Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовые проблемы льгот и поощрений в истории государственности Таджикистана : историко-правовое исследование Шоев, Абдусатор Тешаевич

Правовые проблемы льгот и поощрений в истории государственности Таджикистана : историко-правовое исследование
<
Правовые проблемы льгот и поощрений в истории государственности Таджикистана : историко-правовое исследование Правовые проблемы льгот и поощрений в истории государственности Таджикистана : историко-правовое исследование Правовые проблемы льгот и поощрений в истории государственности Таджикистана : историко-правовое исследование Правовые проблемы льгот и поощрений в истории государственности Таджикистана : историко-правовое исследование Правовые проблемы льгот и поощрений в истории государственности Таджикистана : историко-правовое исследование
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шоев, Абдусатор Тешаевич. Правовые проблемы льгот и поощрений в истории государственности Таджикистана : историко-правовое исследование : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Шоев Абдусатор Тешаевич; [Место защиты: Тадж. гос. нац. ун-т].- Душанбе, 2011.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/1076

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Понятие льгот и поощрений в науке и периодизация их развития в истории государственности Таджикистана 14

1. Понятие льгот и поощрений в современной юридической науке 14-26

2 Периодизация рассмотрения правовых проблем льгот и поощрений в истории таджикской государственности 27- 36

ГЛАВА 2. Особенности и этапы развития льгот и поощрений в досоветском Таджикистане 37

1. Льготы и поощрения в Ахеменидском государстве 37- 51

2. Льготы и поощрения в государстве Сасанидов 52 - 69

3. Проблемы льгот и поощрений в Саманидском государстве 70-94.

4. Льготы и поощрения в постсаманидских государствах (XI- XIV вв.) 95- 116

5. Льготы и поощрения в государстве Тимуридов, посттимуридских государствах и в Бухарском эмирате (XIV-начало XX вв.) 117-147

Заключение 148-162

Список использованной литературы 163-175

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Необходимость исследования таких важных правовых институтов как льгота и поощрение вызвана тем, что в современный период развития государственности эти институты превращают в достаточно мощные регуляторы общественных отношений. На сегодняшней день льгота и поощрение являются важнейшими средствами компенсации и стимулирования успешной деятельности и заслуг отдельных категории работников материального и духовного труда, государственных служащих, работников правоохранительных органов и иных лиц на блага общества и государства. В наше время в Таджикистане данные категории институционализированы и признанны на конституционно — правовом уровне и отражении в отраслевом законодательстве. И очевидно, что и современная институционализация и успешной функционирование - это результат естественной исторической эволюции. Когда льготы и поощрения пройдя несколько этапов своего развития, преобразовались в современные правовые институты. В свою же очередь, в юридической науки Таджикистана данная проблематика через призму ее исторического развития не исследована на должном монографическом уровне.

Между тем для независимого государства, каковым является Таджикистан, исследование историко-правовых проблем, которые представляют собой неотъемлемую часть духовной и правовой культуры народа, является весьма актуальным, так как благодаря именно такому изучению выявляется неоспоримый факт взаимосвязи теоретико-правовых проблем прошлого с современностью, преемственность в решении многих из них. Исторический опыт, особенно представленное историко-правовой наукой, позволяет кардинально переосмыслить вопросы, существующие на нынешнем этапе развития страны. По этому поводу Президент

Таджикистана Эмомали Рахмон отмечал: «Древний таджикский народ, на протяжении своего существования не раз подвергавшийся суровым испытаниям, сегодня пристально рассматривает пройденный путь через призму истории. Ибо история дает нам возможность увидеть и в отдельности и в едином историческом ряду каждый этап развития науки, ее взлеты и падения, вклад поколений в материальную и духовную сокровищницу. Только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений» .

Актуальность диссертационного исследования определяется и тем, что такие категории науки, как льгота и поощрение, в современный период развития государственности превращаются в важные правовые средства и существенно влияют на правовую жизнь общества. Льготы и поощрения, которые иногда выступают в качестве некой альтернативы насилию и принуждению, имеют, как показывает настоящее исследование, достаточно длительную историю своего развития. С учетом того, что в современный период развития цивилизации льготы и поощрения во многих правовых системах мира соприкасаются с правами человека, то историко-правовой анализ позволяет осознать и переосмыслить их значение и роль, как в истории, так и в современный период развития государственности. При этом еще следует также подчеркнуть, что без знания истории правовых институтов невозможно оценить их по достоинству.

Историко-правовое исследование проблем льгот и поощрений актуально особенно в постсоветском Таджикистане, где идет переосмысление историко-юридического наследия. Еще на заре человеческой цивилизации существовали правовые средства воздействия, и в некоторых из них уже присутствовали элементы современных льгот и 1 Эмомали Рахмон. Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1996. С.32. поощрений. Отличаясь по своей философии от современной концепции льгот и поощрений, эти институты прошлого заложили основу для современного льготно-поощрительного правового регулирования. Другими словами, в процессе своей исторической эволюции льготно-поощрительный правовой инструментарий в нашу эпоху превратился в один из эффективных и действенных сегментов правовой политики государства.

Данное исследование весьма важно и актуально в плане дальнейших разработок правового наследия таджикского народа.

Степень научной разработанности темы. В юридической науке Таджикистана историко-правовое исследование проблем льгот и поощрений предпринимается внервые. В отечественной школе истории права эта проблематика незаслуженно оставалась вне сферы научных исследований.

В то же время следует подчеркнуть, что в российской юридической науке проблематика льгот и поощрений всесторонне изучалась и изучается теоретиками права - учеными, такими как А.В. Малько, И.С. Морозова, В.А. Сапун, Г.А.Соколова, П.А.Сорокин, СЮ. Суменков, В.В. Субочев, а таюке представителями отраслевых юридических дисциплин в числе которых В.М. Корякин, Ф.А. Агаев, Н.М. Азаркин, В.И. Афанасьева, В.М Ведяхин, О.А.Гаврилов, В.В. Глазырин, Г.В. Горланов, СВ. Мирошник, Н.Н.Салов и др.

Отдельные аспекты льгот и поощрений в своих исследованиях затрагивали также таджикские ученые Г.С Азизкулова, И.Б. Буриев, И.Д. Сафаров, Р.Ш. Сативалдиев, Ф.Т. Тахиров и др.

Что лее касается самой проблем истории льгот и поощрений в государствах исторического Таджикистана, то они до сих не становились предметом специального исследования. В этом плане не только юридическая, но и историческая наука Таджикистана не предпринимала должных усилий по изучению и анализу истории льгот и поощрений. Следует отметить, что в литературе имеются лишь отдельные упоминания о льготах и поощрениях, которые существовали в истории государства и права Таджикистана. Целостное же монографическое историко-правовое исследование льгот и поощрений в отечественной юридической науке пока отсутствует.

Осуществленное автором исследование этой темы никоим образом не претендует на полноту анализа истории льгот и . поощрений в историческом Таджикистане, так как, по его глубокому убеждению, в рамках одной работы невозможно представить всю историко-правовую информацию касательно рассматриваемой проблематики. Поэтому в нем исследуются важнейшие аспекты и периоды развития льгот и поощрений в истории Таджикистана.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является историко-правовои анализ таких категорий, как «льгота» и «поощрение», и практика их применения в историческом Таджикистане.

Для достижения этой цели, перед диссертантом были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность таких понятий, как «льгота» и «поощрение» в науке и законодательстве; - раскрыть содержание льгот и поощрений в историческом развитии, их взаимосвязь с политикой государства и развитием общественных отношений; осветить роль льгот и поощрений в регулировании общественных отношений в таких государствах исторического Таджикистана как Ахеменидское и Сасанидское государства; проанализировать значение льгот и поощрений в Саманидском и постсаманидских государствах и выявить их связь и преемственность с предыдущим периодом; - показать место и роль льгот и поощрений в период правления Тимуридов и в Бухарском эмирате до начала XX века.

Исходя из этого, в работе дается периодизация проблематики, соотнесенная с историческим развитием государственности таджиков.

Объектом исследования является всестороннее изучение льгот и поощрений в государствах исторического Таджикистана.

Предметом исследования являются правовые проблемы льгот и поощрений и практика их применения в государствах исторического Таджикистана.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период со времени правления Ахеменидской династии (VI - IV вв. до н.э.) до Бухарского эмирата (начало XX в.). Данная периодизация обусловлена следующими обстоятельствами:

1) именно в первых государствах исторического Таджикистана начинается использование льгот и поощрений в качестве правового инструментария, которое продолжалось и в зороастрийский период государственности таджиков; начиная с VIII в., на территории исторического Таджикистана начинается распространение религии ислама. В этот период льготно-поощрительная политика подверглась существенной коррекции, с точки зрения охвата субъектов она стала массовой, т.е. использовалась в отношении широкого круга населения; в период позднего средневековья и вплоть до Бухарского эмирата включительно система льгот и поощрений также имела свои особенности (см.: соответствующий параграф диссертации), которые заслуживают особого внимания.

Периодизация рассматриваемой проблематики имеет достаточно широкие рамки, что обусловлено спецификой исследования. Исследование охватывает пространственные рамки исторического Таджикистана . Исторический Таджикистан, согласно "Истории Сиистана" охватывал следующую территорию: Кухистан, Хирот, Таликан, Гузганан, Хабушан, Бадгис, Бушандж, Тохаристан, Фарйаб, Балх, Хулм, Марв ар-руд, Чаганиян, Вашджирд, Хуьалан, бадахшан, Абаршахр, Бухара, Самарканд, Шаш, Фергана, Усрушана, Согд, Худжанд, Хваризм, Кишш, Испиджаб, Тирмиз, Ниса, Абивард, Сарахс, Марви Шахджахон, Туе, Барсхан, Бутамон, Ахорун, Насаф и др., т.е. часть нынешней территории Центральной Азии, Афганистана, Ирана.

Теоретическая основа диссертации. Предмет исследования анализируется с учетом современных достижений теории права. Автор обращается к трудам теоретиков и историков права, представителей отраслевых юридических наук, имеющим методологическое значение для изучения истории становления и развития правовых явлений, в частности С.С. Алексеева, Г.А. Азизкуловой, Е.Г. Азаровой, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, Д.Н. Бахраха, И.Б. Буриева, А.В. Васильева, Н.В. Витрука, В.Г.Графского, О.С.Иоффе, Д.А.Керимова, В.В.Лазарева, А.В.Малько, Г.В.Мальцева, Л.С. Матума, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевича, Л.А.Морозовой, В.С Нерсесянца, С.В.Полениной, А.Г. Периханяна, В.А.Сапуна, Р.Ш. Сативалдиева, И.Д. Сафарова Л.Р. Сюкияйнена, Ф.Т. Тахирова, А.Холикова и др.

В работе с учетом специфики рассматриваемой проблематики использовались также работы историков В.В. Бартольда, Б.Г.Гафурова, М.М. Дьяконова, З.М. Буниятова, П.П. Иванова, Б. Искандарова, Д.Н.

Термин «исторический Таджикистан» в работе используется в значении территории формирования таджикского народа. Данный термин введен в оборот академиком Академии наук Республики Таджикистан Н.Н. Негматовьтм. 2 Исторический Таджикистан или Хорасан, согласно сведениям данной книги в основном состоял из этих областей. См.: Турсунов Н.О. Термин "вилоят" в историческом освещении // Эхеи Аджам. - Худжанд, 1999. №4. - С. 15-17; Таърихи Сиистон (История Систана) / Перевод, введение и комментарии Л.П.Смирновой. - М.: Наука, 1974.-С.65.

Логофета, А. Маджлисова, Н.Н. Негматова, П.И. Петрушевского, Н. Ханыкова, Р. Фрая и др.

При исследовании историко-теоретических основ льгот и поощрений диссертант в основном опирался на выводы и положения таких ученых как, А.В. Малько, И.С. Морозова, Р.Ш. Сативалдиев, С. Ю. Суменков, В. М. Корякин и др.

Методологическая основа диссертации. Выбор методов для данного диссертационного исследования определился спецификой объекта и предмета исследования. В качестве основополагающих методов в диссертации использованы такие общепризнанные методы и принципы исследования как законы и категории теории познания и диалектики, системный, исторический, историко-сравнительный, сравнительно-правовой, культурно - исторический или цивилизационный подход к изучаемому предмету.

Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании правовых проблем и истории развития льгот и поощрений в Таджикистане. Данное исследование является первой, предпринятой в отечественной юридической науке, попыткой комплексного историко-правового исследования льгот и поощрений в государствах исторического Таджикистана.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Льготы и поощрения как правовые институты — это не продукт нового времени, они представляют собой результат длительной исторической эволюции. Льготы и поощрения широко применялись в древних и средневековых государствах исторического Таджикистана. В ходе их исторического развития менялись сущность и содержание льгот и поощрений. Из актов, которые применялись преимущественно для конкретных слоев общества и были направлены на поддержание существующего государственного строя, они превратились в более современные правовые средства воздействия, основной целью которых стало смягчение существующего фактического неравенства;

2. Льготы и поощрения в качестве факторов укрепления государственности использовались еще в первых государственных образованиях исторического Таджикистана. Льготы и поощрения были ориентированы главным образом на стимулирование деятельности тех субъектов, которые своими заслугами укрепляли основы государственного строя. Они были призваны укреплять существующий государственный строй формированием лояльного сословия наиболее активных субъектов общества (жречества, аристократии, воинов), что являлось одной из главных функций государственной политики предоставления льгот и поощрений как в Ахеменидском, так и в Сасанидском государстве.

3. Правовые льготы и поощрения были одной из действенных мер в процессе распространения ислама. Людям, принявшим ислам, предоставлялись льготы в самых разных сферах деятельности. Правовые льготы и поощрения сыграли важную роль в укреплении власти Халифата, а лишение населения ряда льгот в последующем не раз было основной причиной многочисленных народных волнений.

4. Компенсационная функция закята, направленная на поддержку низших слоев населения в исламском периоде развития, превратила его в один из важнейших инструментов стимулирования развития новых общественных отношений, одновременно поощряла населения на позитивную активную деятельность.

Институт закята оказал позитивное влияние на формирование льготно-поощрительной политики государства, ориентировал его на льготирование, прежде всего, уязвимых слоев населения.

5. В Саманидскую, и особенно в постсаманидскую эпоху практика феодальных земельных пожалований (икта) в качестве льготно- поощрительного инструментария получила, очень широкое распространение. Икта стала одним из важнейших средств правового воздействия государства. Государство таким способом поощряло своих служащих и военачальников за верную службу. При моголах данный институт называется суюргал. В икте имеют место, как элементы поощрения, так и элементы льгот. Так, мукта (владетель икты) обладал достаточно существенными льготами на использование этих земель (налоговый и судебный иммунитет, когда мукта сам иногда выступал в роли судьи в пределах икта). Пожалование земель в икта за военную службу способствовало тому, что постепенно на смену родоплеменным ополчениям пришло постоянно действующее войско. Когда в качестве поощрения определенному лицу за его заслуги перед государством земля передавалось в суюргал, то его имущество подлежало льготно-правовому регулированию. В указанных институтах также имелись элементы, и правовой льготы и правового поощрения.

6. Одними из основных правовых средств льготно-поощрительной политики государства в более поздние периоды (начиная от монголов и до падения Бухарского эмирата) был институт тархана1 и тарханная грамота. В указанный период лицо, имевшие тарханную грамоту, обладало множеством льгот. В частности, тархан вправе без разрешения входить в ставку главы государства, имеет налоговый и судебный иммунитет, когда он был освобожден от судебного преследования при совершении до девяти преступлений. При монголах тархан после главы государства обладал многочисленными льготами, впоследствии, при бухарских эмирах он имел только налоговые льготы и право сбора налогов от одного до нескольких населенных пунктов. Таким образом, выдача тарханной грамоты был видом поощрения определенных лиц за их заслуги перед государством и обществом.

Тархан, лицо имеющий тарханную грамоту.

Выморочные средства (в Бухарском эмирате) шли на поддержку социально уязвимых категорий населения. Государственная служба освобождала население от некоторых видов обязательных платежей в казну. В эмирате применялась институционализирована практика поощрения орденами, медалями и другими знаками отличия.

Льготно-поощрительное правовое регулирование в Туркестанском генерал-губернаторстве осуществлялось на основе законов Российской империи. В отличие от законодательства Бухарского эмирата, законодательство Российской империи по рассматриваемому вопросу было более систематизированным.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Диссертация восполняет имеющийся в отечественной юридической науке существенный пробел в сфере изучения правовых проблем и развития льгот и поощрений в истории государственности Таджикистана. В рамках диссертационной работы были исследованы льготы и поощрения, имевшие место в государствах исторического Таджикистана, и практика их применения в различные эпохи. Автор предпринял попытку комплексного монографического исследования правовых льгот и практики их применения в истории Таджикистана. Сформулированные в диссертации выводы и положения могут быть использованы для совершенствования законодательства Республики Таджикистан, практики предоставления льгот и использования поощрений, а также при преподавании учебного курса «История государства и права Таджикистана» и спецкурсов по данной проблеме. Исследование может составить основу дальнейшего историко-теоретического изучения проблем правовых льгот и поощрений.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации автором опубликован ряд научных статей. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании отдела истории государства и права

Института философии, политологии и права им. А.Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан (протокол №4 от 12.04. 2011 г.).

Структура работы и ее содержание подчинены целям и задачам исследования, которые определили логику изложения. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка источников и использованной литературы.

Понятие льгот и поощрений в современной юридической науке

Для современного Таджикистана изучение и исследование своего исторического и правового наследия является важным этапом в контексте построения национального демократического, правового, социального государства. Немаловажным является рассмотрение истории существования правовых институтов, которые функционировали в различные периоды таджикской государственности. Необходимость исследования таких важных в наше время правовых институтов как льгота и поощрение вызвано тем, что в современный период развития государственности эти институты превращаются в достаточно мощные регуляторы общественных отношений. И очевидно, что современная институционализация и успешное их функционирование — это результат их естественной эволюции, когда они, пройдя несколько этапов своего развития, предстали сегодня в виде современных правовых институтов. Дошедшие до нас сквозь века правовые льготы и поощрения плотно были «вмонтированы» в нашу правовую жизнь. Но не следует забывать простую истину, что каждое новое явление — это хорошо забытое старое и современная выкристаллизация и практика льгот и поощрений не что иное, как новый этап развития данных институтов.

Прежде чем приступить к исследованию основных этапов возникновения и становления льгот и поощрений в древних государствах исторического Таджикистана, целесообразно было бы провести анализ таких понятий как «льгота» и «поощрение» с точки зрения ученых - юристов, и по возможности, выявить их сущность, содержание и элементы в истории таджикской государственности.

Необходимо подчеркнуть, что работ, посвященных исследованию проблем льгот и поощрений как в современной, так и в истории государственности Таджикистана, крайне мало. При этом следует признать и констатировать факт о том, что - отечественная историческая и юридическая науки на серьезном монографическом уровне этими вопросами не занимались, чего не скажешь о доступной нам российской юридической и исторической науках, где в последнее время такие категории как «правовые льготы» и «правовые поощрения» стали объектом пристального внимания ученых и предметом специального исследования.

Забегая вперед, в рамках данного параграфа хотелось бы подчеркнуть, что на любом этапе своего развития в рамках древних государств исторического Таджикистана (как впрочем, и сейчас) льготы и поощрения тесно были связаны с политической властью, точнее с политикой властных структур. И хотя основным аргументом политической власти и государства в целом являлось принуждение, тем не менее, были еще и другие методы воздействия на общественную действительность в виде льгот, поощрений и различного рода привилегий. По этому поводу А.В. Малько пишет, что «Как известно любая политическая власть связана с принуждением («кнутом»). Это ее качество нашло свое отражение практически во всех политико-правовых взглядах, как прошлого, так и современности. Действительно, без этого государственно-правового средства власть не сможет реализовать свою волю.

Вместе с тем, как подчеркивает ученый, связывать политическую власть только с принудительными, насильственными мерами было бы неправильно. Она имеет в своем арсенале и многие другие инструменты, приемы, способы. Среди них особое место занимают правовые льготы и поощрения («пряник»), несущие на себе определенную печать времени и места, в рамках которых они принимаются и действуют. Поэтому по ним можно оценивать уровень цивилизованности того или иного общество, степень его правового развития. «Прянику» традиционно уделялось и уделяется меньше внимания. Считается, что «кнутом» пользоваться легче и проще, но не всякая простота ведет, как известно, в конечном счете, к эффективности»1. По мнению А.В. Малько, «Время настоятельно требует: нужно учиться пользоваться и «пряником». Мудрый законодатель отличается тем, что отдает предпочтение льготам и поощрениям («прянику»), ибо обращает во благо делу характер человека, саму его природу».2 В этом свете для нас чрезвычайно интересно, понимали ли древние люди ценность и действенность использования льгот и поощрений и насколько это ими использовалось в практике. Очевидно, что льготы и поощрения определенно имели существенное значение в разных периодах государственности и их воздействующий потенциал использовался в истории отечественной государственности. Этимологически понятие «льгота» восходит к древнерусскому слову «льга», что означает легкий, маловесный, нетяжелый.3 Легота (льгота) представляла собой особые права, облегчение от податей, повинностей, большую свободу в чем — либо. В русском языке существовали следующие выражения: льготить человека, (предоставлять кому-либо преимущество); льготствовать (состоять на льготе); легчать (уменьшать повинности); легошить (сделать легче, льготнее), льготчик (человек пользующийся преимуществом); легчить (устанавливать льготы) и т.д. Как юридический термин льгота, является социальной мерой, посредством которой государство призвано защищать определенные категории населения. «Льготы, — пишет А.А.Абрамова, - облегчают положение некоторых категорий лиц, которые в силу определенных обстоятельств не в силах полностью удовлетворить свои нужды, позволяя расширить возможности граждан, представив им особые права»2.

Как справедливо подчеркивает А.В. Малько, «Правовая наука пока не обратила пристального внимания институт льгот, хотя жизнь все острее ставит вопрос о создании теории правовых льгот, в рамках которой нашел бы свое выражение детальный и всесторонний анализ этого многогранного явления»3. Ученый понятие правовой льготы характеризует таким образом: «Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей». Здесь же он подчеркивает, что «Правовую льготу ни в коем случае не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия.

Периодизация рассмотрения правовых проблем льгот и поощрений в истории таджикской государственности

Поскольку данное исследование хронологически охватывает длинный период развития данных институтов права в истории таджикской государственности и посвящено динамике развития этих институтов, то возникает необходимость определения периодизации этапов их эволюции, без чего нельзя провести всестороннее изучение предмета. Кроме того, только периодизация, типология, разделение на определенные этапы дают возможность выявить целостную характеристику эпохи, познать закономерность развития предмета на определенном этапе эволюции государства. Относительно нашей работы периодизация исследования важна и в том смысле, что объектом изучения является история проблемы, охватывающая более двух тысячелетия. Поэтому научная обоснованность периодизации рассмотрения проблем льгот и поощрений, на наш взгляд, является востребованным в настоящей работе.

Следует указать, что в исторических и историко-правовых науках как досоветского, советского и постсоветского Таджикистане проблемам общей периодизации истории таджикского народа, истории государства и права Таджикистана, истории государственности таджиков уделено большое внимание. В этом отношении следует отметить исторические работы академика Б.Г.Гафурова, особенно его двухтомный труд "Таджики", где периодизации истории таджикского народа посвящено немало страниц, и что особенно важно, данная научная периодизация поддерживается и в новейшее время. Наряду с работами Б.Г.Гафурова в последние десятилетия вышло множество работ, которые посвящены периодизации истории государства и права, периодизации истории таджикской государственности. Следует указать, что работы последних лет существенно расширили горизонт научных исследований и по мнению представителя таджикской исторической науки член- корреспондента АН РТ., д.и.и. Ю. Якубова, первыми государственными образованиями, возникшими на территории исторического Таджикистана были государства Пешдадидов и Каянидов, время существование которых определяется от 2 тыс. до н.э. до 1 тыс. до н.э., несколько ранее бактрийского, Согда и Ахеменидского государств.

Основываясь на археологические находки, «Шахнаме» великого Абулькасыма Фирдоуси, мифах арийских племен, топонимике, данных географических и исторических источников, он проводит последовательную мысль о том, что первыми государствами, созданными арийцами (предками таджиков), были именно Пешдадийское и Кайянидское государства.

Таджикский народ имеет богатую историческую традицию написания книг, посвященных истории государства, народов, конкретных городов и областей, жизнеописанию отдельных личностей и глав государств. В этих работах мы последовательно наблюдаем династический подход. Правление той или иной династии считается критерием периодизации этапов истории развития общества. Появление первых и последующих государственных образований связывались с именем конкретной династии, которая заложила фундамент этого государства и в литературе она упоминается как государство, которое создала конкретная династия. Можно даже смело утверждать, что конкретное государственное образование в историческом Таджикистане вплоть до революции 1920 года было связано с именем конкретной царствующей династии и персонифицировалось именно с этой династией. Как по этому поводу верно отмечает И. Б. Буриев, «До возникновения научных представлений о сущности и содержании власти и государственности на территории нынешнего Таджикистана приход каждой династии считался возникновением новой власти и новой государственности. Поэтому еще одной проблемой, связанной с вопросами возникновения государственности на территории исторического Таджикистана, являются проблемы легитимности и легитимация власти. Приход к власти новой династии всегда был связан с доказыванием права представителей династии на управление и занятие престола»1. По его мнению, «При периодизации истории государства и права используется и династический подход. Особенно широко он был распространен в досоветской историко-правовой науке таджикского народа. Вследствие стихийности развития исторической науки, история династий была, пожалуй, единственным критерием, хотя бы как-то способствующим систематизации знаний о поступательном движении в развитии истории общества.

По существу, исторически первым критерием при изучении государства и права на территории нынешнего Таджикистана можно считать восстановление истории государства и права по династиям. Изучение истории по династиям — это древнейшая периодизация истории, особенно у восточных историков, философов, правоведов. Взяв на вооружение теорию цикличности развития общества (развитие в круг), они считали, что с приходом новой династии к власти начинается новая государственность и общество начинает свое новое формирование и развитие. Соответственно этому критерию, историю государства и права на территории нынешнего Таджикистана можно разделить на следующие периоды:

Льготы и поощрения в государстве Сасанидов

После падения Ахеменидской державы на смену ей пришла держава, созданная Александром Македонским, а после него Парфянское государство, которое впрочем, тоже являлось персидской державой. Несмотря на господство на территории исторического Таджикистана, государство, созданное Александром Македонским и одним из его военачальников Селевком, эти государственные образования были непрочными и первое из них фактически распалось после смерти Александра Македонского, а по второму, даже сейчас практически невозможно найти какие-нибудь источники по интересующей нас проблематике.

«История Селевкидов, - писал известный советский историк эллинизма А.Б. Ранович, - представляет для историков чрезвычайные трудности из-за плохого состояния литературных источников»1. Но, тем не менее, известно, что Александр, будучи полководцем и завоевателем, стремился к тому, чтобы его империя оставалась овечной. И один из путей, который бы способствовал такой долговечности, по мнению Александра и его знати, заключался в завоевании доверия и лояльности покоренных народов. Отмечается, что «Александр и его окружение видели внутреннюю разнородность создаваемой монархии и своей политикой привлечения восточной знати к управлению страной пытались любым способом, вплоть до поощрявшихся смешанных браков, ее сгладить» . Таким образом, одним из важных поощряемых действий в империи Александра Македонского было привлечение местной знати к управлению государством и практика смешанных браков. Оба этих поощряемых действия преследовали вполне прагматическую цель - укрепление созданной Александром Македонским империи.

В отличие от государства, которое создал и Александр Македонский и Селевкиды, парфянское государство было образовано не завоевателями, а местной династией.

Как пишет Е.В. Зеймаль «Парфянский период длился дольше, чем ахеменидский: на него приходится без малого пять веков - со второй половины 111 в. до н.э. (отложение Парфян от Селевкидов) до первой четверти 111 в. н.э. (возвышение и окончательная победа над парфянскими царями династии Сасанидов). Но позднейшая иранская историческая традиция (восходившая к Сасанидам) не сохранила от этого периода почти никаких сведений. «Их корни и ветви были короткими, так что никто не может утверждать, что их прошлое было славным. Я не слышал ничего кроме их имен, и не видел их в летописях царей». Такая память осталась о парфянах и в X в. н.э. когда поэт Фирдоуси писал свою «Книгу царей» .

На смену Парфянскому государству пришла другая держава -государство Сасанидов, которое считало себя продолжателем дела Ахеменидов. По свидетельству Б.Г. Гафурова «Сасанидское государство просуществовало более 400 лет (224 / 226 - 651 гг.). Для периода правления Сасанидов наиболее характерными являются следующее:

Во - первых, примерно с IV в. н.э. в Сасанидском государстве успешно развиваются феодальные отношения. Во вторых, в противовес центробежным стремлениям владетельных князей и владетелей отдельных провинций значительно усиливается роль центральной власти в Иране»2. Относительно основания Сасанидской державы в литературе указывается, что «Область Фарс (Персия), родина Кира и Дария, из которой происходили также Сасаниды, пользовалась при Аршакидах значительной самостоятельностью, как это вообще водилось в персиянском царстве по отношению к отдельным областям. В начале 111 века по н.э. в Персии было много мелких владетелей, ютившихся в разных горных закоулках и враждовавших друг с другом. Некто Папак сын или потомок Сасана, родом из-под Шираза сумел свергнуть ширазского князя Тазихра, у которого он был на службе, и кроме того завладел главным городом Персии Истахром (Персеполем). От Аршакидов он успел исходатайствовать еще при своей жизни корону для своего сына Шапура; но едва Папак умер, как другой его сын Ардашир восстал против брата, разбил его и сделался сам царьком (около 211 г.), затем он вскоре объединил под своей властью всю Перейду» .

Касаясь льгот и поощрений в этом государстве хотелось бы отметить, что повсеместно льготами и привилегиями пользовалась зороастрийское жречество. Хотя и нельзя сказать, что оно не имело определенного влияния и льгот в Ахеменидском государстве, но, тем не менее, пожалуй, в истории древнеиранских государств не было государства, где зороастрийским жрецам предоставляли бы столько льгот как в Сасанидском Иране. В этом контексте небезынтересны слова самого Ардашира, которому приписывают следующие слова «престол - опора алтаря, а алтарь - опора престола».

Льготы и поощрения в постсаманидских государствах (XI- XIV вв.)

В этом периоде будут рассмотрены льготы и поощрения, которые существовали в постсаманидских государствах. Это государства, которые возникли на обломках Саманидского государства и в некотором смысле продолжавшие традиции государственности которые существовали в этом государстве. В частности, будут рассмотрены льготы и поощрения, которые существовали в государстве Караханидов, Газневидов, Селджукидов, Хорезмшахов и Чингизидов. После падения государства Саманидов (1005 г.) их обширная территория была разделена между двумя новообразовавшимися государствами - караханидским и газневидским. В целом необходимо подчеркнуть, что традиции государственности, которую заложили Саманиды, еще долгое время продолжалась и в постсаманидских государствах. Как по этому поводу Ю. Якубов отмечает, «Саманиды создали свою государственность на основе тысячелетних достижений государственности и метод управления у них сверху до низу был достаточно развитым и по этой причине тюрки оставили его без изменений. Тюркские ханы при себе всегда имели таджикских везирей и они от имени тюрок управляли государством. Государственный строй, созданный иранцами был образцом не только для тюрок, но и для арабов, он также выступал в качестве своеобразной модели для государственности»1 По мнению Б. Гафурова, «Караханидские тюрки именовали своего хана титулом ханан или хан ханов — султан султанов (подобно иранскому титулу шахиншах - шах шахов). Некоторые караханидские ханы принимали также титул тамгачхана, которым тюрки величали императора Китая; как правило, этот титул применялся лишь к хану ханов, жившему в Кашгаре. Но больше всего были распространены титулы илекхана или же элхана, которые носили удельные ханы. Так, например, завоеватель Мавераннахра Богра-хан принял титул илекхана»1.

В контексте льгот и поощрений политика Караханидов заключалась в привлечении, прежде всего, наиболее активных членов общества. Караханиды были кочевниками и пришли в Мавераннахр и Хорасан в качестве завоевателей. И неудивительно, что в своей внутренней политике они делали все, чтобы наиболее активный слой общества, а именно - духовенство и крупные землевладельцы были лояльными к ним.

И закономерно, что в этом феодальном государстве основные методы льготирования и поощрения были связаны с земельными отношениями, а вернее с его льготным регулированием. Икта, которая во времена Саманидов еще проходила период своего становления, в государстве Караханидов нашла свое широкое распространение.

Как по этому поводу пишет Б. Гафуров, «Одной из особенностей управления страной была практика выделения бенефиций - «икта» -земельных наделов — представителям правящих слоев страны, в том числе многим из тех сановников, которые при Саманидах состояли при дворе или работали в диванах и местных органах управления. Перейдя на службу к илекхану, эти сановники стали обладателями икта, т.е. иктадорами. Пожалование икта имело место и до Караханидов. По исламскому законодательству, согласно учению Абуханифы, икта предоставляется как вознаграждение специальному сословию вместо денежного жалованья. Икта применялась в частности в Мавераннахре уже при Саманидах. Однако лишь при Караханидах она получила столь широкое распространение» . На наш взгляд столь широкое распространение было связано с тем, что Караханидские правители понимали, что лояльность указанных сословий приобретается его долгосрочным поощрением и льготированием. В лице этих сословий они по меньшей мере хотели видеть партнеров по управлению страной или даже союзников. И отчасти такая цель была достигнута.

По поводу самого понятия «икта» и, в частности, как она трактовалась в то время, то она «обозначала то, что лицо, пожалованное землей по праву икта, ежегодно взимало с земледельца известную часть доходов с посевной земли, которую земледелец до того вносил в казну. Каждому иктадору были подвластны определенный участок земли и обрабатывавший его землепашец. Однако этот участок не считался частной собственностью лица, имевшего право на икта, и последний не мог вмешиваться в жизнь и семейные дела землепашца. Иктадор имел лишь право использовать лично для себя часть дохода с обрабатываемой земли, а сама земля, ставшая наделом - икта, и обрабатывающий ее крестьянин оставались в распоряжении государства. Иктадор находился по отношению к илекхану в вассальной зависимости и был обязан выплачивать определенную дань и являться по требованию илекхана с вооруженным и обеспеченным отрядом»2. В этом плане становится ясно, что во времена Караханидов икта не была безоговорочной частной собственностью иктадора — владельца икты, и иктадор в свою очередь не обладал полнотой власти над землепашцем, который имел автономию в обработке земли. Иктадор имел право взять себе часть дохода, который приносила земля. В свою очередь, икта невидимой нитью связывал иктадора с правителем Караханидов.

Похожие диссертации на Правовые проблемы льгот и поощрений в истории государственности Таджикистана : историко-правовое исследование