Содержание к диссертации
Введение
1. Категория меры в правовой науке 14
1.1 Семантические и философские аспекты категории меры 14
1.2 Взаимосвязь категории меры с основными правовыми категориями 37
1.3 Определение содержания и объема категории меры в праве 65
2. Категория меры в правосознании и правотворчестве 78
2.1 Идея меры и чувство меры в правосознании 78
2.2 Мера и принципы права 94
2.3 Мера в правотворчестве 102
3. Категория меры в позитивном праве и в его реализации 126
3.1 Мера в системе позитивного права 126
3.2 Мера в отдельных отраслях российского права 141
3.3 Мера в реализации права 152
Заключение 170
Список литературы
- Взаимосвязь категории меры с основными правовыми категориями
- Определение содержания и объема категории меры в праве
- Мера и принципы права
- Мера в отдельных отраслях российского права
Введение к работе
Актуальность темы. Слово «мера» на сегодняшний день широко употребляется в связи с различными правовыми феноменами. Общеизвестны такие устойчивые обороты, как «меры принуждения», «мера ответственности», «мера свободы», «мера должного поведения», «правовые меры», «чувство меры» и т.п. Мера пронизывает всю правовую действительность от философско-правовых конструкций до технико-юридических правил. В Российской Федерации, например, принят и действует Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», п. 2 ст. 1 которого предусматривает необходимость единообразного подхода к измерениям в различных видах деятельности в Российской Федерации. Понятие «мера» используется для характеристики таких правовых категорий, как «субъективное право», «юридическая обязанность», «правовая культура», «право», «норма права». Категория меры проявляется и в отраслях права, когда ведется речь о мере ответственности, мере наказания, мерах правового принуждения и т.п. Однако, несмотря на то, что категория «мера» широко употребляется в рамках юридической науки и практики, само содержание этой категории, её сущностные черты в правовой сфере жизни общества до настоящего времени не определены.
Философские категории выступают в качестве универсальных характеристик бытия. В рамках диалектики разработаны их смысловое содержание, соотношение и взаимосвязь со смежными конструкциями. К категориям обычно относят такие субстанции, как сущность, явление, объект, субъект, количество, качество, мера и др. Кроме того, в рамках диалектики сформулированы всеобщие законы, среди которых выделяют три основных. К ним относят в том числе и закон перехода количественных изменений в качественные. Категория меры как раз и выступает показателем этого перехода.
В обстоятельном исследовании Д.А. Керимова, посвященном проблемам методологии права, рассматриваются многие категории диалектики в их связи с правом и правовой сферой общественной жизни. Однако категории меры, равно как и выступающим с ней в связке категориям качества и количества, в этой работе места не нашлось. Между тем всеобщий характер закона перехода количественных изменений в качественные, универсальный характер меры как категории философии, а также её тесная взаимосвязь с большинством правовых понятий и явлений, требуют внимательного исследования теоретико-правовых вопросов искомой категории.
Состояние российского законодательства с точки зрения его системности, соразмерности реальным потребностям общественной жизни, объемов заимствования зарубежных правовых конструкций и институтов не может быть оценено как отвечающее всем идеальным представлениям. Право как регулятор общественной жизни должно обладать мерными свойствами, быть способно выступать эталоном, образцом, критерием правомерности действий субъекта, реальным средством упорядочения общественных отношений. С такой точки зрения не обойтись без получения представлений о правовых аспектах категории «мера», а также без применения полученных выводов в правотворческой и правоприменительной деятельности. Придание категории меры действенного служебного значения в правовых феноменах позволит разрешить многие проблемы правовой науки, в том числе повысить эффективность правового регулирования в целом. Все сказанное обусловливает высокую актуальность темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. В то же время нельзя утверждать, что категория меры вообще не привлекает внимание ученых-правоведов. В работах И.Д. Ягофаровой, Г.Т. Чернобель, В.П. Малахова непосредственно рассматриваются отдельные теоретико-правовые проблемы категории меры в праве. Так, В.П. Малахов исследует меру в связи с феноменом правосознания. И.Д. Ягофарова анализирует право как меру ограничения свободы личности. Некоторые вопросы, связанные с мерой как одной из характеристик права, рассматриваются учеными-теоретиками, такими, как М.И. Байтин, В.С. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, А.Б. Венгеров, Д.А. Керимов, В.М. Сырых и др. при анализе понятия, сущности и признаков права. Особенностью этих работ является то, что проблемы меры в них затрагиваются как бы мимоходом и в основном в связи с решением той проблемы, которой посвящено то или иное исследование, или вообще мера используется как что-то очевидное, общеизвестное и не нуждающееся в пояснении.
