законам Империи, когда на представившийся случай не
существовало вовсе обычая, или этот обычай был неясен, или когда имущество-
предмет спора, перешло к тому, кто им владеет не на основании местных
обычаев.

  1. Законодательное регулирование внутрисемейных отношений в России во многом сохраняло патриархальный характер, поскольку основывалось на традиционных нормах христианской морали. Во многом они совпадали с принципами обычного права, бытовавшими на территории Абхазии. В обоих случаях сохранялась большая семья, полновластие отца семейства, зависимое положение женщин и детей. Вместе с тем, в XIX в. российское законодательство, в отличие от обычаев, допускало активное участие женщин в воспитании детей, предусматривало защиту прав внебрачных детей и их матерей, выводило замужнюю женщину из-под власти отца.

  2. Сравнительно-правовой анализ обычного семейного права абхазов и российского гражданского законодательства в XIX - начале XX вв. выявил

общие и особенные черты в условиях вступления в брак; в порядке заключения брака и форме брака; в основаниях и порядке прекращения брака; в правовом положении супругов в браке и после прекращения брака; в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях (включая и наследственные права и обязанности) супругов, родителей и детей, иных членов семьи. Различия адатов абхазов и норм гражданского законодательства России объясняются исторически сложившимися особенностями в религиозно-нравственных, культурных, правовых ценностях.

5) Исчерпывающий перечень условий вступления в брак в обычаях
абхазов отсутствовал. Однако на основании описанной практики можно
утверждать, что общими условиями вступления в брак являлись согласие
родителей, опекунов, попечителей, отсутствие запрещенных степеней родства,
достижение брачного возраста. Отличия коренились в отношении к
вероисповеданию и понимании родства.

6) Как гражданское законодательство XIX - начала XX вв., так и адаты
абхазов устанавливали режим раздельной собственности супругов. Однако, в
отличие от законодательства, адаты признавали неотъемлемой собственностью
жены лишь приданое и полученные во время брака подарки.

Согласно российскому законодательству супруги могли свободно распоряжаться своим имуществом. Муж мог распоряжаться имуществом жены только по доверенности. По адатам абхазов для распоряжения имуществом жены муж также был связан ее согласием.

Адаты не предусматривали право женщин участвовать в наследственных разделах, однако во второй половине XIX века женщины из высших сословий Абхазии под влиянием российского законодательства добивались участия в разделе имущества и наследовании.

7) Разводы у абхазов, как христиан, так и мусульман, регулировались
адатом. Если по христианским религиозно-нравственным нормам развод
супругов считался грехом и допускался только в исключительных случаях с
разрешения церковных властей, то по обычному праву абхазов основания

расторжения брака были достаточно обширны. К общим основаниям относились: прелюбодеяние, бездетность. Адаты допускали в качестве основания развода также болезнь одной из сторон, нерадивость и сварливость жены, грубое обращение мужа, несоответствие характеров.

Научное и практическое значение исследования. Сформулированные в диссертации выводы дополняют соответствующие разделы науки истории государства и права России, истории государства и права Абхазии, теории права и государства. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при преподавании профильных вузовских дисциплин, подготовке различных учебных пособий и спецкурсов (например, «Обычное право народов Кавказа», «История брачно-семейного права»).

Знание особенностей обычного семейного права позволит законодательным органам Абхазии адекватно учитывать специфические национальные особенности при проведении правовой реформы.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась в секторе истории государства, права и политических учений Института государства и права Российской академии наук.

Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались автором на различных научно-практических конференциях, в том числе: «Россия, XXI век: право, общество, государство» (9-10 октября 2009 года на базе Сочинского института Российского университета дружбы народов); «Актуальные проблемы туризма и сервиса» (Филиал ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Сочи, 29 октября 2009 года); нашли отражение в публикациях диссертанта по теме проведенного исследования.

Материалы и выводы диссертационного исследования использовались автором при проведении семинарских занятий по «Истории отечественного государства и права», «Истории государства и права зарубежных стран» в филиале ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Сочи.

Структура диссертационного исследования определяется целью и задачами. Она включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию.

Применение обычая в Российской империи (Х1Х-нач. XX вв.)

Не имея всех прав тавадов и аамста, они все-таки могли владеть землей и крестьянами. Ашнакума даже могли жениться на дочерях дворян. По некоторым сведениям на ашнакумов смотрели «как на лиц, стоящих выше прочего населения и равных амиста» . Ашнакума обязаны были следить за безопасностью общины, в доставлении удовлетворения по делам кровной мести, содействовать к нахождению украденного и т.д.

