Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция правовых систем арабских стран Хишам Абдель Мажид Раххал

Эволюция правовых систем арабских стран
<
Эволюция правовых систем арабских стран Эволюция правовых систем арабских стран Эволюция правовых систем арабских стран Эволюция правовых систем арабских стран Эволюция правовых систем арабских стран Эволюция правовых систем арабских стран Эволюция правовых систем арабских стран Эволюция правовых систем арабских стран Эволюция правовых систем арабских стран
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хишам Абдель Мажид Раххал. Эволюция правовых систем арабских стран : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2002 156 c. РГБ ОД, 61:02-12/962-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ АРАБСКИХ СТРАН КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

1. Понятие и классификация правовых систем ..8

2. Специфика правовых систем арабских стран 15

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ АРАБСКИХ СТРАН ДО ЗАВОЕВАНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

1. Период обычного права. ... 25

2. Становление и развитие мусульманского права до европейской колонизации 36

З.Право арабских стран в колониальный период 56

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ АРАБСКИХ СТРАН

1. Правосознание в арабских странах 75

2. Нормативная структура правовых систем арабских стран 92

3 Институциональный аспект правовых систем 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141

БИБЛИОГРАФИЯ ...142

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств. Это, прежде всего, тот факт, что арабские страны представляют культуру, оставившую глубокий след в истории человечества. Их правовые системы отражают закономерности правового развития не только стран региона, но в ряде случаев и развивающихся стран в целом. При этом степень изученности этих закономерностей явно неудовлетворительна. Правовые системы арабских стран исследовались в российской литературе на уровне отдельных институтов, национальных правовых систем и сквозь призму подсистем, входящих в национальное право (например, мусульманского права). Некоторые аспекты проблемы входили составной частью в исследования по проблемам права развивающихся стран. Такие исследования были, как правило, методологически небезупречны, поскольку ставили во главу угла фактор социальной ориентации, оставляя вне поля зрения ряд важных юридико-технических аспектов проблемы.

Кроме того, после распада СССР в арабских странах, как и в развивающихся странах в целом, существенно изменилась политико-правовая ситуация, что сказалось на характере их правового развития. В условиях кризиса, наступившего в России после распада СССР, интерес к проблематике арабского права несколько снизился, что привело к практическому исчезновению российских публикаций на эту тему в 90-е годы прошлого века. Между тем, правовое развитие арабских стран демонстрирует ряд новых тенденций, которые еще *не стали предметом научного анализа.

Вопросы, исследуемые в диссертации, недостаточно разработаны и в арабской юридической литературе. Некоторые арабские исследователи рассматривают правовые системы арабских стран лишь с позиции

европейского правопонимания, что ведет к искажению реальной картины. Другие считают европейское право не способным регулировать общественные отношения в арабских странах, и рассматривают шариат как инструмент решения современных проблем. Работы, объективно рассматривающие ту и другую позиции, встречаются редко. Данная диссертация ориентирована на комплексный подход к проблеме.

Кроме того, с распадом СССР и кардинальными изменениями, произошедшими в мире, в том числе в арабских странах, исследование их

*

правовых систем настоятельно требует использования новых методологических подходов, отражающих современные реалии.

В свете сказанного тема настоящей диссертации приобретает значительную актуальность.

Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы:

  1. Показать наиболее общие черты, закономерности и тенденции развития правовых систем арабских стран;

  2. Раскрыть глубокую противоречивость правовых систем, сочетающих разнотипные элементы правовой культуры;

  3. Рассмотреть взаимодействие этих элементов в рамках правовых систем;

  4. Попытаться выявить тенденции развития правовых систем (их отдельных элементов).

Общеметодологичеекая и теоретическая основа исследования.

В ходе исследования автор руководствовался разными методами познания, используемыми в юридической науке - историко-культурным, сравнительно-правовым, социологическим, методом формально-юридического анализа и др.

Нормативными материалами для исследования послужили в первую очередь действующие конституции, гражданское, гражданско-

процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и другие законодательные акты арабских государств.

При написании диссертации автор использовал труды российских и зарубежных ученых, которые целесообразно разделить на следующие группы:

  1. Работы советских и российских востоковедов, историков и экономистов: Р.Я Алиева, Р.Н. Андреасяна, А. Васильева, Л.С. Васильева, А.Г. Георгиева, А.Д. Давыдова, Ю.Н. Завадовского, А.И. Ионовой, В.А. Исаева, Н.С. Кирабаева, Р.Г. Ланды, Е.А. Лебедева, З.И. Левина, Н.С. Луцкой, Д.Б. Малышевой, В.В. Озолинга, Е.М. Примакова, Ф.А. Ротштейна, Г.А. Шпажникова и др.

  2. Работы советских и российских правоведов: В.В. Безбаха, Л.В. Вальковой, Н.И Ворончининой, Л.Я. Дадиани, В.Н. Денисова, О.А. Жидкова, С.А. Каминского, И.Д. Козочкина, Н.А. Крашениниковой, Е.В. Кулагиной, М.И. Кулагина, В.А. Лихачева, М.Н. Марченко, М.С. Мейера, А.А. Мишина, Г.И. Муромцева, B.C. Нерсесянеца, Э.С. Онана, И. Е. Синицыной, М.А. Супатаева, Л.Р. Сюкияйнена, Л.Б. Тиуновой, Р.А. Ульновского, В.Е. Чиркина и др.

  3. Работы ведущих арабских правоведов и историков: Абдел Карим Заедан, Абдель Аль-Реда Али Асирии, Абдел Аль-Хамид Мутуалии, Абдель Аль-Муталь Ас-Саидии, Абдель Минэм Аль-Бадраве Абдалла, Адель Басюний, Али Мухаммед Жафар, Аль-Джумайли Рашид, Анвар Султан, Ахмед Ибрахим Бек, Жафар Аль-Фадлии, А. Ауеда, Мунзер Абдель Аль-Хусейн, Камаль Аль-Галии, Мухаммед Аль-Шарафи, Али Аль-Мазгатии, Мухаммед Хусейн Мансур, Рамадан Абу Аль-Сауд, Филипп Хатты, Хасан Аль-Хасан, Хизи Рияд, Хадер Аль-Хамурии, Абделлах Ахмед Ан-Наим, X. У. Рахман, Ю.А. Якуб и др.

4. Работы западных правоведов и исламоведов: А. Массэ, Р. Давида, Л. Фридмэна, Р. Шарля, А.Х. Алькатифии, С.Х. Амин, Ж.П. Нуртина и др.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в российской и арабской юридической литературе комплексным монографическим сравнительно-правовым исследованием эволюции правовых систем арабских стран. Существующие в российской и арабской юридической литературе работы посвящены лишь отдельным аспектам данной проблемы.

Новизна подхода автора состоит, прежде всего, в попытке исследования начальных стадий эволюции права стран региона с доисламского периода, рассматриваемого в качестве исторической основы для становления мусульманского права. Культурологические особенности правовых систем он рассматривает сквозь призму структуры этих системы. Им широко используются арабская юридическая литература и новейшее законодательство стран региона.

Проведенное исследование позволило прийти к ряду выводов, которые выносятся на защиту:

  1. Специфика правовых систем арабских стран состоит в том, что их структура включает элементы исторически разнотипных правовых культур - европейской и традиционной^ (мусульманской, племенной). При этом, если последняя была продуктом арабского общества, то первая - в основном привнесена** извне и насажена «сверху» европейскими колонизаторами.

  2. Формирование правовых систем в арабских странах было напрямую связано с уровнем развития капитализма и характером прошлой колониальной зависимости. Отсюда право в странах региона формировалось как «сверху», так и «снизу», как на европейской, так и на исламской основе (Саудовская Аравия, Йемен).

3. Взаимодействие в рамках правовых систем арабских стран

элементов различных правовых культур придает им глубокую внутреннюю противоречивость. Противоречие между европейской и традиционными правовыми культурами является здесь определяющим в развитии исследуемых правовых систем и проявляется на уровне правосознания, системы правовых норм и механизма их действия, а также институтов правовой системы. Поэтому можно предположить, что оно будет определять развитие права в обозримом будущем.

4. Современные правовые системы арабских стран представляют собой
противоречивое сочетание европейских и традиционных норм, институтов и
принципов. Влияние традиционного права на европейское существует
практически повсеместно и прояшіяется в форме: 1) включения в акты
правотворчества, в том числе в конституции, традиционных по своему
содержанию норм, институтов и принципов; 2) разделения «сфер влияния»
между европейским и традиционным правом; 3) традиционного
истолкования предписаний законодательства, в том числе конституций; 4)
действия норм традиционного права вне рамок официального правопорядка
и, 5) придания традиционной окраски правовым системам. В этих условиях
правовая форма приобретает значительную подвижность.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования заключаются в том, что содержащиеся в нем выводы и материалы могут быть использованы, во-первых, , в дальнейшем исследовании правовых систем арабских стран, во-вторых, при разработке проблем права развивающихся стран в целом, в-третьих, в учебном процессе в курсах общей теории государства и права, а также сравнительного правоведения.

Апробация результатов исследования.

Диссертация подготовлена на кафедре теории и истории государства и права РУДН. Отдельные теоретические выводы работы были изложены в выступлениях:

на конференции молодых ученых и аспирантов «Актуальные проблемы юридической науки нового века» состоявшейся в марте 2001г. в РУДН;

на научной конференции аспирантов юридического факультета РУДН «Сравнительное право и проблемы частно-правового регулирования» состоявшейся в январе 2002 в РУДН.

Структура работы.

Диссертационная работа обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Понятие и классификация правовых систем

Настоящая диссертация посвящена исследованию правовых систем арабских стран, которые рассматриваются сквозь призму их эволюции. Понятие правовой системы становится в этих условиях основным методологическим инструментом, с помощью которого и должно проводиться такое исследование. Его условием и предпосылкой становится хотя бы краткое рассмотрение содержания и структуры этого понятия, а также подходов к классификации правовых систем современного мира. Это позволит определить место правовых систем арабских стран на правовой карте мира, а также « высветить» специфику их природы и внутренней структуры.

В советской правовой науке понятие правовой системы сформировалось в ходе борьбы между «узким» пониманием права, отождествлявшим право с совокупностью общеобязательных норм, и «широкими его пониманием, включавшим помимо правовых норм также правосознание и правоотношения. Победа в этой борьбе «широкого» правопонимания имела своим следствием включение в понятийный аппарат правовой науки понятия «правовая система». Это понятие, вошедшее в научный оборот советской юридической науки лишь в 80-е годы прошлого века, сегодня является одним из фундаментальных понятий теории права и сравнительного правоведения.

Понятие «правовая система» - более широкое и объемное, чем собственно право и охватывает всю совокупность юридических явлений общества . С точки зрения философии система - это целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

В теории права понятие «система» употребляется неоднократно и в разных значениях (система права, система законодательства, система источников права и т.д.). Понятие «правовая система» занимает в этом ряду особое место. ПОЭТОМУ употребление термина «правовая система» требует уточнения его места среди других наиболее широких правовых понятий.

Так, по мнению М.И. Пискотина, система права отражает внутреннее строение права, а правовая система - его место в ряду других подсистем общества. А Л.Б. Тиунова утверждает, что правовая система - это юридическое понятие, охватывающее структуру, внутреннюю и внешнюю динамику системы государственно-правового опосредования общественных отношений конкретного общества, позволяющее отграничить систему правовых норм от других сопутствующих юридических явлений, отражающее определенную степень обобщенности правовой действительности. Между термином «правовая система» и другими правовыми терминами, бесспорно, немало общего. Все они выступают своего рода комплексными, предельно широкими понятиями - категориями, включающими многочисленные юридические элементы: правовые акты, правосознание, правовую практику, правоотношения и т.д. Эти понятия взаимосвязаны, обозначают собой довольно крупные пласты бытия права, содержат в себе различные формы его проявления.

Таким образом, правовая система неотделима от других правовых явлений, представляющих собой средства институциализации и форму бытия ее содержательных элементов, т.е. понятие правовой системы более объемное, чем понятие других правовых явлений. Оно отражает наиболее высокий уровень абстракции при применении понятия «система» к праву. Самый высокий уровень обобщения правовой материи отражают понятия «правовая надстройка» и «правовая система». Действительно, категория правовой надстройки, широко использовавшаяся в марксистском обществоведении, восходит к уровню общественной системы в целом и отражает ее формационную структуру. Исходя из этого, формулируются и основные моменты подхода к понятию. Во-первых, надстройка рассматривается как парное понятие по отношению к экономическому базису, т.е. включает в себя все небазисные идеологические явления общества; во-вторых, выделение из неоднородной надстроечной сферы отдельных видов надстроек производится в зависимости от форм сознания и соответствующих им видов общественных отношений. Поэтому в саму надстройку включаются духовная сфера, реальные общественные отношения и соответствующие им учреждения. Отсюда следует, что понятие правовой надстройки отражает не только высший уровень обобщения правовых знаний, но и единый процесс духовной и практической деятельности людей в определенной сфере их жизни.3

Период обычного права

Исследователи не имеют единого мнения по вопросам периодизации права арабских стран доколониального периода. Так, у некоторых арабских авторов отмечается тенденция, связывающая развитие правовых систем арабских стран лишь с развитием мусульманского права, при этом доисмамский период не рассматривается как самостоятельный период. В частности, в большинстве исследований история права в странах региона начинается лишь с периода мусульманского права.

По нашему мнению, такой подход игнорирует историческую эволюцию права арабских стран на его ранних стадиях, где историческим предшественником мусульманского права было обычное право. Для того, чтобы раскрыть сущность правовых систем арабских стран, надо выявить влияние на них мусульманского права и доисламских обычаев. Так, арабский исследователь Камаль Аль Гали, отмечает, что для того чтобы раскрыть сущность правовых систем арабских стран необходимо рассмотреть стадии развития мусульманского права.

Кстати, в арабской исторической и правовой литературе период обычного права, также называют доисламским. Однако арабские авторы в большинстве своем не видят исторической связи между этим периодом и мусульманской культурой. Мы выделяем этот период в качестве самостоятельного, чтобы раскрыть специфику социального регулирования в тот период истории, а также преемственность между доисламской и исламской правовыми культурами.

Вопросы обычаев и обычного права всегда привлекали внимание историков и исследователей права. Представляется справедливым мнение профессора Г.В.Мальцева о важности знания правовой истории, ее этапов, связанных с обычаями и обычным правом, для осмысления современных правовых реалий/ В советской юридической литературе господствовало мнение, согласно которому право существует только в рамках государства, которое играет ключевую роль в его создании и реализации. Сегодня же наряду с этим существует точка зрения, допускающая существование права до государства. Суть ее можно выразить формулой: «где общество, там и право». Сторонники первой точки зрения считают, что право возникает лишь в обществе с производящей экономикой с появлением классов и политической власти. Что касается первобытного общества, то применительно к нвхму речь идет лишь об обычаях, как социальных нормах родового общества. Так, по мнению российских исследователей первобытности В.П. Алексеева и А.И. Першица, неправомерным является использование понятия обычного права применительно к первобытным обществам. «Иногда обычным правом, считают они, - называют и сами обычаи эпохи классообразования или, еще шире и неопределеннее, социальные нормы в первобытном обществе вообще. Но это неточно, так как права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства»."

Однако, нормы поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они, по выражению А.И. Першица, имеют характер мононорм, т.е. единых, еще нерасчлененных и специфических норм первобытного общества.6 Эти нормы отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным мнением, что характерно для морали, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций. По мнению Г.И. Муромцева, термин «право», в применении к обществам, находящимся на предклассовои стадии развития, можно употреблять лишь условно. Он применяется здесь либо к слитным нормам, еще не ставшим правом в собственном смысле, либо к комплексу норм - юридических и слитных.

Правосознание в арабских странах

В юридической литературе отмечается важная роль правосознания в развитии и функционировании правовой системы.16 На формирование и развитие правосознания как одной из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, философией, наукой.

В юридической литературе даются разные определения правосознания, но все авторы сходятся на том, что правосознание представляет собой совокупность идей, представлений, взглядов, чувств, настроений, эмоций, убеждений, моральных оценок членов общества в связи с правовой действительностью.

По своей структуре правовое сознание представляет собой единство правовой идеологии и социально-правовой психологии. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество. Важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.166 Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Это, прежде всего, область чувств, настроений, эмоций, представлений, иллюзий связанных с явлениями государственно-правовой жизни. Здесь отношение к правовым явлениям - праву, правопорядку, законности и т.д. - складывается на стихийном уровне.

По субъектам правосознание можно разделить на индивидуальное, групповое и общественное, т.е. правосознание общества в целом. Высокий уровень правового сознания членов общества является необходимым условиям успешного функционирования правовой системы, достижения целей правового регулирования. Соответственно уровень правосознания членов общества в значительной степени не одинаков, он зависит от принадлежности человека к той или иной социальной группе, и от характера его профессиональной деятельности, от местности, в которой проживает субъект и т.п. Практика показывает, что уровень правосознания более высок у должностных лиц и городского населения в сравнении с другими его категориями.168

Сложность исследования правосознания в арабских странах обусловлена тем обстоятельствам, что речь идет о явлении, включающем элементы правосознания разных исторических эпох. В этой связи важно учитывать, что в ходе исторической эволюции существенно изменяются не только содержание и форма правосознания, но и механизм его взаимодействия с правовой системой. Так, в эпоху обычного права оно, как известно, является слитным (синкретным), позже выступает в религиозной форме, (что, по сути, есть продолжение синкретности).

Если современное европейское право допускает известный «люфт» между текстом нормы и ее отражением в сознании субъекта, то в слитном правосознании раннеклассовых обществ норма и ее отражение в сознании человека представляют известное целое, как правило, подкрепляемое соответствующим поведением. С точки зрения европейца право динамично и изменчиво, тогда как субъект обычного или мусульманского права исходит из вечности и неизменности его основ и. т. д.

Эти напластования различных правовых культур отчетливо проявляются в общественном правосознании арабских стран. Здесь европейское, мусульманское и обычноправовое правосознание сосуществуют в одном и том же обществе, однако соотношение их разнотипных элементов в той или иной арабской стране, ее отдельных регионах и даже в сознании отдельных индивидов может быть неодинаковым. Здесь также встречаются другие виды правосознания, которые не являются предметом нашего исследования (иудейское, христианское и т.д.).

Похожие диссертации на Эволюция правовых систем арабских стран