Введение к работе
Концепция личности является категорией изначально философской и при этом междисциплинарной. Она играет большую роль в ряде наук гуманитарного цикла. При определении её значимости в данном цикле весьма актуальным выглядит следующее высказывание М.М. Бахтина о проблеме содержания в словесном художественном творчестве: «Каждый культурный акт существенно живёт на границах: в этом его серьёзность и значимость…»
Размышляя об общих вопросах и проблемах антропологической парадигмы в филологии, Л.П. Егорова по этому поводу справедливо отмечает: «Образ человека <…> не сложится, пока в комплексной по своему характеру дисциплине, именуемой «человековедением», не займут своего места открытия не только науки, но и искусства, художественной литературы, преломлённые через призму философии и искусствоведения».
Следуя за М.М. Бахтиным, важно подчеркнуть, что «художественная концепция личности» выявляется в конкретике литературоведческих, философских и критических интерпретаций художественного текста в рамках историко-функционального подхода. Именно посредством интерпретации, утверждает Л.П. Егорова, происходит выбор «того или иного метода или подхода» , а значит – формируется сам субъект исследования.
Отечественные литературоведы первой половины XX века, оперируя исключительно категориями «герой», «характер», «образ», а также «человек», не имели возможности системно и последовательно анализировать и интерпретировать образную структуру художественного произведения, исследуя «лишь отдельные стороны художественной реализации образа человека».
Начиная с Л.И. Тимофеева (середина 1950-х гг.), концепция личности все чаще становится объектом литературоведческого исследования. Рассматривая художественный образ человека, Д.А. Ковальчук справедливо утверждает, что «разработка концепции личности позволяет рассматривать этот образ системно, <…> помогает выявить всю совокупность мнений, суждений, взглядов на личность, <…> объективно и полно анализировать образную структуру произведения». Данный подход в рамках теоцентрического и антропоцентрического литературоведения способствует, в частности, разграничению понятий «личность» и «человек», а также «герой», «характер» и «образ».
Вслед за русскими писателями, философами, литературоведами и критиками, такими как Ю.И. Селезнёв, К.А. Кокшенёва, Ю.М. Павлов, А.В. Татаринов и др., личностью мы называем человека, являющегося в большей или меньшей мере отражением образа Божьего, реализующего своё «я» через христианскую любовь. Соответственно нами выделяются три типа личности: соборная, амбивалентная и эгоцентрическая.
Постоянным нравственным ориентиром для наиболее духовно цельного, соборного типа личности является никогда до конца не достижимый идеал Христа. Если для соборного типа характерно поступательное (реже – прерывистое) личностное развитие согласно триаде «родина – народ – Бог», то полярному – эгоцентрическому – типу личности изначально чужд поиск метафизических, духовно-нравственных начал.
Амбивалентный тип личности – это человек, который совмещает в своей жизни истинные и ложные ценности и является промежуточным типом между эгоцентрической личностью и соборной.
По верному замечанию И.В. Гречаник, каждый «писатель живёт в континууме бытия своей эпохи, впитывает его не только в творческом процессе, но и личностно, на уровне быта, в доставшейся духовной и культурной ситуации» . Под бытом мы понимаем общий уклад жизни человека и народа, а под бытием – духовную жизнь личности и нации на путях реализации Божественного Замысла.
Истинность-ложность аксиологических установок личности определяется в работе через соотнесённость-несоотнесённость с христианской системой ценностей. В прозе обоих писателей «художественное самосознание человеком себя как личности» неотделимо от процесса национальной самоидентификации, что предполагает обретение человеком своего «я» через приобщение к традиционным национальным ценностям.
Актуальность работы обусловлена необходимостью системного исследования произведений В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова, созданных в период с середины 1980-х по первую декаду XXI века. Сопоставив «художественную концепцию личности», представленную в творчестве обоих авторов с концепциями других русских писателей ХХ – XXI веков, мы можем определить место В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова в рамках указанного периода и истории русской литературы в целом.
Степень исследованности темы. Отдельным произведениям В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова посвящен ряд отзывов, рецензий, вступительных и заключительных статей. Среди них преобладают биобиблиографические обзорные исследования, в которых в большей степени представлена личность В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова, перечень их предыдущих работ, публицистический аспект творчества этих писателей. Примером последовательного литературоведческого анализа творчества В.Г. Галактионовой является диссертационное исследование О.А. Тяпченко «Художественное представление праведного и греховного начал в прозе Веры Галактионовой: образные и жанровые аспекты».
Объект исследования – крупная и малая проза В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова 1980-х – 2000-х годов в контексте отечественного литературного процесса XX – начала XXI веков.
Предметом исследования является «художественная концепция личности» в прозе В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова указанного периода.