Крестьяне стояли у основания социальной пирамиды и подразделялись на анхаю (анхайю, анхае)-свободных общинников, которые составляли самый многочисленный слой населения; зависимых крестьян (владетельские крестьяне, крестьяне, находящиеся в зависимости от тавадов и аамыста, церковные крестьяне).

Анхаю имели земельные участки, собственное хозяйство, рабов, подвластных им крестьян. Они являлись практически свободными, пользовались личными и имущественными правами. Однако анхаю несли повинности в пользу помещиков (исполнение работ и указывание помощи при заготовлении материалов для построек, при производстве работ; отбывание полевой работы в течение нескольких дней в году; доставление помещику в установленное обычаем размере вина и кукурузы; приношение кур, лобио и т.д.

Особым статусом отличались азаты — крестьяне, освобожденные от любой зависимости по воле их владельца. Азатам предоставлялась полная свобода по соображениям религиозного характера. Они должны были «изучить турецкий язык, чтобы читать молитвы из Корана по умершим членам семьи или рода, отпустившего на волю»3. Также азаты занимались воспитанием детей помещика.

Крестьянами, находившимися в полной зависимости от помещика являлись ахуйю (ахоую, ах-уйю — «человек, готовящий еду»). Они были обязаны три дня в неделю работать на помещика, часть своих доходов (иногда половину и более) отдавать ему. Если анхаю работали на помещика несколько дней в году, то ахуйю эксплуатировали и в полевых работах, и в домашнем хозяйстве, превращая иногда в слуг. Основными повинностями ахуйю являлись: 1) в работах (прежде всего, в полевых); 2) в отдаче в услужение в дом помещика детей; 3) во взносе ачмы, т.е. платы владельцу при выдаче замуж своих дочерей; 4) в исполнении незначительных повинностей продуктами хозяйства . То есть ахуйю выполняли обязанности личные и поземельные. Однако «... владельцу принадлежали только повинности ... ахуйю, ... но не самые люди, его составлявшие, которые не принадлежали владельцу, а лишь зависели от него, и именно зависели в размере подлежавших отбыванию повинностей, круг которых строго определялся обычаем и взаимными условиями»2.

Разновидностью крепостных крестьян являлись амацураску (амацуразку, амацюрасгу) - «на ком лежит работа». Они были зависимы от воли помещика: выполняли дополнительные повинности: в выходе на работу в течении нескольких дней в году, в приношении козы, свиньи, вина и т.д. Г.А. Дзидзария считал, что амацуразку представляли собой «наиболее закрепощенную часть анхаю», но еще не перешедшие «в разряд крепостных ахоую» . Амацураску по сравнению с ахоую были освобождены он некоторых незначительных повинностей. При выдаче дочери замуж амацураску должен был отдать помещику от 10 до 20 руб. .

Незначительную часть абхазского населения составляли рабы — ахашала (ахашвала) - в переводе с абхазского языка - «лишний»)). Если ахуйю, амацураску имели свои небольшие хозяйства, то ахашала не обладали никакой собственностью. Они сами выступали в роли таковой, проживали постоянно в доме помещика, который мог их продать, подарить. После женитьбы ахашала переходил в сословие крепостных крестьян — ахуйю.

Все крестьяне, за исключением рабов пользовались правом перехода с одного места на другое.

Для сословий в Абхазии общей являлась воинская повинность. С. Авалиани отмечал, что «зависимые сословия всех разрядов объединялись в одной общей повинности, в повинности военной службы, во время нападения горцев, что представлялось явлением частым; военную повинность несет каждый, выступая на войну со своим вооружением» .

Не содержавшись в графической форме из-за отсутствия письменности, адаты абхазов, тем не менее, высоко чтились и передавались из поколение в поколение.

Можно выделить области общественной жизни Абхазии, где широко применялся адат: уголовная, гражданская, семейная. Ковалевский М. писал: «Те области права, которые всего ближе соприкасаются с социальным строем туземцев, а ими несомненно следует признать право уголовное, право семейное и наследственное, соответственно более других отражают на себе влияние народных начал права»2.

Отметим, что традиционный суд и судопроизводство абхазов (до второй половины XIX в.) исследуются в параграфе 1.2.

Обычное уголовное право предусматривало наказание за ряд преступлений, среди которых: воровство, грабеж, избиение, драка, супружеская измена, проституция, изнасилование, умыкание девушки, обнажение частей тела, кровосмешение, оскорбительный тон и нецензурная брань по отношению к родителям и старшим, ранение (случайное или умышленное), убийство (случайное или умышленное), рождение ребенка вне брака, обман, святотатство и богохульство, борьба за власть, посягательство на жизнь владетеля и членов его семьи.

