Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Тюменева Наталия Владимировна

Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования
<
Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тюменева Наталия Владимировна. Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Тюменева Наталия Владимировна; [Место защиты: Сарат. гос. акад. права]. - Саратов, 2008. - 214 с. РГБ ОД, 61:08-12/356

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методология исследования права на жизнь

1. Научные критерии изучения проблемы права на жизнь в Российской Федерации 10-40

2. Право на жизнь в системе естественных прав человека и гражданина 40-76

ГЛАВА 2. Право на жизнь как категория юриспруденции

1. Право на жизнь как благо 76-111

2. Институциональный аспект права на жизнь 111-145

ГЛАВА 3. Гарантии реализации права на жизнь в российской федерации 145-185

Заключение 186-190

Библиография 191-208

Введение к работе

Последнее десятилетие развития России характеризуется возросшим вниманием к теме прав и свобод личности как системному , феномену социально-экономической действительности, так и отдельным правам и свободам. Это объективная закономерность. Она обусловлена задачей формирования правового государства и провозглашением человека высшей ценностью. Однако фактическое состояние гарантированности прав и свобод гражданина в Российской Федерации не отвечает стратегическим интересам развития страны.

Сложившееся положение объясняется многими факторами. Несмотря на конституционное закрепление, проблема права на жизнь не имеет комплексного теоретического осмысления и разрешения ни на субстанциональном уровне, ни на функционально-институциональном. На это обстоятельство обратил внимание В.В.Путин: «Наши цели - высокий уровень жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной, зрелая демократия и развитие гражданского общества, укрепление позиций в мире»1. Поэтому право на жизнь должно стать тем ориентиром, который будет определять направления совершенствования государственной политики.

Политико-идеологический аспект рассматриваемого явления должен отражать инструментально-аксиологическую природу права на жизнь. Однако в отечественной юриспруденции этому не уделяется должного внимания. В то время как права и свободы активно используются в других

"См.: Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2004. 27 мая.

странах в качестве средства реализации внутренней и внешней политики. В этой связи разработка концепции права на жизнь и ее претворение на практике выступает одним из источников строительства социального, правового государства и гражданского общества.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется изменением подходов к вопросам народосбережения и воспроизводства населения, являющимися приоритетными направлениями развития России. Настоящая работа представляет собой методологическую попытку теоретико-правового осмысления проблемы права на жизнь как комплексного социально-политического феномена.

Степень научной разработанности темы и теоретическая основа исследования. В общей теории государства и права проблема права на жизнь долгое время не изучалась на монографическом уровне.

В начале XX в. стало формироваться аксиологическое направление исследования права на жизнь в концепции права на достойное существование в работах таких мыслителей, как: Е.Н.Дюринг, А.М.Куницын, П.В.Мокиевский, П.И.Новгородцев, И.А.Покровский, А.А.Рождественский.

Юридическое познание права на жизнь проводилось на прикладном уровне, как правило, в русле других аспектов. Конституционные основы права на жизнь в рамках взаимоотношений личности и государства рассматривались Н.В.Кальченко, Л.Н.Линник, Г.В.Романовским, Е.В.Сивцом, Т.М.Фомиченко.

Научным изучением правового регулирования жизни человека в контексте преступлений против жизни и здоровья личности занимались известные отечественные ученые -

юристы, как: А.Г.Блинов, С.В.Бородин, А.Н.Красиков, Т.М.Нуркаева, Н.С.Таганцев. Гражданско-правовой аспект права на жизнь как нематериального блага был изучен В.Д.Костюком, Н.С.Малеиным, М.Н.Малеиной, Е.С.Резник.

Категория права на жизнь гораздо богаче по содержанию и далеко выходит за пределы отраслевого подхода. Это предопределило необходимость создания комплексной конструкции права на жизнь.

Нормативная база исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе действующего законодательства Российской Федерации. Для сравнительного анализа были привлечены нормативные правовые акты СССР, зарубежных стран, включая СНГ.

Предмет, цель и задачи исследования. Предметом авторского внимания выступает право на жизнь как социально-правовой феномен, тенденции его развития в России и фактическое состояние.

