Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации Напсо, Марьяна Бахсетовна

Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации
<
Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Напсо, Марьяна Бахсетовна. Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Напсо Марьяна Бахсетовна; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Краснодар, 2010.- 569 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-12/61

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В наше время проблематика глобализации стала одной из основных тем научных исследований: макромасштабные глобализационные процессы активно меняют существующую картину мира, и рассмотрение практически всех аспектов развития современного общества вне её контекста становится невозможным. Глобальные трансформации коренным образом преобразуют сложившийся миропорядок и тем самым ведут к усилению его противоречивости. Самым плодотворным для определения перспектив и альтернатив развития становится взгляд на проблему через призму вызовов, с которыми сталкиваются мировое сообщество, государства, социальные и этнические общности, индивиды.

В центре научных дискуссий оказались вопросы, касающиеся определения роли государства, надгосударственных и субгосударственных структур, национальной идентификации, перспектив развития этничности, способов обретения независимости, реализации интересов, форм соразвития народов и культур, взаимодействия различных этнонациональных и конфессиональных сообществ. Чем громче заявляет о себе глобализация, тем актуальнее проблема адаптации национального (государственного и этнонационального) развития к мировым реалиям. Глобализационный процесс опирается на современные научно-технические, экономические, политические основания. Он создает собственные ценности и культурные формы, которые трудно уложить в привычные формы существования. Стандартизация социальных потребностей людей, усиливающееся сходство образа жизни, унификация культурного пространства теснят национальные культуры. В таких условиях самым первостепенным становится вопрос сохранения естественного культурного многообразия. Поэтому этнокультурные аспекты глобализации приобретают особую значимость.

В мире насчитывается до 10 000 этнонациональных групп, и нельзя отрицать за ними право на достойное существование, сохранение собственной культуры. Проблема сохранения и развития народов является по существу центральной темой глобализации, как и исследования в этой области. Её решение невозможно как без обеспечения безопасного соразвития разных народов, стран, цивилизаций, так и без защиты и сохранения этнокультурной самобытности.

Вопрос о защите этнонациональных интересов в условиях глобализации можно отнести к числу самых сложных. Многие этнические общности не обладают достаточным потенциалом для реализации своих интересов: не имеют традиционных факторов национальной мощи (территории, большой численности, высокого уровня развития и т.д.), более подвержены негативному воздействию факторов глобального развития и вследствие этого менее конкурентоспособны. Для отстаивания этнонациональных интересов в современных условиях осуществления индивидуальных прав недостаточно: реализация базовых потребностей этнических общностей требует создания необходимых социальных условий, в качестве которых выступают индивидуальные и коллективные права. Поэтому постановка вопроса о дополнении правовой конструкции прав человека правами народов в качестве самостоятельного правового института и об установлении минимума равных для всех народов прав представляется правомерной и соответствующей реалиям времени.

Современные преобразования повышают значимость института прав человека. Однако защитить этноиндивидуальность человека, его право быть национально выраженным посредством только института прав человека в условиях глобализации становится всё труднее. Главная причина заключается в том, что реализация индивидуальных культурных прав не позволяет сохранить уникальность самой культуры. Для этого необходима защита самих этнических групп как носителей самобытных культур, что требует установления соответствующих прав народов. Только это обеспечит реальное многообразие стилей жизни и придаст истинный смысл свободе выбора индивида в вопросах самоидентификации.

Усиление регионализма и локальных идентичностей, рост требований со стороны этнических групп – ярко выраженные признаки глобализирующегося мира. Эти и другие его реалии остро ставят вопрос о необходимости уточнения, пересмотра привычных понятий и представлений, в том числе и в юридической науке. Защита этнонациональных интересов – это именно та сфера, где в полной мере должна проявиться одна из характерных тенденций глобализации права: предметом правового регулирования являются не столько проблемы национального характера, сколько международного, общечеловеческого. И здесь особую важность приобретают разработка международно-правовых норм, опережающее правовое регулирование, что позволяет выработать общепризнанные правовые подходы и стандарты в области защиты прав и интересов этнических групп и способствует их имплементации в национальное право.

Таким образом, актуальность избранной темы определяется её научной, познавательной, практической значимостью и вызвана необходимостью всестороннего исследования и осмысления характера и перспектив правового регламентирования в области защиты этнонациональных интересов в контексте сложных глобализационных процессов.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Национальная проблематика, вопросы, касающиеся роли этничности в общественном развитии, всегда были и остаются достаточно востребованными различными отраслями социально-гуманитарного знания, в особенности философией, социологией, политологией. Эта тематика пользуется неизменной популярностью среди отечественных исследователей, благодаря множеству фундаментальных научных трудов российская наука значительно продвинулась в области изучения этносоциальных процессов. Но правовой аспект данной проблематики традиционно остаётся без должного внимания. Хотя в последнее время заметно повышение исследовательского интереса к вопросам правового регулирования национальных отношений, о чём свидетельствуют диссертационные работы Т.А. Артикуленко, А.К. Бейн, А.В. Дуденкова, Д.В. Замышляева, Н.В. Кузьминой, Т.Л. Курач, Н.М. Мусаевой, Л.А. Стешенко, С.Н. Турченюка, Н.И. Уткина и др.

Всё больше в центре научного поиска оказываются проблемы, касающиеся особенностей этнонационального развития в условиях глобализационных трансформаций. Идёт активное осмысление его содержания, тенденций, в том числе и в контексте вызовов глобализации и ответов на неё. Главной темой исследований российских ученых (О.Т. Богомолова, В.Н. Брюшинкина, И.А. Василенко, А.Г. Вишневского, В.Б. Власовой, А.Г. Володина, М.Г. Делягина, Л.М. Дробижевой, Г.А. Ершова, А.Г. Иванова, Н.П. Косолапова, В.В. Лапкина, В.К. Левашова, И.И. Лукашука, В.П. Малиновского, Э.А. Паина, А.С. Панарина, В.И. Пантина, В.И. Самохваловой, Л.Г. Суперфин, Т.Т. Тимофеева, В.Р. Чагилова, М. А. Чешкова, Ю.В. Шишкова, В.М. Шумилова, Ю.В. Яковец и др.) является изучение не только характера интеграционных процессов, структурных сдвигов и вызываемых ими социальных изменений, но и противоречивости, парадоксальности процесса глобализации.

Характер и содержание основных тенденций глобализации предопределяют заметный рост интереса к вопросам современного государственного строительства, регионализации, федерализации, оказывающих непосредственное влияние на этносоциальное развитие и особенности защиты государственных и национальных интересов. Многие российские ученые (С.В. Бахин, М.М. Бирюков, А.С. Блинов, А.И. Быков, Н.А. Воронцова, Е.В. Гриценко, А.П. Жабин, С.Г. Еремеев, В.П. Иванов, Р.Ф. Идрисов, Ю.К. Краснов, В.В. Куликов, В.О. Миронов, В.В.Михеев, Т.Н. Михеева, А.А. Моисеев, Е.Г. Моисеев, А.А. Муравьев, Н.Л. Пешин, А.В. Сеидов, А.А. Уваров, Ю.А. Ургалкин, Н.И. Уткин, С.М. Шахрай, Н.Б. Шеленкова, М.Ю. Шинковский, С.И. Шишкин, Д.В. Шумков и др.) достаточно плодотворно работают в этих направлениях.

И тем не менее работ, посвященных исследованию различных аспектов современного этнонационального развития, его социально-философских, идейно-политических, правовых основ, явно недостаточно: они быстро устаревают и зачастую отстают от реалий времени. Кроме того, научно обоснованные ответы на вызовы глобализации возможны только с использованием комплексного междисциплинарного подхода. В основе уточнения и изменения существующих исследовательских парадигм должно лежать целостное осмысление особенностей современного мирового, государственного, этнонационального развития. Системный подход к этой проблеме позволяет преодолеть известный негативизм в восприятии как глобальных, так и этнонациональных проявлений. В свете сказанного данное исследование может представлять определенный интерес.

Обращает на себя внимание тот факт, что современной наукой практически не разработана проблематика этнонациональных интересов. Отдельные работы, в частности диссертационное исследование Б.С. Муханова, не восполняют существующий пробел и не отражают весь спектр вопросов, объемлемых понятием этнонациональных интересов и связанных с особенностями их реализации и защиты в контексте глобализации. Не так много фундаментальных научных трудов, посвященных отдельным аспектам проблемы (вопросам самоопределения, этнического самоуправления, защиты прав отдельных этнических групп, их самобытности, культуры и т.д.). Наиболее известные работы в этой области принадлежат Ю.Г. Барсегову, В.А. Бойко, Р.М. Валееву, С.Н. Горбунову, Д.В. Грушкину, Ю.Д. Дубровину, Т.В. Замятиной, Е.А. Киселеву, В.А. Кряжкову, В.А. Кучериненко, А.М. Лисецкому, М.Ю. Мартынову, В.О. Миронову, Б.А. Молчанову, М.А. Нагорной, Н.И. Новиковой, И.Ю. Пешперовой, Т.В. Полосковой, Ю.В. Попкову, Л.А. Стешенко, Б.А. Схатуму, Д.Е. Фурману, Т.Я. Хабриевой, С.В. Черниченко, С.С. Юрьеву и др. Среди современных диссертационных исследований они крайне редки (Л.В. Андриченко, М.А. Журов, Д.В. Харакка-Зайцев, Е.А. Черячукина), и это никак не соответствует сложности проблематики национального вопроса.

Защита этнонациональных интересов непосредственно связана с реализацией прав человека и в особенности - прав народов. В наши дни тематика прав человека пользуется большой популярностью среди отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным научным школам, и в первую очередь у правоведов. В работах М.И. Абдуллаева, Н.С. Бондаря, М.М. Бринчука, К.К. Гасанова, Л.И. Глухаревой, С.Б. Глушаченко, П.П. Глущенко, И.В. Гончарова, А.В. Грязнова, Н.В. Колотовой, Г.Н. Комковой, И.А. Ледях, Е.А. Лукашевой, В.В. Лунеева, Т.Д. Матвеевой, А.С. Мордовца, А.В. Наумова, И.В. Ростовщикова, О.Ю. Рыбакова, Е.В. Тутинас и других исследователей эта проблема рассматривается в различных аспектах: в контексте глобализации, международного сотрудничества и региональных систем защиты прав человека; с точки зрения генезиса идеи, эволюции правового закрепления, разработки правовых механизмов обеспечения прав и свобод человека, их реализации и защиты в условиях межнациональных конфликтов, чрезвычайного положения; через призму местного самоуправления, деятельности неправительственных организаций и т.д. Всё большее развитие получает разработка отдельных в диссертационных исследованиях (А.А. Алпатова, А.П. Анисимова, Е.В. Аристова, Л.Н. Бурковой, О.В. Гликман, И.Р. Диваевой, Т.А. Жадяевой, А.А. Кощеевой, С.А. Лубенниковой, Л.В. Малюковой, Г.А. Митцуковой, А.П. Морозова, В.Я. Неказакова, Г.Т. Овадюка, М.А. Паладьева, С.В. Пенкина, Е.В. Перевозчиковой, Д.А. Радченко, В.М. Решетина, Н.А. Рубановой, В.В. Стаховой, А.А. Тришкина, С.И. Фролова, В.В. Чепурина и многих других) прав человека. Обращает на себя внимание тот факт, что среди них практически нет работ, посвященных индивидуальным этническим правам, правам, связанным с этнокультурной принадлежностью индивида.

Аналогичная картина складывается и вокруг проблемы коллективных прав, прав народов. Классическими в этой области стали труды В.А. Кряжкова, И.Ю. Пешперовой, С.В. Соколовского, Р.А. Тузмухамедова, С.С. Юрьева. Период активных дискуссий по поводу «третьего поколения прав человека» (прав народов) пришелся на 80-90-е гг. прошлого века. В это время появляются диссертационные исследования А.П. Мартыненко (полностью посвящённое правам народов), А.Х. Абашидзе, Ф.Р. Ананидзе, В.В. Кочеряна о правах национальных меньшинств и коренных народов, публикации Н.Ф.Бариновой, И.П. Блищенко, Т.А. Васильевой, И.Б.Власенко, О. Егорова, В.Ю.Зорина, И.С. Крыловой, В.И. Кузнецова, В.Н. Лисецкого, Н.А.Михалёвой, Р.А. Мюллерсона,С.М. Пунжина, М.В.Пучковой, М.Д. Смыслова, Г.В. Старовойтовой, Г.Б.Старушенко, В.П. Ступишина, И.А.Умновой, Ф.В. Шелова-Коведаева и др.

В наши дни научный интерес к проблеме прав народов как правовому механизму защиты этнических групп и их интересов заметно спал и перешёл в плоскость споров о противоречии коллективных и индивидуальных прав и о преимуществах территориального или этнического принципов построения федеративного государства. Именно эти вопросы стали центральной темой проблематики прав народов. В этой полемике в разное время активно участвовали В.В. Амелин, М.Г. Арутюнов, А. Б. Габоев, А.А. Галкин, А.А. Жириков, М.В. Золотарева, К.В. Калинина, А.Е. Козлов, Р. Г. Кузеев, И.В. Левакин, В.А. Михайлов, А.Г. Осипов, Ю.А. Решетов, С.С. Сироткин, С.С. Собянин, В.А. Тишков, Ж.Т. Тощенко, В.Р. Филиппов, Р.С. Хакимов, С.К. Червонная, С.В. Чешко, В.Д. Шуверова и др. В силу такого сужения проблематики исследования прав народов приходится констатировать недостаток в научных разработках. Немногочисленные серьёзные исследовательские труды (в частности, С.К. Смирновой, Л.А. Стешенко, И.Р. Султанова), новые монографические исследования Ю.В. Анохина, М.П. Фомиченко, отдельные публикации (Ф.А. Ахметшиной, Ж.У. Ибрашева, Н.С. Катько, М.И. Лепихова, Р. Мадояна, Э.Т. Майбороды, Т.А. Сенюшкиной, В.Ю. Сухачёва, В.П. Федосенко и др.) не охватывают всего круга проблем, имеющих отношение к правам народов. И вопрос о создании их единой правовой концепции остается открытым.

В такой ситуации комплексный взгляд на проблему этнонациональных интересов: на фоне глобальных социально-экономических, политических, идеологических, культурных трансформаций, в соотношении с правами человека, правами народов и правовыми механизмами их защиты и в контексте процессов федерализации - становится всё более востребованным. Он позволяет преодолеть односторонность, фрагментарность исследований и предложить, кроме детальной разработанности и информационной насыщенности, ещё и объемное видение всего исследовательского поля. Именно в таком ракурсе представлено решение проблемы этнонациональных интересов в настоящей работе. Кроме того, несомненную актуальность представляет изучение правового аспекта глобализации, который всё ещё (в отличие от экономического, культурного, социального и др.) остается мало разработанным.

Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, связанных с формированием и реализацией этнонациональных интересов.

Предметом диссертационного исследования выступает состояние современного правового регламентирования в области защиты интересов различных этнических общностей.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящей работы – всестороннее изучение содержания и направлений развития правового регулирования в сфере защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации.

Для достижения этой цели автором поставлен ряд исследовательских задач:

вскрыть социально-философские основы правового обеспечения этнонационального развития в условиях глобализационных трансформаций и показать их влияние на характер правового регулирования механизма защиты этнонациональных интересов;

определить содержание этнонациональных интересов как особой категории публичных интересов и рассмотреть специфику их проявления в контексте глобализации;

изучить основные подходы в решении проблемы признания прав народов как самостоятельного правового института;

проанализировать социально-философские и правовые основы международно-правового регламентирования прав народов;

рассмотреть возможность определения содержания основных прав народов через призму этнонациональных интересов;

исследовать особенности и перспективы правового регламентирования защиты самобытности народов, их национальной идентичности;

раскрыть причины отсутствия качественной правовой базы в области защиты национальной идентичности;

обосновать необходимость утверждения права на национальную идентичность;

установить особенности этнического самоутверждения в условиях глобализации и предложить современный взгляд на содержание и тенденции развития его правовой базы;

охарактеризовать специфику современных процессов федерализации и рассмотреть возможности федерализма в реализации этнонациональных интересов.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых-правоведов, касающиеся общих вопросов теории и истории права и государства, проблем прав человека, прав народов, государственной национальной политики, реализации и защиты государственных и этнонациональных интересов, становления, развития и совершенствования федеративного государственного устройства, а также труды по философии, этносоциологии, политологии.

Философско-правовой базой диссертации явились работы отечественных и зарубежных юристов и философов, чьи идеи и концепции стали основополагающими в разработке исследуемой проблемы, - Д. Локка, Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, А.Токвилля, Д.С. Милля, К. Маркса, Ф. Энгельса, О. Бауэра, К. Реннера, Т. Джефферсона, В. Вильсона, А.Балога, Г.Плеттнера, Л.Эпштейна, К.Маккартни, О.Яновски, Г.Еллинека, Д.Элазара, К. Вазака, Ф. Люшера, Ч. Тейлора, У. Кимлика, Б.Дж. Сингера; Н.А. Бердяева, В.И.Даневского, И.А. Ильина, Н.М. Коркунова, Ф.Ф. Кокошкина, П.И. Новгородцева, М.И. Свешникова, Г.Ф.Шершеневича, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина, В.И. Вернадского, В.И. Ленина; Р.Г. Абдулатипова, А.Г. Агаева, В.А. Ачкасова, Э.А. Баграмова, Ю.В. Бромлея, Т.Ю. Бурмистровой, М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилева, М.С. Джунусова, Л.М. Дробижевой, А. Г. Здравомыслова, Л.М.Карапетяна, И.И. Лукашука, Э.В. Тадевосяна, В.А Тишкова, Ж.Т. Тощенко, М.А. Чешкова, В.Е. Чиркина и др.

В ходе разработки категории этнонациональных интересов как разновидности публичных интересов были использованы работы С.С. Алексеева, Р.С. Байниязова, В.О. Бернацкого, В.И. Бырлэдяну, В.П. Грибанова, А.И. Кравченко, С.А. Кравченко, А.В. Кряжкова, В.Д. Мазаева, Б.Ф. Мартынова, О.В. Мартышина, А.Г. Маслоу, Н.И. Матузова, С.В. Михайлова, Г.И. Муромцева, Б.С. Муханова, М.И. Пискотина, Г.А. Свердлык, Ю.А. Тихомирова, К.Ю. Тотьева, Д.И. Чеснокова, А.И. Экимова и др.

Основой исследования проблемы прав народов, прав отдельных этнических общностей послужили труды А.Х.Абашидзе, С.А. Авакьяна, А.В. Авдюшина, М.В. Баглая, Ю.Г.Барсегова, И.П. Блищенко, Н.С. Бондаря, Т.А. Васильева, Г.А. Гаджиева, Л.И. Глухаревой, В.Д. Зорькина, Г.В. Игнатенко, В.А. Карташкина, В.В. Кочеряна, В.А. Кряжкова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Л.В. Лазарева, Д.Б. Левина, Е.А.Лукашевой, А.П. Мартыненко, В.Г. Маюрова, А.П. Мовчана, А.А. Моджоряна, В.С. Нерсесянца, П.А. Оля, И.Ю. Пешперовой, С.В. Полениной, С.К. Смирновой, М.Д.Смыслова, С.В. Соколовского, Л.В. Сперанской, Г.Б. Старушенко, Л.А. Стешенко, Р.А. Тузмухамедова, Г.И. Тункина, И.А. Умновой, Н.А. Ушакова, А.Г. Хабибуллина, Т.Я. Хабриевой, С.В. Черниченко, Б.С. Эбзеева, А.А. Юнусова, С.С. Юрьева и др.

Необходимость углубленного изучения социально-правовых механизмов реализации этнонациональных интересов обусловила обращение диссертанта к работам по проблемам федерализма, федерализации и автономизации таких исследователей, как А.С. Автономов, А.Н. Аринин, Н.И. Барциц, Е.Н. Барышников, С.Д. Валентей, И.В. Гончарова, И.Б. Гоптарева, Н.М. Добрынин, С.М. Дорохин, И.С. Каспэ, А.И. Ким, А.Н. Кожановский, А.Н. Колбин, И.В. Левакин, С.В. Нарутто, Т.Ю. Огородникова, А.В. Одинцова, Н.В. Павлов, В.Г. Пахомова, А.С. Пиголкин, И.А. Полянский, В.И. Радченко, Ф.М. Раянова, В.А. Смаков, Х.М. Фарукшин, Н.К. Филиппов, Е.Н. Ширко, С.И. Шишкина, В.В. Штукин, А.В. Якушева и др.

В диссертации использованы труды зарубежных авторов, работавших над проблематикой прав народов, прав меньшинств и коренных народов, федерализма, - А. Блейкни, М. Ван дер Стоела, Г. Глисона, К. Джона, С. Дион, Ф.Капоторти, И. Кристана, Л. Линдхойта, С. Нистен-Хаарала, У. Пройсса, У. Рикера, Д. Трейсмана, Р. Шумана, Ф. Эрмакора, А. Этциони и др.

Анализ социально-философских основ правового регулирования в области защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации осуществляется на основе трудов таких зарубежных исследователей, как У. Альтерматт, Ж.-Л. Амселль, Б. Андерсон, П. Аснер, З. Бауман, Ж. Бодрийяр, Д. Вайсбродт, И. Валлерстайн, У. Ганнерс, Э.Геллнер, М. Кастельс, Б. Колер-Кох, И. Г.-П. Мартин, А. Мартинелли, И. Мильчин, М. Опальски, Н. Рулан, Дж. Томпсон, Э. Тоффлер, А. Турен, С. Хантингтон, П. Хирст, К. Цюрхер, Х. Шуманн, и отечественных, как Д.Д. Амоголонова, Е.В. Астапова, З.З. Биктимирова, В.В. Бойцова, И.М. Бусыгина, А.В. Дуденков, Б.С. Ерасов, З.А. Жаде, Б. Кагарлицкий, И.И. Кравченко, А.А. Макеев, Л.А. Морозова, Н.В. Мотрошилова, С. В. Погорельская, Е.Г.Пономарева, М.Н. Росенко, Т.Д. Скрынникова, А.Н. Смирнов, Х.Г. Тхагапсоев, А.И. Уткин, Д.Л. Хилханов и др.

Методологической основой диссертации явились общенаучные и частнонаучные методы исследования, принципы объективности, историзма, конкретности, системности, комплексности, детерминизма. Объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы раскрыты посредством всестороннего охвата предмета исследования, рассмотрения фактов, процессов и явлений в их противоречивом единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и развитии, с учетом реалий современной социально- политической, правовой, духовной жизни.

В качестве частных методов научного исследования использовались историко-правовой, историко-сравнительный, проблемно-хронологический методы, что позволило показать эволюцию правовых норм, принципов и подходов с учётом специфики современного социального развития. Плодотворным оказалось применение сравнительно-правового, формально-логического и системно-структурного методов, столь необходимых для соотнесения различных правовых норм и разработки внутренне непротиворечивой правовой концепции.

Для выявления закономерностей и тенденций развития, определения основных противоречий и путей их преодоления были привлечены и некоторые социологические (моделирование, экстраполяция, контент-анализ) и статистические (классификация, корреляция) методы познания. Отсутствие признанной концепции прав народов (их перечня, содержания) и принципов правового регулирования этнополитических процессов обусловило построение формализованных теоретических моделей.

Использование названных методов в совокупности позволило обеспечить научную обоснованность, последовательность и логичность анализа рассматриваемых проблем, максимально полно изучить юридические, социально-экономические, политико-идеологические, исторические и иные факторы, воздействующие на процессы формирования (в сочетании преемственности и трансформации) правовой модели защиты этнонациональных интересов.

Нормативно-правовая, источниковедческая и эмпирическая база исследования. При написании диссертации автор руководствовался концептуальными положениями общей теории права и государства, общей теории прав человека и опирался на нормативно-правовую базу, фундаментальные научные исследования в области защиты прав и свобод человека и прав народов. В основу диссертации положен анализ современного и действовавшего ранее международного, отечественного и зарубежного законодательств, новых и уже получивших известность научных работ в этой сфере, а также трудов, имеющих смежный характер исследования.

Нормативную базу настоящей работы составили международно-правовые акты по правам человека и правам народов универсального и регионального характера, основополагающие документы Организации Объединенных Наций и ее учреждений, документы Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации Американских Государств, Организации Африканского Единства, Лиги Арабских Государств, Содружества Независимых Государств; конституционные акты (Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, конституции отдельных государств); акты законодательства РФ и зарубежных стран, регулирующие отношения по обеспечению прав и свобод личности, прав народов и отдельных этнических общностей; подзаконные акты (указы Президента РФ, акты палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ).

К особой группе источников следует отнести декларации (хартии) прав и свобод человека, декларации прав народов международных и национальных организаций, в том числе и неправительственных, и их проекты; проекты Конституции РФ, концепции национальной политики в РФ, об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации; документы работы комиссий по их подготовке; материалы экспертизы, обсуждения, информация о содержании парламентских слушаний.

Активно использовались материалы научно-практических конференций и «круглых столов» последнего десятилетия по проблемам прав народов и защиты этнонациональных интересов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной правовой доктрине, на основе комплексного анализа социально-философских основ, предпринята попытка исследования проблемы правового обеспечения этнонационального развития в условиях глобализации с точки зрения правового регулирования защиты этнонациональных интересов. Это обусловило необходимость обращения к самой проблеме этнонациональных интересов, практически не разработанной отечественной и зарубежной наукой. Считая существующую конструкцию прав человека недостаточной для эффективной защиты этнонациональных интересов в современных условиях, автор обосновал доводы в пользу необходимости её расширения за счет прав народов и возможности их утверждения как самостоятельного правового института. Взгляд на проблему прав народов через призму этнонациональных интересов, подкрепленный анализом социально-философских и правовых основ международно-правового регламентирования прав народов, позволил сформулировать перечень основных прав народов и определить их содержание, а также принципы правового регулирования этнополитических процессов. В работе приводится аргументация в пользу распространения права на самобытность в качестве права на отличие на все народы, в пользу признания индивидуального и коллективного права на национальную идентичность и перспектив его утверждения, предложена авторская формулировка этого права. Исследованы особенности этнического самоутверждения в условиях глобализации, представлен современный взгляд на проблему реализации права на самоопределение и его содержание. Проблема защиты этнонациональных интересов, прав народов рассмотрена и в контексте процессов федерализации и регионализации. Исходя из этого определено основное назначение федерализма как метода и как цели, объяснена причина его востребованности и перспективности в современных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Глобализация – это процесс системного преобразования разнородного мира в единое целое, превращения мирового сообщества из простой совокупности государств, народов, экономик в систему, характеризующуюся новым качеством связей и зависимостей; это объединение множества территорий в особое пространство и создание новой их архитектуры. Глобализация характеризуется всеохватностью и комплексностью изменений, взаимопроникновением национальных, локальных, региональных структур и процессов, усложнением и интенсификацией социальных зависимостей. Формирование единого взаимосвязанного и взаимозависимого мира ведет к изменению социальных институтов, общностей, культур, характера внутринациональных и наднациональных отношений.

2. Глобализации свойственно прежде всего усиление экономической, информационной, научно-технической и правовой взаимозависимости. Становление всё более усложняющейся и укрупняющейся социально-экономической системы ведет к усилению надгосударственного регулирования. Поэтому включение в единое пространство регионов, государств, народов, с одной стороны, расширяет границы и возможности: глобализация имеет то несомненное преимущество, что в ходе ее развития преодолеваются замкнутость, узость и ограниченность интересов, объединяются усилия в достижении целей. С другой стороны, снижение роли национального государства, национальной экономики, национальной культуры и национального фактора в целом порождает множество страхов по поводу утраты политико-экономической независимости и национальной самобытности. Кроме того, глобализации присущи неравномерность и иерархичность, сложившиеся вследствие неравенства территорий как по уровню развития, так и по темпам происходящих в них модернизационных изменений. Поэтому глобализация, соединяя в себе противоположно направленные процессы: интеграцию и дезинтеграцию, укрупнение и дробление, унификацию и дифференциацию, разгосударствление и усиление позиций государства, ослабление роли национального и рост национального самосознания, - имеет сложный и противоречивый характер.

3. Глобализация и связанные с нею процессы модернизации объективно ведут к снижению значимости этнонационального фактора и к сужению его роли как социального регулятора. Существенное изменение характера социокультурной идентичности сопровождается определенным ослаблением самобытности, унификацией национального бытия. Глобальная реальность меняет даже самое консервативное и устойчивое - культуру местных сообществ. Глобализационные процессы представляют собой диалектическое единство двух тенденций - взаимопроникновения, обогащения культур и ренессанса этнонационального, роста интереса к локальным идентичностям. В условиях растущей универсализации ценностей и стилей жизни проблема сохранения самобытности местных культур оказывается в центре общественного и научного внимания. Сложность ее решения усугубляется недостаточностью усилий, направленных на сохранение различий.

4.Этнонациональные интересы, будучи концептуальным выражением совокупных потребностей этнической общности на определенном этапе ее развития, представляют собой очень сложное явление. Их реализация является предпосылкой существования этнической общности. И это позволяет говорить о них как об особой категории публичных интересов. Встраивание этнонациональных интересов в систему социальных отношений требует создания социально-правовых механизмов, развивающих самоорганизацию и самодеятельность этнических сообществ, регламентирующих процесс формирования, формулирования и выдвижения этнонациональных интересов, что и обеспечивает легитимность выдвигаемых требований. Сложность реализации этнонациональных интересов в современных условиях связана с тем, что они формируются под мощным влиянием процессов унификации потребностей и стандартизации образа жизни, осуществляются в условиях неравномерности глобального развития, растущей этноконкуренции и во многом зависят от действия внешних факторов, в частности таких, как интересы международного и регионального сообщества и государства. Этим, а также наличием явных преимуществ, связанных со статусом субъекта международного права, объясняется растущее стремление народов к обретению государственной независимости. Не меньшую роль в этом может играть и играет субъективный фактор в лице этнических элит, чью экономическую и политическую заинтересованность нельзя недооценивать.

5. Стремление сохранить себя как этническую группу, обладающую специфической культурой, и воспроизводить себя как отдельную социальную общность составляет основу этнонациональных интересов. И это стремление может быть осуществлено через совокупность прав народов. Однако реализация прав народов невозможна вне контекста прав человека: существовать в качестве самобытной единицы имеет право не только этническая общность в целом, но и отдельно взятый индивид. Само содержание прав народов, заключающееся в предоставлении надежных гарантий для их сохранения и развития, позволяет говорить о двойственной природе коллективных прав: они призваны защищать и человека как члена общности, носителя культурно-отличительных признаков, и саму общность, саму культуру. При этом возможности индивида в осуществлении этого права во многом зависят от объема и реальности прав этнической общности, и в первую очередь - от самого факта ее существования в качестве таковой. Поэтому коллективные этнические права можно рассматривать как правовой механизм обеспечения свободы выбора индивида в вопросах самоидентификации, реализации его социально-экономических и культурных потребностей, т.е. его индивидуальных прав.

6. Наличие коллективных прав, оптимальное соотношение прав человека и прав народов, взаимодополнение индивидуальных и коллективных прав создают прочную основу для легитимации отношений между государством и населяющими его народами. Это особенно важно для полиэтничных государств. Однако полноценная реализация прав народов требует высокого уровня самодеятельности государства и международного сообщества и столь же высокого качества правового обеспечения. В условиях глобализации, которая представляет собой процесс, с одной стороны, универсализации, стирания различий, с другой, - выравнивания уровней социально-экономического развития, расширения демократических практик, совершенствования правовых систем, становления социально ориентированных государств, оформление прав народов в качестве самостоятельного правового института, а прав человека и прав народов как самостоятельной отрасли права и необходимо, и возможно. Для Российской Федерации, где этнический фактор исторически оказывает самое серьёзное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, такая постановка вопроса имеет особую актуальность.

7. Рассмотрение проблемы прав народов в контексте этнонациональных интересов вполне закономерно. Это позволяет определить содержание основных прав и сформулировать их примерный перечень. Основой этнонациональных интересов являются, во-первых, сохранение этнической территории и геокультурного пространства как главного условия национального бытия и самобытности; во-вторых, осознание, утверждение и сохранение собственного индивидуального существования, признаваемого окружающими. Исходя из этого, основными правами народов можно считать: 1) право на физическое существование и национальную сущность (национальное своеобразие, культурную самобытность); 2) право на независимость (свободу от иностранного ига, господства, эксплуатации и территориальных захватов и агрессий); 3) право на достойное существование и свободное развитие на основе культурной самобытности; 4) право проживать на исторически сложившейся территории, использовать ее естественные ресурсы в интересах народа и сохранять среду обитания; 5) право на самоуправление и участие в решении вопросов, затрагивающих этнонациональные интересы, предполагающее реализацию права на свободное волеизъявление; 6) право на внутриэтническую солидарность; 7) право на уважительное отношение к себе, к своей культуре и право на защиту национального достоинства; 8) право на свободную и полную информацию по вопросам, касающимся национального развития. В приведенном перечне нет права на самоопределение, которое в его широком понимании объемлет собой все названные права.

8. Сохранение культурной самобытности жизненно важно и для этнической общности, и для индивида: как таковая, она является свойством социальной общности и полноценно существует и проявляется только как внутреннее её качество, но индивид является носителем культурно-отличительных признаков. В силу этого ее защита только посредством института индивидуальных прав недостаточно эффективна. Право на самобытность должно быть прежде всего правом коллективным: право индивида на самобытность защищает не саму самобытность, а индивида в его сущностном выражении, тогда как коллективное право на самобытность есть защита самой этнической общности, что и делает возможным самобытное существование отдельно взятых индивидов. Поэтому современное правовое регулирование защиты самобытности должно основываться на сочетании культурных прав народов и культурных прав человека, на их органичном единстве.

9. Современное международное право признаёт субъектами коллективного права на самобытность не все народы, а отдельные этнические общности – меньшинства и коренные народы. В условиях глобализации, когда стремление сохранить различия не менее сильно, чем стремление не быть дискриминированным в силу тех или иных различий, правомерна постановка вопроса о признании права на самобытность за всеми народами. В данном случае право на самобытность представляет собой право быть иным, непохожим и в этом смысле не быть равным другим этническим общностям. В таком понимании право на самобытность приобретает характер своего рода права на неравенство, что может стать серьёзным шагом по пути преодоления формально-юридического равенства и установления юридической формулы признания фактических различий и права на них.

10. В условиях глобализации особую актуальность приобретает проблема сохранения индивида и этнического сообщества как носителей своеобразных культур. Реализация этого стремления может быть обеспечена путем установления права человека и права народов на национальную идентичность. Представленное как единство коллективного и индивидуального права, оно может быть сформулировано следующим образом: «1. Все народы в целях самосохранения, обеспечения целостности и единства имеют право на собственное экономическое, социальное и культурное развитие в соответствии со свободно осуществленным выбором и с учетом своей самобытности, при обеспечении равноправного доступа к общечеловеческому культурному наследию и признании самобытности других народов. 2. Право на собственное самобытное существование и развитие осуществляется без ущерба для прав других народов и прав человека и с учетом интересов общества, нации и государства и направлено на защиту этнонациональных интересов, на развитие и укрепление взаимного уважения и терпимости. 3. Каждый человек имеет право на самоидентификацию, свободное определение своей этнокультурной принадлежности и на свободное на этой основе развитие и осуществляет это право без ограничения доступа к общенациональным, цивилизационным и общечеловеческим ценностям и без ущерба права других на самоидентификацию и саморазвитие. 4. Каждый человек имеет право сохранять и укреплять единство и целостность своего народа, его культурные ценности, с проявлением должного уважения к культурным ценностям других народов. 5. Реализация права на этническую принадлежность и идентификацию не должна никому причинять ущерб, равно как и должна осуществляться без ущерба для других. Никто не должен страдать в результате осуществления или неосуществления им этого права. 6. Государство обязано обеспечить индивидуальное или коллективное право на самобытное существование и развитие».

11. Право на самоопределение осуществляется в соответствии с положениями международного права и с учетом особенностей конкретно взятых условий и интересов сторон, что требует разработки заинтересованными сторонами механизмов его реализации. Интересы, их характер, содержание играют главную роль в осуществлении права на самоопределение. Именно как процесс согласования интересов право на самоопределение и должно подвергнуться дополнительной правовой регламентации. Необходимо установление правовых основ определения «содержательной» и «процедурной» легитимности защищаемых интересов, что предполагает регламентирование процесса формирования, формулирования и выдвижения этнонациональных интересов. Это в свою очередь требует развития демократических институтов, институтов гражданского общества, механизмов группового представительства, которые позволяют этническим общностям утвердиться в качестве активных участников политических процессов, обрести полноценный политико-правовой статус и способствуют реализации права на самоопределение.

12.Современная правовая наука трактует право на самоопределение в узком и широком смысле: как право на государственную независимость и как право на развитие. В каждом случае реализация интересов населения самоопределяющейся территории (в том числе и этнонациональных) осуществляется по-разному и имеет различные правовые последствия: объем прав народов определяется обретенным ими политико-правовым статусом. Обретение государственной независимости утверждает народ в качестве субъекта международного права – из субъекта культуры он становится субъектом политики и права, что значительно расширяет возможности по развитию социально-экономического потенциала, сохранению сложившегося образа жизни, культуры, материальных и духовных ценностей. Однако полноценная реализация всех этих интересов зависит от успешности государственного строительства и реальности суверенитета. Реализация права на самоопределение как права на собственное самостоятельное развитие позволяет обеспечить соблюдение принципа территориальной целостности государств. Но требует преодоления экономического, политического, социального неравенства народов, живущих на территории государства; установления юридических гарантий, конституционных предпосылок для развития народов, в том числе правового закрепления минимума прав народов, в особенности права на автономию и права на самобытность; выработки и последовательной реализации соответствующей концепции государственной национальной политики. Создавая условия для реализации права народов на развитие, государство не только предоставляет возможность всем народам выразить и осуществить свою волю, защитить свои интересы, но и обеспечивает успешное этнонациональное развитие в условиях сложившегося геокультурного, экономического, политического пространства, использует преимущества проживания в едином государстве.

13. Институт федерализма – один из эффективных правовых механизмов реализации права на самоопределение как права на развитие. Цель федерализма - организация экономически и политически автономных субъектов, динамично развивающихся и сохраняющих свою самобытность в условиях единого политико-экономического и культурного пространства. А его основное назначение как метода - обеспечение более высокого уровня чувствительности к особенностям и потребностям территорий, оперативность в реагировании на происходящие в них изменения, а также установление баланса интересов в достижении общегосударственных целей. Таким образом федерализм позволяет реализовать принцип экономической целесообразности, обеспечить политический и культурный плюрализм, политическую и межэтническую стабильность, согласование общегосударственных интересов и интересов субъектов федерации.

14. Причина особой востребованности федерализма в современных условиях объясняется многими факторами. Во-первых, при объективной сложности реализации права на самоопределение как права на государственную независимость единственным действенным способом защиты этнонациональных интересов становятся автономизация, федерализация. Современные вызовы значительно повысили «стоимость» федерализма (вкупе с правами народов) в решении национального вопроса. Во-вторых, федерализм способствует становлению эффективных региональных экономик. В-третьих, он значительно расширяет возможности для самосохранения и развития, утверждения собственной национальной идентичности, и в условиях глобализации это делает его одним из оптимальных способов самоопределения этнических общностей, особенно малочисленных. В-четвертых, федерализм, преодолевая административную, политическую, культурную однородность, придаёт государственному устройству черты универсальности, предохраняет от чрезмерного ассимилирующего и унифицирующего воздействия. В-пятых, в условиях федерализма реализация «территориальных» (и этнонациональных) интересов осуществляется в согласии с интересами других территорий и с учетом политико-экономических, этнокультурных и межнациональных традиций взаимодействия. Тем самым преодолеваются узость и эгоизм «территориальных» (и этнонациональных) интересов. В целом же преимущество федеративного устройства в том, что оно более приспособлено к противоречивости современного этнонационального развития. Всё это позволяет говорить о федерализме как о перспективной реальности периода глобализации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое достоинство работы заключается в том, что в ней получили развитие концептуальные правовые основы теории прав человека и прав народов как правовых механизмов обеспечения и реализации индивидуальных и коллективных этнических интересов. И это нашло выражение в обосновании тезиса о целесообразности расширения правовой конструкции прав человека за счет включения в нее прав народов как самостоятельного правового института, что позволит положить начало становлению прав человека и прав народов в качестве самостоятельной отрасли права. Основные положения и выводы диссертации определенным образом восполняют существующие в международном и национальном праве пробелы в области правовой защиты этнонациональных интересов и могут служить основой для дальнейшей разработки как этой проблематики, так и тематики этничности в целом.

Работа представляет научный интерес и с точки зрения развития государствоведения, теории науки конституционного и муниципального права, конституционно-правовых основ федерализма и местного самоуправления. Комплексное исследование социально-философских, идейно-политических и юридических основ современного правового регулирования в сфере защиты этнонациональных интересов, разработка практических предложений по его совершенствованию способствуют утверждению научно-обоснованного подхода и определению основных направлений международной и российской правовой реформы.

Предложенные автором выводы теоретического и прикладного характера могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства в области прав человека и прав народов, защиты этнонациональных интересов, федеративных отношений и самоопределения, государственной национальной политики, а также в правоприменительной практике. Материалы диссертации могут найти применение при разработке учебников, учебно-методических пособий, в учебном процессе при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла, могут быть включены в содержание курсов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлена автором в процессе преподавания, при разработке и чтении спецкурсов. Основные положения и результаты работы нашли отражение в многочисленных научных статьях (свыше 80 публикаций) и в трёх монографиях автора - общим объемом около 60 п.л. Они были положены в основу докладов и выступлений на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях по проблемам современного этнонационального развития, прав человека, прав народов, федерализма, регионализма, таких как: «Гуманитарные и социально-экономические науки в начале XXI века» (Нижний Новгород, 2007 г.), «Концепт будущего России в XXI веке» (Армавир, 2007 г.), «Модернизация экономики Юга России и новые стратегии региональной экономической политики» (п. Домбай, КЧР, 2007 г.), «Собственность и государство (вопросы теории и практики)» (Пенза, 2007 г.), «Актуальные проблемы российского права» (Краснодар, 2007 г.), «Актуальные проблемы юридической науки» (Нижний Новгород, 2007 г.), «Современное российское право: пробелы, пути совершенствования» (Пенза, 2008 г.), «Федерализм. Гражданское общество. Государство: политические и правовые аспекты» (Пенза, 2008 г.), «Права человека и права народов в современном обществознании» (Пенза, 2008 г.), «Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона» (Черкесск, 2006-2008 гг.), «Актуальные проблемы научного знания в XXI веке» (Рубцовск, 2008 г.), «Власть и право в меняющейся России» (Тамбов, 2008 г.), «Проблемы сравнительного правоведения в странах АТР» (Улан-Удэ, 2008 г.) и др.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами диссертационного исследования, по объему выполненного в соответствии с установленными требованиями, и включает введение, пять глав, состоящих из одиннадцати параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации