Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Элементы бессознательного в правовой реальности России Чайка Виктория Николаевна

Элементы бессознательного в правовой реальности России
<
Элементы бессознательного в правовой реальности России Элементы бессознательного в правовой реальности России Элементы бессознательного в правовой реальности России Элементы бессознательного в правовой реальности России Элементы бессознательного в правовой реальности России Элементы бессознательного в правовой реальности России Элементы бессознательного в правовой реальности России Элементы бессознательного в правовой реальности России Элементы бессознательного в правовой реальности России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чайка Виктория Николаевна. Элементы бессознательного в правовой реальности России : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 СПб., 2006 183 с. РГБ ОД, 61:07-12/318

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Бессознательный компонент в правовой психологии .

1.1. Правосознание и его роль в правовой реальности 11

1.2. Структура правосознания 24

1.3. Область бессознательного в правовой психике 47

Глава 2. Структура бессознательного в правовой реальности 62

2.1. Архетипы в праве 62

2.2. Понятие правовой установки 71

2.3. Роль бессознательного в правовой реальности 88

Глава 3. Особенности бессознательного в российской правовой реальности 97

3.1. Специфика российской правовой культуры 97

3.2. Особенности архетипов коллективного бессознательного в российской правовой культуре 119

3.3. Особенности правовых установок российских граждан 148

Заключение 164

Список используемой литературы 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Среди множества подходов к правопониманию, сложившихся в современной юридической науке, наиболее перспективным представляется культурологический. Проблемы исследования механизма развития правовой культуры, существования права, формирования правового сознания становятся одними из наиболее актуальных для всего комплекса социально-гуманитарных наук, а также представляют существенное значение для общественной практики, для социально-правовой жизни государства и для каждого гражданина. Юридическая наука при исследовании различных сторон общественного бытия призвана рассматривать не только внешние, формально-юридические характеристики статусного положения различных субъектов права, но и проникать в глубинные, социально-волевые начала формирования и реализации поведенческих актов индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений. Этому способствует, в частности, и исследование сферы бессознательного, его роли в правовой реальности как сложного социального явления, состоящего из различных социально-психологических элементов.

Современное положение государственно-правовых институтов в нашей стране характеризуется существованием экономических и духовно-нравственных проблем в обществе. Прежние идеалы - сначала царской, затем советской России разрушены, а новые, западнические идеи не оказывают желаемого духовного влияния на нравственный климат в обществе и эффективность действия права. Попытки утверждения либеральной идеологии испытывают немалые трудности в приобщении общества к новым ценностям. Внешнее заимствование западных ценностей и институтов не может привести к формированию общества, построенного на либеральных идеалах. В качестве яркого примера представляется возможным привести фундаментальное различие базовых интуиции, вкладываемых русской и западно-европейской культурой в понятия,

соответственно, "справедливость" и justice. Это различие проявляется уже на уровне "внутренней формы" слов -justice ассоциируется с весами, с равными возможностями и беспристрастностью, в то время как справедливость всегда пристрастна, она опирается на «соответствие правде» - стремлении «к истинности человеческих отношений, к добру и совершенству...»1.

Современное представление о праве и государстве опирается на анализ исторической логики развития: «...изменение ценностных приоритетов от эпохи к эпохе оборачивалось конкретными изменениями в теоретической правовой мысли и практической нормативной жизни»2. Выявление социальной природы поможет лучше осознать право, его сущность, причины силы и слабости правовых систем. Именно на иррациональном уровне, в том числе через правовое чувство, происходит легитимация права. Р. Иеринг, предлагая отказаться от понятия «правосознание», писал: «...сила права, совершенно как и сила любви, основывается на чувстве»3. Как любое социальное явление, оно «контекстуально обусловлено обществом, воздействующим на право посредством культуры» . Это связано с тем несомненным фактом, что человек суть существо культурное, определяемое культурой.

Сегодня гуманитарные науки, и правовая наука в том числе, могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его нравственных ценностях, особенностях правосознания. Правовая культура есть «правовая среда обитания людей»5, включающая в себя правовые ценности и особенности их восприятия. При этом психика человека есть целостность, единство сознательных и бессознательных процессов. Она является саморегулирующейся системой, в которой происходит постоянный обмен

Корольков А.А. Духовная антропология. СПб., 2005. С. 194. 2 Ячменев Ю.В. Этико-политические ценности русского средневековья // Правоведение. 2001. №3. С. 207.

Иеринг Р. Борьба за право. М., 1907. С. 51.

Социальная антропология права современного общества: Монография / Под ред. И.Л. Честшва.СПб.,2006.С78. 5 Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 311.

5 энергией между сознанием и его противоположным полюсом -бессознательным.

Новые подходы к праву, правопониманию, формирование правового сознания являются результатом развития духовной жизни общества, в которой весьма значительно влияние бессознательных (неосознаваемых) состояний и процессов. Поэтому для принятия правовых решений необходимо выявлять и учитывать глубинные основы осознаваемой правовой ситуации, коренящиеся в структурах бессознательного уровня человеческой психики.

Степень разработанности темы. Вопросы роли бессознательного стали предметом исследования представителей различных направлений отечественного обществознания: социологов, политологов, философов, юристов, социальных психологов, что говорит о многогранности рассматриваемого явления.

Вопросам механизма формирования правосознания, влиянию бессознательного посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых, начиная, прежде всего, с классиков теории и философии права - Н.Н. Алексеева, СИ. Гессена, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, Б.А. Кистяковского, ГТ.И. Новгородцеві Л.И. Петражицкого, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка. В отечественной правовой теории советского периода указанные вопросы отражены в трудах С.С. Алексеева, С.Н. Братусь, Д.А. Керимова, Н.И. Матузова, В.В. Оксамытного, И.Ф. Покровского, М.А. Рейснера, И.Ф. Рябко, И.Л. Спиридонова, И.Е. Фарбера, В.А. Щегорцова, Н.В. Щербаковой и др. В отраслевых юридических дисциплинах бессознательному уделяли внимание в криминологии Б.С. Волков, С.Н. Ениколопов, А.Ф. Зелинский, A.M. Яковлев; в конституционном праве - К.В. Арановский.

Среди ученых конца XX - начала XXI века, разрабатывавших проблематику ментальности и бессознательного, следует назвать: A.M. Величко, А.А. Квашу, А.А. Королькова, Е.А. Лукашеву, А.В. Полякова, Т.М. Полякову, И.В. Понкина, А.Р. Ратинова, В.П. Сальникова, В.Е. Семенова, А.П.

Семитко, В.Н. Синюкова, В.В. Семикипа, В.Ю. Сморгунову, В.М. Сырых, А.Б. Хабибулина, А.Э. Чернокова, И.Л. Честнова.

Работы философов, психологов и социологов: А. Адлера, А.Г. Асмолова, И.Т. Бжалавы, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, И.С. Кона, А.Р. Лурия, Р.С. Немова, Д.Н. Узнадзе, Ш.Н. Чхартишвили, А.Е. Шерозия, А.Н. Шогама, П.Б. Шошина, Г.Г. Шпета, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Ясперса, Ф. Знанецкого, К. Левина, С. Московичи, Г. Оллпорта, У. Томаса выступают в качестве теоретического фундамента рассмотрения проблем бессознательного в юриспруденции.

Несмотря на достаточное внимание к проблемам бессознательного, в отечественной юридической литературе отсутствует системная разработка его элементов применительно к правовой реальности, не показана взаимосвязь архетипов и установок как важнейших его составляющих.

Объект исследования - роль бессознательного в правовой реальности

Предмет исследования -закономерности формирования архетипов права в коллективном бессознательном и правовых установок, и их влияние на правовую реальность.

Цель исследования. Цель диссертационной работы заключается в исследовании влияния архетипов коллективного бессознательного на правовую реальность, а также на формирование правовых установок.

Для достижения заданной цели предполагается решение комплекса задач:

рассмотреть различные подходы к пониманию структуры правового

сознания для выявления связи элементов бессознательного с ним;

проанализировать особенности и закономерности формирования архетипов

права в коллективном бессознательном;

подвергнуть систематическому анализу правовые установки;

показать значение архетипов права коллективного бессознательного при

формировании правовых установок;

охарактеризовать сущность, содержание и значение теории бессознательного для современного понимания правовой реальности России;

раскрыть особенности правосознания российских граждан;

выделить господствующие архетипы права и правовые установки в России.

Методологические основы исследования: комплекс общетеоретических и общеметодологических принципов, логических приемов и методов научного исследования, специальных методов и средств познания правосознания. Основным методом исследования является диалектический метод. Его требования всесторонности, объективности и полноты позволили охарактеризовать правосознание в единстве и взаимосвязи с различными элементами психической деятельности, с окружающими человека социальными, в том числе государственно-правовыми явлениями.

В работе использовались также частно-научные методы исследования: анкетирование, интервьюирование, опрос общественного мнения.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых, посвященные правосознанию: И.А. Ильина, A.M. Величко, Л.И. Петражицкого, А.В. Полякова, А.П. Семитко, В.Н. Синюкова, Л.И. Спиридонова, В.М. Сырых, И.Л. Честнова, Н.В. Щербаковой.

Исследование феномена бессознательного основывалось также на анализе трудов Д.Н. Узнадзе, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Ясперса. При этом особое внимание было уделено концепции коллективного бессознательного, разработанной К.Г. Юнгом.

Положения, выносимые на защиту: 1. Правосознание является необходимой органической стороной правовой реальности. Она включает в себя как объективированное внешнее выражение права, правоотношения (правопорядок), так и их отражение в правосознании. При этом правосознание, проявляющееся как осознанное и бессознательное явление, выступает «обратной стороной» как форм права, так и правоотношений (правопорядка).

  1. В структуре отражения правовой реальности выделяется как осознаваемая сторона правосознания (теоретический, профессиональный, обыденный уровень), так и бессознательная область, выражающаяся в правовых архетипах коллективного бессознательного и правовых установках.

  2. Архетипы являются элементом коллективного бессознательного, вырабатывающего определенные первообразы права, которые носят схематический характер и составляют основу представлений человека о правовой реальности.

  3. Архетипы права оказывают определяющее влияние на формирование правовых установок, а через них на типичные элементарные поведенческие реакции. На их основе оформляются конкретные, исторически и культурно обусловленные содержательные образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам деятельности человека в правовой реальности.

  4. Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые воздействия, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлений определенным образом, выражающаяся в отношении индивида к условиям правовой реальности.

  1. На формирование правовых установок оказывают влияние такие факторы как: политическое устройство общества, уровень развития общественного правосознания, система духовно-нравственных ценностей общества, существующая правовая система, а также архетипы права, которые содержатся в коллективном бессознательном.

  2. Образы государства, закона (права), власти, существующие в архетипах права российского общества, в основе своей имеют традиционные ценности, трансформация которых приводит к искажению традиционных представлений о государственно-правовых явлениях.

Научная новизна заключается в том, что впервые предпринимается попытка теоретического исследования элементов бессознательного в праве как формы психической деятельности.

Автором выделяются архетипы права, свойственные российской правовой среде, раскрываются особенности правовых установок российских граждан. В настоящем исследовании выявляются факторы, оказывающие влияние на формирование правовых установок. Анализируются такие основополагающие образы государственно-правовой материи как «государство», «закон», «власть».

Особое внимание уделяется роли бессознательного в социальном пространстве, значению архетипов права и правовых установок, обосновывается их влияние на формирование правовой реальности. Выявляется, что на их основе формируются конкретные, исторически и культурно обусловленные содержательные образы, соответствующие в реальной жизни поведенческим стереотипам как отдельных представителей, так и сплоченных социальных групп различного масштаба.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что идеи и выводы диссертационного исследования способствуют развитию теоретических знаний о роли бессознательного в правовой реальности. Полученные в процессе исследования результаты и основанные на них теоретические выводы исследования могут способствовать более четкому определению структуры правового сознания, проявляющегося как осознанное, так и бессознательное явление, которое выступает «обратной стороной» как форм права, так и правоотношений (правопорядка). Проведенное исследование дополняет такие разделы теории права, как правосознание, правовая культура.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования результатов исследования при дальнейшей разработке социально-философских проблем правового сознания и правовой культуры. Полученные результаты могут быть использованы при изучении курсов теории права, философии права, на семинарских занятиях.

Представляется необходимым учитывать роль бессознательного в правовой реальности при формировании государственно-правовой политики.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация

10 выполнена и обсуждалась на кафедре теории права и гражданско-правового образования юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет по три параграфа, заключения и списка использованной литературы в количестве 273 наименований. Объем диссертации составляет 183 страницы.

Правосознание и его роль в правовой реальности

Определение сознания представляет научную проблему и важную прикладную и практическую задачу в таких социальных сферах жизни как правовые отношения (восприятие субъектом права юридических норм, правил поведения), правовая регламентация (вменяемость, степень осознания) и других, связанных с проявлением действия права. Дефиниции сознания, предоставляемые психологией права весьма разнообразны, наиболее корректной представляется следующее определение сознания, сформулированное в конце XX века А.В. Петровским: «целостный образ действительности..., реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в котором существует субъект» .

Логическим ядром определения категории сознания представляется такая базисная категория как «образ», роль оформляющих категорий выполняют «действие», «мотив», «взаимоотношения», «переживание», «субъект». В категориальной системе Сознание А.В. Петровским относится к метапсихологической категории, включающей в себя следующие категории в порядке восхождения: Сигнал, Ощущение, Образ, Сознание, Разум. При этом ряд метапсихологических категорий включает следующее: Я - Ценность-Деятельность - Сознание - Чувство - Общение - Предметность. В цепочке восхождения от «Сигнала» к «Разуму» или «Миропостижению» автор отмечает освобождение картины мира от «гнета сиюминутных нужд, диктата потребностей, пристрастности мотивов, наводки ценностей человека», усматривая «ступени продвижения к истине («ясному и отчетливому», «подлинному», «аутентичному», «всеобщему» или наоборот «уникальному» знанию)» , приближаясь, таким образом, к философскому определению не только правосознания но и к раскрытию сущности права.

Необходимо отметить некоторую прозрачность философских определений сознания в отечественной юридической психологии. Как отмечает Е.С. Авербух, с позиций диалектического материализма важно подчеркнуть первичность материального и вторичность идеального, выделяя зависимость формирования индивидуального сознания от общественного бытия. Анализируя различные определения сознания, Е.С. Авербух приходит к выводу, что эти определения не позволяют понять сущность изучаемого явления .

При попытке определения сознания как рационального явления широко распространенным является сведение его к определенным отдельным психическим явлениям (процессам, состояниям, свойствам). При подобном подходе к сознанию говорят о том, что это «способность отдавать отчет в своих мыслях, чувствах и актах», «способность правильно расценивать окружающее, способность к целенаправленной, планомерной деятельности», «особенности сочетания психических процессов», «арена, на которой разыгрываются ассоциативные процессы», «поток впечатлений или чувствований, сменяющихся душевных состояний»10. А.Р. Лурия, выделяя особенное в сознании, считает, что «в отличие от животных, человек обладает новыми формами отражения действительности - не наглядным чувственным, а отвлеченным опытом. Такая особенность и характеризует сознание человека... Эта черта - способность человека переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта и есть фундаментальная особенность его сознания» . При этом автор указывает на переход от чувственного к рациональному как основную черту сознательной деятельности человека, из чего следует, что сущностная характеристика сознания определяется мышлением.

Другой подход к сущностной характеристике сознания предполагает другой психический процесс - рефлексия или самосознание. Так, В.М. Розин определяет человеческое сознание через сознание в языке, сознание культурное и сознание как самосознание12.

На существование бессознательной области в психике в той или иной степени раскрытия данной составляющей указывают многие ученые.

Так, при определении сознания как особенного свойства психики и на наличие бессознательного в последней косвенно указывает А.С. Горбатенко, определяя сознание как «особенность психики, позволяющая ей быть направленной на саму себя, отделив контролируемые аспекты от неконтролируемых, и на свое тело, выделяя его из окружающего мира» .

Р.С. Немов основой сознания считает «рефлексивную способность» , то есть познание сознанием психических явлений, допуская, тем самым, существование непознаваемой, бессознательной области психики, основу которой составляют те психические явления, которые являются непознанными для сознания и относятся к области бессознательного.

Если упомянутый выше А.В. Петровский представлял сознание как «целостный образ», картину мира, то П.В. Симонов говорит об отдельных образах, составляющих знания, из которых складывается сознание, то есть сознание как знание15, которое с помощью материальных символов и обобщенных образов может быть передано другим, при этом контакт, коммуникация составляет существенную характеристику сознания. П.В. Симонов указывает, что содержания коммуникативных актов могут наполнять образы, при этом они не всегда могут быть полностью вербализованы, но принадлежат сфере сознания16.

Полагаем, что в данном случае, когда речь идет о образах, которые «не всегда могут быть полностью вербализованы», подразумевается коммуникация посредством чувств, в том числе и правовых. Правовое чувство является одним из важнейших элементов правовой психологии - с одной стороны к праву предъявляются требования рациональности - правовые нормы должны быть понятными, процессуальный порядок - четким, с другой стороны - известно, что человек ведет себя, подчиняясь не только разуму, но и «своей природе». Мышление, суждение и поведение управляются и иррациональным началом природы человека. Представляют интерес для дальнейшего исследования такие иррациональные явления как: ощущение несправедливости, чувство обязанности, чувство солидарности, чувство ответственности и некоторые другие. По мнению X. Мейера понятие правового чувства многозначно17: во-первых, правовое чувство употребляется применительно к представлениям о справедливом регулировании общественных отношений, при этом оно складывается как из индивидуальных, так и из коллективных представлений о справедливости, основанных на ценностных суждениях; во-вторых - это «скрытое», существующее неявно, «латентное» знание о необходимом социальном объединении людей, которое обусловлено либо «генетически закодированными предрасположенностями к поведению в критических и узловых моментах бытия», либо готовностью к приспособлению «индивида к господствующим нравам в группе»; в третьих - правовое чувство представляется как возможность восприятия содержания правовых норм на основе латентного, отложившегося в памяти знания об обычаях, культурно-правовых доминантах; в четвертых - правовое чувство характеризует одобрение содержания права, соотнесение правовых норм с моральными; в пятых - правовое чувство определяет организацию хозяйственных отношений в обществе на основе правопорядка; в шестых - правовое чувство предопределяет добровольное подчинение социальным нормам; в седьмых 15 правовое чувство рассматривается как сумма ожиданий, установок и оценок индивида в когнитивном и аффективном отношении к государству и праву; в восьмых - правовое чувство является предпосылкой к возникшей в ходе эволюции и закрепленной генетически готовности и способности к «социально-дружелюбному поведению»; в девятых из правового чувства берут начало столь важные для общественных отношений доверие, сочувствие, солидарность, дающие основание к спонтанному саморегулированию общественных отношений, которое базируется не столько на рациональности, сколько на «дорациональном» тяготении к коллективному общению; в десятых - правовое чувство, выражающееся в интуитивном, спонтанном формировании суждений и поведенческих установок, дополняет рациональное восприятие и переработку правовой информации представляя один из этапов выработки правовых суждений18. Модификацией правового чувства является правовая совесть19. Совесть на протяжении многих сотен лет изучается усилиями философов, а в последние десятки лет - психологов и юристов. Несмотря на столь длительный интерес к изучению совести, в науке нет единого мнения относительно природы данного феномена, его специфики, структуры, функций.

Область бессознательного в правовой психике

Природой бессознательного занимался один из самых значительных, самых сложных и самых спорных ученых, создатель аналитической психологии, психотерапевт Карл Густав Юнг (1875-1961). Его концепция «коллективного бессознательного», разрабатываемая в первой половине прошлого века, представления о роли мифов, пронизывающих всю историю человечества и на сегодняшний день овладевают умами интеллектуалов.

Общепринято считать, психоаналитическая теория начинает свой отсчет на рубеже XIX-XX столетий, и ее возникновение связывается с именем 3. Фрейда, который в 1896 г. в статье «Наследственность и этимология неврозов» ввел в научный оборот термин «психоанализ». С тех пор понятие психоанализа стало составной частью исследовательской и практической деятельности. В нашей стране это направление получило распространение в начале XX века, было запрещено в 30-е гг. и возрожден в 90-е гг.

Однако, Фрейд не открыл бессознательное. Возникновение психоаналитической теории предвосхитили многочисленные предшественники98 - анализ взглядов представителей древнеиндийской, древнегреческой политической мысли, Декарта, Спинозы, Локка, Юма, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, И. Гербарта, Э. Фон Гартмана, Т. Липе позволяют сделать вывод о том, что многочисленные идеи о душевной жизни (Платон, Аристотель), ее динамике (И. Гербарт), о ясных и смутных идеях (Спиноза, Локк, Кант), о неосознанных восприятиях (Лейбниц), о бессознательных проявлениях душевной психической жизни как основе человеческого бытия (Фихте, Шеллинг), бессознательной воле как начале и основе сущего (Шопенгауэр, Ницше), о сознательных и бессознательных проявлениях духа (Гегель), о взаимодействии бессознательных, иррациональных и сознательных, форм оказали влияние на становление психоаналитической теории, предоставив основания к изучению

Понятие индивидуального правосознания в свете психоаналитической теории. Автореф.дис.... канд. юр. наук. Ставрополь, 2004. С. 22. всех психических процессов и продуктов их деятельности, в том числе сознания в целом и правового сознания в частности.

Характеристика сущности психоаналитической теории 3. Фрейда выводится из положений о том, что все психическое, наряду с внешним миром, есть реально существующее, обладающее способностью реагировать на внутренние и внешние раздражители путем образования различных психических процессов, свойств, состояний и побудительных мотивов дальнейшей внутренней и внешней деятельности, детерминированное и закономерное бытие внутреннего мира человека, его психической жизни, могущей иметь разнообразные проявления; что в основе психической жизни лежат не только сознательные, но и бессознательные процессы, которые возникают до сознания, определяют сознание и бесконечные переходы одного в другое.

Сущность психоаналитической теории состоит из следующих постулатов: целостное понимание психического, которое, по мнению Фрейда, не тождественно сознательному; бессознательное определяется как особая сфера психической деятельности; необходимо изучение переходов бессознательного и сознания, так как бессознательное постоянно пополняет сознательное за счет вытеснения из своей сферы ненужных в данный момент представлений и возвратов вытесненных представлений в сознание.

Особым объектом изучения психоаналитической теории является бессознательное, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее реально значимая, заметно отличающаяся от сферы сознания и значительно превышающая объем ее деятельности. Более того, бессознательная, невербализованная, как говорят психологи, активность есть специфическая стадия, на которой происходит подготовка вербализованной, сознательной деятельности.

Современная жизнь российского общества имеет многочисленные примеры психических и энергетических трансформаций, связанных с бесконечными вытеснениями из российского правосознания взглядов, привычек, образа жизни, которые в условиях криминализации общества, усиливающейся коррупции, роста организованной преступности, грубого насилия, свидетельствующих о массовом проявлении зла, сопровождающего уничтожение традиционной культуры и навязывание преступным миром контркультуры приводят к состоянию (а не отдельным проявлениям)страха (в психологии рассматривается как одна из наиболее опасных эмоций) в обществе, которое создало атмосферу страха и уже привело к реверсивным сдвигам, выражающимся в усилении реакции общества и отдельных людей на проявление зла.

Представляется возможным сделать вывод о том, что значимость каждого структурного элемента психической жизни - сознания, бессознательного и их разновидностей, являющихся объектом изучения психоаналитической теории, их подчиненность общим психическим законам и соответствующая взаимосвязь делает психоаналитическую теорию целостной, органической теорией, очень значимой для юридической науки, имеющей дело с человеком, выступающим в юридической сфере в качестве субъекта права, в изучении его правового сознания и определяемого им правового поведения. Согласно этой теории ни одно из понятий само по себе — ни понятие сознания, ни бессознательного не дает ответа на вопрос, что есть психическая, душевная жизнь человека и что есть личность. Изучение каждого из них есть важное условие понимания сущности человека как целостного психофизиологического образования, формирующегося не только под воздействием внешних факторов, но и под воздействием внутренних, более сложных и первичных бессознательных мотивов.

Также представляется возможным сделать вывод о том, что изучение правосознания с позиции психоаналитической теории позволяет целостно, во всех проявлениях — эмоциональном, иррациональном, в том числе бессознательном, а не только в сознательном, рациональном, представить внутреннюю психическую жизнь человека, личности, имеющую правовой характер. Такое изучение помогает многое понять в самом человеке, выступающем в юридической сфере в качестве гражданина, субъекта права, субъекта правоотношения, в его правовом поведении, как правомерном, так и противоправном. Оно позволяет выявить причины внутреннего рассогласования, внешних конфликтов и определить пути их устранения.

Карл Густав Юнг являлся одним из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. ГОигианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Общепринято считать, что диалог между сознательными и бессознательными аспектами психики обогащает личность, и Юнг верил, что без этого диалога процессы бессознательного могут ослабить личность и подвергнуть ее опасности - «Все в бессознательном стремится к внешним проявлениям, и личность также имеет сильное желание развиваться с учетом своего бессознательного и приобретать свой собственный опыт целостности» .

Роль бессознательного в правовой реальности

Правовая реальность представляет собой сложный многогранный феномен, на что указывают такие ученые как Н.Н. Алексеев, И.Л. Честнов, А.В. Поляков: «Право не существует вне правосознания, хотя это и не означает, что право и правосознание одно и то же»172. О том, что понятию права соответствует тип нормативности «...отражающие глубинные архетипы сознания и поведения» писал В.Н. Синюков173, указывая на необходимость изучения неявных, «подсознательных» процессов правовой культуры. А.Р. Ратинов понимает под культурой «совокупность всех созданных людьми материальных и духовных ценностей, а также символов, норм и образцов поведения, принятых и признанных в определенной общности и передаваемых другим общностям, индивидам и последующим поколениям»174.

В правовой психике берут начало оценки, чувства, настроения, эмоциональное восприятие — «справедливое» или «несправедливое», «хорошее» или «плохое». В обыденном правосознании проявляется правовой опыт, обычаи, традиции, стандарты поведения: чувственное здесь преобладает над рациональным. Обыденное правосознание всегда является предпосылкой, предшествует правосознанию теоретическому, основанному на правовой идеологии. Если юридические концепции активно пропагандируются, то они способны влиять на правовую психологию. В свою очередь, чувственные элементы правосознания содействуют или тормозят распространение тех или иных юридических идей.

В правовую реальность включают как объективные, материальные, так и субъективные, идеальные аспекты, причем это не два отдельных элемента в правовой реальности, а необходимо дополняющие друг друга стороны: «...право, формируясь как и нтер субъективное социальное явление, представляет собой и объективированную идею, воплощенную во внешних знаковых формах, в том числе материальных (источники норм права) и определенную сферу социального правосознания, в которой правовая идея, интерпретированная в соответствии со своим объективированным социальным значением, находит свое отражение, как в правовых нормах, так и в реальном поведении субъектов, т.е. представляет собой сложный идеалисихический и социокультурный феномен (психосоциокультурную целостность)» \ Так, внешней материальной права выступает законодательство и его реализация в правовом порядке, а внутренней идеальной стороной - правовая культура, правовое сознание. Любой шаг человека, в том числе совершение юридически значимых действий, сопровождается эмоциями, мотивацией и другими элементами, отражающими, воспринимающими их психикой. Как уже упоминалось выше, бессознательное может быть представлено на уровне индивидуального субъекта правовыми установками, на уровне коллективного субъекта - коллективным бессознательным в лице архетипов - наследуемых склонностей отвечать миру определенными способами.

Рассмотрим подробнее, как влияет установка на индивидуально-правовое поведение. Правовая установка определяется «первичным поведением» -активностью личности, как справедливо отмечает А.Г. Асмолов, ссылаясь на родоначальника теории установки Д.Н. Узнадзе: «...активность - источник возникновения установки» . При этом известным отечественным психологом делается вывод: «Активность и есть та субстанция, в которой происходит «встреча субъективного и объективного видов детерминации, потребности и ситуации ее удовлетворения, и, следовательно, рождается установка»177.

Таким образом, среда воздействует на субъекта (на человека) через потребности, превращаясь в ситуацию действия, в которой, по мнению Д.Н. Узнадзе, и формируется установка.

Однако, представляется, что установка возникает не из единичного поведения (первичной активности), а вследствие многократно повторяющегося, значимого для личности в силу того, что именно оно реализует какую-либо важную потребность для самой личности. С другой стороны, сложившаяся правовая установка «руководит» юридически значимым поведением человека, побуждая его к совершению правомерных или противоправных действий. Следует заметить, что до сих пор проблема установки не получила должного рассмотрения в юридической литературе. Исключение, пожалуй, составляют работы по криминологии. Так, этой проблеме посвящены исследования А.Ф. Зелинского178, А.Р. Ратинова179, A.M. Яковлева180, А.Г. Асмолова181 и некоторых других. Берущая начало в своем формировании в глубинном уровне, представленном архетипами бессознательного, она проявляется в поверхностном, отражающем политико-правовое состояние общества.

До сих пор остается не решенным вопрос структуры правовой установки, соотношения ее когнитивной, оценочной и поведенческой составляющих, механизма их формирования и механизма реализации в юридически значимом поведении.

Другой серьезной проблемой являются методы изучения правовой установки. Представляется, что наиболее перспективным являются не количественные, а качественные методы социологического исследования. Среди них следует назвать метод лингвистического эксперимента, интент-анализ, глубинное интервью, биографический метод, которые постепенно 91 входят в обиход юридической науки , а также этнометодологические риторики.

Как отмечает И.Л. Честнов , глубинный уровень политико-правовой цивилизации образуется в эпоху формирования данной цивилизации «как первичная основа политико-правовых представлений о правильном, справедливом, нормальном». Этот уровень выражается в архетипах коллективного бессознательного, которые первым стал изучать К.Г. Юнг. Коллективное бессознательное выступает важнейшей частью правовой культуры, оно более устойчиво, чем правовая установка, хотя архетипичные образы и меняются. Архетипичные образы являются источником мифологии, религии, искусства. Они проявляются в легендах, мифах, сказках, других материальных текстах (летописях, эпосах, литературных произведениях, в том числе художественных), выражаются в господствующей идеологии, реализуются в обычаях, традициях и правопорядке. Коллективное бессознательное формируется в процессе исторической эволюции народа, его специфика образуется под влиянием всех социокультурных факторов: политики, характера производственной деятельности человека, климатических условий, границ территориального предела расселения, демографических процессов и т.д., оказывая влияние на формирование уровней правового сознания населения.

Специфика российской правовой культуры

«Мы установили уже, что национальность человека определяется не произволом, а укладом его инстинкта и его творческого акта, укладом его бессознательного и, больше всего, укладом его бессознательной духовности» .

Формирование правовой культуры российского общества требует переосмысления сложившейся современной системы ценностей, нравственно-правовых идеалов. В современных условиях назрела необходимость развития гуманитарных наук на основе духовного опыта народа, сконцентрированного в его вере, нравственных ориентирах, составляющих национальные особенности российского правосознания. Необходимость этого осознается как философами, так и юристами, причем последними даже в большей степени. В этом видится возможность преодоления десятилетиями господствовавших в нашей науке юридического позитивизма и догматизма, а также возрождения традиций отечественной юридической науки. Необходимо позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественной жизни через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций.

Русская культура - через православие и Византию - прямая наследница культуры античной. В русской правовой культуре (речь, однако, вовсе не идет о всех ее представителях) мы находим действующими ее основные принципы, которые уже прошли через горнило последующих философско-правовых школ и традиций и преображены в свете исторического опыта христианства.

Понятия античных философов о связи справедливости и права, об общественной жизни личности как одном из условий осуществления ею своей свободы, о роли семьи в государстве и о ряде других ценностей обретают новый - глубочайший - смысл в пространстве христианской духовности. Как для христианского, так и для античного мыслителя важно показать «посюсторонность» всеобщего, истинного бытия. Хотя Бог мыслится как трансцендентное бытию начало, он все же не чужд ему. Бог, бытие, отдельные виды бытия (природа, материя, жизнь, сам человек) не противостоят друг другу, хотя их место и различно в иерархической структуре мироздания.

Такой взгляд требовал, как показала история мысли, научиться достигать единое бытие в качестве бытия, способного к саморазличению. Не осознав единства всех граней бытия и себя самого в этом единстве, человек будет ощущать весь мир чуждым ему, а значит, рано или поздно, - враждебным миром . Знание же единства бытия внутренне примиряет человека с миром, позволяет преодолеть трагический разлад с ним. Это единство христианская Церковь учит постигать через единство Бога, в своем единстве различающего себя на отдельные моменты, ипостаси.

Святые Отцы и Учителя Церкви, прежде всего Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Епифаний Кипрский, обосновывая целостное понимание Бога и природы бытия, многократно усилили то, что можно было бы назвать этическим аспектом древней онтологии, т.е. понимание всеобщего бытия как абсолютного добра или блага, зримым выражением которого являются христианское государство и право. Конечно, эта идея не чужда и языческой философии (скажем, Платону), но именно в христианской традиции она получает доминирующее звучание, объединяясь, к тому же, с идеей свободы. Жизнь человека только тогда является бытием, когда суть ее составляет свобода. Поэтому из принципов единого бытия, постигаемого как абсолютное добро, должна быть выведена система условий и форм бытия человеческой свободы. Эта система и есть то, что в христианской европейской традиции понималось как система права (или подразумевалось под ней). Она не представляет собой некоторую совокупность произвольных установлений людей, но есть результат постижения ими воли Бога и вечного смысла бытия. Право, при таком понимании- это система свободы, укорененная в бытии абсолютного добра и освященная Божественной Благодатью.

В восточной патристике, идеи которой веками питали культуру русского человека (включая и правовую культуру), мы не найдем развернутой теории права. Однако если мы захотим развивать последнюю, как это делали представители русской философии права, оставаясь в лоне христианской традиции, то обязательно должны будем исходить из того понятийного пространства, которое очерчивается христианской философской мыслью и складывается из взаимосвязи проблематики добра и зла, вопросов, касающихся порядка бытия и его отношения к воле Бога, затруднений, связанных со свободой воли человека.

Можно утверждать, что за пределами правового сознания Запада осталось многое из того содержания, которое было достигнуто в ходе размышлений как античных, так и христианских мыслителей о бытии, о свободе и о человеке. Право Запада развивалось, скорее, как право закона, а не как право Благодати. Общеизвестные слова митрополита Иллариона, прозвучавшие в XI веке «Благодать выше закона» как нельзя ярко характеризуют особенности российской (русской) правовой культуры - примат духовно-нравственных норм, этическое наполнение права, в основе которого -духовные ценности.

Многие отечественные философы, правоведы обращались к сущности ценностных аспектов права. Среди них B.C. Соловьев, развивавший учение о единстве истины, добра и красоты в Абсолюте. На этой онтологической основе строится его учение о праве как минимуме осуществленного добра.

В «Энциклопедии права» Е.Н. Трубецкой конкретизирует выдвинутое его предшественниками понятие права с нравственно-философских позиций, трактуя его как внешнюю свободу, предоставленную и ограниченную внешней нормой. Предметом философии права, по Трубецкому, является свобода, вечные ценности, отношение права и нравственности. Важное место в философии права, занимает вопрос о природе естественного права.

Похожие диссертации на Элементы бессознательного в правовой реальности России