Цель настоящей работы обусловлена тенденциями развития прав и свобод личности и состоит в определении основ общей концепции права на жизнь.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

выявить и описать научные критерии оценки права на жизнь как феномена политико-правовой действительности;

- определить место и роль категории права на жизнь в
системе личных прав и свобод человека и гражданина;

рассмотреть тенденции развития права на жизнь и сформулировать его понятие;

исследовать аксиологическое содержание права на жизнь;

раскрыть институциональный аспект права на жизнь;

проанализировать тенденцию развития понятия права на жизнь в границах субъективного права;

провести сравнение международного и национального законодательства в сфере обеспечения права на жизнь.

разработать комплекс мер по реализации права на жизнь.

Научная новизна и практическая значимость диссертации заключается в комплексном теоретико-нормативном исследовании феномена права на жизнь как важнейшего фактора реализации государственной политики по обеспечению благополучия всего населения Российской Федерации.

В работе анализируются новые подходы к формированию понятия права на жизнь, приводится обоснование данной категории не только как основополагающего права в системе естественных прав и свобод человека и гражданина, но и как важнейшего блага, стандарта оценки уровня жизни в стране. Объединение функциональных значений права на жизнь позволяет рассматривать этот феномен в качестве важного политико-правового условия, определяющего приоритетные установки развития Российской Федерации.

Новым направлением в изучении права на жизнь выступает функционально-институциональный подход. Он выражается в исследовании тенденций развития права на жизнь в пределах института права и субъективного права.

В диссертации фиксируются особенности диалектической связи физиологической субстанции жизни и ее юридической формы посредством единой категориальной конструкции. Где право на жизнь выступает не только мерой возможностей человека, но и средством нормативной оценки ее качества.

Право на жизнь как благо содержит базисные показатели, которые материализуют некий общий баланс юридически декларированного и фактического качества жизни. Данное положение выступает основанием для проведения жизнеутверждающей политики России.

В работе излагаются наметившиеся тенденции в развитии права на жизнь. Выявленные закономерности стали предпосылкой для постановки вопроса о возможности формирования в России комплексного института права на жизнь и предлагаются пути создания механизма реализации права на жизнь как системы средств и способов достижения цели - это «сбережение народа» и обеспечение его благосостояния.

Внесены необходимые рекомендации по совершенствованию норм действующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения и осуществления права на жизнь, усиления защиты права на жизнь и повышения ответственности субъектов власти за исполнение ими своих обязанностей в этой сфере.

Содержащиеся в диссертации выводы могут быть использованы: во-первых, для устранения противоречий в действующем законодательстве и его совершенствования; во-вторых, для оценки уровня и качества жизни населения страны; в-третьих, для теоретического обоснования научных исследований, проводимых по данной тематике, и принятия практических мер по разработке доктрины прав и свобод человека и гражданина в России; в-четвертых, для чтения лекций в вузах юридического профиля.

Методологическая основа диссертации. Для достижения поставленной цели и решения задач, направленных на получение новых знаний по изучаемой проблеме

использовались следующие методологические приемы. Основными направлениями познания и объяснения юридической природы феномена права на жизнь явились диалектико-материалистический подход и другие общенаучные методы: исторический, логический, анализ и синтез, индукции и дедукции, аналогии, теоретического моделирования, историко-правовой, статистический, институционально-функциональный, конкретно-социологический и др. Положения, выносимые на защиту:

1. Определяются границы объективации права на жизнь в
системе ценностей с помощью применения комплекса критериев,
придающих концептуальную завершенность и нормативную
определенность юридической конструкции права на жизнь.

2. Обосновывается позиция о том, что право на жизнь нашло
адекватную формализацию и материализацию через естественно-
правовую доктрину, в рамках которой оно эволюционировало от
инструментального правового средства к всеобщей и
универсальной ценности.

3. Ставится вопрос о многофункциональной роли права на
жизнь как сложно построенного и функционирующего объекта
теоретико-правового исследования, выступающего как
социальное благо и юридическая ценность; как основа
формирования и развития всей системы прав и свобод человека
и гражданина; как цель эволюции современного российского
общества; как индивидуальная возможность и т.д.

  1. Обосновываются две выявленные тенденции в развитии права на жизнь: институциональная и субъективная (индивидуальная) формализация изучаемого феномена.

