Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция личности в прозе Эрве Базена Вагабова Севда Давуд кызы

Концепция личности в прозе Эрве Базена
<
Концепция личности в прозе Эрве Базена Концепция личности в прозе Эрве Базена Концепция личности в прозе Эрве Базена Концепция личности в прозе Эрве Базена Концепция личности в прозе Эрве Базена Концепция личности в прозе Эрве Базена Концепция личности в прозе Эрве Базена Концепция личности в прозе Эрве Базена
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Вагабова Севда Давуд кызы. Концепция личности в прозе Эрве Базена : ил РГБ ОД 61:85-10/391

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Особенности творческого метода эрве базена .

I.I.История изучения проблемы личности в литературоведении 19-32

1.2. Личность художника и индивидуальный характер его творчества 33-40

1.3.Концепция личности и своеобразие художественного метода Эрве Базена 40-61

1.4. Личность и положительный герой . 61-71

1.5.Личность и семья 71-79

Глава П. Исследование концепции личности в прозаических произведениях эрве базена 80-135

П.І. Личность на начальном этапе становления (на материале романа Эрве Базена "Змея в кулаке"). 84-99

П.2.Юношеский период формирования базеновской личности (на материале романа Эрве Базена "Смерть лошадки") 99-112

П.З.Личность на наиболее зрелой стадии развития (на материале романа Эрве Базена "Крик совы") ІІ2-І22

П.4. Личность в процессе художественного воплощения социально-лирической тематики (на материале повести Эрве Базена "И огонь пожирает огонь"). 122-135

Заключение 136-144

Библиография 145-163

Введение к работе

Нет такой сферы человеческой деятельности, куда бы ни про
никал сегодня глаз художника. Если это талантливый, одарённый,
маститый художник, им открываются дотоле скрытые стороны жизни,
явления, с трудом поддающиеся восприятию комплексом органов
чувств, недоступные для простого человеческого взора бытовые де
тали. Таким представляется современному литературоведению, как
советскому, так и зарубежному, Эрве Базен - выдающийся романист
Французской республики, видный общественный деятель, сторонник
непременной разрядки международной напряженности, лауреат Между
народной Ленинской премии "За укрепление мира между народами"
за 1979 год, президент академии Гонкуров, лауреат многих отечест
венных и зарубежных литературных премий, в том числе самой авто
ритетной во Франции - Гонкуровской. -""

Эрве Базен известен советскому читателю по романам "Змея в кулаке", "Смерть лошадки", "Крик совы", "Анатомия одного развода", "Встань и иди", "Ради сына", повести "И огонь пожирает огонь", а также по выступлениям в печати, по радио и телевидению. Помимо перечисленных, он автор еще и следующих романов: "Головой об стену", "Кого я осмеливаюсь любить", "Счастливцы с острова Невзгод", "Масло в огонь" и "Зелёный храм". Книга "Зелёный храм", являющаяся последней художественно-прозаической работой Эрве Базена, оценивается французской литературной критикой как произведение, в котором автор высказывается "против невероятного груза лицемерия, которое под предлогом утверждения индивидуальности человека, подавляет его личность" (Ш.2).

В середине 70-х годов состоялась встреча писателя с жителями Азербайджанской ССР, в частности с профессорско-препо-

- 5 -давательским и студенческим коллективами Азербайджанского Педагогического Института Иностранных Языков имени 50-летия СССР, где он восхищался гостеприимством азербайджанского народа, фактом великолепного владения французским языком в условиях отсутствия непрерывного контакта с носителями языка, сопричастностью к литературной жизни Французской республики.

Подобные встречи не носят случайного характера: они отвечают требованиям партии и способствуют решению одной из главных задач государства - "развитию международного сотрудничества" (П.І, 5). Следует отметить, что из года в год расширяются разно-отраслевые связи Азербайджана, в целом СССР с Францией. В связи с этим приобретает особую значимость конкретно та часть Отчётного доклада Центрального Комитета КПСС, представленного на ХХУТ съезде КПСС, где говорится о взаимоотношениях наших двух стран: "Обширная система связей сложилась у нас с Францией. Поддерживается практически непрерывный политический диалог на различных уровнях. В три раза увеличился объём советско-французской торговли. Более 300 тем и направлений охватывает теперь взаимодействие в сфере науки, техники и культуры. И хотя не со всеми действиями Франции на международной арене мы согласны, наши отношения остаются крупным фактором разрядки, а мы за их дальнейшее динамическое развитие" (П.2, 24).

Вопросы дальнейшего взаимного сотрудничества СССР и Франции в области литературы, обмена писательскими делегациями, участия в международных мероприятиях в зашиту мира были, в частности, обсуждены во время приёма Эрве Базена первым секретарём правления СП СССР Г.М.Марковым в один из последних приездов писателя в нашу страну (ІУ. 93).

Жизнь и деятельность Эрве Базена протекают в стране буржуазного режима; сфера его изображения - это буржуазный быт. Он счи-

тает, что буржуазия имеет "наклонность к подавлению личности", и сами наличные обтественные условия в конечном итоге вынуждают людей ставить под сомнение разумность буржуазной системы или, наоборот, наталкивают их на путь революционного преобразования капиталистического миропорядка. Базен пришёл к этому через осознание того, что "индивидуальные выступления психологического характера должны уступить место действиям более сплочённым, более целесообразным" (Ш.7, 143). Воплощение изложенного можно глобально обозначить, осмыслив весь творческий путь писателя от "Змеи в кулаке" вплоть до повести "И огонь пожирает огонь".

В процессе творческой деятельности Эрве Базен пользуется приёмом, определяемым им как приём "раскаливания железа докрасна", что предполагает выбор действующих лиц произведений в конкретно взятой ситуации, отталкивание от реальности и отображение её в более чётко очерченном социальном обрамлении. Причём наиболее важным элементом в этом перечне является для него реальность (Ш.7, 143). Этот приём, разрастаясь, обеспечивает, как мы полагаем, своеобразие творческой манеры художника.

