Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв. Куликова Светлана Михайловна

Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв.
<
Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв. Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв. Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв. Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв. Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Куликова Светлана Михайловна. Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Куликова Светлана Михайловна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2008.- 381 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/101

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование творческой индивидуальности. Истоки и влияния

1 . Годы учёбы и начало творческой деятельности 25

2. От пенсионерской поездки до академика 62

Глава II. Своеобразие творчества И.С. Куликова на примере портретных и жанровых произведений

1. Портретный жанр в творчестве И.С. Куликова 73

2. Жанровые произведения И.С. Куликова 99

Глава III. Поздний период творчества И.С. Куликова .

1 « Творчество И.С.Куликова после 1917 года до конца 20 -х гг. XX века» 139

2 « Творчество И.С.Куликова от 1930 - х гг. до 1941 г.» .167

3. О муромских изостудиях и их основателе художнике И.С. Куликове 176

Заключение 183

Библиография.

1. Использованная литература 188

2. Использованные архивные материалы 213

Принятые сокращения 217

Приложение 1. Летопись жизни 218

Приложение 2. Каталог произведений И.С. Куликова 219

Приложение 3. Выставки, в которых участвовал И.С. Куликов 330

Приложение 4. Список иллюстраций 335

Приложение 5. Иллюстрации 343

Годы учёбы и начало творческой деятельности

С тех самых пор, как была основана Академия Художеств, из разных мест необъятной России сюда стекались молодые таланты. И город на Неве создал из них блестящих живописцев, скульпторов, архитекторов. Так было в ХУІІІ, XIX, XX веках. Город соединял их навеки; и как бы потом не сложилась их судьба: начало - начал - это Санкт-Петербург, это Академия Художеств. От учителя к ученику шла неразрывно эта нить, не прерывающаяся до бесконечности. И.Н. Крамской, И.Е. Репин и ученики Репина: Б.М. Кустодиев, И.С.Куликов, - все они съехались из разных уголков России, но город на Неве их объединил для общего дела - служения искусству. И.Е.Репин воспитал большое количество учеников, среди которых много имен, составляющих гордость русского искусства; всем им он дал определенные творческие навыки, но каждый из них принес в Академические классы своё, присущее только ему. Илья Ефимович бережно относился к творческой индивидуальности своих учеников, в любом из них он видел что-то особенное. Однако многие из его учеников известны лишь узкому кругу специалистов, занимающихся данным кругом проблем. Так, одного из любимых учеников И.Е.Репина, Ивана Семеновича Куликова, современные зрители знают сегодня в основном, как соавтора Репина и Кустодиева в работе над совместной картиной " Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения ". А между тем, имя его было популярно в начале XX века. Еще до революции - в 1915 году он стал Академиком живописи, был в центре культурной жизни, являясь участником многих популярных и престижных выставочных объединений. На ежегодных выставках он участвовал своими новыми и интересными работами. За долгие годы творчества количество его работ составило более тысячи экспонатов, большая часть, из которых хранится в Муромском историко-художественном музее.

Многие авторы, анализирующие художественную культуру начала XX века, характеризуя творчество И.С.Куликова пишут о том, что это автор одной темы и одного направления. Но, несмотря на правильность подобного суждения все же, взглянув на произведения И.С.Куликова различных периодов творчества, можно сказать о широком диапазоне тематики его произведений.

Наследие И.С.Куликова разнообразно по видам и жанрам, и вместе с тем едино по своему содержанию, по своей направленности. Нельзя не согласиться с мнением искусствоведов пишущих о художнике, что всё его творчество посвящено деревне, крестьянскому быту. Основные темы своих произведений Куликов находил в повседневной жизни родного Муромского края: его праздников, ярмарок, гуляний. Эти мотивы были воплощены и в творчестве его друзей и соучеников по Академии Художеств Б.М.Кустодиева и И.С.Горюшкина-Сорокопудова.

Во всем творчестве И.С.Куликова заметно стремление отобразить то, что окружало его в повседневной жизни; это и красота русской природы и показ характера русского человека. Именно поэтому в данное исследование нами включены многочисленные портреты, жанровые сценки и пейзажные мотивы.

Поиски красоты в повседневном - характерная черта творчества художника. Его путь начался еще в начале века, во время появления новых форм и новых тем в искусстве. И.С.Куликов пошел по пути, проложенному его учителями, художниками шестидесятых, семидесятых годов XIX в. Он продолжил традицию своих предшественников, передавших в надежные руки дело всей жизни - создание русской школы живописи. Верность наставлениям своего великого учителя И.Е.Репина - вот то качество, которое характеризует в дальнейшем все творчество, все жизненные принципы художника Ивана Семёновича Куликова.

Итак, Куликов, один из любимых учеников И.Е.Репина, чьему творчеству посвящено несколько подробных монографических исследований, на сегодняшний день остается всё же живописцем до конца не изученным и не известным широким искусствоведческим кругам. Все это говорит о том, что необходимо всесторонне изучить его творческий путь, собрать воедино многочисленные произведения художника, разбросанные волею судьбы по разным музеям страны и частным собраниям.

Иван Семёнович Куликов (ил. 1-4) родился в Муроме в простой трудовой семье, с детских лет, помогал отцу в малярных работах . В автобиографии, написанной позднее, уже для Академии Художеств, он пишет 0 том, что вначале занимался живописью и рисованием дома, без всякого руководства . Его увлечение было замечено в уездном училище, куда он поступил после окончания начальной школы, где Куликов получил первоначальное художественное образование .

В годы учёбы Куликова рисование уже было обязательным предметом, в то время как ранее рисованию отводилась вспомогательная роль, как предмету, избираемому по желанию учеников, и как общеобразовательной дисциплине. В учебных заведениях того времени получил распространение « Курс рисования» А.П. Сапожникова, который появился в 1834 году и был первым методическим пособием. Он был составлен русским художником, как пособие по рисованию для общеобразовательных учебных заведений. В этом пособии указывались новые направления в преподавании рисования, и рисование рассматривалось, как общеобразовательный предмет4.

В основе курса А.П. Сапожникова лежала система художественного обучения А.Г. Венецианова, основной смысл которой заключался в работе с натуры. Сами методические пособия, предназначенные для копирования учениками, были различной сложности: от элементарных геометрических фигур до анатомических муляжей; в младших классах рисовали геометрические фигуры, затем гипсовые орнаменты. Для перехода к работе с натуры, ученики пробовали изображать пейзажные элементы, такие как травы, цветы, деревья. Задания для старшеклассников усложнялось; здесь уже проходили изучение гипсовых моделей человеческого лица, делали рисунки с античных слепков, позже переходили к рисованию фигуры человека. Воспитанники должны были в процессе рисования научиться мыслить, анализировать и изображать конструктивное строение формы предметов, понимать законы перспективы, освещения5.

И.С.Куликов не был оторван и от местной художественной школы. Но в отличие от той плодородной почвы, на которой вырос его учитель И.Е.Репин и которая представляла, со слов Репина, так называемую «чугуевскую школу» , муромская среда ограничивалась лишь иконописными мастерскими. Одним из интереснейших муромских мастеров конца 17 - начала 18 века, чьи работы, вероятно, мог видеть И.С.Куликов, был Александр Иванович Казанцев, который, несмотря на преемственность традиций изографов Оружейной палаты, отличался самобытностью и своеобразием. В Русском музее хранится созданная им двухсторонняя запрестольная икона с изображением « Агнца в чаше» и Богоматерь « Нерукосечная гора» (1691 г., подписная); в Муромском историко-художественном музее находятся такие его подписные работы как: " Вседержитель" (1690 г.), " Страшный суд " и " Константин, Михаил и Фёдор" (1714 г.), " Сивилла " 1717 г. Примечательно, что Казанцев создал шесть икон сивилл « дев-пророчиц» для Николо - Набережной церкви в Муроме, которую уже в начале XX века изобразил на своём полотне И.С.Куликов.

Среди художников Мурома второй половины XIX — начала XX века, были очень неплохие мастера. Одним из таких мастеров был отец известного академика живописи А.И.Морозова, Иван Мартынович Морозов.