Целью проводимого исследования является литературоведческий анализ художественной концепции личности в большой и малой прозе В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова разных лет в контексте русской литературы конца XIX – начала XXI века.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
– выявить особенности художественного изображения духовно-нравственного распада и обретения личностной целостности в произведениях Галактионовой и Трапезникова,
– показать взаимосвязь личности и времени в прозе исследуемых авторов,
– проанализировать особенности разрешения писателями проблемы истинных и ложных ценностей личности в контексте взаимодействия народной и интеллигентской правд, традиционных национальных ценностей,
– раскрыть особенности изображения различных типов самодостаточной личности в прозе Галактионовой, Трапезникова и других современных авторов.
Методы исследования. В работе мы опираемся на принципы историко-социологического, сравнительно-типологического методов изучения литературных произведений в синхроническом аспекте. В диссертации используется системный подход, что позволяет исследовать художественную концепцию личности в прозе В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова конца XX – начала XXI века в контексте религиозно-этических, философских, культурно-исторических, социальных проблем современности.
Методологической и теоретической основой исследования стали работы следующих отечественных литературоведов: М.М. Бахтина, А.А. Безрукова, А.Ю. Большаковой, В.Г. Бондаренко, Ю.Б. Борева, Л.И. Бронской, В.М. Головко, Л.П. Егоровой, В.В. Кожинова, К.А. Кокшеневой, А.Н. Латыниной, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, М.П. Лобанова, А.М. Любомудрова, Ю.М. Павлова, Г.М. Ребель, Ю.И. Селезнева, Ю.И. Сохрякова, А.В. Татаринова, С.В. Тураева, Л.И. Тимофеева, и др.
Научная новизна исследования проявляется в систематизации и дополнении научных суждений об «амбивалентности», как одной из самых спорных составляющих художественной концепции личности в русской литературе. При исследовании эгоцентрического, амбивалентного и соборного типов личности учитываются аналогичные типологии других ученых. В частности, мы применяем определения «расщепленный человек» и «целостная личность», предложенные А.А. Гореловым, а также обращаемся к альтернативной трактовке «амбивалентности» в трудах А.В. Татаринова. Впервые рассматривается проблема художественной концепции личности в прозе разных лет В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова.
Теоретическая значимость. В работе продолжено осмысление «художественной концепции личности» как одной из центральных литературоведческих категорий. Сквозь призму православного мировоззрения проводится сюжетное и внесюжетное сопоставление исследуемой прозы, позволяющее найти сходства и различия в разработке данной концепции.
Научно-практическое значение работы заключается в возможности использования ее положений при разработке лекционных курсов по русской литературе XX века.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Проблема нравственной целостности личности в прозе В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова решается в контексте национальной самоидентификации героя, в его связях с историческим прошлым, и художественно реализуется преимущественно через образы-понятия «дом – жилище», «сиюминутность – вечность», «вера – безверие», «добро – зло».
2. Центральной проблемой в прозе В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова является проблема потери и восстановления духовной исторической памяти, решаемая с позиций христианских ценностей. В свете этих ценностей рассматриваются быт и бытие человека, самодостаточная личность, русское православное воинство.
3. Нравственный выбор героев прозы В.Г. Галактионовой и А.А. Трапезникова в первую очередь связан с проблемой противостояния «живой жизни» и искусственного существования личности. В художественном мире писателей соборный, амбивалентный и эгоцентрический типы личности проходят обязательную проверку семьёй.
4. Личность в прозе В.Г. Галактионовой несет прямую ответственность за поступки и проступки предыдущих поколений. Распад и обретение личностной целостности героя имеет вневременный, бытийный характер.
5. Живущие за счет ближнего антигерои романов руководствуются ложными – антихристианскими – ценностями в различных формах их проявления.
6. Художественная концепция личности в прозе А.А. Трапезникова воплощается как критика интеллигентской правды с позиции правды народной, представленной, как правило, через авторскую позицию. Эта позиция обусловлена непоследовательно выражаемыми традиционными национальными ценностями.
Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры литературы и методики ее преподавания Армавирской государственной педагогической академии (далее – АГПА). Основные положения диссертации опубликованы в журнале «Вестник Адыгейского государственного университета», в межвузовских и внутривузовских научных сборниках, в газетах «День литературы» и «Литературная Россия».
Материал диссертационного исследования использован при разработке авторских программ «второго типа» по элективным курсам для старших классов – профильным филологическим дисциплинам «Современная русская литература» и «Лингвистический анализ художественного текста», разработанных на базе МОУ-СОШ № 7 г. Армавира.
Выводы, сделанные в ходе исследования, нашли отражение в докладах, представленных на Международных и межвузовских конференциях в г. Армавире (Армавирская государственная педагогическая академия – 2005, 2006, 2008, 2009, 2010; Армавирский православно-социальный институт – 2007) и в г. Ставрополе (Ставропольский государственный университет, 2007).
Структура исследования отражает логику рассмотрения материала, подчинена общим принципам и содержанию работы. Объём диссертации – 195 страниц. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 259 источников.