Эрве Базен - представитель прогрессивного крыла современной французской литературы. Прогрессивный характер творчества писателя находится в тесной взаимосвязи с системой его взглядов на окружающую действительность. Решающим моментом базеновского мировоззрения является отношение художника к проблеме войны и мира на земле. Будучи приобщён к лагерю сторонников мира и безопасности во всём мире, он считает, что "без мира... невозможны ни личное счастье, ни подлинное благополучие людей" (Ш.20). Писатель яростно осуждает агрессивные намерения и акции НАТО и усматривает в прекращении гонки вооружений одну из главнейших задач современности. Он прекрасно понимает, что единственно возможный и логический шаг на пути к мирному сосуществованию

- 7 -государств с различным общественным строем - это разрядка международной напряженности и одновременное добровольное разоружение.

Эрве Базен знает цену мира. Участвуя в движении Сопротивления в годы П-ой мировой войны, он оказался свидетелем многочисленных человеческих жертв, что придало его творчеству глубоко гуманистическую направленность.

В своих выступлениях на страницах газет и журналов Эрве Базен пишет о назначении писателя, о смысле и значении его творческой деятельности, определяет цели и задачи художника. Основное содержание художественного творчества Эрве Базен усматривает в следующем: писатель, по его мнению, "должен критически оценивать то, что ему не нравится в обществе, бичевать такие пороки, как несправедливость, неравноправие, низость и подлость" (Ш. 15).

Относительно степени изученности базеновского творчества следует сказать, что на сегодняшний день имеется научное исследование Э.В.Дубинской "Эрве Базен и традиции французского романа". Не потерял своей значимости раздел "Эрве Базен" в книге Е.М.Евшшой "Современный французский роман. 1940-1960". В исследовании избранной нами для рассмотрения концепции личности Эрве Базена определенную ценность представляют труды Л.Г.Андреева. Небезынтересны сведения и факты, содержащиеся в предисловиях и послесловиях, написанных разными авторами к романам изучаемого нами писателя. Творчество Эрве Базена было подвергнуто частичному исследованию в следующих работах: (ІУ. 4; ІУ. 57; ІУ.53; ІУ.ІІ7; ІУ.76; ІУДІ...).

Зарубежное /французское/ литературоведение посвятило исследованию жизненного пути и творческой деятельности Эрве Базена монографии: (ІУ.ІЗО; ІУД40; ІУД41).

Говоря о литературной позиции Эрве Базена, Л.Зонина под-

- 8 -чёркивает её "определённость", заключающуюся в неотступности от реалистических традиций, чрезмерное соблюдение которых ставится ему в упрёк, ибо приводит, выражаясь словами критика, к "консервированию". Критерием подобного "консервирования" ею считается навязчивость у читателя идеи о каком-либо сходстве базенов-ских книг с книгами, прочитанными раньше. Эта идея, по мнению Л.Зониной, возникает в результате общности тематики произведений, их фабулы. Традиционность творчества Эрве Базена, продолжает она, с одной стороны,обусловливает его мастерство, а с другой -притупляет "историческое чутьё" писателя (ІУ.50, 4). Если не принимать во внимание некоторые художественные детали, базеяов-ские истории, как предполагается, вполне схожи с историями, рассказанными Мопассаном (ІУ.50, 4).

Выражая своё мнение о том, что сближает творчество Эрве Базена и Мопассана, С.Брахман, автор предисловия к сборнику рассказов писателя " Le bureau des mariages. Chapeau bas "f говорит об "обнажении подоплёки устоявшихся этических представлений буржуазного общества, покоящихся на корысти и лицемерии" (ІУ.2І, II),обоими авторами.

Предположение определенного сходства творчества Эрве Базена с творчеством Мопассана, как нам кажется, допустимо. В традиционном аспекте оно представляется вполне возможным, однако мы не будем спешить присоединиться к изложенному выше мнению Л.Зо-ниной, которая, довольствуясь лишь фактом "напоминания", говорит о чисто внешнем характере этого сходства, что не обеспечивает всей серьезности заявления исследовательницы.

Э.В.Дубинская справедливо утверждает, что в центре романов Эрве Базена находится "человек..., и человек, создаваемый Базеном, это не нейтральное и неуловимое существо, как у "неороманистов", а цельная, сильная личность, живущая поразительно

- 9 -богатой и интенсивной внутренней жизнью, свойственной современному поколению" (ІУ.40, 8).

Между беллетристикой Эрве Базена и беллетристикой модернистов действительно существует огромная пропасть» Для того, чтобы убедиться в её наличии достаточно пусть даже неглубокое ознакомление с произведениями С.Беккета, Э.Ионеско и других представителей этой "алитературы": они создают пессимистическую настроенность, страх перед смертью, проповедуют абсурдность бытия. В противоположность им произведения Эрве Базена пронизаны духом протеста, борьбы, надеждой на лучшее будущее.

Относительно обозначения базеновского предмета исследования следует сказать, что зачастую им становится личность, причём личность ребёнка. Возможно, это связано с непреходящей с годами силой впечатлений автора от детства - как неприятных, так и восхитительных: забав, игр. Ввиду того, что его маленькие герои в большинстве мальчики, их любимое развлечение - игра в войну. Одной из таких игр посвяшён рассказ, соответственно названный писателем "Игра" (Ш.9, I5I-I58). Здесь он изображает разгорячённых игрой детей. Сила художественного воздействия столь велика, что начинаешь подозревать самого автора в способности играть с неменыиим азартом. Он, как нам кажется, посвяшает свой рассказ игре в связи с тем, что считает её "способом проявления богатства внутреннего психологического опыта; в игре человек свободно раскрыт в своих познавательных возможностях" (ІУ.55, 5). Описанная в рассказе мирная и спокойная жизнь людей внезапно нарушается напоминанием о П-ой мировой войне: граната, оставшаяся с тех пор и случайно обнаруженная в сарае одним из самых безобидных участников игры, имеет серьёзнейшие последствия.

Как мы сами в том убедились, Эрве Базен "играет" хоть и увлечённо, но умно и до поры до времени, умея при надобности при-

- 10 -дать игре желаемый оборот.

Период создания Эрве Базеном художественных произведений примерно совпадает с периодом жизнедеятельности Филиппа Эриа, с которым его роднит общая семейная тематика. У Эриа она отражена в трилогии "Семья Дуссардель", "Испорченные дети" и "Золотая решётка". И базеновская трилогия и трилогия Эриа - это художественные документы, обличающие буржуазию и обрекающие её на провал.

На протяжении всего творчества Эрве Базен ограничивается в основном изображением быта буржуазии и обходится без создания картин жизни народа, рабочего класса Франции. Отношение писателя к "низшим" слоям общества, несомненно, со всей яркостью проступает в повествовании, но, как было сказано, показа реального положения народных масс в стране нет. Даже в самом социально насыщенном, на наш взгляд, произведении "И огонь пожирает огонь" он воссоздаёт не то, что делается народом, а то, что делается во имя народа, для его блага.

В произведениях Эрве Базена не то что не отображены, но. даже не упомянуты события такой исторической важности, как массовые общественно-исторические выступления 1968 года, когда бастовали рабочие, студенты, служащие и даже мелкая буржуазия. Однако акцентирование им внимания на классе буржуазии имеет принципиальное значение, особенно если оно имеет целью дальнейшее противоборство с буржуазной идеологией.

То, что Эрве Базеном оставлена в тени жизнь рабочего класса, далеко не является показателем незаинтересованности ею писателя. Он никак не может оставаться индифферентным к участи рабочего, ибо сам на личном опыте познал сущность его труда - тяжёлого, низкооплачиваемого. Упомянутые здесь страницы базеновской биографии позже художественно перевоплотились и стали страницами его семейной трилогии "Семья Резо".

- II -

Костяк трудящихся, левых сил Франции составляют коммунисты, объединенные в коммунистическую партию. Хотя Эрве Базен и не числится в её рядах, он далеко не безучастен к её деятельности.

Иначе говоря, цель ФКП и его цель - приближение торжества социализма - совпадают. Подтверждением тому могут служить последние публицистические выступления Эрве Базена, в одном из которых он говорит о том, что "именно социализм способен дать наилучший ответ на вопрос о судьбе человека, об его истинных нуждах. Но прежде, даже прежде, чем мы смогли бы с уверенностью повторить, что социализм - это будущее Земли, мы должны отвести от неё угрозу пожара всемирной атомной войны, которая оборвала бы движение человечества вперед, длящееся уже как-никак три миллиона лет..." (ІУ.І22, 230).

Французские коммунисты ведут непрестанную борьбу против крупного капитала, ФКП живо реагирует на все жгучие вопросы современности. Так, объединившись с социалистической партией, коммунисты Франции организовали мощную кампанию солидарности с чилийскими демократами, с правительством Народного единства Чили. Коммунисты, социалисты вместе со всеми демократическими силами страны потребовали от фашистской клики прекратить злодеяния против чилийского народа. В митингах и демонстрациях в его зашиту участвовали руководители левых партий демократических профсоюзов и многих других политических и общественных организаций Франции. На митинге солидарности в Париже 9 октября 1973 года выступили руководящие деятели партий и профсоюзов союза левых сил. Солидарность с народом Чили продолжает оставаться одной из постоянных тем выступлений левых сил Франции. Левые партии при поддержке других демократических организаций создали постоянно действующий комитет солидарности с чилийскими демократами.

Это является ещё одним наглядным примером общности инте-

- 12 -ресов французских коммунистов и Эрве Базена, который целое произведение - повесть "И огонь пожирает огонь" - посвятил чилийским событиям.

Сплоченность французских коммунистов и монолитность рядов компартии страны наглядно продемонстрировал последний, довольно представительный /2000 делегатов/ съезд ФКП, состоявшийся в феврале 1982 года.

Ввиду того, что личность, являющаяся центром нашего исследования, определенным образом связана с обществом, развитие личности соответственно связано с развитием общества. Механизм социального развития был выявлен основоположниками марксизма-ленинизма: он находится в полной зависимости от взаимосвязи и взаимодействия всех сфер общественной эволюции - политической, экономической, философской, литературной и т.д. Ими признавалось и особо подчеркивалось, что не только экономическое положение является "активной причиной" этого развития. Взаимодействие, например,между экономическим и литературным развитием происходит далеко не механически, "сами люди делают свою историю, но в определенной, обусловливающей их среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие - политические и идеологические, - являются в последнем счёте всё же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает всё развитие и одна приводит к его пониманию" (I.I, 10-11).

Как явствует из сказанного, экономическая жизнь страны является определяющим фактором литературного развития. В связи с этим возникает необходимость кратчайшего изложения положения дел в экономике Французской республики. Она, судя по показаниям Э.А.Арсеньева, характеризуется в целом спадом; такого спада промышленного производства, какой познала экономика Франции, напри-

- ІЗ -мер, в 1975 году, страна не ведала в течение всего послевоенного периода - он отбросил производство на 2-3 года назад (ІУ.8, 30).

В подобное, обусловленное объективными причинами кризисное состояние экономика Франции, как и экономика любой другой капиталистической страны, впадает периодически. Каждый такой кризис, каким бы он ни был по продолжительности во времени, накладывает своеобразный отпечаток на всю последующую жизнь общества. "Кризис капиталистического общества с неизбежностью влечёт за собой кризис буржуазных идей, морали, культуры. Послевоенный, современный этап этого кризиса имеет свою специфику. Он отличается расширением официального вмешательства во все области культурного развития, включая искусство и литературу. Инструментом такой политики становится реклама, система поощрительных премий, пропаганда, запрограммированная мода, корыстные соображения издательских концернов и книготорговцев" (ІУ.46, 39).

Подобного рода закономерности развития капиталистической Франции не становятся барьером на пути добрососедских взаимоотношений и сотрудничества наших народов в разных областях экономики, политики и науки. Говоря о культурном обмене между нашими странами, А.Е.Иоффе и М.М.Наринский характеризуют его так: "Давние плодотворные связи существуют между литературой нашей страны и Франции. В Советском Союзе всегда высоко ценили творчество классиков французской литературы: Мольера и Стендаля, Гюго и Бальзака, Франса и Роллана. Свидетельством неизменного внимания к французской культуре является то, что со времени установления Советской власти до 1971 г. книги французских писателей и мыслителей были изданы в СССР общим тиражом более чем 250 млн. экземпляров на 54 языках нашей многонациональной страны. В последние годы широкие круги советских читателей могли познако-

- 14 -миться и с произведениями современных французских авторов: на русском языке были изданы произведения А.Камю и Ф.Мориака, Р.Мерля и Ж.Перека. С другой стороны, во Франции растёт интерес как к русской классической, так и к современной советской литературе. Около 1,5 тыс. библиотек в различных городах Франции регулярно получают через внешнеторговое объединение "Международная книга" советские издания" (ІУ.54, 57-58).

Приведенные в данном высказывании факты говорят сами за себя. При приобщении к художественным ценностям другой страны в сознании читателей непременно возникает сопоставление, сравнение прочитанного с реальным положением у себя на родине. Так, знакомясь с жизнедеятельностью человека, к примеру, во Франции, советский читатель сопоставляет её с образом жизни человека в СССР, выявляет сходства и различия, выделяет качества, приемлемые нормами социалистического общежития, одним из принципиально важных элементов которого, как и повсюду, является человек-личность. Мерой достоинства человека считается та, которой определяется соотнесённость его личных интересов с интересами общественными; определяется она фактом и долей внесения личного вклада в дело развития общества, степенью социальной активности личности.

Как явствует из сказанного, избранная нами для исследования концепция личности в художественной прозе Эрве Базена представляет большой интерес ввиду актуальности самого термина и понятия личности как таковых. В нашем понимании, личность - это общественно значимое явление, результат развития общества.

Большая Советская Энциклопедия признаёт за термином "личность" "I/, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности /лицо, в широком смысле слова/ или

- 15 ~ 2/. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности..." (ІУ.60, 578). Нас большей частью интересует и удовлетворяет второе пояснение.

Помимо предлагаемой интерпретации термина, БСЭ информирует о его приемлемости философской, психологической и прочими науками. Что касается литературоведческой трактовки личности, она здесь отсутствует. Нет её, к.особому удивлению и сожалению, и в "Кратком словаре литературоведческих терминов".

Предложение литературоведческой дефиниции "личности" не отвечает целям и не входит в задачу настоящей диссертационной работы. Здесь мы довольствуемся лишь показом процесса формирования, становления личности, её жизнедеятельности в прозе Эрве Базена, представляя это никак иначе, как стремление внести определённый вклад в дальнейшую разработку термина.

Предметом исследования является личность героев прозаических произведений Эрве Базена. На основе художественного анализа базеновских образов намечаются и складываются параметры концепции личности художника.

Актуальность работы в большой мере определяется актуальностью /современностью и своевременностью/ самого понятия личности, которая реализуется исключительно во всех областях жизни и является также отправной точкой художественной литературы. Проб-лематизируясь и образно перевоплощаясь, личность концептуализируется, то есть становится носителем воззрений и взглядов художника на человека и окружающую действительность. Комплекс этих взглядов и воззрений составляет концептуальную систему, или концепцию личности, по которой можно составить определенное мнение о характере общественного порядка, окружающего личность, ибо она есть конкретно-общественное явление, продукт эволюции общества,

главная ценность социального прогресса.

Начиная, обычно, свою жизнедеятельность в семье, рассматриваемой как ячейка общества, и прогрессируя далее, всё заметнее расширяя при этом своё социальное окружение, личность наполняется социальным смыслом, приобретает определенную общественную значимость. Этот процесс сопровождается также и развитием психологии личности, которая является частным проявлением психологии общественной в сочетании с рядом индивидуальных свойств.

Базеновская личность - своеобразное средоточие буржуазных страстей, предстающих в прозаическом творчестве писателя в своей художественной окраске. Будучи реалистом, Эрве Базен создаёт близкий объективно-реальному художественный инвариант личности, который позволяет определить роль, место и значимость личности в жизни изображаемого общества, увидеть её реальные и потенциальные возможности в преобразовании буржуазной действительности, выявить сконцентрированные в ней общедуховные и общечеловеческие начала, а также специфические особенности, обусловленные спецификой общественного развития.

Материал исследования концепции личности Эрве Базена определён самим автором: "Я думаю, - говорит он, - самую существенную истину о человеке, о личности - во всех ее проявлениях: повседневных и более общих, в идеях и страстях - заключает в себе проза, роман. В здании литературы - это, так сказать, несущая балка, опора" (ІУ.І22, 225).

В частности, исследовательским материалом служат романы Эрве Базена "Змея в кулаке", "Смерть лошадки", "Крик совы" и его повесть "И огонь пожирает огонь". Этот конкретный выбор обусловлен наиболее характерным, на наш взгляд, воплощением в указанных прозаических произведениях авторской концепции личности; исследовательский материал подобран с учётом хронологического

/начальный и последний этапы/ и тематического /"семейный роман" и политическая проза/ аспектов творчества Эрве Базена.

Научная новизна работы состоит в том, что суммируя и обоб-тая ранее имеющиеся труды по творчеству изучаемого писателя и рассматриваемой проблеме, настоящая диссертация затрагивает новую, более или менее узкую и пока ешё не исследованную область -концептуально-личностный разрез базеновской прозы.

Практическая ценность работы усматривается нами в выявлении общедуховного начала, проявляющегося у представителей стран с разным социальным устройством, а также в возможности и целесообразности применения положений, результатов и выводов диссертации в лекциях и практических занятиях по спецкурсу "Теория литературы", а также по курсу "Зарубежная литература. Франция. XX век" в средней общеобразовательной школе и в высших и средних специальных учебных заведениях.

Методологической основой и теоретической базой для данного исследования послужило марксистско-ленинское учение о личности и научно-теоретические труды советских и зарубежных литературоведов. Его философской почвой явились диалектический и исторический материализм.

Цель исследования заключается в определении концепции личности Эрве Базена, в определении роли и места личности в прозе художника, выявлении структуры личности, рассмотрении её компонентов - составных частей, проникновении во внутренний мир личности, познании этого мира и создании на этой основе "модели" идеальной личности писателя.

Задача исследования определяется его целью. В неё входит следующее: изучение истории вопроса личности в литературоведческой науке, вскрытие взаимосвязи между личностью художника и индивидуальным характером его прозаического творчества, соотнесе-

- 18 -ниє концепции личности Эрве Базена с его художественным методом, проведение параллели между личностью и положительным героем, наблюдение за поведением и формированием личности в семье, а также за участием личности в политической жизни страны.

Апробация работы. Основное содержание исследования изложено в докладах на тему "Эрве Базен сегодня", "Проблема положительного героя в современной прозе критического реализма Франции", "Концепция личности и её общественное содержание" и "Мировоззренческая позиция Эрве Базена в аспекте разработки концепции личности", которые были представлены поочерёдно на Ш, ІУ и У республиканских научных конференциях аспирантов вузов Азербайджана, проведенных в последовательном порядке Азербайджанским Политехническим Институтом им.Ч.Ильдрыма в 1980, Азербайджанским Инженерно-Строительным Институтом в 1981 и Азербайджанским Институтом Народного Хозяйства в 1982 годах. Оно также нашло отражение на страницах еженедельника "Адабият ве инджасанат" ("Литература и искусство") в статье "Концепция личности в прозе Эрве Базена" (на азербайджанском языке).

Объем и структура работы. Объем исследования составляет 163 страницы машинописного текста (основной текст изложен на 144 страницах). Диссертация включает введение, две главы, заключение и список библиографии. (1

Личность художника и индивидуальный характер его творчества

В художественном процессе особую значимость приобретает миро- ) воззрение. Оно помогает писателю определить своё отношение к явлениям окружающей действительности, своё направление в творчестве І и свою общефилософскую позицию на развитие искусства. Неопределенность методологической позиции художника ведёт к противоречивости его взглядов (ІУ.5І, 172-173).

Ни один литератор не обходится без критики тех или иных проявлений, но для того чтобы критиковать, необходимо отчётливо представлять их позитивные противоположности, иметь под ногами солидную, твёрдую почву (ІУ.5І, 58).

В определении мировоззрения Эрве Базена огромную роль играет его отношение к марксизму. Хотя он и не марксист и несмотря на то, что его концепция личности не пронизана положениями марксизма, это учение совсем не игнорируется им - художник проникнут к нему глубоким уважением. То, что представляется ему в марксизме наиболее важным - это его "очень высокая моральная ценность". Это, по его мнению, единственная теория, создавшая мораль, способную заменить различные проявления морали религиозной, единственная теория, разбирающаяся в душах людей. Эрве Базена интересует в марксизме именно нравственная сторона; что касается его экономической стороны, он считает её делом экономистов, не придавая ей при этом должного значения (ІУ.94, 245-246).

Такой строго индивидуальный подход художника к марксистской теории обеспечивает оригинальность его творчества.

Одним из элементов художественной деятельности писателя Б.И.Бурсов считает творческую силу, но не как потенцию, а как динамически действующую. "Он неповторим, своеобразен, ибо где возможно повторение, там нет творчества. Оригинальность не при обретается освоением тех или иных приёмов выдающихся мастеров. Однако писатель менее всего должен думать о том, чтобы стать ни на кого не похожим... Писателю необходимо заботиться о лучшем служении своему времени. Для этого он должен знать своё время, а также быть на уровне современного искусства" (ІУ.24, 58). Конечно, требование служения времени не следует понимать узко -"применяться оно должно строго индивидуально, с учётом своеобразия таланта и опыта каждого из них" (ІУ.24, 58).

Под творческой силой художника Б.И.Бурсов понимает сумму трех слагаемых - "природного дарования, жизненного практически-духовного опыта и идейных убеждений" (ІУ.24, 8). Соединение этих слагаемых необходимо художнику для правильного, достоверного отображения действительности, для перенесения в мир художественных образов, для создания новой вселенной - собственной, неповторимой - ведь каждый писатель создаёт такую. Вернее сказать, художники не создают особый мир, ибо не может возникнуть что-то из ничего, а воссоздают его. Обычно,по способности художника переноситься в мир своего воображения, по его умению и усилиям, затраченным на то, чтобы представить этот мир для других людей реальным, судят о его таланте и творческом мастерстве.

Об индивидуальности подхода к реальности Л.А.Еремеев высказывается следующим образом: "Различия художественного мышления, способов и средств изображения... столь значительны, что рассматривать их как нечто второстепенное и случайное невозможно. Разнообразие индивидуальных творческих подходов, манер и стилей становится ещё более ярким в сочетании с расширением тематики, освоением новых сторон и сфер реальности" (ІУ.46, 150).

В индивидуализации творчества немаловажную роль играет личность художника, которая представляет собой "...единство многих слагаемых. Особенности дарования, свойства характера, сформированного временем, идейные позиции, непосредственный опыт жизни и опыт освоения человеческой культуры - все эти природные, социальные, психологические, культурные, идеологические слагаемые, взятые и в отдельности, и в их совокупности, у каждого художника свои, неповторимые, и они накладывают индивидуальную печать на его творения.

Оригинальность индивидуального стиля писателя может заявлять о себе и более, и менее наглядно, проявляться во всей манере повествования или же преимущественно в какой-либо определенной сфере изобретательности - в языке, в приёмах описания, в психологическом анализе и т.д." (ЗУ.26, 175).

Сам "стиль есть совокупность формальных средств, обусловленных общими особенностями данной исторической действительности" (ІУ.82, 149).

В выработке стиля велика роль личности художника. Она не является чем-то раз и навсегда данным: она развивается и со временем модифицируется. Изменяется она и при переходе от повседневности к творческой деятельности. Было бы даже нелепо "...настаивать на тождественности личности художника в быту и в его творчестве... В художественном творчестве всё деформируется в соответствии с идейно-эстетической позицией автора, даже и личность его самого... Весь творческий путь писателя есть и непрерывный процесс переработки собственной личности" (ГУ.25, 7). Словом, художественный процесс является в то же время процессом самовоспитания, совершенствования личности. Но в таком случае толстовское понимание идеи самоусовершенствования требует от художника осознания своего несовершенства, которое устраняется в процессе творчества, а не просто достижения совершенства, которое исключает творчество как таковое (ІУ.25, 7-8).

На писателя, создающего произведение, возлагается огромная ответственность. Творческая деятельность предполагает колоссальный труд и представляет собой поток бесконечных исканий, причём это не только "искания способов изображения и приёмов построения произведения... Если угодно, это искание своего рода примирения искусства и жизни. Даже самый гениальный писатель в каком-то смысле смиряет жизнь, подчиняя её художественным закономерностям, но и сам смиряется, отбрасывая один за другим написанные варианты" (ІУ.25, 26).

Подобные творческие искания выпали и на долю Эрве Базена. Его личность близка личностям созданных им героев, а иногда и совпадает с ними. Это обусловлено тем, что "вся его жизнь, вся его биография органически вплавляется в его творчество, что в его произведениях мы всегда найдем образы в той или иной степени близкие ему, а иногда непосредственно и автобиографические" (1У.24,7).

Индивидуальность, "субъективность в искусстве - это внутренний пафос, преданность идее, это горячая заинтересованность художника в искусстве как средстве не только проявления личности и призвания, но прежде всего как средство воздействия на жизнь... Субъективность художника с той или иной силой проявляется в каждом творении подлинного искусства" (ІУ.92, II9-I20).

Личность и положительный герой

Разработка проблемы личности находится в тесной связи с разработкой проблемы положительного героя, позитивной личности. Позитивную сущность положительного героя может составлять, на наш взгляд, в частности,нравственность. Ввиду того, что нравственность является основным содержанием базеновской личности и всего творчества Эрве Базена, мы усматриваем решающую роль положительного героя в концепции личности писателя и в связи с этим посвящаем проблеме соотношения личности и положительного героя настоящий раздел диссертации.

Автор научного исследования проблемы положительного героя в литературе социалистического реализма В.А.Степанов констатирует факт отсутствия целостной концепции положительного героя в её литературоведческом смысле (ІУ.І04, 3).

Он подчеркивает неправомерность разъединения объективного и субъективного начал в процессе жизнедеятельности положительного героя и в изучении этой проблемы предлагает руководствоваться тремя факторами: "объективным, указывающим на его /героя -С.В./ непосредственную связь с объективно-прогрессивными тенденциями исторического развития общества на том или ином этапе; субъективным, обусловленным мировоззрением писателя, включая и его общественно-эстетический идеал, и собственно художественным, заключённым в особенностях творческого процесса, определяющего специфику творческой позиции художника, - как по отношению к воспроизведенной им действительности, так и, в особенности, по отношению к литературному персонажу" (ІУ.І04, 3).

Вышеуказанные факторы автор названной диссертации предлагает учитывать при исследовании проблемы положительного героя в литературе социалистического реализма. На наш взгляд, этот принцип руководства полностью приемлем и для литературы критического реализма.

В.А.Степанов считает, что "в какой бы конкретно-исторической ситуации ни действовал положительный литературный герой, кем бы ни являлся он по своему общественному, профессиональному и даже возрастному положению, - в любом случае следует учитывать его функцию в общей системе художественного содержания литературного произведения" (IJ,104, 4).

Между проблемой положительного героя и творческим методом художника существует определенная связь, но она обнаруживается тогда, когда интерпретацию последнего не растворяют в различных сторонах содержания и формы произведения, а представляют как "принцип художественного освоения жизненной характеристики, исторически закономерных связей характеров и обстоятельств... " (ІУ.І04, 5).

Положительный герой для произведений социалистического реализма не является единственной формой отражения действительности, но, несомненно, он здесь - носитель основного значения. Образ положительного героя убеждает читателей в возможности и необходимости переустройства общества (ІУ.І04, 5).

Автор диссертации решает проблему положительного героя "с точки зрения слияния /а не "совмещения", "совпадения", как нередко пишется/ в его содержании объективной характеристики жизни и общественно-заинтересованного отношения к ней писателя. В какой бы содержательной сущности ни выступал литературный характер - положительный или отрицательный, - он представляет собой результат творческого освоения писателем жизни человеческого общества в соответствии с тем типом общественно-преобразовательной деятельности, к которому принадлежит художник и который он отстаивает своим творчеством" (ІУ.І04, 6).

Писатель в творческом процессе отображает те стороны действительности, которые имеют особое значение для правильного восприятия персонажей. Таким образом, определенная сторона жизни может оказаться носителем наиболее значимых ценностей окружающего мира - положительного характера, позитивных личностей, которые "представляют собой непосредственную форму художественного утверждения общественно-значимых ценностей жизни и реализации на этой основе /действительных или мнимых/ созидательных возможностей личности по совершенствованию этих ценностей в определенном общественно-заинтересованном направлении. Содер - 64 -жание и общественная значимость положительного литературного характера определяется и объективной сущностью и значением его исторического первоисточника, и уровнем авторского миропонимания, конкретным содержательным "наполнением" общественно-эстетического идеала писателя, и тем, как всё это переплавляется в собственно-художественном содержании литературного произведения на основе соответствующего творческого метода" (ІУ.І04, 6-7).

Положительный герой является стержнем художественного произведения. Что касается позитивной личности в прозе Эрве Базена, то для нас, кроме своего назначения, она представляет ещё и иную ценность: мы рассматриваем её как своеобразную ступень к идеальной личности писателя. Базеновский положительный герой, естественно, не лишён отрицательных качеств, однако это не исключает его позитивности. В создании идеальной личностной модели Эрве Базена негативные качества, разумеется, устраняются.

Относительно принципов оценки положительного героя высказывается, в частности, Нгуен Нгиа Чонг: "Критерий оценки положительного героя должен вытекать не из концепций и рассуждений автора, а из практической жизни, из объективного воздействия героя на действительность, и прежде всего на читателей. Поэтому мы считаем, - продолжает он, - что неточны и недоказательны определения о положительном герое,., которые даны в "Кратком словаре литературоведческих терминов" и в "Краткой литературной энциклопедии". Авторы этих определений считают "точку зрения писателя" или "авторский идеал" основным критерием определения положительного героя.

Личность на начальном этапе становления (на материале романа Эрве Базена "Змея в кулаке").

Итак, мы вплотную подошли к роману "Змея в кулаке" - первой части трилогии "Семья Резо". Как известно из истории французской литературы, создание этого романа является не первой попыткой воспроизведения "клубка змей". Определённая ассоциация возникает при сравнении "Змеи в кулаке", Эрве Базена с "Клубком змей" Франсуа Мориака.

Авторы "Словаря современной французской литературы" выражают мнение о том, что "Змея в кулаке" - это слегка изменённая биография Эрве Базена (ІУ.І32, 35-36).

Е.М.Евнина указывает на наличие в этом романе двух тем: темы разоблачения и темы воспитания характера, под которой мы усматриваем идентификацию с воспитанием личности (ІУ.42, 10).

В рассматриваемом произведении Эрве Базена имеет место изображение целой галереи личностей. Среди них отец семейства-Жан Ре-зо, старший сын - Фердинан, средний сын - Марсель, а также бабушки и дедушки, представители духовенства, занимающиеся воспитанием детей, гувернантки и ешё некоторые другие.

Среди перечисленных действующих лиц мы проследим за формированием личности Кана, от имени которого ведётся повествование. Некоторые другие персонажи,и в первую очередь мадам Резо,интересуют нас в той мере, в какой они имеют отношение к личности Жана.

Действие "Змеи в кулаке" предварено эпизодом удушья гадюки, облегчающим восприятиех романа и имеющим для его фабулы незаменимое значение.

Портрет Жана по прозвищу "Хватай-Глотай", нарисованный автором книги и очень объективно донесенный до нас самим же главным героем произведения, предстаёт в следующем виде: "Озорник, сорвиголова, бунтарь, забияка, плутишка-воришка, "дряной мальчик с золотым сердцем". Черномазый, толстощёкий до двенадцати лет, ненавидевший свои пухлые щёки, навлекавшие на меня материнские оплеухи. Рос я плохо, пока мне не вырезали гланды. К несчастью, те же уши, те же волосы, тот же подбородок, что у нашей матушки. Но я весьма гордился своими зубами, крепкими, как у всех Резо... Жадный до всего на свете, а больше всего жаждущий жизни. Очень занят собственной особой. Занят не меньше и другими людьми, но при том условии, чтобы у них хватало ума отводить мне не последнее место в своей жизни. Преисполнен почтения к сильным лично - 86 -стям, друзьям или врагам, и даже отдаю некоторое предпочтение врагам; одна бровь у меня выше другой, и я хмурю её только в честь недругов" (III.8, 36).

С первых же страниц романа, как явствует из приведенного выше отрывка, прослеживается характер Жана, его крутой нрав, серьёзность и бескомпромиссность по отношению к себе и к окружающим, уважение к личностным качествам, своеобразная оценка недругов, ибо с последними можно и нужно вести борьбу.

Всё это привила ещё маленькому Жану мать, имеющая не менее крутой нрав. Говоря о врагах и недругах, мальчик причисляет к этому лагерю в первую очередь мадам Резо, так как в силу связанного с возрастом замкнутого образа жизни в Хвалебном - родовом имении - у него их не очень много.

В романе нас интересует и довольно тщательно описанный быт Хвалебного, поскольку здесь получил пожизненную закалку Жан Резо. Начало этому более чем двухвековому местопребыванию клана Резо, видимо, положила пекарня:об этом говорит и созвучие слова "Хвалебное" с искажённым вариантом слова "Хлебное" во французском языке.

Это поместье - наглядный образец пустомыслия, тщедушия, бывшей славы буржуазии. Здесь несметное количество комнат /их 32/, часовня, две башенки, теплица, ферма садовника, несколько голубятен, конюшни, различные службы и многочисленные беседки, 3 колодца, 5 мостов. Но всё дело в том, что перечисленное добро есть не что иное, как показуха и пустословие: обилие бесполезных комнат отвечает мещанским потребностям буржуа. Во всём доме лишь пол гостиной был выстлан паркетом, уложенным прямо на землю; остальные комнаты были вымощены несцементированными черепичными плитка - 87 -или; в кухне полом служили скрепленные глиной шиферные плиты; края болота были обвалены, так что питьевую воду сомнительного качества доставали из колодца стометровой глубины; теплица почему-то была обращена на север, в результате растущие в ней олеандры оказывались обмороженными; в голубятнях с давних пор ютились воробьи; мосты пошатывались. Телефон и отопление казались привилегиями и оставались мечтой. Самые обыкновенные предметы удобства были там совершенно неизвестны.

Сколько иронии в описании захолустного поместья! Казалось, даже природа вложила насмешку при сотворении этой местности: протекающая здесь река Омэ представляет собой "жалкую струйку воды", край этот не имеет постоянного наименования: его можно назвать как угодно - Анжуйским Бокажом, Сегрейским или Краонским краем. Этот клочок земли был расположен на рубеже трёх провинций - Мен, Бретань и Анжу. "Совсем не живописный край. Болотистые луга, поросшие осокой; дороги в ухабах, требующих повозок с огромными колёсами, бесчисленные живые изгороди, превратившие поля в шахматную доску, где каждая клетка окружена щетиной колючего кустарника; старые кривые яблони, обвитые омелой; пустоши, заросшие дроком, а главное - тысяча и одно болото, порождающие мрачные легенды, водяных ужей и немолчных лягушек. Рай земной для бекасов, кроликов и сов.

Но отнюдь не райская обитель для людей!" (Ш.8, 25-26).

Разруха в быте Хвалебного как бы созвучна с неупорядоченностью самого буржуазного образа жизни. Такое наглядное разложение принципов и порядков повседневной жизни является своего рода предзнаменованием прогрессирующего распада буржуазного класса. Передаче именно этого авторского замысла подчинена воспроизведенная в романе концепция личности. Сопряжённая с ним сюжетная канва развивается чрезвычайно плавно - один эпизод естественным образом выливается в другой, одно действие продолжает действие, ему предшествующее.

Роман включает завязку, кульминацию и развязку действия. Завязка и развязка тематически совпадают - один и тот Ее эпизод, всё та же история со змеёй в кулаке, но в начале романа реально-конкретная, предстающая в своей животной оболочке, в конце же -реально-абстрактная, метафорически построенная на подразумеваемом образе мадам Резо.

Личность в процессе художественного воплощения социально-лирической тематики (на материале повести Эрве Базена "И огонь пожирает огонь").

В 1978 году парижское издательство "Сёй" выпустило новую повесть Эрве Базена "И огонь пожирает огонь". Название книги писатель взял из трагедии Вильяма Шекспира "Ромео и Джульетта". Вскоре она была переведена на русский язык и в 1980 году выпущена в свет издательством "Прогресс".

На Третьей Международной встрече писателей в Софии представитель Франции, известный прозаик Пьер Гамарра говорил об одновременном наличии в сознании писателей прошлого, настоящего и будущего, а также об их умении воспринимать и фиксировать события с максимальной художественной точностью (ІУ.ЗІ, 224). Это, в частности, применимо к Эрве Базену, чьё творчество, как мы уже на то указывали, отличается чрезвычайной достоверностью. Повесть "И огонь пожирает огонь" актуальна и своевремен на: актуальны описанные в ней события, актуальны герои, в ней изображенные, а также их мысли, переживания и чувства. Этим, возможно, объясняется сравнительно небольшой срок в два года с момента выхода в свет оригинала, потребовавшийся для перевода книги и её издания в Советском Союзе.

Особенность и своеобразие повести заключаются в сопряже - 123 ний в ней двух сюжетных линий: политической борьбы и личной драмы, причём ни та ни другая не уступают друг другу. Иногда они изображаются в отдельности, а иногда пересекаются и переплетаются.

Жан Англад в своей монографии об Эрве Базене приводит целый перечень выдержек из произведений исследуемого им автора, которые он расценивает как крылатые слова и афоризмы. Этот перечень, как нам кажется, может быть солидно пополнен за счёт высказываний из последней работы писателя, некоторые из которых мы приводим ниже:

"За истязание детей суд в любом государстве лишает отцовства. А за истязание народа ООН должна была бы иметь право вводить свои войска, лишать страну суверенитета" (Ш.Ю, 49);

"Великодушие, мужество наиболее неподдельны тогда, когда видны их пределы" (Ш.Ю, 74);

"Всякая любовь трагична, поскольку у неё может быть лишь два конца: забвение или смерть" (Ш.Ю, 233)...

При изучении творческого пути Эрве Базена в целом можно пронаблюдать рост его художественного мастерства. Что касается анализируемого произведения, оно, на наш взгляд, является наиболее удачным созданием писателя. Это в определенной мере связано с тем, что Эрве Базен, за которым закрепилось более или менее устойчивое мнение о его зачислении в критические реалисты, заявляет своей повестью о сближении с методом социалистического реализма: по сравнению с другими произведениями здесь более остро поставлены социальные проблемы, более чётко представлен образ положительного героя, более тесно связана его личная судьба с судьбой родной страны и народа и ешё больше обшее - мораль - проступает сквозь призму частного.

Эпиграфами к книге послужили высказывания Менандра, Нимье и Шекспира: "Кровь, Креон, придаёт густоту пурпуру. Идёт ли речь о мужчине или женщине, идёт ли речь о моих подданных, - если они хотят быть счастливыми мне во вред, горе их счастью!" (ШЛО, 27), Так, в целях показа исключительной роли изображенных событий в судьбах людей Эрве Базен прибегает к такой композиции повести, при которой исключается торжество счастья её главных действующих лиц - Мануэля и Марии. Это связано с крахом в произведении общего дела.

"Страсть быстролетна. Если иная для нас и бессмертна, значит, некая драма, смеясь, её прервала и увековечила в рамках эпохи" (ШЛО, 27). Страсть Мануэля и Марии бессмертна, ибо драма, развернувшаяся в стране, прервала её и увековечила.

"И огонь пожирает огонь" (ШЛО.27). Огонь страны пожрал огонь сердец Мануэля и Марии, а также воспламенились молодые сердца и огни их пожрали друг друга. Это пояснение важно постольку, поскольку "люди неверно судят о природе огня, который хранят весталки: он горит в них самих" (ШЛО, 155),

Название страны, в которую Эрве Базен переносит действие, ни разу не употребляется на страницах повести, но у читателя не возникает никаких сомнений по поводу того, что это именно Чили, Сантьяго.

Вероятно, Эрве Базен счёл достаточной яркость изображения событий для того, чтобы лишний раз не прибегать к имени собственному. В повести описывается период, когда представители консервативного режима, руководимые христианско-демократической партией, II сентября 1973 года предприняли вторичную попытку совершить в стране государственный переворот.

ЛЛ.Андреев считает, что обращение к нефранцузской тематике - явление "недостаточное", "нехарактерное" для французской литературы - в 70-е годы становится "приметой времени - ещё одной формой приближения к реальности путём удаления от нее..." - 125 -(ІУ.6, 138).

Ю.Жуков, автор написанного к рассматриваемой повести предисловия, приписывая ей "профилактический" характер, верно отмечает, что "И огонь пожирает огонь" - это "...весьма своевременное напоминание о необходимости для любого революционного правительства соблюдать величайшую бдительность и помнить о том, что вооруженные силы, созданные буржуазией, находящейся у власти, всегда и прежде всего служат зашите её классовых интересов, причём задачу эту решают генералитет и офицерский корпус, сформированный из верных ей людей, чаше всего - плоть от плоти и кость от кости её самой" (ІУ.48, 17).

Главные герои повести Эрве Базена - Мануэль и Мария. Мануэль - тридцатисемилетний холостяк, трибун, сенатор революционного правительства. Характерна жизнь Мануэля: его родители -простые сельские учителя - погибли тридцать лет тому назад в автомобильной катастрофе. Ребёнка вытащили из-под груды железа, под которой они были погребены. Прошлое Мануэля: "...сирота, воспитанный на благотворительные средства, потом каменотёс, потом шахтер, а под конец - студент педагогического института" (Ш.І0, 102). Он пользовался репутацией оратора - и в том ему, словно актеру или певцу, помогала внешность. Автор не представляет Мануэля как супермена, напротив, наделяет его "миллионом недостатков" - он курит, храпит, любит поесть, свистит, когда думает, но эти мелкие недостатки только делают его обыкновенным, земным человеком.

Похожие диссертации на Концепция личности в прозе Эрве Базена