Порядок заключения брака. Форма брака

Более «уважительным» мотивом считалась месть за неудачное сватовство. Также похищение имело место в случае отказа девушки от своего обещания выйти замуж. Похищение с согласия девушки имело место и тогда, когда она не хотела выходить замуж за мужчину, который ее сватал. Л.Я. Штернберг отмечал, что «никогда и нигде насильственное фактическое умыкание не было регулярным способом заключения брака, оно всегда было лишь дополнительной, экстраординарной формой брака» \

Неудачная попытка похищения невесты могла стать препятствием к заключению брака с другой, т.к. не каждая девушка согласилась бы выйти замуж за отвергнутого мужчину. Обратное отвоевание невесты также не менее тяжким позором ложилось на жениха и его семью. Чтобы избежать этого, приходилось прятать похищенную в лесу или у каких-либо влиятельных лиц, которые брали под свою защиту и покровительство доверившегося им гостя и прилагали все усилия для успокоения родственников невесты. Эта была одна из важнейших форм гостеприимства.

Обычное право абхазов закрепляло права и обязанности хозяев, принявших такого гостя. В первую очередь требовалось добиться согласия девушки на данный брак. Затем в сопровождении уважаемых лиц шли на мирные переговоры с ее родственниками. Как правило, дело заканчивалось примирением сторон. Обратное взятие невесты грозило местью со стороны жениха2.

М. Ковалевский писал: «Адатное право горцев строго охраняет целомудрие незамужних женщин... Картвельские горцы и осетины ... соглашаются простить похитителя девушки, как под условием женитьбы и платежа калыма за похищенную» . И современные исследователи адатов кавказских народов отмечают «не только умыкание, но и похищение девушки с ее согласия рассматривалось как ее похищение у ее семьи, которая видела в этом урон и карману, и чести» .

Заметим, что шариат не допускал похищений, и муллам запрещалось скреплять такие браки (в более ранние времена муллам могли даже зашить рот в случае свершения такого брака).

Иногда девушки сами убегали, условившись предварительно с женихом, или сообщали о своем намерении родителям, или родители жениха и невесты договаривались инсценировать похищение. В этих случаях свадьбу обычно не проводили, тем самым, избегая больших расходов. Жених платил калым, подарок за бесчестье в виде хорошей лошади, оружия и т.п. и устраивал примирительное застолье.

Все вышеприведенные мирные соглашения возможны были только в тех случаях, если похититель и похищенная девушка принадлежали к одному сословию или если похититель находился выше по социальному положению. Подобное соглашение не могло состояться, если похищенная девушка была из более привилегированного сословия, чем похититель.

Не менее серьезным препятствием при выборе невесты и жениха была воля родителей (прежде всего отца) и по обычному семейному праву абхазов. Родители, как правило, руководствовались соображениями материального порядка. Обручение часто происходило заочно при отсутствии молодых. Например, владетель Абхазии Михаил Чачба в 1829 году женился на дочери джигетского князя Беслангура Аридбея, которую в первый раз увидел после венчания2. Обручение заканчивалось обменом подарков (анапеймдахь). Перед отъездом представители жениха стреляли в воздух и оставляли газырь с пулей и зарядом пороха. «Бросанием пули» именовался этот обычай, который служил выражением нерушимости состоявшегося договора. Пуля символизировала применение силы в случае отказа со стороны девушки (ее родителей) от данного слова.

Другой мужчина уже не мог претендовать на руку сосватанной девушки без опасения мести со стороны жениха. «Отказ невесты, или ею родителей, от условленного заранее брака, считается кровной обидой, равносильною убийству и влечет за собой последствия таковой обиды - кровомщение. Избавиться от этих последствий есть одно средство — откупиться, заплатив все, что положено по обычаю обиженному. Плата за оскорбление чести строго обусловлена народным обычаем, и размер ее зависит от того, к какому сословию принадлежит обиженный. Так, оскорбленный тавад получал 36 мальчиков различной меры от 4 до 6 четвертей, что составляет до 18 т. рублей. Заплатить такую сумму для самого богатого абхазца, решительно невозможно. А потому тот же народный обычай обязывал всех родственников виновного принимать участие в уплате за оскорбление. Так дочь тавада в с. Тхина Дзяпш-ипа отказала своему жениху таваду селения Ткварчели Анчибадзе. Окружной суд, а затем Главный Сухумский Суд приговорил Дзяпш-ипа к уплате Анчабадзе 36-ти мальчиков» .

