Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие турецкого кинематографа в контексте национальной культуры : 1896-1980 Гюлен Селман

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гюлен Селман. Становление и развитие турецкого кинематографа в контексте национальной культуры : 1896-1980 : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Гюлен Селман; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2012.- 131 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/199

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В исследованиях по истории развития мирового кино турецкой кинематографии, как правило, уделяется немного места и рассказывается о ее развитии языком сухих цифр и статистических данных, упоминаются лишь некоторые фильмы и имена их создателей. Классики западного киноведения Жорж Садуль и Ежи Теплиц, рассматривая кинематографические традиции разных регионов и стран, не уделяют достаточно внимания турецкому кинематографу, ограничиваясь общими характеристиками и упоминанием некоторых фактов из его истории. Также чрезвычайно скудные сведения о турецком кино приводятся в русскоязычных источниках, таких как «Кинословарь», а также в некоторых справочниках, посвященных современной Турции. Создается ошибочное впечатление о том, что турецкий кинематограф среди других национальных кинематографов не представляет особого интереса и не смог сделать значимого вклада в развитие мировой кинематографической культуры. Скудная информация о турецком киноискусстве не позволяет российским туркологам, а также киноведам, культурологам и просто любителям кино составить представление об истории турецкой кинематографии, ведущей свое летосчисление с 1896 г. Ведь кино на берегах Босфора появилось через несколько месяцев после первого сеанса фильмов братьев Люмьер в Париже, и уже в 1914 г. началось развитие национального кинопроизводства, которое переживало спады и подъемы. В 1970-80-е годы в Турции ежегодно выпускалось около 200 полнометражных художественных фильмов. Турецкий кинематограф был свидетелем и активным участником серьезных изменений в турецком обществе, которое за несколько десятков лет сделало гигантский скачок в развитии. То огромное количество собственной кинопродукции для сравнительно небольшой развивающейся страны, которое производилось в Турции в 1970-е годы, заставляет предположить существование неких объективных причин, вызвавших потребность в картинах собственного производства, потому что более типичным для развивающихся небольших стран является пользование импортной кинопродукцией — либо западного, либо индийского производства.

Потребность в столь масштабном национальном кинопроизводстве диктовалась турецким зрителем, не удовлетворявшимся импортными кинолентами, и требовавшим фильмов с национальным колоритом, мирясь при этом даже с невысоким художественным качеством потребляемого, так как большинство снятых в таком огромном количестве фильмов были низкопробными поделками, копировавшими западные образцы, перенесенные на восточную, турецкую, почву. Другими словами, исследование становления и формирования турецкой кинематографии представляет несомненный интерес, так как раскрывает один из своеобразных национальных путей развития в пространстве мирового киноискусства, отличающийся формированием четко выраженной национальной специфики. Процесс формирования национальной специфики турецкого кинематографа был весьма длительным, заняв период с начала прошлого века по 1980-е годы, когда начинается количественный спад турецкого кинопроизводства с нескольких сотен лент в 1970-80-х годах до пары десятков в последние три десятилетия.

В 1970-е годы наступает период зрелости турецкого кино – фильмы из Турции попадают на мировые экраны, занимая призовые места на международных кинофестивалях в Москве, Карловых Варах (Чехословакия), Нью-Дели (Индия), Джакарте (Индонезия), Нанте (Франция) и других странах. Интерес мировой общественности к турецкому кино был вызван особенной национальной спецификой, художественной разработкой проблем, характерных для турецкого общества. Полученные награды с одной стороны отражали рост качества турецкого кино, с другой свидетельствовали о появившемся интересе зрителей разных стран к развивающемуся кинематографу Турции.

Снижение же количественного кинопроизводства в Турции последних десятилетий является, как нам представляется, не только следствием засилия голливудской продукции, сформировавшей «универсальные» или «глобальные» вкусы но прежде всего сформировавшимся вкусом турецкого зрителя, уже не желающего потреблять «киномакулатуру» - вкусом, который является, в свою очередь, свидетельством существования зрелого национального кинематографа, национальное своеобразие которого отчетливо оформилось именно на рубеже 70-80-х годов XX века.

Важным моментом настоящего исследования является то, что кино рассматривается как одна из составляющих частей сферы социально-культурной деятельности государства. Исследуется соединение различных аспектов изучения взаимодействия кино и зрителя с точки зрения исторически изменяющихся процессов социально-культурных, экономических и политических преобразований страны.

Социально-культурные факторы развития турецкой кинематографической деятельности включают в себя комплекс вопросов, связанных не только с функционированием, но и с влиянием кино на общество. Анализ и обобщение социально-культурных факторов развития турецкого кино также позволяют выявить его воспитательно-просветительское воздействие на турецкое общество.

Важным фактором в истории турецкого кинематографа также является связь с общественно-политическими процессами, имевшими место в Турции в конце XIX — начале ХХ вв. Становление турецкой национальной кинематографии неотделимо от политической линии, которая проводилась в этой области на протяжении многих лет, и, вероятно, должно рассматриваться в общем контексте традиционного понимания особенностей национального развития в целом и национальных особенностей в культуре. ХХ век для Турции стал переломным с политической точки зрения — когда распалась империя и возникла республика, на смену религиозному государству пришло секулярное. Но изменения в турецком обществе носили куда более серьезный характер - имеет смысл говорить о глубокой модернизации общества, смене парадигмы общественного развития.

Без понимания особенностей и специфики исторических процессов, имевших место в Турции в ХХ в. невозможно дать оценку турецкого кинематографа, понять задачи, которые ставили перед собой турецкие режиссеры, образы, которые пытались воспроизвести турецкие актеры. Для некоторых периодов в истории Турции была характерна такая государственная политика, при которой высоко оценивалась воспитательная функция кино и подтверждается важное место кинематографии в области социально-культурной деятельности страны. Зачастую кино становилось в руках властей агитационным инструментом. Турецкий кинематограф в лице своих лучших представителей всегда считал своей первейшей задачей достижение художественной и воспитательной ценности, доведение до зрителя высоких общественных идеалов, конечная цель которых – сделать общество совершеннее.

Актуальность темы исследования обусловлена остротой противоречий культурных процессов, происходивших в Турции в ХХ в. Политический распад Османской империи и образование на ее месте Турецкой республики имели не только политическое значение — произошла глубинная трансформация турецкого общества, вступившего на путь серьезной модернизации и вестернизации. Кинематограф с одной стороны стал зеркальным отражением этих процессов, с другой стороны - кино было инструментов в руках турецких правителей, использовавших его как в культурно-просветительских, так и агитационно-пропагандистских целях. Исследование развития турецкой кинематографии актуально, так как оно позволяет существенно дополнить социологическую характеристику турецкого общества, поскольку раскрывает как его идейные представления и предпочтения, так и историю формирования одного из важнейших видов искусства в турецкой культуре.

Кинематография, создающая продукт культуры – фильм, является средством переосмысления национального кинематографического процесса, когда и турецкое общество и кинематография не однажды находились в кризисе и поисках новых ориентиров социокультурного развития.

Степень научной разработанности темы.

Большая часть работ о турецком кино принадлежит турецким авторам. В Турции историю и проблемы развития турецкого кино разрабатывали ученые-культурологи, исследователи-киноведы.

Культурологическое исследование турецкой кинематографии, потребовало изучения следующих блоков источников по теме:

фундаментальные научно-исследовательские по истории мирового и турецкого кинематографа;

статьи и рецензии о турецком кино;

интервью;

архивные материалы;

публицистика.

В исследовании использовались работы, посвященные истории мирового кинематографа. Особый интерес представляют монографии по истории турецкой культуры и турецкого кино. В них глубоко разработаны проблемы совершенствования художественного уровня турецкого кино и его национального традиций. Были также использованы статьи и рецензии о турецком кино, опубликованные в российской периодической печати, в печати Турции, стран Западной Европы и Северной Америки. Материалом для книги послужили также документы и обзоры творческих дискуссий, проводимых турецкой общественностью, интервью с режиссерами, драматургами и актерами турецкого кино.

Российский зритель и кинокритик практически не знаком с турецким кинематографом. Небольшое количество работ о турецком кино не позволяют составить представление об этом виде искусства, его уровне развития и специфике.

Объектом исследования являются турецкие фильмы исследуемого в работе периода.

Предметом исследования является жанрово-тематическое турецкое кино в контексте национальной культуры.

Цель исследования — анализ истории зарождения и становления турецкой кинематографии и выявление ее национальной специфики.

В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:

раскрыть основные исторические этапы формирования турецкого кино;

исследовать зависимость развития турецкого кинематографа от социально-политической ситуации в стране;

выделить и проанализировать национальные особенности турецкого кинематографа;

рассмотреть распространение кинематографа в турецком обществе в период с начала прошлого века по 80-е годы, то есть в период становления национального своеобразия турецкого кино как одного из видов национальной культуры.

Хронологические рамки исследования включают наиболее важные этапы развития турецкого кинематографа с момента его появления на рубеже XIX-XX в. до 80-х гг. ХХ в. Рассмотрен процесс становления кино в Турции, периоды его взлета и упадка.

Методология и методы исследования.

Методология исследования носит комплексный характер в силу многоплановости предмета исследования и обусловлена спецификой поставленных в исследовании задач и включают в себя научный анализ литературы по проблеме диссертации, а также рассмотрение кинопродукции Турции в указанный период. В работе присутствуют два содержательных компонента - описательно-событийный и теоретико-аналитический.

Системно-комплексный подход позволил рассмотреть турецкий кинематограф в его целостности, выявить его специфику. Культурно-исторический метод, использованный в оценка идейно-художественных качеств турецких кинокартин разных периодов позволяет выделить закономерности в развитии турецкого кинематографа, определить факторы, которые влияли на турецкое киноискусство. Творчество турецких кинематографистов рассмотрено в контексте разных исторических периодов, связанных с политическими, социальными, экономическими и культурными изменениями, имевшими место в Турции в обозначенный период.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоят в том, что впервые рассмотрены история и эволюция турецкого кинематографа с точки зрения социально-культурных факторов его развития. На основании проведенного анализа кинопроизведений, представляющих основные этапы развития турецкого кинематографа в ХХ в. и рассмотрения эволюции роли кино в общественной, политической и культурной жизни Турции, был сформирован системный подход к феномену турецкого кинематографа как одного из видов национальной культуры. Принципиально новым является комплексный подход к кинематографической деятельности, включающей кинопроизводство и кинопрокат, что подробно рассмотрено в работе.

Практическая значимость исследования определяется обращением к малоисследованному кинематографу, классификацией и обобщением малоизвестного на Западе и в России материала. Киноведы и кинокритики, обращавшие внимание на феномен турецкого кино, публиковали лишь краткие обзоры или анализы отдельных кинокартин. Ввиду отсутствия обобщающих работ, посвященных турецкому кино, данная тема осталась малоизученной и практически неизвестной. Диссертация стала серьезной попыткой восполнить этот пробел.

На защиту выносятся следующие положения:

- Рассмотрение основных исторических этапов формирования турецкого кино

Обоснование социально-культурных факторов развития турецкой кинематографии в период в период с 1896 до 1980-х гг.

Обоснование национальной специфики турецкого кинематографа

Необходимость комплексного подхода ко всем этапам кинематографической деятельности, включающей кинопроизводство и кинопрокат.

Апробация диссертационного исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах в Турции и России: «Турция в ХХI в. - перспективы культурного, политического и социального развития» г. Санкт-Петербург, 20 апреля 2010 г.; «Точки пересечения исторического развития России и Турции» г. Стамбул, 30-31 октября 2011 г.,

Структура и объем диссертации обусловлены поставленными целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых посвящена определенному этапу становления турецкого кино, заключения, библиографии и приложения, содержащего список по годам выпущенных в Турции кинофильмов. Список литературы включает в себя 111 наименований, из которых 75 на иностранном языке. Основное содержание работы изложено на 242 страницах.

Похожие диссертации на Становление и развитие турецкого кинематографа в контексте национальной культуры : 1896-1980