Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Ценность права в контексте системы ценностей современного российского общества 13
1.1. Проблемы ценности права в юридической науке 14
1.2. Формирование ценности права в условиях демократизации российского государства 46
Глава 2. Предпосылки и следствия деформации правосознания 67
2.1. Понятие и основные формы деформации правового сознания 67
2.2. Современные пути предупреждения и преодоления правового нигилизма в России 95
Глава 3. Правозначимые ценностно-мотивационные установки личности как инструмент осознания ценности права и возможность предупреждения и пре одоления деформации правосознания 117
3.1. Формирование правовой идеологии как основы предупреждения и преодоления деформации правового сознания 118
3.2. Актуальные методы правового воспитания как средства предупреждения и преодоления деструктивных правовых проявлений 136
Заключение 192
Библиографический список
- Проблемы ценности права в юридической науке
- Формирование ценности права в условиях демократизации российского государства
- Понятие и основные формы деформации правового сознания
- Формирование правовой идеологии как основы предупреждения и преодоления деформации правового сознания
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных тенденциях развития России придается особое значение теме ценности права и отрицательного к нему отношения. Сегодня деформация правосознания получила широкомасштабное распространение во всех сферах общественного развития, в частности, такая форма деформации, как нигилизм (отрицание, низвержение существующих в обществе ценностей, в том числе и правовых норм). В российском обществе с начала перехода к демократической форме правления формируется и наиболее остро проявляется нигилистическое отношение к праву, его реализации. Правовой нигилизм разрушает правовые взгляды, представления и ориентиры человека, он нарушает стабильность общественных отношений. Общей идеей, объединяющей нигилистические проявления, выступает идея отрицания окружающего мира и, соответственно, девальвации различного рода ценностей (экономических, политических, социальных, духовных и др.).
Теоретический анализ ценности права и форм его деформации, способов их предупреждения и преодоления находятся в системе вечных и всегда актуальных вопросов юриспруденции. Они традиционно оказывались в центре внимания отечественного правоведения и получили разработку по отдельности в достаточно длительных научных дискуссиях. Комплексное же изучение осознания ценности права как возможности предупреждения и преодоления негативных общесоциальных и общеправовых явлений (на примере деформации правового сознания) велось преимущественно фрагментарно и бессистемно.
Недостаточное внимание ученых к данным вопросам имеет следствием то обстоятельство, что их разработка на современном этапе неудовлетворительна. В свою очередь, необходимость осознания ценности права, выявление обострившихся деформационных процессов правосознания и предложения путей их предупреждения и преодоления выступают одной из наиболее актуальных и вместе с тем самых сложных проблем. В силу этого назрела потребность вое-
4 полнения имеющегося пробела и проведения нового теоретико-правового исследования.
Настоящая работа представляет собой одну из попыток проведения сравнительно-правового анализа проблемы осознания ценности права российского общества как возможности выявления разнообразных форм деформации правосознания и предложения путей предупреждения и преодоления негативных правовых проявлений с целью более точного и глубокого осознания их сущности.
Кроме того, актуальность обращения к проблеме осмысления современной системы ценности права сквозь призму ее отрицания обусловлена важностью:
раскрытия исходного для исследования содержания понятия ценностей в обществе (в целом, и ценности права для общества, в частности, как неотъемлемого признака и составной части человеческой цивилизации) и анализа на этой основе современной ценностной парадигмы российского общества переходного периода;
исследования негативных общесоциальных и общеправовых явлений в виде деформации правового сознания, что требует уточнения самих понятий правосознание, деформация правосознания и ее форм, их характера и взаимосвязи, возможных путей предупреждения и преодоления;
переосмысления ряда теоретических положений об основополагающих методах правового воспитания (правового просвещения, правовой пропаганды и правового обучения) как составляющих предупредительной деятельности негативных правовых проявлений, сложившихся и привлекавших внимание ученых лишь в годы советской власти, а на сегодняшний день необоснованно забытых или переведенных на второй план.
В силу названных обстоятельств в работе значительное внимание уделяется раскрытию содержания понятия ценность права и явлений, способствовавших ее пониманию и закреплению в сознании людей, а также факторов, существенно воздействующих на представления о ценности права и их влияние на деформированное правосознание.
Тема актуальна как с позиции науки, так и с позиций правореализационной практики, а равно и нужд учебного процесса.
Интерес к заявленным проблемам обусловлен и иными причинами, но и сказанное выше позволило определить выбор темы работы: «Ценность права сквозь призму ее отрицания».
Степень научной разработанности темы не соответствует ее актуальности. Ценность права и отрицательное отношение к правовым проявлениям — одна из малоисследованных проблем теории права и государства, находящаяся на стыке теоретико-познавательной, социально-философской и философско-правовой областей науки.
Заявленная тема многоаспектна, что потребовало исследования теоретических работ по праву, философии, педагогике, психологии, социологии и т.д. К числу фундаментальных работ в области права следует назвать труды С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, А. Н. Бабенко, В. М. Баранова, Д. Н. Вороненкова, П. А. Горохова, А. И. Долговой, С. А. Комарова, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, Е. Л. Лукашевой, А. И. Новикова, В. С. Нерсесянца, Д. Э. Марченко, Н. И. Ма-тузова, В. П. Сальникова, С. А. Сирина, Л. И. Спиридонова, В. Б. Ткаченко, В. А. Туманова, К. Г. Федоренко, Б. С. Эбзеева и др.
Изучением рассматриваемых вопросов занимались и зарубежные ученые, к числу которых следует отнести М. Вебера, Г. В. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Д. Дидро, Р. Иеринга, И. Канта, С. Кьеркегора, Ш. Монтескье, Н. Неновски, Ф. Ницше, Т. Парсонса, Ж.-Ж. Руссо, Э. Танона, Л. С. Франка, М. Хайдегтера, О. Шпенглера и др.
Обобщение работ российских авторов убеждает в том, что на сегодняшний день требуется дальнейшая разработка представлений о ценностях права российского общества в контексте системы ценностей, об имеющихся предпосылках и следствиях деформации правового сознания, а также о возможных способах ее предупреждения и преодоления. При этом следует отметить, что наиболее обстоятельно, как на отраслевом, так и на общетеоретическом уровне, были рассмотрены лишь проблемы, связанные с понятием, сущностью, структурой,
формами проявления, причинами и путями преодоления правового нигилизма (но не его предупреждения). В свою очередь, проблема осознания ценности права с целью предупреждения отрицательных правовых явлений (в виде деформации правосознания) в качестве самостоятельного объекта научного анализа еще не получила обстоятельной основы на уровне общей теории права и государства.
Анализ имеющихся смежных с исследуемой темой работ убеждает, что сегодня требуется дальнейшая разработка представлений о ценности права, о правосознании, о формах его деформации, о необходимости предупреждения и преодоления отклонений правосознания от нормы (на примере правового нигилизма). В частности, требуется решение следующих проблем:
во-первых, юридическая наука уделяла незначительное внимание ценности права, закономерностям возникновения и развития деформации правового сознания населения и главное, ее предупреждению и преодолению. Между тем среди этих закономерностей значительную роль играют теоретико-правовые аспекты. Следовательно, построение научной концепции по предупреждению и преодолению правового нигилизма представляет актуальную задачу и важную проблему, решение которой поможет оптимизировать осуществляемую в России правовую реформу и заложить основу для развития демократических процессов;
во-вторых, сегодня имеется настоятельная потребность выхода общества из сложившегося и устоявшегося кризиса правового сознания, однако осуществление реформы не должно происходить без совершенствования тесно связанных с правом таких явлений, как правовая идеология и правовое воспитание. Поэтому следует проанализировать данные категории, формы их взаимодействия, особенности их совершенствования и потенциального правового обеспечения;
в-третьих, исследователи, занимавшиеся рассматриваемыми вопросами, исходили и исходят из самого разного, порой противоположного понимания ценности права, деформации правосознания и его форм, правовой идеологии, пра-
7 вового воспитания и его методов и т.д., вследствие чего данные категории наполняются разнообразным содержанием и соответственно нуждаются в терминологическом уточнении.
Объектом исследования являются природа и сущность ценности права, реальные правовые явления и процессы, в которых проявляются ценностно-мотивационные установки личности.
Предмет исследования — деформация правосознания в виде проявлений отрицательного отношения к праву и проблемы их предупреждения и преодоления, что имеет определяющее значение для осознания ценности права современного российского общества.
Цель исследования состоит в научном осмыслении и анализе взаимосвязи между ценностью права и деформацией правового сознания, которая будет способствовать осознанию важности права, а также формированию путей предупреждения и преодоления отрицательного к нему отношения.
Объект, предмет и цель исследования позволили определить его задачи, которые состоят в том, чтобы выявить и проанализировать:
особенности ценности права в контексте системы ценностей современного российского общества;
круг основных предпосылок и следствий деформации правосознания;
теоретические и практические проблемы ценностно-мотивационных установок личности как инструмента осознания ценности права и возможности предупреждения и преодоления деформации правосознания.
Поставленные в исследовании вопросы научно и практически значимы, поскольку без их должного разрешения невозможно, по мнению диссертанта, оптимизировать механизм правового регулирования, настроить правовую систему на социально плодотворную работу, что является предпосылкой выхода страны из кризиса и ее дальнейшего прогрессивного развития.
Методологической основой исследования являются разработанные в юриспруденции идеи о ценности права, о правовом сознании, о формах его деформации, о необходимости и путях предупреждения и преодоления данной
8 деформации и др. Работа опирается на общенаучные принципы познания общественных явлений, диалектический, системный, междисциплинарный подходы; на методологические положения и выводы, сформулированные в работах ученых, исходящих из признания кризиса ценности современного права и осуществляющих активный поиск путей выхода из него.
Для осуществления цели исследования и решения поставленных задач диссертант обращается к использованию общетеоретических методов научного познания (историческому; структурно-функциональному анализу объекта и предмета исследования; синтезу; аналогии); а также специальных методов (сравнительно-правовому; теоретическому анализу юридической литературы по изучаемой проблеме; правовому моделированию; изучению и обобщению практики и педагогически ценного опыта правового воспитания населения; наблюдению).
Теоретическую базу диссертации составляет специальная юридическая литература, нормативные и прикладные источники, взятые в своей совокупности, что способствует достижению объективной обоснованности и достоверности сформулированных выводов и предложений диссертации.
Научная новизна исследования проявляется в комплексном, всестороннем, общетеоретическом исследовании проблемы осознания ценности права и предупреждения и преодоления причин ее отрицания. Прежде всего следует отметить, что относительно новой является сама тема как фундаментальное общетеоретическое направление. Анализ имеющихся научных разработок, обзор юридической литературы свидетельствуют о том, что на сегодняшний день сформулированная тема никем из ученых не рассматривалась в качестве самостоятельного объекта диссертационного исследования.
Реальное осознание ценности современного права - это первостепенная задача, решение которой должно происходить в рамках единой правовой политики российского государства. Однако очевидно, что недостаточно одной констатации проблемы. Требуется глубокая научная основа всего комплекса причин и факторов, способствующих ее генерированию, а также разработка и реализация
9 такой стратегии, которая позволила минимизировать любые формы проявления негативного отношения к правовым явлениям (по понятным причинам, исключить их из общественно-правовой действительности в невозможно, но минимизировать — первостепенная задача проводимой в России правовой реформы).
Современная юридическая наука нуждается в углубленном изучении ценности права и отрицательного к нему отношения, объясняется это тем, что в рамках общей теории права и государства может быть создана его целостная общетеоретическая идея о важности и своевременности формирования и законодательного закрепления на государственном уровне сбалансированной, системной, стратегически выверенной Концепции по предупреждению и преодолению правового нигилизма в Российской Федерации. В работе обосновывается необходимость данного документа и предлагаются некоторые пути по оптимизации усилий в исследуемой области как со стороны государства, так и граждан с целью создания последовательного юридического «алгоритма» решения накопившихся в стране проблем. Всесторонний анализ и осмысление этой Концепции в современных условиях будет способствовать повышению эффективности взаимодействия юридической науки и практики.
В диссертацию внесены предложения по предупреждению и преодолению деформации правового сознания, основными составляющими которой можно назвать усвоение гражданами ценности права через процесс формирования новой государственной официальной идеологической концепции и через применение актуальных на сегодняшний день методов правового воспитания (правовую пропаганду, правовое просвещение, правовое обучение).
Кроме этого, новизна заключается и в комплексном подходе рассмотрения ценности права через его отрицание, в предложении путей по предупреждению и преодолению деформации правового сознания и, соответственно, повышению ценности права. В работе проанализированы и критически оценены современные методы правового воспитания, представлена собственная трактовка имеющихся в данном направлении проблем и мероприятий по их решению.
10 Результатом научного исследования являются следующие выводы и положения, выносимые на защиту:
Право является средством выражения основополагающих интересов общества в целом и каждой конкретной личности, ее ценностной системы. Понятие ценность права призвано раскрыть его положительную роль, как для общества, так и для его граждан. Отсюда, ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения объективно обоснованных, прогрессивных потребностей и интересов граждан, социальных групп и всего общества. Ценность права — основа, определяющая отношение человека к праву, осознание которой может способствовать формированию правомерного варианта поведения личности, предупреждению и преодолению деформации правосознания.
Для российского государства принципиальной, ключевой проблемой является процесс оптимизации усилий как со стороны государства, так и со стороны граждан по предупреждению и преодолению отрицательного отношения к праву. Главное в данном направлении — способность осознания социальной ценности права, его целей и соответствия этих целей собственным основополагающим, истинным интересам каждого индивида.
Основой современной правовой идеологии России должно стать соответствие ценностей и интересов, выраженных в праве, и истинных ценностей и интересов каждого члена общества. Такой тезис является базой для формирования эффективного механизма предупреждения и преодоления отрицательного отношения к праву.
Сегодня имеется настоятельная необходимость в разработке и законодательном закреплении на государственном уровне стратегической Концепции по предупреждению и преодолению правового нигилизма в Российской Федерации. Данная Концепция послужит фундаментом для наиболее адекватного, эффективного и полного изложения целей, задач и принципов современного правового регулирования, что имеет первостепенное значение для осознания и формирования ценности права.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что работа посвящена одной из актуальных проблем теории права и государства, имеющей в первую очередь приюіадное значение — проблеме осознания ценности права и отрицательного к нему отношения. Ее анализ позволит найти наиболее эффективные способы осознания ценности права российского общества через предупреждение и преодоление отрицательного отношения к праву (с помощью правовой идеологии и разнообразных методов правового воспитания, в частности, правового просвещения, правовой пропаганды и правового обучения). Такой подход предполагает возможность переосмысления ценности права для личности, общества и государства и позволит достигнуть максимального эффекта в предупреждении и преодолении отрицательного отношения к праву.
Помимо этого, теоретическое значение исследования определяется тем, что:
автором предложено собственное понимание таких категорий как ценности; ценность права; деформация правосознания; правозначимые ценностно-мотивационные установки; правовая идеология; правовое воспитание; правовая пропаганда; правовая агитация; правовое просвещение и ряд других;
произведен анализ возможностей механизма предупредительной деятельности негативных общеправовых и общесоциальных проявлений деформации правового сознания (на примере правового нигилизма) и т.д.
Основные результаты проведенного исследования могут быть внедрены при анализе обозначенных в диссертации и смежных проблем теории права и государства, в процессе преподавания общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин (и уже применяются в работе Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института в г. Мурманске)
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические обобщения могут использоваться для развития российской правовой доктрины. Выдвигаемые предложения и рекомендации могут найти свое практическое применение в правотворческой деятельности государственных органов, а также при преподавании курсов «Теории государства и права»,
12 «Проблемы теории государства и права», «Философия права», «Социология права», «Юридическая психология», «Правоведение» и т.д., при организации научно-исследовательской работы студентов вузов и т.д.
Практическое применение результатов, полученных в ходе исследования, позволяет разработать программу по формированию новой государственной правовой идеологии, активному применению достаточно актуальных на сегодняшний день методов правового воспитания - правового просвещения, правовой пропаганды и правового обучения, выделить основные направления совершенствования действующего и планирования будущего законодательства, что значительно ускорит ход проводимой в России правовой реформы и существенно повысит ее качественные показатели.
Апробация результатов исследования проведена (и проводится) в учебном процессе Северо-Западного филиала Московского гуманитарно - экономического института (г. Мурманск) в организации всех видов учебных занятий по курсу «Теория государства и права», «Социологии права», «Правоведение» и т.д. Основные теоретические положения и выводы диссертации докладывались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института (г. Мурманск), в Московском гуманитарно-экономическом институте (г. Москва), а также на научно-практических и научно-технических конференциях преподавателей вузов, аспирантов и молодых ученых (г. Москва, г. Мурманск). Они получили одобрение и рекомендованы к защите на заседании кафедры теории и истории государства и права в Московском гуманитарно-экономическом институте.
Структура диссертационного исследования представляет собой введение, три главы, шесть параграфов, заключение, библиографический список.
«Существуют знания, необходимые для каждого гражданина; таково знание принципов нравственности и законов своего государства»
К. А. Гельвеций
Проблемы ценности права в юридической науке
Достаточно сложно сегодня представить эффективно действующую социальную систему без наличия норм, правил и требований, которые обеспечивают функционирование и организацию общества. Система таких правил поведения во многом обусловлена естественными потребностями общественного воспроизводства, которое требует объективного упорядочения взаимоотношений в обществе. Важнейшим элементом действующей в обществе иерархии социальных норм, выступающих в качестве регулятора общественных отношений и поведения людей, является право - одно из древнейших и до сих пор до конца непознанных таинств отношений, возникающих между людьми.
Наше общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими и иным отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей, оно не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения, является право.
Изменение системы социальных ориентиров и потребностей обусловило соответствующие преобразования во всех областях общественной жизни. Изменяется и право, роль которого в жизни общества все более возрастает. Отражая назревшие социальные потребности, право, с одной стороны, вынуждено «подстраиваться» под происходящие изменения, а с другой - само выступает инструментом, посредством которого можно наиболее быстро и качество осуществить необходимые преобразования.
В качестве главной методологической предпосылки изучения ценности права требуется четкая формулировка соответствующего понятия, выражающая сущность исследуемого явления. Правильная дефиниция позволяет выявить сущность определяемого явления, указать те его основные признаки, без которых оно не способно существовать и от которых в значительной мере зависят все его иные признаки.
Каждой науке, любой отрасли знаний присуща собственная терминология, отражающая характерные особенности и свойства предмета познания и регулирования. Общественный и научный интерес ко многим из них бывает недолгим, однако существует терминология, которая, несмотря на свою специфику, востребована повсеместно и повседневно. В частности, они может являться составной частью юридического мира, выработавшего собственный юридический язык и систему понятий.
Правовая наука базируется на категориальном фундаменте, апробированном временем и юридическими традициями. Однако данная основа не остается раз и навсегда в неизменном виде. Право, как и его терминология, не стоит на месте, отвечая общественным потребностям, в нем появляются новые понятия, возрождаются несправедливо и давно забытые определения.
В связи с развитием направления философской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать место и роль права в жизни общества более четко и основательно. В теории и методологии аксиологию права рассматривают в качестве «обоснования собственной ценности права как духовного феномена и в качестве характеристики прикладного, утилитарного значения права» . Значение проблемы ценностей вытекает из специфического, практически преобразовательного характера отношения человека к миру.
Развитие аксиологии (учения о ценностях), позволило охарактеризовать место и роль права в жизни общества более четко и основательно. Право в обществе в условиях цивилизации, с аксиологической точки зрения, - это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо. Исходным для понимания права в этом качестве, отмечает С. С. Алексеев, являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом высокозначимых свойств — общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и другими, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии Для лучшего понимания событий реальной действительности, и предсказания того, как происходящие в обществе процессы, могут развиваться в дальнейшем, целесообразно иметь теоретическую модель социального взаимодействия общественных процессов. Одним из подходов, позволяющих выявить в обществе определенную структуру, является аксиологический подход.
Аксиология - раздел философии, изучающий ценности и то, как они функционируют в обществе (от греч. axia - ценность, logos — учение, знание, учение, то есть наука о ценностях). Прежде чем сложиться в ее современном виде, это учение прошло исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и сформировалась.
Ценности имеют не только мировоззренческое значение, они напрямую связаны с правом, поскольку, как замечено профессором О. В. Мартышиным, без них не обойтись в случаях пробелов или коллизий правовых норм 2. К словам ученого можно добавить и то, что ценности права позволяют создать идеальную модель права, когда личность, осваивая правовые ценности, делает их мотивами своего правового поведения, воплощая их в реальную правовую действительность. Как отмечает А. Н. Бабенко, правовые ценности личности являют- ся своего рода мостиком от права должного к праву сущему, от права идеального к праву реальному; они объединяют человеческое сообщество, дают людям возможность сосуществовать К
Перед тем как давать характеристику юридической аксиологии (или ценности права), полагаем целесообразным обратиться к дефиниции «ценности» и смежным с ней категориям (благо, смысл, норма, цель и задачи права, интерес и др.). Однако следует заметить, что анализ ценностей относится к наиболее отвлеченному, пограничному с философскими и социологическими науками разделу теории, который нередко называют философией права.
Как показывает анализ работ отечественных и зарубежных авторов, ученые не сформировали на сегодняшний день однозначной трактовки понятия «ценность». Этимологический смысл термина «ценность» достаточно прост и соответствует самому термину - то, что ценят люди, то, что важно и значимо. Это могут быть и предметы, и вещи, и явления природы, а также общества, и человеческие поступки, и проявления культуры .
По вопросу о ценности имеются самые разнообразные точки зрения. Д. Пан-тич заметил, что в научной литературе зарегистрировано свыше четырехсот определений понятия ценности, варьирующихся в зависимости от научной отрасли, от предпочтения тем или иным автором теории и акцента в операционали-зации и измерении (когда речь идет об эмпирических исследованиях 3. По утверждению А. А. Ручки, в отечественной литературе в настоящее время существует более ста определений этого понятия .
Ценности являются фундаментом культуры общества и социальной жизни \ По мнению Т. Парсонса, ценности составляют также фундамент общества, и последнее сохраняет стабильность, несмотря на присущие ему конфликты, если имеет ценностное согласие, некий набор ценностей, разделяемый всеми 2.
Я. Щепаньский включает в понятие ценности те предметы (материальные или идеальные), идею или институт, предметы действительности или воображаемые, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, предписывают им значительную роль в своей жизни и стремление к ним ощущают как необходимость. Ценностями являются те предметы, которые обеспечивают человеку внутреннее равновесие и стремление к которым дает ощущение хорошо исполненной обязанности, либо те, которые нужны группе для поддержания внутренней сплоченности, спаянности. Ценности - регуляторы человеческих стремлений и поступков, они позволяют оценивать поступки других, служат основой оценки социальной пригодности членов групп и поэтому определяют принципы социальной иерархии и очерчивают основы совместного общежития3.
Формирование ценности права в условиях демократизации российского государства
Изучение истории человечества убеждает, что среди людей должен поддерживаться определенный социальный порядок, базирующийся на сложившихся либо специально устанавливаемых образцах того, как люди должны вести себя в обществе себе подобных. Мировая цивилизация выработала эти эталоны (стандарты) в виде норм (от лат. noma - руководящее начало, образец, правило) как общих правил поведения, действующих непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.
В обществе наряду с правом действуют и другие виды социальных норм -моральные, нравственные, корпоративные, эстетические, религиозные и т. д. Социальные нормы - это те основополагающие формы и средства, посредством которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам.
Историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались существенными изменениями также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических, эстетических и т, д.), их реальное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средства их защиты и т. д.
Значительную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. Различия в представлениях о праве существуют и вызываются его плюралистическими проявлениями в жизни, что, соответственно, отражается в самих понятиях права. Их многообразие позволяет судить об этом целостном и однородном, но в то же время и сложном явлении с различных то- сов и, следовательно, оно представляет собой унифицированность целей и ценности права. Оно относится к числу фундаментальных ценностей, выработанных человеческом в ходе его развития и обусловленных его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества.
Потребность в правовом регулировании присутствует всегда, но особо она ощущается в условиях, когда происходит смена реалий жизни, появляются новые области отношений, нуждающихся в упорядочении, либо когда ускоряется динамика общественных процессов. Сегодня есть все основания говорить о глубинной проблеме системы ценностей российского общества - падению престижа права, в результате чего оно постепенно утрачивает контролирующую функцию , что является следствием правового нигилизма.
Нигилистическое отношение к праву является основной особенностью российской правовой системы, которая в большей степени имеет консервативное, тормозящее значение. Еще А. И. Герцен отмечал, что «русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, совершенно также поступает и правительство» 2. Оно становится сегодня наиболее яркой и неотъемлемой чертой сложившейся в России правовой системы в целом и ценностно-мотивационной системы личности в частности.
Однако нигилизм, и правовой нигилизм в том числе, доставшийся нам в наследство от тоталитарного общества - достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития цивилизации. Наглядный пример СССР в 50-70-ые годы, когда господствовало понимание законности как неуклонного исполнения правовых предписаний, научное и общественное наблюдение за эффективностью права оказалось свернутым. Между тем позитивный потенциал лншйгО .ійкОнн С чеченцем нпёмени СнижаеіСя. и положи тельный закон чнСго превращается в свою противоположность, если в него не вносить вовремя поправки.
Для обоснования их нужно непрерывное наблюдение за результативностью применения закона. Однако с возникновением новых форм собственности и развитием новых экономических отношений повышается ценность права как регулятора наиболее ценных общественных отношений. С формированием и развитием правосознания и правовой культуры в российском обществе того периода в большей степени проявляются негативное отношение к праву и как крайность - его отрицание. Поэтому следует признать, что сложившийся исторически правовой нигилизм уже очень глубоко укоренился в правосознании русского народа - десятилетия правового отчуждения, отторжения права сделали свое дело - сегодня мы пожинаем плоды этого порока, не искореняя, а порой даже обогащая его новым содержанием.
Сложившееся и укоренившееся нигилистическое сознание - объективное явление, свойственное переходному периоду, сопровождающемуся коренной ломкой общественных устоев. В большинстве случаев население без особого желания воспринимают масштабные перемены и потрясения, особенно если они сопровождаются значительным снижением уровня жизни. В свете сказанного повышается роль и значение права, потребность в формировании ценност-но-мотивационных установок личности.
Сегодня важно, чтобы философское осмысление права было полностью ориентировано на человека. В новом правопонимании должен быть выражен исконный смысл права, в его историческом развитии, - обеспечение и защита человеческой свободы (или, наоборот, ограничение несвободы), определение ее возможностей, границ и гарантий вопреки препятствиям и произволу. Поэтому можно сделать вывод, что правовые ценности возникают как результат деятельности личности. Каждая личность в отдельности преследует свои собственные интересы, а в процессе своей жизнедеятельности обнаруживается определенный минимум общих ишерееон, ценностей, коллективных целей.
Изучение той или иной социальной системы с точки зрения действующих в ней норм, правил поведения, требований, идеалов дает возможность определить сущность этих нормативных предписаний и, соответственно, показать их единство или противоречивость в зависимости от характеристики системы, ее целенаправленности в соответствии с потребностями и интересами общества.
Одним из неотъемлемых элементов действующей в обществе системы социальных норм как регулятора общественных отношений и поведения людей является право. Система регулирования поведения людей включает общественное сознание во всех его формах (правовое, политическое, научное, религиозное, этическое, эстетическое, философское и др.), соответствующие им нормы и определенные способы их реализации. Все эти элементы системы социального регулирования тесно взаимодействуют, направляя деятельность людей в соответствии с интересами общества.
В свою очередь, в системе социального регулирования особое место занимает правовое регулирование. Являясь одной из форм социального регулирования, оно играет особую роль в упорядочении, организации поведения людей. По мнению ряда ученых-юристов, правовое регулирование включает в себя все виды воздействия правовых норм на сознание и поведение людей, призванного обеспечить достижение интересов общества в целом \ Правовое регулирование неразрывно связано с другими формами регулирования общественных отношений - политикой, моралью, эстетикой и т.д. Данная связь выступает в виде органического единства правовых норм и ценностей с другими социальными регуляторами общественных отношений, и в практической жизни невозможно изолировать одну форму регулирования от другой, а тем более - противопоставлять одну другой. Она основана на связи целей и ценностей и выступает как основа правового регулирования.
Понятие и основные формы деформации правового сознания
При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей в России в конце Х1Х-начале XX веков происходило последовательное формирование права и правосознания. Однако процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 году, когда отношение к праву стало определяться политическими взглядами. Существенный урон зарождавшемуся российскому правовому сознанию нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании права, не способствовала его развитию и правовая жизнь советского общества.
И, хотя с развалом тоталитарной системы отношение к правовым институтам в России изменилось в лучшую сторону, праву пока не удалось занять подобающее место в жизни общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии начинает XXI век в условиях глубокого дефицита правосознания, правопонимания и правовой культуры.
При исследовании общих закономерностей правовых явлений следует установить прежде всего то, что становится непосредственным объектом изучения. Поэтому прежде чем приступать к изучению проблемы разнообразия форм деформации правосознания, следует понять его сущность, природу, то есть нам следует уяснить, выражением и формой чего выступает данное негативное общесоциальное и общеправовое явление. К числу таких категорий в рамках проводимого исследования следует отнести правосознание, деформация правосознания, правовой нигилизм и ряд других.
Сегодня типичным результатом деформации правовых, экономических и нравственных отношений, в процессе которых подвергаются сомнениям «вечные» истины и устоявшиеся ценности, является деформация ценностной системы человека, ее десоциализация.
Природа правового сознания выступала предметом исследования нескольких поколений отечественных ученых, и следует заметить, что изучена она достаточно неплохо. В научных кругах уже неоднократно отмечалось, что правовое сознание - это сложное и многоплановое социальное явление, подлежащее рассмотрению многими науками. На важность изучения правового сознания как комплексного явления неоднократно указывали в своих работах такие ученые, как Е. А. Белкованов, А. М. Евстратов, Г. Р. Ишкильдина, 3. X. Кочесоков, В. П. Малахов, Е. А. Певцова, Р. Р. Сеченова, Н. М. Тапчанян, Я. В. Турбова и другие ученые \
Абсолютное большинство возникших в России проблем порождено, с одной стороны, пренебрежительным отношением к правовым нормам, а с другой - неумелыми действиями власти или ее пассивностью. Правосознание занимает самостоятельное место в механизме правового воздействия. Без него невозможна правотворческая деятельность и правовое регулирование. При этом ему принадлежит первостепенное место в механизме правового воздействия. Такое положение обусловлено тем, что требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических норм до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей, осуществляющих правотворческую деятельность.
Правосознание представлено совокупностью мысленных и чувственных оценок правовых явлений, правовых отношений. В научной литературе правосознание определяется как осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву \ По сути, это представления о законодательстве, правосудии, правомерном и противоправном поведении, то есть осознание права.
Имеется и более развернутое определение правового сознания - как явления идеального, непосредственно ненаблюдаемого, представляющего собой сферу и область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность людей) в юридически значимых ситуациях 2.
Правосознание есть целостное единство правовых и поведенческих установок 3. Правосознание - это совокупность юридических знаний и объективированных оценок действующего права, социально-правовых установок и ценностных ориентации4, оно включает в себя совокупность всех ценностей и в первую очередь правовых, тех, которые человек усвоил в течение своей жизни.
Право оказывает влияние на правосознание и формирование представлений членов общества по поводу этого права, по поводу их собственных прав и обязанностей. И наоборот, правосознание влияет на действующее право, определяет практику правоприменения в интересах определенной прослойки общества, имеющей возможность воздействовать на политический процесс в государстве, а также обусловливает нормотворческую деятельность в государстве.
Правосознание формируют: во-первых, юридические знания человека; во-вторых, оценочные отношения к праву как целостному явлению, к правореали-зации, законодательству, правовым гарантиям и т.п.; в-третьих, правовые установки и ценностные ориентации людей, регулирующие их поведение в юридически значимых ситуациях.
Говоря о роли правосознания в российском обществе следует отметить, что оно является одной из составляющих в формировании ценностной ориентации личности. От уровня правового сознания населения, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод и умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом зависит дальнейшее упрочнение правовой основы государственной и общественной жизни.
Специфика правового сознания состоит в том, что оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правовое сознание определяет границы правового и неправового, правомерного и противоправного, ценного и не ценного. С его помощью происходит отражение правовой действительности, которое предполагает: осмысление и ощущение ценности права; оценку права; осознание необходимости создания развитой системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении действующего законодательства; восприятие процесса и результатов реализации права; соотношение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и др.).
Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей, содержится в общественном мнении и влияет на общественные отношения. Правосознание включает в себя по крайней мере три составные части, которые играют значительную роль в формировании ценностных установок личности: знание права, отношение к праву и исполнение его предписаний (все это уже было предметом пристального рассмотрения в первой главе диссертационного исследования).
Понимание правосознания как внутреннего компонента изменяющейся правовой системы позволяет теоретически проанализировать детерминационные связи между целями и результатами правового развития. В правосознании переходного периода общественного развития отражается общий духовный климат правовой системы. Поэтому трансформации, присущие такому правосознанию, заслуживают особого научного внимания \ Признаки переходности наблюдаются во всех компонентах правовой системы современной России. Правосознание в этот период можно характеризовать как недостаточно развитое, не полностью сформировавшееся или «незрелое». Оно отличается фрагментарностью, противоречивостью и радикальностью.
Формирование правовой идеологии как основы предупреждения и преодоления деформации правового сознания
Структурная характеристика правосознания представляется двумя элементами: правовой психологией и правовой идеологией. Правовая идеология представлена системой взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Под правовой психологией понимается совокупность чувств, привычек, настроений и традиций, в которых выражается отношение субъектов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе и т.д.
Правовая психология в отличие от правовой идеологии имеет ярко выраженную прогматическую направленность, является побудительной силой к деятельности и представляет собой эмоционально волевое отношение, которое проявляется в правовых чувствах, общественных правонастроениях, мнениях, установках.
Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, содержит концепции и оценку перспектив развития права, цели и задачи такого развития, а также содержание правового регулирования. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности. Данный уровень правосознания отличается осознанностью, практической осмысленностью, основан не на чувственном восприятии событий, а на научном познании права, форм его проявления. Он играет решающую роль в мотивации поступков человека, поэтому представляет наибольший интерес для проводимого диссертационного исследования по сравнению с правовой психологией, хотя не стоит умалять значения правовой психологии.
Для начала определимся с базовыми понятиями, которые будут нами использоваться на данном отрезке работы, - правовая идеология, правовые знания и юридическое мировоззрение.
По мнению большинства ученых, правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения \ Стоит согласиться с мнением доктора юридических наук, профессором Н. Л. Гранат, в том, что она должна формироваться как процесс выявления, теоретического осознания, координации и согласования разных общественных интересов путем достижения социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода бюрократического управления, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой \
Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие и возникающие правоотношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты и т.д., учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, волю и интересы как большинства, так и меньшинства и другие факторы.
На любом этапе развития общества существует определенный набор конкурирующих идеологий, в рамках которых выстраивается типичная для них иерархия социальных ценностей. Данная система ценностей воздействует на право (выступает его объективным выражением).
Понятие «государственная идеология» в буквальном смысле объясняет само себя: то, что является внутренним устройством государства, напрямую конституирует и задает содержание государственной идеологии. Если изменяется политико-правовая система государства, значит, адекватно этому изменяется и содержание государственной идеологии. Главная цель любой идеологии, в том числе и правовой, - овладеть вниманием большого количества людей. Генеральная задача и цель любой идеологии - превратить содержание идеи в устойчивое внутреннее убеждение человека. Убеждение - это субъективная истина, которая всегда игнорирует объективную истину и управляет поступками человека. Отсюда следует, что целью государственной идеологии является стремление превратить объективные общественные и моральные ценности в субъективные убеждения человека, которые будут направлять его поведение.
-Таким образом, под правовой идеологией (в контексте проводимого исследования) следует понимать признанную как государством, так и отдельно взятым ее членом систему мировоззренческих взглядов, правовых ценностно-мотивационных установок в соответствии с которыми проводится государственная политика в правовом регулировании общественных отношений. Причем воплотить идею в жизнь - означает утвердить ее в мышлении человека, а не отразить ее на бумажном носителе (например, в каком-либо документе). Именно поэтому в государстве масса законов существует только в рамках этих законов, а фактическое правосознание общества находится на нулевой отметке.
Важен и тот факт, что правовая идеология концентрированно отражает основные достижения в области права и фиксированные формы желаемого правового будущего. Как отмечает профессор О. Ю. Рыбаков, «она выступает как ценностно фиксированная модель правовой жизни и основных тенденций ее развития. Правовая идеология, концентрирующая юридические ценности, служит в конечном итоге развитию институтов цивилизованной демократии» 1.
Сегодня прослеживается явная нехватка целостно выраженной общенациональной правовой идеологии, что болезненно ощущается на всем правовом пространстве России. Поэтому некоторые ученые приходят к выводу о том, что формирование общероссийской правовой идеологии давно уже стало актуальным вопросом российской правовой жизни, поскольку здесь заложены как идейные противовесы, ограничения, запреты в отношении неправомерных явлений и поступков, так и идейные стимулы, мотивы, способствующие проявле-нию и укреплению правомерных начал в обществе .
По мнению Н. Л. Гранат, по мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание ... Меняются содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильности прежде всего в развитых государствах остается его сущность в виде представлений о праве и правосознании, правовой культуре, их сущности, ценностях и функциях.
В переходный период возникает несоответствие правовой идеологии и правовой психологии (как структурных компонентов правосознания) подавляющего большинства людей изменившейся реальности. При этом, как справедливо замечено В. В. Сорокиным, правовая идеология может «забежать» далеко вперед в сравнении с развитием социально-экономической ситуации, а правовая психология - заметно отстать от них. Все это приводит к неадекватному поведению субъектов права, усугубляющему социально-психологическую дезадаптацию общества в переходный период .
Современное правовое развитие российского общества и государственности не отличается идейной наполненностью, стратегической выверенностью, мировоззренческой четкостью, не всегда в ментально-культурологическом смысле идентично отечественному социуму. Это неизбежно и достаточно сильно накладывает негативный «отпечаток» на российское право, его смысловое, док-тринальное, аксиологическое, нормативное содержание, на практику его реализации. Такое положение вещей лишь ослабляет и без того малоустойчивую, зачастую подверженную отрицательным воздействиям российскую правовую культуру .
Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права 3, которые по своей сути обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают на него обязанности. Фактически правовые знания приобретаются во-первых, профессиональным способом через подготовку юристов в учебных заведениях, во-вторых, через самостоятельное освоение соответствующей литературы, иных информационных источников, в-третьих, на платной основе путем общения с адвокатами и т.д.