Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Понятие и основные элементы правовой культуры
1.1. Основные подходы к пониманию правовой культуры 11
1.2. Структура и функции правовой культуры 29
1.3. Виды и типы правовой культуры 50
Глава 2. Правовая культура и правовая система современной России
2.1. Историко-правовые аспекты формирования и развития российской правовой культуры и правовой системы 72
2.2. Эволюция правовой культуры и правовой системы в современных условиях 93
Глава 3. Совершенствование правовой культуры российского общества
3.1. Пути повышение правовой культуры 117
3.2. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры 136
Заключение 178
Библиографический список использованной литературы
- Основные подходы к пониманию правовой культуры
- Структура и функции правовой культуры
- Историко-правовые аспекты формирования и развития российской правовой культуры и правовой системы
- Пути повышение правовой культуры
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Проводимая правовая реформа в России должна обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни государства и общества, создать условия для эффективной за-щитьь прав и свобод человека и гражданина, устранения произвола и правового нигилизма из жизни общества.
Результаты правовой реформы и уровень правовой культуры, взаимозависимы. Они не появляются, сами собой. Нужны громадные совместные усилия государства и общества, семьи, средств массовой информации, граждан для продвижения правовой реформы и развития правовой культуры.
Сегодня- становится* особенно очевидным, что г успешное- решение-экономических, политических и социальных задач невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого > гражданина глубокого уважения* к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь. В* этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правового государства, реализации правовой реформы, усиления борьбы с преступностью.
Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России. В ее правовой системе как в зеркале отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетий уровень профессивно-правового развития общества. Правовая культура опосредует все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство, правосознание и реализацию права, субъективные права,
свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, учреждения общества и государства, определяя их особое качественное состояние, которое можно выразить понятием правокультурность. Это уровень и степень прогрессивно-правовых достижений, воплощенных в человеческой деятельности и ее результатах. Правокультурность определяет меру юридической цивилизованности государства и общества, их правовой прогресс.
Формирование правовой государственности России, укрепление системы государственной» власти немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. России необходим быстрый и решительный прорыв в правокультурное пространство, нужна своеобразная ассимиляция национальных и мировых достижений в сфере права. Отсюда вытекает актуальность исследования» и заслуженное внимание к этой проблеме юридической науки.
Степень разработанности темы исследования. Характеризуя* состояние научной разработанности данной проблемы, необходимо отметить, что исследованию отдельных ее аспектов придавалось часто больше внимания, чем рассмотрению ее в качестве целостности. Вызывает необходимость более глубокое изучение: понятийная характеристика, субъект и объект правовой культуры, ее цель, задачи и функции, принципы, система законодательного регулирования организации правовой культуры в обществе, вопросы совершенствования данного направления.
Перечисленные проблемы являются актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону; создать условия для развития гражданской и правовой активности в обществе; организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений; расширить информирование населения о действующем законодательстве и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации;
привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правовой культуры.
В этих условиях необходимы глубокие исследования, способные содействовать решению назревших задач совершенствования и повышения правовой культуры.
Значительное место занимает эта проблематика в трудах русских ученых: Н.А.Бердяева, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, П.А. Кропоткина, Д.С. Лихачева, СМ. Соловьева, Г.В. Плеханова, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и др.
Концептуальные аспекты данной проблемы разработаны в трудах отечественных юристов-правоведов С.С. Алексеева, Е.В. Аграновской, В.М. Баранова, П.П. Баранова, П.К. Блажко, Г.И. Балюк, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.В. Головченко, Г.А. Голубева, В.И. Гоймана, Н.Л. Гранат, Б.Л. Железнова, В.П: Казимирчука, Д.А1. Керимова, Н.М. Кейзерова, B.C. Каптарь, В.И. Каминской, С.Н. Кожевникова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И: Матузова; Г.В. Мальцева, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, М.Ф. Орзих, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинова, Ю.С Решетова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, Е.Н. Трубецкого,- И.Е. Фарбера, Б.Н. Чичерина, В.А. Шегорцова, О.Р. Шапиева, В.П.Федорина, Л.С. Явича и др.
Объектом диссертационного исследования выступает правовая культура как специфическое, сложное и развивающиеся общественное явление, имеющее большое значение для функционирования демократического, правового государства.
Предметом диссертационного исследования является состояние, особенности и тенденции развития правовой культуры в современном российском обществе и ее роль в формировании и развитии гражданского общества, правовой системы и правового государства.
Цель диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является комплексное изучение сущности, структуры, видов и типов правовой культуры, анализ ее взаимодействия с другими правовыми явлениями общества, выявление роли и значения * правовой, культуры для обеспечения прав и свобод человека и гражданина и правовой системы России, определение основных путей повышения ее уровня.
Для достижения этой цели диссертант определил следующие задачи:
— выделить и* обосновать исходные теоретико-методологические
предпосылки' исследования правовой культуры, рассмотреть ее сущность,
содержание, структуру и функции;
— провести комплексное исследование историко-правовых аспектов
формирования российской правовой культуры;
- изучить взаимодействие правовой культуры с правовыми явлениями общества;
определить особенности и тенденции развития.российской» правовой* культуры на разных этапах ее развития;
выявить и проанализировать факторы, влияющие на состояние правовой культуры российского общества;
исследовать законодательную базу и выявить проблемы правового регулирования, связанные с правовой культурой;
— разработать рекомендации' по совершенствованию правовой
культуры.
Методологическая основа. При» решении поставленных задач диссертант опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные современной наукой и апробированные практикой.
В данном диссертационном исследовании использованы общенаучный, логический, сравнительно-правовой, историко-правовой, сравнительно-правовой методы познания, а также теоретические положения отраслевых юридических наук. Это позволило выявить определенные особенности и
тенденции развития правовой культуры российского общества, наметить пути повышения правовой культуры.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют положения, идеи, выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам правовой культуры, проблемам совершенствования и развития правовой культуры.
Нормативная основа. Юридической базой исследования являлись международные нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты.
В диссертационном* исследовании использован материал Всероссийской научно-теоретической конференции "Правовая культура- в России на рубеже столетий", проведенной в г. Волгограде 16-17 февраля 2001г.
Научная новизна исследования состоит во всестороннем* и комплексном исследовании тенденций развития и совершенствовании правовой -культуры в условиях реформирования политических и экономических основ Российской Федерации, укрепления государства и единства системы исполнительной власти.
Важное теоретическое и прикладное значение имеет разработанная понятийная характеристика правовой культуры общества, а также определение ее субъекта и объекта, целей, задач и функций, проведённый анализ структурных элементов правовой культуры, отечественного и зарубежного опыта в данной сфере, разработанная рекомендация по повышения правовой культуры, предложенная система организационно-правовых мер, направленных на совершенствование этой деятельности.
Положения выносимые на защиту: 1. В научной литературе до настоящего времени нет достаточного
единого подхода к определению понятия «правовая культура», что
обусловлено сложностью и содержательным богатством указанной
категории. В связи с этим, на основе комплексного анализа различных
подходов к пониманию правовой культуры, в работе предложено авторское определение правовой культуры, под которой понимается обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.
В- диссертации дана характеристика сущностно-содержательных и структурно-функциональных составляющих правовой культуры, что позволило обосновать ее место» и роль в» современном обществе, выявить особенности и тенденции развития на современном этапе.
Особенностью правовой* культуры России- является то, что для нее характерно требование подчинения правовых норм некой нравственной5 "правде", примат нравственно-этических, социальных по* своей природе императивов по отношению к государственно-правовым и^ формализованным предписаниям.
Формирование правового государства неотделимо от процесса развития1 правовой культуры населения. Это, в^ свою очередь, способствует созданию развитого гражданского общества. По нашему мнению, наиболее важными являются следующие направления:
* в общественном сознании должноvутвердиться отношение к праву как к непроходящей* социальной' ценности на основе- социальной справедливости, гуманизма, свободы личности;
особое внимание необходимо уделить совершенствованию правотворческой деятельности: учет различных мнений, подготовка альтернативных правовых актов, их научная экспертиза, проведение социологических опросов, референдума, изучение мирового опыта, четкое разграничение компетенции между органами
государственной власти - таковы основные требования правовой
культуры;
правовое воспитание является одним из способов повышения
правовой культуры. Его необходимо рассматривать как
непрерывный, целенаправленный, системный процесс
формирования правосознания и правовой культуры членов социума, создания)здоровой нравственной»атмосферы, эффективной системы, законодательства и установления^ подлинного демократического режима. Посредствам^ правового воспитания осуществляется* включенность личности в политическую, социальную и правовую действительность, формируются статусные характеристики и происходит осознание индивидуумом себя t в качестве гражданина, создаются предпосылки и механизмы для реализации статуса человека и гражданина. 5. Для повышения правовой*культуры граждан и всего обществам целом-необходим комплекс мер: экономических, политических, организационных, административных, судебных, воспитательных, образовательных, призванных привить уважение к праву и стимулировать положительную правовую активность. Главной целью повышения правовой культуры является достижение правомерного поведения каждого члена общества.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В диссертации разработана комплексная проблема, которая может служить основой для дальнейшего научно-теоретического исследования правовой культуры. Результаты работы позволяют проследить тенденции развития правовой культуры на современном этапе, выявить ее особенности.
Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы в ходе дальнейшего совершенствования правовой культуры, конкретизации
структурных элементов правовой' культуры, при разработке и совершенствовании текущего законодательства, а также государственно-правовых форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод граждан, в подготовке профессиональных специалистов в учебных заведениях.
Материал, содержащийся в настоящем исследовании, может быть использован при проведении лекций и семинарских занятий в образовательных учебных заведениях по курсам общей теории* и истории права и государства; конституционного права и других спецкурсов.
Апробация и внедрение результатов исследования.. Различные аспекты диссертационного исследования^ нашли отражение в выступлениях, автора і на научно-практических конференциях: межрегиональной научно-практической конференции* на тему "Конституционное законодательство: состояние и тенденции* развития" (г. Чебоксары 2004г.), межвузовской научно-практической конференции «Конституция Чувашской Республики: юридическая природа,* эволюция и современность» (г. Чебоксары 2002г.).
Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс и-используются при проведении лекций и семинарских занятий по курсам «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран» специальности 021100' «Юриспруденция».
По теме диссертационного исследования соискателем подготовлено 7 научных статей общим объёмом 1,49 п.л.
Структура и содержание работы. Диссертация«состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиофафического списка использованной литературы.
Основные подходы к пониманию правовой культуры
Движение России к гражданскому обществу невозможно без формирования правовой? культуры. Совершенствование правовой культуры России: - сложная и многосторонняя задача: это и увеличение уровня правосознания, правовой» активности, юридических знаний граждан, и? повышение эффективности правоохранительной деятельности, и проведение судебной реформы, и повышение культуры правоприменения и-правотворчества, а также качества законодательства. Законы должны стоять на защите прав граждан, граждане должны знать и уважать законы, соотносить с ними свои- интересы и поступки. Государство- призвано обеспечить справедливость и силу закона, предоставить гражданам возможность обращаться к закону для защиты собственных прав, следовать букве и духу закона при разрешении споров, конфликтов, повседневных проблем.
В философско-социологической литературе едва ли найдется термин, имеющий столь необъятное количество истолкований, как термин "культура". По свидетельству ряда ученых, в европейской и американской научной литературе таких определений существует более 250.1
Имеющиеся в мировой науке подходы к культуре оказывается возможным свести к трем группам: 1) антропологические, 2) социологические, 3) философские. При антропологическом подходе культура понимается в качестве совокупности всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей: здесь культура выступает как компонент общественной жизни. И, наконец, при философском подходе культура рассматривается среди явлений, выделяемых чисто аналитически, не связанных с общественным развитием.
Положительной стороной первого подхода являетсяf его широта, поскольку культура рассматривается, как проявление самых разнообразных сторон и сфер общественной жизни. Его достоинство становится еще более очевидным при сравнении с довольно распространенной! на сегодня практикой» узкого и в большинстве случаев ситуативного употребления понятий "культура" и "правовая культура". Однако широкому подходу присущи и серьезные недостатки. Он ориентирован лишь на суммативную, механическую фиксацию объективированных в соответствующих продуктах человеческой деятельности и ее результатов. Кроме того, характеризуя эти результаты как ценности, предлагаемый1 подход не позволяет сформулировать достаточно - четкие критерии для- определения того, что следует считать ценностями. Ограничиваясь им, нельзя вычленить правовые ценности, без которых невозможно понять правовую культуру.
Играя определенную позитивную роль в процессе развития ценностных представлений о культуре, обозначенный подход должен быть дополнен двумя другими способами анализа данного социального явления. Один из них проявляется в осознании культуры как процесса творческой деятельности, другой - как специфического способа человеческой деятельности. Общим для них является деятельностная интерпретация культуры, хотя способы этой интерпретации далеко не тождественны. В первом случае культура анализируется через процессы духовного производства, функционирования и совершенствования человека. Представители второй концепции предлагают общую модель культуры как универсального свойства общественной жизни.
Традиция в употреблении термина "культура" позволяет характеризовать последнее в качестве не просто объективно существующей данности, а в первую очередь определенной формы освоения мира, специфического отношения человека к действительности и к самому себе.
В то же время культура одновременно, если не в первую очередь, -"аксиологическое" явление, предполагающее нравственную способность отдельного индивида подчинить себя общезначимым гуманистическим ценностям, выходящим за пределы его индивидуальной самореализации. Прав В!А. Малахов, утверждая:2 "Самосознание культуры требует, чтобы, рассматривая 4 природу или общество, мы не забывали о духовном мире человека, а размышляя, о самом человеке и его нравственных исканиях, не упускали из вида универсальный мировоззренческий смысл коллизий, возникающих перед ним". Таким образом, культура существует не только как определенная деятельность, но и как творческая способность личности создавать, свой- индивидуальный способ- жизнедеятельности, благодаря глубинному осознанию культурно-исторических ценностей.
На данном этапе разработка методологических проблем4 правовой культуры встречается с рядом трудностей, в первую очередь с тем, что пока еще не выработано в полном объеме ее определение, не разработан эффективный механизм научного исследования этого направления. Приходится констатировать, что в целом проблематика правовой культуры анализируется по преимуществу в прикладных целях (в сопоставлении: например, с политической культурой, при рассмотрении уровня знания права отдельными группами населения, теми или иными категориями работников государственных органов, при характеристике механиЗхма и каналов ее воздействия на индивида и т.д.). Целостная же концепция правовой культуры, основанная на политико-философских исследованиях, данных широких конкретно-социологических обследований, юридической практики, пока не выработана.
Что же понимается под правовой культурой? В юридической литературе имеются самые различные определениями толкования. Это обусловлено разнообразными познавательными и практическими задачами, научным анализом одного и того же явления, под различными углами зрения. Кроме того, правовая культура рассматривается применительно как к обществу в целом, так и отдельным его социальным группам; а также личности. Многообразие определений правовой культуры объясняется и тем, что исследователи изначально вкладывают различный смысл в исходные понятия, прежде всего такие, как «право» и «культура». Все это находит свое отражение и в учебной юридической литературе, серьезно осложняя освоение этой темы.
Внимательное5 изучение проблемы позволяет выделить несколько основных подходов-к пониманию правовой культуры общества-и личности, сложившихся в юридической, научной и учебной литературе.
Правовая культура, будучи многогранным явлением, в научной литературе раскрывается, посредством определения совокупности ее наиболее существенных черт, признаков, критериев, качественных характеристик. Отметим лишь некоторые из них.
Структура и функции правовой культуры
Вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является сложным и дискуссионным. Некоторые, считают, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.19 Другие авторы включают в число структурных элементов правовой1 культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку21, правовую психологию и правовую активность.22 В качестве элемента правовой культуры выделяют так же уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов).23
Проанализировав различные точки зрения, существующие в литературе, автор полагает, что в структуру правовой культуры входят: 1) право, 2) правосознание, 3) правовые отношения, 4) законность и правопорядок, 5) правовая психология, 6) правовая активность, 7) правомерная деятельность субъектов, 8) государственные правовые институты, 9) юридическая наука, 10) уровень развития всей системы юридических актов. Рассмотрим подробно некоторые структурные элементы правовой культуры.
Одним- из важнейших элементов культуры человечества выступает право, возникающее на определенном этапе развития социальной системы и оказывающее активное воздействие на мировоззрение членов общества. Сам по себе процесс возникновения права - объективно необходимый этап развития культуры. Вопрос о праве не обходил ни один крупный философ древности. Вековые исследования то приближали, то удаляли человечество от правильного понимания права, его сути. "Для правоведа, - замечал И. Кант, -остается тайной - является ли правом то, что требует законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое". Эти слова родоначальника немецкой классической философии не утратили своего значения и в наши дни. Понятие права, по словам і американского правоведа Лоуренса Фридмэна, "имеет большое количеств »значений, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неуловимых как время". Верное понимание права не только определяет перспективы и , направления развития юридической науки и ее эффективность, но и вооружает юристпрактика надежным средством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном применении, законности, юридической ответственности. Уясняя суть права и его признаки, уместно вернуться к старой, хорошо разработанной в дореволюционной, в том» числе и русской, юриспруденции идее деления права на естественное и позитивное.
Естественное право — это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят: право человека на свободу, на общение с себе подобными; на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на охрану жизни и здоровья со стороны общества и государства.
Позитивное право - это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров нет положительного права. Именно поэтому законодательство и право часто отождествляются.
Ни одно общество не может существовать без взаимодействия ее членов друг с другом, с социальными группами, с самим обществом. В процессе этого взаимодействия происходит столкновение различных интересов, мотивов, воли участников социального общения. Общество уже не может упорядочить свою деятельность посредством находящихся в его распоряжении- инстуциональных механизмов - норм морали, обычаев, традиций.
Итак, право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
Место права в системе социальных ценностей обусловлено тем, рассматривается ли оно в качестве ценности-средства, или ценности-цели. С этой точки1 зрения, оно может быть ценностью производной и может иметь собственную ценность. Привлекательна в данном плане позиция болгарского ученого Н. Неновски, который5 характеризует право как ценность в двух аспектах. С одной стороны, предназначение права - поддержание порядка и организованности в обществе. В-этом, смысле ценность его производна-С другой стороны, это феномен, включающий в себя и? закрепляющий юридические ценности, благодаря- чему право само вливается в мир» ценностей.26
Историко-правовые аспекты формирования и развития российской правовой культуры и правовой системы
Современное состояние проблемы заставляет рассмотреть исходные предпосылки и принципы формирования теории правовой системы и правовой культуры, проанализировать последнюю, как объект изучения и типы знаний об этом объекте, определить круг изучаемых вопросов правового культурологического знания, остановиться на соответствующих концепциях и подходах. В этой связи, как нам представляется, необходимо уделить внимание историко-правовому аспекту данной проблемы. Так как невозможно понять сформировавшееся явление как таковое в полной мере (т.е. познать его сущность), не изучив при этом его предысторию.
Люди издревле создавали и утверждали законы. Первые из дошедших до нас—законы Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.). Мы не имеем сведений об отношении к ним живших тогда людей. Но, однако, можно утверждать, что законы обладали силой оружия, силой государства. И ещё - авторитетом богов. Например, в представлении древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат. Судьи считались её жрецами. Древнеиндийские законы Ману, мифического бога — прародителя людей, представляют собой СхМесь норм обычного права, моральных норм, религиозных предписаний. Естественно, что люди по-разному относились к праву в зависимости от того, какое место занимали на общественной лестнице. Следовательно, различной по содержанию была их правовая культура. Вместе с тем, понимая несовершенство права, ещё в древние времена мудрые люди отмечали полезность многих законов для установления порядка, безопасности государства, развития хозяйства. И то государство, в котором фаждане повиновались законам, могло избежать внутренних войн.... В Элладе граждане, достигшие совершеннолетия, давали клятву в единомыслии: «И я буду слушаться властей... и повиноваться установленным законам... И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми». Всё это свидетельствует о высоком уровне правовой культуры древних цивилизаций.
Правовая культура феодального общества формировалась под влиянием религии и обычаев, ритуалов. Библейские тексты имели силу закона. Средневековое население было безграмотно. Люди верили в различные знамения, чудесные исцеления, видения. В судопроизводстве часто применялся «божий суд», который в действительности означал победу сильного над тем, кто послабее. В качестве права выступала сила. Убийство на поединке, во время турнира, не считалось преступлением. Правым оказывался не тот, кто поступил справедливо, а тот, кто вышел победителем.
Становление и развитие русской правовой системы и правовой культуры происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любого права, любой правовой культуры. Но в этих процессах были и особенности. Глубинные истоки правовых представлений о правильном, справедливом, нормальном и т.п., лежат еще в мифологии, в которой тот или иной этнос осознает окружающую природную и социальную действительность, самого себя, свое происхождение, нормы и обычаи своей жизни.
В правовую культуру через юридические тексты проникли наиболее устойчивые и глубокие мифологические образы и представления древних людей о порядке, гармонии и дисгармонии, нарушении порядка и его восстановлении, о деянии и воздаянии, норме, обычае и последствиях их нарушения и т.д., т.е. все то, что может рассматриваться как некоторый предправовой материал, на котором базировалась в период становления правовая культура, из которой складывались юридические традиции. Причем в каждой культуре эти образы и идеи осознавались в своих понятиях, категориях и с большей или меньшей глубиной и основательностью входили в быт и привычки народа. Например, в древнерусской традиции такие идеи выражались в категориях "правда и кривда", "суд и ряд", "преступление", в древнегреческой традиции - "дике", римлян — "эквитас" и т.д. Можно сказать и более определенно, что многие языковые формулы и конструкции, встречающиеся в мифопоэтических текстах, потому и проникли в правовую ткань, что в правовое сознание вошли выражаемые с их помощью предправовые мифологические образы и представления, соответствующий менталитет древних людей. Допустимо предположение, что более прочные правовые истоки, предпосылки правовой культуры, более высокий ее уровень в конечном счете будут у этого этноса, в мифологии которого глубже и детальнее "проработаны" предправовые мотивы и сюжеты, выражено более четкое отношение к нормам, обычаям, последствиям их нарушения.
Если сравнить древнерусскую мифологию с мифологией некоторых других этносов, известных своей высокой правовой культурой (например, древнегреческой, древнеримской), то можно обнаружить, что древнерусская мифология, языческая религия сосредоточены главным образом на осознании и понимании восточными славянами природных процессов и явлений. Славянская мифология носила в основном аграрный, природный характер.
Древнерусский человек не выделял, не воспринимал и не осознавал еще с достаточной четкостью социальности своего бытия, его нормативности, упорядоченности и иных характеристик, складывающихся в предправовой комплекс. Он был во многом погружен в природность, натурность, в кровнородственные (те же природные) связи и зависимости.
Языческая религия, как указывал Н.А. Рожков, была бедна организационными, нравственными и общественными (также предправовоми) идеалами.37
Известно, что коллективная форма общежития русского крестьянства — община - была одним из фундаментальных факторов развития российского общества, наложившим значительный отпечаток на его духовную и политическую жизнь и культуру. Община - универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. Специфика же русской общины заключается в медленном преодолении родовых, патриархальных пережитков, в широких правах общины на все земли ее территории и кране слабом в силу этого развитии частной собственности, в значительной роли общины в решении хозяйственных вопросов, касающихся ее членов, длительном ее существовании в национальных масштабах и др. Сильная община препятствовала становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни, создавала условия для почти полного "поглощения лица миром" и "рационального отрицания всякого личного права".
Общезначимыми, ценными и достойными радикальной и эффективной защиты признавались лишь общинные интересы. Самым древнейшим воплощением того, что мог быть в принципе причинен вред, были, по славянскому праву, Род и Земля. И даже в более поздних текстах отражен подобный факт: ущерб может быть нанесен только коллективным образованиям, феноменам: "или персонифицированным воплощениям коллектива (условно: князь - свободный — раб); или общественным материальным выражениям коллективного богатства (скот, плоды, земля, недвижимое имущество)".
Пути повышение правовой культуры
Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.
Для повышения правовой культуры необходимо учитывать ряд задач. Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства». Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак — это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону — принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.
Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права». Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической фамотности фаждан». Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования фажданского общества с развитой правовой культурой.
В-третьих, «обеспечить фамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы» преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры — чувство законности и справедливости — должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.
В-четвёртых, осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве фаждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.
В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе, поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.
Повышение правовой культуры населения, прежде всего видится в повышении общеправовой подготовки населения, распространении среди него правовых взглядов, идей и пропаганде принципов законности и правопорядка. Такими путями могут стать:
I. Право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов, на мой взгляд, является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания.
В качестве примера завоеваний культуры в средствах и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего порядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Поэтому об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы: парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, и т.д.