С позиций духовно-культурологического подхода категорию меры рассматривают Б.А. Осипян и Е.Р. Азарян, при этом первый из них довольно подробно формулирует хотя и не бесспорное, но заслуживающее внимания учение о метафизическом измерении права, второй же использует аналогичные конструкции для оценки уголовно-правовых институтов.
Отдельные аспекты категории меры рассматриваются в отраслевых науках, в частности, в работах Т.В. Непомнящей, Н.В. Щедрина, В.И. Горобцова, В.С. Егорова, Е.В. Благова, Е.Г. Васильевой, В.А. Михайлова и др. Особого упоминания заслуживают труды Д.С. Дядькина и С.Г. Олькова, которые формулируют концепцию применения в правоведении математических и кибернетических методов. Т.В. Непомнящая, исследуя вопросы меры уголовного наказания, некоторое внимание уделяет и общетеоретическим аспектам категории меры.
В целом характеризуя теоретическую разработанность проблематики категории меры в праве, можно отметить, что так или иначе многие авторы признают тесную взаимосвязь меры с правом и правовыми феноменами, но полноценного монографического исследования, охватывающего проявления категории меры в праве, на сегодняшний день в юридической литературе нет.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с проявлениями категории «мера» в правовой системе общества и её компонентах. Предмет исследования – мера как общетеоретическая категория правоведения во всей совокупности её проявлений в предметном поле юридической науки, а также закономерности, объясняющие разнообразие и юридическую значимость этих проявлений.
Целью исследования выступает изучение теоретико-правовых аспектов категории «мера» и проявлений указанной категории в различных компонентах правовой системы общества. Обозначенная цель предопределяет задачи исследования:
- определить философскую и семантическую характеристики категории меры;
- выяснить объем и содержание категории меры в юридической науке, сформулировать рабочее определение понятия меры в праве;
- проанализировать проявления меры в компонентах правовой системы общества, определить круг нарушений меры в праве и способов их преодоления;
- придать понятию меры в праве служебное действенное значение, показать характер использования меры в отдельных правовых институтах – юридической ответственности, правоотношении, толковании и применении права и др.;
- продемонстрировать роль и место меры в отраслевом правовом регулировании общественных отношений.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач диссертантом использовались общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания. Исследование основывается на диалектическом подходе к познанию объективной действительности, который определяет теоретико-методологические аспекты познания категории меры. Так, диалектический закон перехода количественных изменений в качественные в основе своей содержит представление о мере как о границе, достигая которую количественные изменения в объекте вызывают изменение его качества. Для выявления природы меры как категории использовались имеющиеся в философии представления о категориях как фундаментальных универсалиях бытия.
Автором также применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, абстрагирование, экстраполяция, системный, герменевтический, феноменологический подходы и др., использование которых позволило дать глубокую оценку проявлениям меры в правовых феноменах. Так, с помощью метода синтеза было проведено соотношение категории «мера» с базовыми правовыми категориями, это позволило дать характеристику правовым аспектам искомой категории. Системный метод положен в основу исследования проявлений меры в компонентах правовой системы общества.
Среди специально-юридических методов познания, применявшихся в работе, следует назвать формально-юридический, структурно-функциональный, историко-правовой, сравнительно-правовой, метод толкования права и др., использование которых обогатило представления о юридических аспектах категории меры. Так, сравнительно-правовой метод активно использовался автором при рассмотрении такого важного проявления категории «мера» в правотворчестве, как «мера рецепции». Метод толкования права применялся при исследовании проявлений меры в системе позитивного права, в правовых отраслях.
В целях обеспечения эмпирической основы исследования автором применялись также социологические методы опроса, анкетирования, интервьюирования. Метод опроса, например, был направлен на выявление у жителей Алтайского края правового чувства меры, для достижения этой же цели использовался и метод интервьюирования.
Теоретической основой исследования стали, прежде всего, труды отечественных теоретиков права С.С. Алексеева, С.И. Архипова, В.К. Бабаева, А.Н. Бабенко, М.И. Байтина, И.Н. Васева, А.А. Васильева, А.М. Васильева, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, Н.Н. Вопленко, В.И. Гоймана, В.Н. Карташова, Т.В. Кашаниной, Д.А. Керимова, В.М.Корельского, Н.М. Коркунова, В.В. Лазарева, В.В. Лапаевой, В.И. Леушина, В.И. Майорова, В.П. Малахова, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, С.В. Моисеева, Р.В. Насырова, Б.А. Осипяна, В.Д. Перевалова, Л.И. Петражицкого, А.В. Петрова, О.А. Пучкова, Р.К. Русинова, А.П. Семитко, И.Н. Сенякина, В.Н. Синюкова, Н.Я. Соколова, С.Г. Соловьева, В.В. Сорокина, В.М. Сырых, Н.Н. Тарасова, Р.О. Халфиной, А.Ф. Черданцева, Б.Н. Чичерина, А.С. Шабурова, Р.В. Шагиевой и др. Кроме того, в основу работы легли труды представителей отраслевых юридических наук А.Б. Агапова, Е.Р. Азаряна, В.С. Балакшина, А.Н. Баранова, Е.В. Благова, Е.А. Борисовой, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Д.С. Дядькина, И.Я. Козаченко, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, Н.А. Лопашенко, В.В. Мальцева, З.А. Незнамофой, Т.В. Непомнящей, С.Г. Олькова, Г.Л. Осокиной, В.И. Плоховой, А.Д. Прошлякова, Ю.К. Толстого, В.Д. Филимонова, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина и др.