С. Басария также отмечал: «Пылкий, увлекающийся абхаз, получив известие об отказе страстно любимой девушки, сразу делается абреком с целью убить того, кто дерзнет ее взять в жены, а также убить брата или отца»2.

Кровомщение было распространено в Абхазии, несмотря на то, что в Памятной записке барона Розена владетелю Абхазии от 22-го декабря 1834 г. (п. 6) был установлен строгий запрет на кровомщение. Преступников за смертоубийство предлагалось «отсылать к суду в Сухум-кале или Кутаис» .

Права и обязанности родителей и детей

По нормам российского гражданского законодательства рассматриваемого периода (ст. 43 Законов Гражданских), помимо смерти одного супругов , возможны следующие способы прекращения брака: когда брак в момент заключения уже являлся недействительным; когда в браке возникли какие-либо события, которые и привели к его расторжению.

Брак признавался недействительным при несоблюдении условий вступления в него, т.е. не было взаимного добровольного согласия брачующихся3; лица (одно из них) уже состояло в другом браке4; жених и (или) невеста не достигли брачного возраста; если они состояли в запрещенных степенях родства и свойства; брачующиеся находились под запрещением вступать в брак; ими (одним из них) был заключен четвертый брак; когда брак был заключен лицами различных вероисповеданий; если по духовному званию запрещено было вступать в брак; брачующиеся (одним из них) на момент заключения брака находились в безумном, сумасшедшем состоянии. С момента введения христианства в России, стали действовать правила Кормчей книги о расторжении брака и о разводах, а дела брачные и разводные были отнесены к ведомству церковного суда. «До 1805 года решения о разводах могли быть, по крайней мере по многим делам, постановляемы епархиальной властью, без утверждения Синода. С 1805 г. указано не вершить подобных дел без утверждения Синода» \

Если же браки совершались под влиянием насилия, обмана они подлежали рассмотрению светского уголовного суда, однако признавал их недействительными (или наоборот подтверждал их действительность) духовный суд2.

Дела о недействительности брака рассматривался духовным судом по донесениям должностных лиц, отношениям светских уголовных судов, по жалобам и искам лиц, имевших гражданский интерес в деле, по доносам, если брак являлся преступлением, влекущем уголовное наказание3.

Существовали следующие основания расторжения брака по российскому гражданскому законодательству: 1) прелюбодеяние мужа или жены (ст. 46-47 Законов Гражданских). В тексте Евангелия от Матфея (Мф. 19, 9) такое основание указывалось в качестве единственного возможного для расторжения брака. Л.А. Тищенко отмечает, что «в течение всего XIX века прелюбодеяние сохраняло за собой главенство среди оснований расторжения брака»4.

Основанием к разводу не могло служить нецеломудрие невесты, обнаружившееся во время брака, даже если она выдавала себя за невинную девушку, тем самым вводила в заблуждение будущего мужа (подобное, как будет показано далее, было недопустимым в Абхазии, так как честь девушки ценилась очень высоко), однако, на территории Российской империи существовали местности, где придавалось важное значение сохранению девушкой невинности. Церковь, утверждавшая христианскую мораль, оценивала потерю целомудрия как позор для самой невесты и ее рода.1 2) физическая неспособность к сожитию в браке (если она возникла с рождения или до вступления в брак) (ст. 48-49). Иск о расторжении брака в таком случае мог быть подан не ранее 3-х лет после заключения брака; 3) приговор суда, который вместе с наказанием лишал лица всех прав состояния (сословных прав - М.Ц.) или осуждал к ссылке в Сибирь с лишением всех особенных прав и преимуществ (п. 2 ст. 45). Если другой супруг следовал за осужденным в новое место жительства, то брак оставался в силе и просить о его расторжении невиновный супруг мог только при условии осуждения супруга за новое преступление (ст. 50, 52-53). До издания Закона 1892 года просить о расторжении брака, что лишало возможности виновного супруга вступить в новый брак; 4) безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5-ти и более лет (ст. 54). В этом случае брак тоже не расторгался автоматически, а требовалась подача прошения епархиальному начальству о расторжении брака и вступлении в новый брак. Исследуя основания расторжения брака, Л.А. Тищенко приходит к выводу, что «только прелюбодеяние могло быть основано, собственно, на каноне. Неспособность же к брачному сожительству, безвестное отсутствие, а равно и лишение всех прав состояния, строго говоря, являлись поводами скорее антиканоническими... разводы в этих случаях (а в особенности в последних двух) есть именно человеческое разлучение соединенных Богом»

Правовой статус иных членов семьи

Как по законодательству России, так и по адатам абхазов, основной целью брака является создание семьи. Институт брака отражает «свойственную лишь человеку склонность формировать более или менее прочные узы вне генетически родственных отношений» . Семейное существование заложено в биологической природе человека, что подтверждается относительной стабильностью семейных форм .

