Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) Кряжев Михаил Сергеевич

Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. )
<
Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. )
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кряжев Михаил Сергеевич. Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) : 13.00.01 Кряжев, Михаил Сергеевич Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. ) (на материале Агинского Бурятского автономного округа) : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Чита, 2007 184 с. РГБ ОД, 61:07-13/1961

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление музыкального образования в учебных заведениях Аги (1801 - 1917гг.)

1.1. Музыкальное образование в учебных заведениях России (нач. XIX -нач. XX вв.) 14

1.2. Музыкальное образование в дацанских школах (1801- 1917гг.) 24

1.3. Музыкальное образование в учебных заведениях Министерства Народного Просвещения (1842-1917гг.) 37

1.4. Музыкальное образование в учебных заведениях Духовного ведомства (1883- 1917гг.) 58

Выводы по 1 главе 75

Глава 2. Музыкальное образование в учебных заведениях Аги (1917 - 1941гг.)

2.1. Разработка программы по музыке в советской школе (1917 -1941гг.) 80

2.2. Музыкальное образование в учебных заведениях Агинского аймака (1917-1920 гг.) 89

2.3. Музыкальное образование на уроках музыки и пения в едино-трудовых школах Агинского аймака (1920-1923гг.) 101

2.4. Музыкальное образование на уроках музыки и пения в учебных заведениях Аги (1923-1941гг.) 116

2.5. Музыкальное образование в учебных заведениях Аги во внеурочное время (1920 по 1941гг.) 135

Выводы по 2 главе 157

Заключение 161

Библиография 169

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития общества в условиях развития рыночных отношений характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена недооценкой воспитания духовной культуры подрастающего поколения и как следствие этого наличием в молодежной среде негативных явлений, а также трансформацией определенных нравственных ориентиров, эстетических потребностей и духовных ценностей.

В решении этой задачи огромная по своей значимости роль возложена на общее музыкальное образование, цель которого заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развития на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Поэтому на современном этапе коренных преобразований общества, а также развития новых общественно-политических и культурных отношений, возникает необходимость обращения к школьному музыкальному образованию, которое может способствовать продуктивному решению вопросов формирования духовного облика человека третьего тысячелетия.

Целостное видение современной системы музыкального образования невозможно без изучения отечественного и регионального опыта построения музыкально-педагогического процесса в предшествующие периоды. Это обозначило проблему исследования: раскрыть и проанализировать исторические предпосылки, условия и особенности музыкального образования в учебных заведениях Аги, на концептуальном уровне исследовать и представить процесс становления и развития школьного музыкального образования с 1801 по 1941гг. на указанной территории.

Вопросам истории становления и развития школьного музыкального образования в дореволюционной России и республиках бывшего Советского Союза уделялось значительное внимание. В разные годы этой проблеме было посвящено немалое количество исследований, результаты которых

достаточно полно отражены в научно-теоретических работах А.С. Мшвелидзе (Грузия), С.Х. Юдашевой (Узбекистан), Т.Ф. Кенгерлинской (Азербайджан), Н.К. Татлизян (Армения) и др.

В исследованиях О.А. Апраксиной, Е.В. Николаевой, В.И. Адищева, Д.Л. Локшина, СИ. Дорошенко, И.С. Кобозевой, И.Ф. Петровской, Н.А. Терентьевой, В.В. Семичева, Л.А. Степановой, Г.А. Муромцева, Т.Н. Батуринской, Л.В. Глухова, Е.С. Когана, Ф.Ш. Салитовой и др. расрыта тема истории общего и профессионального музыкального образования в учебных заведениях дореволюционной и советской России и в достаточно полном объеме представлена творческая деятельность виднейших отечественных музыкантов-педагогов СИ. Миропольского, А.Н. Карасева, А.Н. Пузыревского, СВ. Смоленского, Д.Н. Зарина, А.Л. Маслова, В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского и др.

Агинский Бурятский автономный округ как часть Восточного Забайкалья в научно-теоретических трудах и архивных документах очень часто объединяется общим названием Ага и имеет свою самобытную и интересную историю. Но неоднократно происходившие изменения территориально-административного устройства данного региона затрудняют изучение отдельных вопросов истории округа. Это с полным основанием можно отнести к истории музыкального образования Аги.

История музыкального образования в учебных заведениях Аги частично отражена в научно-теоретических трудах В.И. Андреева, Ж.Т. Тумунова, Т.А. Константиновой, Ф.А. Кудрявцева, М. Татаринова, В.В. Птицына, С Сидорова, В.В. Китова. Отдельные вопросы по этой теме нашли свое отражение в Истории Бурят-Монгольской АССР (т.1), Истории и культуре бурятского народа, Историко-культурном атласе Бурятии, Истории Забайкалья и Энциклопедии Забайкалья (т.1).

Отдельные аспекты этой темы фрагментарно отражены в работах
А.Е.Басалаева, Д.Р. Дашиева, Ш-Н.С Дашидондокова, которые

опубликованы в разное время в сборниках материалов конференций

Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства и
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического

университета.

Таким образом, анализ научно-теоретической литературы по исследуемой проблеме показал, что вопросы становления и развития музыкального образования в учебных заведениях Аги на концептуальном уровне представлены и раскрыты в недостаточно полном объеме. Поэтому не предоставляется возможным воссоздание четкого и конкретного представления истории музыкального образования в учебных заведениях указанного региона. Вследствие этого в обществе о музыкальном образовании в учебных заведениях Аги сложилось представление как о достоянии только советской эпохи и достижении социалистического общества.

Между тем глубокое и всестороннее изучение указанной проблемы не только воссоздает целостную и объективную картину истории музыкального образования в учебных заведениях Аги, но и закладывает фундамент всей системы музыкального образования детей, подростков и юношества на современном этапе в Агинском Бурятском автономном округе, а также в Забайкалье.

Более того, уникальность и самобытность становления и развития системы музыкального образования в учебных заведениях данного региона предоставляет возможность для более полного воссоздания общей картины отечественного музыкального образования, чем обогащает теорию и практику музыкального образования на мировом уровне.

Актуальность проблемы, а также практическая значимость, теоретическая и методическая неразработанность истории музыкального образования в учебных заведениях Аги определили тему диссертационного исследования «Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях Аги» (1801-1941гг.) (на материале Агинского Бурятского автономного округа)».

Объект исследования - музыкальное образование в учебных заведениях Аги.

Предмет исследования - становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях Аги с 1801г. по июнь 1941г.

Цель исследования - проанализировать и концептуально обобщить историю становления и развития музыкального образования в учебных заведениях Аги с 1801 по июнь 1941гг., раскрыть актуальность для современной музыкально-педагогической теории и практики.

Задачи исследования:

выявить и проанализировать исторические предпосылки, условия и особенности становления музыкального образования в учебных заведениях Аги;

определить наиболее значимые периоды становления и развития музыкального образования в учебных заведениях Аги с 1801г. по 1941г. и дать им характеристику;

- исследовать процесс становления и развития музыкального
образования в учебных заведениях Аги с 1801 по июнь 1941гг.;

проанализировать состояние и содержание музыкальной работы в учебных заведениях Аги с 1801г. по июнь 1941 г;

выявить особенности основных направлений музыкальной работы с учащимися в учебных заведениях Аги;

обосновать преемственность и последовательность музыкальной работы в учебных заведениях Аги.

Методологической основой исследования является системный подход, который ориентирует на необходимость исследования процесса становления и развития школьного музыкального образования в данном регионе за указанный период времени во взаимосвязи развития и движения общественной жизни, имеющей свои законы функционирования. Это позволяет установить причинно-следственные связи социальных процессов, предпосылок и особенностей исследуемой проблемы в ее конкретно-

исторических условиях. Вышесказанное предопределило необходимость расположения представленного материала в хронологическом порядке.

Методологической основой исследования является также культурологический подход, который определяет необходимость определения взаимосвязей между развитием отечественной и региональной музыкальной культуры того времени и музыкальным образованием. Культурологический подход предрасполагает к определению взаимосвязей между музыкальной культурой отдельных личностей, а также музыкальной культурой отдельных этносов, проживавших в то время в данном регионе и музыкальным образованием.

Методологическим ориентиром исследования явились работы отечественных музыкантов-педагогов, посвященные истории музыкального воспитания и образования России (В.И.Адищев, О.А.Апраксина, Т.Н.Батуринская, СИ. Дорошенко, ГЛ. Муромцев, Е.В.Николаева, Ф.Ш. Салитова, Н.А. Терентьева и др.). Диссертационное исследование опирается на принципы: научности, историзма, последовательности, преемственности, целостности воссоздания исторической музыкально-педагогической картины в данном регионе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: конкретно-исторический; сравнительно-исторический; анализ, изучение и обобщение научно-теоретической литературы, архивных документов, а также периодической печати; беседа; интервьюирование.

Исследование проводилось в три этапа

Первый этап (2001 - 2002гг.) - теоретический анализ научно-теоретической литературы по теме исследования. Были определены объект, предмет и задачи диссертационного исследования.

Второй этап (2002 - 2003гг.) - работа в государственных архивах Агинского Бурятского автономного округа (ГА АБАО), Читинской области (ГАЧО) и республики Бурятия (НАРБ). Анализ архивных документов и диагностический подбор материала по теме исследования.

Третий этап (2003 - 2007гг.) - Анализ и обобщение материала по теме исследования, апробация и внедрение результатов исследования.

Источники исследования: историко-педагогическая, педагогическая, культурологическая литература, документы Министерства Народного Просвещения, материалы Духовного ведомства, историко-религиозная литература по православию и буддизму, документы о развитии системы образования в советский период, архивные материалы.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

- раскрыты и проанализированы исторические предпосылки, условия и особенности становления и развития музыкального образования в учебных заведениях Аги;

на концептуальном уровне целостно исследован и представлен процесс становления и развития музыкального образования в учебных заведениях Аги с 1801г. по июнь 1941г.;

выявлены наиболее значимые периоды становления и развития музыкального образования в учебных заведениях Аги с 1801 по 1941гг. и дана им характеристика;

в научный оборот введены новые, ранее неопубликованные архивные материалы, большинство из которых переведены со старо-монгольского языка;

проанализировано содержание музыкальной работы с учащимися в учебных заведениях Аги с 1801г. по июнь 1941 г;

- представлены основные направления музыкальной работы с
учащимися в наиболее значимые периоды становления и развития
указанного музыкально-педагогического процесса;

- проанализирован процесс формирования и развития духовного облика
подрастающего поколения средствами музыкального вида искусства.

Теоретическая значимость работы: на основе анализа исторического опыта выделены аспекты, которые имеют существенную значимость для общероссийской теории и практики музыкального образования, а также для

теории и практики музыкального образования в Агинском Бурятском автономном округе и в Забайкалье, что, в свою очередь, обогащает теорию и практику музыкального образования на мировом уровне.

Практическая значимость работы: разработанный и обобщенный материал может найти применение в теоретической и практической деятельности преподавателей истории, культурологии, музыкально-педагогических дисциплин, МХК, регионоведения и т.д. Материалы исследования будут востребованы для проведения уроков, лекций, элективных курсов, спецсеминаров, конференций, создания экспозиций, выставок, музеев по истории педагогики данного региона, Забайкалья, а также нашей страны.

Материалы исследования могут быть использованы в разработке национально-регионального компонента уроков выше указанных учебных дисциплин. Материалы исследования также могут быть востребованы для создания учебных программ в учебных заведениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в системе дополнительного образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыка как элемент духовной культуры народа рассматривается в
контексте ее возможностей усовершенствования внутреннего мира человека.
На протяжении XIX в. в России происходила институализация музыкального
образования, разрабатывались концепция и пути ее реализации в учебных
заведениях разного типа в целях религиозно-нравственного, эстетического и
детского музыкального воспитания. Содержание и направленность
музыкального образования дифференцировались в зависимости от сословной
принадлежности учащихся, обучавшихся в разных учебных заведениях.

2. Музыкальное образование в России развивалось по двум
направлениям: религиозному и светскому. Если религиозное направление
опиралось на отечественные духовные традиции, то светское музыкальное
образование оформлялось в условиях единого европейского музыкального

процесса, для которого было характерно активное взаимодействие и взаимообогащение.

Становление и развитие школьного музыкального образования Аги имеет ярко выраженную специфику, которая обусловлена, во-первых, особенностями культурно-исторического развития бурят и их связью с буддизмом; во-вторых, развивающееся светское музыкальное образование не испытывало яркого европейского влияния. Именно эта специфика становления и развития музыкального образования в Are обуславливает его уникальность и значимость для реконструкции мирового и отечественного музыкального образования.

В становлении и развитии музыкального образования в учебных заведениях Аги выделено два периода: дореволюционный (1801-1917гг.) и советский (1917-1941гг.).

  1. Дореволюционный период становления музыкального образования Аги начинается с 1801г., когда на Агинской земле были образованны первые дацаны, при которых функционировали школы с первоначальной ступенью буддийского образования, составной частью которого было музыкальное образование. На протяжении 1801-1917гг. сложилась целостная система музыкального образования учащихся дацанских школ хувараков, отвечавшая всем постулатам, принципам, критериям и заповедям, заложенным в буддийской культуре. До настоящего времени она не претерпела каких-либо существенных изменений.

  2. Дацанские школы осуществляли подготовку священнослужителей религии ламаизма, которые являлись пропагандистами буддийской музыкальной культуры. Музыкально-педагогическая деятельность лам, наряду с музыкальной подготовкой хувараков, решала задачи их нравственно-религиозного и эстетического воспитания, а также воспитания верности к престолу и самодержавию. Посредством буддийской музыкальной культуры в Агинских степях не только утверждался ламаизм,

но и было оказано значительное влияние на развитие всей музыкальной культуры бурятского народа.

5. В 1842г. Министерство Народного Просвещения открыло Агинское приходское училище, однако, до начала XX в., когда расширилась сеть учебных заведений этого ведомства, музыкальному образованию не уделялось внимание. Оно носило эпизодический характер, имело место в практике учителей энтузиастов и, было связанно с изучением русского и бурятского музыкального фольклора. С 1911г. в учебных заведениях народного образования повышенного типа, подведомых Министерству Народного Просвещения начинаются музыкальные занятия в урочное и внеурочное время. К концу 1917г. музыкальное образование не было представлено в одноклассных приходских инородческих училищах Агинского ведомства, поскольку церковное пение не являлось обязательной учебной дисциплиной, Учителя этих школ не были подготовлены к музыкально-педагогической деятельности.

Музыкальное образование в учебных заведениях России (нач. XIX -нач. XX вв.)

В первой половине XIX в., вплоть до 1917г. музыкальное образование было широко представлено в учебных заведениях закрытого типа. Прежде всего, это было обусловлено тем, что, согласно внутреннему уставу этих учебных заведений, например, таких как, Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре, Царскосельский лицей, Благородный пансион, Училище правоведения, всевозможные горные и кадетские корпуса и др., музыкальные занятия были обязательными (47).

В данном случае следует особо выделить, что указанные учебные заведения считались привилегированными. Поэтому, музыка в этих учебных заведениях рассматривалась как одна из необходимых сторон светского воспитания, где молодым людям, особенно девушкам, полагалось обязательно понимать музыку, непременно играть на одном из музыкальных инструментов, исполнять, соло или в ансамбле, какую-нибудь арию или романс, аккомпанировать собственному пению или пению других.

В учебных заведениях закрытого типа учащихся в обязательном порядке обучали игре на музыкальных инструментах, вокалу и хоровому пению. В этих учебных заведениях, обыкновенно из числа учащихся, создавались оркестры, светские и церковные хоры, вокальные и инструментальные ансамбли. Как традиция устраивались концертные выступления, на которые приглашались ведущие музыкальные коллективы, и знаменитые музыканты того времени.

В концертных выступлениях также принимали участие преподаватели и учащиеся учебного заведения, а в качестве зрителей были, опять же, учащиеся, их родители и преподаватели. Преподавателями музыки нередко были прекрасные и знаменитые музыканты, число которых нередко было больше десяти. Большое значение придавалось музыке также как средству эстетического, религиозно-нравственного и патриотического воспитания.

В подтверждение вышесказанного приведем выдержку из статьи «Училище правоведения сорок лет тому назад» известного музыкального критика В.В. Стасова, в которой он пишет: « Что касается музыкальной части, то она в течение трех последних лет пребывания моего в училище (1840 - 1843) была еще в большем процветании, чем прежде. Количество музыкантов все более и более увеличивалось, и в продолжение рекреаций целого дня все училище наполнено было музыкальными звуками, от одного конца до другого. Играли на множестве фортепиан, на скрипках, флейтах, виолончелях, валторнах, контрабасах не только в одних дортуарах, но даже в зале гимнастики, в разных закоулках по коридорам, - решительно уже места не хватало для всех учащихся и экзерцирующихся. Концертов у нас иногда бывало по два в зиму, вместо одного: на одном не успевали проявиться все наши таланты, и притом же столько сыпалось похвал нашим концертам со стороны родственников!» [86.С. 22].

В это же время согласно «Уставу учебных заведений подведомых университетам» 1804г. в гимназиях, уездных и приходских училищах было разрешено обучать учащихся музыке и другим искусствам. Преподавание музыки и других искусств носило рекомендательный характер, т.е. они входили в число необязательных учебных дисциплин. Более того, указанные учебные дисциплины могли присутствовать в образовательном процессе, указанных типов учебных заведений только «... с позволения начальства ..., когда есть довольные к тому способы» [48.С. 126-128].

В 1828г. был издан «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов», в котором правительство, хотя и в рекомендательном порядке, допускало преподавание музыки в гимназиях, уездных и приходских училищах (99). Однако, как отмечают исследователи истории музыкального воспитания и образования в школах России (О.А. Апраксина, В.И. Адищев, Д.А. Локшин, И.А. Терентьева, СИ. Дорошенко, Л.А.

Степанова, И.Ф. Петровская, ГЛ. Муромцев, Л.В. Глухов и др.,), музыкальные занятия в первой половине XIX века проводились в большей частью в гимназиях чем в уездных и приходских училищах.

Прежде всего, это объясняется тем, что учителя в первой половине XIX в. к музыкально-педагогической деятельности в большинстве подготовлены не были. Сложившаяся ситуация объясняется также тем, что в материальном отношении приходские и уездные училища обладали меньшими возможностями, чем гимназии.

Как указывают исследователи истории школьного образования в России Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева, З.И. Васильева, И.Н. Николаева, Т.С. Буторина и др., гимназии полностью находились на обеспечении государства. Следует также отметить, в гимназиях обучались дети состоятельных родителей, которые очень часто вносили большие суммы денег в попечительский фонд учебного заведения, что давало дополнительную возможность «... содержать учителей танцования, музыки и телесных упражнений» [48. С. 126].

Между тем, приходские училища, которые были предназначены для «... людей из самых нижних состояний», не финансировались государством вовсе, а содержались «... на счет городских и сельских обществ» [99.С.182]. По вполне понятным причинам родители детей «из самых нижних состояний» не всегда были в состоянии вносить большие суммы денег в попечительский фонд приходского училища.

В это же время в уездных училищах государство финансировало заработную плату только тем учителям, которые преподавали обязательные учебные дисциплины. Во всех остальных случаях, куда входила также оплата учителям музыки эти учебные заведения содержались за счет сборов местного населения (99).

Поэтому, во-первых, приходские и уездные училища не могли себе позволить дополнительно содержать учителей музыки. Во-вторых, общества, на содержании которых находились указанные учебные заведения попросту не желали дополнительно содержать учителей музыки, считая это излишним роскошеством. В-третьих, обучать учащихся церковному пению по нотам на тот период времени в России было почти некому.

Первая половина XIX века в истории отечественной педагогики примечательна тем, что вследствие прогрессивного развития социально-экономических отношений «в России растет, хоть и медленно, сеть начальных училищ. Если к концу первой четверти XIX века было 349 приходских училищ, то к 1841 году их стало 1021, ... а в период с 1842 по 1858 гг. было создано 2975 школ подобного типа» [51.С.185]. Процесс, направленный на возрастающие темпы роста сети начальных народных училищ создал предпосылку для развития музыкального образования в данных учебных заведениях.

Здесь необходимо отметить, что «... в этот период, в государственной образовательной политике становится актуальной задача воспитания нравственности в духе служения престолу и отечеству с опорой на общечеловеческие ценности и религиозно-нравственные догмы» [47.С.251]. Эта задача послужила своего рода стимулом к активизации формирования отечественной музыкально-педагогической мысли.

Музыкальное образование в дацанских школах (1801- 1917гг.)

Видные российские ученые XIX начала XX вв. - О.М. Ковалевский, Е.Ф. Тимковский, Г.Н. Потанин, A.M. Позднеев, И.А. Подгорбунский и др. в своих трудах неоднократно указывали, что в XVIII в. на восточных рубежах огромной Российской империи осуществлялось буддийское образование. Поэтому специфика темы исследования предполагает рассмотрение процесса становления музыкального образования, прежде всего, в дацанских школах, поскольку их можно рассматривать как первые учебные заведения на территории Агинских степей.

Началом интенсивного распространения и утверждения буддизма среди бурятского населения Забайкалья принято считать начало XVIII века. Именно с этого времени из Тибета и Монголии стали беспрепятственно прибывать на территорию Забайкалья священнослужители этой древней религии - ламы. Однако после Буринского трактата 1727г., закрепившего границу России с Китаем и Монголией, беспрепятственное проникновение лам в Забайкалье было ограничено. (45; 46; 54).

В «Инструкции пограничным дозорщикам» 1728 г.; известный русский государственный деятель и дипломат С.Л.Рагузинский - Владиславич писал: «Лам заграничных, чужих подданных, в улусах к себе ясачных инородцам не пропускать и довольствоваться только теми ламами, которые ... остались на российской стороне. Если же оставшихся на российской стороне по нынешнему разграничению недовольно, в таком случае выбирать их между собою из каждого рода по два мальчика ... и отдавать тайше Лубсану, дабы при нем обретающиеся ламы оных учили монгольской грамоте и протчему... и впредь в чужих ламах не было нужды» [46.С.440].

Приведенный нами исторический документ как никогда полно свидетельствует, что в начале XVIII в. буддизм, как религия, был официально признан российской властью. Благодаря официальному признанию буддизм стал стремительно распространяться и утверждаться на территории Забайкалья. Более того, именно этот исторический документ в последующем имел огромное значение для развития буддийского образования в дацанских школах Забайкалья.

В контексте темы нашего исследования можно также с полным основанием утверждать, что официальное признание буддизма российской властью, а также развитие буддийского образования в Забайкалье явились историческими предпосылками для становления музыкального образования в дацанских школах, которые функционировали на указанной территории.

Буддизм после его официального признания начал динамично распространяться в Забайкалье. В XIX - начале XX вв. на этой огромной территории появляются своеобразные центры буддизма, где в обязательном порядке должны были быть один или несколько дацанов, при которых, опять же в обязательном порядке, должны были осуществлять образовательную деятельность дацанские школы.

Ученые Ц.Ж. Жамсарано и Б.Б. Барадин, которые были уроженцами Агинских степей, неоднократно указывали, что Ага также являлась одним из ведущих центров буддийского образования в Забайкалье. «Дацан у бурят не есть русский монастырь, - писал в 1905г. Ц.Ж.Жамсарано в статье «О правосознании бурят», - не есть место для душеспасительной бездеятельности ... бурятский дацан пока служит центром просвещения, с несколькими школами, с определенной дисциплиной, с экзаменами, с учеными и учениками. Дацаны привлекают сотни молодых бурят, жаждущих знания. В больших дацанах, например, Цугольском, Агинском, Онинском учащихся до 800 - 900 человек в каждом» [6.С.228].

Таким образом, кроме проповедования и утверждения буддизма, на всевозможного рода молебствиях - хуралах, на дацаны, которые были расположены на Агинской земле была также возложена и просветительская функция, что, в свою очередь, являлось необходимым условием для становления музыкального образования в дацанских школах, которые функционировали на указанной территории.

В дацанских школах жили и учились одновременно дети разного возраста, которых называли хувараками. По материалам переписи 1908 года «... в школах Агинского и Цугольского дацанов обучалось 382 хуварака в возрасте от 7 до 17 лет, что составляло 24,8% от всего населения указанных дацанов» [92.С.17]. Контингент учащихся школ Гунэйского, Токчинского и Зугалайского дацанов неизвестен, т.к. каких- либо данных относительно этого нами не обнаружено. Но, взяв во внимание, приведенное выше высказывание Ц.Ж.Жамсарано мы можем с уверенностью сказать, что численность хувараков в указанных дацанских школах была не ниже чем в школах Агинского и Цугольского дацанов.

По данным исследователей становления и развития буддийского образования В.И.Андреева, Т.М. Михайлова, Ж.Т. Тумунова, Ш-Н.С. Дашидондокова, СВ. Будаевой, Д.Р. Дашиева и др., число хувараков в дацанских школах было намного больше контингента учащихся правительственных учебных заведений. «Количество хувараков в дацанах Забайкалья, - пишет В.И.Андреев в монографии «История бурятской школы»,- в конце XIX столетия достигало 6- 7 тысяч человек, это в то время, когда правительственных светских училищ было всего 6, с контингентом учащихся не превышающим 150 человек» [6.С.214]. Необходимо отметить, что В.И. Андреев имел ввиду только бурятские приходские училища, которые функционировали в указанное время на данной территории.

Отвечая на вопрос - почему же так велико было число хувараков в дацанских школах, он пишет: «Каждый верующий ламаист стремился, по крайней мере, одного из двух сыновей посвятить в ламы. Посвящение в ламы совершалось обычно в младенчестве, над ребенком 4-5 лет, а по достижении 8-9 лет, его отводили в дацан и отдавали одному из лам для обучения. Ребенок становился хувараком... и по окончании курса учения посвящался в сан ламы» [6.С.216].

Здесь следует обратить внимание, что все дацаны, которые функционировали на Агинской земле, относились к монастырям школьного типа - «шадда». В начале XX в. востоковед и монголист Б.Б.Барадин в очерке «Буддийские монастыри», указывает что, все дацаны - шадда подразделялись на монастыри без факультетов и монастыри с одним или несколькими факультетами. Первые, с четырехлетним курсом обучения, представляли собой начальную ступень буддийского образования. (36).

Разработка программы по музыке в советской школе (1917 -1941гг.)

В октябре 1917г. вся власть в России перешла в руки Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Новое советское правительство обратило внимание на создание новой школы. 9 ноября 1917г. была организованна Государственная комиссия по просвещению, которой поручалось дело общего руководства народным просвещением и разработка законопроектов по народному образованию. Были поставлены задачи: достижение всеобщей грамотности населения, введение всеобщего и бесплатного обучения, организация учительских институтов. Все управление школами было передано Советам рабочих и крестьянских депутатов, при которых создавались областные, районные и городские отделы народного образования и культурно-просветительские комиссии (47).

Вскоре была упразднена старая система народного образования. Вместо многочисленных типов народных училищ было предложено создавать на местах единые трудовые школы. 16 октября 1918г. были опубликованы «Основные принципы единой трудовой школы», где освещались основные пути, по которым должен был развиваться образовательный процесс в советской школе. Этот государственный документ имеет также бытование под названием «Декларация о единой трудовой школе». [51.С.339].

Новым советским правительством было обращено также пристальное внимание на школьное музыкальное образование. 21 января 1918г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», которым запрещалось преподавание учебных дисциплин, каким-либо образом связанных с религией, а все священнослужители, которые преподают в школах, должны были быть освобождены от занимаемых должностей (99). Вследствие этого во всех учебных заведениях России было прекращено обучение учащихся церковному пению. Все священники, которые преподавали указанную учебную дисциплину, были уволены. Из репертуара школьных хоровых коллективов была исключена духовная музыка, а проведение церковных праздников, в том числе рождественских елок, было запрещено.

В вышеуказанной «Декларации...» в пункте об эстетическом воспитании учащихся говорилось следующее: «Предметы эстетические - лепка, рисование, пение и музыка, отнюдь не являются чем-то второстепенным... Ритмике и хоровому началу здесь должно быть уделено самое важное место как предметам, развивающим коллективные навыки, способность к общим объединенным переживаниям и действиям. Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки» [28.С.256-257].

Как мы видим, в указанном государственном документе не только подчеркивается мысль о необходимости эстетического воспитания учащихся в школах I и II ступени, но и дается установка о преподавании учебных дисциплин эстетического цикла. Вследствие такого подхода к эстетическому воспитанию, учебные дисциплины образовательной области «Искусство» -музыка и пение, ритмика, лепка, рисование и живопись, в учебном плане единой трудовой школы РСФСР занимали достойное место и являлись обязательными.

Обязательное преподавание уроков музыки и пения, в свою очередь, требовало обязательное присутствие в школе четко разработанной программы по музыкальному образованию, в которой было бы ясно и понятно было отражено содержание и направление всей музыкально педагогической работы. Также необходимо было выпустить учебные пособия и подготовить учителей, которые могли бы преподавать уроки музыки и пения.

Для выполнения этой работы были привлечены известные музыканты-педагоги и деятели музыкальной культуры Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Б.Л. Яворский, Н.М. Ковин, В.Г. Каратыгин, А.Б. Гольденвейзер и др. Обсуждение основных вопросов, которые были непосредственно связаны с музыкальным образованием, нашли свое отражение в сборнике «Музыка в единой трудовой школе» [39,С20].

В это время, на страницах указанного сборника, особо остро дискуссируется вопрос о назначении и месте музыкального образования в системе общего образования. Например, композитор А.А. Шеншин, объясняя термин общее музыкальное образование, указывал, что его первая часть «... включает музыкальное образование в систему общего образования, куда оно, действительно, и должно входить как неотъемлемая часть; этим сказано, что всякий человек, получающий общее образование в школе или вне ее, не может и не должен миновать его музыкальной стороны, если хочет быть полно и гармонически развитым. Во-вторых, эта часть термина отличает общее музыкальное образование от специального технического, почти единственного практиковавшегося до самого последнего времени, которое ставит своей задачей выработку музыкантов-практиков-композиторов, инструменталистов, певцов и т.д., и как таковое выходит за пределы общего образования» [68.С.6].

На страницах сборника также достаточно остро обсуждается вопрос, как называть учебную дисциплину - «Музыка» или «Пение»? Сторонниками первого названия были вышеуказанные нами музыканты-педагоги и деятели музыкальной культуры, поскольку учащиеся на уроках должны обучаться и вокальному, и инструментальному музицированию.

Основное внимание на страницах сборника уделялось видам детской музыкальной деятельности и в первую очередь это касалось хорового пения. «Хоровое пение, - пишет О.А. Апраксина, - теперь ценили ... как путь творческого развития, путь более глубокого постижения музыкального искусства через собственную исполнительскую деятельность. Очень важным было и то, что в хоровом пении стали видеть важнейший путь к подготовке слушателя музыки, который на основе личного опыта мог лучше освоить все выразительные средства музыкального языка, а поэтому полноценнее «наблюдать» за развитием музыкального образа» [13.С.22].

Под «наблюдением» конечно, следует понимать слушание музыки. Здесь следует отметить, что содержание и методику преподавания учебной дисциплины «слушание музыки» разработал в 1906г. Б.Л. Яворский. Он придавал этому предмету огромное значение, называя его наукой, «... которой предстоит стать одной из основ всей системы профессионального и общемузыкального образования» [102.С. 36].

Музыкальное образование в учебных заведениях Агинского аймака (1917-1920 гг.)

В феврале 1918г. на всей территории Забайкалья была установлена Советская власть. Управление всеми учебными заведениями было передано в Комитет Советских организаций Забайкальской области, при котором были созданы Комитет по Народному Образованию Забайкальской области, а на местах районные, городские и аймачные отделы по народному образованию.

К началу 1918г. школьное образование Забайкальской области в рамках того времени было представлено довольно основательно. «Общий подсчет, -пишет исследователь истории народного образования Забайкалья Т.А.Константинова, - позволяет говорить о том, что в области в 1917г. работало 459 школ и училищ всех уровней и положений, в которых обучались 29756 детей, из них 19736 мальчиков и 10020 девочек» [104.С.182].

Это же самое можно с полным основанием сказать и о школьном образовании Аги. «К началу 1918г.,-пишет Ж.Т. Тумунов в монографии «Развитие школьного образования в Are»,- только на одной территории Агинского аймака, в границах того времени, было 20 школ, из которых одна повышенного типа - это Агинское высшие начальное училище» [96.С.95].

Указанным нами выше государственным учреждениям поручалось дело общего руководства народным образованием в области и разработка программ и таблиц уроков. Как указывалось в «Таблице уроков новой советской школы» музыкальные занятия входили в программу как обязательные и должны были проводиться 2ч. в неделю (181).

26 февраля 1918г. Комитет Советских организаций Забайкальской области принял постановление «Об отделении школы от церкви», согласно которого во всех учебных заведениях Забайкалья было прекращено преподавание учебных дисциплин каким- либо образом связанных с любой из религий. Постановление также обязывало заведующих школами незамедлительно уволить всех священнослужителей с занимаемой должности (55).

