Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования Базарова Саноат Шукуровна

Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования
<
Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Базарова Саноат Шукуровна. Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования : 13.00.01 Базарова, Саноат Шукуровна Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования (на материале ВУЗов Республики Таджикистан) : диссертация... д-ра пед. наук : 13.00.01 Душанбе, 2006 253 с. РГБ ОД, 71:07-13/165

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические и историко-педагогические основы формирования образования и воспитания

1.1. Сущность образования и воспитания и их роль в формировании личности 22-34

1.2. История возникновения и развития образования 35-53

1.3 Образование как ценность в формировании личности 54-65

Выводы к 1-ой главе 66-70

Глава II. Гуманистическая идеология - основа педагогического Образования

2.1. Сущность гуманистической идеологии и её влияние на формирование личности 71-87

2.2. Концептуальные подходы к развитию гуманной педагогики 88-105

Выводы ко 2-ой главе 106-111

Глава III. Место и роль педагогических ВУЗов в становлении и развитии образования в Таджикистане

3.1. Исторические аспекты становления высшего педагогического образования в республике 112-127

3.2. Педагогические ВУЗы и их вклад в формирование будущих педагогов 128-143

3.3. Вузовская педагогика в условиях суверенитета Республики Таджикистан 144-158

Выводы к 3-ой главе 159-163

Глава IV. Совершенствование социально-гуманитарного образования и его влияние на формирование мировоззрения и подготовку к творческой деятельности будущего учителя

4.1. Оптимизация социально-гуманитарного образования - основа подготовки будущего учителя 164-179

4.2. Роль гендерной политики в подготовке педагогических кадров 180-192

4.3.Совершенствование воспитательной работы в педагогических ВУЗах - основа подготовки будущего специалиста к творческой

деятельности 193-211

Выводы к 4-ой главе 212-216

Заключение 217-235

Список использованных источников и литературы 236-252

Приложение

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Сегодняшние реалии общественно-политической, экономической жизни страны требуют разработки официальной политики государства в области образования, где особое внимание уделяется профессиональной ориентации молодого поколения, дальнейшему совершенствованию образования и воспитания, в том числе будущих учителей, которым придётся строить новое демократическое, правовое, светское, унитарное государство. (89,35).

Для построения такого государства, как отмечает Президент Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов, необходимо серьёзное отношение к образованию, постановке и решению имеющихся проблем на уровне государственной политики, которые имеют огромное политическое, экономическое, социальное и культурно - образовательное значение. Образование в широком сегодняшнем понимании является одной из жизненных и глобальных проблем XXI в. (158,43).

В педагогике, как и в любой другой науке, есть немало давно устоявшихся методов образования и воспитания, но жизнь выдвигает новые проблемы, требуя адекватных подходов к их решению. Особо актуальна данная проблема для стран с переходной экономикой, где наряду с трансформацией в общественно-политической сфере, происходят глубокие изменения в сознании людей, что настоятельно требует новых подходов к процессам образования и воспитания.

Главным в содержании образования является социальный заказ, который важно перевести на язык педагогики: необходимо общее теоретическое представление о содержании образования, об уровне учебного предмета и материала, где содержание образования реально существует в процессе обучения, требует осознанного восприятия и творческого использования полученных знаний.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основы. Общество не может существовать и развиваться, если молодое поколение, приходящее на смену старому, будет начинать всё с начала, без изучения, учёта и творческого освоения, использования такого опыта, которое оно получило в наследство. Для воспитателя должна быть обязательна передача опыта, забота о росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовки к жизни, где оно становится сферой деятельности и сознания человека. (225,239).

Важное значение в этом направлении принадлежит педагогическим ВУЗам, перед которыми стоит задача формировать будущего педагога, отвечающего требованиям педагогической профессии через особенности обучения и воспитания учителя, который смог бы стать мастером своего дела, педагогическое творчество понималось бы им, как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Но одних фактических знаний недостаточно. Необходимо научить будущего учителя профессионально мыслить, действовать и понимать, что обучение в ВУЗе является не только личным желанием будущего педагога, а государственной необходимостью, что приобретённые им знания и полученное воспитание носят общественный характер, так как он готовится для работы в будущем гуманистическом обществе, осознание, что общество ценит труд учителя.

Педагогический ВУЗ - это место, где развиваются в будущем учителе черты гуманности, трудолюбия, добра и правды. Эти качества сами по себе не разовьются. (116,67). Для этого необходима большая кропотливая, систематическая воспитательная работа в процессе обучения на занятиях и во внеаудиторное время.

Педагогическое образование направлено на подготовку специалистов общего (дошкольного, начального, базового и среднего) образования и его специфика определяется повышенными специальными требованиями к профессиональной деятельности и личности учителя, воспитателя, как

субъекта педагогического общения и учебно-воспитательного процесса. (136,193).

После приобретения независимости в республике почётные профессии, звания, такие как: «Заслуженный агроном», «Заслуженный энергетик», «Заслуженный строитель» и другие на современном этапе преобразованы в «Заслуженного работника народного хозяйства», в то время как почетное звание «Заслуженный учитель» сохранилось, стало ещё более значимым как ценность для укрепления государственности, авторитета, почитания, уважительного отношения к древней профессии - Учитель!

Таджикистан пережил «шоковую терапию», в труднейших условиях за этот период и благодаря трудолюбию, терпению, таланту народа удалось изучить стремительную смену системы ценностей, новые социальные и личностные позиции в переходный период с рыночной экономикой, новые системные ориентиры, формирующиеся на пути полной демократии. Однако в психологию народа глубоко внедрились конкретные ценности, правила поведения, привилегии и привычки, стереотипы мышления, рождённые прежней, советской системой. Но, несмотря на это, Таджикистану удалось за короткий исторический срок поднять важнейшие отрасли народного хозяйства, провести экономические реформы, приватизацию государственной собственности и развить предпринимательство. Нашему времени необходима высоко и духовно развитая личность, с выработанной нравственной позицией, так как ей совершенствовать свою страну. Подготовка этих кадров необходима, но вести работу по-старому невозможно. Вступая на самостоятельный путь развития необходимо многое решать по-новому, так как новые условия жизни республики ставят новые проблемные вопросы. На них приходится давать соответствующие времени ответы. Несомненно, однако, памятовать о том, что здесь-то и проходит грань отличий нравственной позиции современной студенческой молодёжи от нравственной позиции их предшественников.

На современном этапе Таджикистан, находясь на переходном этапе своего развития, разработал национальную стратегию развития. В соответствии с Целями Развития Тысячелетия (ЦРТ), провозглашёнными ООН, являющимися одним из приоритетных направлений национального развития, определён стратегический ориентир - обеспечение образования. Важная роль здесь отводится педагогу, являющемуся флагманом общества, носителем цивилизации и культуры, обеспечивающим преемственность ценностей образования через гуманную педагогику, где в центре внимания стоит проблема необходимого обеспечения качественного образования в достижении устойчивого и справедливого развития. Это требует от педагогических ВУЗов и педагогической науки умения откликнуться на происходящие в обществе перемены, проявить социальную зоркость и смелость в разработке путей реализации проблем, выдвинутых ЦРТ.

Развитие общества на современном этапе настоятельно диктует и развитие гуманистической идеологии, которая в будущем гуманистическом обществе найдёт проявление и развитие в духовной, творческой сущности человека, где одним из решающих факторов является образование, требующее совершенствования воспитания и обучения будущего учителя. Эти вопросы нашли своё отражение ещё в истории педагогики, где центральное место занимал и занимает воспитывающийся человек, во имя которого разработаны педагогические идеи, теории и их роль переоценить невозможно. Их миссия во все времена значима! Роль истории педагогики, её приоритет в интеграции достижения в истории общества и в научной педагогике, в изучении и исследовании мировой педагогической мысли были всегда актуальны. Но путь этот был сложным, противоречивым, шёл от эмпирических суждений к науке.

В целом вышеизложенное подтверждает актуальность и значимость
проблемы разработки
теоретико-методологических и историко-

педагогических основ формирования образования и воспитания для развития современного таджикского общества. Это позволит выявить значение

8 педагогического образования как методологической основы для решения проблем народного образования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема, а точнее комплекс проблем, связанных с изучением состояния образования и воспитания в педагогических ВУЗах, активно разрабатывается после принятия независимости Таджикистана, особенно в начале XXI в., когда общество осознает значимость образования для развития страны, накоплена информация и методика обучения, направленная на оказание помощи построению демократического общества. На современном этапе научный интерес к изучению проблемы образования стал центром исследования, возрождается интерес к нему, ищутся пути по улучшению данного процесса не только в нашей стране, странах СНГ, но и во всём мировом сообществе, так как невозможно изолированное изучение системы образования.

Наблюдается методологический прорыв в понимании качественно нового этапа развития современной цивилизации, изучение на научной основе устойчивого развития общества, доказывающее, что доминантами сегодня становятся не экономические отношения, не материальные ценности, а человек, его развитие и способность к эффективной, созидательной, творческой деятельности на основе новой модели образования, в которую, прежде всего, входит как экологическое, так и социально-гуманитарное образование, и её нацеленность не просто на удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих и будущих поколений, а на такое их возвышение, когда духовно-интеллектуальные потребности и интересы постепенно окажутся доминирующими и для её реализации необходимо не просто объединяться, но и управлять, принимать упреждающие решения по оптимальному взаимодействию общества и природы - что возможно только через образование.

На основе анализа проведённой работы среди студентов педагогических ВУЗов и ВУЗов, готовящих педагогические кадры для республики,

9 рассматривается широкий круг проблем по вопросам образования и воспитания студентов, которые нашли отражение в научных исследованиях.

Изучение, анализ имеющейся научной литературы о деятельности высшей школы, её роли на современном этапе трудно переоценить, так как её исследования имеют большое теоретическое и практическое значения для успешной работы со студенческой молодёжью. Научные исследования по высшей школе дают возможность более подробно ознакомиться с процессом развития высшего образования в период существования Советского Союза (59, 60, 61, 62; 84), в том числе и Таджикской ССР. (39; 150; 151; 223; 224; 122; 71; 127; 216).

Ряд учёных, ведя исследования в области образования и воспитания, рассматривали данную проблему в историческом, социально-философском, педагогическом аспектах.

В историческом аспекте ряд учёных, анализируя опыт деятельности высших учебных заведений при исследовании истории культуры республики, истории возникновения и развития интеллигенции, форм и методов партийного руководства уделили внимание формированию системного и политехнического образования, развитию, укреплению материальной и технической базы ВУЗов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской работы и подготовки научно-педагогических кадров, сотрудничеству ВУЗов Таджикистана с зарубежными ВУЗами. (151; 223; 224; 123; 211; 214;).

В трудах учёных Масова Р.М., Султанова Ш, Абдуллаева С, Назаршоева Н. Шарипова А.А., (104; 180; 2; 118) и других на основе большого историковедческого материала раскрыта деятельность ВУЗов республики, их специфика, состояние профессорско-преподавательского состава, учебно-воспитательного процесса, состояние научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях. (127; 2; 3).

Определённый интерес представляет изучение рядом учёных состояния работы в отдельных ВУЗах страны. Этапы развития высших учебных

10 заведений нашли отражение в юбилейных сборниках, издаваемых к юбилейным датам, в которых находит отражение история того или иного высшего учебного заведения. В этих работах на богатом фактическом материале раскрывается историографическая деятельность ВУЗов, в том числе и педагогических. (205; 151; 81; 177; 203; 183; 185).

В социально-философском аспекте рассматриваются объективные условия построения независимого демократического государства.

Этот аспект проблемы образования рассматривается в научных трудах ряда учёных. (54; 8; 67; 143; 12; 222; 209; 192; 31).

Данные научные исследования внесли определённый вклад в развитие проблемы формирования сознания молодёжи, где уделено должное внимание учёту развития в обществе образования и науки, пониманию и осознанию, что на современном этапе низкое качество образования привело к кризису, духовному упадку человека, что появилась необходимость и учёт философских идей в понимании особенностей современной системы образования, формирования нравственной ответственности человека и о новом представлении его образованности, об образе «человекознающего» и понятии «творческая личность», признание интеллектуальности, понимания широты кругозора как важнейших признаков универсального образования, устойчивого развития общества, доступности информации, тенденции к интернационализации образования.

Работы данного аспекта являются методологической основой для разработки теории и практики образования и воспитания студенческой молодёжи, в том числе будущего учителя, так как позволяют рассматривать данные вопросы в системе и в связи с общими закономерностями развития социально-экономической и духовной жизни общества.

В работах учёных по образованию и воспитанию находит отражение и педагогический аспект. В научных работах ряда исследователей уделяется внимание вопросам подготовки педагогических кадров, становлению и развитию педагогического образования в республике, основам приобщения

11 будущих педагогов к научно-исследовательской работе, дидактическим основам формирования самостоятельности работы студентов в процессе учёбы. (52; 100; 101; 69; 80; 14; 215; 86; 192; 207).

На современном этапе ясно осознаётся понимание роли педагогической теории и практики в развитии и преобразовании общества. Весь исторический опыт, особенно опыт XX в., является подтверждением того, что процесс изменения, реформирования общества преимущественно связан с воспитанием человека, что составляет историю реформирования и развития педагогической теории и практики, направленной на совершенствование человека в обществе, продвижение его к прогрессу. Развитие воспитания, как общественного явления историко-педагогических учений, исследует история педагогики. Принцип историзма в педагогике, как и в любой науке - это важнейший принцип, основанный на понимании прошлого, умении заглянуть в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим, не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают обоснованными прогнозирование в будущее.