Семья - это, прежде всего, дети. Семья же без детей рассматривалась как несчастливая и даже аномальная. Так, Кормчая Книга рассматривала брак как «...тайну от Христа Бога установленную, во умножение рода человеческого и в воспитание чад к славе Божьей в нерушимый союз любви и дружества и во взаимную помощь» . К.П. Победоносцев отмечал, что «слово семья напоминает... о союзе, которым соединены супруги, как между собой, так и детьми своими»2.

Родительская власть над детьми законодательством Российской империи рассматривалась долгое время как неограниченная. Дети должны были проживать вместе с родителями3. Только в годы правления Екатерины II границы родительской власти начинаются сужаться. Так, родители не вправе были венчать детей своих против их воли или отдавать их в монастырь4. Однако с 1775 г. родители могли помещать своих детей в смирительные дома, если от «родителям своим непослушны или пребывают злаго жития, или ни к чему доброму несклонны...»5.

8 апреля 1782 года был утвержден «Устав благочиния или полицейский»6, в ст. 41 которого гласила: «Родители, суть властелины над своими детьми, природная любовь к детям предписывает им долг дать детям пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по состоянию». «Дети долг имеют оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь, и служить им самым делом, словами же и речью отзываться об них величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещевания терпеливо без ропота, и да продолжится почтение и по кончине родителей» (ст. 41). То есть подтверждалась сила власти родителей, прежде всего, законного отца. Так как дети, рожденные в браке, следовали его состоянию, только незаконнорожденные дети (рожденные вне брака) оставались под властью матери. В дальнейшем эти правила будут закреплены и в Своде законов Российской империи. Так, законные дети, рожденные в крепостном

состоянии, признавались по отцу крепостными, даже если мать их была свободной (ст. 561 Свода законов о состоянии людей в государстве1). По матери крепостное состояние сообщалось только незаконнорожденным ее детям (ст. 564 Свода — Указ от 21 сентября 1815 года). Сельский обыватель сообщал свое состояние детям (ст. 403 Свода законов) и т.п.

Родительская власть была ограничена в отношении замужней женщины и полностью прекращалась в случае ссылки детей на вечную каторгу, поступления в монашество, политической смерти .

Обязанности родителей по содержанию следовали из религиозных установлений. Обращает на себя внимание ст. 99 Пространной Русской Правды (XII в.), которая говорит об опеке детей ближайшим родственником (в том числе и отчимом), если мать этих детей выходит замуж. Такой опекун «кормит и печалуется ими (детьми)» , то есть содержит их. Из этих положений впоследствии развились нормы об опеке и об алиментных обязанностях отчима и других членов семьи.

Во времена Петра I было ограничено право родителей на уход в монастырь, если у них оставались малолетние или необеспеченные дети, а также была предпринята первая попытка защитить право женщины и ребенка на содержание - арт. 176 Артикула Воинского 1715 г. закреплял обязанность отца внебрачного ребенка содержать мать и младенца «по состоянию его»4.

Родители обязывались содержать своих законных по своему состоянию до достижения детьми 21 года (ст. 172, ч. I, т. X Свода Законов Российской империи 1832 г.). За неисполнение алиментной обязанности наступала уголовная ответственность (ст. 143 Устава наказаний, налагаемых мировыми судьями 1864 г.). Х-ХХ веков. Т. 4. М., 1989.

Имущество родителей и детей по Законам гражданским раздельным. И до совершеннолетия управляли имуществом детей на основании опекунского права.

Совершеннолетние дееспособные дети в свою очередь должны были содержать престарелых, нуждающихся в уходе родителей. Еще ст. 5 гл. XXII Соборного Уложения закрепляла суровое наказание для детей, отказывающихся содержать старых родителей — «бить кнутом нещадно» .

Институт содержания внебрачных (незаконных) детей оформился в начале ХХ-го века. До этого единственной возможностью зашиты прав внебрачного ребенка было обвинение отца в противозаконном сожитии с матерью ребенка; предоставляемое содержание рассматривалось как возмещение причиненного матери вреда (ст. 994 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.).

Похожие диссертации на Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи