Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роман Ф. Сологуба "Творимая легенда": история текста и принципы издания Сысоева, Анастасия Владимировна

Роман Ф. Сологуба
<
Роман Ф. Сологуба Роман Ф. Сологуба Роман Ф. Сологуба Роман Ф. Сологуба Роман Ф. Сологуба
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сысоева, Анастасия Владимировна. Роман Ф. Сологуба "Творимая легенда": история текста и принципы издания : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Сысоева Анастасия Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2011.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/683

Введение к работе

з

Актуальность исследования. В последние десятилетия на фоне актуализации изучения русской литературы конца ХГХ-начала XX вв. возрос интерес к личности и произведениям Ф. Сологуба, стоявшего у истоков русского символизма. В постперестроечные годы вышло в свет немалое количество массовых изданий классиков модернизма, в которых допускались купюры, искажения текста и т.п. В современной текстологии на первый план вышла проблема особенностей модернистского текста и принципов его публикации. В многочисленных работах предлагаются различные подходы к решению этой проблемы, однако единые критерии до сих пор не выработаны; настоящее диссертационное исследование представляет собой значительный вклад в решение этой задачи.

Степень разработанности темы. В работах, посвященных изучению трилогии «Творимая легенда», рассматриваются в основном вопросы поэтики и предлагаются интерпретации тех или иных художественных образов и идей. В сфере внимания ученых оказывается, к примеру, жанр произведения (О. П. Моисеева, Н. В. Барковская). При анализе содержания трилогии поднимаются как общие проблемы, так и частные. Н. А. Глинкина рассматривает соотношение фантастики с бытом в произведении. Л. Геллер, анализируя события, изображенные в романе, пишет об увлечении Триродова анархо-синдикализмом. Трилогия как выражение борьбы идей анализируется в статье О. А. Богдановой. Л. Силард видит в романе отражение программы розенкрейцерства XX века. Д. В. Токарев в ряде работ анализирует интертекстуальные связи «Творимой легенды» с европейскими и русскими романами.

Текстологический аспект исследования трилогии был затронут только в двух работах. И. Хольтхузен ввел в научный оборот сведения о ранней редакции романа. X. Баран опубликовал и проанализировал отвергнутую сюжетную линию романа - сатирическое описание литераторов сологубовского круга. Таким образом, необходимо исследование, опирающееся на все доступные материалы и рассматривающее все стадии истории текста и изменения замысла, которое приведет к выводам об основном тексте и принципах его научного издания.

Методология исследования. В работе используются различные методы источниковедческого анализа, а также методы филологической герменевтики (структуралистский, сравнительно-исторический). Важными для формирования теоретической основы диссертации стали положения о подлинности и иерархии источников, соотношении чернового и белового текстов, редакций и вариантов

произведения, о творческой воле автора, выборе основного текста и очищении его от разного рода механических искажений, о цензуре и автоцензуре, об авторских орфографии и пунктуации и т. п., выдвинутые в текстологических работах, ставших классическими (Д. С. Лихачева, С. А. Рейсера, Б. В. Томашевского, Б. М. Эйхенбаума и др.). Кроме того, диссертация опирается на современные исследования литературы конца XIX -начала XX века, посвященные проблемам текстологии и поэтики (Н. И. Крайневой, А. В. Лаврова, М. М. Павловой и др.), а также на принципы, положенные в основу научных изданий произведений писателей-модернистов.

В работе использован термин «основной текст» в значении, указанном С. А. Рейсером: это «текст, в котором наиболее полно выражена последняя творческая воля автора». Мы не считаем основной текст категорией окончательной и неизменной, но практический итог работы текстолога -издание текста - предполагает установление основного текста, которого, до появления новых сведений, будут придерживаться при последующих переизданиях. Причем мы полагаем вслед за рядом исследователей (А. Л. Гришунин, Д. С. Лихачев, С. А. Рейсер, Б. М. Эйхенбаум и др.), что текстолог должен принимать решение, исходя из изучения истории текста конкретного произведения, после сравнения всех доступных источников текста. Объектом исследования является роман Ф. Сологуба «Творимая легенда», экспериментальный по форме и многоаспектный по содержанию (в нем выражены идеи писателя об устройстве государства и общества, воспитании детей, роли искусства и пр.). Предметом исследования является текстология романа «Творимая легенда», что определило цель работы -научное обоснование издания трилогии с опорой на изучение истории текста. Указанная цель предполагает решение следующих задач:

S систематизация и научное описание материала, выделение и характеристика основных этапов работы Ф. Сологуба над текстом;

S решение проблем датировок различных редакций и фрагментов текста;

S восстановление эдиционной истории романа;

S определение типологии основных авторских стратегий коррекции текста;

S установление основного текста романа.

В Рукописном отделе ИР ЛИ РАН сохранился богатый и максимально

полный по сравнению с другими произведениями Ф. Сологуба материал,

относящийся к допечатной стадии истории текста трилогии и ее прижизненным

изданиям, который еще не был введен в научный оборот; он и послужил

основой для исследования. В работе использованы также сведения, собранные в других архивах Москвы и Петербурга. Для решения задач диссертации нами был привлечен разнообразный и обширный набор источников: черновые и беловые рукописи всех обращений к тексту трилогии (всего около 16,5 тысяч листов), к другим произведениям; прижизненные издания и переводы романа на немецкий и английский языки; переписка Ф. Сологуба и его жены с издателями и переводчиками; документы Комитета по делам печати; художественные и публицистические работы Ф. Сологуба 1904-1921 гг.

Основные положения, выносимые на защиту: S Метод работы Ф. Сологуба над текстом романа характеризуется

автономностью и взаимозаменяемостью элементов разных уровней (слов,

предложений, фрагментов, персонажей, сюжетных ходов). S Авторская работа над текстом «Творимой легенды» была связана с

последовательной редукцией мистических и садомазохистских мотивов и

вуалированием прототипической основы текста. S Прижизненные публикации произведения представлены двумя

редакциями: ранняя - трилогия «Навьи чары» и роман «Дым и пепел»,

поздняя - трилогия «Творимая легенда». Роман «Дым и пепел» ранней

редакции является самостоятельным произведением de iure,

продолжением трилогии «Навьи чары» de facto. S Авторские сокращения текста в наборной рукописи, которой явилась

авторизованная машинопись поздней редакции, носят автоцензурный

характер. S Основной текст трилогии должен устанавливаться по авторской

корректуре поздней редакции со вставкой сокращенных по

автоцензурным причинам фрагментов наборной рукописи.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучена история текста романа Ф. Сологуба «Творимая легенда»: введены в научный оборот и систематизированы все архивные материалы, относящиеся к произведению, в том числе обнаруженная в ходе работы архивная находка: наброски киносценария «Навьи чары», являющегося последним обращением писателя к тексту трилогии; уточнены датировки этапов создания произведения; выявлены основные тенденции изменений текста; прослежена история прижизненных изданий и рассмотрена аутентичность посмертных переизданий трилогии. На основании анализа черновых и подготовительных материалов романа охарактеризованы основные методы создания произведения. В работе впервые установлен основной текст и выработаны рекомендации к научному изданию трилогии.

6 Теоретическая значимость исследования определяется тем, что

обращение к обширному комплексу источников позволило уточнить методики

установления закономерностей авторской работы с текстом в процессе его

создания. В диссертации предлагается концептуальное осмысление ряда

эдиционных проблем, таких как соотношение разных этапов и редакций текста,

выявляются критерии выделения каждого этапа, решаются вопросы иерархии

источников. В исследовании выделены принципы включения в авторский текст

фрагментов, опущенных по автоцензурным причинам. В работе также

определен общий инструментарий текстологического анализа модернистского

романа и охарактеризованы его текстологические особенности.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения систематизированного в работе материала, который значительно расширил круг исследовавшихся ранее источников, к дальнейшему изучению трилогии «Творимая легенда». Опыт текстологической работы (установление основного текста и выработка текстологических принципов издания) может быть учтен при подготовке научного комментированного издания романа. Положения диссертации могут быть использованы в построении курсов по практической текстологии, комментированию, литературному редактированию, в спецкурсах по изучению творчества Ф. Сологуба и других писателей рубежа XIX-XX вв.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в 15 опубликованных работах объемом 3,8 п.л., представлены в виде докладов, прочитанных на международных и всероссийских конференциях, школах, чтениях, проходивших в России и за рубежом: XIII-XVI Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2006, 2007, 2008, 2009), III Международных Бодуэновских чтениях (Казань, 2006), Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей (Ижевск, 2007), V Международной летней школе по русской литературе (СПб., 2008), Международных конференциях молодых исследователей «Современные методы исследования в гуманитарных науках» (СПб., 2008, 2010, 2011), III Международной конференции молодых филологов «Русская литература в европейском контексте» (Варшава, 2009), Международных конференциях молодых филологов (Тарту, 2009, 2010), IV Международной конференции «Федор Сологуб: Вопросы биографии, творчества, интерпретации» (СПб., 2009), XI Международной конференции молодых филологов (Таллинн, 2010).

Роман Ф. Сологуба «Творимая легенда» в текстологическом аспекте был предметом исследования в статьях, опубликованных в журнале «Русская литература», и в коллективных научных сборниках.

Объем и структура диссертации Исследуемый материал, поставленные цель и задачи определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, разделов «Библиография», «Архивные источники» и пяти приложений. Последовательность изложения материала может быть обоснована обращением к выделенным Б. В. Томашевским трем хронологическим стадиям истории текста: 1) до первого издания; 2) при жизни автора и под его наблюдением; 3) посмертная история текста. Первая глава посвящена систематизации и описанию источников, выделению этапов истории текста, уточнению датировок. Вторая глава содержит выводы, сделанные на основании обработки систематизированного материала. В третьей главе рассматривается третья стадия по классификации Б. В. Томашевского, причем в ней не только дан критический обзор посмертных изданий трилогии, но и определены текстологические принципы будущего научного издания. Основной текст изложен на 157 страницах. Раздел «Библиография» включает в себя 152 наименования трудов отечественных и зарубежных авторов. Общий объем работы составляет 177 страниц.

Похожие диссертации на Роман Ф. Сологуба "Творимая легенда": история текста и принципы издания