Кроме того, исследование было бы неполным без изучения трудов таких отечественных мыслителей, как Н.Н. Алексеев, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, Б.М. Кедров, В.П. Кузьмин, В.Д. Плахов, М.М. Розенталь, В.С. Соловьев, Е.Ф. Солопов, А.П. Шептулин, а также работ выдающихся мыслителей зарубежной философской и политико-правовой мысли: Конфуция, Пифагора, Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина Аврелия, Фомы Аквинского, Гуго Гроция, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, И. Бентама, К. Маркса, Ф. Энгельса, Р. Генона, Г. Харта, Дж. Флетчера, Г.Дж. Бермана, Ю. Хабермаса, Дж. Ролза и др. Исследование лексико-семантических аспектов категории «мера» основывалось на изучении материалов, представленных в словарях русского языка. Указанные труды послужили фундаментом для сделанных в работе выводов.
Нормативной основой исследования выступает Конституция РФ 1993 г., действующее и ранее действовавшее законодательство РФ и ряда зарубежных стран, эмпирической основой – опубликованная практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, статистические данные, результаты социологических опросов, публикуемых ВЦИОМ, а также полевых исследований, проводимых автором по проблематике диссертации в Алтайском крае среди различных категорий населения, в том числе среди лиц, имеющих или получающих юридическое образование, в 2011-2013 гг.
Научная новизна исследования. Настоящая работа представляет собой одно из первых монографических исследований теоретических вопросов проявлений категории меры в праве. Автором предпринята попытка вывести методологические предпосылки рассмотрения правовых аспектов указанной категории. Выделены юридическое содержание и взаимосвязь меры с основными категориями правоведения – правом, правовой системой, правовой нормой, правовой культурой. На основе этого представлена общетеоретическая модель проявлений меры в правовых феноменах. Мера трактуется автором как универсальная качественно-количественная категория, характеризующая правовые феномены извне, изнутри и в их отдельных структурных элементах. При этом необходимо исходить из единства качественного и количественного составляющих меры, не отделяя их друг от друга.
Эта модель в дальнейшем была взята за основу при исследовании проявлений категории меры в компонентах правовой системы общества. Автором рассмотрены особенности проявления меры в правосознании, в правообразовании, в реализации права и в позитивном праве, выделены правовые феномены, представляющие собой проявления указанной категории в чистом виде. Научная новизна исследования выражается также в основных положениях, выносимых на защиту.
На защиту выносятся следующие основные теоретические положения:
1. Мера в праве – это качественно-количественная характеристика правовой действительности, описывающая состояние и динамику правовых явлений как изнутри – с позиций содержания и значения этих явлений, так и извне – с позиций действия и границ явлений в объективной действительности, выступая при этом во всем многообразии её значений. Мера пронизывает всю правовую сферу, палитрой своих значений характеризуя и описывая правовые явления, процессы, результаты правового воздействия, она выходит за рамки правовой сферы и применима к ней с внешней стороны для оценки качественного состояния правовой системы общества и правовой сферы в целом. Мера является универсальной категорией, нет ни одного правового феномена, в котором бы она не проявлялась.
2. В структурных компонентах правосознания категория меры проявляется в двух формах. В сфере правовой психологии можно говорить о правовом чувстве меры как необходимом элементе, обусловливающем интуитивное принятие правомерных решений субъектами права. В сфере правовой идеологии необходимо выделить идею меры, выступающую смыслообразующим стержнем, на котором основываются рациональные конструкции правосознания. Правовой нигилизм и правовой романтизм выступают как нарушения меры в правосознании, в должном отношении к месту, роли и возможностям права в общественной жизни. Правовое воспитание выступает важнейшим средством преодоления нарушений меры в правосознании, позволяет снять и разрешить противоречия, вызванные этими нарушениями и само должно быть рассмотрено как мера восстановления правосознания и правовой системы в целом.
3. Принципы права в целом необходимо рассматривать как общую меру правовой системы общества. Принцип правовой экономии и принцип справедливости можно назвать проявлениями меры в праве в чистом виде. Эти принципы своим содержанием представляют собой выражение того или иного значения меры. Требование соразмерности (пропорциональности) следует рассматривать как составную часть принципа справедливости.
4. В сфере правотворчества с категорией меры связаны такие правовые феномены, как пределы правового регулирования, требования процедурной формы правотворчества, юридической техники, принципов правотворчества, пространственные, временные и субъективные пределы действия норм права, которые в совокупности призваны выступить комплексной мерой формирования права как органичного регулятора общественных отношений. Правотворчество во всех его составляющих выступает во взаимосвязи с мерой в триаде: оно имеет собственную меру, последовательно вытекающую из его ограничителей, оно есть мера создания позитивного права, а также оно в своих отдельных компонентах содержит проявления меры.
5. В качестве меры законотворчества как важной составляющей правотворчества необходимо рассматривать установленные Конституцией РФ сферы регулирования федеральными и федеральными конституционными законами, а также предметную специфику областей, требующих законодательного регулирования на данном этапе. Перепроизводство законов, как и их отсутствие в необходимых сферах, есть нарушения правовой меры, ставящие под угрозу весь правопорядок в современном российском обществе. Необдуманное заимствование юридических конструкций, выработанных правовой доктриной зарубежных стран, представляет собой нарушение меры рецепции в праве, приводит к уменьшению или утрате последним своих регулятивных свойств. Соблюдение меры – необходимое условие государственного и правового развития нашей страны.
6. Применение права как особая форма его реализации тесным образом связана с категорией меры, поскольку, с одной стороны, оно выступает реализацией меры общественной жизни – права, с другой – осуществляется в соответствии с этой мерой общественной жизни, производится в строгом соответствии с правовой формой правоприменения, и, наконец, итогом применения права выступает правоприменительный акт, который сам, как в целом, так и в своих составных частях, выступает как определенная правовая мера общественной жизни, хотя и конкретизированная применительно к тому или иному казусу.
7. Толкование права представляет собой самостоятельный процесс, сопрягающий правотворчество и реализацию права, задачей которого выступает донесение смысла норм права до субъектов их реализации. Пределы толкования права, его общую меру можно определить как содержащиеся во всей правовой системе общества основополагающие начала, идеи и принципы, обуславливающие существование и развитие всех правовых феноменов, попадающих в его регулятивную систему. В качестве одного из таких пределов можно рассматривать и понимание права как меры общественной жизни, исходя из которого формулируются требования к его форме и содержанию. Акт официального толкования права может быть рассмотрен как дополнительная к норме права мера правового упорядочения общественных отношений.
8. Позитивное право выступает мерой общественной жизни, установленной государством. Мера характеризует сущность позитивного права, не затрагивая его содержание. Понимание позитивного права как меры позволяет примирить различные подходы к праву, привлечь внимание к их внутренней мерной общности и однородности. В качестве меры позитивного права предлагается считать его структуру – объективно обусловленную теоретическую модель подразделения на отрасли и институты, соблюдение которой обеспечивает системность внутри позитивного права, а несоблюдение ведет к дисбалансу в правовом регулировании общественных отношений, нарушениям принципов права и общему падению уровня эффективности правовой системы общества.
9. Ценность меры для правовой сферы общественной жизни заключается в её служебной роли. Выступая сущностной чертой права, она говорит о том, каким требованиям должно отвечать право, будучи мерой общественной жизни. При этом категория меры охватывает внешнюю, целостную картину права как феномена общественной жизни, указывает на пределы права, но сама по себе не называет этих пределов, говорит об эталоне, но не говорит, каким именно должен быть этот эталон. Это означает, что мера нейтральна в духовно-нравственном смысле, она не является абсолютной ценностью, её значение исключительно служебное. Поэтому чрезмерное стремление к мере в любом её значении является нежелательным.
Теоретическая и практическая значимость работы. Настоящая работа может выступать в качестве основы исследования проявлений меры в рамках отдельных отраслей права и правовых институтов. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при разработке проблем генезиса категории меры в истории мировой и отечественной философской и политико-правовой мысли. Положения настоящей работы могут учитываться также в правотворчестве, кодификационных работах, толковании и применении норм права, в частности, при решении вопроса о мере юридической ответственности за конкретное правонарушение или о введении/исключении в российскую правовую систему того или иного правового института, правовой конструкции.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре теории и истории государства и права Алтайского государственного университета, отражены в опубликованных работах, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК, докладывались автором на научных конференциях гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга, Челябинска, Томска, Омска, Красноярска, Барнаула. Результаты исследования используются автором в учебном процессе при преподавании курсов «Теория юридической ответственности», «Теория государства и права».
Структура диссертации обусловлена целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка литературы.
Взаимосвязь категории меры с основными правовыми категориями
Таким образом, противоположным понятию «мера» выступает «крайность оговариваемого качества, огромность его или малость». Отсюда мера - норма, обычное, нормальное, некрайнее состояние того или иного свойства, качества. Таким образом, в качестве пятого значения категории «мера» можно назвать свойство, качество объекта, характеризующее нормальность, соответствие тем или иным критериям, и даже гармоничность, определенную красоту.
В Этимологическом словаре русского языка Г.П. Цыганенко этому слову дается следующая характеристика. «Мера - единица измерения. Общеславянское. Имеет соответствия в других индоевропейских языках. Современное слово развивалось из древнерусского мера - предмет, которым мерят, размер, вес и др. следствие изменения «ять» на е (в украинском языке - на і). Древнерусское мера восходит к праславянскому mera. Оно образовано с помощью суффикса -г-а от индоевропейского корня те - «мерить». Ему родственны: литовское metai («годы, год»); древнеиндийское mati - «мерит»; латинское metior - «мерю»; греческое metron - «мера». От греческого metron через латинское metrum произшло французское metre, которое вошло в русский язык при Петре Первом как «метр». От греческого же metron-metrike «измерение, мера» происходит метрика - учение о стихотворных размерах, а также сами стихотворные размеры. Из польского metryka которое восходит к латинскому matrikula «список» в русский язык вошло такое слово, как «метрика» - выписка из книги записей актов рождения о дате рождения». Таким образом, «мера» не является заимствованным словом, и трансформировалось по мере размежевания языков индоевропейской семьи. Кроме того, родственные слова в других языках, и их трансформации в русском языке после заимствования обозначают и период времени, и средство измерения (метр), и стихотворный размер, и даже выписку из книги регистрации актов рождения. К этому стоит добавить, что в славянском языке слово «мера» обозначало «орудие для измерения (сажень); меру сыпучих и жидких тел». Такое слово как «мерило» - синоним меры, - также связывалось с различными измерительными приборами и средствами измерения.16
Этимологический анализ слова «мера» подтверждает положение о том, что для него характерны значения средства измерения, средства воздействия, границы, предела чего-либо, степени выраженности, развития чего-либо, а также свойства чего-либо, характеризующего его нормальность, умеренность, гармоничность и даже красоту.
Этимология слова «мера» говорит о том, что данное имя существительное является производным от глагола «мерить». То же самое говорит нам и Словообразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова. Однако, данный глагол является ключом для достаточно значительного словообразовательного ряда. В этом ряду, в частности, присутствуют такие слова, как «мерно», «безмерность», «чрезмерно», «всемерно», «маломерка», «полномерно», «полумера», «равномерно», «замер», «измерение», «неизмеримость», «соизмерение», «намериваться», «намеряться», «недомерок», «отмерять», «перемерка», «непомерно», «примерка», «пример», «размер», «соразмерно», «размеренно», «умерить», «умеренно», «вымерять» и др.17 Как можно увидеть, глагол «мерить» оказался довольно продуктивным, произведя посредством словообразования такое разнообразие других слов, как схожих по значению, так и диаметрально противоположных. Стоит сказать, что СИ. Ожегов определяет слово «мерить» как «определять величину, протяженность чего-нибудь какой-нибудь мерой; надевать для определения соответствия мерке, годности по размеру (платье, обувь)». Получается, что все эти указанные словоформы так или иначе связаны с мерой: без меры невозможно что-то мерить.
Интересно также рассмотреть значение другого связанного с мерой слова -умеренности. Оно связано с именем прилагательным «умеренный», которое определяется как «средний между крайностями, не большой и не малый». Оба они производны от глагола «умерить» - «ограничить степень, силу проявления чего-либо» . Если мы желаем добиться умеренности чего-либо, мы должны его вначале измерить, понять, в чем превышает, или чего не достает до средней, умеренной величины. В любом случае, требуется определенный эталон для измерения и сравнения, а затем и для установления необходимых границ.
Мера позволяет не только добиться умеренности чего-либо, но и определенной гармоничности, красоты. Гармоничный - исполненный гармонии, согласованности, стройности в сочетании чего-либо. Толковый словарь русского языка В.И. Даля определяет гармонию как «соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношения, согласия, согласности, согласа, стройности, благостройности; соразмерного отношения частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях». Для нахождения гармоничности чего-либо, таким образом, необходим определенный эталон, средство для нахождения его соразмерности и равномерности. Таким образом, мера выступает и характеристикой гармоничности, красоты объекта, не даром мы употребляем в позитивном значении словосочетание «чувство меры».
Определение содержания и объема категории меры в праве
Причем некоторые авторы трудов по теории права, например, И.В. Табарин, указывают, что единственный выход для современной юриспруденции - стать по-настоящему точной наукой, когда множество юристов станут раз за разом приходить к идентичному суждению, что станет реальностью «только в случае активного и успешного внедрения в юридические дисциплины математических методов исследования» 75. Целую концепцию математизации юриспруденции и внедрению математических, кибернетических и алгоритмических методов в правовую науку и практику, и в частности, в практику противодействия преступности, разрабатывает С.Г. Ольков . Нельзя не упомянуть недавно опубликованный труд ученого «Аналитическая юриспруденция», в котором подробно и масштабно показано применение математических методов к уголовно правовой сфере . Применению математических методов в криминологии посвящена работа Л.В. Кондратюка и B.C. Овчинского . При применении таких подходов игнорируются особенности человеческой психологии, тот факт, что в принципе все люди думают по-разному, и в т.н. точных науках то, что когда-то казалось раз и навсегда выясненным, с течением времени трансформируется в свою противоположность. Мнения людей могут быть идентичными, если они выстраиваются в соответствии с внешним абсолютом, причем степень идентичности мнений, на наш взгляд, зависит от характера этого абсолюта. Посредством же математизации юриспруденция как наука об обществе имеет риск превратиться в науку о взаимодействии биороботов.
Методологические крайности, связанные с исследованием категории меры не способны решить палитры вопросов, связанных, в том числе, и с определением содержания категории «мера» в юридической науке. Необходимо разумное сочетание методов исследования, гармоничное их использование: только в этом случае можно говорить о соблюдении меры при изучении меры. Духовно-культурологический подход, например, мало применим для выяснения формальных, внешние аспектов меры по отношению к праву, однако, с позиций указанного подхода можно рассматривать генезис представлений о мере в истории отечественной философской и политико-правовой мысли, для которой не характерно рациональное начало, сакральное доминирует над профанным.
Стоит отметить, что современные ученые, разрабатывающие вопросы методологии юридической науки, как-то обходят вопрос о категории «мера» и о количественно-качественных закономерностях в правоведении. Так, Д.А. Керимов вообще не касается данного вопроса, рассматривая, впрочем, многие другие методологически важные вопросы - системности, части и целого и т.п. . В.М. Сырых также затронул закон перехода количественных изменений в качественные лишь отчасти . A.M. Васильев не выделяет меру среди правовых категорий и никак не затрагивает количественно-качественные закономерности в правоведении . B.C. Нерсесянц хотя и отмечает, что право есть равная мера, а «равная мера - это равная мера свободы и справедливости», и что «право - математика свободы» , но самого значения категории «мера» так же, как и уже упомянутые авторы, не касается183. Можно констатировать, что ещё одной методологической проблемой исследования категории «мера» в правовой науке выступает наличие значительных пробелов в этой области знаний. Категория меры активно используется учеными юристами, напрямую связывается с правом, с нормой права, однако сама она практически не определяется, видимо, как нечто для всех очевидное.
Отдельные авторы затрагивают некоторые аспекты меры в праве. Хотелось бы отметить работу В.П. Малахова «Философия права», в рамках которой ученый выделает несколько концептуальных идей правоведения: идею права, идею меры и идею порядка . В чем-то с В.П. Малаховым можно спорить, в определенным моментах - не соглашаться, но в целом его подход к мере как одной из основополагающих, центральных идей правоведения, пронизывающих все юридические явления, представляется нам вполне применимым для нашего исследования.
Анализ основных методологических проблем изучения категории «мера» приводит нас к следующим выводам. Во-первых, при изучении категории меры необходимо избегать крайностей в методологии, соблюдать меру, воздерживаясь и от механизации и математизации, и от игнорирования формальных сторон меры, учета специфики самой искомой категории. Во-вторых, существующие на сегодняшний день значительные пробелы в исследованиях, посвященных методологии юридической науки, связанные с категориальной цепочкой «количество-качество-мера», вызывают необходимость отталкиваться при определении содержания категории «мера» в праве преимущественно от её общефилософской и лексико-семантической характеристики. В-третьих, меру необходимо рассматривать как универсальную категорию, содержание которой не ограничено какой-то узкой сферой, а затрагивает все области общественной (и не только общественной) жизни. Наконец, в-четвертых, в рамках юридико-позитивистского исследования можно вести лишь речь о том, что собой представляет мера, то же, что входит в её «содержание» (т.е. конкретная ценностная наполненность меры) находится за рамками аналитической юриспруденции. Немаловажное значение для определения объема и сущностных черт искомой категории в правовых феноменах имеет её соотнесение с центральными категориями юриспруденции - правом, правовой нормой, правовой системой.
Мера и принципы права
В этом отношении необходимо согласиться с В.Н. Синюковым, который последовательно настаивает на разумном балансе разных правотворческих процессов, на поиске меры соотношения законодательного и подзаконного правотворчества . Отечественный законодатель, как мы это наглядно увидели, таковую меру не ищет и не соблюдает имеющиеся ориентиры. В целом можно сделать вывод, что в качестве меры законотворчества как важной составляющей правообразования можно рассматривать предусмотренный Конституцией перечень федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также предметную специфику областей, требующих законодательного регулирования на данном этапе. Перепроизводство законов, как и их отсутствие в необходимых сферах, есть нарушения правовой меры, ставящие под угрозу весь правопорядок в современном российском обществе. Соблюдение меры - необходимое условие государственного и правового развития нашей страны. Средством преодоления указанного нарушения меры необходимо считать согласование деятельности законодателя с формальными и содержательными критериями законодательного регулирования общественной жизни.
С рассматриваемой проблематикой тесно связан вопрос о мере рецепции в российском праве. «Рецепция, проведенная без учета меры, нарушающая целостность национальной основы права, не ведет к его прогрессу, а, наоборот, влечет упадок национальной правовой культуры, какие бы совершенные образцы не принимались за объекты заимствования» , - отмечает В.Н. Синюков. Но особенно верно это положение для гражданского права РФ, которое состоит преимущественно из заимствований, что дает некоторые основания для заявления о том, что в России в сфере гражданского оборота используется не отечественное право, а чужое, и здесь следует согласиться с Р.В. Насыровым, по мнению которого, причиной неработоспособности законов является, в том числе, и их несоответствие реальным общественным условиям294. Рассмотрим некоторые примеры, подтверждающие выдвинутые тезисы.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что в последовательно и по частям вводимом в действие проекте изменений в ГК РФ, предполагающем значительные изменения действующего гражданского законодательства, устанавливается ряд институтов римского частного права, ранее не выраженных в ГК РФ. Так, в раздел II «Вещное право» предполагается внести подраздел I «Владение», и посвятить указанному институту 12 статей . Владение определяется в указанном законопроекте как «фактическое господство лица над объектом владения и сохраняется до тех пор, пока владелец имеет свободный доступ к объекту владения», там же сказано, что «в целях защиты владения нарушенное владение не считается утраченным, если лицо в установленном порядке воспользовалось защитой владения» . Специалисты же по римскому гражданскому праву отмечают, что в Древнем Риме «владение представляло собой именно фактическое обладание, однако связанное с юридическими последствиями, прежде всего - юридической защитой» . И в Дигестах Юстиниана встречаем положение, согласно которому «мы приобретаем владение физическим соприкосновением и намерением, а не самим по себе намерением или соприкосновением» . В названном законопроекте изменений ГК РФ целая глава посвящена защите владения, и, что характерно, защита владению дается, как в и римском частном праве, «вне зависимости от того, имеет ли данный владелец вещи право собственности на неё или нет» .
Этот пример показывает, насколько сильно подвержена иноземному влиянию реформа гражданского законодательства: в качестве самостоятельного вводится полноценный правовой институт, взятый из римского частного права. Особенно интересен изменяемый законопроектом п. 2 ст. 215 ГК РФ - «Право на защиту своего владения имеет любой владелец - как законный, так и незаконный -независимо от того, принадлежит ли ему право на объект владения, включающее правомочие владения», который иллюстрирует выше приведенные выдержки из положений римского частного права. Зато окончательно исчезло «наследие советского периода» - право хозяйственного ведения, о котором остались лишь редкие упоминания в отдельных статьях, хотя в действующей редакции ГК РФ имелась целая глава 19 - «Право хозяйственного ведения, право оперативного управления»300. Интересно, что по результатам опроса о полезности использования в российском праве институтов и конструкций римского частного права, мнения разделились примерно поровну - 33,3 % респондентов считают возможным разумную рецепцию и 33,3 % - не допускают рецепции вообще.
Разного рода заимствования чужеземных юридических конструкций и устранения из законодательства ранее (в советский период) существовавших там институтов уже более 20-ти лет выступают доминирующей тенденцией российского права, за исключением отдельных отраслей и институтов. Характерно, что применительно к уголовному праву в литературе, наоборот, констатируется возврат прежних институтов - административной преюдиции, некоторых альтернативных лишению свободы наказаний, конфискации имущества, административного надзора и уголовной ответственности за уклонение от него, посредничества во взяточничестве . Думается, что при общей несистемности и несогласованности отраслей российского права несоблюдение меры рецепции усугубляет ситуацию с эффективностью правового регулирования и пагубно сказывается на обеспечении правопорядка.
Мера в отдельных отраслях российского права
Изложенные соображения позволяют заключить, что без авторитетного, грамотного, научно обоснованного толкования всех актов в их системе российское современное право не может существовать и функционировать как полноценная мера общественной жизни. Взятый высшими органами государственной власти РФ курс на юридизацию общественной жизни несет в себе побочные эффекты в виде противоречий в самих нормативно-правовых актах, между нормативно-правовыми актами, а также указанных актов с Конституцией РФ. Это требует наличия толкования права как важнейшей составной части регулятивной системы общества.
Толкование права, таким образом, - это сложный двуединый процесс, который складывается из познания содержания правовой меры и из доведения её содержания до круга заинтересованных лиц407. Имеются в виду уяснение содержания правовых норм, и разъяснение этого смысла заинтересованным лицам . Уяснение позволяет определить право как меру общественной жизни, выделить в нем положения, существенные для регулирования общественных отношений, - т.е. «измерить» право с учетом правил его толкования, систематики юридического языка и содержания иных правовых актов. Мерой уяснения права будут выступать способы толкования права, сама методология толкования. Разъяснение же представляет собой формирование контуров новой меры - «подлинного смысла правовых норм». Думается, стоит вести речь не о подлинном смысле норм права, а все-таки о его видении толкователем. Однако, подчиненное единообразным правилам толкование права способно, на наш взгляд, сформировать в результате уяснения и разъяснения тот смысл норм права, который в наибольшей степени соответствует смыслу, вложенному в правовой текст законодателем. Но все-таки, в ходе толкования права мера, представляющая собой позитивное право, уточняется, наполняется определенным смыслом, и в конечном счете, именно в результате последовательного уяснения и разъяснения правовых норм толкователем право становится способным выступать «равным масштабом, применяемым к разным людям».
В литературе отмечается, что толкование права «осуществляется посредством ряда способов (приемов), под которыми подразумеваются наиболее характерные методы установления смысла и других свойств правовой нормы» . «Термином «прием» будем обозначать отдельное мыслительное действие (правило), термином «способ» - совокупность таких правил (приемов), однородных в определенном смысле, термином «метод» - совокупность вместе взятых способов толкования»410, - отмечает А.Ф. Черданцев. Получается, что под способом толкования права можно понимать определенную меру его познания, слагающуюся из научно установленной совокупности приемов, соблюдение которой обеспечивает истинность, обоснованность и результативность толкования.
К способам толкования в литературе относят грамматическое, логическое, систематическое, специально-юридическое, историко-политическое и телеологическое толкование411. Грамматическое толкование, с точки зрения общего учения о мере в праве, представляет собой соотнесение правовых текстов с языковой мерой - грамматическими, стилистическими правилами русского языка, логическое предполагает ту же самую операцию, только в качестве исходной меры выступают логические правила и законы мышления. Специально-юридическое толкование использует в качестве меры достижения юридической науки и практики, телеологическое - цель принятия и введения в действие того или иного правового акта, а историко-политическое - исторические условия разработки, принятия и введения в действие. При этом стоит отметить, что специально-юридический способ толкования обусловливается природой права как меры общественной жизни: будучи своеобразным критерием правомерности оно имеет свое собственное содержание, разрабатываемое юридической наукой. Особенно необходимо упомянуть о систематическом толковании, когда та или иная правовая норма рассматривается и интерпретируется не сама по себе, а в совокупности, неразрывной связи и с учетом обусловленности другими правовыми нормами, а также специфики отрасли права, подотрасли, правового института, частью которого эта норма выступает. Право, являясь мерой общественной жизни, выступает как целостное явление, поэтому ни одна его часть не может быть рассмотрена в отрыве от другой.
Наконец, необходимо рассмотреть вопрос, связанный с пределами толкования права. Важность этого вопроса для настоящей диссертации очевидна: в нем наиболее наглядно проявляется взаимосвязь толкования права с категорией меры. В литературе отмечается, что «вопрос о пределах толкования правовых норм как способе познания правовой реальности - это, прежде всего, вопрос о том, допустимо ли в процессе толкования создание новых норм права» . Интересную точку зрения предлагают А.В. Смирнов и А.Г. Манукян. Они выделяют особый вид толкования, связанный с его пределами - исправляющее толкование. «При исправляющем толковании происходит отступление от первоначального смысла законодателя, фактически регулированию подвергаются иные общественные отношения, чем те, которые имел в виду при принятии нормы»