Познакомившись с одним из членов этой артели, И.С.Куликов стал вхож в последнюю. Счастливым случаем была для Куликова встреча с А.И.Морозовым, приезжавшим в Муром к отцу на летний отдых7. В своей автобиографии, хранящейся в доме-музее в Муроме , Куликов подробно описал встречи с А.И.Морозовым, который заложил основы мастерства будущего живописца и помог ему в дальнейшем обучении.

До нас дошла работа И.С.Куликова этого времени, - выполненная видимо, под руководством А.И.Морозова. Это не воспроизводившийся в публикациях рисунок с гипсовой головы , хранящийся в фондах рисунка Государственной Третьяковской галереи, в исполнении которой начинающий художник четко проработал пластическую форму, применил светотеневую моделировку и оконтуривание форм. Уже в это время сложились определенные художественные пристрастия И.С.Куликова. Из воспоминаний И.С.Куликова, находящихся в доме - музее художника в Муроме, мы узнаем, что в 1893 году он отправился в Москву для ознакомления с её достопримечательностями.

Портретный жанр в творчестве И.С. Куликова

Все художественное наследие Куликова можно условно разбить на два основных жанра, которые превалируют на протяжении всего зрелого творчества мастера. Этими основными жанрами были для Ивана Семёновича портрет и бытовой жанр. В данном разделе работы мы подробно остановимся на портрете.

Типология портретного творчества И.С. Куликова многопланова - это и станковые и монументальные полотна, которые можно дифференцировать по видам: парадный, интимный; по хронологии - это портреты написанные художником до 1917 года и после 1917 года, в поздний период творчества.

Портрет в понимании мастера — это, прежде всего углубленный интерес художника к портретируемому, к его внутреннему миру. Без всяких внешних изысков художник представляет свои модели, показывая главное - сложность натуры, нелегко прожитую жизнь, интеллект.

Ни в одном портрете Куликова, в отличие от его жанровых картин с обобщенными, типизированными образами, мы не увидим введение художником в ткань произведения пейзажа, как дополнения к характеристике.

Характерной чертой портретного творчества Ивана Семеновича Куликова можно считать пристальное, заостренное внимание на портретируемом. Много портретов созданы мастером на нейтральном фоне. Основной чертой портретных изображений И.С.Куликова является ровное и внимательное отношение художника к натуре. Доброжелательность - не только черта самого художника, но и его подход к модели; это то качество, которое он унаследовал от своего учителя И.Е. Репина, и которое он пронес через все свое творчество.

В период становления художника спектр портретных изображений не выходит обычно за рамки семейного круга или круга ближайших друзей, поэтому первыми портретируемыми зачастую становятся: отец, мать, родственники; вслед за портретами родителей идут портреты друзей по учебе.

У друзей Ивана Семеновича по ВХУ была хорошая традиция: в качестве модели для портретирования рисовать друг друга, благодаря чему они оставили большое количество портретных изображений. У нас, таким образом, есть возможность проследить эволюцию их творческого роста на протяжении длительного времени: от периода становления до этапа зрелого мастерства. В качестве третьей ступени портретного творчества, уже при получении некоторой доли известности художника, появляются заказные портреты. Начать портретную галерею необходимо с хрестоматийно известной работы Ивана Семеновича, какой является портрет отца1 (ил. 11).

Портрет, написанный еще в годы учебы в Высшем художественном училище - несомненная удача молодого художника. С одной стороны, это образ пожилого человека, задумчиво сосредоточившегося на своих внутренних чувствах, с другой стороны, социальный типаж человека с яркой индивидуальностью. В этом портрете Куликов сумел соединить и характерные черты персонажа и многоплановость образа, сумел показать и незаурядность модели. И все это в уже присущей ему живописной манере. В портрете есть целостность и убедительность, которая и является критерием ценности портрета.

В годы пребывания в Академии Художеств Куликов написал портрет друга Бориса Михайловича Кустодиева (ил. 12). Портрет был создан в Муроме, когда Кустодиев гостил у Куликовых в доме. Иван Семенович хотел увековечить друга в дорогом ему родительском доме, запечатлеть любимый уголок своей комнаты. Художник пытается выразить характер модели, её внутренний мир. Это не живописное пересоздание, а подражание натуре, метод позволивший приблизиться максимально близко к модели и дающий право констатировать сходство портретируемого и изображения. В этом портрете автору хотелось показать Кустодиева в интересно трактованной композиции. Портрет явился результатом многочисленных исканий молодого художника; дневником художника. Здесь уместно было бы вспомнить графические наброски, находящиеся в альбомах И.С.Куликова, которые он вел на протяжении всей жизни, и которые бережно хранятся в Муромском историко-художественном музее. В альбомах 1900 - 1901 гг. находятся рисунки и шаржи на Бориса Кустодиева, который был как предметом наблюдения, так, вместе с тем, объектом дружеских насмешек. Результатом их явились шаржи на этого ближайшего соратника по учебе в Академии Художеств которого автор живописного полотна знал великолепно. И видимо неслучайно портрет был создан в лирическом ключе. Как уже говорилось выше, друзья зачастую писали живописные изображения друг друга. Так портрет И.С.Куликова кисти Б.Кустодиева обнаружен в собрании Владимирской картинной галереи. Кустодиев пишет своего друга Ивана Семеновича в привычной ему деревенской обстановке с балалайкой в руках. Портрет Б.М.Кустодиева работы И.С.Куликова сейчас находится в доме-музее И.Е.Репина в Пенатах. Позже Куликов напишет еще одного своего товарища по Академии Л.В.Попова" (ил. 13).На первый взгляд этот портрет более прозаичен. Консервативность, скованность во всем: и в композиционном решении и в подаче модели. Лаконизм внешних деталей: от нейтрального фона до минимума аксессуаров. Но все это и помогает выявить всю глубину образа, его психологизм. Разноплановость композиционных приёмов Куликова, применяемых им в портретном творчестве, приводит к многоликости портретных изображений.

Картина " Параша " (ил. 14) стала мотивом многих последующих произведений Ивана Семеновича Куликова.

Но мы говорим этюд, картина, а не портрет; так ли это? Глядя на это лицо, думается, что это собирательный образ, общий типаж женской красоты, русской красавицы. Пока мы не поверили в сходство с моделью, мы не назовем его портретом. А ведь это портретное изображение, так как Иван Семенович писал с определенного лица, хорошо ему знакомого, но которого мы никогда не видели.

В одном из писем к матери Куликов пишет: " Возьмите у Николая Константиновича номер третей Нивы, там " Параша " напечатана моя и написано об ней, как она сидит и задумалась, да и как же ей не задуматься мало - ли у ней может быть горя"4. А, заканчивая письмо, он, как и во всех других письмах этого периода пишет, перечислив всех родных ему людей и Парашу. "

Кланяюсь и Параше"5. «Параша» написана художником широкой кистью и пастозными мазками, которые образуют на поверхности картины живописную мозаику. Эта столь характерная черта живописной фактуры произведения XX века является неотъемлемой частью этого полотна. Работа была замечена и принесла автору большой успех. Ее печатали во всех журналах того времени. А в 1901 году картина " Параша" была приобретена музеем Академии Художеств. Но самый большой успех и популярность принесла Куликову его дипломная работа: " Портрет В.А.Щуко "б (ил. 15). В ней он соединил все свое умение, все свои знания, весь свой блестящий талант. Картина была отмечена всеми, а её успех признали даже недруги7.

" Портрет архитектора В.А.Щуко", в дальнейшем известного зодчего, отмечен всеми искусствоведами, пишущими о И.С.Куликове, как один из лучших портретов художника.

Так в одном из писем П.Л.Вакселя, о котором речь пойдет ниже, к И.С.Куликову и В.А.Щуко, присланному из Рима, где в русском отделе построенному по проекту В.А.Щуко8 экспонировались несколько произведений И.С.Куликова, в том числе и знаменитый портрет архитектора В.А.Щуко, давший право автору на первую заграничную поездку и затем приобретенный А.Х., есть такие строки: « Русский отдел меня интересует, но гораздо большее впечатление производит на Вас древности " и далее, в следующим письме, в котором он дает оценку портрету, увиденному им на выставке в Риме: "Портрет Щуко мне очень нравится " . Вместе с И.С.Куликовым Щуко занимался в мастерской И.Е.Репина.

« Творчество И.С.Куликова после 1917 года до конца 20 -х гг. XX века»

Октябрьская революция призвала к власти совершенно новые классы, разрушила все старые организационные формы искусства и поставила перед художниками новые задачи в области искусства, ориентированные на иного потребителя и заказчика. Хаос революционной ситуации, приведший к замене одного потребителя изопродукции на другого, поставил художников в трудное положение: необходимо было перестроиться, изучив вкусы и желания нового класса, пришедшего к власти.

В первые годы революции И.С.Куликов не создал ни одного значительного полотна. В это время он, как и многие художники старшего поколения, обращается к ранее использованным темам. К этому периоду творчества И.С.Куликова относятся такие его произведения, как: " Базар " (МИХМ, 1919 г.), " Торговые ряды" (МИХМ, 1924 г.), "Погулянка" (ил.63) (Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 1924г.) и.т.д.

Несмотря на тяжелые условия жизни в первые годы после революции, у И.С.Куликова не было мысли о том, чтобы покинуть Родину, хотя мы находим в письмах к И.С.Куликову такие предложения от его близких друзей. В одном из неопубликованных писем его ближайший приятель Михаил Чуднов, корреспондент " Известий", пишет: " Невероятно трудно сидя в глухом Муроме, полудиком, некультурном городе, где как рыба в воде чувствуют себя господа Квасовы и им подобные, где нет людей, с которыми можно было бы поговорить, посоветоваться, которым были бы дороги и интересны искусства - работать, творить. Работать вслепую - самое трудное. Но при таком положении вещей истинный талант идет своим путем. Вам бы надо заграницу, может быть во Францию, Италию, Германию, Бельгию, (главное во Францию) а Вы, как когда-то мальчиком, вынуждены сидеть на месте и ждать, как и тогда, когда судьба в лице какого-то " доброго дяди" соблаговолит дать возможность жить Вам так, как Вам хочется, как требуют интересы Вашего искусства" .

В этот период жизни страны ряд крупных художников из Мурома занялись проблемой охраны памятников искусства и старины, которым угрожала опасность разбушевавшейся революционной стихии. Так Иван Семёнович Куликов, помимо создания станковых произведений, занялся музейной работой.

В январе 1919 года И.С.Куликов организовал городской историко-художественный музей в Муроме и несколько лет был его директором. Благодаря исследованию сотрудников Муромского музея, предоставивших эту информацию % можно подробно восстановить историю создания музея, коллекций, выявить сподвижников Куликова, делом жизни которых и явилось создание Муромского художественного музея. Созданию музея также способствовал интерес к русской старине, возросший в российском обществе во второй половине XIX - начале XX вв. Из столицы в провинцию проникали идеи коллекционирования раритетов и древностей, которые вылились в деятельность целой плеяды краеведов и коллекционеров. В Муроме таким энтузиастом изучения отечественной истории был Н.Г. Добрынкин (1835-1902 г.), создавший домашний музей и издавший несколько работ по истории края и города. К созданию музея закономерно вела и активизация научно-просветительской деятельности в среде муромского купечества и интеллигенции. С 1916 года в Муроме действовало научное общество по изучению родного края, при котором, по замыслу городского головы И.П.Мяздрикова, и должен был открыться музей. По инициативе В.И. Жадина (1896-1974 г.), впоследствии видного ученого - гидробиолога, 25 августа 1918 года, на средства, выделенные Отделом народного образования, в одной комнате дома № 13 по Николо-Можайской улице открылся краеведческий музей, экспонатами которого стали естественнонаучные коллекции, собранные юными краеведами. Чуть позже частью своих коллекций для создания музея поделились собиратели, как, например, А.Ф. Жадин. Музей местного края и можно считать предтечей Муромского историко-художественного музея (МИХМ) в его нынешнем состоянии. Осенью 1918 года фонды музея значительно пополнились историко-художественными экспонатами, конфискованными у участников левоэсеровского восстания (штаб-квартира которого находилась в Муромском Спасском монастыре) и переданными из уездной Чрезвычайной комиссии.

В начале 1919 года (по некоторым сведениям с конца 1918 года) по поручению отдела народного образования И.С.Куликов возглавил комиссию по отбору произведений искусства из собрания графини Уваровой, так называемой " карачаровской коллекции", названной так по местонахождению в селе Карачарово, расположенного в нескольких верстах от города - имения известных русских археологов - супругов Алексея Сергеевича (1825-1884 г.) и Прасковьи Сергеевны (1840-1924 г.) Уваровых. Начало коллекции графа Уварова было положено его знаменитыми предками - Разумовским, Шереметьевым. После смерти графа А.С. Уварова его жена составила каталоги коллекции, собранной графом в течение жизни. В разные годы в музей поступили собрания Н.Г. Добрынкина и самого академика живописи И.С.Куликова. Располагая большим собранием старинных русских костюмов, старинной утвари, И.С.Куликов принес это все вместе со своими картинами в дар родному городу. Открыт (МИХМ) для посетителей был в январе 1919 года и расположился в бывшем доме купцов Зворыкиных. Одним из первых директоров (МИХМ) был И.С.Куликов3.

Сразу же, после событий 1917 года, И.С.Куликов работал по художественному оформлению города к революционным празднествам.

По свидетельству Елизаветы Аркадьевны Куликовой - жены художника, можно заключить, что И.С.Куликов выполнял большое количество транспарантов, лозунгов, призывов, плакатов. Из созданного в это время ничего не сохранилось, а материалы, характеризующие эту работу - утеряны.

Интересен факт создания художником в 1920 году портрета муромского революционера Н.Тагунова, как отклик на революционные события; воспроизведён в книге Н.Беспалова. И.С.Куликов4. Автор книги пишет: " В 1918 году Куликов выполнил портрет Н.Тагунова, который был расстрелян во время белогвардейского мятежа в Муроме в июле 1918 года"5. Надо отметить, что не всегда официальная версия жизни персонажей произведений И.С.Куликова совпадает с реальными фактами. Нам удалось в неопубликованных архивных материалах отыскать факт тесного соприкосновения художника с персонажем своей работы уже в сороковые годы.

Так в 40-е годы, работая над портретом Чкалова, Куликов вынужден жить и работать в Москве, поэтому он зачастую принимает приглашения своих друзей пожить у них на какое-то время; в 1940 году он живет непосредственно у Н.Тагунова, о чем сохранились воспоминания в неопубликованных письмах художника к жене. « С 26-го не живу на Кропоткинской, так как был на даче у О.Э. Чкаловой, а потом пригласил меня Ник.Тагунов. Я воспользовался для экономии денег, да потом в ЦКБ был наплыв большой, потом он очень просил и мне не хотелось обидеть его, он так хорошо ко мне относится"6.

Так, к тому же портретируемый Н.Тагунов пишет художнику Куликову письмо от 23.07.1940 года. В нём была просьба подтвердить документально для получения персональной пенсии факты его революционной борьбы за диктатуру пролетариата: " .... подтвердить факты моего активного, связанного с риском для жизни участия в революционной борьбе за диктатуру пролетариата в мою бытность в городе Муроме в дооктябрьский период 1917 года и в годы 1918, 1919, и 1920 г. "7.

В 1919 году Куликов создает портрет большевика, подпольщика А.Г.Шляпникова. Шляпников - бывший рабочий Торского чугунолитейного завода, старый знакомый И.С.Куликова; в один из его приездов в Муром, где проживали родственники Шляпникова, художник создал его портрет. Портрет этот сейчас находится в МИХМ.

Возможный отход крупных дореволюционных художников от создания станковых произведений предоставил возможность молодежи, сосредоточившейся в левых футуристических группировках, выступить на первый план и стать застрельщиком нового искусства. Футуристы стали на позицию поддержки революции и молодежи были предоставлены властью административные права 8.

О муромских изостудиях и их основателе художнике И.С. Куликове

В 1920 г. музей организовал первую выставку муромских художников. И.С.Куликов, стремясь реализовать свой творческий потенциал, обратился в послереволюционные годы и к преподавательской работе, чему способствовал немалый опыт работы в сфере искусства.

К педагогической деятельности Иван Семёнович обратился в трудные, голодные послереволюционные годы, когда искусством невозможно было прокормить семью. Кроме того, художник мечтал создать в Муроме — его родном городе - рисовальную школу.

Осенью 1918 года с этим предложением он обратился в отдел народного образования. К заявлению приложил «примерную программу занятий изобразительным искусством в единой трудовой школе».

Программа предусматривала развитие у учащихся « умения видеть», прививала « любовь к художественной культуре всего человечества», воспитывала « уважение к художественному наследству, доставшемуся народу в результате революции" .

Известно, что около 2-х лет, с 1919 по 1921 г. Куликов преподавал на курсах по подготовке учителей рисования и черчения для школ города и района. Методику преподавания он разрабатывал вместе с Петром Ивановичем Целебровским (1860-1921), который, как и Иван Семёнович, был уроженцем Мурома и выпускником Императорской Академии художеств, где учился-в-188-Ы-888-гг.

В отделе рукописей Российской Национальной библиотеки удалось найти ранее не публиковавшееся ещё дореволюционного периода письмо Целебровского, адресованное учащемуся Академии Куликову. Пётр Иванович просил своего земляка достать ему в Санкт-Петербурге необходимые для профессиональной деятельности материалы. Он писал: «Покорнейшая просьба к Вам: достаньте мне тетрадь рисунков-картонов Бруни; это помнится, издавалось для приложения к " Вестнику изящных искусств", которое теперь, не знаю, существует ли , и склад или контора были, чуть ли не в Вашей Академии. Так вот, пожалуйста, похлопочите, достать эту тетрадку и перешлите все в Муром к Вашему родителю Семёну Логиновичу и я с них ее получу .... "79.

В июле 1919 г. под председательством Куликова в Муроме состоялось заседание изостудии, на котором было принято решение о приеме туда всех желающих. Создание студии стало важным этапом творческой биографии мастера.

Следует отметить, что в середине 30-х гг. подобные изостудии возникали повсеместно. Вопрос о повышении квалификации любителей искусства в художественном ремесле ставился на государственном уровне. Рабочим и служащим были созданы все условия для занятий изобразительным искусством.

Освещалась эта тема и в различных периодических изданиях. Так, в статье «Первые успехи», напечатанной в декабрьском номере журнала « Творчество» за 1936 г., подчеркивалось, что « самой жизнью была поставлена задача создать студии повышенного типа, в которых можно было бы стать на путь, ведущий к серьёзному мастерству и большой культуре без отрыва от производства» 80. Уделив основное внимание работе студии ВЦСПС Сталинского района города Москвы, автор отмечал, что её возглавляли такие известные художники, как: К.Ф.Юон, В.И.Мухина, С.В.Герасимов. На занятиях особое внимание уделялось рисунку в работе с натуры и воспитанию наблюдательности у студийцев.

Ценность упомянутой статьи заключается в том, что в ней содержатся сведения о структуре изостудии, о её целях и задачах, о режиме учебного процесса. Вполне возможно, что по такому же типу строилась и муромская изостудия. По словам автора статьи, в основных группах студии занятия происходили « пять раз в шестидневку, по четыре часа в день», а в подготовительных - «четыре раза в шестидневку» . Студийцев отличало упорство людей, работавших на предприятиях и вечерами овладевавших азами художественного мастерства.

В 1935-1936 г. Куликов работал уже в изостудии при Муромском краеведческом музее82. К сожалению, воспоминаний самого художника о его преподавательской деятельности не сохранилось. Однако автору этих строк удалось отыскать в архивах представляющие интерес материалы и выявить бывших учеников Ивана Семёновича. В настоящей статье эти сведения публикуются впервые.

Владимир Александрович Серов - известный советский художник и земляк Куликова - писал ему: " Я так доволен, Иван Семенович, что именно Вы являетесь в настоящий момент руководителем студии при музее, ведь это для Мурома большое дело, и надо это дело расширять и дать возможность заниматься в области искусства всем начинающим"83.

