Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков Уторова Екатерина Анатольевна

Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков
<
Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Уторова Екатерина Анатольевна. Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Уторова Екатерина Анатольевна; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева].- Саранск, 2009.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/218

Введение к работе

Актуальность исследования. Идеал, как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные оценки, сквозь призму вкусов и мировоззрение людей. Важной задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности осознания подлинной ценности идеала. Именно через идеальное человек материально и духовно утверждает себя в мире.

Воспитательная и гедонистическая функции литературы реализуются в художественном произведении только в том случае, если писатель точно передает идеал эпохи и раскрывает наиболее острые проблемы современности. В русской прозе Мордовии конца ХХ начала XXI веков писатели решают нравственные проблемы общества, что находит свое отражение в поиске эстетического, религиозного, риторического и женского идеалов. Причем решение данной проблемы выходит за рамки словесного искусства и приобретает общечеловеческий характер в связи с тем, что исследуемая нами категория идеала представляет собой объективное обобщение эстетической практики человека. Поэтому в связи с изменением сознания человека трансформируется и идеал. Нельзя сказать, что прежде существовавший идеал отрицается, он приобретает новую форму, уточняются его параметры, аксиологическая канва которых остается неизменной.

В литературе идеал обусловлен правдивым отношением к жизни (красота истины), выражением истинных ценностей, а также мастерством писателей, создающих форму, гармонически соответствующую содержанию.

В художественной практике существует несколько способов выражения идеала. Во-первых, носителем идеальных качеств является положительный герой, который не отождествляется полностью с понятием автора о совершенстве. Во-вторых, идеал отражается в самой структуре текста, образном строе. Художественное произведение, по мнению П. Кропоткина, «неизбежно носит личный характер; как бы ни старался автор, но его симпатии отразятся на его творчестве, и он будет идеализировать то, что совпадает с его симпатиями». В-третьих, выражением идеального могут быть и отрицательные персонажи. Л. Гинзбург, говоря о литературном герое, утверждает: «Литература всегда имела дело с ценностями и оценками (и с антиценностями) <…> Недаром разделение героев на положительных и отрицательных явилось этическим фактом столь большого и длительного значения». Таким образом, идеал – это представление о совершенном обществе, человеке и его поведении. Само построение концепции идеала предполагает либо противопоставление его реальной действительности, либо адаптацию, приспособление его к действительному положению вещей.

В идеалах люди проецируют перспективные социальные отношения, которые могут быть навязаны извне. Поэтому идеал это всегда и оценка, и элемент ценностной ориентации. Именно этим объясняется его притягательная сила, порождающая вдохновение и энергию. Идеал выступает как цель, к достижению которой стремится человек. По существу, идеал представляет собой синтетическую конструкцию. С одной стороны, в художественном творчестве воссоздается реальный человек, а с другой, относительный это то, что мы воспринимаем сквозь призму мировоззрения. С точки зрения аксиологии идеал всегда актуален, его способы выражения и структура во многом зависят от ракурса общественной жизни человека: нравственной, духовной, социальной, политической, экономической доминант эпохи.

Наше обращение к разработке заявленной темы обусловлено необходимостью проанализировать современную картину идейно-эстетического и аксиологического развития русской прозы Мордовии конца ХХ начала XXI веков, научно обосновать представления о религиозном, эстетическом, женском, риторическом идеалах, отображенных в художественном творчестве современных прозаиков Мордовии.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена, таким образом, несколькими значимыми факторами:

проблема выявления авторского идеала тесным образом связана с антропоцентрическими, философскими, культурологическими представлениями современников о положительном образце, недостаточно изученна в отечественном литературоведении и нуждается во всестороннем объективном исследовании;

имеется необходимость в научном осмыслении творчества прозаиков Мордовии конца ХХ начала XXI веков В. Косыркина, Г. Петелина, Н. Рузанкиной, А. и К. Смородиных (Ю. Самарина) и др.), для которых наличие идеала в творческой концепции художественного текста является неотъемлемой частью изображения действительности.

Объект исследования: специфика воплощения авторского идеала в художественных произведениях современных русских писателей Мордовии.

Предмет исследования: авторское представление о женском, религиозном, риторическом, эстетическом идеале в системе мировоззрения писателя.

Материал исследования: произведения современных прозаиков Мордовии, таких как В. Косыркин, Г. Петелин, В. Петрухин, Н. Рузанкина, А. и К. Смородины (Ю. Самарин) и другие.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящей работы заключается в выявлении художественно-эстетического своеобразия авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ начала XXI веков. Достижение цели обусловлено решением следующих задач:

– рассмотреть специфику авторского идеала в контексте аксиологических теорий второй половины ХХ века;

– определить особенности изображения личности через идеальное представление о человеке (на примере прозаических образцов современной русской литературы Мордовии);

– выявить специфику эстетического, религиозного, риторического и женского идеалов на примере произведений русской прозы Мордовии;

– определить средства создания авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ начала XXI веков.

Теоретико-методологической основой исследования послужили важнейшие достижения отечественного и зарубежного литературоведения, философии, культурологии.

Сущность и структура идеала в контексте художественного творчества представлена в работах А. П. Белик, А. В. Дремова, Е. С. Неживой, Г. Б. Курляндской, в диссертационных исследованиях В. Д. Золотавкина, Ю. Д. Климова, С. В. Мясниковой, В. М. Савельевой, О. А. Салтаевой, В. А. Славиной, В. Н. Хмара, А. П. Юловой.

Ведущее место в работе занимают следующие методы исследования: сравнительно-исторический, историко-генетический, герменевтический; гендерный и аксиологический подходы использованы в анализе как конкретных явлений литературы Мордовии, так и отдельных ее образцов.

Научная новизна исследования состоит в том, что работа является первым опытом изучения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ начала XXI веков. В работе представлен целостный и концептуальный анализ художественных образов, воплощающих авторский идеал и олицетворяющих различные эстетические категории – добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, милосердия и жестокости, верности и предательства и др.

Впервые описываются и подробно анализируются представления об идеале ряда современных прозаиков Мордовии, таких как В. Косыркин, К. Смородин, А. Смородина, Н. Рузанкина, С. Новокрещенова и др.; вводятся новые сведения, связанные с осмыслением религиозных истин современными прозаиками Мордовии, общие представления о женском и риторическом идеале, отмечена роль личных номинаций в свете авторского представления об идеальном.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты дополняют и уточняют представления об авторском идеале и способах его выражения в художественных образцах русской прозы Мордовии конца ХХ начала XXI веков. Анализ произведений раскрывает художественные искания и эстетические принципы выражения авторского идеала, сочетающего традиции русской культуры с современным представлением писателей об окружающем мире.

Практическая значимость работы определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов на лекциях и практических занятиях по «Истории русской литературы», курсах по выбору и дисциплинах национально-регионального компонента; при разработке факультативных курсов, при написании учебных пособий и учебников для вузов и общеобразовательных школ Мордовии, а также учителями-словесниками в общеобразовательных школах республики, студентами при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация результатов. Материалы диссертации обсуждались на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Основные положения излагались на конференциях различного уровня, в том числе на Международной научно-практической конференции «Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития» (Саранск, 2008), Международной научно-практической конференции «Осовские педагогические чтения: педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития» (Саранск, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Межкультурные связи в системе литературного образования» (Саранск, 2008), региональной научно-практической конференции «Методология гуманитарного знания» (Саранск, 2007), региональной научно-практической конференции «М. И. Безбородов и современность» (Саранск, 2007) и др.

Материалы исследования нашли отражение в публикациях, в том числе и в издании, рекомендованном ВАК РФ («Авторский идеал как эквивалент мировоззренческой позиции писателя (на примере романа В. Н. Косыркина «Похищение орла») // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2007. №3).

С марта 2009 года часть материала используется в реализации исследовательского проекта № 09-04-23406 а/В, поддерживаемого РГНФ («Волжские земли: Республика Мордовия»).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В контексте аксиологических теорий второй половины ХХ века авторский идеал выступает как эквивалент этико-эстетического представления писателя о нормативности, образце, сложившейся и передаваемой морали. Концепция писателя формируется при решении проблемы соотношения реального и идеального, прекрасного и нравственного; взаимосвязи мировоззрения и метода, сознания и творчества. В художественной литературе авторский идеал выражает эмоциональный философский заряд, способствующий отражению духовного потенциала писателя и совершенствованию мира читателя.

2. Авторский идеал – сложная синтетическая конструкция, обладающая рядом специфических черт и характеристик, которые проявляются в специфике взглядов автора на действительность, его политических, общественных пристрастиях, этическом комплексе, индивидуальном эстетическом вкусе. В основе проявления идеала в художественном тексте лежит авторское представление о совершенстве, служащее отправной точкой для последующей интерпретации произведения. Другими словами, авторский идеал это репрезентативное представление писателя о совершенстве, где сочетаются точка зрения на объективные явления действительности, их свойства и признаки с субъективным пониманием способов отражения и достижения образца в зависимости от саморефлекции автора.

3. Своеобразие творчества В. Косыркина проявляется в обращении к исторической тематике. Именно переломная эпоха рождает новые идеалы и ценности. Идеал патриотизма, воплощенный в образе Владимира Леонтьева, с одной стороны, вбирает в себя мысли, волю и патриотизм многих, с другой – остается выразителем авторского «я». Проявление четкой позиции В. Косыркина в анализируемом цикле романов позволяет сделать вывод о своеобразии идеала как эквивалента мировоззренческой позиции писателя.

4. В литературном процессе Мордовии можно выделить несколько способов создания образа идеальной женщины: исключительность женских образов заключается в движении героинь к реализации схемы отношений женщина – любовь – семья (В. Косыркин); создание реалистичных женских образов путем соединения положительных и отрицательных качеств характера, в результате чего намечается слом характерного для советского периода деления на положительных и отрицательных героев в пользу изображения нюансов чувств, мотивации поступков (Г. Петелин, Д. Гурьянов).

5. Движение к религиозному идеалу в прозе Мордовии идет от постановки проблемы веры и безверия к созданию идеального мира и появлению Богочеловека, использованию библейских мотивов в ряде рассказов и повестей конца ХХ начала XXI веков.

6. Эстетический идеал Н. Рузанкиной рассматривается на основе выявления нравственно-эмоциональных проблем современного мира, близкого к духовной катастрофе. Приобщение к прекрасному, культивирование общечеловеческих ценностей (Любовь, Добро, Красота, Истина) является, по замыслу прозаика, единственным путем к духовному очищению, к гармонии чувств и отношений.

8. В представлении авторского идеала в индивидуально-стилевом многообразии прозаического искусства Мордовии конца ХХ начала XXI веков ведущую роль играют риторический идеал, личные номинации. Имена собственные, или онимы, выполняют несколько функций: номинативную, стилистическую, эстетическую, эмоционально-оценочную. Выявление авторской предпочтительности номинирования позволяет распознать замысел, следовательно, и движение к описанию авторского идеала.

В художественной литературе риторический идеал отражает культурные традиции и реалии современного исторического периода, либо воссоздаваемой художником слова исторической эпохи. Образец прекрасной речи представляет собой иерархию ценностей, изменчивой в зависимости от культурной ситуации.

Структура и объем диссертации определены спецификой выдвинутых в исследовании задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем диссертационного исследования составляет 193 страницы. Список использованных источников включает 130 наименований.

Похожие диссертации на Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков