Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Бабшанова Гульнур Нургалиевна

Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В.
<
Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабшанова Гульнур Нургалиевна. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Бабшанова Гульнур Нургалиевна; [Место защиты: Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева].- Тобольск, 2009.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1013

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Художественная реализация концепции личности и ее особенности в произведениях Я.К. Занкиева 14

1.1. Становление идейно-творческого кредо писателя 14

1.2. Концепция личности и гуманистический пафос Я.К. Занкиева. Типы личности в романе Я.К. Занкиева «Любовь, объятая пламенем» 45

1.3. Авторское видение личности учителя в романах Я.К. Занкиева 69

1 АКатегория «войны» и «нравственности» в произведениях Я.К.Занкиева 87

Глава II. Проблемы культурно-национальных ценностей как идейно- художественный принцип изображения личности в рассказах Б.В.Сулейманова 102

2.1. Эволюция личности в фабуле малой прозы Б.В. Сулейманова 102

2.2. Анализ художественной концепции личности охотника-сибиряка в рассказе Б.В. Сулейманова «Абу баба» («Дед Абу») 121

Заключение 129

Библиография

Введение к работе

Человек в своих многосторонних связях с окружающим его миром не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. История мировой социальной мысли отразила главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности. В процессе развития он становится личностью, в полной мере ответственной за свои поступки и действия.

Естественно, главными факторами развития личности человека являются воздействующие на него философские, социальные, эстетические взгляды, имеющие важное общественное значение. Не вызывает спора тот факт, что человек, как личность, воспитывается в определенных общественных условиях, в специфической национальной и культурной среде.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъект исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой - в грядущее.

Человек — это с одной стороны, с другой стороны - энергетическое существо, с третьей стороны — существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Какими бы абстрактными, естественно-научными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим

человеком - с его внутренней сущностью или его потребностями. В достижении свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, им вдохновляется любое и каждое человеческое деяние. Если изъять стержень многообразия человеческой деятельности, ориентированный на самого человека, то исчезнут и цель всякой деятельности, и ее движущие стимулы.

Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература. До сих пор еще ни в науке, ни в искусстве не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения или объяснения этого понятия. Эта проблема настолько необъятная, значимая и сложная, что охватывает огромное литературное поле.

Личность, ее предназначение всегда интересовали писателей, уделявших этому вопросу большое внимание. «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме пущенного в оборот алтына», — замечал М. Щедрин [Витражи мудрости 1991: 32]. «Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший — который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей, вся музыка характеров», - писал Л. Толстой [Витражи мудрости 1991: 32].

Н. Чернышевский отмечал следующее: «Во всем чувственном мире человек — самое высшее существо, потому что человеческая личность есть высшая красота в мире, доступном нашим чувствам, и все другие степени существующего в нем имеют значение прекрасного только в той степени, в какой намекают на человека и напоминают о человеке» [Разум сердца: Мир

нравственности в высказываниях и афоризмах 1990: 394].

Человек только тогда оправдывает свое высокое и славное наименование, когда он занят трудом, полезным для общества, когда он прокладывает пути во имя благосостояния народов. Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Надо много пережить, чтобы стать человеком.

«Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с др. людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя» [Педагогика: Большая современная энциклопедия 2005: 281].

Таким образом, личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

В последнее время в литературных исследованиях все чаще появляется понятие «концепт». У него богатая биография. Она заставляет вспомнить и полемику средневековых схоластов, и сложность барочной поэзии XVII века, а также и новейшие теории в области живописи и поэзии. С.А. Аскольдов-Алексеев, русский философ, культуролог и литературовед русского зарубежья, концепт считал, что «есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [Лихачев 1997: 34]. В отличие от трактовки С.А. Аскольдова-Алексеева, Д.С. Лихачев предполагает, что концепт «не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с

личным и народным опытом человека... Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека» [Лихачев 1997: 35]. «Концепт в литературе - причудливая метафора, эксцентричный образ, построенный на неожиданном сочетании разнородных явлений. Считается, что первым теорию концепта изложил Дж. Бруно в адресованном Ф. Сидни посвящении к трактату «О героическом энтузиазме» (1585). Согласно пантеистическому учению Дж. Бруно, вселенная - «единственное многовидное существо», где все различается і в конечном счете - свойства единого Божественного начала и существует глубокая изначальная связь между противоположностями; поэт улавливает единство в многообразии феноменов Вселенной и выражает его в своем творчестве. Идеи Дж. Бруно были развиты в трудах Б.Грасиана («Остромыслие, или Искусство изощренного ума», 1642) в Испании и Э.Тезауро («Подзорная труба Аристотеля», 1655) в Италии» [Литературная энциклопедия терминов и понятий 2001: 396].

Следовательно, термин концепт в современном употреблении не чуждается этого исторического родства, нередко прямо его подразумевает. В сегодняшнем значении концепт появляется там, где литературоведческое исследование смещается в область культуры и языка.

Таким образом, концепция - эта определяющий направленность действия, при осуществлении человеком заданных целей или основная точка зрения.

Исследование личности составляет весьма существенный пласт в татарской литературе. «Многовековая татарская литература утверждала человека как носителя определенных этических норм, которые выражались в доброте и правде, любви и мужестве, справедливости и уважении и т. д. опирались на принципы гуманизма.

Прекрасное литературное произведение запечатлевается в памяти благодаря неповторимым, самобытным образцам человеческого характера, которые несут в себе представление автора об идеалах. Через художественный образ проявляется концепция познания мира самого литератора, а его

эстетическое воззрение и принципы принимают устойчивый характер. Через повествуемые события и явления, через систему образов автор размышляет о времени и о себе, ведет поиск духовных ориентиров, отображает поучительные, забавные и трагические грани бытия» [Закирзянов 2005: 165-166]. Художественная концепция авторов, присутствующая в произведениях писателей, включает в себя и направленную интерпретацию, и оценку авторами определенных жизненных явлений, и воплощение философского взгляда на мир в его целостности.

