Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Современный конституционализм и теория правового государства в ФРГ 23
I. Легитимация как основной вопрос современной философии государства 23
II. Конституционализм как форма легитимации современного западного государства 24
III. Либеральная логика идеи правового государства: государство как адресат обязанностей 35
IV. Образ человека как homo politicus в конституционализме ФРГ 41
V. Демократия в версии конституционализма ФРГ 46
VI. Социальное государство по смыслу Основного закона ФРГ 53
VII. Теория правового государства 70
VIII. Основные права как элемент правовой государственности: понятие, содержание, функции 87
IX. Неприкосновенность человеческого достоинства как основное право 94
X. Неотчуждаемость основных прав 99
XI. Конституционное право и международное право 102
XII. Основные права в структуре конституции 111
XIII. Связанность государства и его органов законом и правом 114
XIV. Примат права 117
Глава 2. Защита конституции и конституционного строя в ФРГ 136
I. Понятие защиты конституции в правовой доктрине ФРГ 136
II. Ограничения изменения конституции 139
1. «Материальные» ограничения изменения Основного закона; 139
2. Смысловые и содержательные требования к изменениям Основного закона 141
3. «Конструктивные ограничения» изменения Основного закона 144
а) требования к применению и интерпретации закона; 145
б) взаимодействие судебной и государственной властей с целью недопущения нарушений конституции; 146
4. Превентивные репрессивные гарантии соблюдения конституции: 147
а) лишение основных прав 148
б) запрет на профессию («Беруфсфербот») 152
в) запрет политических партий 155
г) право на сопротивление 165
д) обязательная верность конституции 170
е) возможность выдвижения обвинения против президента и увольнения судей 170
ж) правоохранительные органы, спецслужбы и защита конституции 172
Глава 3. Онтология государства: традиционализм и новации 186
I. Философский образ идеального государства в государствоведении ФРГ 186
II. Философско-антропологическое обоснование государственно-правовой теории 196
1. Философский образ человека и политико-правовая теория в ФРГ 196
2. «Политическая антропология» X. Плесснера 200
3. «Философия институтов» А. Гелена 216
III. Социально-политическая кибернетика Н. Лумана 226
Глава 4. Политическая культура в ФРГ 271
I. Понятие нации в современной германской политической теории и национальное сознание в современной Германии
II. Политическая культура и современное политическое сознание в Германии: история и современность
III. Политическая культура и процесс объединения Германии 320
Заключение 358
Список литературы 367
- Конституционализм как форма легитимации современного западного государства
- Демократия в версии конституционализма
- Основные права как элемент правовой государственности: понятие, содержание, функции
- Социально-политическая кибернетика Н. Лумана
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации провозгласила Россию правовым государством. Смена приоритетов в практике государственного строительства в России, развитии ее государственно-правовой идеологии и отечественной политико-правовой теории в целом заставляют российских исследователей внимательно изучать зарубежный опыт строительства правового демократического государства, обусловливая их постоянный, неослабевающий интерес к анализу к конституционно-правовой и социально-политической теории развитых зарубежных стран и, разумеется, Германии. Развитие конституционно-правовой и политико-правовой теории в ФРГ, германский опыт построения демократического социально-правового государства при внимательном и критическом их изучении могут обрести важное значение для развития российской государственности и выработки новых подходов к изучению государственно-правовых и социально-политических феноменов современной российской жизни.
При построении правового государства в России, ознаменованного значительными трудностями, неизбежными отклонениями и издержками, чрезвычайно важным является избрание правильной стратегии, учет национальной, культурной и исторической специфики нашей страны, специфики развития ее правовой системы, ментальности нашего народа. Как показывает опыт зарубежных стран, слепое копирование странами иных культур определенных и кажущихся «естественными» и «универсальными» западных политико-правовых институтов может повлечь за собой весьма негативные последствия.
Именно поэтому осмысление западного и, в частности, германского опыта построения правовой государственности отрицает возможность простого заимствования институтов и правовых принципов и предполагает критическое творческое отношение к ним, равно как и концепциям правовой государственности.
В отечественной литературе проблемы правовой демократической государственности в Германии уже неоднократно подвергались анализу. В настоящей работе проанализированы новейшие направления государственно-правовой и социально-политической мысли этой страны, освещены новые, не изученные еще в полной мере в отечественной юридической литературе подходы немецких теоретиков к проблемам генезиса и сущности государства и права, правового государства и демократии, в частности, вопросы их фило-софско-антропологического и культурологического обоснования.
Автор считает полезным обратиться к проблемам правовой государственности, рассматривая их в общем контексте развития западноевропейской культуры как особого типа культуры. Исторический опыт развития правовой государственности явственно показывает, что при наличии общих принципов данного типа государственности в разных странах возможны и существенные различия в их понимании и реализации. Поэтому необходимо тщательно проанализировать германский опыт, дабы избежать ошибок в построении новой российской государственности.
Степень научной разработанности и круг использованных источников. В своей работе диссертант опирается на исследования отечественных специалистов в области теории государства и права, конституционного права, истории государства и права, истории политических и правовых учений, философии, социологии, политологии.
В русской дореволюционной и эмигрантской литературе вопросы правовой государственности обсуждались, в частности, такими видными теоретиками, как Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский и П.И. Новгородцев и др.
В настоящее время проблемы сущности и содержания правовой государственности активно обсуждаются в работах С.А. Авакьяна, В.С.Афанасьева, М.В. Баглая, А.В. Венгерова, Н.В. Витрука, Б.Н. Габричид-зе, О.А. Жидкова, В.Н. Кудрявцева, В.И. Кузнецова, Е.А.Лукашевой, В.О.
Лучина, М.А. Могуновой, В.А.Сидорова, А.С. Пиголкина, Т.Н. Радько, Б.Н. Топорнина, В.А.Четвернина, В.Е. Чиркина, А.И. Экимова.
В плане общей теории государства и права тема правовой государственности обсуждалась в работах B.C. Нерсесянца, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко. В русле истории политических и правовых учений вопросы сущности правового государства рассматривались в работах П.С. Грацианского, В.Д. Зорькина, Д.И. Луковской, О.А.Омельченко, Ю.С. Пивова-рова, И.Ф. Ракитской, В.А. Рогова, Е.И.Темнова.
Что касается теории и практики правового государства в ФРГ, то этой проблеме посвящены работы А.С. Автономова и Б.А.Страшуна, специализирующихся на анализе конституционного права зарубежных стран. При этом следует подчеркнуть, что они рассматриваются первым в основном в контексте изучения политических систем зарубежных стран, а вторым - в пропедевтическом аспекте - в плане подготовки учебников для преподавателей и студентов юридических вузов.
В научно-исследовательском плане вопросы правовой государственности в ФРГ как таковой рассматривались в работах известных отечественных германистов - И.П. Ильинского, И.А. Ледях, Ю.И. Лейбо, В.В.Невинского, Н.А.Сидорова, В.А. Туманова, Ю.П.Урьяса, В.М. Шумилова. Следует отметить, однако, что практически все эти работы (за исключением работ В.В. Невинского и В.М. Шумилова) написаны в 60-х - 80-х годах. С тех пор прошло достаточно много времени, и потому возникла настоятельная необходимость осмыслить новейшие тенденции в развитии теории и практики германской демократической социально-правовой государственности, ибо при всей по видимости стабильности положения дел в теории и практике правовой государственности в ФРГ наметились новые важные тенденции, требующие своего адекватного отражения и понимания. Следует подчеркнуть, что Федеральный конституционный суд ФРГ принял в последние годы ряд решений, существенным образом повлиявших на развитие конституционно-
правовой теории в Германии и развитие демократической социально-правовой государственности в этой стране, а к 50-летию образования ФРГ и 50-летию Федерального конституционного суда вышло значительное количество работ виднейших немецких правоведов, существенно обогативших и развивших немецкую конституционно-правовую теорию и, тем самым, общую теорию государства и права.
В определенных - философско-социологических аспектах, в том числе и философско-методологических, - вопросы развития политико-правовой теории в ФРГ рассматривались в работах отечественных философов и социологов - А.С. Богомолова, Ю.Н. Давыдова, А.В. Зиновьева, Э.В. Ильенкова, С.Г. Кара-Мурзы, Н.В. Мотрошиловой, И.С. Нарского, Г.М. Тавризян, Т.И.Ойзермана, Э.Ю. Соловьева, Р.П. Шпаковой.
Важное значение для понимания философско-антропологических построений немецких теоретиков имеют работы этнографов и антропологов Л.Н.Гумилева, Л.Е.Куббеля, А.И.Першица, идеи которых относительно генезиса политико-правовых институтов были развиты современными отечественными правоведами - А.Б.Венгеровым, А.И.Ковлером, Г.В.Мальцевым, Г.И.Муромцевым.
Значительный вклад в дело понимания философско-методологических и мировоззренческих основ западной и, в частности, германской политической философии и, как следствие, политико-правовой теории внесли работы отечественных культурологов - Ц.Г.Арзаканьяна, В.С Глаголева, Н.С.Злобина, В.М.Межуева, предпринявших попытку проанализировать современное западное (в том числе и германское) политическое мышление и выявить его сущностные характеристики.
Проблемы формирования западногерманской государственности и в определенной степени западногерманской политической культуры рассматривались историками Н.В.Павловым, Ю.С.Пивоваровым, А.Н. Сидоровым, С.Л. Сокольским, Р.П. Федоровым, В.П. Федоровым, Т.М. Фадеевой.
Кроме того, анализ работ немецких философов-антропологов, ставших философско-методологической основой ряда новейших германских консервативных интерпретаций феноменов государства и права, был проведен известными отечественными философами Б.Т.Григорьяном, Ю.Н.Давыдовым, Ю.А.Кимелевым, П.В.Корнеевым, К.И.Никоновым, Л.И.Филипповым, И.Т.Фроловым.
При всей бесспорной ценности работ названных авторов нельзя сказать, что интерес научной общественности к проблемам демократической правовой государственности удовлетворен в должной мере. Работы указанных авторов не освещают в достаточной степени богатого опыта демократической социально-правовой государственности Германии, их количество явно не соответствует широте охвата и глубине разработанности этой проблемы. Кроме того, со времени выхода в свет подавляющей части публикаций прошел довольно длительный период времени, ознаменовавшийся серьезными переменами во всей политико-правовой системе Германии.
Учитывая особенности сложившейся ситуации, диссертант стремится восполнить образовавшийся пробел и пытается рассмотреть вопросы, не получившие должного освещения в трудах отечественных ученых правоведов и государствоведов. Среди многих подобных вопросов автор выделяет главным образом те, анализ которых, с его точки зрения, является необходимым для понимания сущности и содержания демократической социально-правовой государственности.
Раскрытию темы диссертации способствовало изучение таких основополагающих правовых документов, как Основной закон ФРГ, решения её Федерального конституционного суда, и в определенной мере федеральное законодательство Германии.
Автор широко использует в своей работе труды германских правоведов, продолжающих теоретические традиции, заложенные И.Кантом и Г.Гегелем, Р.фон Молем и К.Шмиттом, Г.Еллинеком и Г.Кельзеном, разви-
вающих идеи правовой государственности - Г.Айзерманна, К.Айхенбергера, Н.Ахтерберга, М.Антони, Р.Бергманна, К.А. Беттермана, К. Биденкопфа, Е.-В.Бекенферде, О.Габлентца, Ф.Гизе, Д.Гримма, Х.Делльманна, Х.Драйера, П.Зильберкюля, К.-Х.Зайферта, И.Изензее, А.Кампенхаузена, Х.Кварича, Ф. Клайна, и Е.Клайна, О.Кимминиха, П.Кирххофа, М.Криле, Х.Крюгера, Ф.Кюнига, В.Линка, Г. Мангольдта, Т.Маунца, И.Мюнха, К.Парча, К.Песталоцци, У.К.Пресса, Б.Пьеро, Х..Руе, Х.Х.Руппа, М.Сакса, Э.Форстхоффа, П.Фюслайна, Д.Хемига, Р.Херцога, Х.Хеллера, К.Хессе, Д.Хессельбергера, П.Хэберле, Х.Ф.Цахера, К.Цепеля, К.Шлайха, Г.П.Шнайдера, Б. Шульте, Д.Шульте, Х.Д.Ярасса.
Названные исследователи анализируют особенности концепции демократического правового государства в конституционно-правовой теории Германии, содержания понятия правового государства, а также основные конституционно-правовые институты ФРГ и процесс их взаимодействия, на основе которых и формируется реальный конституционно-правовой механизм ФРГ, и одновременно концепция германского демократического социально-правового государства. Особое внимание в работах указанных авторов уделяется вопросам основных прав и роли этого института в конституционно-правовом механизме современной Германии.
Помимо этого диссертант использует работы немецких философов-государствоведов - П.Бауманнса, К.Ф.фон Вайцзеккера, Б.Вилльмса, Э.Криппендорфа, Х.Куна, Х.Люббе, Д.Оберндерфера, Г.Радбруха, Э.Фегелина, В.Хенниса, Э.фон Хиппеля, А.Швана, разрабатывающих в своих работах философские (в том числе и историко-философские) аспекты проблемы сущности и содержания государственности, а также ее состояния в современных условиях.
В диссертационном исследовании подвергаются критическому анализу труды немецких политологов, разрабатывающих проблемы государства, демократии и политической системы, - Г.Альберта, К.фон Байме, Д.Берг-
Шлоссера, Р.Вильденмана, С. и М.Грайффенхагенов, Д.Зенгхааса, К.Зонтхаймера, Р.Лампрехта, Г.Лембруха, К.Ленка, P.M. Лепсиуса, У.Ломара, Г.-К.Кальтенбруннера, П.Кильманзегга, Ф.Приттвитца, Р.Фойгта, Э.Френкеля, М.Хеккеля, Ф.В.Шарпфа.
В работах указанных авторов исследуются актуальные вопросы государственной деятельности, механизма функционирования государственно-правовых и общественно-политических институтов, в частности, политических партий, союзов, иных общественных объединений, а также вопросы взаимодействия общественных и государственных институтов.
В плане анализа культурологических аспектов содержания современной западной и, в частности, германской государственности автор использует труды известных западных философов и Г.-Г. Гадамера, Р.Гвардини, Х.Клагеса, Г.Рормозера, В.Шубарта, М.Хайдеггера, Й.Хейзинги.