В работах педагогического аспекта в последние годы уделено внимание поиску новых идей, содержащих интеллектуальную основу современного образования, появлению новой дисциплины, как философии образования, в которой заново обсуждаются фундаментальные педагогические идеи: идеал образованности, цели образования, история образовательных систем, разграничение понимания масштабов сферы образования и учёт нетрадиционного способа обучения талантливой молодёжи, повышение уровня образования всего народа, вопрос о взаимопонимании преподавателя и студента, что является одним из ключевых вопросов в ВУЗе, необходимости учёта непрерывности, многоступенчатости образования, изучение методов народной педагогики, повышения квалификации и т.д. Среди них особое место по значимости занимают труды видных учёных педагогов, исследователей развития народного образования в Таджикистане,

12 где должное отражение нашло и развитие высшего образования в республике. (128; 101; 80; 85; 109; 7; 44; 14).

Определённое место в этом направлении занимает труд Обидова И.О. и Михайлова А.Н. (128), в котором раскрывается роль философии образования в системе современного педагогического знания, посвященном развитию гуманистической традиции в педагогике Западной цивилизации и раскрывающем их традиции в просвещении Таджикистана.

Проблема педагогического аспекта нашла отражение в прошедшей Международной научной конференции «Проблемы воспитания в народной педагогике», организованной Министерством образования РТ и Таджикским государственным национальным университетом (27-28 мая 1998 г.), организованной Министерством образования РТ научной Республиканской конференцией в сентябре 2005 г., Межвузовском «Круглом столе» «Оптимизация учебного процесса в высшей школе», организованном Министерством образовании РТ и Таджикским государственным институтом языков (январь, 2005 г.), посвященный 80-ти летию Министерства образования Республики Таджикистан. (105; 90; 107).

Обучение и воспитание нуждаются в научно-практическом подходе в разработке проблем, которые ориентировали бы на разработку эффективных путей и средств реализации воспитательных возможностей, выработку организационных форм и методов в условиях новых социально-экономических отношений через творческое мышление и деятельность.

Анализ работ исторического. социально-философского и педагогического аспектов позволяет сделать вывод, что в работах учёных исследуются различные стороны образования и воспитания, рассматриваются их ценностные ориентации, но не рассматривается состояние образования и воспитания в педагогических ВУЗах, пути и средства их улучшения, методы и формы образования, соответствующие совершенствованию подготовки будущего учителя, исходя из требований современности. Недостаточная разработанность данной проблемы в

13 теоретическом исследовании и учёт внимания общества к вопросам образования и воспитания в педагогических ВУЗах служат методологической основой системного подхода к исследованию теоретических основ становления и развития высшего педагогического образования.

Этапы исследования. Научное исследование было начато с изучения теоретико-методологических и историко-педагогических основ формирования образования и воспитания в различных социально-экономических и культурных формациях, поскольку образование и воспитание является фактором продвижения общества вперёд. Исследование проводилось в 4 этапа в течение 10 лет.

Первый этап - изучение и анализ исторической, социально-философской, историко-педагогической литературы, а также научных исследований в области истории возникновения и развития образования, материалов периодической печати по исследуемой проблеме.

Второй этап - изучение концептуальных подходов к развитию гуманистической идеологии и гуманной педагогики, их влияния на формирование личности.

Третий этап - посвящен изучению места и роли педагогических ВУЗов в становлении и развитии педагогического образования в республике, роли вузовской педагогики в формировании будущих педагогов - носителей гуманизма, роли совершенствования социально-гуманитарного образования и его влияние на формирование мировоззрения и подготовку будущего учителя.

Четвёртый этап - анализ и обобщение накопленного материала дал возможность сделать соответствующие выводы по проблеме теоретических основ становления и развития высшего педагогического образования, исходя из чего сделаны выводы и даны ряд практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию образования и воспитания будущего учителя.

Цель исследования - рассмотрение теоретико-методологических и историко-педагогических основ развития образования и воспитания в педагогических ВУЗах, направленных на формирование профессионализма будущего учителя.

Объектом исследования была студенческая молодёжь в педагогических ВУЗах Республики Таджикистан в аспекте системы образования и воспитания.

Предметом исследования явился процесс совершенствования образования и воспитания студентов педагогических ВУЗов, его содержание, структура, формы и методы, направленные на формирование будущего учителя на основе гуманной педагогики.

Гипотеза исследования. Если процесс становления и развития высшего педагогического образования наполнить не только содержанием специальных дисциплин, но и всё высшее образование, весь процесс обучения и воспитания будущего педагога обогатить также предметами социально-гуманитарного характера, формирующими понятия нравственной чистоты, идеала, любви к Родине, патриотизма, человеколюбия, толерантности - то это позволит сформировать в будущем учителе такие качества, которые необходимы при строительстве демократического общества, соответствующего мировым стандартам. Из целей и гипотезы исследования вытекают следующие задачи:

-определить место образования в системе ценностей таджикского общества и общечеловеческих ценностей;

-раскрыть причины успехов и неудач, осознание сущности природы, скрытой тайны воспитательного процесса, овладение культурой воспитания, включающей в себя и развитие педагогического мышления;

- выявить основные направления совершенствования гуманистического общества и рассмотреть его взаимосвязь с образованием;

-формировать новые ценности и необходимые знания по развитию гуманистического общества;

изучить каналы внедрения идеологии гуманизма в творческое сознание и показать через гуманистическую педагогику, направленную на формирование сознания творческой личности будущего педагога -проводника гуманной педагогики и воспитателя будущих граждан гуманистического общества;

выявить процессы формирования, проявления и развития творческой личности в будущем гуманистическом обществе, где найдёт осуществление целостное раскрытие творческой сущности человека;

-показать роль «педагогики сотрудничества» в гуманистическом образовании по формированию творческой деятельности будущего учителя;

-сформулировать рычаги ведения работы в учебно-воспитательном процессе по дальнейшему развитию и формированию проблемы перехода от культуры насилия и войны к культуре ненасилия, мира и толерантности как решение глобальной проблемы современности по сохранению человечества;

-проанализировать стратегию развития социально-гуманитарного знания как одного из важнейших инновационных средств формирования духовной культуры и целостности гуманистического типа, обеспечивающих необходимый переход к новой цивилизации - социальному гуманизму, основанному на новой человеческой идеологии - гуманистической идеологии через гуманитаризацию образования, направленную на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и формирования творческой личности.

Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы:

  1. Анализ трудов мыслителей как Востока, так и Запада, просветителей, исследователей, педагогов, историков, учёных, дающих возможность осветить и проанализировать проблему становления и развития высшего педагогического образования.

  2. Анализ имеющейся литературы по исследованию образования и воспитания, позволяет не только дать определённую сумму знаний для

интеллектуального обогащения, но и влияет на формирование творчески мыслящей личности, перед которой стоит задача формировать будущего педагога, отвечающего требованиям педагогической профессии.

3. Изучение и обобщение теоретических основ становления и развития высшего педагогического образования, перестройка его в новую модель образования, соответствующую времени, использование новых инноваций в процессе обучения и воспитания, активизация познавательной самостоятельности направлены на формирование политической культуры и поведения будущего учителя, самоуправления студенческой молодёжи - что будет являться фундаментом его культуры.

Теоретико-методологической основой исследования явился диалектический подход к методу познания образования и воспитания, их единства, структурно-функциональный и конкретный анализ в исследуемой проблеме. Постановка и анализ исследуемой темы потребовал дополнительного изучения вопросов образования и воспитания, положений и выводов, содержащихся в трудах отечественных и российских учёных.

В работе широко использованы труды Президента страны Э.Ш.Рахмонова, его выступления и встречи с работниками образования и молодёжью страны, документы и постановления Правительства, Министерства образования, законы РТ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Национальная концепция образования», материалы Конституции РТ, Документы Комитета по делам молодёжи при Правительстве РТ, научные исследования, посвященные проблеме подготовки кадров для страны, почерпнут ценный материал из научных публикаций по итогам Международных симпозиумов, научно-практических и республиканских конференций, материалы республиканской печати и статистических ежегодников РТ и международных статистических данных по проблемам образования и воспитания и др..

Специфика предмета исследования была направлена на изучение состояния проблемы образования и воспитания по подготовке

17 педагогических кадров для нужд республики в нижеследующих учебных заведениях: Таджикском государственном педагогическом университете им. К.Джураева (ТГПУ), Таджикском государственном национальном университете (ТГНУ), Худжандском государственном университете им. Б.Г.Гафурова (ХГУ), Кулябском государственном университете им. А.Рудаки (КГУ), Таджикском государственном институте языков (ТГИЯ), Курган-Тюбинском государственном педагогическом университете им. Н.Хисрава (КГПУ), Таджикском государственном институте физической культуры (ТГФК).

В ходе исследования состояния образования и воспитания некоторых ВУЗов были проведены анкетирование, интервьюирование, коллективные и индивидуальные беседы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

сделана попытка системно рассмотреть проблему образования и воспитания как ценность, основанную на приверженности общества принципу приоритета общечеловеческих ценностей;

научно обоснована диалектическая взаимосвязь воспитания и образования и приоритетность воспитания гуманного педагога в обучении;

- систематизирован понятийный аппарат применительно к проблематике
высшего педагогического образования: «народная педагогика»,
«политическая культура», «политическая педагогика»;

- выявлены закономерности становления и развития вузовской
педагогики в условиях РТ;

обоснован концептуальный подход к развитию гуманной педагогики с учётом элементов традиций народной педагогики;

разработана методика подготовки будущего педагога на принципах патриотизма, интернационализма, толерантности, высокого профессионализма, гуманизма;

обоснована необходимость диалектического единства национального и интернационального в педагогическом образовании будущего специалиста.

18 Апробация результатов исследования осуществлялась различными путями:

на Международной научно-практической конференции «Проблема воспитания в народной педагогике» (27-28 мая). - Душанбе, 1998.

на Международном симпозиуме «Вклад женщин в развитие современного мира и международного сотрудничества». Материалы симпозиума. - Душанбе, 2004 г.;

на республиканской конференции «Роль Президента Э. Ш. Рахмонова в воспитании подрастающего поколения». («Накдіи Президенти ^мхурии Точикистон Э.Ш. Рахмонов дар тарбияи наели наврас»). -Душанбе, 2005;

- на республиканской конференции «Дастовардлои илмию педагоги,
техники ва ичтимои сохди маорифи Чумхурии Точикистон дар солхои
истиклолият». («Научно-педагогические, технические и социальные
достижения в сфере образования Республики Таджикистан в годы
независимости»). - Душанбе, 2006;

на научно - практических конференциях в вузах: в Таджикском аграрном университете и Таджикском государственном институте языков (2002,2004-2006 гг.);

на межвузовском «Круглом столе», посвященному 80-ти летию Министерства образования РТ «Оптимизация учебного процесса в высшей школе». - Душанбе, 2005 г;

Основные положения диссертации нашли отражение в монографиях: «Образование: история возникновения и развития». - Душанбе: Матбуот, 2005; «Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования Таджикистана». - Душанбе: Матбуот, 2006; в трёх брошюрах, статьях, тезисах, общий объём которого составил около 57

П.Л..

Некоторые положения диссертационной работы докладывались на научных конференциях, проводимых в Таджикском национальном

19 государственном университете, в Таджикском аграрном университете, в Таджикском государственном институте языков.

Материалы диссертации использовались в учебных лекциях, в работе студенческих кружков по педагогике, философии, политологии, культурологи, в методологических «круглых столах» ВУЗов для кураторов, в лекционно-пропагандистской работе среди населения республики.

Важнейшие положения диссертации, вынесенные на зашиту, сводятся к следующему:

Теоретически обосновано и практически доказано, что педагогическое образование студенческой молодёжи необходимо осуществлять через комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных, социально-экономических, культурных воздействий, включающих целенаправленную работу, как в процессе обучения, так и во внеаудиторное время, направленное на формирование мировоззрения будущего специалиста в условиях демократизации общества и рыночных реформ. Наше время -время значительных перемен. Краеугольным камнем перестройки общества, как системы, является трансформация и адаптация общественного сознания, где ведущая роль отводится образованию и культуре. Высочайшая культура обеспечивается образованностью учителя, его эрудицией, знанием, деятельностью. Таких учителей призвана готовить высшая школа, перед которой стоит базисная задача - формировать всесторонне развитую личность, способную к творчеству и созидательной деятельности, освещенную идеалами гуманизма и духовности.

Выявлены основные тенденции и закономерности развития педагогического образования на современном этапе с уетом «воспроизводства» молодого человека, не только как производительной силы, культурного феномена, но и необходимым основанием воспроизводства систем отношений в решении больших социально-культурных задач современности.

20 Проведён системный анализ состояния педагогических ВУЗов Таджикистана, определён их вклад в формирование будущих педагогов и сформулированы задачи вузовской педагогики по подготовке творческой личности будущего педагога на перспективу. Наступило осознание крутого поворота к формированию творческой самостоятельности каждого студента, особенно будущего учителя. Наша школа оказалась недостаточно интеллектуальной, хотя призвана стать подлинным рычагом образованности, культуры, умственного наслаждения подрастающего поколения. Речь идёт не просто о коренном совершенствовании отдельных звеньев системы образования (школа, ВУЗ). Сегодня система образования призвана помочь обществу восстановить интеллектуальный уровень нашей страны. Судьба образования и воспитания в руках учителя - таково незыблемое убеждение всего таджикского народа.

Формирование у студентов педагогических вузов готовности к совершенствованию знания будущей педагогической профессии имеет не только узко педагогическое, но и государственное значение. Трансформируясь в трудовой деятельности, знания представляют собой большую социальную ценность, где важнейшую значимость имеет вузовская педагогика её составная часть политическая педагогика и социально -гуманитарные дисциплины.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

- теоретически обобщённый опыт работы по образованию и воспитанию
среди педагогических ВУЗов даёт предпосылки для дальнейшего
совершенствования будущего учителя;

проанализированный процесс образования и воспитания в педагогических ВУЗах Таджикистана способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса преподавателями ВУЗов, а также в пропагандистской работе;

выводы и рекомендации, сделанные в ходе исследования, используются в работе по совершенствованию формирования мировоззрения

21 в процессе обновления стандартов социально-гуманитарного образования и воспитательной работы среди студенческой молодёжи;

- разработана Программа-пособие по воспитательной работе в помощь кураторам ВУЗов Таджикистана для более целенаправленной работы среди студенческой молодёжи по формированию политической культуры, толерантности, уважительного, бережного отношения не только к своей культуре, но и к культуре других народов;

основные положения исследования создают предпосылки по формированию в сознании будущих специалистов чувства долга и ответственности к выбранной профессии и к обществу в целом.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, одиннадцати параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Сущность образования и воспитания и их роль в формировании личности

В современном мире невозможно представить ту или иную страну, где бы образование и воспитание не занимало одно из главенствующих мест в системе государства

Образование стало как ценность, как необходимое условие существования прогрессивного государства. Как отмечал Президент страны Э.Ш. Рахмонов в своём выступлении на встрече с работниками сферы образования «Весь прогресс общества, устойчивое экономическое развитие, обеспечение национальной и государственной безопасности и в целом достижение мирового уровня экономики, техники, технологии, науки и культуры, прежде всего, зависят от стабильного развития образования и организации последовательного и качественного процесса обучения граждан Таджикистана». (158,44).

Вместе с мировой цивилизацией Таджикистан вступает в жёсткую глобальную эпоху соперничества и конкуренции, риска и борьбы, поиска наиболее эффективной и одновременно гуманистической модели развития цивилизации, где наиболее значимыми являются: - кардинальное повышение роли знания в современной жизни; - выход на новый уровень технологического развития вследствие освоения технологии, способствующей изменению природных процессов и влияющей на технологию изменяющейся биосоциальной природы человека; - институционализация глобального информационного пространства, дающего свободный доступ человеку к накопленному объёму информации; - глобализация мировой экономики, направленная на обеспечение устойчивого социально-экономического роста в планетарном плане, причём необходим учёт национальных интересов каждой страны. Недооценка этого может привести к противоречию, что чревато необратимыми последствиями.

Для решения этого важного процесса каждая страна должна решать проблемы совершенствования образования, так как образование в обществе играет ключевую роль, определяет уровень и качество жизни, обеспечивает его развитие и процветание, от чего зависит судьба человека, человечества.

Ещё в период второй мировой войны, в 1942 году, в тяжелейшие годы для землян, ЮНЕСКО рассмотрело проблему образования на будущее, где уделялось особое внимание человеку будущего, человеку образованному, который сможет занять достойное место в мире, где ведущая роль будет принадлежать знанию. (231, 44-47). О растущей роли знаний в современном мире говорит и появление новых терминов, таких как информационное общество, экономика знаний. Говоря об экономике знаний, необходимо понимание того, что богатство страны не в наличии только земных запасов (нефти, газа, воды), которые можно продать. Экономика знания - это производство знаний, ценностей и смыслов инноваций высоких технологий, т.е. «богатство в мозгах, а не в недрах». (99).

Общество, знание представляются как равномерное распределение благ между членами общества, где выделяются три особенности: - умные граждане - умный народ - умная страна - умная безопасность страны; - каждая конструктивная культура, каждый образ жизни людей и народов равноправны и полностью составляют глобальную цивилизацию XXI века; - осуществление фундаментальной проблемы устойчивого и актуального противоречия между свободой и безопасностью. (95,10).

Та страна, которая уделяет должное внимание и ответственно относится к проблемам образования, понимает и ценит экономику знания, проблему творческого мышления, оказывается в выигрышном состоянии. Образование и воспитание должно зиждиться на научных знаниях, ценностях и не признать этого невозможно, так как каждая историческая эпоха, общественная формация имеет свои особенности, определённую историю общества того или иного народа и является историческим документом, раскрывающим теоретический образ духа и бытия данной эпохи.

Так, ещё в XV веке великий мыслитель Востока Абдурахмони Джами считал, что знания освещают путь в жизнь и помогают человеку преодолеть все трудности и препятствия, встречающиеся на пути к достижению цели и не только указывают на необходимость овладения знаниями, но и раскрывают его значение для жизни, полагая, что важным фактором является взаимосвязь знания с практикой, где основная роль принадлежит знанию.

Основой развития человека, как личности, является собственная активность, где важное место занимает воля, являющаяся той стороной психической жизни, которая получает своё выражение в сознательных действиях и поступках человека, и направлена на действие поставленных целей, и связана с преодолением внешних или внутренних препятствий на пути к этим целям. (227, 335-336). А целью человеческой жизни является, по Аристотелю, реализация заложенных в человеке возможностей путём обучения и развития.

Каждый человек обладает своим потенциалом и границей совершенствования, уровнем воспитуемости и обучаемости, которые зависят от генетической наследственности, условий воспитания в семье, в коллективе, социальной среде и, естественно, от морально-волевых качеств самого человека. Эти и другие особенности, связанные не только с наследственностью, но и с приобретёнными в ходе развития качествами, необходимости также знания и умения использовать их не только педагогу, но и воспитанникам, где бы каждый мог и должен выбирать оптимальные варианты своего развития в обществе, сумел бы выбрать среду и реализовать свои способности, соответствующие необходимому уровню и активной деятельности, где реализовывалась бы творческая способность личности. (148,113).

Образование по изначальному смыслу термина означает не просто получение человеком определённой суммы знаний в той или иной сфере деятельности (профессиональное образование не всегда было синонимом образования вообще), а придание ему облика или образа высокоразвитого и разумного существа, обладающего самосознанием и мировоззрением. Образованный человек с этой точки зрения - не просто знающий, информированный в своём деле высококвалифицированный специалист, но и человек, способный жить по нормам и принципам культуры своего времени.

В немецкой философии XIX в. слово «образование» было приравнено к слову «культура» и в таком значении часто переводится на русский язык. Представители классического образования (Гегель) считали, что, получая образование, человек становится духовным существом и в ходе получения образования жертвует своим частным, особенным.

Общепринято рассматривать «образование» как обучение, просвещение, совокупность знаний, полученных специальным обучением, где отмечается, что значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящем времени, было принято в конце XIX века (Гёте, Песталоцци и неогуманисты) и означало общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. Обычно говорят об общем образовании, которое даётся в школе, и о специальном образовании. А воспитание рассматривается как воздействие общества на развивающегося человека, где целью воспитания является «способствование развёртыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков» (199,311) в соответствии с целью идеала воспитания.

Сущность гуманистической идеологии и её влияние на формирование личности

Динамизм современной жизни, глобальные проблемы современности, глубокие изменения в международных отношениях требуют ориентации в происходящих событиях, и в комплексе ценностей нужна научная гуманистическая философия, теоретически осмысливающая мировые ценности.

Мировоззрение - это не только совокупность общих сведений о мире, это одновременно и осознание общественных интересов и нравственных норм, социальных приоритетов и гуманистических ценностей, что определяет поведение человека в жизни, ответственное отношение к обществу и к себе. Важное место в системе ценности занимает гуманистическая идеология.

«XXI век, - как отмечает Президент страны, - зарождается в борьбе тенденций и альтернатив. Альтернатива мира требует от нас неуклонного утверждения гуманистического принципа, согласно которому никто не имеет право насильно навязывать другому свой образ жизни, поведения, мыслей, волю, формы духовности или религию, культуру и язык». (159,21).

Исходя из этого республика приобрела политическую независимость, поставила перед собой задачу, отвечающую интересам таджикского народа построить демократическое общество (48, 8), где важнейшее значение имеет подготовка образованных, высококультурных молодых личностей, которым придется поднимать, совершенствовать все отрасли народного хозяйства. Для этого нынешние студенты должны иметь необходимое образование и быть интеллектуально эрудированными специалистами. Но путь этот не прост, связан со сложностями современного мира.

Распад в республике старых устоев во всех сферах жизнедеятельности общества требовал разработки маргинального права, ибо в социально-экономических и социально-психологических условиях новая правовая система не может прямо вытекать из прежней.

Это привело диссертанта к рассмотрению в данной главе состояния идеологической закалки, образования и воспитания личности, в том числе будущего учителя, умения выжить в сложном противоречивом мире.

На современном этапе мировое сообщество ищет новые пути развития, чтобы выжить перед лицом глобальных проблем и требует учёта основных тенденций развития современных сложных обществ, где происходит подъём человеческих отношений, вызванных определёнными причинами: -ускорением научного развития и использованием результатов в новых технологиях; - изменением правил социальной и политической игры, когда многочисленные группы получают возможность принятия решений; -движением личности и общества к свободе; - расширением коммуникаций; -переходом индустриального общества к обществу услуг; приобретением права маргинального характера. (32,204).

Такое состояние современного общества требует знания гуманистической идеологии, формирования гуманистического мировоззрения, которые через убеждения должны раскрываться в действиях и поведении, где необходимы практическая организация и осуществление действия личности как гуманиста при сформированном сознании определяющего высокий уровень духовной активности человека, его самосознания, которое свойственно каждой нации.

Народ, который обладает национальным самосознанием, способен выжить и сохранить духовную культуру, возродить экономическое благополучие и создать достойный образ жизни.

Национальное сознание является субъективно-историческим образованием, где основные аспекты отражаются в национальном самосознании. Различие между ними рассмотрено в исследованиях учёных. (И; 49; 54; 103; 164; 192; 194; 175; 176).

Сущность данного различия заключается в том, что при одинаковых гносеологических условиях процесс восприятия имеет два различных источника. Исходным моментом образования национального самосознания является познание национального в других нациях. Оно выступает в роли «механизма» передачи не только обычаев, традиций, специфических бытовых навыков, но и национальных особенностей развивающейся культуры, литературы, искусства.

Отстаивая политическую независимость, народ Таджикистана выработал новые черты национального характера, что отличает его от личностного характера самосознания до национального уровня.

Демократизация общественной жизни имеет важное значение и для возрождения национального сознания у молодежи, научной интеллигенции, которые играют особую роль в системе национальных отношений.

Как известно, сознание функционирует на двух уровнях - уровне общественной психологии и идеологии. На уровне общественной психологии сознание функционирует как эмоционально - волевое и обыденно -логическое сознание и формируется, прежде всего, в быту, в бытовых отношениях, в семье, ближайшем окружении человека, в совместной трудовой деятельности. Оно представляет собой прямую, непосредственную форму стихийного отражения общественного бытия, где на этом уровне наиболее тонкими, устойчивыми являются национальные чувства, которые передаются из поколения в поколение, и воздействуют на национальную психологию и на национальное самосознание. (176).

Национальные психология и чувства - это очень тонкие инструменты. Идеология - это осмысление общественного бытия и всех сторон общественной жизни в теоретической форме. Она представляет собой более или менее стройную систему взглядов, идей и теоретических принципов, возникая на основе существующих в обществе экономических отношений, которые выступают в форме интересов определённых классов, и поэтому идеология выступает как отражение действительности через призму классовых интересов.

Обретая самостоятельную государственность, Таджикистан встал перед серьёзной проблемой: по какому пути идти, по какой модели развиваться? Создавшееся положение в значительной степени усугублялось отсутствием чёткой, глубоко продуманной государственной идеи (идеологии в широком смысле этого слова - как концептуальной идеи). Некоторые считают, что само государство олицетворяет идеологический институт власти, но данный тезис справедлив лишь для стран, имеющих глубокие, устойчивые исторические и демократические корни государственности и что государство, не имеющее собственной идеологии, не имеет будущего..

Причиной тех трагических событий, которые пережил Таджикистан в 90-х гг., является то, что общество было лишено государственной, правящей идеологии, и страна оказалась в состоянии социального хаоса, отдельные люди, особенно молодёжь, потеряла смысл своей жизни, у неё отсутствовали ценности, которые бы определяли их нормальную жизнь. Поэтому они оказались в плену у людей, которые ставили далеко идущие цели -уничтожить достижения таджикского народа, его свободу, независимость, повести народ никуда.

Исторические аспекты становления высшего педагогического образования в республике

Первый новый тип высшего учебного заведения был открыт в Багдаде в 1055 г., где изучали и комментировали учебную литературу, существовавшую в цивилизованном мире.

Существующие философско-педагогические центры средневекового арабского Востока явились прообразами первых университетов, где обучались европейцы, ставшие впоследствии учёными, политическими и религиозными деятелями. Так, например, в мусульманской Испании, получил образование будущий папа Сильвестр П-й.

В Болонье и в Париже (XI в.) появились центры просвещения, которые затем выросли в университеты. Желающие получить образование посещали арабскую Испанию с целью изучения мудрости Востока.

Культура образования, педагогическая мысль исламского мира прошли несколько этапов. В раннюю эпоху (VII-IX вв.) проблемы воспитания специально не рассматривались. Начиная с XI в., в педагогической мысли исламского мира появились первые трактаты по воспитанию, где выдвигались идеи гуманизма, гуманистического развития личности и главной целью считали обретение высоких, духовных и нравственных качеств, которые прививались в процессе обучения в школах до начала XIX в. (17,118).

Так, на территории Туркестанского края в 1908 году существовало 5910 начальных мусульманских школ (мактабы и корихона). А по сведениям на 1 января 1916 года в Средней Азии было 7101 мактабов и 149 медресе, в которых обучалось свыше 100 тысяч учащихся. Такие же школы функционировали и для девочек, хотя их число было значительно меньше. К 1911 г. на всей территории Таджикистана было 10 русско-туземных школ с общим числом 369 учащихся, где преподавало 13 учителей, а в 1916 г. была одна такая школа с 75 учащимися и один европейский хедер, где обучалось 40 учеников. (23,43; 53,24). До революции в Ходжентском уезде функционировали две новометодные школы (Ходжент, Костакоз), которые были только в городах. В 1916 году было больше мечетей (154), чем школ (109 корихона). В связи с осуществлением всеобщего обязательного образования возникла необходимость значительного расширения масштабов подготовки педагогических кадров. В 1918 году (декабрь) в Самарканде было выпущено 137 слушателей краткосрочных курсов, среди них были представители Северного Таджикистана, а к началу 1921-22 учебного года было подготовлено 193 учителя на этих курсах.

На территории современного Таджикистана до Октябрьской революции существовало 4 новометодных школы - 2 школы в г.Ходженте и 2 в селении Костакоз Ходжентского района. (127,22).

В области педагогического образования в республиках Средней Азии были сделаны первые шаги после установления Советской власти, была проведена работа по подготовке учительских кадров для национальных школ Туркестана через создание краткосрочных и повторных курсов для учителей с низким педагогическим образованием. Кадры советской интеллигенции местной национальности готовились не только в городах Средней Азии, но и в крупных городах - Москве, Ленинграде, Баку, Оренбурге и других. Так, в 1926 г. из Таджикистана было отправлено 200 человек в Москву, Ташкент, Самарканд, а в 1926-1927 учебном году в ВУЗы Союза было направлено 67 человек.

С целью улучшения просветительской деятельности в Туркестанском крае на прошедшем Всероссийском съезде по просвещению национальностей в августе 1919 г. было принято «Положение об организации просвещения народов нерусского языка», предусматривающее меры по улучшению учебно-воспитательной работы, издание учебников, подготовку учительских кадров, укрепление учебно-материальной базы национальных школ. (S3,24).

В 1924 г. до организации Наркомпроса Таджикской АССР в Гармской, Гиссарской, Курган-Тюбинской и вилоятах Таджикистана работало всего 26 учителей, в Ура-Тюбинском вилояте -18, Пенджикентском - 6, на Памире -4 учителя. Это говорит о том, что нужда в педагогических кадрах была очень острой. В 1926 г. краткосрочные курсы по переквалификации прошли 213 человек, т.е. все учителя, а в 1927-1928 учебном году - 267 человек. (53, 73-75).

В результате национального размежевания в 1924 г. и первого учредительного всетаджикского съезда Советов в Таджикской ССР было поставлено требование создания подготовки кадров из числа коренного населения различных специальностей. Если в 1926 г. в республике работало 200 учителей в начальных школах, то их число в 1929-1930 гг. составляло 982 человека (127,41), а в 1932 г. их работало 2046, что составляло почти в 2 раза больше, чем в 1929 г. В стране были созданы педагогические техникумы, в том числе и в г. Душанбе. В 1938-1939 учебном году общеобразовательных школ в республике по сравнению с 1932-1933 учебным годом увеличилось на 276%. (127,36).

После национального размежевания (1924 г), народное образование в республиках Средней Азии нуждалось в более квалифицированных педагогических кадрах, способных успешно и неуклонно проводить в жизнь политику образовании. Поэтому система подготовки педагогических кадров должна была строиться в полном соответствии с задачами хозяйственного и культурного строительства, которые были осуществлены в период от создания педагогических кадров низшей квалификации к созданию кадров средней и высшей квалификации. В связи с этим в октябре 1926 г. в Душанбе был открыт первый Педагогический техникум с контингентом 125 человек, а в 1929 г. их было 4, в которых обучалось 546 учащихся.

В 1926 г. были открыты школы в Гиссарском вилояте - 33 школы, Гармском - 21 школа, а в Ура-Тюбе - 19 таджикских и 8 узбекских и 1 еврейская школа, в Пенджикенте -11 и на Памире - 9 школ. (52; 54).

Республика особое внимание уделяла подготовке и переподготовке кадров для ликбеза. В Ходженте, Канибадаме, Ура-Тюбе и ряде других мест создавались так называемые «опорные школы», где учителя получали инструктивно-педагогические советы и проводили показательные уроки.

В середине 30-х годов был сформирован ряд техникумов по заочному обучению учителей кишлачных школ для повышения их квалификации, которые были организованы в Кулябе, Пенджикенте, Канибадаме, Шахринау, Янги-базаре (Орджоникидзеабад), Гарме, Ходженте.

Первыми профессиональными учебными заведениями, созданными в республике, были краткосрочные педагогические курсы и педагогические техникумы. Первый из них был открыт в Душанбе в 1926 г. и именовался мужским. В первый учебный год в техникуме функционировало только 2 подготовительных отделения, основные курсы не представлялись возможными из-за отсутствия подготовленных учащихся и нехватки преподавателей. В 1926-1927 учебном году в Душанбинском педагогическом техникуме обучалось 59 человек. С 1929 г. по 1934 г. было открыто 18 педтехникумов, функционировали десятки одногодичных педкурсов, открытые в Курган-Тюбе, Кулябе, Hay, Ура-Тюбе, Канибадаме, Пенджикенте, Хороге, Янги-базаре (Орджоникидзеабад). (53,57).

Оптимизация социально-гуманитарного образования - основа подготовки будущего учителя

В конце XX века на повестку дня встала проблема смены образа мышления. Исторический поворот в Таджикистане, отразившийся в XVI сессии Верховного совета в ноябре 1992 года, заложил «основу законного правительства и государственной власти в Таджикистане». (160,51).

С этого времени идёт отсчет строительства нового демократического, правового, светского, унитарного государства, что нашло отражение в Конституции РТ. (89,35).

Нынешние студенты - юноши и девушки - стали жертвой гражданской войны в республике, трагизм которой будут ощущать ещё долгое время. Поэтому задача формирования сознания студенческой молодёжи - одна из важнейших задач ВУЗов страны, где важнейшей задачей является повышение уровня знаний и образованности учащихся и студентов. (158,45, 51-52).

Современное образование должно совершенствоваться на основе идеалов гуманизма. Однако кое-где раздаются голоса, что нашему обществу не до высоких идеалов гуманизма. Надо сначала, говорят противники гуманистической перспективы, решить первостепенные задачи борьбы с терроризмом, национальным и социальным разладом в обществе, считая, что нужно разрешить главное противоречие нашего общества между бедными и богатыми гражданами, а затем приступить к достижению гуманистических идеалов человека. История показывает, что когда то или иное общество находилось в самых критических ситуациях именно гуманистические ценности - человеколюбие, милосердие, справедливое равенство, толерантность и другие выводили таджикский народ из безвыходного трагического состояния. В таком состоянии находился Таджикистан на начало XXI в.

Наступивший XXI век - это век конструктивности, современности, перспективности, где ведущая роль принадлежит знанию, которое требует новых подходов и принципов управления, новой управленческой культуры. Для этого нужны люди, способные к творческой деятельности, формирующиеся в стенах ВУЗа, не только через специальные дисциплины, и изучение социально-гуманитарных дисциплин, обусловленные факторами: - гуманитаризация образования становится важнейшей тенденцией реформирования образовательных систем XXI в; - возрастание социально-гуманитарной подготовки выпускников ВУЗов диктуется изменениями в социальной, производственной, интеллектуальной, духовной и иных сферах жизнедеятельности общества.

Развитие социально-гуманитарного образования позволяет компенсировать запас данных знаний и умений будущей элиты общества -сегодняшних студентов ВУЗов, в том числе педагогических, что ведёт к: - возрастанию значимости социально-мобильных, коммуникативных и адаптивных качеств личности; - выживанию человечества по формуле: экология среды обитания -экология природы самого человека; - укреплению тенденции развития мирового сообщества по принципу культуры мира и демократии, взаимотерпимости и взаимообогащения народов и культур; - возвышению роли человеческого фактора, когда сохранилась ещё опасность глобальных кризисов. Готовя в стенах ВУЗа будущих учителей, необходимо помнить, что в настоящее время в сфере профессионального труда учителя назрел ряд противоречий между: - растущим объёмом актуальной научной и социально-политической информации, старых способов её переработки, хранения и передачи; - растущими требованиями к профессиональному мастерству педагогов и недостаточным уровнем их сегодняшней квалификации; - потребностью общества в услугах педагогов и сокращением резерва его рабочего времени, численности педагогических кадров; - ростом объективной социальной значимости профессии учителя и недостаточно высокой привлекательностью педагогического труда для некоторой части молодёжи. Необходимо с целью формирования мировоззрения будущего учителя ставить на должный уровень личность будущего специалиста и необходимо: - понимание, что студент не должен выступать объектом пассивного процесса педагогического воспроизводства; выявлять и формировать творческую и педагогическую индивидуальность будущего учителя; - бороться против наблюдающейся иногда формальной реализации учебных программ, перегрузки студентов, насаждения единомыслия; - устранение противоречий между типовой системой подготовки и индивидуально-творческим характером деятельности будущего учителя.

Исходя из вышеизложенного вытекает, что оптимизация необходима и в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин, направленных на: - понимание, что образовательная политика - одна из составляющих государственной политики, неотъемлемая программа развития общества; - социально - гуманитарные науки, накопившие огромное количество знаний о человеческом обществе, описавшие огромное разнообразие общественных явлений, выявившие ряд устойчивых закономерностей, которые позволили сформулировать прогнозы, и впоследствии были применены на практике. В ближайшей перспективе получение знания является самоцелью, так как представляет собой свободную игру человеческих сил, реализацию возможностей homo sapiens как вида и до известной степени - оправдание самого его существования. (172,289-290). - подтверждение, что человек является главной ценностью общества, что потребует пересмотра идеологии и мировоззрения граждан, государственной политики во всех сферах, что поможет конкретному индивиду обрести смысл жизни, избежать ненужных межличностных отношений, поможет уменьшить противоречия между социальными группами; - осознание, что XX в. отмечен не только экологическими катаклизмами и кризисами, но и социальными, что на современном этапе набирает силу самый главный кризис современности - кризис духовного упадка человечества; - осознание происходящих изменений во всех сферах жизни нашего общества, которые вносят новые моменты, меняя содержание в воспитании; - понимание, что в быстро меняющемся и развивающемся мире нарастает роль социального, политического воспитания, смысл которого заключается в помощи будущему учителю не только в социальном ориентировании, но и в приобретении способности социального функционирования. Необходимо соединение общечеловеческих и национальных ценностей на дифференцированном обучении с учётом способностей личности, организационных и правовых форм плюрализма в методах обучения; учёт, что ведущим интегрирующим качеством является мировоззрение, базирующееся на овладении общечеловеческими ценностями, способствующими глубоким и прочным знаниям основ науки, техники, получении знания, применении на практике, проявляющиеся в нормах поведения в сфере избранной профессии; - понимание, что через образование общественные дисциплины призваны формировать в молодом человеке осознание его развития, совершенствование, самореализацию, которое возможно только для человека свободного, творческого и поэтому ВУЗ должен учить свободе. Без свободы творчество невозможно, а без творчества невозможно бытие. Щеалам образования должна стать триада: Истина - Добро - Красота. (77,221-222). - сохранение, совершенствование и передача знаний, традиций культуры нового поколения в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны; - совершенствование нравственного интеллектуального, эстетического, физического состояния личности; - повышение качества профессионального образования в целом и подготовка к творческой деятельности; - целевые ориентиры, направленные на усиление практики; - понимание, что учитель должен соответствовать тому обществу, где он живёт и трудится, в формировании будущего поколения, способного думать, анализировать и оценивать истинное положение дел, находить эффективные способы решения проблем современности, активно способствовать их реализации, сохраняя своё достоинство и уверенность в своих силах; - формирование будущего учителя гражданином ответственного и компетентного, участвующего в общественной жизни и способного жить и принимать участие в воспитании будущего поколения; - формирование понимания учиться, скрупулёзно анализировать факты и отказываться от повторения чужих мнений, к каким бы авторитетным специалистами они не принадлежали; - осознание, что подлинным носителем высшего синтетического образования является не преподаватель, а студент.

Похожие диссертации на Теоретические основы становления и развития высшего педагогического образования