Писали Куликову и другие его корреспонденты, с воодушевлением отмечавшие преподавательскую деятельность художника. Так, В. Коленда, в середине 30-х гг. работавший в Академии архитектуры СССР, писал Ивану Семёновичу: " как хорошо, что в Муроме открылась студия, как важно, что есть где учиться молодежи, и что первые шаги их пройдут под наблюдением художника с серьезной школой"84.

В 1935 году в Муромском краеведческом музее состоялась выставка детского рисунка, включавшая около 300 работ. Жюри под председательством Куликова присудило первую премию по живописи Н.А. Беспалову, по графике - Линькову, по скульптуре - Савинову.

Николай Андреевич Беспалов — впоследствии ставший архитектором и автором монографии о творчестве Куликова - поступил в Муромскую изостудию в 1935 г., вскоре после того, как И.С.Куликов написал портрет его отца токаря А.Н. Беспалова85. Вспоминая об этом, Николай Андреевич писал автору этих строк: учитель « поинтересовался у отца, отчего не ходит в студию его сын, и тот пошёл в неё в ближайшие же дни»86.

Вспоминал Беспалов и о том, как ему, Линькову и Савинову « в каникулы были вручены премии: альбом большого формата, акварельные краски в деревянных коробках и кисти, о том, что « сохранившийся альбом, к сожалению, не с рисунками, а с чертежами» он « подарил в городской музей народного образования» .

По всей видимости, ученики Куликова были не только из Мурома, но и из тех мест, где по роду деятельности ему доводилось бывать. Так, у Ивана Семёновича появились ученики в Павлове - на — Оке, где он работал над картиной "Ночная скупка. Среди них - некий Фёдор Желтов, о чём удалось узнать из найденного в архиве письма, адресованного Куликову.

Желтов писал бывшему учителю о своей творческой работе: " Я только что возвратился из путешествия с Каспийского моря. Очень доволен своей прогулкой. Много нового видел. Посмотрел, как живут люди. Там не верят, что мы живем плохо. Сделал ряд зарисовок с их оригинальных жилищ из саманного кирпича. Ловил рыбу, катался по морю и много в нем купался. ... Работаю теперь мало, причину расскажет Катя (жена Ф.Желтова - С.К.) Как живете теперь, как работаете? Черкните»88.

Молодежь тянулась к Куликову. Он пользовался уважением и как известный художник и как наставник. За советом обращались и незнакомые люди. Так, 11 мая 1938 г. Ивану Семёновичу писал С. Красавин: " Мне 18 лет, я очень люблю рисовать, но когда берусь писать красками у меня ничего не получается, отчего я очень сильно огорчаюсь. В настоящее время меня особенно сильно тянет к изоискусству. Но я не имею при себе никаких учебников, ни лица, который мог хотя бы немного подучить по данному делу. У нас в Шарье (город в Горьковской области. - С.К.) нет ни одной изостудии и ни одного живописца. Поэтому прошу Вас порекомендовать мне учебники или дать указания или порекомендовать какую-либо изостудию, так чтобы я мог освоить сложную технику рисунка и цвета .

Другое письмо Куликов получил от Н.Е. Лобанова - молодого человека, знавшего Ивана Семёновича как художника и руководителя изостудии: " Обращаюсь к вам как к отцу всей молодежи, имеющей тягу к пролетарскому искусству чему в данном случае поведомен и я. Сам я уроженец Илон-края от города Семеновка - не ведавшего как художник берется за кисть. Я неустанно с беззаветной энергией занимался самообразованием и живописью, в области чего у меня есть некоторые успехи. Зачатки скульптурного искусства. Могу маслом написать портрет или вообще фигуру и.т.д. До настоящего времени работал на Автозаводе живописцем. Единственная моя цель по окончании учения - попасть учиться только в художественное заведение. Так что, получив кое-какие подробные сведения о том, что Вами организовано подготовительное учебно-художественное заведение, будьте любезны, ответить, можно ли поступить к Вам.

Похожие диссертации на Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв.