Введение к работе
Актуальность темы исследования. Правосознание – это ключевой компонент общественного понимания и институциональной ценности сущности права. Для российского общества оказалось, легче было реформировать социальную и правовую системы, чем изменить восприятие и поведение людей. На это требуется гораздо больше времени, чем предполагалось в начале реформ. Сегодня, когда Россия вернулась к естественному процессу развития общества, очень важно сделать население активным сторонником дальнейших преобразований. Люди должны понимать цели и задачи проводимых реформ.
В настоящее время в России в корне изменились политическое устройство, принципы общественных отношений, правовая система. Социальные и политические отношения тесно взаимосвязаны с экономическими, а правовая система закрепляет эти связи. Существуют фундаментальные и прикладные исследования по тематике социальных преобразований, имеющих первостепенное значение для жизни общества. Вместе с тем правосознание современного общества остается одной из слабо разработанных проблем и «исследуется далеко не равномерно». Парадокс состоит в том, что и само правовое сознание нуждается в научном и практическом анализе на предмет произошедших изменений в обществе. Актуальной проблемой становится воздействие научно-технического прогресса и других факторов современной жизни на человека. По существу нам сегодня абсолютно необходимо быть осведомленными об уровне правосознания и знать, как люди реагируют на новую правовую систему, которая является консолидирующим компонентом российской государственности.
В условиях современного российского общества правовое сознание выполняет роль «социального барометра», с помощью которого управляющие общественные структуры могут и должны оценивать состояние правовой действительности, реально просчитывать пути ее совершенствования и корректировки для определения цельной правовой стратегии дальнейших (правовых) реформ, а, следовательно, для укрепления и улучшения жизни в российском обществе. Немаловажное значение имеет и то, что в России проживают разнообразные по этническому и религиозному составу группы населения, которые отличаются своеобразием образа жизни, языка, религии, национальных ценностей, традиций, культуры, мировоззрения. Чтобы способствовать оздоровлению общества, недостаточно только законодательно закрепить права и свободы, но и необходимо, чтобы оперативно и результативно действовал механизм «защиты прав человека и гражданина как системы средств и факторов, создающих необходимые условия уважения прав и свобод человека». Правосознание как раз и является индикатором отдельных личностей и социальных групп общества, отображающим эффективность действия правовой системы, состояние и роль права в обществе.
Названные обстоятельства подчеркивают остроту и актуальность избранной темы, необходимость ее содержательного изучения и обобщения. Выявление закономерностей в общих и специфических чертах правосознания не только характеризует и раскрывает палитру отношений к правовой системе в целом, но и является своего рода критерием мониторинга доверия к деятельности государственной власти.
Степень разработанности темы. Теоретическую основу диссертационной работы составили несколько направлений научных исследований, прежде всего, работы отечественных специалистов в области теории государства и права, материалы которых способствовали логическому структурированию диссертации. В этих работах достаточно содержательно прослеживается изучение правосознания.
Первые из них – это исследования правосознания общетеоретического направления: С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.К. Бабаева, Е.А. Белканова, С.Н. Братуся, А.Б. Венгерова, К.С. Гаджиева, Н.Л. Гранат, Р.Л. Иванова, Д.А. Керимова, В.М. Корельского, В.В. Кожевникова, О.Е. Кутафина, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, А.С. Мордовца, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, В.С. Нерсесянца, А.С. Панарина, В.Д. Перевалова, М.С. Строговича, П.И. Стучки, Б.Н. Топорнина, И.Е. Фарбера, В.А. Чефранова, В.А. Щегорцова, В.Ф. Шаповалова, Л.С. Явича и других.
Вторая группа теоретических источников состоит из научных работ, в которых исследовались частные аспекты правосознания: П.П. Баранова, А.Д. Бойкова, А.В. Грошева, М.А. Кожевиной, И.М. Максимовой, О.Н. Мигущенко, Г.Б. Мирзоева, И.Д. Невважай, Е.А. Певцовой, Н.Я. Соколова, Д.В. Сочнева, Н.М. Юрашевича и других.
Особую группу представляют научные труды Р.С. Байниязова, А.П. Семитко, В.Н. Синюкова, В.В. Сорокина, в которых концептуально исследуется феномен правового сознания как целостного правового явления, учитывающего культурно-исторические, национально-духовные и ментальные особенности социума.
Большое значение для диссертанта имели представления о правосознании, изложенные в работах выдающихся дореволюционных российских ученых: Н.Н. Алексеева, Г.В. Вернадского, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, А.И. Покровского, В.И. Сергеевича, С.М. Соловьева, Г.Ф. Шершеневича и других.
Дополнением научной информации по проблеме правосознания стали научные работы в области отраслевых юридических наук: С.А. Авакьяна, Д.Н. Бахраха, Л.А. Окунькова, А.Р. Ратинова и многих других.
Для раскрытия определенных аспектов правосознания в ходе исследования автор опирался на труды ученых в области философии и психологии: В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.И. Толстых, А.К. Уледова, К. Ушинского и других. В их трудах анализируются различные аспекты, которые демонстрирует правовое сознание.
Существенный вклад в исследование правосознания внесли идеи виднейших представителей западноевропейской мысли, таких как: М. Вебер, Г.Ф.В. Гегель, Р. Давид, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, И. Кант, Ш.Л. Монтескье, Платон, Г.Ф. Пухта, Ж.Ж. Руссо, Ф.К. Савиньи, Э. Тоффлер, С. Хантингтон, Ф. Энгельс и других, которые изложили в своих работах концепции взаимоотношений личности с обществом, с государством и правом.
При этом следует констатировать, что проблемой правосознания, помимо ученых–юристов, занимаются и представители иных наук: философии, социологии, политологии, психологии.
Эмпирическая база исследования. В диссертации использованы отечественные и зарубежные нормативно-правовые акты. При написании работы также учитывалась судебная практика, в том числе постановления Конституционного Суда РФ, Пленумов Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного Суда РФ.
Объектом исследования выступает правосознание личности в современном российском обществе.
Предметом исследования в диссертации являются теоретические представления о специфике правосознания личности в современной России.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование теоретико-правовых и эмпирических аспектов правосознания личности, определяющих его генезис и определенные черты в условиях современного общества и проводимых реформ.
В соответствии с намеченной целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:
– предложить юридическому сообществу определение понятия «правовое сознание личности»;
– выявить генезис индивидуального правосознания в условиях российского общества;
– установить, какие факторы влияют на укрепление правового сознания личности;
– проанализировать в исторической ретроспективе духовно-нравственные основания правосознания представителей российской правовой культуры;
– определить особенности индивидуального правосознания в его сопоставлении с массовым правосознанием;
– выявить регулятивные возможности правосознания личности;
– рассмотреть влияние научно-технического прогресса и глобализации мира на индивидуальное правосознание;
– обосновать предложения, направленные на укрепление духовно и социально оправданных основ правосознания личности в современной России.
Методологическая и теоретическая основа диссертации. В работе использовались традиционные и новые для теоретико-правовых исследований общенаучные, частно-научные и специальные методы. В частности, историко-правой метод использован при определении понятия правового сознания личности. Совокупность методов диалектики, анализа, синтеза, функционально-правового и духовно-культурного позволила классифицировать и систематизировать эволюцию понятия правосознания. Диалектический метод позволил выяснить природу правового сознания в процессе возникновения и развития общественных отношений. Формально-юридический метод дал возможность раскрыть те интеллектуальные и психологические свойства личности, которые по характеру своего воздействия непосредственно влияют на правосознание. Методы исторической ретроспективы и индукции на основе исторических фактов и описания исторических процессов предоставили возможность установить культурно-правовую преемственность ценностей Европы и Азии и их духовное влияние на развитие российского правосознания. Метод обобщения позволил установить закономерности возникновения фрагментарности и конформности правосознания. Метод восхождения от абстрактного к конкретному позволил выяснить воздействие виртуализации на правосознание и правовую реальность.
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертационной работе изучена специфика правосознания личности и выявлен механизм регулятивного действия правосознания в современном российском обществе.
Научная новизна выводов и положений раскрывается в основных положениях, выносимых на защиту:
-
Правосознание формируется и развивается вместе с личностью. Оно закладывается в личности с раннего детства и эволюционирует в течение всей жизни человека, сохраняя генотип правовой культуры. Культурно-исторические, религиозно-нравственные, национально-этнические ценности являются неотъемлемой составляющей развития и укрепления правосознания индивида в обществе. Правосознание является частью духовной правовой культуры, оно обязано народным традициям и обычаям, религиозной культуре того общества, в котором человек вырос, и тесно взаимосвязано с правовым воспитанием. Свобода усмотрения личности и практический жизненный опыт находятся под влиянием духовности человека.
-
Культурные ценности Европы и Азии воздействуют на правосознание личности в России не непосредственно, а путем длительной и болезненной аккультурации. Чрезвычайными и ускоренными мерами правосознание личности изменить нельзя. Правосознание личности оформляет итоги реформирования общества консервативно и длительно в отличие от массового или группового правосознания. В российской правовой культуре адаптировались различные иностранные юридические ценности, которые отвечали нравственным принципам российского общества. Правового нигилизма, как такового, в России не было, нигилизм касался законов и несправедливых акций государственной власти.
-
В периоды реформ, неорганизованных преобразований и нестабильности, положение личности ухудшается, что сказывается на особенностях ее правосознания. Фрагментарность и конформность правосознания личности – первичные факторы патологии правосознания. Причинами фрагментарности обыденного правового сознания личности являются распространение несистематизированных и противоречивых сведений о законодательстве. Конформность правосознания личности обусловлена некритическим приспособления личности к новым общественным отношениям.
-
Имитация правовой реальности в общественной жизни формирует новую форму восприятия субъектом права себя и окружающих, накладывает отпечаток на правосознание личности в целом. Значительную роль в современных условиях стали выполнять электронные технические средства, которые позволяют осуществлять манипулирование обществом и отдельной личностью. Действие виртуализации стирает грань между допустимым и немыслимым, вероятным и невозможным, существующим и неправдоподобным, правомерным и неправомерным. В виртуальном пространстве созданы правовые институты подобно существующим в реальной действительности, которые лишь симулируют общественные отношения. Процессы виртуализации не направлены на повышение качества жизни людей. Формируется отрешенность субъекта права от правовой действительности. При этом в виртуальном пространстве превалируют вседозволенность и коммерческая концентрация, которые не имеют в российских условиях адекватного механизма правового регулирования.
Научная и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сделанные выводы и обобщения углубляют и дополняют представления о правосознании личности в современной России. Отдельные положения и выводы диссертации о сознательной и подчиняющейся конформности правосознания, о воздействии виртуализации на правовое сознание могут применяться государственными управленческими структурами при принятии решений в области регулирования социально-правовых отношений. На основе диссертации можно подготовить лекционный материал для учебного процесса в преподавании общей теории государства и права, использовать в научно-исследовательской работе при написании докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ по данной тематике.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Право и государство: приоритеты XXI века» (Барнаул, 29 – 30 сентября 2006 г.), на научно-практической конференции «Русский язык и современное право» (Кемерово, 4 – 7 октября 2006 г.), на II ежегодной международной научной конференции «Источники права: проблемы теории и практики» в Российской академии правосудия (Москва, 22 – 25 мая 2007), на Международной научно-практической конференции «Современное общество как результат экономических, политических и социально-культурных изменений» (Москва, 25 – 30 сентября 2007 г.). Кроме этого, диссертантом опубликованы 7 статей и тезисов, из низ 3 в изданиях, реферируемых ВАКом. Работа выполнена и обсуждена на кафедре теории и истории права и государства, истории учений о праве и государстве юридического факультета Алтайского государственного университета.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.