В работах названных авторов раскрываются вопросы духовных основ современной западной правовой государственности, всего культурного и политического общественного климата, в котором развиваются общественно-политические процессы, определяющие лицо современной западной демократической социально-правовой государственности.
Диссертант широко использует в своем исследовании также работы виднейших германских социологов, активно разрабатывающих проблемы соотношения общества и государства, а также демократической организации общества - Р.Дарендорфа, У.Йегги, М.Йенике, Н.Лумана, Р.Мюнха, В,-Д.Нарра, Ф.Нашольда, К.Оффе, К.-.Д.Оппа, Ю.Хабермаса, Х.Шельского.
Помимо этого автор анализирует в своем исследовании труды виднейших немецких философов-антропологов, выработавших новые походы к осмыслению генезиса государства, права и политики - А.Гелена, Д.Зура, М.Ландманна, К.Левита, Х.-Э.Хенгстенберга, Э.Ротхакера, В.Рюгемера, X. Плесснера, французских исследователя «политической и правовой антропологии» - Ж.Баландье и Н. Рулана.
И, наконец, особое место в диссертационном исследовании занимает анализ работ политологов, занимающихся проблемами политической культуры Германии до и после ее воссоединения, вопросами ее правовой, политической и культурной интеграции, а также политическими установками различных слоев населения обеих Германий и их динамикой.
В их числе работы В.Бюля, В.Бюрклина, Х.-И. Веена, В.Вайденфельда, О.В. Габриэля, Х.Гетце, М.Каасе, К.фон Крокова, В.Михалки, П.П. Молера, О.Нидермайера, Э.Ноэль-Нойманн, Х.Просса, П.Райхеля, Ш.Хайтмана, М.Хэттиха, К.О.Хондриха, Г.Швайглера. О.Г. Швенка, Г.Шмидтхена, Э.Шойха, а также работы англо-американских исследователей - Г.Алмонда и С.Вербы, К.Бейкера, Р. Дж. Далтона, Д.П.Конрадта, К.Ньютона.
Названные исследователи анализируют особенности политической культуры Германии в ее историческом плане, анализируются традиционные немецкие установки, а также процессы преодоления тоталитарной политической культуры, насаждавшейся в Третьем Рейхе. Помимо этого в работах отмеченных исследователей исследуются в сравнительном плане политическая культура ФРГ и ГДР, а также процессы изменений в сфере политической культуры объединенной Германии.
Цели и задачи исследования. Работа имеет своей целью выявление теоретико-методологических и философских основ концепции демократической социально-правового государственности, обладающей общеевропейской значимостью и определяющей практику государственного строительства в современной Германии и Европе в целом. Целью исследования является также выявление факторов, способствующих становлению и развитию демократической социально-правовой государственности, определяющих процесс ее формирования и развития, что имеет первостепенное значение для строительства правового государства в Российской Федерации. Критическое изучение и усвоение зарубежного опыта в деле построения демократической политико-правовой государственности необходимо при создании и развитии
в нашей стране системы демократической социально-правовой государственности как системы подлинного народовластия. Диссертант на примере критического исследования современных германских государственно-правовых и конституционно-правовых концепций поставил задачу выделить, наметить и конкретизировать пути решения задачи построения правовой государственности в России.
Исследование имеет также своей целью осмыслить практику строительства демократического социально-правового государства, выявить основные тенденции и факторы, определяющие его развитие на современном этапе, включая правовой анализ актуальных проблем организации, деятельности и механизма демократического социально-правового государства.
Поставленная цель достигается в ходе решения следующих общих и частных задач:
вскрытие культурно-исторических корней традиционного государственного - правового и политико-правового сознания немцев;
анализ современного состояния германской государственно-правовой и конституционно-правовой теории в общеевропейском политико-правовом контексте;
выявление философского образа идеального государства, лежащего в основе теории и практики современного конституционализма Германии;
выявление философского образа homo politicus, лежащего в основе политико-правовой и конституционно-правовой теории в современной Германии;
- анализ актуального варианта теории демократического социально-
правового государства;
- критическое рассмотрение новейших германских концепций соот
ношения общества и государства и взаимодействия государствен
ных и общественных структур;
изучение общественного фона - социально-политического и культурно-исторического, - на котором разворачивается действие теории демократического социально-правового государства;
выявление господствующих политических установок западных и восточных немцев в отношении основных базисных ценностей демократического социально-правового государства.
Объектом диссертационного исследования являются регулируемые германским законодательством государственно-правовые отношения и доктрины, а также современные концепции демократического социально-правового государства, в том числе философские и философско-антропологические и культурологические концепции государства и права, служащие обоснованием современной германской государственно-правовой и политико-правовой теории и являющиеся, таким образом, конституционно релевантными.
Предметом исследования являются воззрения виднейших теоретиков политико-правовой мысли Германии, а также решения Федерального конституционного суда ФРГ, определяющие в значительной мере лицо актуального варианта теории демократического социально-правового государства в ФРГ.
Методологические основы диссертационного исследования.
При определении методологии диссертационного исследования автор исходил прежде всего из сложности и неоднородности самого предмета исследования, а потому основу методологии познания проблем современной демократической социально-правовой государственности Запада и, прежде всего, Германии, составил историко-компаративный подход. При этом сравнительный анализ ведется в плане исследования синхронизированных по времени политико-правовых процессов, протекающих в странах западноевропейской культуры, а также культуры России.
Кроме того, анализ ведется и в сравнительно-историческом плане - в плане сравнения аналогичных процессов, протекающих и протекавших в
Германии на протяжении ее истории. Благодаря этому диссертант рассматривает современную демократическую социально-правовую государственность Германии не как изолированный национальный феномен, а в качестве неотъемлемого элемента западной государственности, а германскую доктрину демократического социально-правового государства как специфическое проявление и выражение западной политико-правовой теории и идеологии в целом.
Кроме того, при анализе конституционно-правовых норм и толкований их Федеральным конституционным судом ФРГ использовались методы философской герменевтики, а при исследовании традиционных установок германского политического сознания методы феноменологического анализа. При изучении вопросов современной западной государственности и их исторических предпосылок широко использовались также методы культурологического анализа.
Важной особенностью диссертационного исследования является сочетание научно-теоретического и эмпирического уровней познания проблем демократической социально-правовой государственности Запада в целом и Германии, в частности.
Научная новизна исследования. Диссертантом разработаны теоретико-методологические основы концепции демократического социально-правового государства как государства определенного культурно-исторического типа.
Настоящая работа представляет собой первое в отечественной научной литературе комплексное исследование государственно-правовой, политико-правовой и философско-политической теории в ФРГ на современном этапе. В диссертационном исследовании:
- выявлены новые тенденции в развитии германской государственно-правовой и политико-правовой теории - активное использование философско-антропологических и культурантропологических кон-
цепций генезиса и развития государственно-правовых институтов, государства в целом, политики;
обоснована необходимость увязывать философско-политическое видение человеческой природы, философского образа homo politicus и творимой им культуры с конкретным содержанием германской государственно-правовой и политико-правовой теории. Тем самым, вскрыта сопряженность философского видения человеческой природы и государственно-правовой и политико-правовой теории в Германии;
раскрыто и критически проанализировано содержание новейших германских концепций соотношения государства и права, государства и общества;
выявлены основные тенденции в развитии современной политической культуры ФРГ, определяемом в значительной мере процессом объединения Германии, что имеет первостепенное значение в деле политико-правовой интеграции страны и Европы в целом;
введены в научный оборот новейшие решения Федерального конституционного суда ФРГ, имеющие важнейшее значение для развития теории и практики демократического социально-правового государства;
принципиально новым является культурологический подход к изучению западной правовой государственности, выражающийся в рассмотрении феномена западной - и в первую очередь германской - правовой государственности как особого проявления западного политико-правового мышления, западной культуры в целом.
комплексно исследован вопрос о защите конституции, конституционного строя и особенностях ее институционального механизма в современной Германии, выявлена роль правоохранительных органов и спецслужб совре-
менной Германии в защите конституционного строя страны в свете усиления борьбы с международным терроризмом.
Таким образом, на примере избранной темы автор показывает теоретическое значение германской концепции демократического социально-правового государства для развития отечественного понимания феномена правовой государственности и, тем самым, практического строительства демократической правовой государственности в России.
Кроме того, в диссертации получены результаты, позволяющие прогнозировать развитие внутриполитической ситуации в ФРГ, а также развитие российско-германских отношений.
Диссертант формулирует, аргументирует и выносит на защиту следующие основные положения и выводы, в которых также нашла отражение научная новизна работы.
Предлагается и обосновывается авторская концепция демократического социально-правового государства.
1.Современная теория государства и права в Германии тяготеет к конституционализму как специфическому варианту теории права и государства, ориентированной по большей части на анализ Основного закона ФРГ. Традиционные для германской политико-правовой теории "общее учение о государстве и праве", "философия государства" и "философия права" отходят на задний план, уступая место политологии как дисциплине, ориентированной на политико-социологическую интерпретацию феноменов государства, права, политической системы и политической культуры.
2.Современное западно-либеральное демократическое социально-правовое государство, в том числе и германское, является продуктом западной цивилизации, западного рационально-правового мышления. В основе идеи правового государства лежит специфическое видение человеческой природы и творимой им культуры - "атомизированного индивида", индивидуалиста и эгоиста - члена так называемого "современного", гражданского
общества, продукта исторического развития западного общества, прошедшего через Возрождение и Реформацию.
З.В условиях отмечаемой крупнейшими германскими теоретиками прогрессирующей дехристианизации западной культуры, её сегментации и радикализации - ситуации так называемого «постмодерна» - германский конституционализм превращается в важнейшее средство интеграции германского общества, обретая роль важнейшего социально-политического и духовного фактора, средства преодоления системных противоречий. Одновременно германский конституционализм выходит за границы своего традиционного домена, обретая роль важнейшего культуро-формирующего и - организующего фактора.
4.Современная политико-правовая доктрины Германии активно используют при обосновании демократической социально-правовой государственности идеи, почерпнутые из философской антропологии и культурологии, выводя существование и эволюцию политико-правовых институтов из врожденной потребности человека в стабильности окружающего его социально-политического и культурного миров. При этом осуществляется аккумулирование знания, накопленного в рамках философии (в том числе философии государства), философской антропологии и политической антропологии, этнографии, социологии, а также истории политических и правовых учений и политологии.
5.Сфера бытия демократического правового государства, с точки зрения автора, по своей природе многослойна. Демократическое социально-правовое государство - это политико-правовой и социокультурный феномен, не сводимый к государству «простой законности», получившему в Германии обозначение «полицейского государства» (Polizeistaat). Не всякое государство, в котором строго и неуклонно осуществляется законность, является правовым. Таковым, в частности, может называться лишь такое государство, в котором сами законы отвечают определенным правовым, ценностным, нрав-
ственным критериям. Демократическим правовым государством может называться лишь такое, в котором осуществляется в максимально возможной степени принцип подлинного народовластия, государство, отражающее интересы всего народа и защищающее его основные права.
Говорить о наличии правового государства можно лишь при условии реального функционирования всей системы органов власти и управления, включая местное самоуправление, то есть системы, при которой существует разумный баланс органов власти и управления и не допускается существенных "перекосов" в области их компетенций.
Принципы правовой государственности возможно в полной мере реализовывать лишь тогда, когда интеллектуальный и культурный уровень большинства граждан страны позволяет рассматривать данное государство в качестве определенной бесспорной позитивной ценности, в качестве выражения подлинной демократии, то есть народовластия и, что особенно важно, как основного способа организации и функционирования демократии. Только в таком случае можно быть уверенным, что идея правового государства и его конкретное воплощение приживется на "национальной почве" и не будет отторгнуто как чуждое, непонятное и инородное.
Признание принципа правовой государственности означает признание принципа примата права, предполагающего невозможность пересмотра принципов правовой государственности в будущем даже по воле большинства. Тем самым, принцип правовой государственности вступает в концептуальное противоречие с принципом народного суверенитета и тем самым важнейшим принципом демократической организации государства и общества.
Принцип примата права с логической неизбежностью приводит к переносу проблематики связанности государства правом в метаправовую плоскость и неизбежно требует иной легитимации права и важнейших конституционно-правовых норм в виде незыблемых "надвременных" ценностей. В
этом плане германский конституционализм имеет тенденцию к превращению в аксиологию и онтологию.
На доктринальном уровне ядро правовых принципов, норм и ценностей, не подлежащих отмене и в будущем, составляют основные права. При этом основные права превращаются в инструмент защиты гражданина от государства, а само государство санкционирует защиту гражданина через институт основных прав от государственных институтов. Иными словами, презюмируется принцип самоограничения государства - идея, выдвинутая еще в начале прошлого века известным германским теоретиком Г.Еллинеком и дошедшая в существенно модифицированном виде до наших дней. При этом законодатель вынужден обосновывать конкретный политико-культурный выбор - признание неотъемлемости и незыблемости основных прав - путем придания им философско-ценностного статуса.
Правовое государство в современной либеральной версии Основного закона ФРГ обязывает любую государственную власть защищать и охранять основные права человека. В то же время конституционализму ФРГ чуждо понятие непосредственных обязанностей граждан по отношению к государству.
Доктрине правового государства присуща определенная двойственность, заключающаяся в том, что она рассматривает государство, с одной стороны, в качестве носителя и гаранта свободы индивида, а с другой, - в качестве её потенциального нарушителя. Тем самым, презюмируется некая изначальная виновность государства по отношению к индивиду. Государство оказывается втиснутым в жесткие рамки конституционных обязанностей по отношению к гражданину, в то время как гражданин наделяется по отношению к государству исключительной конституционной свободой. Принципиальное недоверие к государству в германской версии доктрины правового государства корреспондируется с принципиальным доверием к гражданину.
В ФРГ создан эффективный механизм защиты конституции и «конституционного свободно-демократического строя», особая роль в котором отводится правоохранительным органам и спецслужбам, роль которых существенно возросла после принятия Закона о борьбе с международным терроризмом. Кроме того, существенную роль продолжают играть и традиционные правовые институты: запрет политических партий, лишение основных прав, «запрет на профессию».
Последовательная реализация на практике доктрины правового государства становится возможной лишь в условиях сформировавшегося гражданского общества, наличия мощных общественных объединений, союзов, объединений и партий, способных активно вырабатывать политическую инициативу, противостоять возможному произволу и неправовым действиям государственных структур или должностных лиц.
Сформировавшаяся в ФРГ либерально-демократическая политико-правовая культура, сложившаяся под мощным идейно-политическим давлением Запада и, в частности, англо-саксонской политической культуры, подвергается в настоящее время серьезным напряжениям и перегрузкам в процессе социальной и политико-правовой интеграции Германии. Будущее демократической социально-правовой государственности в ФРГ и возможные эволюции её доктрины в значительной мере определяются степенью интер-грированности "восточных земель" в общее социально-экономическое, политическое и культурное поле ФРГ.
Теоретическое и практическое значение диссертационной работы.
Обращение к зарубежным государственно-правовым и политико-правовым концепциям имеет важное теоретическое значение, поскольку изучение последних выступает в качестве одного из способов осмысления политико-правовой действительности и, следовательно, в качестве одного из способов существования политико-правового знания, столь необходимого при строительстве в России демократического правового государства.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для развития теории и практики правовой государственности в России, в частности, в вопросах совершенствования российского законодательства в области прав человека, а также защиты конституции и конституционного строя в России. Так, например, для деятельности органов МВД России представляется также полезным изучение германского опыта защиты демократического конституционно-правового строя и правового государства и раскрытие роли правоохранительных органов и спецслужб ФРГ в механизме охраны конституции на современном этапе и борьбы с международным терроризмом.
В исследовании показано общее состояние политико-правовой науки в ФРГ на современном этапе, и в этом смысле ее результаты могут быть использованы в преподавании курсов теории государства и права, конституционного права зарубежных стран, истории политических и правовых учений, а также политологии.
Изучение теории и практики построения демократической социально-правовой государственности в Германии, позволяют с достаточной вероятностью прогнозировать развитие «внутригерманских отношений», отношений Германии со странами НАТО и ЕС, а также российско-германских отношений, являющихся одним из важнейших элементов современной российской внешней политики. В настоящее время развитие социально-экономических и политических отношений с Германией становится для России одним из приоритетов её европейской политики в борьбе за создание многополюсного мира. Все это позволяет делать практические выводы в области внешней политики России. Так, по мнению автора, следует самым серьезным образом учитывать доминанты немецкого исторического, культурного и политического сознания, а также традиционные геополитические доминанты Германии, выявленные в процессе диссертационного исследования, что позволяют концептуализировать внешнеполитический modus vivendi в отношениях между Россией и Германией. На этом основании строятся рекомендации по совер-
шенствованию внешнеполитической деятельности России на германском направлении, в частности, необходимость использования выявленных автором культурно-исторических основ традиционных германской геополитических концепций при учете, разумеется, значительного влияния США на выработку внешней политики Германии.
Диссертационный материал, теоретические положения, содержащиеся в работе, могут быть использованы в процессе разработки актуальных теоретических и практических проблем демократической правовой государственности в России, в том числе и в процессе возможных конституционных преобразований и изменений, а также в ходе дальнейшего научного исследования зарубежных политико-правовых доктрин и институтов, в процессе преподавания в высших учебных заведениях теории государства и права, конституционного права зарубежных стран, истории политических и правовых учений, политологии и иных дисциплин.
Положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут представлять интерес для депутатов, государственных служащих, сотрудников органов МВД, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования одобрены и рекомендованы к защите на кафедрах Теории и истории государства и права и Конституционного и муниципального права Юридического института МВД РФ и опубликованы в монографиях (в том числе и коллективных, переведенных на ряд иностранных языков), а также многочисленных статьях, напечатанных в различных журналах («Советское государство и право», «Правоведение», «Ежегоднике советской ассоциации политических наук», «Вопросы философии»), а также ряде зарубежных изданий -ФРГ, Франции и Чехословакии.
Материалы работы широко использовались автором в выступлениях на международных, общесоюзных и российских конгрессах, конференциях и
симпозиумах, а также при чтении курсов конституционного права зарубежных стран, истории политических и правовых учений, теории государства и права в Юридическом институте МВД РФ. Кроме того, материалы исследования используются в работе аппарата Комитета по государственному строительству Государственной Думы РФ, аналитической, информационной и оперативной работе СВР, Договорно-правового управления ФСБ, 4-го Европейского Департамента /германское направление/ и Департамента информации и печати МИД, а также ГПУ МВД России.
Структура диссертационной работы. Структура работы обусловлена логикой предмета исследования, необходимостью проанализировать основные конституционно-правовые и политико-правовые концепции в современной Германии и дать суммированную оценку ее идейных и познавательных горизонтов под углом зрения указанных выше задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных нормативных источников и литературы.
Конституционализм как форма легитимации современного западного государства
«Бог умер», - констатировал на рубеже XIX- XX вв. Ф. Ницше. Великий немецкий философ М.Хайдеггер прокомментировал этот диагноз Ницше следующим образом: «Мировая ночь распространяет свой мрак. Эта мировая эпоха определена тем, что Бог остается вовне, Его «отсутствием». Это «отсутствие» Бога означает «прекращение» его видимого присутствия как неопровержимого собирателя вокруг себя людей, в процессе собирания которых и формируется мировая история и человеческое местопребывание в ней. В «отсутствии» Бога воплощается и нечто более трагичное. Боги и Бог не только покинули человека, но и сам блеск божества погас во всемирной истории. Время мировой ночи - бедное и постоянно беднеющее. И оно стало уже столь нищим, что неспособно замечать «отсутствие» Бога»1.
Однако заявив о смерти Бога (для западного человека), Ницше пошел ещё дальше, предрекая гибель и самого государства. Смерть одного, по его мысли, неминуемо влечет за собой гибель другого, ибо когда отмирает религия, сотрясаются сами основы государственности. Вера в божественный порядок вещей, в мистерию существования государства, - безусловно, религиозного происхождения. Гибнет религия, и государство утрачивает свой мистический ореол и оказывается неспособным возбуждать благоговение в душах и умах подданных. Государство становится объектом критического анализа, и потому утрачивает свой непререкаемый авторитет, а идея суверенитета народа окончательно изгоняет последнюю веру в чудо и божественный порядок вещей.
В итоге частные лица («предприниматели») замыкают на себя государственные дела, включая и саму идею государственности. Государство перестает быть чем-то данным свыше, и, следовательно, становится ареной борьбы идей, мнений, короче целиком посюсторонним, творимым уже отнюдь не вышними силами, но самим человеком институтом. Государство без Бога, подчеркивал в этой связи известнейший антрополог и культуролог Германии X. Плесснер, не может требовать к себе уважения и добиваться послушания. Оно оказывается несостоятельным, но не в инструментальном смысле, а в том, что оно более не воздействуют на сердца людей. Поэтому государство в конце концов - покуда не разверзлась тьма - «подчиняет себе людские инстинкты повиновения и активности, создавая тем некий искусственный оборонительный вал против выходящих из его подчинения и контроля разрушительных сил»; искусственный, поскольку оно не может бросить на чашу весов некий трансцендентный или рационально-морализаторский авторитет, четко осознавая, что со всяким безоговорочным авторитетом давно покончено. Остается лишь голая необходимость фактов в ситуации ограниченного авторитета».
Тем самым, уже не нравственный закон, не вечные ценности определяют действие, не всеобщая человеческая природа. «Ставшее не регулируемым никакими нормами решение не имеет ничего «над» собой, но лишь «перед» собой: конкретное положение дел, которые должны быть урегулированы. А «за собой» нет никакого оправдания в абстрактных идеалах: лишь грубый массив реальности - народ и его тяга к самосохранению». Не будет большим преувеличением сказать, что в современных условиях «тяга к самосохранению» приобретает черты агрессивного, стремящегося к максимальному комфорту мира.
Это, по Плесснеру, и есть зримый итог нигилизма . А на исходе XX века великий философ нашего времени М. Хайдеггер так охарактеризовал сложившуюся в западном мире ситуацию: «Для нас все равно, какая человеческая толпа способна исторически воплотить в жизнь безусловный нигилизм»2. Выражаясь языком шекспировского героя, «чума на оба ваши дома!»
Презрение к государству как носителю неких трансцендентальных ценностей, распад и в конечном итоге его смерть являются, по Ницше, следствием бурно развившегося демократического понимания государства. В этом же духе высказывался позднее и выдающийся германский конституционалист К. Шмитт: «Эпоха государственности подходит к концу. Об этом не стоит больше и говорить»1. К. Шмитт пережил Империю Вильгельма Второго, Веймарскую республику, Третий Рейх и умер в почете и славе в 1985 году в ФРГ, оставив в назидание и научение потомкам свои труды, пользовавшиеся популярностью и в Веймарской республике, и в Третьем Рейхе, и в ФРГ. Изучаются они самым внимательным образом и сегодня. Так что к его мнению стоит прислушаться, и уж тем более выяснить, что имел он в виду, говоря о смерти крепнущей день ото дня германской да и всей европейской государственности. Итак, смертный приговор вынесен, и мы становимся свидетелями отсрочки его казни.
Вряд ли стоит доказывать то, что длительное существование государства возможно лишь при условии свободного согласия тех, на кого направлена государственная власть. Государство в этой связи должно демонстрировать гражданам свою способность учитывать их интересы: лишь при этом условии оно может фактически обеспечить себе социальную опору в виде некоего минимального общественного согласия. Условием же такого согласия - не единственным, но и неотъемлемым - становятся политические идеи, которые государство ставит себе не службу.
Процесс оправдания государства - его идейной легитимации - является бесконечным, продолжающимся до тех пор, пока существует само мышление. Но как только государство становится предметом философского анализа, оно неизбежно утрачивает свою тайну, которой обладало в древности и в Средние века. Оно уже не может рассчитывать на свою магическую силу и слепое подчинение себе. Десакрализованное государство утрачивает свою силу и не может предложить в свое оправдание нечто абсолютно надежное. Интеллектуализация обсуждения проблем государственности убивает инстинктивную веру в государство, подвергает анализу и следовательно, ставит под сомнение смысловое ядро, воспринимавшееся прежде в качестве некоего «Абсолюта». Все становится подверженным дискуссии и не остается ничего из того, чтобы не могло стать предметом дискуссии и разрушительной критики. При этом разум, как правило, пожирает собственных детей. Не ведающая ни границ, ни целей философская рефлексия относительно сущности, целей и назначения государства уже никогда не приводит к общественному успокоению и равновесию; с ее началом нестабильность приобретает перманентный характер. А цели, которым служит государство в обновленном Возрождением и Реформацией сознании западного человека, с логической неизбежностью определяются не из вневременного сущностного порядка («трансцендентальной онтологии»), а из случайных потребностей общества в его конкретной пространственно-временной обусловленности.
Как справедливо отмечал в этой связи выдающийся немецкий философ Р.Гвардини, «политическая деятельность начинает представляться чем-то таким, что заключает свои нормы лишь в себе. Это «что-то» определяет — не только практически, но и принципиально — задачи достижения, утверждения и отправления власти. Всякая несправедливость, оправдываемая этими задачами, совершается не только с чистой совестью, но даже со своеобразным сознанием исполняемого «долга». Макиавелли первым возвещает новый моральный характер политики, за ним следуют другие. Современник Паскаля Т. Гоббс создает теорию государства, где оно оказывается абсолютным господином и судьей человеческой жизни, которая, в свою очередь, понимается как борьба всех против всех» 1.
Следует особо подчеркнуть, что все эти проблемы характерны в сущности для государства западного типа - политического итога развития европейской рационалистической культуры, - государства, выросшего на почве так называемого «современного общества». Государство Нового времени, возникшее после религиозных войн, окончательно отказывается от духовной миссии спасения душ граждан. «Общее благо», гарантом реализации которого служило государство, и определявшееся в эпоху античности и Средневековья исходя из над- или вневременных религиозных критериев, начитает сводиться к земному благосостоянию. Христианское государство постепенно превращается в секулярное, в котором религия занимает нейтральное место, церковь дистанцируется от земной власти, а государство уже не ссылается на свое божественное предназначение. Тем самым, источники легитимации современного государства западно-либерального образца становятся сугубо посюсторонними, а само оно - в отличие от своего античного и средневекового предшественника -отказывается от претензий на истину в последней инстанции и вневременное «общее благо». Последнее понимается уже в качестве баланса плюралистических общественных интересов. И девизом такого государства становится: «Auctoritas, поп Veritas».
Демократия в версии конституционализма
В истории политико-правовой мысли немного понятий, которым бы придавалось столь различное истолкование и значение как понятие демократии, имеющее множество подчас взаимоисключающих значений. Как подчеркивает в этой связи член Федерального конституционного суда (ФКС) ФРГ известный теоретик конституционного права К. Хессе, «при таком многообразии настоящее, подлинно конституционно-правовое значение это понятие могло бы получить правовое значение лишь на основании конкретного развития демократии в конституции».2 Этим же путем пошел в своей практике и ФКС, не всегда, однако, придерживаясь в своей деятельности этого положения, и применяя свое понимание демократии не только на основе общего толкования конституции и его классификации в современной конституционной истории, но и включая в него элементы совершенно иного происхождения. Такая разнородность, по мнению ведущих конституционалистов Германии, приводит ко многим неясностям, в частности, в вопросе о содержании понятия «свободно-демократическом порядка, применяемого в ст.ст. 10, 11, 18, 21, 87а и 91 Основного закона. Это выражается, например, в том, что суд наряду с понятием «демократического порядка» вводит понятие «государственно-правового», но отнюдь не «федеративно-государственного» порядка.
Под «свободно-демократическим строем» конституционная доктрина ФРГ, развитая во многом самим конституционным судом, понимает такой государственно-правовой способ правления, который, исключая насилие и произвол, основывается на самоопределении народа по изъявлению большинства, на свободе и равноправии. К основным признакам этого строя она относит также уважение к конкретизированным в Основном законе и решениях ФКС правам человека и прежде всего к праву на жизнь и свободное развитие, народный суверенитет, разделение полномочий, ответственность правительства, опирающаяся на закон исполнительная независимость судов, принцип многопартийности и равенство возможностей для всех политических партий с основанным на конституции «правом оформления и деятельности в качестве оппозиции»,1 а также «правом оказывать влияние на решения, принимаемые государственными органами»2.
Как отмечает в этой связи К. Хессе, «сколь бы ни были спорны положения этого определения, такое широкое толкование понятия представляется оправданным. Понятие «основы свободно-демократического строя» раскрывается в нормах, охраняющих фундамент конституционного строя; он не ограничен только демократическим строем в более узком смысле»3. «Свободно-демократический строй», по мнению комментаторов конституции ФРГ, предполагает наличие «свободной демократии», что выражается в свободном волеизъявлении народа, а не «направляемой» или «управляемой демократии». Такое понимание свободно-демократического строя, вытекает, по мнению Д. Хёмига, из толкования ст. ст. 18 и 21 ив особенности абз.1 ст. 20 \
Следует отметить, что авторы и комментаторы Основного закона ФРГ обосновывают тесную взаимозависимость понятий правового государства и демократии, выработанных конститунионно-правовой доктриной ФРГ: по их мнению, «свободно-демократический строй» в действительности невозможен без государственно-правовой основы. Таким образом, «демократия» в Основном законе представлена не как завершенная модель, а как данная в отдельных, основных чертах необходимая база для регулирования деятельности демократического строя и обеспечения в соответствии с конституцией основы и структуры этого строя. Элементы конституционно-правового понятия демократии
В качестве конституционных основ государства закреплены (ст.20): представительная демократия, разделение властей, примат права, федерализм, социальная направленность государства, защита окружающей среды. Принцип демократии является основным принципом политического строя, воплощенного в государственной власти, которая, согласно ст. 20 абз. 2 Основного закона, должна исходить от народа.
Однако при этом уточняется, что Основной закон при определении демократии имеет в виду не абстрактную доктрину, отделенную от существующего общества, и не единодушную волю народа, а исходящее из своей реальной основы различие и противоположность мнений, интересов, волеизъявлений, а также конфликтов, возникающих в недрах общества. Такое положение дел требует создание политического единства народа как необходимого условия возникновения и функционирования государственной власти. Рамки для осуществления такого политического процесса и создает, по мнению германских теоретиков, ст. 20 Основного закона. Комментаторы конституции подчеркивают, однако, что положения ст.20, касающиеся аспектов демократии, относятся лишь к сфере государственного, но отнюдь не общественного строя и имеют действие исключительно в отношении федерации в целом . Правовые акты, противоречащие ст. 20 конституции, автоматически нарушают и положения ст. 21, поскольку входят в противоречие и не соответствуют, согласно решениям ФКС, всему конституционному «свободно-демократическому строю», благодаря «созданию препятствий для свободного развития личности»2. а) принцип равенства
Политический процесс, в рамках которого осуществляется оформление политической воли народа, должен быть, согласно ст.20, свободными открытым процессом, охватывающим весь народ, а не какую-либо его часть -большую или меньшую, в чем, в частности, выражается принцип равенства граждан, а также равенство их в смысле наличия у всех граждан равных прав. Демократия в смысле Основного закона ФРГ предполагает также возможность политических альтернатив и инициатив, создавая конституционно-правовые возможности и гарантии правового разрешения возможных конфликтов. Тем самым демократия по смыслу конституции ФРГ является формой рационализации политического процесса, позволяя оформлять его по твердым правилам, а также формой ограничения государственной власти. В этой связи необходимо выделить некоторые государственно-правовые элементы понимания демократии германским законодателем и конституционно-правовой доктриной. б) принцип единения и большинства
Модусом существования некоего минимального согласия и единения в обществе по тем или иным вопросам становится принцип большинства, который в случае необходимости принятия решения квалифицированным большинством голосов сближается с принципом единения. Конституция ФРГ требует регулярного наличия такого большинства при принятии основополагающих решений, а именно, при её изменении (ст. 79 абз. 2). Закрепление принципа большинства закреплено и конкретизировано в конституционном праве решениями ФКС, в соответствии с которыми, решения принимаются большинством голосов народа или его представителей1.
Основные права как элемент правовой государственности: понятие, содержание, функции
Одним из важнейших способов конституционно-правовой реализации личности в обществе западно-либерального образца становятся основные права человека, которым придается функция защиты человека от государства2.
Отечественная правовая наука пошла еще дальше, признав права человека универсальной ценностью, позволяющей, по образному выражению Е.А. Лукашевой, "измерять все важнейшие явления и события, происходящие в обществе и в мире" . Учение об основных правах в германской правовой науке получило филигранную разработку, в рамках которой благодаря усилиям ведущих теоретиков-права была разработана строгая догматика . Традиционное западное и воспринятое германской правовой доктриной понимание феномена прав человека нашло свое признание в российской юридической науке3, а также конституционно-правовой доктрине России . Как подчеркивает в этой связи Е.А.Лукашева, в правах человека "происходит позитивация основных (в том числе и моральных) ценностей цивилизованного общества. Эти ценности через международную систему прав человека распространяются и укореняются в национальном праве, в котором их нравственное содержание сохраняется, подкрепляется юридической формой в качестве субъективных конституционных прав. Прирожденные естественные права становятся правами в юридическом смысле, не меняя при этом своего нравственного значения"5.
Права человека и гражданские свободы нормы - не пропагандистские и идеологические лозунги, а практически действующие основы для поведения людей западного, то есть «современного общества». В этом плане западное общество является правовым, а само право является одной из основных его опор. Никакой иной тип общества не предполагает такой опоры. В этой связи права человека и гражданские свободы не могут быть рассматриваться в качестве положительного или отрицательного фактора. Они являются, в сущности, определенными правовыми рамками, определяющими статус человека как гражданина западного общества -рамками, обусловленными определенными процессами в развитии западной культуры.
В Новое время, как отмечал выдающийся немецкий философ Р.Гвардини, создается нехристианская культура. Однако «отрицание вначале направлено лишь против содержания Откровения, но не против развившихся под его влиянием этических ценностей, индивидуальных или социальных. Напротив, культура Нового времени утверждает, что как раз на этих ценностях она и строится. Новое время открыло и развило такие изначально заложенные в человеке возможности, как ценность личности, индивидуальной свободы, ответственности и достоинства, взаимного уважения и поддержки». Семена их, по мнению Гвардини, были посеяны в эпоху раннего христианства, стремившегося воспитать нового человека, взошли и выросли в средние века, когда религия культивировала внутреннюю жизнь и деятельную любовь к ближнему. Но лишь потом автономия личности была осознана и стала естественным, независимым от христианства достоянием человечества. Такая точка зрения может выражаться по-разному; одно из особенно любопытных выражений ее -права человека, которых требовала Французская революция.
На самом деле, подчеркивал Гвардини, «эти ценности и установки связаны с Откровением. Оно стоит в своеобразном отношении к непосредственно-человеческому. Будучи даром свободной милости Божией оно полностью вбирает в себя все человеческое, и складывается христианский порядок жизни. Благодаря этому в человеке высвобождаются силы, сами по себе «естественные», но не способные обнаружиться и развиться вне этой связи и этого порядка. Осознаются ценности, которые могут стать видимыми лишь под сенью Откровения. Мнение, будто эти ценности и установки принадлежат саморазвивающейся человеческой природе, не улавливает их действительного смысла» \
Эти положения выдающегося философа и культуролога особенно важны для понимания идейных истоков концепции прав человека, господствующей в современном западном и, в особенности германском, конституционализме. Действительно, связь основных прав с Откровением совершенно не рассматривается западной политико-правовой теорией, предпочитающей толковать их в сугубо безрелигиозном, мирском плане - в качестве sui generis.
Первоначальная функция основных прав заключалась в защите индивида от государственной власти. В ряде решений Федерального конституционного суда ФРГ (ФКС) за основными правами эта функция закрепляется и поныне. Вполне в духе либеральной политической доктрины основные права рассматриваются в качестве инструментов, гарантирующих индивиду его свободу от вмешательства государственной власти. В настоящее время конституционно-правовая доктрина Германии ориентируется на динамическое понимание основных прав, нацеленное (в идеале) на расширение их функций .
Социально-политическая кибернетика Н. Лумана
Одной их важнейших тем государственно-правовой и политико-правовой теории в Германии становится проблема соотношения общества и государства. В деле формирования демократической социально-правовой государственности особую значимость приобретают вопросы политической организации общества как социальной «среды», порождающей и формирующей государственность. Тем самым, говоря о демократической социально-правовой государственности, германские теоретики оказываются вынужденными так, или иначе, определять «статус» общественной системы и рассматривать процессы формирования и развития тех или иных социально-политических институтов, определяющих, формы, сущность и содержание государственности.
Наиболее значимые на сегодняшний день проблемы демократической социально-политической организации общества западно-либерального типа в наиболее законченном виде рассмотрены в работах такого видного представителя социально-политической и правовой науки как Н.Луман.
Важно подчеркнуть при анализе его концепции, что он - в явном или неявном виде, в большей или меньшей степени - усматривает основные проблемы демократической организации общества и, как следствие, формирования демократического социально-правового государства в механизмах современной культуры, характеризующейся в настоящее время моральным и ценностным «плюрализмом без берегов». Современное демократическое правовое государство превращается в концепции Лумана в одно из звеньев самоорганизации общества, в котором конфликты возникают и разрешаются в процессе выбора возникающих социально-политических и иных альтернатив и формирования власти. Впрочем, сам Луман не склонен употреблять термин государство, считая его в современных условиях малопригодной аналитической категорией.
Значение работ Лумана для развития политико-правовой теории в ФРГ заключается еще и в том, что он предпринял попытку по-своему радикально переосмыслить роль государства как краеугольного понятия социально-политической теории и дать новую интерпретацию феномена власти. Так, с легкой руки Лумана многие теоретики на Западе заговорили об «отмирании государства», вернее, об отмирании самого понятия государства.
И действительно, системная теория Лумана давала серьезные основания для подобных интерпретаций, поскольку на смену понятия государства пришло понятие социальной системы со своими политическими, экономическими и культурными подсистемами, вырабатывающими свои собственные решения.
Иными словами, немецкий теоретик разработал концепцию социальной системы с постоянно блуждающими центрами принятия решений, а по сути и власти. Системно-функциональная теория Н. Лумана претендует на универсализм и исходит из того, что выдвинутое им понятие системы, спо-собно охватить все социальные феномены - политическую систему , власть , политику3, механизм принятия политических решений , социально-политическое планирование5, право , включая основные права , искусство, религию1, педагогику2 и даже такие сугубо «антисистемные» феномены, как движения социального протеста3.
Влияние Лумана на развитие социально-философской и политике правовой теории ФРГ двояко: с одной стороны, в работах теоретиков политологии и социологии ФРГ активно используется его системно-функциональная методология, с другой - сам Луман вел интенсивную разработку конкретных политологических проблем - правового государства, политической системы, демократии. Не будучи юристом, Луман благодаря своим системным исследованиям стал одним из ведущих теоретиков права в ФРГ, создав, в сущности, целое направление в так называемой "социологической юриспруденции" - дело продолженное его учениками и последователями, в частности. К.-Д.Оппом.
Все это дает право отечественным и зарубежным исследователям рассматривать Н. Лумана как теоретика, оказавшего огромное влияние на развитие совокупной политико-правовой теории в ФРГ, в качестве одной из главнейших фигур современной германской политико-правовой науки .
Системная теория Н. Лумана примечательна своей нацеленностью на преодоление сложившегося в истории германской политической мысли дуализма общества и государства, преодоление политической дилеммы "сильное государстве" или "сильное общество".
В системной теории Лумана дана не только развернутая философски осмысленная картина социально-политических процессов современного западного общества, но и определенное видение человеке его места в современном социальном мире.
К теоретическим построениям Н. Лумана, ставшего чрезвычайно популярным на Западе теоретиком, и обращены взоры лидеров неоконсерватизма в ФРГ, и теоретиков СДПГ и многих представителей либерального крыла социально-философской и политической науки. Определенная общность методологических позиций позволяет представителям критического рационализма признать системную теорию в качестве своего союзника и считать ее как "бесспорно плодотворную в социальных науках и вполне подходящую для объяснения социальных феноменов. Это обусловлено также и тем, что системная теория не является альтернативой критическому рационализму, а представляет собой новую формулировку старых проблем и процессов. Вместе с тем, в ряде существенных политико-идеологических моментов, системная теория общества и демократии Лумана оказались крайне привлекательной и для идеологии неоконсерватизма, поскольку стала теоретическим обоснованием необходимости ограничения демократии с целью повышения "управляемости" общества и государства на Западе.
Позиция Лумана близка и тем неоконсерваторами в ФРГ, которые полагают, что основные проблемы капиталистического общества в современную эпоху сосредотачиваются в сфере управления, и потому необходимо решать политические проблемы прелсде всего как проблемы "рационального управления". Отсюда и часто раздающиеся призывы ряда ведущих теоретиков ФРГ создать «тотальную науку управления».
Одновременно Луман предпринял попытку размежевания с традиционно консервативными теоретическими установками правых академических и политических кругов в ФРГ, для которых характерны культ и мистификация государства и авторитарное вознесение его над обществом. Но на деле такое размел евание означало апологию "сильной" политической системы, способной осуществлять эффективную саморегуляцию, равно как и не менее эффективную регуляцию социальной системы в целом. На практике л е это означает укрепление буржуазных политико-правовых институтов и отношений.
Бурное развитие системно-функциональных исследований социально политических феноменов в политико-правовой теории ФРГ обусловлено, на наш взгляд, тем обстоятельством, что Луману удалось в ряде важных моментов преодолеть слабости спекулятивно-метафизических концепций государства и права, чрезвычайно характерных для германской политической доктрины. Удалось ему избегнуть и ряда недостатков структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона.
Структурный функционализм получил широкое распространение в социально-политической теории ФРГ в середине 50-х - начале 60-х годов: это новомодное для той поры направление так и не «справилось» с проблемой объяснения генезиса перманентных социально-политических конфликтов и подверглось резкой и аргументированной критике со стороны видного «конфликтолога» ФРГ Р. Дарендорфа.