Введение к работе
Актуальность темы исследования
Политические события переходных периодов в истории любого общества и мира в целом ставят перед политико-философской мыслью задачу выработки принципиальных стратегий развития, которые учитывали бы как национальные особенности, так и общемировые тенденции общественной трансформации, а также позволили бы полнее разобраться в глубинных причинах тех или иных политических явлений и учесть ошибки прошлого. Поэтому на переломных этапах развития всегда актуализируется научный анализ политико-философских концепций, разработанных ранее в периоды политической трансформации общества.
В связи с этим вполне закономерен резко возросший в последние годы интерес к отечественной политической мысли вообще и, в частности, к творчеству одного из виднейших мыслителей русской послеоктябрьской эмиграции Георгия Петровича Федотова (1886-1951). В противовес столь распространенным в его время радикальным доктринам он разрабатывал свою политико-философскую концепцию на основе детального изучения многовековой традиции русского государственного строительства и религиозно-культурных особенностей народа. При этом он не только глубоко понимал базовые культурно-исторические особенности России, но и в полной мере сознавал значимость таких актуальных для современности ценностей, как демократия, права человека и общественная солидарность. Поэтому многие из главных проблем, рассматриваемых Федотовым, находятся в центре политической дискуссии и сегодня.
Одним из наиболее значительных результатов его исканий стала концепция «христианской демократии», основанная как на глубоком знании отечественной политической традиции, так и на учете настоятельных требований политической жизни в условиях современности. Эта концепция представляет собой, кроме того, пример редкой в идейно-политических дискуссиях интеллектуальной аргументации, которая способна обогатить как политологический дискурс, так и сферу публично-правового согласования интересов.
Под «христианской демократией» в данном случае подразумевается не конкретная политическая партия или детально разработанный проект общественно-политического устройства, но определенная совокупность ориентиров и идей, на которых, по мысли Федотова, может основываться адекватная важнейшим особенностям России и задачам времени политика. Эти теоретические конструкции могут, как представляется, быть объектом политико-философского анализа.
Степень научной разработанности проблемы
Посмертное «возвращение» Г.П. Федотова на родину состоялось относительно недавно. За рубежом в отдельных очерках, рецензиях и воспоминаниях дать оценку его творчеству стремились современники, друзья и единомышленники - Н.А. Бердяев, П.М. Бицилли, Ф.А. Степун, В.Н. Ильин, Ю.П. Иваск и др. Хотя эти работы интересны сами по себе, их вряд ли можно считать всесторонним научным исследованием творчества мыслителя.
В советский период идейное наследие Г.П. Федотова по понятным причинам не было объектом детальных исследований. Его имя, как правило, замалчивалось, а если упоминалось, то главным образом в качестве одного из
«реакционных» идеологов «агонизирующей» белой эмиграции . В 1970 г. в «Философской энциклопедии» появилась свободная от идеологической предвзятости статья о Федотове, носившая скорее справочный характер . Подробности биографии философа сохранились во многом благодаря его супруге Е.Н. Федотовой, составившей также библиографию его трудов. В дальнейшем информацию о различных периодах его жизни в своих работах уточняли З.Е. Гусакова, Г.В. Михеева и французский ученый Д. Бон.
В перестроечный и постперестроечный периоды были опубликованы исследования, посвященные историософии и философии культуры Федотова. Среди этих исследований определенно сохраняют ценность работы С.Г. Бочарова, Ф.И. Гиренка, К.Г. Исупова, В. Борисова, Г.С. Померанца, В.В. Сербиненко, В.Н. Топорова, Л.М. Смирнова, В.Б. Рыбачука и др.
Издание трудов Федотова сопровождалось вступительными статьями, дающими представление о жизненном пути мыслителя и предлагающими обзорную характеристику его творчества - здесь стоит отметить статьи
В.Ф. Бойкова, С.С. Бычкова, Д.С. Лихачева, А.В. Меня , в которых, на наш взгляд, адекватно изложены основные этапы жизненного и творческого пути Г.П. Федотова, а также суть его исторических и философских воззрений.
С 1990-х годов начинают появляться диссертационные исследования творческого наследия Г.П. Федотова. Культурно-философским аспектам его концепции посвящены работы В.Б. Рыбачука, Э.А. Шаряповой, А.В. Елькина, Т.В. Ивановой, И.В. Гребешева, М.Г. Галахтина и Д.В. Зузлова. С точки зрения историографии жизненный и творческий путь философа рассматривают А.А. Галямичева, О.Г. Юмашева, Е.А. Волкова и Ж.А. Гумерова.
В работах данных авторов политические взгляды Г.П. Федотова затрагиваются лишь как часть его учения, и по сравнению с культурно- историческими аспектами его концепции и особенностями творческого пути им уделяется значительно меньшее внимание.
Осмысление Федотовым социально-классовой структуры современного ему общества привлекло внимание и социологов. Здесь, прежде всего, необходимо упомянуть докторскую диссертацию Ю.В. Селивановой, в которой предпринята попытка анализа социально-политических взглядов Федотова с позиций социологии.
В 1995 году вышло издание Российского института культурологии и центра по изучению отечественной культуры Института российской истории
РАН - сборник статей «Культура русского зарубежья» . В этом сборнике немало статей, посвященных идеям пореволюционных политических течений, рассматриваются и идеи авторов «Нового Града».
В 1997 году появилась «Литературная энциклопедия Русского зарубежья (1918-1940)», в которой содержится объемная информация о биографии и основных публикациях Г. Федотова.
В издание «Общественная мысль русского зарубежья: Энциклопедия» под редакцией В.В. Журавлева вошла достаточно основательная статья о
Г.П. Федотове как мыслителе, написанная К.А. Соловьевым .
В 2004 году вышла в свет книга А.Ф. Киселева «Страна грез Георгия Федотова (размышления о России и революции)», в которой были представлены биография и эволюция мировоззрения философа, раскрыты его идейные искания, связанные с осмыслением судеб России, природы и последствий революционных потрясений в стране в ХХ веке.
В 2006 году вышел сборник «Российский либерализм: идеи и люди», в 2007 году появилось его второе издание. В книге есть статья А.А. Кара- Мурзы о Г.П. Федотове, в которой подробно рассматриваются проблема свободы в его творчестве. Либеральные идеи Г.П. Федотова также обсуждались в ходе круглого стола, организованного в 2011 году фондами «Либеральная миссия» и «Русское либеральное наследие» и приуроченного к 125-летию со дня рождения мыслителя.
В целом Г.П. Федотову в России и за рубежом посвящено несравнимо меньше работ, чем Н.А. Бердяеву, С.Л. Франку, П.Б. Струве, И.А. Ильину, С.Н. Булгакову или Б.П. Вышеславцеву. При этом, если историософские и религиозно-философские аспекты его творчества исследованы достаточно основательно, то его политические идеи удостоивались лишь отдельных статей или упоминаний, хотя они представляют, на взгляд автора, значительный интерес.
Цель и задачи исследования
Цель исследования - на основе изучения корпуса текстов Г.П. Федотова реконструировать и критически проанализировать его политико-философскую концепцию христианской демократии, а также определить ее место в отечественной политико-философской мысли. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: - реконструировать систему политико-философских взглядов Г.П. Федотова, нашедших выражение в его концепции «христианской демократии»;
определить идейные предпосылки политико-философской концепции Г.П. Федотова и рассмотреть основные этапы его творческого пути с точки зрения формирования ключевых идей его концепции;
вписать концепцию «христианской демократии» Г.П. Федотова в контекст идейного поиска направлений общественной мысли Русского Зарубежья и критически проанализировать ее основные идеи;
определить характер политических идей Г.П. Федотова с точки зрения их соотнесенности с основными идеологиями и идейно-политическими течениями на основе критериев, принятых в политической науке.
проследить судьбу основных политических идей Г.П. Федотова в современных российских христианско-демократических движениях и проектах.
Теоретические и методологические основы исследования
В основе данного исследования - традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, элементы критического подхода, методы реконструкции историко-политологического и историко- философского контекстов, конкретно-исторического анализа. Для решения поставленных в работе задач использовались также аксиологический, сравнительный и герменевтический методы, социокультурный подход.
В связи с противоречивостью общественно-политических явлений, описываемых Г. Федотовым, особое значение приобретает диалектический метод.
Научная новизна исследования:
политическое учение Г.П. Федотова впервые комплексным образом исследовано под углом зрения политико-философского анализа;
выявлены идейные предпосылки формирования политико- философской концепции Г.П. Федотова и повлиявшие на ее формирование особенности жизненного и творческого пути мыслителя;
проведено компаративное исследование комплекса идей «Нового Града» и политических проектов других пореволюционных идейных течений Русского Зарубежья;
специально исследована и критически проанализирована с позиций политико-философского знания концепция «христианской демократии» Г.П. Федотова;
на основе критериев, выработанных политической наукой, определено место концепции Г.П. Федотова в идейном спектре политических учений;
проанализированы современные интерпретации основных идей политической концепции Г.П. Федотова.
Положения, выносимые на защиту:
-
-
Концепция Г.П. Федотова сформировалась в русле русской политической философии. Влияние на нее оказали русские революционные демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Добролюбов и др.), ранние славянофилы (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков), русские религиозные философы (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, А.А. Мейер и др.), а также гегельянство, марксизм и изучение Г.П. Федотовым медиевистики. Политико-философский проект «христианской демократии» Г.П. Федотова можно рассматривать как закономерный результат его идейных исканий, которому предшествовала эволюция его историософских и культурологических воззрений.
-
Журнал «Новый Град» (1931-1939), основанный Г.П. Федотовым и группой его единомышленников, занимал независимую позицию, равноудаленную от крайних проявлений как традиционных, так и пореволюционных идейно-политических течений. Новоградцы стремились к созданию жизнеспособного идейного синтеза, основанного на христианских духовных ценностях, который мог бы, согласно их замыслу, снять традиционные противоречия между «правыми» и «левыми» в идейно - политической сфере.
-
Концепция «христианской демократии» Г.П. Федотова разработана на основе синтеза идей: христианского представления об истине, социалистических идеалов справедливости, свойственного либерализму утверждения личности и ее духовной свободы как высших ценностей. Центральное место в этой концепции занимает отказ от радикализма через наполнение каждой из «великих» идей гуманистической духовной сущностью, которое, по мысли Федотова, делает их пригодными для синтеза и предотвращает возникновение непримиримого конфликта между ними.
-
Основополагающая ценность в концепции «христианской демократии» Г.П. Федотова - культурная свобода и неприкосновенность личности, обусловленная тем, что душа человека принадлежит Богу. Однако неограниченная свобода, по Федотову, не распространяется на политические и экономические права личности, которые могут и должны быть разумно ограничены.
-
Г.П. Федотов рассматривает христианство как религию непрерывного творческого обновления и противопоставляет его цикличности язычества. Он оправдывает революцию как борьбу с тиранией, но отвергает «великие» революции как попытки разрушить общество, чтобы вновь построить его «с нуля», руководствуясь некой отвлеченной доктриной. Возвращение к христианской духовности, по Федотову, начнет «творческую революцию», направленную на бесконечное творческое обновление мира. Эту идею Г.П. Федотов противопоставляет всем теориям «идеального общества» как некоего конечного состояния.
-
В результате исследования автор пришел к выводу, что, при сложном синтетическом характере его учения, Г.П. Федотов как политический мыслитель по совокупности его идей относится скорее к консервативному направлению политической мысли, так как отвергает любые проявления радикализма и прожектерства, основанного на абстрактных принципах, а в построении своей политико-философской концепции опирается на принципы реалистической политики, традиционные христианские идеалы и глубокое уважение к историческому опыту. Его консерватизм при этом может быть определен как «либеральный», так как важнейшее значение в его концепции, наряду с ценностями христианских традиций и общественной солидарности, имеет защита прав и свобод личности.
-
В отличие от многих отечественных мыслителей, Г.П. Федотов придает большое значение демократии, однако считает, что она может быть действительно ценной, лишь если суметь наполнить ее духовным содержанием и не сводить исключительно к механике избирательного процесса.
-
Политико-философские идеи Г.П. Федотова присутствуют в работах ряда современных российских авторов; при этом проанализированные в работе их концепции носят более конкретно- прикладной, но вместе с тем и более спорный характер.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Материалы и выводы проведенного исследования могут быть использованы в преподавании в курсах политической теории, философии политики, истории русской философии и истории политических учений, так как уточняют представления о концепции Г.П. Федотова и определяют ее место в отечественной политической мысли. Материалы данной работы могут также быть использованы для дальнейшего исследования общественной мысли Русского Зарубежья.
Апробация исследования. Основные положения и отдельные аспекты диссертации нашли отражение в научных публикациях автора. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ.
Структура исследования. Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертации на Концепция "христианской демократии" Г.П. Федотова : политико-философский анализ
-