В феврале 1918г., поэтому, был освобожден от занимаемой должности учителя пения в Бальзинском двухклассном начальном училище священник П.А.Прозоровский. Несколькими днями позднее, в марте этого же года, был уволен учитель пения Агинского одноклассного начального училища диакон Ф.И.Баранов. Как показали архивные данные, в последующем никто из указанных священнослужителей какой-либо музыкально- педагогической деятельностью не занимался. Анализ архивных документов также показал, что С.М.Зубов до сентября 1918г. музыкально-педагогической деятельностью также не занимался.

На основании архивных данных, мы можем утверждать, что музыкальные занятия не проводились и в других учебных заведениях Аги. Прежде всего, это было обусловлено тем, что учителя начальных бурятских училищ Аги не были подготовлены к какой-либо музыкально-педагогической деятельности. Более того, программа по музыке, которая учитывала бы все реалии жизни бурята- скотовода, попросту на тот период времени не существовала. «Вероучение, пение, рукоделие, физические упражнения, - пишет председатель Бурятского Училищного Совета Малков, -не преподаются, как за неимением правоспособных преподавателей, так и в силу исключительных условий бурятской народно-бытовой жизни и не разработанности указанных предметов применительно к бурятской школе» [181.Л.61].

Также здесь следует отметить факт «... невыплаты жалования и других денежных выдач учителям... в течение 5-6 месяцев»[160.Л.4]. Комитет по

Народному Образованию Забайкальской области в этой ситуации оказался просто бессильным, т.к. пытался поправить положение только решениями, требованиями, инструкциями и т.д. Но дело дальше слов на бумаге не двигалось. Поэтому учителя, отказывались проводить вообще какие-либо уроки (160).

Во внеурочное время музыкальная работа во всех учебных заведениях Аги в конце 1917-1918 уч.г. также не проводилась. Например, с января по май 1918г. Агинская Аймачная Дума пыталась «... изыскать средства для ... устройства культурных развлечений, школьных праздников, рождественских елок, экскурсий и т.д.». Однако деньги так и не были найдены (199).

В конце августа 1918г. на всей территории Забайкальской области началась гражданская война. В сентябре этого же года, в результате наступления чехословацкого корпуса с запада и отрядов атамана Семенова с юго-востока, Советская власть в Забайкалье пала. Однако обстановка на указанной территории оставалась не стабильной, что только усугубило и без того тяжелое состояние школ Аги.

Поэтому значительная часть учебных заведений попросту закрылась. Например, Агинская Аймачная Дума доносила Бурятскому Училищному Совету 6 марта 1919г., что «... из 11 училищ временно закрыты до осени 1919г. 9 училищ» [96.С.96], т.е. около 82% от общего количества школ. Казалось бы, что в таком случае не могло идти и речи о какой-либо музыкальной работе.

Несмотря на столь трудное и даже небезопасное время в учебный план Агинского одноклассного начального училища вновь были включены уроки пения, которые «... с голоса преподавала Т.И.Волкова» [173.Л. 13]. В своей работе она руководствовалась двухчастной «Методикой пения» А.Н.Карасева. К большому сожалению, в государственных архивах гг. Читы и Улан-Удэ отсутствует какое- либо достаточно полное описание работы на уроках пения в указанном нами здесь учебном заведении. Однако, на основании довольно разрозненных и отрывочных сведений, которые сохранились в архивных документах, мы с полным основанием можем утверждать, что учитель Т.И.Волкова строго придерживалась указанной нами выше «Методики пения» [173.Л.11].

Поэтому, для того чтобы наиболее полно представить работу по музыкальному образованию в Агинском одноклассном начальном училище, мы убеждены, что методика пения, равно как и программа по обучению учащихся пению, которую предложил А.Н.Карасев требует подробного объяснения.

Эта программа была в то время довольно популярной почти во всех учебных заведениях России и выдержала в свое время ряд изданий. Несомненным ее достоинством было то, что автор высказывает мысль об обязательном преподавании пения во всех без исключения начальных училищах России. Весь процесс обучения учащихся пению, согласно мнению автора «Методики...», должен был быть строго выдержанным, последовательным и систематичным. Само же обучение пению должно было начинаться со слушания. «Первый способ знакомства с музыкальным материалом есть слушание, - пишет он в предисловии, - и это слушание, смотря по тому, как поют и играют при ребенке, должно иметь влияние и на будущее музыкальное развитие ребенка» [14.С.50].

Далее автор предлагает обучать пению учащихся с одной ноты, обычно это было до первой октавы, простых церковных песнопений и отдельных народных прибауток, потешек, закличек, колыбельных и т.д. Сначала звук пропевали целыми нотами, затем половинными и четвертными. После этого, этот же звук пропевали в различных комбинациях указанных длительностей. Когда класс начинал петь достаточно чисто, следовало переходить к пению двух звуков, затем трех, четырех и т.д. Следует обратить внимание, что на этом этапе обучения, учащиеся пели одноголосие.

Похожие диссертации на Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях АГИ (1801 г. - 1941 г. )