Художественная концепция личности реализует в себе множественную типологию характеров. Она не только художественно воплощается в разнообразии характеров произведения, но и выражается в авторской позиции, и в стиле произведения.

Наша современность - это звенья памяти или памяти души, бесчисленных поколений. «Ее источниками являются традиция, предания, культура, которое усваивается непроизвольно, помимо воли и желания индивида, усваивается с молоком матери, с родным языком, обычаями и пр. Память души обогащает и собственный опыт, в т. ч. то, что называется откровением, озарением... В каждом новом поколении людей память души возрождается, ибо в каждом из них находятся хранители очага...» [Педагогика: Большая современная энциклопедия 2005: 373]. Именно она выступает мерой человеческой совести, той нравственной координатой, без которой рассыпаются в прах усилия, не сцементированные высокой гуманистической целью.

К сибирско-татарским писателям относятся такие литераторы, как Г.Махмут («Земляки», 1994 г., «На кончиках пера», 2007 г.), Н.Шамсутдинов («Прощание с юностью», 1982 г., «Сургутский характер», 1999 г., «Параллельный мир», 2001 г.), С.Сагитов («Халкым хэле...», 1998 г.), Р.Ибрагимов («Сак бул, халкым!», 2000 г.), З.Акбуляков («Тормыш бизэклэре», 2002г.), Ш.Гаделыпа («Аучы жыры», 2004 г.), Г.Абдрахманова («Себер язым», 2003 г.) и многих других. Каждый из этих писателей неповторим и уникален.

Через призму личности в их творчестве можно выявить особенности общественной жизни сибирско-татарского народа, получить ценные сведения об их политической, социальной, исторической, культурной жизни.

Сибирско-татарские писатели отразили в своих произведениях тенденции в социально-экономической и политической жизни татарского народа Сибири, духовные поиски современников, существенно обогатили арсенал художественной образности татарской литературы, ее жанрово-стилистическую структуру.

Первый романист Я.К. Занкиев и поэт Б.В. Сулейманов сыграли исключительно важную роль в духовном возрождении сибирско-татарского народа, в том, что в обществе зародилось стремление к лучшей жизни и сознание человеческого достоинства. Их гуманистические мысли и ценности с точки зрения духовно-нравственного обогащения человека приобретают новое содержание в нашем изменяющемся мире.

Отметим, что до сих пор художественная концепция личности в творчестве современных сибирско-татарских писателей не была предметом специального изучения. На наш взгляд, только разностороннее рассмотрение концепции личности в их произведениях как центрального, важнейшего вопроса исследования даст возможность полностью раскрыть своеобразие художественного мира, понять специфику литературно-эстетических взглядов, выразить основную суть эстетического идеала писателя. Они с наибольшей реалистической правдивостью и силой показывают жизнь своего народа, представляя новый этап в понимании народной жизни, в ее художественном отображении, новые принципы отношения к нему. Все это ставит их в положение участника народной жизни, разделяющего вместе со своими героями их радости и печали.

Актуальность диссертации определяется назревшей необходимостью исследования художественной концепции личности в творчестве сибирско-татарских писателей. Я.К. Занкиев, Б.В. Сулейманов - писатели, которые

сыграли исключительно важную роль в духовном возрождении сибирско-татарского народа, в том, что в обществе зародилось стремление к лучшей жизни. Их гуманистические мысли и ценности с точки зрения духовно-нравственного обогащения человека приобретают новое содержание в нашем изменяющемся мире. В литературном наследии Я.К.Занкиева, Б.В.Сулейманова отразился неоднозначный процесс философско-этических, религиозно-нравственных, культурно-самобытных исканий писателей. Изучение концепции личности в произведениях этих писателей позволит выявить сущностные черты героев и соотнести их с традиционными идеалами видения духовно-нравственной сущности человека.

Степень изученности темы. Категория художественная концепция личности выделяется своей масштабностью. В современном литературоведении этот вопрос не перестает интересовать исследователей и продолжает разрабатываться. В процессе разграничения личности по типам в нашей работе мы ориентировались на предложенную типологию литературоведом Ю.М. Павловым. Автор в диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук «Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX века» (2004) выделяет три типа личности такие, как православная, амбивалентная и эгоцентрическая. Мы считаем, что данная классификация личности удобна при анализе прозаических произведений. По этой тематике были разработаны труды, например, таких литературоведов как В.Н. Евсеева («Творчество Василия Белова как художественная система», 1989), Л.А. Колобаевой («Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв.», 1990), Н.И. Крижановский («Художественная реализация категории соборности в "малой" прозе В. Белова 60 - 90х годов XX века», 2004.), С.С. Жуматовой («Концепция личности в творчестве П.У. Льюиса: От художника к человеку», 2005), Н.В. Бобровой («Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна», 2005), Ж.Т. Баккуевой, («Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева», 2007), В.Г. Шустер

(«Художественная концепция личности в творчестве В.Ф. Тендрякова 1970-1980-х гг..», 2008).

Исследование творчества современных сибирско-татарских писателей нашли наибольший отклик в трудах Л. Хабибуллиной «Туган як эдэбияты» («Литература родного края», 2002), в трехтомной хрестоматии «Литература Тюменского края» (1996).

Произведения Я.К.Занкиева и Б.В.Сулейманова, которые внесли большой вклад в развитие татарской литературы Тюменского региона, не могли не интересовать исследователей. Среди них учебное пособие для вузов Ф.С.Сайфулиной «Темэн елкэсе татар эдэбияте» («Татарская литература Тюменской области», 2004), которое посвящено изучению творчества писателей и поэтов Тюменской области. В последние годы увидела свет монография Ф.С. Сайфулиной «Формирование и развитие татарской литературы Тюменского региона», где автор дает первый системный анализ истории формирования и развития татарской литературы изучаемого региона. Кроме этого творчеству писателей Тюменского региона посвящены диссертационные исследования Л.Х. Фаизовой, Г.Х. Муллачановой, Г.С. Галямовой, Г.М. Талиповой.

По творчеству Я.К. Занкиева были отражены в статьях В. Рогачева «В ожидании рассвета» (1998), Р.К.Бакиевой «Роль произведений Я.К. Занкиева в воспитании личности, учащихся» (1998), Ю.П. Прибыльского «Уроки гуманизма» (1998), К.С. Садыкова «Жизнь и творчество Я.К. Заникева» (1998), Ф. Хатипова «"Иртыш тацнары" турында» («О романе «Зори Иртыша», 2002), Ф.С.Сайфулиной «Художественная проблема и основная идея романа Якуба Занкиева «Зори Иртыша»» (2007), М.С. Хасановой «Я.К. Занкиевньщ "Ялкында отелгэн мэхэббэт" романында эпитет, чагыштыру, метафораларныц кулланылышы» («Использование эпитетов, сравнений и метафор в романе Я.К. Занкиева «Любовь, объятая пламенем»», 2007) и в др.

Творчество поэта Б.В. Сулейманова нашел отклик в статьях М.

Абдуллина «Селэйманов хакыйкате» («Правда Сулейманова», 1997), Р. Мингалимова и Э. Ягудина «Ак метеор» («Белый метеор», 1998), Ф. Баязитова «Звезда Булата» (1994), и др.

Действительно, на наш взгляд, художественная концепция личности -основная мировоззренческая позиция писателя относительно смысла человеческого бытия, его представление об идеальной личности. В ранее изложенных материалах и исследованиях прозы сибирско-татарских писателей не было уделено внимание художественной концепции личности.

Целью исследования является анализ художественной концепции личности в прозе Я.К. Занкиева и Б.В. Сулейманова. Направление исследования обусловлено рядом задач, поставленных в работе:

- выявить принципы создания характеров героев в их объективной
обусловленности и многообразии связей с действительностью;

- показать особенности художественного воплощения концепции
личности на примере романов «Иртыш тацнары» («Зори Иртыша»), «Ялкында
етелгэн мэхэббэт» («Любовь, объятая пламенем») Я.К. Занкиева и рассказов
«Абу баба» («Дед Абу»), «Нэби, яки кетелмэгэн очрашу» («Наби или
неожиданная встреча»), «Эйлэндецме, улым?» (Ты женился, сын?), «Берепче
мэхэббэт» («Первая любовь»), «Эни» («Мама»), «Булэк» («Подарок») Б.В.
Сулейманова;

рассмотреть образ автора в системе решения проблемы концепции личности;

определить осмысление в романах роли личности в истории в связи с авторской концепцией истории самой личности;

- проанализировать исследование авторами проблемы взаимовлияния
категорий «война» и «нравственность» в становлении личности и их
взаимосуществования в процессе исторического развития

Объектом исследования послужили романы Я.К.Занкиева «Иртыш тацнары» («Зори Иртыша»), «Ялкында етелгэн мэхэббэт» («Любовь, объятая

пламенем») и рассказы Б.В.Сулейманова «Абу баба» («Дед Абу»), «Нэби, яки кетелмэгэн очрашу» («Наби, или неожиданная встреча»), «Эйлэнденме, улым?» (Ты женился, сын?), «Беренче мэхэббэт» («Первая любовь»), «Эни» («Мама»), «Булэк» («Подарок»).

Предметом исследования стали воплощенные в прозе художественно-философские воззрения и художественная концепция личности в

произведениях сибирско-татарских писателей XX века.

і і

Методы исследования. Цель и конкретные задачи обусловили выбор методов, адекватных предмету исследования: в диссертации используется системный подход, позволяющий характеризовать художественную концепцию личности в творчестве сибирско-татарских писателей в контексте философских, религиозно-этических, культурно-исторических, социальных проблем современности, который сочетает в себе элементы историко-литературного, сравнительно-типологического изучения литературных произведений.

Теоретическая основа исследования. В решении конкретных вопросов в рамках поставленной проблемы мы опирались на концепцию героя, разработанной в трудах М.Бахтина, Б.Томашевского, Л.Гинзбург, М.Храпченко, А.Колобаевой и мн.др., на основные положения современной теории литературы, философии и эстетики о развитии общества, о роли искусства, художественной литературы в жизни человека, правдивого изображения действительности в историческом плане.

Также значительными для диссертационного исследования явились труды Т.Лессинга, Г.Гегеля, В.Белинского, Н.Чернышевского, Е.Бертельса, Г.Ломидзе, В.Щербины, Ю.Борева, С.Лармина и др.

Естественно, научные труды видных татарских ученых были объектом пристального внимания. Теоретические размышления таких известных ученых как Г.Ибрагимов, Дж. Валиди, М.Гайнуллин, Г.Халит, Н.Нуруллин, Ф.Хатипов и многих других послужили толчком при исследовании художественной концепции личности в творчестве Я.К.Занкиева и Б.В.Сулейманова.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследуется специфика концепции личности в произведениях сибирско-татарских писателей, выявляются ее духовно-нравственные ориентиры, основные традиционные качества сибирского человека, его культурно-историческое своеобразие.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов по региональной литературе XX века, при составлении трудов по истории татарской литературы, при преподавании гуманитарных дисциплин в вузах, а также при написании учебников для вузов. Материал диссертации представляет интерес и для учителей литературы в средних общеобразовательных учреждениях.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены в докладах на межрегиональных, Всероссийских и Международных научно-практических конференциях: «Всероссийская научно-практическая конференция «Сулеймановские чтения» (г.Тобольск, 2008 г.); «Всероссийская научно-практическая конференция «Тумашевские чтения» (г.Тюмень, 2007 г.); «Всероссийская научно-практическая конференция «Занкиевские чтения» (г.Тобольск, 2009 г.); Международная научно-практическая конференция «Роль иностранных языков в подготовке

і і

специалистов нефтегазового комплекса: проблема и перспективы изучения в современных условиях» (г.Тюмень, 2009 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Становление идейно-творческого кредо писателя

В конце XX века татарская литература вступила на путь поиска новых форм художественности. Начало социально-политических реформ, изменивших культурную ориентацию общества, сопровождалось сознательным интуитивным приближением татарской художественной словесности к национальной культурной традиции, что возродило интерес к региональной литературе.

Именно в 60-90 годы XX века на арене татарской литературы появляются перед обширным кругом читателей две величайших личности Сибирской земли — прозаик Я.К. Занкиев и поэт Б.В. Сулейманов, в творчестве которых отражается любовь к своему народу и родной земле.

«Люди не всегда преимущественно интересуются содержанием художественных произведений. «Обнять» целиком форму им не всегда удается. Поэтому из книг выхватываются «отдельные места». А воздействие произведения как «целого» воспринимается бессознательно» [Гете 1937:718]. Чтобы постичь идею, которая изнутри организует произведение, формирует его художественное вещество, надо понять сцепление событий, связь человеческих характеров, движение авторской мысли, надо войти в произведение, как в воду, от берега, - от первой фразы, чтобы потом выплыть на его глубину.

Каждый художественный стиль имеет свою идею. Не обладая своей особой плоскостью существования в произведении, идея, однако, формирует его художественную реальность и обнаруживается во внутренних законах связи, действующих в нем. А. Блок четко сформулировал эту мысль: «Душевный строй истинного поэта выражается во всем, вплоть до знаков препинания» [Блок 1962: 515]. Наиболее плодотворным в постижении секретов мастерства считаем путь не от художественного текста к концепции, а от концепции к тексту, к закону стиля, подчиняющему все. «Обнаруживать связи и тем самым создавать произведения искусства» великие считали задачей человеческого духа, полагая, что во всяком произведении, «вплоть до самого малого, все сводится к концепции» [Гете 1937:720].

Обратившись к анализу романа-эпопеи Я.К. Занкиева «Зори Иртыша», проследим своеобразие его внутренней организации, обусловленное общей идеей.

Роман как художественно емкая форма — это всегда акт творческого познания эпохи писателем, это его открытие. В романе в синтетической форме выражается и талант художника (способность максимально глубоко понять характерные явления эпохи и отразить их в неповторимо индивидуальных . типах, своеобразных героях), и философская значимость мысли автора, пронизывающая всю художественную ткань произведения. Только тогда возникает адекватность художественной системы романа характерным явлениям эпохи. Исторически понятая и открытая писателем правда жизни становится художественной правдой. Чем талантливее художник, тем глубже он проникает в тайны жизни и находит, вырабатывает в муках творчества новые приемы и способы, придает слову особую значимость, создает оригинальное произведение, делает художественное открытие.

В своей монографии «Формирование и развитие татарской литературы Тюменского региона» Ф.С. Сайфулина пишет, что «И в дилогии «Зори Иртыша», и в романе «Любовь, объятая пламенем» Я.К. Занкиева отражены многие черты, присущие жанру исторического романа. Автор показывает себя как талантливый писатель, хорошо знающий особенности большого жанра. Произведение интересно широким охватом событий, в нем сложные события раскрываются через сложные сюжетные линии. Каждый герой, который вводится автором в произведение, имеет собственное лицо, свой голос, характер. И даже в изображении так называемых маленьких, эпизодических героев автор исходит из тех же требований, что и по отношению к главным героям» [Сайфулина 2007: 188].

Первая книга романа «Зори Иртыша» получила официальное признание. За это произведение автору была присуждена Государственная премия РТ имени Г. Тукая. Прежде всего за то, что Я.К. Занкиев показал здесь героев с разными характерами, со сложной судьбой в центре исторических событий. Например, главный герой романа Мухамед Уразаев относится к амбивалентному типу личности, который переживает противоречивое эмоциональное состояние. В первой книге романа отчетливо прослеживается, что изначально в его сознании доминируют коммунистические идеи, а во второй книге романа Мухамед понимает, что глубоко заблуждался.

Сюжет романа строится по принципу семейных гнезд. Я.К. Занкиев обнаруживает незаурядный талант и умение связывать конкретное (своеобразный характер героя) с острейшими социальными процессами. Время в романе словно спрессовывается (автор свободно перемежает повествование о настоящем с экскурсами в прошлое, заставляет героев самих осмысливать свой жизненный путь, оценивать поступки, решать вопрос о смысле жизни). Повествование в первой книге романа «Зори Иртыша» ведется скачкообразно: от событий первой революции - к гражданской войне, от коллективизации - к Великой Отечественной войны.

События происходят в России, Тюменской области, деревне Ялан. В поток исторических событий включена судьба главного героя Мухамеда Уразаева. Плавное течение сюжета нарушается изображением кульминационных пунктов социальных противоречий, взрыва острейшей классовой борьбы в революционное и послереволюционное время (вплоть до коллективизации). События в романе сложно преломляются в душах, в переживаниях героев и определяют их идейно-нравственный облик. Так писатель, достигая порой сгущенной выразительности, показывает, какие коренные изменения произошли в жизни сибирского села. За годы советской власти до неузнаваемости изменились люди, их внутренний мир, их мировоззрение и нравственные представления.

Но писатель далек от того, чтобы снимать противоречия, не видя сложнейшей динамики их развития. Когда речь в романе шла о революционном периоде и периоде гражданской войны, тогда такой подход оправдывал себя. Открытая классовая борьба, участие в ней представителей рабочего класса и крестьянства, острейшие перепетии гражданской войны — все это отражало особенность революционного времени, правдиво характеризовало период становления советской власти. Между действиями героев и обстоятельствами возникла теснейшая взаимосвязь.

Писатель остро ставит в романе важные нравственные проблемы, стремится заглянуть в бездонные глубины души героев, их сложные психологические, личные переживания и взаимодействия. Я.К. Занкиев показал неразрывную связь социальных и нравственных миропредставлений, определяющих поведение героев. Запутанность личных судеб отражала сложность классовой борьбы той эпохи.

Писатель создает запоминающиеся образы представителей молодежи. Он показывает, как молодые герои самоотверженно трудятся, мечтают совершить подвиг, рвутся попасть на фронт.

Демонстрируя социальные изменения, происшедшие в Сибири за годы советской власти - Я.К. Занкиев добивается в своем романе заметного успеха. Ему удается раскрыть идейно-нравственное величие трудового народа.

Идейный центр в первой книге «Зори Иртыша» образуют положительные герои-коммунисты, воплощающие в себе революционную силу эпохи и созидательную мощь социализма. К этим героям следует отнести Иосифа Белкина, который был большевиком, беспокоившимся за судьбу простого народа. «Белкин, прошедший трудный путь войны, оставивший на германском фронте руку, потерявший здоровье, своей тактичностью, глубокими знаниями завоевал у Мухамеда любовь и уважение... А самое крепкое оружие Иосифа Белкина — вера. Он верил в победу добра над злом, в хорошую жизнь для всех. Во имя этого и боролся» [Занкиев 1996: 14-15]. С другой стороны, он был тонким психологом, который понимал, когда человек врет, а когда говорит правду, всегда знал кому следует поручить трудное задание и на кого можно положиться в критической ситуации. Он, по-своему характеру рассудительный, проницательный и мудрый, человек с большим опытом.

Концепция личности и гуманистический пафос Я.К. Занкиева. Типы личности в романе Я.К. Занкиева «Любовь, объятая пламенем»

Вера в человека, в его возможности преобразовать мир, создать подлинно человеческие обстоятельства, всегда способствовала раскрытию всех действительных возможностей личности.

Споры о будущем человечества в искусстве ведутся не в отвлеченных понятиях и умозрительных рассуждениях. Они воплощаются в той или иной концепции человека.

Писатель же, изучая реальные личности, выявляя неповторимую их индивидуальность, тем самым изучает и общественные отношения. Диалектика исторического действия, место и роль в ней реальных личностей - первооснова для искусства, которая ставит своей целью познание жизни и человека. Обращение к личности, его характера требует от писателя истинного мастерства и широчайшего кругозора, полной осведомленности и обостренного внутреннего чутья. Она представляется в формах строго единичных и индивидуальных, имеет базисную целостность, предстает перед нами в виде совокупности индивидуальных черт, который определяется характером человека.

Таким образом, в художественной литературе у писателей появляется больше возможностей показать не только динамику настроения и поведения, но и отобразить своеобразное мировоззрение человека, его духовный мир и характер. Талант писателей дал им ту возможность осознание человеческой природы, которая позволила более детально и точно описать поведение людей. Поэтому вымышленные герои порой кажутся нам такими реалистичными. Они поступают непредсказуемо и при это вызывая у читателей достаточно характерную эмоциональную реакцию.

Писатели, по своей сути, являются тонкими психологами, которые интуитивно ощущают связь между материальным и духовным в человеке. Они способны видеть эволюцию развития личности от рождения до смерти, і отображая закономерности проявления различных черт характера. Талантливые писатели способны создать и охарактеризовать психологические типы людей, не зная принципы самой типологии.

Характер в литературоведении определяется, как образ человека, очерченный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, через который раскрываются как тип поведения в соответствующей общественно-исторической ситуацией, так и характерная писателю нравственная и эстетическая концепция человеческого бытия. В свою очередь , характер в художественной литературе определяет собой совокупность общего и индивидуального, а в искусстве характер показан художественно изображенной личностью. По своей сути он показывает реальный человеческий тип, тем самым идеологически проясняет его.

Исходя из этого, следует, что каждый тип личности в литературоведении, формирующийся в процессе жизни, можно сопоставить с психологическим направлением его изучения. Взаимное соотношение типа личности с научной точки зрения с одной стороны, способствует пониманию мира человеческих переживаний, а с другой стороны позволяет производить сугубо теоретические і изыскания.

В результате анализа, следует отметить, что каждый тип личности является не просто объединением свойств: в их сочетаниях проступает закономерность и определенная логика. В описании типов личности можно выявить некий конгломерат разнородных свойств. В них содержатся свойства характера и личности. Перед мастерами слова стоит главный вопрос, определить каким образом отдельные свойства характера являются инициаторами созданию соответствующих свойств личности. Активность социума, устремленная на становление личности, да и весь процесс становления личности встречает в индивидуальных свойствах характера разную основу, и в результате таких встреч становится возможным типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они показаны в типах характера свойственные той или иной личности. Типы характеров в нашем понимание - это определенная категория людей, которые заключают в себе как внутренние, так и внешние индивидуальные черты. В зависимости от влияния жизненных обстоятельств, требования социума и самой личности тип характера со временем изменяется.

Каждый человек имеет уникальный характер, который по своему неповторим. В процессе анализа типа личности используем классификацию немецкого ученого Э. Шпрангера, предложенную им уже лет двадцать назад. Он полагал, что для установления типологии человека решающее значение имеет учет тех сфер жизни, тех ценностей, которые особенно привлекательны для него. «Э. Шпрангер выделил шесть основных ценностей и, соответственно, предложено шесть различных типов людей, а именно: 1) теоретический человек (или человек теории), которого преимущественно привлекает познавательная сфера; высшей ценностью, которую он может ощутить и которая движет им1, является познание; 2) эстетический человек, для которого высшей и актуальной ценностью является прекрасное, искусство; 3) экономический человек, для которого на первом плане стоят экономические ценности, материальные блага; этим главным образом предопределены мотивы его поведения; 4) для политического человека высшую ценность представляет собой власть; в своих действиях и стремлениях он исходит из этой ценности, везде и всегда стремясь к господству; 5) социальный человек, для которого наиболее привлекательным является не господство над другими, а служение людям; он отдает предпочтение не власти и господству, а солидарности и сотрудничеству; 6) для религиозного человека высшей ценностью, смыслом жизни, направляющим всю его деятельность, является Вселенная, Бог» [Психология личности 2001: 131].

Следует отметить, что при рассмотрении классификации типов личности, в нашей работе мы в большей степени основываемся на варианте предложенным Ю.М. Павловым. Так для некоторых героев романа Я.К. Занкиева типы личности рассматриваются как амбивалентный, эгоцентричный и религиозный.

Амбивалентный тип — это особенности двойственного переживания, когда у человека на один и тот же объект возникает два противоположных чувства.

Эгоцентричный человек - это человек, который не может изменить свое изначальное, коммуникативное представление о каком-то объекте. По другому следует сказать, что для достижении своих целей, личность остается при своем мнение, даже перед противоположной его опыту информацией.

Таким образом, каждый герой в художественном произведении соответствует тому или иному типу личности, в зависимости от характера поведения человека в обществе и его внутренних размышлений, от рода деятельности и от его предпочтения.

Я.К. Занкиев в своих произведениях и во всей своей общественной деятельности выступал не только как художник, но и как воспитатель и наставник людей, подтверждая свой тип личности. В произведении «Любовь, объятая пламенем» мы рассмотрим только общие черты каждого типа личности. В романе вся сюжетная фабула разворачивается вокруг Зиннура.

Эволюция личности в фабуле малой прозы Б.В. Сулейманова

В начале 60-х годов в татарскую литературу буквально врывается энергичное, бурное поколение, со своим новым взглядом на жизнь. С их спорными убеждениями литература встает на путь осмысления общечеловеческих ценностей, личностного начала. К этому поколению мы смело причисляем Б.В. Сулейманова, которого считают основоположником профессиональной сибирско-татарской литературы.

Творчество Б.В. Сулейманова завидно самобытное, подлинно-национальное по своему облику и складу. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ не только для себя, но и для всех, познавая его самозабвенно, любуется им.

Достоверную оценку творчество Б.В. Сулейманова получает в трудах доктора филологических наук, профессора Ф.С. Сайфулиной, которая первая в татарском литературоведении дает масштабную характеристику творчеству сибирско-татарских писателей Тюменского региона. По ее мнению: «У каждого народа есть личности, с именами которых связано его достоинство, чувство гордости, понимание величия народа. Для Сибирских татар такой личностью является поэт, общественный деятель, до конца преданный своему народу человек, Булат Сулейманов. Поэт, который одним из первых в татарской поэзии смог воссоздать своеобразный образ татар, проживающих в Сибири, раскрыть богатейшую, многогранную душу татарского человека и увековечить в татарской литературе тему Сибири. В его книгах сохранились раненая от жестокой несправедливости мира и беспокойная душа поэта-лирика, несгибаемая воля поэта-борца. В них - безграничная любовь и уважение поэта к родному народу, родной земле» [Сайфулина 2007: 67]. і

Выдающийся художник слова сибирско-татарской поэзии Булат Валикович Сулейманов родился 28 мая 1938 года на Иртыше, в татарском ауле Супра Вагайского района Тюменской области, в семье колхозника - рыбака. Его отец, Сулейманов Валиулла Халиуллович и мать, Сулейманова Атия Якаевна, коренные жители Тюменской области оба всю жизнь проработали в колхозе и воспитали восьмерых детей.

Основные темы его творчества это родной край, Сибирь, нелегкий труд нефтяников и буровиков. Его стихотворениям присуща полнота, неоднозначность высказывания, гармоничность, прозрачность и глубина. Современники Булата также отмечали его необыкновенный дар. Например, поэт А.Гришин писал: «Он был прежде всего поэтом, редким, потому что истинным. Легко ранимым. Обидчивым, но и отходчивым. Он был первым профессиональным поэтом своего народа - сибирских татар. Теперь после его ранней смерти, думаю, можно произнести это обязывающее слово -основоположник. Впервые я увидел его стихи в «Юности». За ту подборку, где было напечатано и его программное стихотворение «Я - сибирский татарин», он был удостоен премии известного журнала. А личное знакомство состоялось, когда он принес мне подстрочный перевод своего «Весла» и попросил перевести. Мало сказать, что стихотворение мне понравилось. Это было -настоящее: Отпусти меня, берег, — умоляет весло. Море — вот мой товарищ! С ним легко и светло. Там восход мой пылает, там закат мой горит. Отпусти, -умоляет. — Оттолкни, — говорит. И не хочет бедняга понять одного: это море швырнуло на камни его... Лаконизм, неоднозначность высказывания, прозрачность и глубина угадывались даже в подстрочнике, написанном прозой» [ Гришин : Тюменские известия].

В своей статье «У меня в Тюмени цветет Сирень» Б. Галязимов рассказывает о том, как однажды к нему в гости приезжал Б. Сулейманов: «Как и положено, мы пили густой, как сусло, чай... И почти до петухов спорили о поэзии. Булат кипел, точно вода в чайнике... В те дни я перевел три его стихотворения и опубликовал в областной газете. Переводы были холодными, что вызывало новый прилив ворчания гения из Супры: «Фамилия моя, а все остальное галязимовское!»

И вдруг однажды я увидел стихи Булата в переводе... Саши Гришина. Переводы были, конечно же, вольными. Однако Булатовская манера письма и образность каждой его строки были схвачены до удивительного точно. Девять творений первого сибирско-татарского поэта Саша Гришин включил в свой последний сборник. Подборка стихов строго обособлена и называется она «Эхо Булата» [Галязимов : http://zametki.lciev.ua/grishyn/memory/b_galyazimov.html] .

За годы жизни Б.В. Сулейманова вышли на свет такие сборники, как «Первая ласточка» (1970 г.) «Фонтаны зорь» («Таннар фонтаны», 1980), «Дикая рябина» (М., 1986), «Белый метеор» («Ак метеор», 1988). В его стихах воспевается красота сибирской природы и жизнь сибирских татар. Многие произведения переведены на русский, киргизский, азербайджанский языки.

Х.Ч. Алишина в статье «Благодарной памяти Булата - поэта редкого, истинного...» пишет: «Творчество Булата Сулейманова завоевало широкое признание в народе, дало мощный импульс развитию татарской литературы края» [Алишина : Тюменская область сегодня ].

В 80-е годы увидели свет и малая проза Б.В. Сулейманова на страницах журнала «Казан утлары» («Огни Казани») рассказ «Абу баба» («Дед Абу») (1983), на страницах газеты «Яцарыш» («Возрождение») такие рассказы, как «Булэк» («Подарок») и «Энием» («Мама»). В сборнике «Мин себер татарымын» «Я - сибирский татарин» (1998) вышедшем после смерти поэта наряду с этими рассказами публикуются следующие произведения «Нэби, яки кетелмэгэн очрашу» («Наби или неожиданная встреча»), «вйлэнденме, улым?» («Ты женился, сын?»), «Беренче мэхэббэт» («Первая любовь»).

В автобиографии, написанной самим писателем в 1980 году, известно то, і что он работал над новой книгой «Иртыш дулкыннары» («Волны Иртыша»).

Наряду с поэтическим творчеством Б.В. Сулейманов неоднократно выступал в печати с проблемными статьями, как «Нет языка - нет и народа», «Сибирские татары — кто мы?», в которых защищал право своего народа на нефальсифицированную историю, на развитие языка и культуры, на достойное существование земляков из татарских деревень. В этом деле Б.В. Сулейманова можно сравнить еще с одним народным борцом своего времени - Г. Исхаки (1878 — 1954 г.г.), писателем начала XX века, который смотрел на литературу в духе социально-преобразовательских идей своего времени - как на орудие борьбы за переустройство жизни. Это человек, который был готов все свои силы отдать народу.

Их пламенная любовь к своему народу, неустанная борьба за духовное и экономическое развитие, за просвещение нации, большая вера в ее творческие і силы и будущность, принципиальность, настойчивость, борьба за справедливость - таковы основные черты, определяющие пафос прозы и публицистики как Г. Исхаки - так и Б.В. Сулейманова. і Б.В. Сулейманов обрел звонкую лиру поэта, наследуя богатые самобытные поэтические традиции своего народа. Сегодня большинство читателей знают о нем, как о первом профессиональном поэте татарской литературы Тюменской области XX столетия. И лишь небольшое их число знает Б.В. Сулейманова, как о писателе малого жанра.

Анализ художественной концепции личности охотника-сибиряка в рассказе Б.В. Сулейманова «Абу баба» («Дед Абу»)

Первый профессиональный поэт и писатель сибирско-татарской литературы Б.В. Сулейманов в рассказе «Абу баба» раскрывает нам личность сибирского жителя. Рассказ Б.В. Сулейманова назван именем главного героя «Абу баба». Здесь описывается судьба опытного охотника-сибиряка, который всю свою I жизнь охотился и помогал своим делом не только своим селянам выжить в трудные годы войны, но и сдавал добычу государству. Абу баба - это демократичный и отзывчивый, добродушный и доверчивый, плохо разбирающийся в людях человек. Всю свою жизнь старался не спорить с людьми, а, наоборот, помогал и относился к ним всегда с уважением. В народе говорят, что «человек судит о других по себе», эту жизненную аксиому автор подтверждает через образ своего героя. ,

Повесть начинается с описания природы Сибири, сравнивая заболотные места с Венецией, плавно переходя на то, что на противоположных берегах Иртыша расположены две деревни, одна татарская деревня Козоклы, а другая русская Урыс Козоклысы. «Эти места в Сибири называют заболотьем. А ученые, то ли из-за маленьких ручейков вытекающих из озера, то ли из-за большого количества воды эти места сравнивая с Венецией, называют заболотной Венецией». («... бу якларны Себердэ «саз яклары» дип атап йертэлэр. Э галимнэр исэ куллэрнец, кечкенэ инешлэренец, гомумэн, суныц куплегенэ карап булса кирэк, бу якларны мэшЬур Венеция белэн и чагыштыралар, «саз ягы Венециясе» дип атыйлар») [Сулейманов 1998: 121]. Далее мы узнаем, что Абу баба два года на ферме присматривает за лошадьми. Раньше герой рассказа был известен на всю округу как опытный охотник. Даже сам автор акцентирует тот факт, что старика беспокоит не ушедшая слава, а то, что больше не сможет он ходить на охоту в тайгу. «Одни люди ложно думали, что Абу баба хотел быть известным и знаменитым. Но дело было не в этом. Всю свою жизнь он ходил на охоту в тайгу, а теперь Абу баба каждый час, каждую минуту проклинал свою судьбу. Он не смирился с тем, что расстался с тайгой и любимым делом. Неужели он больше не выйдет в тайгу. Днем и ночью эти мысли не давали ему покоя». («Кайберэулэрнец Абу баба ту рында шепрэткэ, данга кызыга икэн дип ялгыш уйлаулары бар. Лэкин эш анда тугел. Бетен гомерен тайгада, ауда йереп уткэргэн Абу баба сэгать саен, минут саен хэзерге язмышын каргый иде. Сеекле эшеннэн, тайгадан аерылуын пич кенэ дэ і і! кунегэ алмады ул. Тайгага бутэн чыгып йери алмас микэнни инде. Шушы хэсрэт кен-тон Абу бабаныц йерэк маен суыра иде») [Сулейманов 1998: 122].

Ф.Т. Валеев в своих исследовательских трудах писал, что «известно, что сибирские татары издавна занимались охотой и звероловством. Но в изучаемый период территории, в которых издавна обитали сибирские татары, усиленно заселялись, и в результате охота и звероловство для татар теряли свое прежнее значение. В предреволюционные годы в татарских селениях во старых районах их обитания охотников было мало» [ Валеев 1993: 90]

Автор шаг за шагом раскрывает причину всех бед главного героя, j, Военное время 1941-1945 г. В этом рассказе нет разворачивающихся военных действий, а трагизм военного времени автор повествует через действие эпизодических героев, простых деревенских жителей. По своему характеру Абу баба является добрым, сердечным, порядочным, милосердным и честным человеком. Герой Б.В. Сулейманова несет в себе те нравственные ценности, которые не потеряли свой вес во время войны.

В начале войны 1941 года Абу баба получает извещение о смерти своего сына Хасана, которое пошатнуло его здоровье. Герой умудрялся находить общий язык со своими болезнями, чтобы выполнить свой долг перед I) государством и фронтом. Абу баба не может себе позволить в тяжелое для страны время углубиться в свои проблемы, даже после того, как оставляет охоту, начинает работать на ферме. На работу приходит после того, как все расходятся домой из-за того, что ему было не по себе находиться в обществе одиноких женщин, чьи мужья воевали на фронте. Он берет под свою опеку круглую сироту Вали, чтобы оградить его от безнравственной Корбанбики енка, которая вместо того, чтобы ухаживать за мальчиком, предавалась удовлетворению своих пошлых потребностей. Он хорошо понимал жизнь сироты, так как сам вырос без родителей.

Абу баба никому не отказывал в помощи, старался сделать все, что было в его силах. Он жил и никому не мешал. Мы видим, что из его уст не прозвучало ни одной жалобы, а только «внутри все ныло» («эчтэн сыза башлады») [Сулейманов 1998: 122].

Государство каждый раз увеличивает по плану заказ на шкурки и, чтобы она была без брака. В последнее время Абу баба начал плохо видеть и стрелял не в голову зверька. Понимая это, он сам решает больше не заниматься охотой. Этот поступок показывает героя как сильную личность, который сумел признать причину своей вины и тем самым принять решение, отказавшись от любимого дела.

Б.В. Сулейманов искусно описывает характер героя через внутренний монолог. В монологе герой полностью погружен в себя: видит и слышит только себя; выражает только собственную точку зрения на вещи; его сознание не соприкасается с другими сознаниями. Поэтому мир героя, как правило предстает перед читателями в одностороннем порядке. Но тем не менее монолог ценен и как процесс внутреннего самораскрытия человека, и как своеобразный анализ. Монолог Абу баба звучит как исповедь героя о своей I судьбе. В данном случае человек делится самыми сокровенными мыслями, воспоминаниями, размышлениями. Художественное время в рассказе «Абу баба» упорядочено возвратным отношением настоящего к прошлому, т.е. отношение памяти: от воспоминаний о детстве, о молодости, о жене. Автор ставит своего героя в сжатое временное пространство. Все действие в рассказе происходит в течение одного дня, писатель старается показать прошлую и настоящую жизнь главного героя. Настоящая выражается через диалоги, а прошлое через внутренние монологи (уходит в свои мысли) героя. Например, через его диалог с другими героями і рассказа, которые появляются эпизодически, читатель узнает, что Абу баба , собирается оставить свое любимое занятие и говорит свое решение Нэби. Нэби всегда охотился вместе с Абу баба и относился к нему всегда с уважением и почтением, как к своему наставнику. В настоящее время работающий вместе с ним на ферме Ариф баба любит спорить, хвалить себя, при удобном моменте может съязвить над человеком. Из их диалога мы узнаем, что арестовали их односельчанку Муслиму и осудили на пять лет: «Из-за того, что выкопала из под снега и унесла домой пять килограммов колосьев» («Кар астыннан казып, биш килограмм башак жьшган очен») [Сулейманов 1998: 126]. Автор , повествует о тяжелых, суровых, холодных и голодных годах Великой , Отечественной войны, когда вся тяжесть жизни легла на хрупкие женские плечи, когда тысячи детей остались сиротами. Все эти мысли были близки Абу баба, так как ему всегда тяжело было находиться в обществе женщин, когда их мужья были на фронте, а он в тылу. Из разговора случайных гостей, которые постучались поздно ночью в его дверь, мы узнаем, что они охотники и послал их к Абу его друг Николай Фомич, чтобы он показал им дорогу в зимовье.

Похожие диссертации на Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В.