Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию творческой, выставочной и культурно-художественной деятельности и изучению художественного наследия Алексея Владимировича Исупова (1889-1957), рассмотренных в контексте отечественного и итальянского искусства первой половины XX в.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения творческого пути и богатейшего художественного наследия А.В. Исупова -русского живописца, рисовальщика, иконописца, скульптора, большая половина жизни которого прошла в Италии. Если российский период творчества Исупова более или менее известен, то итальянский -тридцатилетний период - остается неизученным, а рассеянные по миру произведения художника - до конца не выявленными и не исследованными. Эти лакуны не позволяют составить объективное представление о творческой деятельности и художественном наследии Исупова и, соответственно, не позволяют до конца прояснить вопрос о длительном присутствии русских в художественном пространстве Италии в 1920 - 1950-е гг. и определить их вклад в изобразительное искусство Италии, России и Русского зарубежья. Несмотря на возросший в последние годы интерес к искусству Исупова, все еще нет монографии, всесторонне и полно освещающей личность, творческую деятельность и художественное наследие мастера в контексте отечественного и итальянского искусства первой половины XX в. В решении перечисленных проблем и заключается актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. До последнего времени изучение творчества Алексея Владимировича Исупова, рассматриваемого в контексте отечественного и итальянского искусства первой половины XX в., предметом специального научного исследования не являлось. Не предпринималось и попыток выявления и описания большинства исполненных им произведений, обстоятельств их создания и бытования, что необходимо для составления полного научного каталога работ художника. Между тем имя Исупова привлекало внимание художественных критиков, уже начиная с 1910-х гг.
В обзорах культурно-художественной жизни Вятки, а потом Москвы и Петербурга, обозреватели периодических изданий не раз упоминали имя молодого художника как экспонента различных выставок. Так, в этот период имя Исупова встречается в каталогах выставок Вятского художественного кружка, ученических выставок Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок.
Немаловажную информацию о произведениях, созданных Исуповым в Средней Азии, содержит набор открыток, изданный в 1929 г. в Москве государственным издательством «Геокартпром».
Как показало исследование итальянской художественной критики 1920 - 1940-х гг., искусство русских живописцев, проживавших в это время в Италии, довольно редко подвергалось искусствоведческому анализу. Между тем творчество Исупова неизменно привлекало внимание обозревателей итальянской периодики. Важные сведения об адаптации русского художника в Италии и его участии в художественной жизни страны содержатся в газетных заметках и изданных в конце 1920-х-начале 1930-х гг. иллюстрированных каталогах персональных выставок Исупова в Риме (1926, 1928, 1933, 1945), Милане (1929, 1930, 1931, 1934, 1948), Генуе (1934), Флоренции (1934), Неаполе (1934, 1946), Ливорно (1935), Бергамо (1935), Триесте (1935, 1937, 1939) и Турине (1937), составленных М. Бианкале, А. Коласанти, Л. Монтанари, Д. Никодеми. Эти источники позволили реконструировать факты биографии художника, выявить его произведения, уточнить их датировки. Однако отсутствие в указанных каталогах информации о технике, материалах, размерах и местонахождении работ не давало возможности проследить дальнейшую историю их бытования в полной мере. В этом смысле немалую пользу оказали каталоги аукционов Sotheby's, Christie's, MacDougall's и др., содержащие описания работ Исупова и их качественные воспроизведения.
Наиболее значимым и полным прижизненным изданием о творчестве Исупова до настоящего времени является иллюстрированная монография ДЛТикодеми, изданная в Милане в 1949 г. Она содержит биографические сведения, краткий обзор творчества художника, историю создания отдельных произведений, сведения о их технике, материалах, размерах и местонахождении.
Появление статей о жизни и творчестве Исупова в СССР связано с возвращением на родину в середине 1960-х гг. художественного и документального наследия мастера и с организованными по этому поводу мемориальными персональными выставками Исупова, проходившими в Кирове (1971), Москве (1973) и Ташкенте (1977). Эти статьи содержат краткие биографические сведения и информацию о переданных в собрания Государственной Третьяковской галереи и Кировского областного художественного музея живописных и графических работ художника. Авторы - московские, кировские и узбекские искусствоведы В. Алексеева, (1972), О. Апухтин (1972), Л. Двинянинова (1971, 1989), О. Живова (1962), И. Любимова (1987, 1989, 1990, 2000) - в 1960-е и последующие годы рассматривали творчество художника в общих чертах, опираясь на картины только из указанных выше собраний.
:Музей неоднократно менял названия и подчиненность, поэтому в диссертации приводятся разные его названия, соответствующие описываемому периоду. Приведем эти наименования: Вятский художественно-исторический музей (1910 - 1918), Вятский губернский музей искусства и старины (1918 -1924), Вятский государственный областной музей (1924 - 1934), Кировский краевой художественный музей (1934 - 1936), Кировский государственный областной художественный музей (1936 - 2010; в 1936 -1989 - имени М. Горького, с 1989 - имени В.М. и A.M. Васнецовых), КОГКУК «Вятский художественный музей имени В.М. и A.M. Васнецовых» (с 2010).
Краткая информация о творческом пути Исупова и основная библиография по этой теме содержатся в очерке о художнике, опубликованном в первом издании биографического словаря О.Л. Лейкинда и Д.Я. Северюхина «Художники русской эмиграции»(1994) и в расширенном втором издании О.Л. Лейкинда, Д.Я. Северюхина и К.В. Махрова «Художники Русского зарубежья 1917 - 1939» (2000).
В 2008 г. в Кирове вышел в свет альбом произведений Алексея Исупова с обстоятельной вступительной статьей И.А. Любимовой -единственное на сегодняшний день качественно иллюстрированное российское издание, посвященное творчеству художника. Альбом включает произведения живописи и графики из самой крупной музейной коллекции работ А.В. Исупова, которая хранится на его родине, в Кирове, в Вятском художественном музее имени В.М. и A.M. Васнецовых.
Открывшаяся в 2009 г. в Государственной Третьяковской галерее монографическая выставка «Алексей Исупов. Россия - Италия», приуроченная к 120-летию мастера и 100-летию Вятского художественного музея, вызвала широкий зрительский интерес и способствовала появлению новых публикаций в периодической печати, но все они носили, главным образом, просветительский характер. Среди этих публикаций заслуживает внимания иллюстрированная статья И.А. Любимовой в журнале Третьяковская галерея» (2009).
Рассматриваемые в диссертации вопросы получили отражение также в мемуарной и эпистолярной литературе. О встречах с Исуповым в Италии вспоминали Ф.С. Богородский (1959), П.Д. Корин (1981), СТ. Коненков (1969), А.С. Курская (1965).
Характерно, что исследователи, занимающиеся изучением русской художественной эмиграции в Италии, ограничивались лишь упоминанием имени Исупова. Между тем проблема изучения художественного наследия Русского зарубежья и творчества русских художников, длительное время проживавших за пределами отечества, разрабатываемая в многочисленных трудах И.А. Авдюшевой, Т. А. Галеевой, И.В. Обуховой-Зелиньской, Д.Я. Северюхина, М.Г. Талалая, А.В. Толстого, Г.П. Тулузаковой, Е.П. Яковлевой и др., явилась весьма важной для понимания жизни и творчества Алексея Исупова на чужбине.
Объект исследования - отечественное и итальянское изобразительное искусство первой половины XX в.
Предмет исследования - творческий путь и художественное наследие А.В. Исупова.
Цель диссертации - исследовать творческую деятельность и изобразительное искусство А.В. Исупова в контексте отечественного и итальянского искусства первой половины XX в.
Задачи исследования:
- освоить фактологическую, источниковую и историографическую базу
исследования;
- рассмотреть основные направления и тенденции развития отечественного и
итальянского искусства первой половины XX в.;
- осветить вопрос длительного пребывания русских художников в Италии,
связанного с эмиграцией и командировками;
- реконструировать творческий путь А.В. Исупова и исследовать все
периоды его творческой деятельности;
- выявить, каталогизировать и систематизировать художественные
произведения А.В. Исупова;
проанализировать изобразительное искусство А.В. Исупова российского и итальянского периодов творчества художника;
выявить и охарактеризовать все персональные выставки А.В. Исупова, а также российские и итальянские групповые выставки 1900 - 1950-х гг., в которых принимал участие художник.
Теоретико-методологическая основа исследования определяется основными идеями, разработанными в таких гуманитарных науках как искусствоведение, философия искусства, эстетика, история России, история культуры, социология, теория анализа художественного произведения, музееведение.
Методологическим основанием диссертации является понимание того, что творчество русских художников на чужбине как культурно-художественное явление и составляющая мирового художественного процесса является частью русской художественной культуры.
В основу методологии положен принцип комплексного подхода к
проблеме, заявленной в диссертации. Он включает исторические и
эмпирические методы исследования, междисциплинарный анализ и
сравнительное изучение искусствоведческой, исторической,
культурологической литературы и архивных источников.
Историко-проблемный метод позволил обозначить поле исследования, определить его структуру и очертить круг источников; сравнительно-исторический метод - выявить общее и особенное в историческом развитии русского и итальянского искусства первой половины XX в. При помощи персонологического метода исследовалась творческая биография художника. Применение метода формально-стилистического анализа использовалось при детальном изучении произведений А.В. Исупова, что позволило проследить за эволюцией искусства мастера и оценить созданные им произведения с точки зрения их художественных достоинств. На основе собранного материала был использован метод реконструкции творческого пути и художественного наследия мастера, для чего проведен поиск
произведений А.В. Исупова, документальных и литературных материалов, в том числе каталогов выставок и прижизненных статей в периодических изданиях.
Источники исследования: труды по общим вопросам истории русской и итальянской культуры и изобразительного искусства, частного художественного коллекционирования и музейного строительства; монографии о творчестве русских и итальянских художников; материалы российской периодической печати 1900-1920-х гг. и итальянской периодической печати 1920 - 1950-х гг.; отечественные и зарубежные каталоги частных коллекций, художественных музеев, выставок и аукционов; опубликованные и неопубликованные мемуары и письма художественных деятелей; документальные материалы, в том числе неопубликованные письма русских художников и художественных деятелей из следующих фондов: ОР ГТГ: Ф. 11 (А.М Васнецов), Ф. 128 (А.В. Исупов); РГАЛИ: Ф. 2329 (Министерство культуры СССР. Управление внешних сношений. Отдел стран Западной Европы и Америки. Переписка с Посольством СССР в Италии, советскими учреждениями, организациями и отдельными лицами о возвращении из Италии в СССР картин русского художника А.В. Исупова), Ф. 2528 (С.С. Смирнов), Ф. 2598 (А.Н. Флейшер), Ф. 1938 (Собрание анкет художников, скульпторов, графиков), Ф. 660 (Московское общество любителей художеств); Государственный архив Кировской области: Ф. 1294 (Вятский художественный кружок); Ведомственный архив и отдел учета Вятского художественного музея имени В.М. и A.M. Васнецовых (акты приема и передачи произведений на постоянное хранение).
Положения, выносимые на защиту:
1. Выявление рассеянных по миру произведений А.В. Исупова и
исследование его творческой, выставочной и культурно-художественной
деятельности на протяжении российского и итальянского периодов жизни
позволяет наиболее точно реконструировать творческий путь мастера и
определить его художественное наследие.
Художественное наследие А.В. Исупова российского и итальянского периодов творчества - неотъемлемая часть отечественного изобразительного искусства.
Исследование творческой деятельности и изобразительного искусства А.В. Исупова в контексте отечественного и итальянского искусства первой половины XX в. способствует воссозданию объективной истории развития отечественного изобразительного искусства и заполнению лакун в общей картине культурно-художественного пространства России, Италии и Русского зарубежья.
Научная новизна исследования:
диссертация является первым монографическим исследованием на заявленную тему;
впервые в научный оборот введен обширный блок документальных материалов из отечественных архивов, связанный с пребыванием А.В. Исупова в Средней Азии и Италии;
- впервые детально реконструирован творческий путь А.В. Исупова;
- впервые выявлено, описано и каталогизировано около двух тысяч
произведений А.В. Исупова, принадлежащих государственным и частным
собраниям разных стран;
- впервые выявлены, исследованы и систематизированы все российские и
зарубежные выставки, в которых принимал участие А.В. Исупов;
- впервые проанализировано восприятие искусства А.В. Исупова
отечественной и итальянской художественной критикой.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут способствовать лучшему пониманию проблемы длительного пребывания русских художников на чужбине и, в частности, в Италии; осмыслению близости и различия между русскими эмигрантами и советскими гражданами, многие годы проживавшими в чужой стране; осознанию вклада русских художников в искусство страны их проживания. Материалы диссертации открывают перспективы дальнейших исследований творческой деятельности и искусства художников Русского зарубежья, а также изучения их взаимоотношений с представителями культуры и искусства страны пребывания. Выводы и обобщения, сформулированные в результате исследования, могут стать основой для изучения творческих биографий и искусства других художников Русского зарубежья.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при организации художественных выставок, проведении экспертизы и атрибуций произведений А.В. Исупова, их научной каталогизации, в образовательном процессе - при составлении курса лекций по истории отечественного искусства и художественной жизни России, по истории культурно-художественных связей России и Италии, по творчеству русских художников, длительное время проживавших в Италии, и по творчеству А.В. Исупова, в частности, а также при подготовке статей для энциклопедических и словарных изданий.
Рекомендации по использованию результатов исследования.
Материалы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях и практической деятельности историков культуры, искусствоведов, научных сотрудников музеев, галерей и антикварных салонов, а также при разработке лекционных курсов, учебных программ, специальных семинаров; при
составлении научных каталогов, справочных изданий, написании монографий, при подготовке экскурсий.
Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается полнотой собранного материала, включающего значительный объем художественных произведений, архивных документов и опубликованных трудов, а также их всесторонним анализом, осуществленным в соответствии с выбранными методами исследования.
Апробация исследования. Результаты исследования изложены в тринадцати статьях диссертанта 2007 - 2011 гг. (в том числе трех статьях - в сборниках, рекомендованных ВАК РФ), опубликованных в Санкт-Петербурге, Москве, Кирове, Орле (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 6,8 п.л.), а также в докладах на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференциях: «Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья: проблемы, открытия, перспективы исследований» (СПб., 2007), «Роль Академии художеств в развитии отечественного изобразительного искусства» (Киров, 2007), Региональная отчетная музейная научно-практическая конференция (Киров, 2008), «Вятская культура. История и современность. Традиции и перспективы» (Киров, 2009), «История создания провинциальных музейных собраний России. Традиции и современность» (Киров, 2009), «Музейные собрания. Исследование, сохранение и перспективы развития» (Киров, 2010), XIII международная научно-практическая конференция «Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры» (Одесса, 2010). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры рисунка РГПУ имени А.И. Герцена.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, поделенных на разделы, заключения, перечня архивных материалов, библиографии на русском, итальянском, английском, немецком и голландском языках (363 наименования), двух приложений - Альбома иллюстраций (59 сюжетов) и «Летописи жизни и творчества А.В. Исупова». Основной текст с примечаниями составляет 163 с, общий объем диссертации - 244 с.