Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические и истори-ко-правовые основы исследования идей соотношения государства, права и нравственности в политической и правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века 28-151
1.1. Теоретико-методологические основы исследования идей соотношения государства, права и нравственности в истории политических и правовых учений дореволюционной России 28-70
1.2.Идеи соотношения государства, права и нравственности в истории мировой политико-правовой мысли и их влияние на полити ко-правовые воззрения в России 71-110
1.3. Опыт осмысления проблем соотношения государства, права и нравственности в истории русской политико-правовой мысли и отечественная юридическая наука во второй половине XIX - начале XX века 111-151
ГЛАВА 2. Либеральное направление политико-правовой мысли россии второй половины XIX -начала XX века о соотношении государства, права и нравственности .. 152-243
2.1. Особенности становления и развития либерального направле ния политико-правовой мысли дореволюционной России 152-173
2.2. Проблемы соотношения государства, права и нравственности в трудах представителей либеральной политико-правовой мысли России второй половины XIX века 173-204
2.3. Идеи соотношения государства, права и нравственности в либеральных политико-правовых учениях начала XX века 204-243
ГЛАВА 3. Идеи соотношения государства, права и нравственности в консервативной политико- правовой мысли россии второй половины XIX -начала XX века 244-329
3.1. Духовно-нравственные основания становления и развития консервативного направления русской политико-правовой мысли 244-270
3.2. Проблемы соотношения государства, права и нравственности в консервативной политической и правовой мысли России второй половины XIX века 270-299
3.3. Идеи соотношения государства, права и нравственности в трудах российских консервативных мыслителей в начале XX
века 299-329
ГЛАВА 4. Проблемы соотношения государства, права и нравственности в воззрениях предста вителей радикально-революционного направления русской политико-правовой мысли второй половины xix - начала XX века 330-423
4.1. Исторические предпосылки становления и особенности развития радикально-революционного направления русской политической и правовой мысли второй половины XIX - начала XX века 330-350
4.2. Радикально-революционное направление русской политической и правовой мысли второй половины XIX века о соотношении государства, права и нравственности 350-383
4.3. Вопросы соотношения государства, права и нравственности в радикально-революционной политико-правовой мысли России на чала XX века 384-423
Заключение 424-433
Библиография 434-465
- Теоретико-методологические основы исследования идей соотношения государства, права и нравственности в истории политических и правовых учений дореволюционной России
- Особенности становления и развития либерального направле ния политико-правовой мысли дореволюционной России
- Духовно-нравственные основания становления и развития консервативного направления русской политико-правовой мысли
- Исторические предпосылки становления и особенности развития радикально-революционного направления русской политической и правовой мысли второй половины XIX - начала XX века
Введение к работе
Мировой исторический опыт свидетельствует, что проблемы соотношения государства, права и нравственности актуализируются в переломные периоды развития общества и государства. Именно такой исторический период переживает современная Россия. Происходящие в российском обществе и государстве перемены потребовали переосмысления духовно-нравственных основ построения и деятельности государственно-правовых институтов современной России. «Такого переосмысления, которое отвечало бы объективно назревшим и объективно происходящим процессам возвышения права в жизни общества»1.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что в современных условиях государство, право и нравственность являются фундаментальными основаниями общественного бытия, важнейшими элементами общекультурной нормативной системы, которые неизбежно взаимодействуют и дополняют друг друга. Очевидно, что государство теснейшим образом взаимосвязано с правом, а «право неотделимо от нравственности, от категорий свободы и справедливости»2.
На современном этапе развития российского общества и государства существенно возрастает роль научного знания, основанного на изучении богатого отечественного идейно-теоретического наследия и духовно-нравственного опыта народа. Не случайно в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Владимир Путин 26 апреля 2007 года подчеркнул: «Решая стоящие перед нами задачи и используя при этом все самое современное, все самое новое, генерируя эту новизну, мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою
1 Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: Изд-во
НОРМА, 2001. С.204.
2 Лукашева Е.А. К вопросу о правопонимании // Основные концепции права
и государства в современной России. «Круглый стол» // Государство и право.
2003. №35. С.5.
4 историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны. И только в этом случае нас ждет успех» .
Прошлое неразрывно связано с настоящим и во многом определяет сущность процессов, происходящих в современном обществе. В этой связи большое научное значение приобретает задача изучения политико-правовых проблем современности в непосредственной связи с историей развития государственно-правовой и духовно-нравственной культуры России с учетом специфики их проявления в различные исторические эпохи.
Актуальность такого изучения обусловлена и тем, что оно выступает одной из обязательных предпосылок объективного понимания особенностей политико-правовых процессов современного этапа развития российского общества. При этом нельзя не учитывать и того, что важнейшим инструментом воспитания патриотизма и гражданственности народа всегда было и остается воспитание историей.
Особую актуальность в этом плане приобретают исследования идей соотношения государства, права и нравственности в истории политических и правовых учений дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века. Обусловлено это тем, что проблемы социально-экономического, государственно-политического и духовно-нравственного развития современного российского общества имеют немалую схожесть с противоречивыми процессами общественного и государственно-правового развития России во второй половине XIX - начала XX века. В этот исторический период представители различных направлений отечественной политико-правовой мысли дореволюционной России внесли значительный вклад в разработку традиционно значимой для отечественной правовой культуры и национального правосознания проблемы соотношения государства, права и нравственности, создали достаточно богатый арсенал разнообразных идей и концепций, не потерявших своей актуальности и в современных условиях.
3 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России В.В. Путина // Российская газета 27 апреля 2007. № 90. С.5.
Актуальность темы представленного диссертационного исследования определяется и тем, что научный анализ идей соотношения государства, права и нравственности в политической и правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века позволяет показать их влияние на исторические судьбы нашей страны, а также дать этим идеям новое прочтение в свете существующих задач государственно-правового строительства современной России, объективно оценить значение политико-правовых учений дореволюционной России для последующего развития отечественной государственно-правовой науки.
Степень разработанности темы исследования:
Выбор темы диссертационного исследования обусловлен не только актуальностью, но и недостаточно глубокой и всесторонней разработанностью данной проблематики в современной отечественной научной литературе.
Анализируя степень научной разработанности представленной темы диссертации, следует подчеркнуть, что сама проблема соотношения государства, права и нравственности находилась в центре внимания зарубежных и отечественных мыслителей, ученых, политических и общественных деятелей на протяжении всей истории человеческой цивилизации.
Различные аспекты соотношения государства, права и нравственности рассматривались уже в политико-правовых учениях Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Проблемы соотношения государства, права и нравственности затрагивались в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона и других выдающихся мыслителей эпохи античности. В последующие исторические периоды обращение к указанной теме прослеживается в трудах Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Джона Локка, К. Гельвеция, Шарль-Луи Монтескье, Жан -Жака Руссо, Христиана Томазия, Иммануила Канта, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и других мыслителей.
В истории отечественной политико-правовой мысли IX-XVII веков отдельные проблемы соотношения государства, права и нравственности рас-
сматривались в памятниках древнерусской литературы, политико-правовых и религиозно-философских произведениях Митрополита Иллариона, Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Филофея, Нила Сорского, Максима Грека, Иосифа Волоцкого, Ивана Грозного, Андрея Курбского, Федора Карпова, Ивана Пересветова, Ивана Тимофеева и других авторов. В период укрепления в России абсолютизма эти вопросы нашли отражение в творчестве Симеона Полоцкого, Юрия Крижанича, В.Н. Татищева, И.Т. Посошкова.
Во второй половине XVIII - начале XIX века проблемы соотношения государства, права и нравственности затрагивались в работах А.Н. Радищева, М.М. Щербатова, СЕ. Десницкого, Я.П. Козельского, А.П. Куницина, М.М. Сперанского, Н.М. Карамзина. В 40-е годы XIX века эти проблемы нашли отражение в процессе идейной полемики западников (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева Т.Н. Грановского, К.А. Неволина) и славянофилов (К.С. Аксакова, И.В. Кириевского, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина и др.).
Несмотря на то, что проблемы соотношения государства, права и нравственности привлекали внимание отечественных мыслителей всех периодов истории нашей страны, следует подчеркнуть, что наиболее значительный вклад в их научное осмысление был внесен представителями различных направлений политико-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX — начала XX века.
В российской юридической литературе второй половины XIX - начала XX века названные проблемы рассматривались в трудах К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, С.А. Муромцева, Е.Н. Трубецкого, Н.М. Коркунова, Л.И. Петражицкого, А.А. Мушникова, П.Е. Казанского, В.Г. Щеглова, В.А. Савальского, П.Г. Виноградова, С.А. Котляревского, В.М. Гессена, А.С. Ященко и других ученых-юристов. Идеи соотношения государства, права и нравственности нашли отражение в произведениях B.C. Соловьева, Н.Г. Чернышевского, К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова, Ф.М. Достоевского, Л.А. Тихомирова, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, М.А. Бакунина, Н.В. Шелгунова, Л.Н. Толстого,
7 И.В. Михайловского, П.Б. Струве, И.Л.Солоневича, И.А. Ильина, С.Л. Франка, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и других представителей различных направлений русской политико-правовой мысли второй половины XIX -начала XX века.
В советский период различные аспекты соотношения государства, права и нравственности освещались в работах Ю.А. Агешина, В.А. Аржанова, А.Н. Винокурова, В.К. Дябло, Г.С. Гуревича, И.С. Дрейслера, Г.А. Злобина, М.П. Каревой, В.П. Морозова, В.И. Нижечека, В.А. Ойгензихта, М.С. Строговича, В.А. Туманова, Л.С. Явича, Е.А. Якубы и других ученых.
В современной научной литературе эти проблемы рассматриваются в рамках философских, теоретико-правовых, этико-правовых, историко-правовых, социологических, культурологических, политологических и исторических исследований.
Теоретико-правовые аспекты соотношения государства, права и нравственности затрагиваются в работах С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, B.C. Афанасьева, В.М. Баранова, П.П. Баранова, А.А. Безуглова, А.Г. Бе-режкова, М.И. Бобневой, В.И. Букреева, В.А. Василенко, A.M. Васильева, Н.В. Витрука, Н.Н. Вопленко, А.Б. Венгерова, А.Е. Выгорбиной, В.И. Гой-мана, Г.А. Голубевой, Ю.И. Гревцова, Г.К. Дмитриевой, И.Я. Дюрягина, С.Э. Жилинского, И.А. Ильина, В.И. Каминской, М.П. Каревой, В.П. Кази-мирчука, В.Н. Карташова, А.А. Кененова, Д.А. Керимова, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, Н.С.Малеина, А.В.Малько, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, B.C. Мамута, А.С.Мордовца, Д.И. Нигметова, Е.М. Пенькова, А.В. Полякова, В.Д. Попкова, Н.А. Придво-рова, А.Р. Ратинова, Р.А. Ромашова, И.Н. Римской, М.Б. Смоленского, А.И. Титаренко, Я.З. Хайкина, P.O. Халфиной, В.И.Шепелева, В.Ю. Щеглова и других ученых.
Философско-этические, политико-правовые, социологические и культурологические аспекты взаимодействия государства, права и нравственности исследуются в трудах Р.Г. Апресяна, Л.М. Архангельского, К.С. Гад-
8 жиева, Э.Б. Гудилиной, А.Н. Гусевой, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, О.Н. Крутовой, И.Н. Михеевой, Р.Т. Мухаева, Р.В. Петропавловского, Ю.В. Согомонова, А.Г. Харчева, С.Г. Чукина и других представителей отечественной философии, этики, социологии и политологии.
Нравственные проблемы современного общества рассматриваются в исследованиях С.В. Бородина, И.А. Василенко, А.Н. Головистиковой, В.А. Глушкова, Ю.А. Дмитриева, А.Ф. Кистяковского, В.И. Сидорова, К.А. Чернеги, М.Н. Шеллера, Б.Г. Юдина и других специалистов в области прикладной этики.
Актуальные проблемы взаимодействия правовых и нравственных норм в деятельности правоохранительных органов, а также в сфере защиты прав человека и обеспечения общественной безопасности затрагиваются в научных исследованиях A.M. Баранова, В.Н. Бутылина, И.В. Гончарова, Н.Л. Гранат, А.С. Кобликова, И.И. Карпеца, Н.Ф. Кузнецова, Р.Х. Макуева, Т.Н. Москальковой, СИ. Никулина, А.С. Пиголкина, О.А. Степанова.
Различным аспектам соотношения государства, права и нравственности в истории политико-правововой мысли дореволюционной России уделялось внимание в работах Ю.А. Агафонова, Н.М. Азаркина, М.В. Баглая, Ю.Я. Баскина, С.В. Боботова, А.В. Борисова, В.И. Власова, Н.А. Галкина, Г.В. Газенко, А.А. Гольцблата, П.С. Грацианского, В.Г. Графского, А.В. Гог-левского, Н.Н. Дьячковой, В.И. Жукова, Н.М. Золотухиной, В.Д. Зорькина, И.А. Исаева, Б.С. Итенберга, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, А.И. Кобзева, И.Ю. Козлихина, А.А. Контарева, А.В. Корнева, Б.Н.Ковалева, Э.В. Кузнецова, Н.Я. Куприца, В.М. Курицына, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, С.В. Липе-ня, Д.И. Луковской, В.П. Малахова, А.Я. Малыгина, Л.С. Мамута, О.В. Мар-тышина, Д.В. Масленникова, Р.С. Мулукаева, B.C. Нерсесянца, А.Н. Никитина, В.В. Оксамытного, О.А. Омельченко, А.С. Пиголкина, А.В. Полякова, М.Б. Ревновой, В.П. Сальникова, Е.А. Скрипилева, С.С. Секеринского, Э.Ю. Соловьева, В.А. Томсинова, В.А. Тонких, А.С. Тумановой, Н.А. Тро-
9 ицкого, Е.А. Фроловой, А.Н. Хорошилова, В.В. Шелохаева, Е.Н. Щендриги-на, А!И. Экимова, Ю.Л. Ярецкого.
Идейно-теоретическое наследие отдельных представителей русской общественно-политической и правовой мысли (Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, К.Д. Кавелина, С.А. Муромцева, П.И. Нов-городцева, К.П. Победоносцева, B.C. Соловьева, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина, С.Л. Франка и др.) стало темой научных работ многих современных российских ученых, в числе которых Р.А. Арсланов, В.Э. Березко, Г.А. Белов, К.С. Гаджиев, А.В. Захаров, М.В. Ильин, В.В. Князев, Ю.А. Комнатная, Р.Н. Макаров, А.Н. Медушевский, И.В. Новоженина, В.П. Пастухов, Н.В. Плетнев, С.А. Правкин, СИ. Сперанский, А.Э. Черноков, СИ. Фишер, Н.П. Ющенко и другие.
В последнее время в отечественной науке наблюдается значительная активизация интереса к исследованию русской политико-правовой мысли. Подготовлен ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам истории отечественного государства и права и политико-правовой мысли дореволюционной России. Среди работ, в которых затрагиваются вопросы соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России, следует выделить диссертационные исследования А.П. Альбова, П.В. Анохина, Д.В. Аронова, И.А. Бай-гушкиной, Т.Х. Бербековой, Г.Г. Бернацкого, A.M. Величко, А.В. Горожанина, СИ. Глушковой, Л.И. Глухаревой, В.А. Гусева, Е.Ю. Зориной, СВ. Ко-дана, А.В. Корнева, О.В. Кудинова, И.Е. Лабоцкой, В.Я. Любашица, В.В. Момотова, А.Ю. Мордовцева, А.И. Нарежного, М.А. Никишенковой, И.Д. Осипова, В.Г. Пахомова, Р.В. Полухина, А.А. Прокуратова, Ю.В. Пузд-рача, М.Б. Ревновой, А.В. Репникова, Е.В. Рябченко, Г.В. Станкевича, СВ. Сытина, Н.А. Чупровой, О.И. Цибульской, В.И. Щепетева, Ю.В. Ячменева.
Высоко оценивая труды названных авторов, вместе с тем следует констатировать, что комплексные исследования идей соотношения государства, права и нравственности в истории политико-правовой мысли дореволюцион-
10 ной России в отечественной юридической науке до настоящего времени не проводились. В современной историко-правовой науке отсутствуют монографические исследования, в которых бы в системном виде анализировались идеи соотношения государства, права и нравственности в концепциях представителей либерального, консервативного и радикально-революционного направления политико-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX — начала XX века.
Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения и политико-правовая мысль дореволюционной России второй половины XIX — начала XX века.
Предметом исследования являются формы теоретического познания, в которых получили отражение идеи представителей либерального, консервативного и радикально-революционного направлений отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX века о соотношении государства, права и нравственности как в историческом аспекте, так и в свете современных проблем отечественного государства и права.
Хронологические рамки исследования составляют исторический период развития политико-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века. Выбор хронологических рамок исследования обусловлен тем, что этот период охватывает важнейший этап отечественной истории, когда был совершен значительный прогресс в развитии русской дореволюционной науки о государстве и праве на фоне актуализации идей о соотношении государства, права и нравственности.
Исторический период второй половины XIX - начала XX века в истории России был ознаменован государственно-правовыми реформами 60-70-х годов XIX века, революционными событиями и политико-правовыми преобразованиями начала XX века, которые придали новый мощный стимул идейно-политическим течениям и государственно-правовым построениям в русской общественной мысли. В указанный период окончательно сформировались либеральное, консервативное и радикально-революционное направле-
ния политико-правовой мысли дореволюционной России, идеологи которых внесли значительный вклад в разработку проблем соотношения государства, права и нравственности.
Вместе с тем в диссертации анализируются представления о соотношении названных категорий, нашедших отражение в трудах выдающихся ученых, общественных и политических деятелей предшествующих исторических эпох, идейно-теоретическое наследие которых оказало значительное влияние на развитие отечественной политико-правовой мысли исследуемого периода.
Целью диссертационного исследования является комплексное изложение и историко-правовой анализ идей соотношения государства, права и нравственности отечественных мыслителей либерального, консервативного и радикально-революционного направлений политико-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века в контексте история - современность.
Поставленная цель диссертационного исследования предопределяет следующие его задачи:
проанализировать теоретико-методологические и историко-правовые основы исследования идей соотношения государства, права и нравственности в политико-правовой мысли дореволюционной России;
проследить развитие представлений о соотношении государства, права и нравственности в истории мировой политико-правовой мысли и их влияние на политико-правовые воззрения в России;
охарактеризовать опыт осмысления проблем соотношения государства, права и нравственности в истории русской политико-правовой мысли и идейно-теоретические истоки развития отечественной юридической науки во второй половине XIX - начале XX века;
выявить особенности и духовно-нравственные основания становления и развития либерального, консервативного и радикально-революционного
12 направлений политико-правовой мысли России второй половины XIX - начала XX века;
исследовать идеи соотношения государства, права и нравственности в либеральных государственно-правовых учениях дореволюционной России рассматриваемого периода;
рассмотреть идеи соотношения государства, права и нравственности в трудах российских консервативных мыслителей второй половины XIX - начала XX века;
- изучить взгляды представителей радикально-революционного на
правления политико-правовой мысли дореволюционной России на проблемы
соотношения государства, права и нравственности;
раскрыть общее и особенное в интерпретациях соотношения государства, права и нравственности в трудах представителей либерального, консервативного и радикально-революционного направления политико-правовой мысли дореволюционной России исследуемого периода;
определить значение разработки проблем соотношения государства, права и нравственности в российской политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX века для развития отечественного законодательства и юридической науки.
Методология и источниковая база исследования:
Методология диссертации определяется тем, что исследуемые проблемы находятся на стыке таких научных дисциплин, как теория и история права, философия права, история, этика, политология, и могут быть рассмотрены с обязательным учетом богатейшего опыта развития мировой и отечественной политико-правовой мысли. В этой связи анализ проблематики диссертационного исследования проводится на основе междисциплинарного, инте-гративного подхода с использованием совокупности всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов научного познания.
Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод познания, в рамках которого применялись част-
13 нонаучные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системный, феноменологический, герменевтический, логико-юридический, нормативно-юридический.
В диссертации также применяются методы прогнозирования развития политико-правовых ценностей и интерпретации политико-правовых теорий прошлого и настоящего: описание, реконструкция, объяснение. Особое значение имеет использование портретного метода, который позволяет проследить особенности формирования и эволюции воззрений о соотношении государства, права и нравственности в трудах представителей различных направлений отечественной политико-правовой мысли в зависимости от их политических пристрастий, симпатий и антипатий, особенностей социально-экономического и политического развития России во второй половине XIX -начале XX века.
Методология диссертации основывается на принципах историзма и объективности, что позволяет исключить пропаганду какого-либо одного направления; задача автора - дать, по возможности, наиболее полное представление об основных направлениях развития отечественной политико-правовой мысли рассматриваемого периода, поскольку они оказывали значительное воздействие на процессы, происходившие в российском обществе и государстве, и выражали сущность национального правосознания. Наряду с этим автор анализирует идеи соотношения государства, права и нравственности в истории отечественной политико-правовой мысли, исходя из наличия органической связи между историей и современностью.
Идеи соотношения государства, права и нравственности в трудах отечественных мыслителей рассматриваются применительно к основополагающим принципам либерального, консервативного и радикально-революционного направлений политико-правовой мысли России второй половины XIX - начала XX века.
Вместе с тем одновременно анализируется общественное значение различных решений проблем соотношения государства, права и нравствен-
14 ности, их конкретно-исторический и социально-политический смысл, их роль в противостоянии тех или иных политико-правовых идей и течений в государственно-правовой мысли дореволюционной России.
В работе с научной литературой приоритет отдавался первоисточникам, прежде всего трудам наиболее значимых представителей либерального, консервативного и радикально-революционного направлений политико-правовой мысли дореволюционной России. Особое внимание уделялось рассмотрению взглядов русских правоведов второй половины XIX - начала XX века на проблемы соотношения государства, права и нравственности в связи с проектами государственно-правовых преобразований в России и предлагаемыми моделями будущего политического устройства страны.
Непосредственной источниковой базой диссертационного исследования послужили работы видных российских ученых и мыслителей второй половины XIX - начала XX в.: А.И. Герцена, К.Д. Кавелина, Б.А. Кистяков-ского, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н. Трубецкого, М.Н.Каткова, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, К.П. Победоносцева, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, К.Н. Леонтьева, Н.Г. Чернышевского, Б.Н. Чичерина, Л.А. Тихомирова, П.Е. Казанского, А.А. Мушникова, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, М.А. Бакунина, Л.Н. Толстого, И.В. Михайловского, С.А. Муромцева, В.Г. Щеглова, Ф.Ф. Кокош-кина, В.А. Савальского, П.Г. Виноградова, С.А. Котляревского, В.М. Гес-сена, Н.И. Палиенко, А.С. Ященко, П.Б. Струве, И.А. Ильина, Н.И. Бердяева, И.Л. Солоневича, Н.В. Шелгунова, С.Л. Франка, П.А. Кропоткина, Н.К.Михайловского, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и др.
В процессе подготовки диссертационной работы автор опирался на труды классиков мировой и отечественной политико-правовой мысли. Ценными источниками явились сборники нормативно-правовых документов второй половины XIX - начала XX века, в том числе Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.
При проведении исследования была использована отечественная и зарубежная литература по теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, философии права, философии, этике, социологии, политологии и истории России.
Важным теоретическим источником диссертации явились научные труды С.С. Алексеева, А.П. Альбова, Н.М. Азаркина, B.C. Афанасьева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, П.П. Баранова, В.В. Бородина, A.M. Васильева, A.M. Величко, А.Б. Венгерова, Н.Н. Вопленко, Г.А. Гаджие-ва, СБ. Глушаченко, В.Г. Графского, Ю.И. Гревцова, Ю.П. Еременко, Н.М. Золотухиной, В.Д.Зорькина, И.А. Исаева, В.Н. Карташова, Д.А. Кери-мова, С.Ф. Кечекьяна, С.А. Комарова, А.В. Корнева, М.М. Куприца, И.Ю. Козлихина, А.И. Королева, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, В.В. Лысенко, Л.С. Мамута, Г.Н. Манова, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Н.С. Малеина, B.C. Нерсесянца, А.С. Пиголкина, И.Ф. Покровского, А.В. Полякова, В.К. Привалова, Т.Н. Радько, И.Ф. Ракитской, В.Б. Романовской, Р.А. Ромашова, В.П. Сальникова, Б.Н. Топорнина, В.А. Туманова, В.Н. Хропанюка, В.Д. Черданцева, З.М. Черниловского, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина, А.И. Экимова, Л.С. Явича и других российских ученых.
Комплексное использование современных методов научного познания, привлечение широкого круга источников, применение методологии, позволяющей совместить хронологическое освещение материала с выделением наиболее значимых персоналий политико-правовой мысли дореволюционной России, которые рассматривали в своих трудах анализируемые в диссертации проблемы, в конечном счете, позволили решить указанные задачи и достичь поставленных целей.
Научная новизна диссертационной работы обусловлена самой постановкой проблемы и попыткой с современных теоретико-методологических позиций на основе интегративного, междисциплинарного подхода, синтеза результатов философского, формально-юридического, со-
циологического, исторического, политологического, этического и других методов научного познания в системном виде проанализировать идеи соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России.
В диссертации рассматривается крупная научная проблема, ранее не получившая должной разработки в историко-правовой науке. Диссертация является первым комплексным, логически завершенным монографическим историко-правовым исследованием, посвященным сравнительному анализу представлений о соотношении государства, права и нравственности в государственно-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века.
В работе сформулирован и обоснован понятийно-категориальный аппарат исследования идей соотношения государства, права и нравственности в истории политических и правовых учений дореволюционной России. Показаны главные противоречия аксиологической интерпретации государства и права в трудах отечественных мыслителей, предпринята попытка выявления духовно-нравственных истоков и особенностей формирования различных направлений государственно-правовой мысли в России второй половины XIX - начала XX века.
На основе анализа широкого круга источников в диссертации получило свое обоснование новое перспективное научное направление исследования государственно-правовой мысли дореволюционной России, возникшее на стыке таких научных дисциплин, как общая теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений, философия права, этика, политология, социология и история России. В рамках данного направления соискателем предпринята попытка синтеза достижений современного гуманитарного знания и юридической науки с лучшими образцами отечественной политико-правовой мысли дореволюционной России. Впервые в исследовательской практике отечественной юридической науки раскрыты особенности соотношения государства, права и нравственности,
17 которые рассматриваются в качестве важнейших социально-юридических категорий, выявлены и исследованы объективные и субъективные духовно-нравственные факторы, влияющие на формирование консервативной, либеральной и радикально-революционной модели государственно-правовой идеологии.
На основе критического анализа и теоретического обобщения концепций соотношения государства, права и нравственности, представленных в работах идеологов консервативного, либерального и радикально-революционного направлений политико-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века определены базовые ценности, лежащие в основе легитимации государственного строя России; выявлены их внутренние противоречия, выражающие характер переходных исторических процессов, борьбу традиционных и модернистских государственно-правовых и духовно-нравственных ценностей, национальные особенности трансформации российского общества и государства исследуемого периода. Историко-теоретическое осмысление подходов к пониманию соотношения государства, права и нравственности, их критическая оценка позволили выдвинуть ряд самостоятельных выводов и рекомендаций.
На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Государство, право и нравственность, представляя различные сферы бытия человека и общества, тесно взаимосвязаны и активно взаимодействуют между собой, имеют много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию. Соотношение государства, права и нравственности проявляется в следующем: государство непосредственно устанавливает общие правовые нормы, осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает реализацию права; право в свою очередь составляет необходимую сторону государственной деятельности, закрепляет формы государства, компетенцию органов государственной власти, фиксирует грани и пределы деятельности государства; наряду с этим в деятельности государства и права отражаются понятные и приемлемые для общества нравственные ценности, нормы и
18 принципы. Активно воздействуя на духовно-нравственную сферу, право способствует укреплению государства. В то же время само право под влиянием нравственного фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как государственного регулятора общественных отношений.
В теоретическую разработку проблем соотношения государства, права и нравственности, определение основных методологических подходов к рассмотрению этих важнейших общественных явлений значительный вклад внесли выдающиеся мыслители Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Анализ воззрений мыслителей различных исторических эпох позволяет сделать вывод, что в их взглядах присутствует определенная преемственность, содержатся важные историко-теоретические предпосылки и ценные методологические подходы к рассмотрению проблем соотношения государства, права и нравственности, которые были восприняты и развиты представителями отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX века.
Идеи соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России оказывали значительное влияние на формирование и развитие Российского государства и права. Во второй половине XIX - начале XX в. окончательно сложились и получили свое дальнейшее развитие либеральное, консервативное и революционно-радикальное направления политико-правовой мысли дореволюционной России. Либеральное, консервативное и радикально-революционное направления, обосновавшие свои подходы к решению общественных проблем государственно-правовыми и духовно-нравственными аргументами, стали наиболее влиятельными течениями политико-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века.
Либеральная политико-правовая мысль дореволюционной России второй половины XIX века внесла большой вклад в разработку проблем соотношения государства, права и нравственности и особенно ярко проявилась
19 в государственно-правовых взглядах К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, В.Г. Щеглова, Г.Ф. Шершеневича, Н.М. Коркунова. Государственно-правовые воззрения этих ученых основывались на признании тесной взаимосвязи государства, права и нравственности, содержали значительную духовно-нравственную составляющую, выражавшуюся в идеях свободы, прав человека, законности и справедливости, первостепенной важности нравственных начал государства и права, необходимости эволюционного характера социальной трансформации. Идеологи русского либерализма выступали против разного рода насильственных способов переустройства России, которые оценивались ими в качестве аномальных проявлений, отклонений от нормального пути исторического развития.
Политико-правовая концепция русского либерализма начала XX века проявилась в творчестве видных отечественных правоведов П.И. Новго-родцева, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, А.С. Ященко, И.В. Михайловского, П.Г. Виноградова, С.А. Котляревского, В.М. Гессена, П.Б. Струве и других ученых, сохранивших идейную преемственность в понимании тесной взаимосвязи государства, права и нравственности. Либеральные идеологи теоретически обосновывали важность создания в стране конституционной монархии, необходимость широких правовых реформ, формирования правового государства, юридического закрепления прав личности. Способ достижения данной цели либералы видели в формировании в стране такой духовно-нравственной атмосферы, такого общественного мнения, которое, по их убеждению, смогло бы вынудить правительство встать на путь реформ. Однако в условиях нарастания революционного кризиса в России, роста радикально-революционных настроений в обществе политико-правовая идеология либерализма все более теряла свою привлекательность и не пользовалась поддержкой большинства народа, что в конечном итоге привело к краху отечественного либерализма в начале XX века.
Среди русских консервативных мыслителей второй половины XIX века наибольший вклад в рассмотрение проблем соотношения государства,
20 права и нравственности внесли М.Н. Катков, B.C. Соловьев, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, А.А. Мушников. Эти авторы обращались к духовно-нравственным основаниям в отстаивании идеи уникального исторического пути России, активно защищали и идеализировали неповторимое своеобразие российского общества и государства, объявляли православие и его религиозно-нравственное учение главным фактором, определяющим специфику духовно-нравственного и государственно-правового развития российского общества. Духовно-нравственным идеалом в воззрениях русских консерваторов выступало общество, где в основе деятельности государственно-правовых институтов находились бы нравственные начала. Достижение общего блага объявлялось основным предназначением государства, а главная задача государства и права состояла, по мнению консерваторов, в оберегании духовно-нравственного здоровья народа.
В начале XX века идеи соотношения государства, права и нравственности получили дальнейшее развитие в консервативных государственно-правовых теориях Л.А. Тихомирова, П.Е. Казанского, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.Л. Солоневича, И.Л. Ильина. В своих произведениях они подчеркивали ведущую роль государственных и духовно-нравственных начал в историческом прошлом, настоящем и будущем российского общества и государства. Самодержавие, в основе которого лежат православие, исторические, традиции, духовно-нравственные ценности русского народа, являлось, по мнению отечественных консервативных мыслителей, высшим благом для русского общества и государства. Сильная государственная власть объявлялась важнейшим средством для охранения общественного спокойствия и порядка, обеспечения величия и процветания России. Государство и право приобретали при этом высший нравственный смысл, внося в русское общество гармонию и единение.
Радикально-революционное направление отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX века сформировалось под влиянием революционно-демократических идей русских мыслителей предшествующих
21 этапов отечественной истории. Во второй половине XIX века проблемы соотношения государства, права и нравственности рассматривались в трудах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, М.А. Антоновича, М.Л. Михайлова, Н.В. Шелгунова, М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева. В работах этих авторов ярко прослеживалась тенденция материалистического объяснения всех явлений общественной жизни, включая такие ее важнейшие компоненты, как государство, право и нравственность. Отправным пунктом радикально-революционных воззрений являлось признание исторической обусловленности и тесной взаимосвязи государства, права и нравственности. Отсюда высшим долгом и назначением революционера, подлинно нравственной программой его деятельности объявлялась активная революционная борьба за уничтожение самодержавия и его государственно-правовых институтов, построение справедливого общества без эксплуатации и насилия. Распространение этих идей во многом способствовало созданию духовно-нравственной атмосферы неприятия самодержавия и его государственно-правовых институтов в обществе, дальнейшему развитию революционного движения в Российской империи начала XX века.
9. В начале XX века проблемы соотношения государства, права и нравственности получили новое осмысление в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого, радикально-революционных воззрениях русских анархистов (П.А. Кропоткина), социалистов-революционеров (Н.К. Михайловского, В.М. Чернова) и социал-демократов (Г.В. Плеханова, В.И. Ленина). Идеологи радикально-революционного направления политико-правовой мысли дореволюционной России начала XX века исходили из признания классовой сущности государства, права и нравственности. Идею нравственного и государственно-правового прогресса общества они связывали с революционными изменениями в России, уничтожением буржуазного государства и социалистическим переустройством общества. Наиболее последовательно идеи отрицания буржуазных государства, права и нравственности были сформулированы в политико-правовой идеологии российской социал-демократии и на-
22 шли конкретное воплощение в деятельности партии большевиков во главе с В.И. Лениным в ходе революционных событий в России начала XX века.
10. В идеях соотношения государства, права и нравственности предста
вителей либерального, консервативного и радикально-революционного на
правлений политико-правовой мысли дореволюционной России второй по
ловины XIX - начала XX века проявилось несовпадение взглядов на про
шлое, настоящее и будущее страны. Существовавшие в России государст
венно-правовые институты либералы рассматривали в основном с юридиче
ских позиций. Консерваторы предпочитали давать им нравственную оценку.
Радикалы исходили из исторической обусловленности государства, права и
нравственности и призывали к революционному переустройству общества.
Вместе с тем консервативные, либеральные и радикально-революционные
идеи соотношения государства, права и нравственности объединяет то, что
их появление и обоснование было направлено на поиск более совершенных
форм и моделей общественного и государственно-правового устройства.
11. Идеи соотношения государства, права и нравственности в государ
ственно-правовых воззрениях идеологов либерального, консервативного и
радикально-революционного направлений политико-правовой мысли доре
волюционной России второй половины XIX - начала XX века оказали суще
ственное влияние на историю нашей страны. Эти идеи не утратили своей
актуальности и значимости в современных условиях, имеют важное методо
логическое значение для развития современной науки и совершенствования
процесса государственно-правового строительства в Российской Федерации.
Исследование идейно-теоретического наследия отечественной политико-
правовой мысли показывает, что государственно-правовые преобразования в
нашей стране должны основываться на духовно-нравственных традициях
российского общества и проводиться с учетом исторического опыта разви
тия отечественного государства и права.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют многие разделы общей теории права и государства, истории политических и правовых учений, истории государства и права, социологии и философии права.
Исследуемые в диссертации проблемы соотношения государства, права и нравственности не только восполняют пробел в изучении истории государственно-правовой мысли дореволюционной России, но и являются фундаментальными в современной науке о государстве и праве, а их новое осмысление с учетом исторического опыта обусловливает теоретическую ценность проведенного исследования.
Положения и выводы диссертационной работы представляют значимость для уточнения, а в ряде случаев, и пересмотра существующих в современной юридической науке оценок отечественного политико-правового наследия, что, несомненно, будет способствовать более глубокому его осмыслению.
В диссертации сформулированы теоретические положения, позволяющие получить целостное представление о взглядах идеологов консервативного, либерального и радикально-революционного направлений отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX века на проблемы соотношения государства, права и нравственности.
В работе предпринята попытка выявить и дать оценку влияния консервативных, либеральных и радикальных государственно-правовых учений на становление и развитие современной науки о государстве и праве. Содержащиеся в диссертации положения и выводы помогут создать наиболее полную, системную картину отечественного идейно-теоретического наследия по исследуемой проблематике.
24 Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы:
а) в научно-исследовательской деятельности при анализе современного
состояния и перспектив совершенствования государственно-правовой систе
мы России;
б) в разработках современной, наиболее эффективной, отражающей
особенности политической, правовой и нравственной культуры граждан на
шей страны, парадигмы взаимоотношений общества, государства и права.
Это, в свою очередь, может найти отражение и закрепление в законодатель
ных актах Российской Федерации;
в) при подготовке лекционных курсов, проведении семинарских и
практических занятий по общей теории права и государства, истории поли
тических и правовых учений, истории государства и права, философии и со
циологии права, политологии и истории России;
г) при подготовке и проведении спецкурсов по истории отечественной
политико-правовой мысли.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены использованием современной методологии, аргументированностью положений и выводов диссертации, полным и всесторонним изучением источников, в первую очередь фундаментальных работ дореволюционных мыслителей консервативного, либерального и радикально-революционного направлений отечественной политико-правовой мысли, изучением монографических и диссертационных исследований, посвященных различным аспектам соотношения государства, права и нравственности в истории политических и правовых учений дореволюционной России.
Апробация и внедрение результатов исследования: Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России. В процессе проведения исследования автором был сделан ряд научных сообщений на заседаниях кафедры.
Основное содержание и выводы диссертационного исследования были изложены в докладах и выступлениях соискателя на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях.
Среди них: «Национальная идея как условие сохранения социокультурной самобытности и государственности» (Орел, 22-23 октября 2000 г.); «Национальная идея как фактор обеспечения социально-политической и экономической стабильности российского общества» (Орел, 17-18 мая 2001г.); «Национальная идея и национальная безопасность современной России» (Орел, 1-2 ноября 2002 г.); «Актуальные проблемы теории и истории государства и права» (Санкт-Петербург, 19 декабря 2002 г.); «Системная модель российского общества XXI века и корректировка реформ: Общество, которое мы выбираем» (Орел, 25-26 апреля 2003 г.); «Национальная идея в контексте российской ментальносте» (Орел, 20-21 ноября 2003 г.); «Конституционная защита граждан от преступных посягательств, реализуемая нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства» (Москва, 19-20 февраля 2004 г.); «Актуальные проблемы юридической науки и практики» (Орел, 26 февраля 2004 г.); «Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современной России» (Орел, 28 октября 2004 г.); «Региональная преступность: состояние, проблемы и перспективы борьбы» (Курск, 9 декабря 2004 г.); «Правопорядок и безопасность в России: история и современность» (Орел, 30 мая 2005 г.); «35 лет российской правовой академии министерства юстиции Российской Федерации и ее роль в развитии юридического образования» (Москва, 13 октября 2005 г.); «Роль права в обеспечении национальных интересов» (Москва, 19-20 октября 2005 г.); «Органы внутренних дел России: проблемы и перспективы совершенствования» (Орел, 27 октября 2005 г.); «Эволюция политической и правовой культуры в России» (Великий Новгород, 10-11 ноября 2005 г.); «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержание и механизмы трансформации» (Курск, 25-26 ноября 2005 г.); «Региональная преступность: состояние, проблемы и перспективы борьбы» (Курск, 9-10 де-
26 кабря 2005 г.); «Административно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминалистические и иные меры противодействия экономическим, налоговым правонарушениям и преступлениям» (Челябинск, 18 декабря 2005 г.); «Современное законотворчество: теория и практика» (Москва, 22-23 декабря 2005 г.); «Актуальные проблемы права России и стран СНГ» (Челябинск, 30-31 марта 2006 г.); «Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность» (Псков, 17 апреля 2006 г.); «Актуальные проблемы юридической науки и практики» (Орел, 15-16 мая 2006 г.); «Правоохранительная деятельность и проблемы информационной безопасности» (Калининград, 24-25 октября 2006 г.); «Вторые Державинские чтения в Российской правовой академии министерства юстиции Российской Федерации» (Москва, 9-10 ноября 2006 г.); «Российский парламентаризм: история, теория и практика» (Белгород, 30 ноября 2006 г.); «Региональная преступность: состояние, проблемы и перспективы борьбы» (Курск, 15 декабря 2006 г.); «Обеспечение прав и свобод личности в современной России. (Москва, 22 декабря 2006 г.); «Роль правоохранительных органов в современном обществе: проблемы научно-практического обеспечения» (Улан-Удэ, 21-22 февраля 2007 г.); «Россия и современный мир: проблемы политического развития» (Москва, 12-13 апреля 2007 г.); «Юридическое образование, наука и практика: взаимодействие и перспективы (Орел, 31 октября 2007 г.); «Актуальные проблемы государства, права и управления на современном этапе развития российского общества» (Москва, 20 ноября 2007 г.).
Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, используются в работе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Калининградской областной Думы, Орловского областного Совета народных депутатов, внедрены в образовательный процесс Академии управления МВД России, Калининградского юридического института МВД России, Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Орловского государственного университета, Орловского юридического института МВД России, Уфимского юридического института МВД России,
27 Южно-уральского государственного университета, Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России.
Основные положения и выводы диссертации отражены в 61 публикации соискателя, в том числе в 3-х монографиях, 2-х учебных пособиях, 15 научных статьях, которые изданы в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК России и рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Среди них такие научные журналы, как «Государство и право», История государства и права», «Политика и право», «Философия права», «Современное право», «Закон и право», «Вестник Московского университета МВД России», «Человек: преступление и наказание» и др.
Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой научного исследования и состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и библиографического указателя. Общий объем диссертации составляет 440 страниц, а библиография включает 502 наименования.
Теоретико-методологические основы исследования идей соотношения государства, права и нравственности в истории политических и правовых учений дореволюционной России
В истории мировой и отечественной политико-правовой мысли представлено широкое многообразие методологических подходов к изучению государства и права, которые неразрывным образом связаны с особенностями правосознания, политическими, правовыми и духовно-нравственными традициями общества и выражают вполне определенное видение государственно-правовых явлений, социальных институтов и учреждений. В этой связи рассмотрение идей соотношения государства, права и нравственности в истории политико-правовой мысли дореволюционной России целесообразно начать с определения теоретико-методологических основ исследования.
В современной литературе научная методология права и государства характеризуется как «применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений» .
В этой связи методологию представленного исследования можно определить как систему взаимосвязанных научно-исследовательских подходов, приемов, способов, принципов организации и построения теоретико-познавательной деятельности, направленной на изучение идей соотношения государства, права и нравственности в истории политико-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века.
Рассматривая методологию исследования идей соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России, необходимо иметь в виду, что история политических и правовых учений, как очень точно замечает профессор В.В.Лазарев, «наука одновременно теоретическая, историческая, политическая и юридическая»1.
Поэтому идеи соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России сегодня необходимо изучать на основе синтеза результатов философского, социологического, исторического, политологического, этического и других научно-исследовательских подходов, с использованием таких важнейших методов научного познания, как диалектико-материалистический, системный, хронологический, проблемно-теоретический, сравнительно-правовой, нормативно-юридический, портретный
Для анализа идей соотношения государства, права и нравственности в политико-правовой мысли дореволюционной России особое значение имеет принцип историзма, который исходит из подхода к государственно-правовой действительности как к изменяющемуся во времени, внутренне закономерному, необходимому процессу общественного развития. Конкретно-исторический подход учитывает диалектику общего, особенного и единичного в политических и правовых учениях различных эпох, вскрывает коренную противоположность во взглядах идеологов разных направлений политико-правовой мысли.
Исследование идей соотношения государства, права и нравственности в истории политико-правовых учений дореволюционной России невозможно без теоретического анализа понятийно-категориального аппарата. Известный российский ученый И.А. Ильин отмечал, что сущность воззрений на государство, право и нравственность «не может быть понята ни в одной исторически известной нам доктрине, если мы не сделаем попытки определить эти категории в понятиях и терминах современной науки»1.
В этой связи, для исследования идей соотношения государства, права и нравственности в политико-правовых учениях прошлого необходимо, прежде всего, раскрыть содержание этих категорий, а также связанных с ними других понятий и терминов, без определения которых невозможен научный анализ изучаемой проблематики, ясное и отчетливое представление о научном значении и смысле этих словосочетаний. Важно отметить, что все известные идеологии, учения и концепции включают в себя определенную совокупность тех или иных идей, взглядов, оценок и суждений. В русском языке слово «идея» означает «сложное понятие, определяющее замысел и содержание чего-нибудь; представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности»2.
Особую роль идей в истории России подчеркивали многие отечественные мыслители, отмечая, что история представляет собой не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей, что содержание исторической жизни составляют идеи, а не одни факты. Известный российский историк В.О. Ключевский писал: « Идеи становятся историческими фактами подобно тому, как делаются ими силы природы. Идеи и личные убеждения, становятся господствующими в обществе, входят в общее сознание и нравы, в государство и право, становятся правилами, общеобязательными и для тех, кто их не разделяет, т.е. делаются общественными фактами»3.
Особенности становления и развития либерального направле ния политико-правовой мысли дореволюционной России
В многообразном идейном наследии дореволюционной России значительная роль принадлежит либеральным политико-правовым теориям и концепциям. Во второй половине XIX века либеральное направление отечественной политико-правовой мысли становится одним из ведущих в многоцветной палитре идейно-теоретических построений этого периода развития русской общественной мысли.
Анализируя идеи соотношения государства, права и нравственности в либеральных политико-правовых учениях дореволюционной России, необходимо отметить, что в процессе своего становления и развития идеология либерализма содержала значительную духовно-нравственную составляющую, которая выражалась в идеях свободы, прав человека, законности и справедливости, ставших духовно-нравственным фундаментом либеральных теоретических построений.
Не случайно в современной литературе либерализм трактуется как «интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей цивилизованных людей»1.
Анализируя основные черты и этапы становления либерализма в России, следует иметь в виду, что либеральная политико-правовая идеология представляет собой результат развития западноевропейской культуры. Возникновение либерализма было обусловлено специфическими условиями социально-экономического, политического и государственно-правового развития западноевропейской цивилизации, которые складывались в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время. Как идейно-политическое течение либерализм формировался постепенно.
Сам термин «либерализм» (происходит от латинского liberalis, французского liberte - свобода), вошел в европейский, общественно-политический лексикон в начале XIX века. Первоначально это слово использовалось в Испании, где в 1812 году «либералами» называли одну из групп делегатов-националистов в Испанском парламенте, заседавших в Кадисе1.
Идейно-теоретические корни и первые опыты практического воплощения либеральных идей уходят корнями в конец XVII - XVIII век. У истоков «классического» либерализма находились идеи Дж. Локка, Ш.-Л Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо, И. Канта, А. Смита, В. Гумбольта, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона, А. де Токвиля и других видных мыслителей. На протяжении всего XIX века эти идеи были развиты И. Бентамом, Б. Констаном, Дж. С. Миллем, Т.Х. Грином, Л. Хобхаузом и другими представителями западной общественно-политической мысли.
Либерализм как система политико-правовых воззрений, тип сознания и комплекс духовно-нравственных установок при всей своей многовариантности имеет некие общие корни и исходные методологические позиции, свою систему духовно-нравственных принципов и идеалов, которые в совокупности делают его особым типом политико-правовой мысли2.
По мнению многих современных исследователей, политико-правовая идеология либерализма в социально-экономическом плане находит свое воплощение в концепции гражданского общества, которое представляет собой юридический союз свободных граждан, обладающих собственностью и экономической самостоятельностью. Государство в данном случае является слугой общества, содержится на его налоги и обязано охранять правопорядок, обеспечивать безопасность личности, устанавливать цивилизованные формы рыночной экономики, конкуренции между товаропроизводителями, свободного производства и товарообмена.
В гуманитарной и духовно-нравственной сфере либерализм придерживается ярко выраженного индивидуализма, идеи о самодостаточности человеческой личности, которая сама по себе объявляется высшей ценностью и имеет право на тот образ жизни, который более всего отвечает ее интересам. Либерализм включает в себя индивидуальную свободу, достоинство человеческой личности, терпимость1.
В политическом плане либерализм выступает за концепцию разделения властей, контроль общества за государством, выборность органов власти и ее ответственность перед народом. Юридическая составляющая либерализма выражается в естественно-правовой доктрине и концепции правового государства. С точки зрения либералов, человек в силу самого факта рождения имеет некие прирожденные права, которые никто не имеет право нарушать -ни другой человек, ни общество, ни государство. Эти права являются границей власти. Правовое государство представляет собой особый тип власти, которая реализуется на основе ее разделения, в правовых формах и в границах, определенных правом. Одна из основных обязанностей государства состоит в том, охранять свободу и права человека .
Духовно-нравственные основания становления и развития консервативного направления русской политико-правовой мысли
Приступая к анализу взглядов на соотношение государства, права и нравственности представителей консервативного направления русской политико-правовой мысли второй половины XIX - начала XX веков, представляется необходимым рассмотреть духовно-нравственные основания возникновения и особенности развития консерватизма в России.
В научной литературе само возникновение политической идеологии консерватизма традиционно связывается с именами крупнейших западноевропейских мыслителей конца XVIII начала XIX века: Эдмунда Берка (1729-1797) и Жозефа де Местра (1753-1821), которые в своих произведениях выражали неприятие революционных изменений общественного и государственного устройства и с негативных позиций характеризовали идеи и события Великой французской буржуазной революции.
Революционным призывам к переустройству общества и государства на началах свободы, равенства и братства, консервативные мыслители противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы. В силу этого умозрительные проекты создания разумного государства радикальными методами, по убеждению консерваторов, обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный по «божьей воле» или в ходе исторического процесса государственно-правовой порядок.
Исходя из этого, консерваторы выступали против революции, порвавшей с прошлым, с давними традициями, провозглашали торжество идеи Бога в человеке. «Все нравственные, гражданские, политические и религиозные институты призваны подтвердить нераздельность божественной и человеческой идеи и служить возведению такого великого ... строения, как человек, которому предназначено занять высшую ступень в системе творения».
Анализируя представленные в зарубежной и отечественной науке определения консерватизма необходимо отметить, что сложность и богатство содержания консервативной идеологии обусловили разнообразие вариантов ее дефиниции.
Так авторитетный западноевропейский ученый С. Хантингтон объясняет консерватизм как «своеобразную систему всеобщих идей, которая определяется универсальными ценностями справедливости, порядка, равновесия, сдерживания».
С точки зрения авторов современной «Политической энциклопедии», «идеология консерватизма выступает в 2-х различных формах: как аналогия существующих порядков, как ностальгия по утерянному социальному статусу».
Применяя цивилизационный подход, исследователь С.А. Шестаков отождествляет консерватизм с «идеологическим и политическим каркасом, который «держит» цивилизацию в рамках собственной культурно-исторической идентичности»4.
Существует также трактовка консерватизма как «политической идеологии, ориентирующейся на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь, морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности» .
Рассматривая этимологию слова «консерватизм» (от лат. conservare -охранять, сохранять), современные исследователи характеризуют консерватизм как идейно-политическое течение, сторонники которого ведут борьбу за сохранение традиционных, сложившихся основ социальной системы проявляющихся в государстве, праве, нравственности, религии, семье, собственности. Важнейшими компонентами консервативного сознания называется отрицание революционных скачков и резких социально-экономических перемен, стремление к сохранению и укреплению существующих государственно-правовых институтов на основе традиционных духовно-нравственных ценностей общества1.
Анализ представленных в современной научной литературе понятий консерватизма позволяет сделать важный для нашего исследования вывод, что основополагающими для консервативной политико-правовой идеологии являются идеи сохранения, защиты и преемственности традиционных для данного общества духовно-нравственных, политических и государственно-правовых ценностей, которые находят свое выражение в государстве, праве, нации, семье, религии, нравственности.
Необходимо отметить, что с момента своего возникновения консерватизм как идеология, форма общественного сознания и способ мышления, пройдя сложный и длительный путь эволюции, постоянно видоизменяясь, приспосабливаясь и реагируя на новые условия жизни общества и государства, не только не утратил своей привлекательности, но и превратился в одну из ведущих политико-правовых идеологий современности.
Связано это во многом с тем, что консерватизм всегда включает в себя утвердившийся и общепринятый в государстве и обществе набор ценностей, детерминирующих поведение и образ мыслей тех или иных категорий населения, а также формы приспособления к традиционным социальным нормам и государственно-правовым институтам. Сам ход исторического развития России и других государств мира подтверждает высокую эффективность базовых консервативных идей основанных на признании необходимости сохранения традиционных форм организации общественной жизни, подозрительном отношении к радикальному отрицанию существующих духовно-нравственных ценностей и государственно-правовых институтов.
Не случайно в современной России все чаще высказываются идеи о необходимости возрождения и внедрения в массовое народное сознание мировоззрения, отвечающего подлинным национальным традициям, связанным с приматом общественного над индивидуальным, с культом сильной государственности и взаимной нравственной ответственности власти и народа, что в известной степени отвечает базовым установкам консервативной идеологии.
В последние годы стали появляться научные работы об отдельных представителях консервативного направления русской политико-правовой мысли и их государственно-правовых воззрениях, особенностях становления и развития русского консерватизма, его влияния на исторические судьбы нашего Отечества2.
Исторические предпосылки становления и особенности развития радикально-революционного направления русской политической и правовой мысли второй половины XIX - начала XX века
Вторая половина XIX - начало XX века в истории России характеризуется бурным развитием радикально-революционного направления отечественной политико-правовой мысли, которое проявлялось в идеологии и практике русского народничества, анархизма и марксизма.
Характеризуя особенности развития радикально-революционного направления политико-правовой мысли дореволюционной России, необходимо отметить, что истории и теории российского радикализма на разных этапах его становления и эволюции, различным идейно-политическим формам проявления радикально-революционных настроений в истории нашей страны посвящена обширная литература.
В научной литературе советского периода особое значение придавалось анализу революционно-освободительной тенденции в истории русской политико-правовой мысли как единственно позитивной и потому заслуживающей внимания и пристального изучения.
Причиной этого является то, что вторая половина XIX столетия прошла в России под знаком радикально-революционных идеологий, а в XX веке российское общество и государство стали полем реализации радикально-революционных идей и социально-политических экспериментов.
Длительное время в советской литературе по истории российского революционного радикализма ощущалась его идеализация, особенно если речь шла об истории социалистических идей и деятельности социалистов в период второй половины XIX - начала XX века. В научных работах советского периода неизменно подчеркивалось значение социалистической революции в России 1917 года, роль марксистско-ленинской теории и практики в развитии коммунистической идеи1.
Это и понятно, поскольку большевистская революция и Советская власть одержали в России победу, и в нашей стране практически весь XX век господствующее положение занимала коммунистическая политика и идеология. Термином «радикализм» при этом обозначали не столько сам большевизм (здесь использовался термин «революционеры»), сколько немарксистские идейно-политические течения правого и левого толка2.
В 90-е годы XX века, в период кризиса и распада Советского Союза появилось значительное число публикаций, в которых пересматривается социально-политическая роль революционного радикализма как историко-политического феномена оказавшего значительное влияние не только на всю историю нашей страны в XX веке, но и проявляющегося в общественном сознании современного этапа развития России. В этой литературе особо подчеркивалась негативная роль марксистско-ленинской теории и практики в истории нашей страны.
Необходимо отметить, что и в современной России продолжают появляться издания по сути своей являющиеся образцами во многом предвзятого, ненаучного подхода к анализу проблем истории отечественного государства и права. Так, например, О.А.Кудинов в курсе лекций по истории отечественного государства и права вышедшем в свет в 2007 году в московском издательстве «Ось -89», не утруждая себя сколько-нибудь серьезными научными аргументами, безапелляционно заявляет: «Марксистско-ленинская доктрина
государства и права, в отличие от других учений, основанных на различных естественно-правовых и философских теориях, базируется на взглядах иудейского хилиазма об избранном народе, замененным избранным классом -пролетариатом. В силу своей примитивности и античеловечности это учение стало популярным преимущественно среди людей с неразвитым абстрактным мышлением и сексуально-психическими отклонениями».
Думается, что подобные образцы современной учебной литературы не только далеки от объективного анализа важнейших событий отечественной истории, но и сами страдают примитивизмом и антинаучностью. Представленные здесь оценки не только игнорируют тот факт, что становление и развитие тех или иных политико-правовых идей определяются изменениями социальной реальности и общественных отношений, которые порождают спрос на те или иные идеи, но и оскорбительны для многих миллионов людей, которые продолжают и сегодня разделять идеологические установки марксизма - ленинизма.
Кроме того, уважение к истории своей страны и ее народу, желание непредвзятого рассмотрения различных подходов и точек зрения на те или иные исторические события являются важнейшей составляющей любого научного анализа. Именно поэтому в современной отечественной научной литературе все более прослеживается тенденция отказа от крайностей сугубо позитивных или негативных оценок радикально-революционного направления русской политико-правовой мысли и стремление к объективному осмыслению роли радикально-революционных идей в истории России.