  2. Рассматриваются особенности правоотношений, связанные с реализацией права на жизнь.

6. Выдвигается тезис о том, что решение вопроса по качественному обеспечению права на жизнь - это важнейшее условие формирования в России социального, правового государства и гражданского общества.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры теории государства и права Саратовской государственной академии права. По теме диссертации автор неоднократно выступал с докладами и сообщениями на международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию СГАП (г. Саратов, 2006 г.); Всероссийской научно-теоретической межвузовской конференции «Модернизация государства и права России в XX-XXI вв.: исторический опыт и современные проблемы» (г. Тамбове 2006 г.); на круглом столе, проводимом журналом «Правоведение» в г. Саратове в 2007 г.; на Межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы развития государства и права России в XX-нач.ХХІ вв.» (27-28 марта, 2008 г.). Результаты работы изложены в научных публикациях и используются в учебно-методической работе.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографии.

Научные критерии изучения проблемы права на жизнь в Российской Федерации

Происходящие в современном мире глобальные преобразования обусловлены потребностью в защите прав и свобод личности. Исходя из той роли, которая отводится в изменяющемся правовом пространстве человеку в социально-экономических отношениях. Поэтому юридическая наука должна быть готовой применить ценностный взгляд на жизнь как на высшее социальное благо.

Поскольку право - неотъемлемая часть процессовг протекающих в обществе, оно должно охватывать своим регулирующим воздействием разворачивающиеся и реализующиеся действия человека, его "цели и интересы. Следовательно, одной из точек отсчета в правовой системе координат должно стать право на жизнь как явление, формализующее жизнь человека. Поэтому право на жизнь из узкоправового трансформировалось в социальное благо, международный стандарт оценки качества жизни людей.

В связи с этим в последнее десятилетие категория право на жизнь стала объектом пристального внимания различных отраслей знания, в том числе и гуманитарного. И в этом смысле право на жизнь приобрело значение предмета научного исследования в общей теории государства и права. Однако уровень ее разработки не отвечает интересам современной реальности. Имеющиеся подходы в исследовании права на жизнь не консолидированы в целостное учение, а плюрализм мнений относительно дефиниции, содержания, значимости права на жизнь настолько велик, что затрудняет формирование единообразной научно-теоретической концепции.

В этой связи важное место занимает проблема формализации исследуемой категории, как в юриспруденции, так и в других общественных науках. Такая постановка вопроса особенно продуктивна для исследования функциональной роли права на жизнь в системе категорий общей теории права, поскольку способствует обнаружению социально-культурного значения. Любая теоретическая концепция вырабатывается на основе применения научных критериев объективации и фиксации права на жизнь, как в науке, так и в практике.

В теории права неоднократно ставился вопрос о целесообразности и возможности внедрения научных стандартов. В частности В.М. Сырых отмечает, что «правоведение должно содержать развитый перечень критериев, руководствуясь которыми, можно было бы вполне удовлетворительно отличать научное знание о праве от всех иных форм правового сознания и сознания вообще. Более того, такие критерии должны бы стать если не настольной книгой каждого ищущего истину в праве, то, по крайней мере, неотъемлемой частью его методологических принципов и правил познания предмета правоведения. Ибо весьма трудно заниматься научной деятельностью, не имея сколько-нибудь четких представлений о требованиях, которым должны удовлетворять конечные результаты такого вида деятельности».

Вопрос о целесообразности и эффективности применения научных стандартов достаточно сложен. В частности, не всегда возможно однозначно и четко определить связь между количеством гарантированных прав и качеством жизненного уровня населения. Именно поэтому в плоскости права социальные законы не действуют с математической точностью, а проявляют себя в виде тенденции, предрасположенности определенных событий, процессов к определенному результату1. Данное обстоятельство и определяет потребность описания права на жизнь с помощью научных критериев.

С другой стороны, гуманитарное знание в противоположность естествознанию, характеризуется достаточно большим числом идеологических постулатов, которые не всегда имеют объективные основания для эффективного внедрения на практике, например: либеральные начинания по лекалам МВФ в России. Поэтому содержание правовых теорий не должно сводиться целиком к идеологии или оставаться «чисто научным», а должны выступать сложным отражением реальной действительности. Тогда все, что фиксируется в праве всегда будет ценностно ориентировано и культурно значимо для субъекта.

Физическая жизнь, например, объявляется собственной «сущностью» мира2 и считается основополагающей ценностью, по сравнению с другими, пусть даже и превосходящими ее по своему достоинству факторами (свобода, долг, патриотизм, солидарность), поскольку все они возможны лишь при фактическом существовании человека . Жизнь, таким образом, определяется как целеполагающая реальность, придающая осмысленность человеческому бытию.

При использовании научных критериев, непременно следует учитывать специфику объекта научного исследования, так как юриспруденция имеет дело со сложными социальными отношениями, которые заметно увеличивают удельный вес субъективного фактора. Не случайно проблема сущности жизни была и остается ареной острой полемики - науки против религии, материализма с идеализмом. Как следствие снижение степени объективации научно-гуманитарного знания и преобладание личностно-оценочных характеристик.

Право на жизнь в системе естественных прав человека и гражданина

Проблема положения личности в обществе, ее прав, свобод и обязанностей, как определенного набора социальных возможностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека, генезис этих прав, их назначение - одна из «вечных» проблем политики и правового мышления человечества. На всем протяжении истории предпринимались попытки ее разрешения, предлагались соответствующие концепции. Одной из таких моделей развития человека, обеспечивающего прогрессивную идеологическую основу общества, выступает естественно-правовая доктрина, лучше других способная обосновать ценностную природу права.

Персоноцентристкие идеи естественно-правового воззрения подготовили почву для признания человека суверенным, первостепенным субъектом права. Именно поэтому естественный аспект права формирует интерес и возможности для выявления практической роли права на жизнь в системе прав и свобод человека и гражданина. Обращение к эпистемологическим корням проблемы, ретроспективный анализ эволюции права на жизнь позволяют проследить связь и взаимозависимость государства и права в воздействии на социально-правовую защищенность человека.

Право на жизнь прошло долгий путь становления и развития в естественно-правовой теории, которая начала формироваться в Древней Греции и Риме. Рассматриваемый период отражает мифологические и религиозные особенности культурных представлений о рациональном, законосообразном построении мира. В данной концепции право на жизнь отождествлялось с разумными законами природы. Именно с таких позиций оценивались любые явления.

Похожую мысль выражал и римский юрист Цицерон, полагавший источником закона правильный разум, согласованный с природой. Этот высший, естественный и неписанный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины-государства. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Значит, его нельзя изменять. Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку - в противном случае они не имеют юридической силы .

Приведенные высказывания свидетельствуют, что древние юристы еще не отделяли право от нравственности, эталоном которой считался естественный божественный закон- Таким образом, люди не вправе были противостоять этому закону и изменять его, подобно тому, как в настоящее время невозможно совершать действия, противоречащие законам физики. Природный закон мыслился как универсальный для всех народов во все времена. Таким образом, естественное право уже тогда выступало критерием человеческого (государственного) права.

В европейской культуре Средневековья большое значение приобрел юснатурализм, который получил теологическое обоснование. Ф. Аквинский в своих богословских сочинениях трактовал его как волю Бога, нашедшую отражение в человеческом разуме и в Священном Писании. Право есть неотъемлемый элемент миропорядка, и оно также вечно и неуничтожимо как само мироздание. В эту эпоху мир не мыслился без закона, будь то мир природы или мир людей. Право толковалось как основа всего человеческого общества, на котором строятся отношения между людьми.

Представители Ренессанса внесли значительный вклад в формирование рационалистической теории естественного права. Поэтому в 17 веке в рамках естественно-правовой концепции было впервые сформулировано понятие «права человека» и право на жизнь стало неотъемлемым свойством индивида. Индивидуализация права на жизнь вела к отождествлению с личными правами и свободами, которые непосредственно вытекали из природы человека. Именно тогда свойства «неотчуждаемости» и «неотъемлемости» выступили основанием обособления «природных» прав человека. В этот период истории права человека стали восприниматься как естественные, неотчуждаемые качества и свойства человека.

Принципиальным отличием буржуазного естественного права от предыдущих его версий было то, что провозглашались гарантии обеспечения прав и свобод человека. До этого единственной гарантией (с определенной долей условности), на которую имел право народ, считалась возможность не подчиняться правителю, когда его действия противоречили естественному закону. Такой подход, позволял расширить границы восприятия личных прав человека до уровня правовых принципов.

Естественное право эволюционировало на основе равенства, свободы, неотчуждаемости и неотъемлемости прав человека. Пройдя путь от абстрактных идей, притязаний на определенные социальные блага, права человека становятся программой (целью) деятельности за лучшие условия жизни. Этот процесс привел к юридическому признанию права на жизнь в Декларации независимости США 4 июля 1776 года: «Все люди сотворены равными и все они наделены определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относили жизнь, свобода и стремление к счастью»1. Этот документ стал единственным законодательным воплощением права на жизнь.

Право на жизнь как благо

Объединение функциональных значений права на жизнь позволяет рассматривать данное явление в качестве основного права в системе прав и свобод личности. Без полноценной жизни другие права и свободы будут малопродуктивными прожектами современной политико-правовой реальности, сложившейся в Российской Федерации. Следовательно, материально-нравственное обеспечение часть 1 статьи 20 Конституции РФ является важнейшей задачей государства.

На данное обстоятельство неоднократно обращал внимание Президент РФ В.В. Путин в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Так, в одном из них он заявил: «Наши цели -высокий уровень жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной, зрелая демократия и развитие гражданского общества, укрепление позиций в мире»1.

В Послании 2006 года было подчеркнуто, что публичная власть призвана дать первостепенные блага широким массам, путем направления основных усилий на те сферы, которые определяют качество жизни граждан, уровень благосостояния человека: это образование, здравоохранение, сельское хозяйство, жилищное строительство2.

В связи с этим теоретическая разработка темы права на жизнь - это одно из важнейших направлений развития юридической мысли. Как объект научного исследования право на жизнь может быть описано в качестве блага, институционального образования и субъективного права. Каждое из перечисленных явлений отличается функционально-содержательными качествами. Наиболее важным и малоизученным

Российская газета. 2004. 27 мая. в общей теории права является вопрос о рассмотрении права на жизнь как блага.

Исследуемый аспект в праве на жизнь выделялся некоторыми российскими и зарубежными правоведами. В частности, в работах П. Мокиевского, Е. Дюринга, которые одними из первых сделали попытку обосновать учение о ценности жизни, а также ряда других авторов подчеркивался момент признания со стороны правопорядка ценности жизни и ее правовой охраны.

Большинство исследователей, отстаивающих принцип высшей ценности права на жизнь, руководствовались и руководствуются внешними по отношению к ней критериями (нравственными, политическими и т.д.). Здесь точка отсчета, система ценностных координат берется не от самого права на жизнь, а определяется другими причинами. Его значение в правовой системе ставится в зависимость от этих внешних факторов, обуславливается ими.

Когда же право на жизнь рассматривается как благо, как критерий оценки всех правовых явлений, то тогда всякий аксиологический отсчет ведется уже от него, оно становится центром системы всех правовых координат, его высшая правовая ценность не нуждается в доказывании, она презюмируется.

Праву на жизнь принадлежит высшая ступень в иерархии правовых благ, поскольку «основное право» как юридическая возможность формализует через законодательство жизнь в качестве материального и социального явления. Жизнь, отражая потребности людей в существовании, обеспечивается с помощью права, становясь целью деятельности и объектом правоотношений.

В подтверждение сказанного обратимся к основам логической семантики. Право на жизнь - такая единица синтаксиса, в которой соотношение поднозначных, самостоятельных слов «право» и «жизнь» выражается следующим образом. Подчинительная связь в словосочетании «право на жизнь» указывает на функциональную роль и значение этих взаимозависимых языковых единиц.

Двусторонняя зависимость в рассматриваемом словосочетании проявляется как отношение между терминами «право» и «жизнь», выражающее значение несогласованного определения, где предлог цели «на» указывает на предмет; называет предмет с его признаками. Так, функциональная роль права определяется как вспомогательного формообразующего элемента по отношению к жизни: право для чего? (ради чего?) - для жизни (ради жизни). Элемент «право» указывает на конкретную форму объективации материальной субстанции -жизнь.

Явление жизни выступает соответственно как объект, на который направлено социальное воздействие. Соответственно собственные признаки данного предмета формализуются и наделяют собственной спецификой конструкцию «право на жизнь». Поэтому целеполагающее значение слова «жизнь» показывает, что все то, что фиксирует термин «право» направлено и совершается ради того, что обозначается термином «жизнь». Это значение передается целевым предлогом «на», выражающим смысловое отношение в словосочетании права на жизнь, в котором «жизнь» выполняет функцию цели.

Гарантии реализации права на жизнь в российской федерации

Право на жизнь в системе юридических явлений имеет множество функциональных значений, с помощью которых оценивается состояние как всей системы общественных отношений, так и единичных фактов. Именно персонификация права на жизнь требует эффективных усилий по его обеспечению. Без реализации данного вопроса все остальные права и свободы личности и гражданина оказываются малопродуктивными и бесполезными «постулатами» современной политико-правовой действительности в Российской Федерации.

Диалектика отношений права на жизнь с другими правами и свободами человека указывает на то, что право на жизнь -это «главное право», базовое благо. Именно решение вопроса по качественному обеспечению права на жизнь есть важнейшее условие формирования в России социального, правового государства и гражданского общества. «Чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого», - отмечает Президент РФ1.

Поэтому актуализировался вопрос о механизме реализации права на жизнь. Процесс его создания в нашей стране еще далек от завершения. Несмотря на масштабность этой проблемы, сложившиеся к настоящему времени основные его аспекты и черты могут быть предметом анализа и изучения, поскольку наметившиеся в последние 2-3 года тенденции улучшения жизни в нашей стране приобрели устойчивый характер. В этой связи необходимо правильно определить функциональную роль права на жизнь. На наш взгляд, право на жизнь выступает функционально-институциональным основанием развития общества.

В связи с чем реализацию права на жизнь можно рассматривать и как процесс достижения результата в его стадиях, и как конечный итог - фактическое обретение гражданином конкретного блага - жизни, пользование, распоряжение им. Отмеченные обстоятельства предполагают формирование широких гарантий обеспечения и защиты права на жизнь, что возлагает на государство обязанность создать все необходимые нормативно-правовые и организационные условия осуществления этого права. Поэтому наиболее важной частью механизма реализации права на жизнь выступают юридические гарантии.

В общей теории государства и права под гарантиями права понимают «юридически значимые и организационно-оформленные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах права; способы достижения целей этих норм»2. Таким образом, гарантии реализации права на жизнь обеспечивают, возможность для субъекта защищать их от нарушения, требовать от компетентных органов восстановления этих прав.

В этой связи осуществление права на жизнь требует совершенствования нормативного регулирования различных сфер деятельности общества. Поэтому показатель благосостояния общества выражается не в провозглашении прав и свобод, а в обеспечении их реализации. Не случайно, данный аспект права на жизнь сегодня рассматривается шире, чем раньше.

Наиболее рельефно недостатки обеспечения права на жизнь видны на фоне социально-экономических успехов других стран. Бюджет Федерального Правительства США, например, равен 1,7 трлн. долларов, в России с населением в 144 млн. человек доходы федерального бюджета в 2007 году составили 7 трлн. 443,9 млрд. руб. Это показывает, что расходы государственного бюджета в России на душу населения были в 30 раза меньше, чем в США. На одного россиянина приходился 61 доллар, на одного финна - 583 доллара, на одно американца - 2200 долларов. В Японии, которая практически не имеет сырьевых ресурсов, доход на душу населения был в 6 раз больше, чем в России и составлял около 400 долларов.

По статистике ООН, по уровню жизни наша страна находится на 60-м месте: между Малайзией и Доминиканской Республикой, уступая по всем социально-экономическим характеристикам даже таким странам, как Индия, Китай, Мексика, Венгрия, Бразилия, Испания. Почти треть россиян живет ниже стандарта, который считается приемлемым уровнем жизни для большинства развитых государств. Более 40 млн. граждан в середине 90-х гг. находились за пределами физиологического прожиточного минимума, т.е. пребывали в нищете.

Похожие диссертации на Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования